На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ и управление дебиторской задолженностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное образовательное  учреждение
среднего  профессионального образования 
«Омский колледж торговли, экономики и  сервиса» 
 
 
 
 

Дисциплина:
Финансовый  менеджмент 
 
 

Курсовая  работа
на тему:
Анализ и управление дебиторской задолженностью 
 
 

   Выполнила: студентка гр.417 ТП
специальность 080402 Товароведение
Пономарёва  Мария Викторовна
Руководитель: преподаватель
Цицер Светлана Николаевна 
 

2010 

Оглавление
     Введение…………………………………………………………………..3
    1. Сущность и значение управление дебиторской задолженности предприятия………………………………………………………………..5
1.1 Понятие дебиторской  задолженности ………………………………..5
1.2 Классификация  и характеристика дебиторской  задолженности……9
    2. Проблемы, возникающие в управлении дебиторской задолженности……………...........................................................................12
2.1 Влияние оборачиваемости дебиторской задолженности на величину балансовых остатков.……………………………………………................12
2.2 Анализ и управление дебиторской задолженностью……...................19
3. Расчет дебиторской  задолженности по данным методических  рекомендаций……………………………………………………………….26
    Заключение………………………………………………………………….28
    Библиографический список………………………………………………... 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Финансовый  менеджмент – это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты деятельности.
     Финансы – это система денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
     Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
     Современные условия развития экономики нашей  страны предусматривают динамизм развития взаиморасчетов между контрагентами. В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности.
     Актуальность  темы заключается в том, что дебиторская 
задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
     Под дебиторской задолженностью понимается задолженность предприятию различных юридических и физических лиц, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.
     Дебиторская задолженность является одной из разновидностей активов организации, которая может быть реализована, передана, обменена на имущество, продукцию, результат выполнения работ или оказания услуг.
     Цель  курсовой работы – анализ и управление дебиторской задолженностью.
     Исходя  из цели, формируются задачи курсовой работы:
    Рассмотреть сущность и значение управление дебиторской задолженности;
    Изучить  проблемы, возникающие в управлении дебиторской задолженностью;
    Провести анализ и управление дебиторской задолженностью по данным методическим рекомендаций.
Объектом  является – изучение дебиторской  задолженности.
Предметом –  дебиторская задолженность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность  и значение управление дебиторской  задолженности предприятия
1.1 Понятие дебиторской задолженности
     Дебиторская задолженность – один из элементов (как правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия, кредиторская задолженность – один из заемных источников покрытия оборотных активов (также, как правило, значительный по сумме). [7 ,103]
     Дебиторская задолженность – это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
     Дебиторская задолженность в соответствии, как  с международными, так и с Российскими  стандартами бухгалтерского учета определяется как сумма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
     Исходя  из этого, можно рассматриваться  несколько практических аспектов вопроса:
    Чем быстрее оборачивается дебиторская задолженность, т.е,  чем чаще поступают платежи от дебиторов, тем меньше балансовые остатки дебиторской задолженности на каждую дату, и наоборот.
     Соответственно, точно такая же связь имеет место между скоростью оборота кредиторской задолженности и ее балансовыми остатками.
    Из такой связи можно определить следующие выводы:
    при быстрой оборачиваемости дебиторской задолженности и медленной оборачиваемости кредиторской задолженности последняя полностью покрывает дебиторскую задолженность и сверх того служит источником финансирования других элементов оборотных активов. С этой точки зрения ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и замедление – кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия;
    одновременно быстрая оборачиваемость дебиторской и медленная – кредиторской задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчетов с кредиторами нельзя безгранично уменьшать первые и увеличивать вторые. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности.
    Почему из всех элементов оборотных активов и источников финансирования выбраны для сопоставления лишь дебиторскую и кредиторскую задолженность? Особая важность такого сопоставления состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно расплачиваться по своим долгам кредиторам. Известно, что дебиторская задолженность – это главным образом долги покупателей, то есть те долги, на базе которых формируется выручка от продаж.
     Кредиторская  задолженность – это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному  налогу, то есть те долги, на базе которых  в значительной степени формируются  затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны. [7, ]
     При соблюдении всех этих условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.         
     Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже  не финансовыми, а юридическими методами. 
         Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности – это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществления им нормальных циклов деятельности. [7 ,104]

