Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Правовой порядок
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Академия
труда и социальных
отношений Ярославский
филиал
юридический
факультет
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Теория государства
и права»
Тема:
«Правовой порядок»
Руководитель:
Акбаев
С.М.
Студент
юридического факультета,
Группа
___
Колесов
Иван Андреевич
Ярославль,
2007 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Правовое
регулирование представляет собой
сложный и многообразный процесс,
осуществляемый с помощью определенных
средств юридического воздействия на
общественные отношения. Юридическая
наука различает понятия правового воздействия
и правового регулирования. В этом есть
определенный смысл, право уже своим существованием
оказывает значительное влияние на поведение
людей. Как культурная и информационная
ценность, право определяет направление
человеческой деятельности, вводит ее
в общие рамки цивилизованных общественных
отношений. Именно в этом смысле правовое
воздействие шире, чем правовое регулирование
общественных отношений. Средства правового
воздействия на общественные отношения,
специально предназначенные для их непосредственного
регулирования, строго определены. Эти
средства образуют целый, системный юридический
механизм, обеспечивающий урегулированность
все совокупности общественных отношений,
которые являются предметом правового
регулирования. Механизм правового регулирования
- это система правовых средств, с помощью
которых осуществляется упорядоченность
общественных отношений в соответствии
с целями и задачами правового государства.
Среди
многочисленных проблем юридической
науки и практики, которые в
последние годы привлекают к себе
повышенное внимание ученых-правоведов
и общества в целом, находятся вопросы
правового порядка. Они имеют приоритетное
значение в правовой жизни общества. Потребности
и интересы общества, государства, граждан
настоятельно требуют упорядоченности
и стабилизации основных сторон общественной
жизни. На современном этапе развития
России четкий и жесткий общественный
правовой порядок выступает единственно
возможным путем дальнейшего движения.
Формирование
правового государства и цивилизованное
демократическое развитие невозможно
без этого. Правопорядок выступает необходимым
условием возрождения экономики, функционирования
всех социальных сфер, стабилизации жизненных
процессов и становления подлинного народовластия.
В заявлениях официальных лиц и прессы
подчеркивается: "Приоритет - правовой
порядок", необходим порядок в работе
власти, в нормотворчестве и других сферах
государственной жизни. Только при таком
положении гарантируется реальность прав
и свобод граждан, законных интересов
последних и выполнение всеми субъектами
возложенных на них обязанностей, реализаций
ответственности за свое поведение, а,
следовательно, демократическое общество.
Изучение
правопорядка потому актуально, что
правопорядок образует правовую основу
гражданского общества. На нем базируются
все его сферы: и социально-культурная
и экономическая, и политическая. Он, следовательно,
является правовой основой и всей государственной
деятельности. Исследование правопорядка
актуально, так как состояние стабильности,
уравновешенности и соразмеренности,
гарантированности и упорядоченности
важнейших сторон жизни людей ныне необходимы
как никогда. Рассмотрение правопорядка
актуально и потому, что за последние годы
несколько изменились взгляды на понятие
правопорядка и его формирование.
В
работе рассматриваются такие вопросы,
понятия правопорядка и его основ, уделено
внимание связи правопорядка с общественным
порядком, правопорядку и правовому государству,
что очень актуально в настоящее время
для России.
Один
из разделов работы посвящен интересному
вопросу – международному правопорядку.
Тема
будет рассматриваться с позиций
следующих вопросов:
1. Основы
и понятие правопорядка;
2. Формирование
правового порядка;
3. Структура
правопорядка (Правопорядок и общественный
порядок);
Общественный
порядок;
Воинский правопорядок;
4. Правопорядок
и правовое государство;
5. Международный
правопорядок;
6. Гарантии законности
и правопорядка;
Политические гарантии;
Юридические гарантии;
Нравственные гарантии;
7. Обеспечение
и охрана правопорядка.
Исследование
данных аспектов темы я и определяю
как задачу и цели своей работы.
