Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Взаимодействие морали и права
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общество
– это сложный организм, целая система
разнообразных отношений, нуждающихся
в упорядочивании, регулировании. Для
целей регулирования в обществе складывается
система нормативных регуляторов таких,
как обычаи, нормы морали, религиозные
нормы и нормы права.
Среди
всех социальных норм моральные и
правовые нормы являются главными регуляторами
человеческого поведения, обладающие
наибольшим значением и социальным эффектом.
Они распространяются на все общество,
близки по содержанию, взаимно дополняют
друг друга, определяются, прежде всего,
экономическими, а также политическими,
культурными и другими факторами, являются
средствами выражения гармонизации личных
и групповых отношений. Право и мораль
являются фундаментальными историческими
ценностями, показателями цивилизованности
общества его социального и культурного
прогресса.
В
учебных и практических целях
очень важно выявить как тесную
взаимосвязь всех видов социальных
норм, так и их специфику. Особенно
это касается права и морали, представляющих
для юридической науки приоритетный
интерес. Соотношение между правом
и моралью издавна занимает внимание философов
и юристов. В отграничении права от морали
некоторые справедливо усматривали правильный
метод к выяснению сущности права. С политической
стороны противоположение нравственности
праву имело своей целью устранить вмешательство
государства в личную жизнь индивида.
Данная
тема для написания реферата была
выбрана потому, что я считаю ее довольно
актуальной. Юристы по роду своей деятельности,
в силу своей специальности изучают, толкуют,
применяют, прежде всего, правовые нормы.
Но для оценки поведения субъектов правовых
отношений и правильного разрешения возникающих
коллизий им приходится постоянно обращаться
к этическим критериям.
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
1.1.
Понятие права
В литературе до сих
пор ведутся споры вокруг понятия
права, до сих пор нет единого мнения. «Юристы
все еще ищут определение права», - писал
Кант около 200 лет тому назад. Его слова
справедливы и сегодня, так как до сих
пор по-прежнему не существует общепризнанного
определения права. Более того, по мнению
российского учёного Спиридонова Л. И.,
вряд ли эта задача вообще может быть разрешима
при помощи формально-логических средств,
которые только могут быть использованы
для разработки традиционных определений1.
Существует
несколько теорий о происхождении
права.
Теологическая
теория утверждает, что некое первосущество,
создав человека, предписало ему какой-то
набор правил, например, у христиан – 10
заповедей.
Намботивистическая
теория (основоположник Ганс Хельбр) предполагает,
что существует некая основная норма,
которая дана каждому человеку для его
ощущения. Социально активные люди и формируют,
согласно своим ощущениям, конституционное
право (второй уровень норм), затем избранные
народом законодатели на их основе формируют
текущее законодательство, а судьи и администраторы
приспосабливают его к реальности.
Теория
естественного (возрожденного) права возникла
в XVIII веке. Её развитием занимались Руссо,
Локк и другие мыслители. Они полагали,
что каждый человек рождается с некоторым
набором естественных и неотчуждаемых
прав (все равны), затем в результате каких-то
конфликтов возникла необходимость в
механизме реализации этих прав (так как
не все согласны, что «мои права кончаются
там, где начинается свобода другого»).
Согласно этой теории существующее в обществе
право делится на две части: позитивное
право (которое выражено в законах, поддерживается
государственным авторитетом, каждая
страна имеет своё право, это право должно
соответствовать справедливости) и естественное
право (вечно, неизменно, выше позитивного
права, одинаково для всех народов). «Джон
Локк отвергает теорию врожденных идей,
в частности факты истории и географии,
учение врожденности фундаментальных
принципов морали и религии (включая идею
Бога). Локк показывает, что всеобщего
согласия людей по поводу «первых принципов»
(даже основных законов логики) никогда
не бывает, самоочевидность же некоторых
истин (например, истин арифметики) еще
не свидетельствует об их врожденности.
