Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Соотношение права и экономики
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы работы обусловлена историческим
элементом. И действительно, взаимодействие
права и экономики, как впрочем и всего
государственного механизма, всегда вызывало
повышенный интерес, как с научной точки
зрения, так и с практической, что скорее
всего связано, с тем, что специфика функционирования
данных категорий весьма существенно
затрагивала интересы и потребности различных
социальных групп и отдельных граждан.
Получается, что вопрос о соотношении
государства, права и экономики всегда
будет вызывать споры.
Во-первых,
потому что с развитием общества
всё многообразие правовых, государственных
и экономических отношений постоянно
видоизменяется и преобразуется в более
совершенные формы, а, следовательно, изменяются
и их соотношения.
Во-вторых,
в каждой стране развитие и взаимодействие
государства, права и экономики
складывается с особой спецификой, так
как в различных регионах существенно
отличаются культура, моральные ценности,
историческое развитие, религия, привычный
уклад жизни и т.д., что заметно влияет
на соотношения вышеуказанных категорий.
С
древнейших времен людей интересовал
вопрос, что такое государство и
право, каким образом произошло из возникновение.
Интересовал, прежде всего, потому, что
государство и право и в древнем и в современном
мире, так или иначе, касаются каждого
человека.
Что
же такое государство? Есть два значения
этого слова, во-первых, страны, т.е.
политико-географиче кого образования,
во-вторых, организации политической
власти, системы институтов власти.
Государство
— общественное явление, и предпосылки
его возникновения имеют социально-историческ ю
природу. Поскольку оно возникает повсеместно
в период смены родоплеменных связей людей
в обществе вещными, обменными отношениями,
можно предположить, что факторы, разлагавшие
первобытнообщинный строй, были одновременно
и предпосылками формирования государства.
Познание государства и права следует
начинать с вопроса о происхождении государства
– всегда ли в истории человеческого общества
существовал этот социальный институт
или же он появился на определенном этапе
развития общества. Только такой методологический
подход, реализующий принцип историзма,
позволяет уяснить причины и формы появления
государства, его характерные, сущностные
черты, отличие от предыдущих организационных
форм жизни общество.
Правовое
государство — это такое государство,
в котором создаются условия для наиболее
полного обеспечения прав и свобод человека
и гражданина, а также для наиболее последовательного
связывания с помощью права политической
власти в целях недопущения злоупотреблений.
Среди
существующих условий и предпосылок
успешного формирования и функционирования
правового государства следует назвать
наличие в стране гражданского общества.
Вопросы
правового государства широко обсуждаются
и в наше время. Основная причина такого
внимания к правовому государству заключается
не только в гуманизме самой идеи его возникновения,
но и в поисках путей ее наиболее адекватного
оформления и эффективного осуществления. Целью
данной работы является анализ соотношения
таких элементов государственного устройства,
как право и экономика.
Для
достижения поставленной цели, в работе
поставлены и решены следующие
задачи:
Проанализировать
сущность права и экономики как социальных
явления
Определить
роль экономики и права в становлении
рыночных отношений
ГЛАВА
1. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО
И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ
1.1.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА,
ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ДРУГИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Демократическое
реформирование общества идет по пути
к правовому государству, призванному
быть на страже интересов и потребностей
людей, их прав и свобод. Это государство,
основанное на праве и ограниченное им
в своих действиях, подчиненное воле народа
как суверена власти.1
Правовое
государство — многомерное развивающееся
явление. С течением времени оно приобретало
все новые признаки, наполнялось новым
содержанием. Непреходящей оставалась
лишь идея о связанности правового государства
с правом.2
Правовое
государство — это правовая форма организации
и деятельности публично-политическо
власти и ее взаимоотношений с индивидами
как субъектами права.3
Правовое
государство по Гегелю является живым
организмом, обеспечивающим цели и интересы
конкретного индивида и сохранение, стабилизацию
общества с рыночной экономикой и либерально-демократи еским
политическим режимом.4
Правовое
государство – объективная необходимость
и величайшая социальная ценность,
эффективный способ организации общества
и управления им.