    Предприятию приходится решать проблемы, возникающие из-за отсутствия идеальных условий расчетов с дебиторами и кредиторами. Вот некоторые из них:
    суммы платежей дебиторов и суммы, которые надо заплатить кредиторам на каждую дату, соответствующую срокам платежей. Придется изыскивать дополнительные источники финансирования для погашения обязательств перед кредиторами, если кредиторам по состоянию на определенную дату надо заплатить больше, чем предприятие имеет на эту дату от дебиторов, чтобы избежать просроченной кредиторской задолженности.
    сроки расчетов с дебиторами и кредиторами. Если дебиторы платят по своим обязательствам реже, чем предприятие должно платить кредиторам, неизбежно поступление недостатка денежных средств в обороте, могут потребоваться дополнительные источники финансирования дебиторской задолженности.
    совместное влияние на расчеты обоих обязательств, названных выше.
     На  практике возникает необходимость  регулярной (иногда повседневной) количественной оценки таких ситуаций, т.е. недостатка средств для расчетов с кредиторами, для принятия соответствующих мер, чтобы не превращать кредиторскую задолженность в просроченную. Также у предприятия может возникнуть ситуация, когда в обороте остаются временно свободные денежные средства. Эта ситуация возникает, когда платежи дебиторов позволяют полностью и своевременно рассчитаться с кредиторами, и после этих расчетов остается сумма уплаченной дебиторской задолженности, которую можно направить на другие цели. 

1.2 Классификация  и характеристика дебиторской  задолженности 

     Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям, например, по причинам образования ее можно разделить на оправданную и неоправданную.
     Так, к оправданной дебиторской задолженности  следует отнести дебиторскую  задолженность, срок погашения которой  еще не наступил и составляет менее 1 месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота;
     К неоправданной следует отнести  просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную  с ошибками в оформлении расчетных  документов, с нарушением условий  хозяйственных договоров и т.д.
     Как объект учета дебиторская задолженность  по сроку платежа классифицируется на:
    отсроченную (срок исполнения обязательств, по которой еще не наступил);
    просроченную (срок исполнения обязательств, по которой уже наступил).
     Существует  и так называемая безнадежная дебиторская задолженность, что представляют собой суммы неоплаченных задолженностей покупателей, потребителей, сроки исковой давности, по которым либо истекают, либо уже истекли.
     По  статьям бухгалтерского баланса  дебиторская задолженность делится на следующие виды:
     - покупатели и заказчики;
     - векселя к получению;
     - задолженность дочерних и зависимых обществ;
     - авансы выданные; прочие дебиторы.
У большинства  предприятий в общей сумме  дебиторской задолженности преобладают  или занимают наибольший максимальный (удельный) вес – расчеты за товары (работы, услуги), т.е. счета к получению.
     По  степени ликвидности дебиторская  задолженность подразделяется на:
     -текущую, это дебиторская задолженность, не оплаченная по договору за последний период платежа до наступления следующего за ним периода платежа;
     -реструктуризированную, это дебиторская задолженность, по которой подписаны и действуют договоры (соглашения) о реструктуризации (в том числе утвержденные судом мировые соглашения), описывающие порядок, форму и сроки погашения задолженности;
     -исковую, это дебиторская задолженность, взыскиваемая в ходе исполнительного производства, а также находящаяся в процессе судебного рассмотрения или в работе юридических служб (с момента подачи претензии о нарушении срока платежа);
     -мораторную - это дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства;
     -«мертвую», это дебиторская задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию в порядке, определенным налоговым законодательством и положениями бухгалтерского учета.
     В бухгалтерском балансе дебиторская  задолженность делится по срокам ее образования на 2 группы:
     - краткосрочная, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
     - долгосрочная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Величина дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами.
     Условно эти факторы можно разделить  на внешние и внутренние.
К внешним  факторам следует отнести:
     -состояние экономики в стране - спад производства, безусловно, увеличивает размеры дебиторской задолженности;
     -общее состояние расчетов в стране - кризис неплатежей однозначно приводит к росту дебиторской задолженности;
     -эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ, поскольку ограничение эмиссии вызывает так называемый "денежный голод", что в конченом итоге затрудняет расчеты между предприятиями;
     -уровень инфляции в стране, так при высокой инфляции многие предприятия не спешат погасить свои долги, руководствуясь принципом, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
     -вид продукции – если это сезонная продукция, то риск роста дебиторской задолженности объективно обусловлен;
     -емкость рынка и степень его насыщенности, так в случае малой емкости рынка и максимальной его насыщенности, данным видом продукции естественным образом возникают трудности с ее реализацией, и как следствие ростом дебиторских задолженностей.
     Внутренние  факторы.
     Взвешенность кредитной политики предприятия означает экономически оправданное установление сроков и условий предоставления кредитов, объективное определение критериев кредитоспособности и платежеспособности клиентов, умелое сочетание предоставления скидок при досрочной уплате ими счетов, учет других рисков, которые имеют практическое влияние на рост дебиторской задолженности предприятия.
     Таким образом, неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), непредоставление скидок при  досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, неучет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности.
     Наличие системы контроля за дебиторской  задолженностью.
     Профессиональные  и деловые качества менеджмента  компании, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия.
     Внешние факторы не зависят от организации  деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно.
     Внутренние  факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.
     Актив «дебиторская задолженность» имеет  три существенных характеристики:
    он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую прирост денежных средств;
    представляет собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект.
    права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законные или иметь юридическое доказательство возможности их получения.[]
Например, при отражении факта продажи  актива, у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.
     Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской  задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.
     Показатель  качества дебиторской задолженности  определяет вероятность получения  задолженности в полной сумме, которая  зависит от срока образования  задолженности. Практика показывает, что  чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения. Согласно статье 96 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Следует иметь в виду, что законодательство предусматривает специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и длительные по сравнению с общим сроком (например, статья 797 и статья 966 ГК РФ). 