В связи с профилем моей работы, а именно
служба в следственном управлении при
управлении внутренних дел г. Рыбинска,
рассмотрение данной тематики в курсе
теории государства и права, считаю для
себя как актуальной, так и необходимой.
При
написании работы использованы законодательные
материалы, книги и статьи, учтено
мнение ряда авторов.
ГЛАВА 1.
ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Прежде чем раскрыть понятие
правопорядка, необходимо дать толкование
понятию право – совокупность
установленных или санкционированных
государством общеобязательных правил
поведения (норм) соблюдение которых обеспечивается
мерами государственного воздействия1.
Порядок, с моей точки зрение, это состояние
при котором обеспечивается соблюдение
норм права, методами государственного
воздействия, для недопущения нарушения
этих же норм субъектами общественных
отношений.
Правопорядок
один из видов социального порядка,
политичен, обеспечивается принудительной
силой государства, является сутью
всех юридических форм и процессов,
т.е. он юридичен, социален, гуманистичен.
Правопорядок
— это система общественных отношений,
которая устанавливается в результате
точного и полного осуществления предписаний
правовых норм всеми субъектами права.
Правопорядок составляет реальную основу
современной цивилизованной жизни общества.
Качество и степень правоупорядоченности
общественной жизни во многом определяет
общее «здоровье» всего общественного
организма и его индивидов. В условиях
стабильного правопорядка эффективно
функционирует экономика, достигается
гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной властей, активно
осуществляется деятельность различных
общественных и частных организаций, реально
гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяются его материальные
и духовные потребности.2
Правопорядок
- это система общественных отношений,
которая устанавливается в результате
точного и полного осуществления предписаний
правовых норм всеми субъектами права3.
Правопорядок
составляет реальный порядок современной
цивилизованной жизни общества. Качество
и степень правоупорядоченности
общественной жизни во многом определяет
общее “здоровье” всего общественного
организма и его индивидов. В условиях
стабильного правопорядка эффективно
функционирует экономика, достигается
гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной властей, активно
осуществляется деятельность различных
общественных и частных организаций, реально
гарантируется свободное развитие человека,
максимально удовлетворяются его материальные
и духовные потребности.
Правопорядок
— многоаспектное, многоуровневое понятие
и представляет собой урегулированность
общественных отношений, участниками
которых могут выступить физические лица
(граждане и др.), разнообразные органы
всех ветвей государственной власти, органы
местного самоуправления, Должностные
лица, объединения граждан и т.д.4
Такая урегулированность осуществляется
компетентными органами прежде всего
в самом законе, во всем массиве правовых
нормативных актов. Это есть идеальная
конструкция (модель) урегулированности
общественной и государственной жизни.
Без реализации юридических норм эта конструкция
урегулирования остается на бумаге. Реализация
юридических норм есть процесс формирования
правопорядка. Реализация юридических
норм не происходит автоматически. Она
требует известного обеспечения и охраны
(защиты) в случаях правонарушений. Правопорядок
может "быть рассмотрен как конечный
результат действия юридических норм,
как выражение правомерного поведения
субъектов общественных отношений. Тесно
связаны с правопорядком понятия конституционности
и законности. Они в значительной части
по своему содержанию пересекаются, но
полностью содержание правопорядка не
исчерпывают.
Правопорядок
означает также идею, требование и систему
(режим) реально действующего права. Однако
в отличие от законности (конституционности)
правопорядок означает следующее.
1. Наличие
в обществе и государстве правового
массива
подзаконных нормативных актов, а также
соблюдение принципов права в самом подзаконном
(ведомственном) нормотворчестве.
Главное
в содержании правопорядка применительно
к сфере ведомственного нормотворчества
заключается не только в его полноте, беспробельности,
непротиворечивости, но и в оценке чего
с точки зрения последовательной реализации
и воплощения в нем права, адекватно отраженного
в нормах конституций и других законов,
направленных на обеспечение неотъемлемых
прав и свобод человека, на достижение
социальной справедливости, сочетания
личных, общественных и иных интересов.