В основе всякого знания, по Локку, лежат
два вида чувственного опыта: внешний
и внутренний. Внешние предметы, воздействуя
на органы чувств, порождают «простые
идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая
доска», на которой опыт пишет свои письмена
в виде ощущений или чувственных образов
вещей и их качеств. Внутренний же опыт
основан на рефлексии над собственной
деятельностью души. Для соблюдения этих
прав нам и пришлось отдать их часть государству»2.
Марксистская
теория. Право – воля господствующего
класса, облаченная в форму закона и опирающаяся
на принуждение со стороны государства.
Первоначально теория происхождения и
понятия права строилась на концепции,
в которой право рассматривалось или как
общественное отношение, или как правовое
отношение. Государство видит совокупность
отношений, которые и оформляют в виде
закона. Эта точка зрения была раскритикована
в 38 году, и право стало пониматься, как
система правил поведения отражающих
господствующий способ производства и
социально-экономиче кую формацию, установленных
или санкционированных государством.
Это чисто нормативная точка зрения.
Социологическая
(Гарвардская) школа права – одно
из направлений науки права ХХ в. «Социологи
исходили из того, что право формируется
из общественной практики, но свое юридическое
закрепление находит в судебных решениях.
Сторонники социологической школы права
считали, что действующие правовые акты
не всегда адекватны экономическим и социальным
условиям»3. Основные положения
данной теории состоят в том, что всё право
в обществе состоит из двух частей: книжное
«мёртвое» право, записанное в конституции,
и действующее «живое» право, в виде решений
судебных органов, с которыми люди сталкиваются
в своей деятельности. В этой связи социологи
придавали большое значение свободе судейского
усмотрения, т. е. меньшей связанности
суда правовыми нормами для защиты интересов
личности. Крупнейший представитель социологической
школы права – американский ученый Р.
Паунд. Широкое распространение получила
в США.
Право,
в узком значении – система общеобязательных
социальных норм, установленных или санкционированных
государством; в более широком смысле
охватывает также правовые отношения
и основные права гражданина, закрепляемые,
гарантируемые и охраняемые государством.
В государственно-органи ованном обществе
право закрепляет отношения собственности,
механизм хозяйственных связей, выступает
как регулятор меры и форм распределения
труда и его продуктов между членами общества
(гражданское право, трудовое право); регламентирует
формирование, порядок деятельности представительных
органов, органов государственного управления
(конституционное право, административное
право), определяет меры борьбы с посягательствами
на существующие общественные отношения
и процедуру решения конфликтов (уголовное
право, процессуальное право), воздействует
на многие формы межличностных отношений
(семейное право).
1.2.
Понятие морали
В
историческом развитии, будучи формой
общественного сознания, понятие морали
менялось, не оставалось неизменным и
представление о моральных нормах и оценках.
Мораль, как и право, находится в движении,
постоянно изменяется, отражая уровень
развития общества, его социальную структуру,
национальные, бытовые, религиозные и
экономические факторы. Мораль первобытного
общества, эпох рабовладения, феодализма
и современные нравственные представления
во многом различны, а некоторые из них
даже противоположны. Очевидно, что точек
зрения на мораль не меньше, чем разных
пониманий права. Социологи выделяют три
основных течения этической мысли.
Первое
течение – так называемая фелицитология
(от латинского felicia – счастье). Мораль
понимается как техника, искусство достижения
счастья, жизненная мудрость, искусство
избежать страдания. Близки к фелицитологии
течения эвдемонизма, гедонизма – учение
о том, как получить наслаждение, избежать
страдания.
К
первому течению этической мысли
относится эпикуреизм, связанный с именем
древнегреческого философа Эпикура. Счастье,
по Эпикуру, - это состояние здорового
тела и безмятежность души, оно достигается
удовлетворением естественных потребностей
человека, устранением телесных страданий
и душевных тревог. Эпикур выделяет два
вида наслаждений: физическое (удовлетворение
потребностей в пище, жилище, одежде и
т.п.) и духовные, получаемые от знания
и дружбы. Последние Эпикур ставит выше
первых.