Ценностный
смысл идеи правового государства состоит
в утверждении суверенности народа как
источника власти, гарантированности
его свободы, подчинении государства обществу.
Основными
признаками правового государства
являются:
Разделение
властей;
Верховенство
закона;
Признание,
соблюдение, обеспечение и защита прав
и свобод человека;
Социальная
и юридическая защищенность личности;
Сосредоточение
всех прерогатив государственно-властн го
регулирования в системе государственных
институтов, созданных на основе права;
Недопущение
монополизма в политике и экономике, создание
антимонопольных механизмов;
Контроль
общества за властью, наиболее действенным
способом которого являются регулярные,
свободные, демократические выборы народом
органов государственной власти всех
уровней;
Соответствие
внутреннего законодательства общепризнанным
нормам и принципам международного права
(либо прямое действие международных норм);
Признание
человека высшей ценностью, целью государства,
а не средством решения тех или иных государственных
проблем;
Верховенство
и прямое действие конституции;
Единство
прав и обязанностей граждан.
Наличие развитого
гражданского общества;
Внешний и
внутренний суверенитет государства;
Взаимная
ответственность человека и государства;
Признаки
правового государства отражают основные
его черты, которые обязательно должны
в нем присутствовать.5 а)
Разделение властейна
законодательную, исполнительную
и судебную означает, что каждая из трех
существующих в государстве властей должна
быть независима от другой и в своей деятельности
подчиняться только закону, тем самым
создавая систему «сдержек и противовесов»,
взаимоограничение и взаимоконтроль всех
ветвей власти. Основателем концепции
разделения властей принято считать французского
просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него
подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще
ранее Полибий, а зачатки этого принципа
мы видим уже в античном мире в демократических
Афинах и республиканском Риме. Этот принцип
исключает монополизацию власти в руках
одного лица, органа или социального слоя
и обеспечивает соответствие всей
системы публичной власти требованиям
права и их последовательного соблюдения.6
Такой государственно-властн й механизм
функционирует в США. Другой вариант предполагает
приоритет одной из ветвей государственной
власти – законодательной, что характерно,
например, для Англии.
Разделение
властей – это показатель развитости
права и государства. Сбалансированность
властей основывается на суверенитете
народа, что нашло конституционное
закрепление в ряде современных государств.
По идее законодательная власть должна
принимать законы, исполнительная – организовывать
их исполнение, а судебная – решать спор
о праве на основании закона , принятого
законодательным органом.
В
настоящее время наблюдается
активизация именно исполнительной
власти, которая как бы постепенно расширяет
свое поле деятельности. Эта объективная
закономерность, поскольку жизнь современного
государства принимает более усложненные
формы и часто требует оперативного властного
вмешательства, которое является функцией
прежде всего правительства. При этом
важно, чтобы деятельность исполнительных
органов власти осуществлялась в правовых
формах и на основании актов, принятых
законодательным органом.7
Существенный
признак исполнительной власти —
ее универсальный и предметный характер:
исполнительная власть, ее органы действуют
непрерывно и везде, на всей территории
государства. Исполнительная власть опирается
на людские, материальные, финансовые
и иные ресурсы, использует инструмент
служебных продвижений и систему поощрений.
В руках исполнительной власти находится
весьма грозная сила, ведь существование
государственной власти находит свое
выражение именно в чиновниках, армии,
администрации. Среди этой силы особая
роль принадлежит вооруженным формированиям
— армии, органам безопасности, милиции.
Исполнительная
власть — это вторичная подзаконная
ветвь государственной власти, имеющая
универсальный, предметный и организующий
характер и направленная на обеспечение
исполнения законов и других актов законодательной
власти.8
Исполнительная
власть на местах осуществляется посредством
либо назначаемых центром местных органов
исполнительной власти, либо выборных
органов местного самоуправления.