Нарушением правопорядка является принятие
ведомственных актов (приказов, инструкций,
положений и др.), которые противоречат
правовым принципам, подзаконного (ведомственного)
нормотворчества. К сожалению, в условиях
тоталитарного режима такая "практика
получила широкое распространение. Она
была связана с ущемлением интересов и
прав граждан в угоду ведомственным интересам.
К примеру, в системе МВД СССР и республик
нередко издавались ведомственные акты,
не соответствующие (как в целом, так и
в отдельных частях) Конституции и законам,
и даже законы не распространяли своего
действия на личный состав органов внутренних
дел до тех пор, пока не принимался соответствующим
министром внутренних дел приказ о введении
закона в действие в подчиненной ему системе
подразделений и служб внутренних дел.
Ведомственные
акты конкретизировали нормы закона,
создавая, по существу, новые правила поведения
как материального, так и процессуального
характера. Ведомства не были заинтересованы
в инициировании законодательной инициативы.
Они восполняли пробелы в нормативном
регулировании самостоятельно. Сфера
ведомственного регулирования была обширной
и имела тенденцию к расширению.
2.
Наличие и действие принципа иерархии
по юридической силе в подсистеме подзаконных
нормативных актов.
3. Полное и точное соблюдение, исполнение
и использование
конституционных положений и норм законов
российскими гражданами, иностранными
гражданами и лицами без: гражданства.
Правопорядок включает осуществление,
реализацию подзаконных нормативных актов
всеми субъектами права - органами всех
ветвей государственной власти, органами
местного самоуправления объединениями
граждан, должностными лицами, гражданами
и другими физическими лицами.
4. Всестороннее обеспечение и эффективную
охрану (защиту) действия всего массива
подзаконных нормативных актов.
В
формировании правового порядка
участвуют все элементы механизма
правового регулирования общественных
отношений. Их причинно-следственная связь
составляет основу правовой жизни общества,
которая и приводит в конечном счете к
установлению правового порядка.
-
Нормы права — это нормативная предпосылка
правопорядка, первичное звено механизма
правового регулирования, моделирующее
«идеальный» правопорядок.
-
Правоотношения — элемент механизма правового
регулирования, обеспечивающий переход
от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного
возможного или должного поведения участников
общественных отношений, предусмотренного
правовыми нормами. На этом этапе к механизму
правового регулирования подключается
законность, призванная гарантировать
возможное и должное поведение субъектов
правоотношений.
-
Акты реализации юридических прав и обязанностей
являются завершающей предпосылкой правопорядка.
В условиях режима законности права и
обязанности участников правоотношений
реально воплощаются в их поведении, достигают
своей цели и, таким образом, переходят
в такую систему общественных отношений,
которая и образует правовой порядок.
Содержание
правопорядка составляет правомерное
поведение субъектов, то есть такое поведение,
которое урегулировано нормами права
и достигло целей правового регулирования.
Структура правопорядка — это единство
и одновременное разделение урегулированной
правом системы общественных отношений
в соответствии с особенностями их отраслевого
содержания. Правопорядок есть реализованная
система права. Он включает конституционные,
административные, финансовые, земельные,
семейные и другие виды общественных отношений,
урегулированные нормами соответствующих
отраслей права. В структурном отношении
правопорядок отражает реализованные
элементы системы права. В этой связи в
структуре правопорядка выделяются не
только отраслевые, но и более дробные
группы отношений, которые урегулированы
под отраслями и институтами права.
Особенность
правопорядка как специфической системы
общественных отношений выражается в
том, что складывается он только на основе
правовых норм и в силу этого охраняется
государством. Поэтому правопорядком
охватываются далеко не все отношения,
имеющие место в обществе. Определенная
часть общественной жизни не нуждается
в правовой регламентации. Она находится
в сфере действия норм морали, норм различных
общественных организаций и других неправовых
нормативных регуляторов. В этом смысле
правопорядок является лишь элементом
общей системы общественных отношений,
складывающейся под воздействием нормативного
регулирования. Это часть общественного
порядка.