Главные
добродетели этого течения индивидуалистические
счастье, наслаждение, душевный покой.
В эпоху утверждения буржуазных отношений
гедонизм вновь возрождается. Благо частного
лица, собственника, предпринимателя,
его материальное благополучие становится
основной нравственной добродетелью.
Эти взгляды мы наблюдаем в работах Д.
Локка, Т. Гоббса, Спинозы. Заметим, что
эти представители естественно-правовых
взглядов в качестве одного из естественных
прав рассматривали стремление к счастью.
Счастье, эгоизм, воля к самосохранению
– основные принципы этики Т. Гоббса.
Вторая
концепция в понимании морали – перфекционизм
(от латинского perfectus – совершенный). Мораль
понимается как система правил и состоит
не в том, как устроить свою жизнь удобно,
счастливо, спокойно, а как жить достойно,
в соответствии с природой человека, т.е.
в соответствии с идеалами личности, как
совершенствовать личные качества, достоинства.
Эта мораль выдвигает идеалы личности,
которым следует подражать. Это мог быть
идеал святого (Иисуса Христа, Муххамеда
и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена,
несгибаемого революционера, неподкупного
судьи, принципиального прокурора, мужественного,
с честью и достоинством офицера и др.
Основные добродетели – понятие моральной
заслуги, признание и положительная оценка
усилий, приближающих индивида к идеалу,
образу.
Третья
концепция принимает мораль как
систему правил человеческого общежития,
правил, определяющих не то, как поступать,
чтобы достигнуть счастья или
личного совершенства, а то, как поступать,
чтобы другим было с нами хорошо, чтобы
учитывать благо и др. Основа этой концепции
касается формирования общественных отношений,
жизни человека в обществе.
Две
первые концепции являются индивидуалистическим
(особенно фелицитология), требует изменения
человеческой личности, третья требует
изменения отношений, общественных
реформ. Очевидно, что эти концепции могут
сосуществовать, переплетаться. Согласно
третьей концепции мораль можно определить
как совокупность идей, взглядов, представлений
о добре и зле, справедливости и несправедливости,
чести и бесчестии и складывающихся на
их основе норм поведения.
В
современном понимании, мораль – важнейший
социальный институт, одна из форм общественного
сознания. Она представляет собой совокупность
исторически складывающихся и развивающихся
жизненных принципов, взглядов, оценок,
убеждений и основанных на них норм поведения,
определяющих и регулирующих отношения
людей друг к другу, обществу, государству,
семье, коллективу, классу, окружающей
действительности.
Приведенное
определение отражает лишь наиболее
общие черты морали. Фактически же
содержание и структура этого явления
глубже, богаче и включает в себя также
психологические моменты – эмоции, интересы,
мотивы, установки и другие слагаемые.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРАЛИ
И ПРАВА
2.1.
Единство права и морали
Право
и мораль имеют общие черты, свойства.
Главные их общие черты проявляются в
том, что они входят в содержание культуры
общества, являются ценностными формами
сознания, имеют нормативное содержание
и служат регуляторами поведения людей.
Право и мораль имеют общие социальные,
экономические, политические условия
жизни общества, служат общей цели согласованию
интересов личности и общества, обеспечению
и возвышению достоинства человека, поддержанию
общественного порядка.
Их
единство, как и единство всех социальных
норм цивилизованного общества, основывается
на общности социально-экономичес их
интересов, культуры общества, приверженности
людей к идеалам свободы и справедливости.
Что
же общего между правом и моралью?
1.
И те, и другие являются надстроечными
явлениями над экономическим
базисом и обществом;
2.
Имеют общую экономическую, социально-политическ ю
и идеологическую основу;
3.
Им свойственна общая цель: утверждение
общечеловеческих ценностей в
обществе;
4.
Они состоят из общих правил
поведения, выражающие определенную
волю, т.е. направлены на установление
и поддержание на необходимом уровне дисциплины
и порядка в обществе;
5.