Законодательная
власть является представительной. Именно
на основе выборов народ передает
власть своим представителям и уполномочивает
представительные органы осуществлять
государственную власть. В этом смысле
можно говорить о первичности представительных
органов в механизме государственной
власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические
ограничения этой власти. Сущностные ограничения
определяются принципиальной зависимостью
от воли избирателей. Политико-юридические
ограничения связаны с тем, что любой закон,
чтобы не оставаться набором фраз на бумаге,
должен соответствовать политическим
и юридическим реалиям, а также фундаментальному
праву — конституции.
Эта
ветвь власти контролирует не только
принятие законов, но и ее не менее
существенной функцией является финансовая
— ежегодное утверждение бюджета.
Есть и распорядительные функции — формирование
определенных органов исполнительной
и судебной власти. Законодательная власть
вправе давать политическую оценку тем
или иным действиям исполнительной власти
и на этой основе привлекать их к политической
ответственности.
Судебная
власть играет особую роль, как в механизме
государственной власти, так и в системе
сдержек и противовесов. Особая роль суда
определяется тем, что он — арбитр в спорах
о праве. В правовом государстве только
судебная власть может отправлять правосудие.
Судебная
власть — специфическая, независимая
ветвь государственной власти, осуществляемая
путем гласного, состязательного, коллегиального
рассмотрения и разрешения в судебных
заседаниях споров о праве. Роль судебной
власти в механизме разделения властей
состоит в сдерживании двух других властей
в рамках конституционной законности
и права и, прежде всего путем осуществления
конституционного надзора и судебного
контроля за этими ветвями власти. б)
Верховенство закона,
«связанность» государства
закономозначает, что государство
и личность в своих действиях, прежде всего,
должны соответствовать закону, то есть
никто не имеет права нарушить закон. В
свою очередь, законы в таком государстве
должны быть правовыми.9 Закон, принятый
верховным органом власти при строгом
соблюдении всех конституционных процедур,
не может быть изменен, отменен или приостановлен
ни ведомственными актами, ни правительственными
распоряжениями, ни решениями партийных
органов, сколь бы высоки и авторитетны
они не были. Вся общественная деятельность
закреплена в конституции правового государства.10
Закон
— это принятый в особом порядке
первичный правовой акт по основным
вопросам жизни страны, непосредственно
выражающий государственную волю и обладающий
высшей юридической силой.
По
своему значению закон является правовым
актом первичного характера, то есть юридическим
предписанием, которое представляет собой
отправное начало всей правовой системы
государства. По своим юридическим свойствам
закон представляет собой акт, обладающий
высшей юридической силой.
Законы
образуют ядро, стержень правовой системы
государства. Все это и предопределяет
верховенство закона — важнейшего
требования законности.
Верховенство
закона — именно требование законности
и один из признаков действительно
правового государства. Поэтому это должно
соблюдаться в работе правоохранительных
органов. Соблюдение этого требования
в частности охватывает следующие основные
моменты:
а) существенность
законодательства — законодательство
должно быть посвящено действительно
решающим и коренным вопросам жизни страны;
б) полнота
законодательства — в законах должны
быть с максимальной точностью урегулированы
все вопросы, требующие законодательного
решения;
в) непререкаемость
законодательства — строгое соблюдение
высшей юридической силы закона, в том
числе недопустимость издания актов, противоречащих
закону;
г) совершенство
законодательства по его содержанию —
его устойчивость, систематическое обновление
и др.;
д) культура
законодательства (юридическое совершенство)
— его кодифицированность, широкое применение
достижений юридической техники, обеспечивающее
правильное и единообразное понимание
законов.
В
правовом государстве все подвластно
закону: и граждане, и должностные лица,
и органы власти и управления, и само государство.
Закон
подкрепляет свои предписания мерами
ответственности и тем самым
гарантирует защищенность общества
и гражданина от нарушения законных
прав, интересов, свобод.