Правопорядок
как явление имеет двойственную
природу, с одной стороны это
цель правового регулирования, то есть
правопорядок, к достижению которого стремится
законодатель. Если брать соотношение
с законностью, то правопорядок – реализованная
законность. С другой стороны, правопорядок
это результат правового регулирования,
но не как должное или возможное, а как
фактическое состояние урегулированности
правом общественных отношений.
Принципы
правопорядка5: определенность,
системность, организованность, государственная
гарантированность, устойчивость и единство.
В
целом правопорядок я рассматриваю
как необходимость в осуществлении
распространения и соблюдения права
в обществе. Необходимость урегулирования
общественных отношений возникла уже
давно, кроме того, в совокупности с этим
возникла и необходимость поддержания
правопорядка, как гаранта законности
и стабильной общественной жизни. Хоть
и идеальный правопорядок это всего утопия,
в связи с наличием множества индивидов,
их правового восприятия и влияния различных
внешних факторов на правовую жизнь общества,
но стремления к нему, есть основная задача
государства.
1.1. СТРУКТРУРА
ПРАВОПРОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
ПОРЯДОК
Структура
правопорядка: законодательная система,
система правовых отношений и связей,
система атрибутивных составляющих.
Общественный
порядок представляет собой всю совокупную
систему общественных отношений, которая
складывается в результате реализации
социальных норм: норм права, норм морали,
норм общественных организаций, норм неправовых
обычаев, традиций и ритуалов.
В
правовом государстве все элементы
общественного порядка взаимодействуют
между собой и находятся под
его защитой. Однако только правопорядок
охраняется специальными государственно-правов ми
мерами. Другие элементы общественного
порядка обеспечиваются своими средствами
воздействия: моральными, собственно общественными,
естественными навыками и привычками,
силой традиции.
В
субсистеме отношений, образующих общественный
порядок, основным связующим звеном
выступает правопорядок, поскольку он
в той или иной мере отражает наиболее
существенные черты нормативного регулирования
в целом.
Воинский
правопорядок — составная часть общего
правопорядка. Он формируется на основе
общих принципов права, отражает определенные
потребности жизни общества, без которых
оно не может нормально функционировать.
Поскольку
вооруженные силы — это специфическая
государственная организация, специально
предназначенная дня ведения
вооруженной борьбы, то содержание
ее деятельности значительно отличается
от поведения других участников общественных
отношений, не входящих сфере материального
производства, что является важнейшей
гарантией законности и правопорядка
в обществе. Материально обеспеченный
и социально защищенный индивид, как правило,
сообразует свое поведение с правом, поскольку
его интересы гарантируются режимом законности
и получают объективное воплощение в правопорядке.
1.2. ГАРАНТИИ
ПРАВОПОРЯДКА
Итак,
в правовом государстве существует
целая система гарантий правопорядка.
Под
гарантиями правопорядка понимаются такие
условия общественной жизни и
специальные меры, принимаемые государством,
которые обеспечивают прочный режим
законности и стабильность правопорядка
в обществе. Различаются материальные,
политические, юридические и нравственные
гарантии законности и правопорядка.
К
материальным гарантиям относится
такая экономическая структура
общества, в рамках которой устанавливаются
эквивалентные отношения между
производителями и потребителями
материальных благ. При эквивалентных
рыночных товароотношениях создается
реальная материальная основа для нормального
функционирования гражданского общества.
В этих условиях любой субъект права становится
экономически свободным и самостоятельным.
Поддерживаемый и охраняемый законом,
он в полной мере реализует свои возможности
в сфере материального производства, что
является важнейшей гарантией законности
и правопорядка в обществе. Материально
обеспеченный и социально защищенный
индивид, как правило, сообразует свое
поведение с правом, поскольку его интересы
гарантируются режимом законности и получают
объективное воплощение в правопорядке.