Имеют нормативный характер, и
в тех, и в других присутствуют
санкции, обеспечивающие негативные
последствия для нарушителей
нормы;
6.
Представляют собой средства активного
воздействия на поведение людей.
Исследуя
сущность морали, отмечают, что мораль
возникает из социальной потребности
в согласовании поведения индивида
с интересами социального целого,
в преодолении противоречия между
интересами личности и общества. Мораль
выступает как нормативное осознание
такого рода противоречий, как ответ на
эту социальную потребность.
И
право и мораль обладают способностью
проникать в самые различные
области общественной жизни. Ни право,
ни мораль не ограничиваются обособленной
сферой социальных отношений. Они связанны
с поведением людей в широких областях
их социального взаимодействия. Учитывая
это, а также принимая во внимание «универсальность»
морали, ее «вездесущий», «всепроникающий»
характер, можно сделать вывод о том, что
нельзя разграничивать право и мораль
по предметным сферам их действия. Ведь
право возникает и действует, прежде всего,
в таких сферах как отношения собственности
и политической власти. Однако они не обособлены
от морали. В тоже время, действие права
также выходит далеко за пределы указанных
отношений. Следовательно, право и мораль
не имеют специфических предметно или
пространственно обособленных сфер общественных
отношений, а действуют в едином «поле»
социальных связей. Отсюда общность, точное
взаимодействие норм права и морали. Тесная
связь права и морали, определяемая едиными
сферами общественных отношений, не означает,
что во всех исторических условиях они
«работают» однонаправлено, взаимно дополняя
друг друга. Реальная картина соотношения
права и морали может быть выявлена лишь
в результате конкретно-историческ го
анализа.
Следует
подчеркнуть, что все политические
отношения всегда подлежат моральной
оценке (политические акции государства,
внутренняя и внешняя его политика,
деятельность политических лидеров и
т. п.). Таким образом, и правовая и моральная
системы политически насыщены, и это объединяет
их.
Выдающийся
судебный деятель А. Ф. Кони большое
внимание уделял проблеме внутреннего
убеждения судьи. Судья, по убеждению
А. Ф. Кони, должен напрягать все свои
душевные силы для отыскания истины
в деле. «В основе душевного приговора
должна лежать не только логическая неизбежность,
но и нравственная обязательность». По
мнению Кони «совесть – это высочайшее
проявление души. Правосудие не может
быть отрешенно от справедливости».
Право
во всех его проявлениях – как
нормативная система, движение общественных
отношений, правосудие должно быть пронизано
нравственностью. Внутренняя моральность
права – одно из важных условий его эффективности.
Право вовсе не претендует на то, чтобы
в системе социальных ценностей стоять
выше нравственности.
2.2. Противоречия между
правом и моралью
Между
правом и нравственностью могут
быть и противоречия, отражающие отсутствие
их должной согласованности. Вопрос
о порождающих их причинах решается
по-разному. Одни объясняют это изменениями
в экономической жизни, другие –
влиянием иных частей надстройки, формальной
определенностью правовых норм. Противоречия
эти устранимы.
Эти
противоречия преодолеваются, как путем
выработки новых нравственных принципов
и норм в ходе развития общества,
так и путем внесения корректив
в действующее законодательство.
И
для права, и для нравственности
их тесная связь оказывается с
течением времени неудобной; обе
сферы отношении стремятся к
отдалению друг от друга. Отделение
права от нравственности вызывается
развитием общественной жизни, когда
более сложные отношения и более
частые столкновения отдельных лиц заставляют
позаботиться об установлении более твердых
основ юридического оборота. Обособление
нравственности от права обусловливается
развитием личности, когда пробудившиеся
сознание отказывается следовать во всем
принудительному руководству общества
и требует для своей духовной жизни свободы
убеждений и действий.