2. Проблемы, возникающие в управлении дебиторской  задолженности
2.1 Влияние  оборачиваемости дебиторской задолженности   на величину балансовых остатков
     Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходиться продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, предприятие (фирма) получит денежные средства и дебиторская задолженность сократиться. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации.[]
     Управление  дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
    Образование дебиторской задолженности происходит в процессе накопления общей суммы средств, находящихся в данный момент на счет дебиторов. Размер дебиторской задолженности определяется двумя факторами:
    объемом реализации в кредит;
    средним промежутком времени между реализацией товара и получением выручки.
     Проблема образования дебиторской задолженности тесно связанна с проблемой ее финансирования. Обычно для финансирования постоянного уровня дебиторской задолженности используют долгосрочные пассивы такие, как акции и облигации, тогда как сезонное или циклическое увеличение может быть профинансировано с помощью краткосрочных кредитов.
     Контроль состояния дебиторской задолженности необходим для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В этом случае единственным способом держать ситуацию под наблюдением являются правильный выбор кредитной политики и применение системы контроля счетов к получению.
     Используются несколько показателей для контроля состояния дебиторской задолженности:
    классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения (она может использоваться для контроля отдельных дебиторов);
    величина коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, в том числе в днях;
    политикой сбора платежей, т.е. степенью лояльностью фирмы по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, с точки зрения возможностей представления кредита вновь;
    возможностью предоставления скидок.[]
     Сочетание срока кредита и разрешенных  скидок (если они есть) называется условиями  ссуды.
     Если  компания смягчает свою кредитную политику, объем ее продаж должен увеличиваться. Действия, смягчающиеся кредитную политику, предполагают удлинение срока кредита, смягчение стандартов кредитоспособности должника или политики инкассации, а также предоставление скидок при оплате. Однако каждая из этих мер повышает издержки фирмы, предоставляющей кредит. Это происходит потому, что удлинение срока кредита увеличивает как издержки хранения дебиторской задолженности, так и убытки от безнадежных долгов; снижение кредитоспособности и более мягкая политика инкассации также ведут к увеличению стоимости безнадежных долгов, а более высокие скидки при срочной оплате снижают сумму, получаемые  компанией за каждую продажу.
     Компания  должна смягчать свою кредитную политику только в том случае, если стоимость  этого будет с запасом перекрыта  более высокими доходами от реализации.
     При оценке риска неплатежа  по ссуде  используются пять факторов кредита:
    характер кредита с точки зрения надежности его возврата определяет вероятностью того, что клиент постарается выполнить свои обязательства;
    способность, т.е. возможность погашения кредита, оценивается субъективным суждением о платежеспособности клиента и измеряется прошлым послужным списком и наблюдением;
    капитал, который является гарантией возврата кредита и измеряется общим финансовым состоянием компании по финансовым отчетам и оценкам коэффициентов риска – отношению суммы долгов к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам и коэффициенту покрытия процентов;
    обеспечение кредита представлено активами, которые клиент может предложить в залог;
    условия развития кредитных отношений, к которым относятся как общие экономические тенденции, так и особенности развития в определенных графических районах или секторах экономики, которые могут повлиять на способность клиента выполнить свои обязательства.