Закон
– единственно возможное средство выражения
и закрепления потребностей и интересов
каждого человека и всего общества, превращения
воли народа в общеобязательный регулятор
общественных отношений, возведение этой
воли в ранг правил, которым подвластны
все.11 в)
Реальность прав и
свобод гражданина.
Этот принцип состоит в признании, утверждении
и надлежащем гарантировании прав и свобод
человека и гражданина. Причем предполагается,
что права и свободы человека не являются
неким «даром» властей, а принадлежат
ему от рождения.
Правовое
государство немыслимо без определенных
прав и свобод человека. В Конституции
России правам и свободам человека посвящена
глава 2, которая так и называется “Права
и свободы человека и гражданина”. В этой
главе утверждается, что права человека
принадлежат ему от рождения и не могут
быть никем нарушены. В Российской Федерации
“все равны перед законом и судом” независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь.
“Достоинство личности охраняется государством.
Ничто не может быть основанием для его
умаления”. Каждый имеет право на свободу
и личную неприкосновенность, неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени, тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений. Жилище
считается неприкосновенным, каждый имеет
право свободного передвижения. Каждому
гарантируется свобода совести, свобода
мысли и слова. Также гарантируется свобода
деятельности общественных объединений.
Каждый гражданин имеет право избирать
и быть избранным в органы государственной
власти. Законом охраняются право частной
собственности и право наследования. Каждый
имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию. “Материнство и детство,
семья находятся под защитой государства”.
Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья
и медицинскую помощь, образование. Каждому
гражданину России гарантируется государственная
защита его прав и свобод.12
В
этой же главе отражены некоторые
принципы правосудия: презумпция невиновности,
невозможность осуждения дважды за одно
и то же преступление.
В
статье 56 установлено, что в период
чрезвычайного положения могут
ограничиваться некоторые права
человека, кроме основных.
Вопрос
о реальности прав и свобод человека
является одним из важнейших на данном
этапе развития нашего общества. Абсолютной
свободы не может быть, так как государство
и общество также обладают свободой. Стремление
человека к абсолютной свободе приводит
к злоупотреблению правом. Соответственно
человек вынужден ограждать свою свободу,
так как если он не будет ограждать ее,
то это приведет к свободе сильного над
слабым, что естественно ограничит свободу
одних и увеличит возможности других.
Свобода человека может стать только тогда
реальной, когда каждый человек начнет
соблюдать и уважать свободу другого. г)
Защита прав и свобод
человека
— это, прежде всего конституционные гарантии
того, что человек является свободным,
а его права — невозможно нарушить без
разрешения на то суда. Государство обязано
защищать человека, а человек соответственно
обязан защищать свое государство.
В
правовом государстве государственная
власть не может зависеть ни от кого,
но, тем не менее, она получается
вечно зависимой от народа, то есть
государственная власть не может быть
суверенной ни в одном государстве. Власть
всегда должна зависеть только от народа
и больше ни от кого. Задача власти -воспитать
людей такими, чтобы они были законопослушными
и не пытались купить за деньги собственную
же власть. В государстве, называемом правовым,
должна жестко пресекаться любая попытка
повлиять на государство или на его отдельные
органы.13 д)
Верховенство и прямое
действие конституции.
Конституция является источником государственного
права страны и основным ее законом, закрепляющим
общественное и государственное устройство,
организацию, взаимоотношения и полномочия
высших органов государственной власти,
основы организации государственного
управления и судебной системы, основные
принципы избирательного права и правовое
положение граждан.
Конституция
занимает особое положение в иерархии
законодательных и административных актов
государства. Закрепляемые в ней формы
собственности, организация, полномочия
и взаимоотношения государственных органов,
основы правового положения личности
представляют юридический фундамент для
остального законодательства. Все прочие
неконституционные акты должны соответствовать
Конституции и ее нормам. е)
Взаимная ответственность
государства и
личности. Этот принцип выражает нравственные
начала в отношениях между государством
как носителем политической власти и гражданином
как участником ее осуществления. Государство
путем издания законов берет на себя конкретные
обязательства перед гражданами, общественными
организациями, другими государствами
и всем международным сообществом. Не
менее важна ответственность перед обществом
и государством.