Право
должно рано или поздно выработать
для себя такие формы, которые
ставит его в известное противоречие
с началом нравственной свободы
и способствуют его обособлению от
нравственности. Первым шагом к этому
обособлению является установление правил,
точно и подробно определяющих отношения
отдельных лиц друг к другу и к обществу.
И нравственность имеет свои законы и
свои правила, но эти правила и законы
указывают лишь общее направление человеческой
воли, предоставляя нравственному чувству
каждого отдельного человека определить
подробности и избрать меру исполнения
нравственных велений. Высказывая заповедь
любви к ближним, нравственность не определяет
точно способов и размеров проявления
этой любви. Все это предоставляется нашей
нравственной свободе. Отсюда постоянные
и вполне допустимые колебания в исполнении
нравственного закона, который у одних
вызывает лишь слабую дань признания к
его требованиям, у других – пожертвование
всех своих сил и средств на служение нравственным
целям.
Внести
сюда какие-нибудь точные требования –
значит извратить самую сущность
нравственности, которая необходимо
предполагает свободу каждого в
исполнении нравственного закона. Это
не значит, конечно, чтобы в моральной
области не было общих норм поведения:
не может быть для каждого лица совершенно
особой нравственности и своего особого
кодекса правил. Это значит только, что
нравственные заповеди не должны ни связывать
свободы человека мелочными и подробными
определениями его действий, ни тем более
навязывать ему при посредстве актов принуждения
и насилия. Они должны лишь руководить
его свободной деятельностью и давать
опорные пункты для его собственных решений.
Коренные нравственные заповеди навсегда
и для всех должны сохранить свое безусловное
значение, но в отношении к осуществлению
их человеку должна быть предоставлена
полная свобода.
Совершенно
обратно с этим, право, как только
оно достигнет известного развития,
должно усвоить для себя твердые и определенные
нормы, принудительно господствующие
в жизни. Будучи призвано к тому, чтобы
устранять споры, возникающие в обществе,
оно должно выработать точные и подробные
правила, определяющие устои общественной
жизни. В то время, когда судебные приговоры
постановляются по свободному усмотрению
судей, они находятся в полной зависимости
от всех колебаний их нравственного чувства.
Не связанные в своих решениях ничем, кроме
своей совести и своих нравственных воззрений,
судьи могут постановлять различные приговоры
в сходных случаях в зависимости от своего
настроения и чувства. Но именно этого
не может допускать развитый юридический
оборот. Предназначенное для того, чтобы
создавать надежную почву для разрешения
споров, право само должно быть бесспорным.
Имея своей целью охранять отдельных лиц
от произвола, оно не может зависеть от
субъективного усмотрения судей. Оно должно
быть свободным от изменчивых и временных
колебаний личного чувства, ибо только
в этом случае может оно служить задаче
установления общественного мира. Оно
должно установить определенные нормы,
наделенные авторитетом непререкаемостью
и с неизменной последовательностью применяющиеся
ко всем случаям, которые под них подходят.
В этих качествах – твердости и определенности
– заключается главный залог успешного
действия права в жизни; без них оно лишается
своего существенного значения. Эти свойства
организованного правового порядка и
составляют то, что называется положительным
характером его. Стремление к усвоению
этого характера составляет самую основную
черту в развитии права.
Угрозы,
содержащиеся в законах, прямое побуждение
к осуществлению юридических
норм, наказание за их неисполнение
– такой аппарат внешних средств,
и которых выражается принудительный
характер права и с помощью
которых поддерживается его обязательное
значение. Но чем белее право усваивает
подобный характер, тем более стремится
оно к отрешению от непосредственной связи
с нравственностью, идеалом которой является
свободное осуществление закона независимо
от контроля власти и силы принуждения.
Чем
более право приобретает черты
положительного и принудительного
порядка, чем живее сказываются
потребности в обособлении нравственности
от тесного с ним союза. Эта
потребность возникает обыкновенно
в тех случаях, когда личное нравственное
сознание отказывается следовать авторитету
общественного мнения и заявляет притязания
на свободу нравственных действий. С постепенным
усложнением общественных отношений и
с постоянно возрастающим разнообразием
положений и мнений сама собой открывается
возможность столкновения между нравственным
сознанием отдельных лиц и убеждениями
среды, к которой они принадлежат.