Политическими
гарантиями законности и правопорядка
являются все элементы политической системы
общества, которые поддерживают и воспроизводят
общественную жизнь на основе юридических
законов, отражающих объективные закономерности
общественного развития.6
Государство,
его органы, разнообразные общественные
объединения и частные организации,
трудовые коллективы, то есть все звенья
современной политической системы
общества, в интересах своего жизнеобеспечения
всемерно поддерживают необходимый режим
законности и стабильность правопорядка.
Те политические организации или отдельные
политические деятели, которые противопоставляют
себя порядку, установленному законом,
лишаются защиты со стороны государства.
Кроме того, государство применяет карательные
меры в отношении данного типа субъектов,
с помощью специализированного государственного
аппарата. На практике, если данным субъектом
выступает должностное лицо, уровень наказания
за несоблюдение норм права предельно
выше, нежели в отношении физического
или юридического лица. Применительно
к уголовному законодательству РФ правонарушения
связанные с деятельностью должностных
лиц характеризуются тяжкой и особо тяжкой
категорией.
К
юридическим гарантиям относится деятельность
государственных органов и учреждений,
специально направлена на предотвращение
и пресечение нарушений законности и правопорядка.
Ее осуществляют законодательные, исполнительные
и судебные органы государственной власти.
Основные направления борьбы с правонарушениями
формируют законодательные органы, издавая
соответствующие нормативно-правовые
акты, предусматривающие юридическую
ответственность за противоправные действия.
Непосредственную же работу по профилактике
и пресечению правонарушений осуществляют
правоохранительные государственные
органы. При наличии достаточно прочных
экономических и политических гарантий
правоохранительная деятельность государства
эффективно обеспечивает оптимальный
режим законности и устойчивость правопорядка.
Если рассматривать последние тенденции
развития правового общества, то среди
мнения субъектов права и среди средств
массовой информации все больше распространен
факт, что единственным юридическим гарантом
в РФ остался, такой орган государственной
власти как суд. Правоохранительные органы
все больше ассоциируются с карательным
инструментом в руках государства, хотя
данные органы несут несовершенно иную
функцию, а именно как профилактическую.
Нравственными
гарантиями законности и правопорядка
являются благоприятная морально-психологиче кая
обстановка, в которой реализуются юридические
права и обязанности участников правоотношений;
уровень их духовности и культуры; чуткость
и внимание государственных органов и
должностных лиц к человеку, его интересам
и потребностям. В создании здоровой нравственной
обстановки в сфере правового регулирования
участвуют все звенья политической системы
общества, в том числе благотворительные
организации, учреждения культуры и искусства,
школа, высшие учебные заведения, церковь.
К сожалению, применительно к текущей
ситуации в нашей стране, нравственность
как один гарантов правопорядка отходит
на последние планы. В связи, с чем все
больше год за годом происходит рост преступности,
особенно среди несовершеннолетних лиц.
И только в последние годы государство
проанализировав сложившуюся ситуацию,
все больше принимает участие в соблюдении
нравственных гарантий правопорядка.
Хотя в преддверии 2000 года и в начале 21
века этого все было пущено на самотек.
Нравственно
здоровое общество — это общество,
функционирующее на основе законов,
в условиях стабильного правопорядка.
Законность
и правопорядок в обществе обеспечиваются
всей системой гарантий, которые органически
взаимодействуют между собой, взаимообусловливают
и дополняют друг друга.
ГЛАВА 2.
ПРАВОПОРЯДОК И ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
Законность
воплощается в правопорядке, официальным
выражением которого является государство.
Связь между правопорядком и
государством не тождественна ни взаимодействию
юридического закона и власти, ни связи
законности и государственного принуждения.
Объясняется это целым рядом обстоятельств.
Юридический закон — одна из форм выражения
объективного права, представляющая собой
результат нормотворческой деятельности
высших представительных органов государственной
власти. И как бы ни была эта деятельность
детерминирована социальными факторами,
как бы ни трактовалась с позиции воли
в ее теоретической энергии, тем не менее
государство непосредственно устанавливает
законы и обеспечивает их общеобязательность.