    Анализ и ранжирование клиентов осуществляется в зависимости от:
    объемов закупок;
    истории кредитных отношений покупателя;
    предлагаемых условий оплаты продукции
     Типичный  отчет о кредитных операциях  представляет собой, так называемую кредитную историю предприятия.
     Кредитная история – отчет потенциального или уже существующего клиента  о том, как он выполнял свои обязательства. []
     Типичная  кредитная история обычно содержит следующую информацию:
    сводный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках;
    ряд ключевых коэффициентов с информациях о тенденциях развития предприятия;
    информацию, полученную от банков и поставщиков компании о том, быстро или медленно она платит, и о том, не просрочивала ли она платежи в последнее время;
    описание физического состояния операций компании;
    описание биографий владельцев компании, включая любые прежние банкротства, судебные иски, обман и т.п.;
    суммарный рейтинг компании.
    Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям  предполагает классификацию клиентов на 5 или 6 категорий в зависимости от степени риска невозврата долгов и составление реестра старения дебиторской задолженности.
     Реестр  старения дебиторской задолженности счетов дебиторов содержит перечень основных дебиторов в порядке убывания дебиторской задолженности с указанием удельного веса дебиторской задолженности в составе текущих активов компании. Он обычно приводится в Приложении к Балансу и составляется на основе экспертных оценок или накопленной статистики бухгалтерских проводок.
    Прогноз поступления денежных средств по отсроченным и просроченным задолженностям, определение резерва по сомнительным долгам осуществляется на основе коэффициентов инкассации.
     Инкассация  наличности – процесс получения  денежных средств за реализованную  продукцию.[]
     Коэффициент инкассации рассчитывается на основе анализа денежных поступлений от погашения дебиторской задолженности  прошлых периодов и позволяет  определить процент безнадежных  долгов. Российское законодательство предусматривает создание резерва  по сомнительным долгам за счет отчислений от прибыли и возможность списания этих долгов с общей суммы дебиторской задолженности предприятия.
     Коэффициент инкассации можно рассчитать по формуле:
Погашение ДЗ в интервале j ,
Продажи месяца i  
 
                    Ki = 

где i – месяц отгрузки;
j – месяц погашения дебиторской задолженности.
    Методы сокращения дебиторской задолженности:
    политика инкассации – методы, которая компания использует для взимания дебиторской задолженности.
    заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты:
     - предоплата;
     - частичная предоплата;
     - передача на реализацию;
     - выставление промежуточного счета;
     - банковская гарантия;
     - гибкое ценообразование.
    Продажа дебиторской задолженности – факторинг.
     Факторинг – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или фактор – компаниями мелким и средним фирмам – клиентам.[]
     Суть  услуг состоит в том, что фактор – фирма приобретает у клиента  право на взыскание долгов и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть возвращает долги в размере от 70 до 90% долга, до наступления срока их оплаты должником. Остальная часть долга за вычетом процентов возвращается клиентам после погашения должником всего долга. В результате клиент фактор – фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор – фирме определенный процент. При осуществлении факторинга клиент передает свое право получения долга от должника фактор – фирме. Факторинг возник как посредническая операция в торговле, затем приобрел форму кредитования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.