Право,
например, разрешает согнать с
квартиры бедняка, не уплатившего вовремя
деньги, ибо оно позволяет требовать
своего, допуская в известных пределах
эгоизм. Напротив, мораль при всех условиях,
требует сострадания к ближнему, она зиждется
на любви, а любовь, по известному изречению,
тем и отличается, что «не ищет своего».
Во многих случаях то, что дозволяется
правом, запрещается моралью, которая
обращается к человеку с заповедями высшими
и более строгими.
2.3.
Отличительные особенности
В
этой главе я попытаюсь раскрыть
аспекты отличий норм права от
норм морали. Как отмечает Новгородцев
«…в последнее время все чаще высказывается
утверждение, что право есть минимум требований,
предъявляемых обществом к лицу». Более
важные для внешнего порядка юридические
предписания охраняются более строгим
контролем общественной власти, но по
своему содержанию они представляются
более ограниченными, чем нормы нравственные.
Если прибавляют иногда к этому, что право
есть минимум нравственных предписаний,
или, как говорят иначе – этический минимум,
то в этом нельзя не видеть известного
недоразумения. Несомненно, что в области
права могут относиться не только действия,
безразличные с нравственной точки зрения,
но даже и запрещаемые нравственностью.
Право, никогда не может всецело проникнуться
началами справедливости и любви. Но если
оно вступает в известных случаях в противоречие
с нравственными заветами, то его нельзя
называть нравственным, даже и в минимальной
степени. Это, конечно, не исключает того,
что находится под влиянием нравственности
и отчасти воплощает в себе ее требования.
Не
будучи всецело нравственным, право
дает известный простор личным интересам
и стремлениям, даже в их эгоистическом
и своекорыстном проявлении. Напротив,
нравственность представляет собой более
чистое воплощение альтруистических начал,
и соответственно с этим ее требования
имеют всеобъемлющий и безусловный характер.
Это
проявляется по преимуществу в двух направлениях.
1.
Право, по сравнению с нравственностью,
отличается точностью и ограниченностью
своих предписаний. Подобно нравственности,
оно ограничивает произвол отдельных
лиц, налагая на них известные
обязательства во избежание общих
споров и столкновений. Но в то время, как
право ограничивает свои требования строго
обозначенными пределами, устанавливая
в каждом случае совершенно ясные и определенные
предписания, нравственность, как мы понимаем
ее в настоящее время, не составит каких-либо
границ для своих предписаний. Требуя
от нас служения людям, исполнения закона
любви, нравственность не определяет подробно
ни формы, ни пределов этого служения,
предоставляя нам самим найти в каждом
отдельном случае соответствующий способ
выполнения нравственных заветов. Для
достижения нравственного совершенства
нет, и не может быть, никаких заранее установленных
рамок; это область постоянного стремления
к добру, высшая цель которого переходит
за пределы всяких личных соображений
и расчетов, чтобы торжествовать победу
над эгоизмом и подвигах самозабвения
и самопожертвования. По глубокому замечанию
Канта, «моральное состояние человека,
в котором он всегда должен находиться,
есть добродетель, т.е. моральное настроение
в борьбе, а не святость, в виде мнимого
обладания полной чистотой настроений
воли». В отличие от этого право и для наиболее
важных обязанностей, возлагаемых им на
нас, - например, в области общественной,
- всегда устанавливает сроки, размеры,
формы4. Вводя, таким образом, свои
предписания в определенные границы. Эта
ограниченность права, по сравнению с
безграничностью морали, является первой
чертой их различия, заставляющей характеризовать
юридическую область как минимум общественных
предписаний.
2.