Государство
и личность взаимосвязаны и взаимозависимы:
государство не может существовать без
личности, а личность — без государства.
Правовое государство обеспечивает личности
защиту ее прав и свобод, предоставляет
возможность участвовать в общественной
жизни страны. Личность обеспечивает государству
его существование, развитие и процветание.
Правовое
положение и взаимоотношения
всех субъектов общественной, политической
и государственной жизни должны быть четко
определены правовыми законами, защищены
и гарантированы всей конструкцией правовой
государственности. Если правовое положение
хотя бы одного субъекта не определено
или определено не четко, то это создает
поле для злоупотреблений, игнорирования
правовых начал, а если правовые начала
игнорируются в одном звене, они немедленно
нарушаются и в других звеньях.14
Важным
гарантом незыблемости прав и свобод
граждан является конституционное
положение, в соответствии с которым властные
структуры государства обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления
с документами и материалами непосредственно
затрагивающими его права и свободы. В
правовом государстве признается и
право каждого гражданина защищать
свои права и свободы всеми способами,
не запрещенными законом.
В свою очередь гражданин несет ответственность
за свои незаконные действия перед государством
в лице его органов.9 ж)
Признание человека
высшей ценностью, целью
государства. В правовом государстве
именно личность является основой всего,
а свобода и независимость личности стоят
на первом месте в системе ценностей государства.
В правовом государстве данное положение
закреплено в конституции прямо или косвенно
и декларирует права и свободы личности
в качестве неотчуждаемых и непосредственно
действующих. В Конституции РФ эти положения
зафиксированы в ст. 2, а также в статье
17, 18.15 При этом стоит помнить, что
свобода в правовом государстве это свобода
делать то, что может и должно пойти на
пользу обществу и государству. Свобода
в правовом государстве — это осознанная
необходимость, она ограничивается самими
людьми, чтобы дать такую же степень свободы
и другим людям. В сущности, в правовом
государстве основной идеей существования
человека должен стать “разумный эгоизм”
— я делаю то, что я хочу делать, но при
этом мои дела не должны вредить другим
людям. Свобода в правовом государстве
является ограниченной только для того,
чтобы все люди смогли ею воспользоваться.
В правовом государстве должен обязательно
соблюдаться принцип формального равенства
— все равны перед законом. Соблюдение
этого принципа ведет к ограничению свободы
одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться
другие.16
1.2.
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО
И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ
ЯВЛЕНИЯ
В
числе явлений, с которыми связаны
возникновение и существование
государства, не без оснований указывают
на экономику. Действительно, на определённой
ступени экономического развития государство
стало необходимостью. И конечно можно
говорить о том, что именно экономическое
развитие послужило своеобразной платформой
для создания политической надстройки.
Но ошибочным было бы полагать, что только
развитие экономических отношений было
предпосылкой для развития политических
надстроечных явлений и государства. Не
всегда влияние экономики столь очевидно
и однозначно. Она лишь, в конечном счете,
предполагает развитие надстроечных явлений.
На их содержание и особенности функционирования
могут влиять и иные феномены общественной
жизни, иные субъективные факторы. На это
обстоятельство обращали внимание ещё
К. Маркс и Ф. Энгельс. Ф. Энгельс писал:
«… согласно материалистическому пониманию
истории в историческом процессе определяющем
моментом в конечном счёте является производство
и воспроизводство действительной жизни.
Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали.