Иное дело, что эти законы, в свою очередь,
способны влиять на все области государственной
жизни, закрепляя основные направления
и цели политики господствующих классов,
отражая и как бы результируя соотношение
сил в классовой борьбе; предусматривая
порядок формирования и компетенцию государственных
органов, их иерархическую структуру и
соподчиненность, взаимоотношения с населением
страны; официально признавая соответствующий
правовой статус гражданина, принадлежащие
ему права и свободы, формулируя важнейшие
принципы и основы государственного строя,
всей политической системы. Законность,
как отмечалось, в состоянии связывать
государственный аппарат и его должностных
лиц требованием строгого соблюдения
законов — в тех случаях, когда оказывается
политико-юридически принципом деятельности
всей системы государственных органов.
Законность
обеспечивает нормативно-правовые рамки
применяемого государством принуждения.
Воспринимаемая в качестве особого
режима, законность в состоянии при
известных условиях выражать господство
закона в общественных отношениях, следовательно,
и во всех связанных с государством политических
отношениях. Однако в данном случае господство
закона надо понимать лишь в том смысле,
что отношения должны складываться законосообразно,
что поведение их субъектов учитывает
требования законодательства, что неисполнение
юридических обязанностей непременно
влечет за собой предусмотренную законом
ответственность. Как было уже выяснено,
юридический закон не может рассматриваться
в качестве источника фактических отношений
(за исключением процессуальных), но он
предназначен для их упорядочения, урегулирования
соответственно объективным потребностям
господствующего способа производства.
В
ином виде обрисовывается связь между
правопорядком и государством. Правопорядок
— это результат действия права при режиме
законности. Правопорядок — составная
часть общественного порядка, т. е. порядка
фактических отношений общественного
характера. Если нормы закона предназначены
для упорядочения общественных отношений,
а режим законности создает для этого
определенные благоприятные условия,
то правопорядок—особое состояние фактически
существующих отношений, опосредованных
правом или, точнее, существующих как правовые
общественные отношения. Иначе говоря,
правопорядок представляет собой совокупность
функционирующих правоотношений, содержанием
которых является деятельность их участников,
обладающих взаимными правами и обязанностями.
Если
правопорядок — особое (правовое) состояние
общественных отношений и потому оказывается
ничем иным, как всей совокупностью правоотношений,
то причастность к нему закона и законности
надо рассматривать лишь как одну из возможностей,
хотя и наиболее адекватную праву, его
общезначимости и общеобязательности.
Правопорядок образуется из правоотношений,
которые моделированы не только нормами
законов, но также нормами, содержащимися
в подзаконных актах органов управления,
нормами прецедентного и обычного права,
нормативными договорами и т. и. Наконец,
правопорядок включает (может включать)
конкретные правоотношения, получившие
охрану (признание) государства, его органов
в казуальном порядке еще до того, как
сформировалась в том или ином виде общая
юридическая норма. Верно выражающее общественные
процессы и социальные ситуации законодательство
и режим законности в наилучшей степени
гарантируют стабильность и незыблемость
правопорядка, находящегося под защитой
организованного принуждения, осуществляемого
господствующими классами при помощи
государства. Однако нельзя упускать того,
что юридические нормы являются идеологизированной
стороной права, в то время как конкретные
правоотношения—социа ьным бытием права,
более богатым и содержательным; законность
является только компонентом правомерного
режима, покоящегося с юридической точки
зрения на реальном использовании прав
субъектов правоотношений, предполагающем
исполнение юридических обязанностей;
среди правоотношений надо выделять такие,
которые непосредственно порождаются
отношениями производства и обмена, вне
зависимости от того, закреплены ли они
общими нормами или еще не получили такого
закрепления в абстрактной форме. Эти
первичные правоотношения порождены сферой
материальной жизни общества, оказываются
в генетическом плане ничем иным, как отношениями
собственности, взятыми, в виде юридического
выражения производственных отношений.