Нравственность, не удовлетворяется,
подобно праву, требованием внешних действий,
но вменяет людям в обязанность также
и добрые чувства, без которых исполнение
заветов лишается истинной цены. Для права
безразлично, например, уплачивается ли
долг по чувству честности, или же из одной
боязни законного преследования; но для
нравственности это не безразлично: она
осуждает те действия, которые имеют одну
видимость добрых, а на самом деле подсказываются
своекорыстными побуждениями. Если право
и принимает во внимание внутренние мотивы,
то не при исполнении, а при нарушении
закона, там, где требуется определить
виновность лица, что, конечно, не может
быть сделано без освещения субъективной
стороны правонарушения.
Развитие
жизни приводит к тому, что право
и нравственность обособляются друг
от друга, не утрачивая своей связи, но
приобретая более самостоятельное значение.
Новгородцев
объясняет это тем, «...что в самих
требованиях общества по отношению к исполнению
своих предписаний заключается известная
двойственность, рано или поздно приводящая
в раздвоении этих предписаний на две
самостоятельные области». Условия общественной
жизни требуют, чтобы известные предписания
исполнялись, во что бы то ни стало, все
равно, соответствуют они или нет желаниям
и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей
в обществе было бы немыслимо, если бы
такие деяния, как воровство и убийство,
ставились исключительно в зависимость
от добровольного усмотрения отдельных
лиц. Общество должно требовать обязательного
исполнения норм, запрещающих подобные
деяния, одинаково от всех своих членов,
без различия их воззрений. С другой стороны,
развитое нравственное сознание признает
истинную цену лишь за таким исполнением
моральных требований, которое сопровождается
соответствующим внутренним настроением.
«Одно внешнее исполнение без надлежащего
нравственного чувства, с подобной точки
зрения, не имеет никакого этического
значения».
Право
очерчивает свободу внешних действий
человека, оставаясь нейтральным
по отношению к его внутренним
мотивам. Иное дело мораль, она не только
определяет границы внешней свободы,
но и требует внутреннего самоопределения
личности. В этом смысле мораль – неформальный
определитель свободы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом
проделанной работы, а именно написания
реферата, являются следующие выводы.
1.
С помощью права государство добивается
утверждения в сознании граждан, всего
населения общечеловеческих, прогрессивных
норм морали, борется с несправедливостью,
злом и пороками. Гражданское и уголовное
судопроизводство призвано укреплять
законность, воспитывать людей в духе
уважения к праву, закону, справедливым
и законным интересам личности и общества,
государства.
2.
Анализируя соотношение права и морали,
можно заключить, что выполнение правовых
норм в значительной мере обуславливаются
тем, в какой мере они соответствуют требованиям
морали. Нормы права не должны противоречить
положительным устоям общества. Вместе
с тем требования общественной морали
непременно учитываются государственными
органами при разработке нормативных
актов государства.
3.
Воздействуя на правовую жизнь общества,
мораль способствует укреплению общественного
порядка. Служебная функция морали во
взаимодействии с правом выражается в
том, что мораль возвышает качество правового
и в целом всего общественного порядка.
В сознании индивида есть такие факторы,
как ответственность, совесть, честь, достоинство,
долг, которые проникают в правосознание
лица, взаимодействуют с ним, корректируют
его правовое поведение.
4.
Право должно способствовать утверждению
идеалов добра и справедливости в обществе.
Судебные и другие правоприменительные
органы обращаются при определении юридических
мер к моральным нормам, а некоторые правовые
нормы непосредственно закрепляют моральные
нормы, усиливая их юридическими санкциями.
Через право осуществляется охрана моральных
норм и нравственных устоев.
5.
Эффективность правовых норм, их исполнение
во многом обусловливается тем, насколько
они соответствуют требованиям морали.
Чтобы правовые нормы работали, они, по
крайней мере, не должны противоречить
правилам морали.
6.
Всякое нарушение норм права является
аморальным поступком, но не всякое нарушение
моральных норм является противоправным
деянием. В некоторых случаях право способствует
избавлению общества от устаревших моральных
догм.