Если же кто-нибудь искажает это положение
в том смысле, что экономический момент
является будто единственно определяющем
моментом, то он превращает это утверждение
в ничего не говорящую фразу. Экономическое
положение – это базис, но на ход исторической
борьбы также оказывают влияние и во многих
случаях определяют преимущественно форму
ее различные моменты надстройки: политические
ее формы классовой борьбы и ее результаты
– государственный строй, установленный
победившим классом после выигранного
сражения, и т.д., правовые формы и даже
отражение всех этих битв в мозгу участников,
политические, юридические, философские
теории, религиозные воззрения и их дальнейшее
развитие в системе догм»17.
Экономика
как система отношений в сфере
производства, распределения и потребления
материальных благ действительно предопределяет
содержание различного рода идеологических
отношений, форм общественного сознания,
политических и правовых институтов. И
это особенно наглядно проявляется в эпоху
реформ и революций, когда изменение отношений
непосредственно отражается на внутренней
и внешней политике, характере политических
и правовых решений.
Важное
воздействие экономики ощущается
не только на возникновении политической
надстройки общества, но и на её функционировании.
Это воздействие происходит посредством
волевых усилий человека, который находясь
в неоднородных общественных условиях,
по-разному воспринимает формы и методы
воздействия материальных факторов на
общественную жизнь. «Политические институты
влияют, прежде всего, на массовое поведение,
поведение социальных общностей и через
его призму – на групповое и индивидуальное
поведение, что позволяет фиксировать
и поощрять типично полезное поведение»18.
Распределение
в обществе материальных благ между
различными социальными группами влияет
на взаимоотношения между ними. Происходит
борьба за такое распределение благ, которое
в наибольшей степени устраивало бы различные
социальные группы. Если взглянуть на
историю с этой точки зрения, то можно
обнаружить, что причинами практически
всех социальных потрясений, восстаний
и революций были недовольство одного
класса общества распределением материальных
благ общества.
Государство
обладает относительной самостоятельностью,
так как экономика лишь, в конечном
счете, определяет появление государства.
Если бы государство не обладало известной
самостоятельностью, своей внутренней
и внешней свободой, оно было бы пассивным,
и, следовательно, лишним звеном в общественном
механизме. «Относительная самостоятельность
государства есть непосредственная основа
его деятельности, его активности, его
воздействия на общественную жизнь. Относительная
самостоятельность государства является
его естественно необходимым состоянием»19.
Понятие «относительная самостоятельность
государства» выражает прежде всего зависимость
государства от внешних факторов: экономики,
классовой борьбы, политики, идеологии,
культуры. Политическая надстройка оказывает
значительное влияние на экономику. Она
может закреплять, притормаживать или
стимулировать развитие процессов происходящих
в экономической сфере. В политике больше
всего отражаются экономические интересы
различных социальных групп. Государство
чаще всего являлось лишь выражением в
концентрированной форме экономических
потребностей класса, господствующего
в производстве. Определения государства
как особого аппарата в руках экономически
господствующего класса для подчинения
классов эксплуатируемых всё-таки, несмотря
на их ограниченность, имеют под собой
реальные основания. Потому-то и получило
столь широкое распространение определения
политики как концентрированного выражения
экономики. Особенно заметно на содержание
политических решений сказываются интересы
тех социальных групп, которые занимают
доминирующее положение в экономике.
С
помощью политики и политической
власти они закрепляют и умножают
своё материальное положение, гарантируют
его независимость от возможных посягательств
со стороны других членов общества. Это
выражается установлением специальных
правил поведения, которые охраняются
от нарушений государственным аппаратом.
Помимо всего этого государство обеспечивает
внешние условия функционирования экономики.
Во-первых,
государство выполняет функцию
защиты страны от нападения извне и тем
самым охраняет экономическое пространство
внутри страны.
Во-вторых,
оно обеспечивает единство общества
и его относительную стабильность
в условиях, общество распадается на классы
и социальные слои с различными, подчас
противоположными интересами. Внутреннее
единство и стабильность общества – также
необходимая предпосылка нормального
развития и функционирования экономики.