Из
отмеченного следует, что правопорядок
обладает большей степенью обусловленности
фактическими отношениями и фактически
сложившимися нормами массового
поведения людей (деятельности их организаций),
нежели законодательство и законность,
непосредственно выражающими правовую
политику государства. Более того, закон
и законность представляют собой область
долженствования, реальную правовую возможность,
в то время как правопорядок — область
существующего поведения, реализованной
возможности — того, что есть, а не того,
что может или должно быть.
Меры властей по совершенствованию
законодательства и укреплению
законности оказываются соответствующими
объективной функции правопорядка
и воздействуют на него положительно.
Отказ властей от принципа
законности в условиях антидемократических
режимов осуществим относительно просто,
но лишь до тех пор, пока это не деструктурирует
правопорядок, действующий в экономике
страны, что неизбежно влечет сбои в области
хозяйства и вносит произвол из сферы
политических отношений в имущественные,
в отношения собственности и обмена, в
сам базис государства. Последнее задевает
материальные интересы огромной массы
населения, в том числе господствующего
класса (за исключением его элиты). Тем
временем, вопреки государственному нигилизму
к праву, разрушающаяся юридическая форма
материальных отношений спонтанно во(
создается отношениями производства и
обмена, вновь подвергается эрозии, и так
до тех пор, пока либо власть меняет отношение
к законности, либо корректируется весь
существующий строй, меняется тип государства
и права.
Процесс
деструкции правопорядка может идти
и снизу. Когда рост производительных
сил приводит к ломке устаревших
производственных отношений и появлению
новых отношений собственности
в недрах прежнего строя, то последние
образуют новый тип первичных правоотношений,
которые находятся в антагонизме с 'тем
правопорядком, который продолжает поддерживаться
архаичным законодательством и связанной
с ним старой законностью. Под напором
прогрессивных элементов будущего правопорядка
официально признанный порядок отношений
расшатывается, разлагается отжившая
свой век законность, падает значение
безнадежно отставшего законодательства,
а связанная с ним правовая политика государства
испытывает глубоко кризисное состояние.7
Иной процесс расшатывания правопорядка
снизу может иметь место тогда, когда государственная
власть декретирует введение таких отношений,
которые обгоняют рост производства настолько,
что, вопреки законам государства и требованию
властей их соблюдать, не имеют под собой
материальной почвы. Новый, искусственно
навязанный правопорядок, основываясь
на государственном принуждении, каким-то
образом действует в политических отношениях,
но постоянно наталкивается на правоотношения,
соответствующие реальной ступени развития
отношений производства, распределения
и обмена. Такой искусственный правопорядок
нестабилен, подрывается стихийно воспроизводимым
правопорядком, согласован только с законом
и потому с экономической точки зрения
вреден, постоянно деструктируется, отрицательно
влияет на состояние законности.
Хотя
причины, подрывающие правопорядок
«снизу» и «сверху», различны (отставание
отношений собственности от уровня
производительных сил — в первом
случае, отставание производства от навязанных
новых отношений собственности
— во втором случае), обе ситуации достаточно
убедительно показывают, что политика
государства, законодательство и законы
беспомощны, когда противоположны экономическому
движению и сопутствующему ему порядку
правовых отношений.
В
целом же все три варианта противоречий
между государством и объективно обусловленным
правопорядком в экономической области
говорят о том, что власть, нарушая законы,
адекватные производственным отношениям
по политическим соображениям, ничего
не достигает так же, как она не может достичь
своих целей тогда, когда опирается на
законы, законность, отставшие или перегнавшие
экономическую структуру, фактически
расходящиеся с первичными правоотношениями.
Выше шла речь о противоречии между правопорядком
и государством в его экстремальном выражении,
доходящем до антагонизма. Однако нормальный
процесс жизнедеятельности общества предпо и т.д.................