В-третьих,
государство выступает и субъектом экономических
отношений, взяв на себя некоторые экономические
функции, обеспечивающие целостность
экономической системы страны.
Можно
с уверенностью говорить о том, основываясь
на историческом опыте, что деятельность
государства и других политических институтов
существенно воздействует на экономику.
В мировой практике сложилось две модели
построения экономики: социалистическая
и капиталистическая. Первая модель строится
на полном огосударствлении собственности
и средств производства, регулировании
большинства экономических отношений
государственным аппаратом, строгой регламентации
возможных самостоятельных действий как
отдельных физических лиц, так и организаций.
Другая же модель экономики основана на
институте частной собственности, свободной
конкуренции, установлении государством
запретов на совершение некоторых действий,
а в остальном предоставлении полной свободы
действий.
В
первом случае, когда воздействие
государство на экономику становится
избыточным, оно становится негативным,
так как мешает свободному функционированию
экономики. Крайним проявлением такого
воздействия становится полное огосударствление
экономики, при котором государство становится
единоличным собственником всех объектов
собственности и берет на себя управлением
хозяйством. У этой системы есть ряд существенных
недостатков:
государство
«отключает» естественный баланс согласования
потребностей и предложения товаров и
услуг. В этой ситуации государственные
чиновники диктуют обществу, какие товары
и услуги ему нужны. Зачастую производились
товары не нужные потребителю, а необходимые
материальные блага становятся дефицитом.
В результате подавляющее большинство
населения недовольно политикой государства.
огосударствление
порождает отсутствие экономической ответственности
предприятий, заводов, фабрик. Экономические
результаты для них не имеют особого значения,
потому что у рентабельных предприятий
государство забирает прибыль, а убыточным
– предоставляет необходимое финансирование.
чрезмерное
государственное вмешательство в экономику
может быть выражено в излишней заурегулированности,
это ущемляет развитие последней, способствует
возникновению теневой экономики.
К
плюсам такой системы можно отнести
возможность государства очень
быстро сконцентрировать все необходимые
ресурсы для решения определённых задач:
производство вооружений, ведение гигантских
промышленных строек, реализация космических
проектов. Но на практике оказалось возможным
решение этих задач и без тотального огосударствления
экономики. А реализация подобной экономической
политики резко сказывается на жизненном
уровне и достатке граждан, значительно
снижая эти показатели. Позднее даже В.И.
Ленин вынужден был признать ошибочность
таких взглядов.20
Сущностью
либеральной модели экономики является
охранение государством отношений,
складывающихся между хозяйствующими
субъектами, но не вмешательство в их внутренние
дела. Это позволяет достичь наиболее
полного удовлетворения интересов социальных
групп и компромисса между населением
и государством. Эта модель обеспечивает
установление и реальное исполнение прав
и свобод человека и гражданина, признание
человека высшей ценностью в государстве,
что, безусловно, устраивает каждого члена
цивилизованного общества.
Важным
условием установления либеральной
экономической системы является
наличие в государстве демократии.
Ныне мы рассматриваем демократию в
экономике как способ соединения деятельности
производителя материальных и духовных
благ с его участием в процессе управления,
основанный на его интересе. Мы ищем своего
рода равенство интереса производственного
и интереса управленческого. Перестройка
хозяйственного механизма невозможна
без стимулирования всех граждан и каждого
в отдельности к активной жизнедеятельности,
включенности в экономическую жизнь на
основе высокой личной ответственности.
Причём сущность демократии заключается
не только в установлении набора демократических
институтов. Демократия, как явление, есть,
прежде всего способ жизнедеятельности
общества, важнейшее проявление образа
жизни людей, коренное средство разрешения
проблем и противоречий.
Демократическое
поведение в сфере экономики
достигается благодаря применению следующих
правовых средств: закрепление широких
прав граждан на участие в управлении
производством (вносить предложения, избирать
руководителей, обсуждать решения и т.д.);
наделени и т.д.................