Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………...………...3
1
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
1.1
Сущность научно-технологическ го потенциала……….……..4
1.2
Структура и состав научно-технологического
потенциала………..5
2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1
Стратегия инновационного развития
государства ………...………..6
2.2
Анализ реализации Государственной
программы инновационного развития
Республики Беларусь………………...………...7
3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1
Государственное стимулирование
инновационной деятельности предприятий
………..………......9
3.2
Оптимизация развития инновационного
потенциала Республики Беларусь………..…………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ………..15
ВВЕДЕНИЕ
На
современном этапе развития экономики
на смену прежней экономической
системе, невосприимчивой к новым
технологиям, отличающейся ресурсоемкостью,
должна прийти новая, более устойчивая.
Перспективы развития экономики
в настоящее время принято
связывать с освоением новых
технологий, производственных, информационных,
социальных и т.п., а также с
изменением общей концепции экономического
развития на новой методологической
основе, способной обеспечить проведение
политики по изменению траектории развития,
направленной на формирование и усиление
позитивной динамики, становление
инновационной экономики.
Благодаря научно-технологическ му прогрессу
в XX веке экономический рост в промышленно
развитых странах превратился в устойчивую
тенденцию, что создало условия для значительного
повышения уровня жизни населения. В этой
связи особую актуальность приобретает
проблема оценки вклада НТП в обеспечение
экономического роста и выявление механизма
воздействия НТП на прирост реального
объема производства в целях разработки
рациональной стратегии реализации научно-технического
потенциала для повышения конкурентоспособност
экономики. В условиях белоруской экономики
освоение достижений НТП и проведение
грамотной технологической и инновационной
политики рассматривается как один из
важнейших путей преодоления кризиса
и нормализации функционирования реального
сектора экономики.
ПОНЯТИЕ
И СТРУКТУРА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВА
Сущность научно-технологического
потенциала
Научный
и научно-технологическ й потенциал
является частью системного экономического
потенциала и поэтому находится в определённом
пропорциональном соотношении с производственным
потенциалом национальной экономики.
Данное соотношение находится в зависимости
от согласованности по количественным
и качественным параметрам 2-х важнейших
фаз в общественном воспроизводстве –
предпроизводственной и производственной.
Необходимый
научный и научно-технологический
потенциал страны предопределён по содержанию,
структуре и новизне целями и задачами
тактического и стратегического развития
экономики страны. Отсюда вытекает необходимость
выделения тактических и стратегических
компонентов научного и научно-технологическ го
потенциала.
Состояние
и перспективы научного и научно-технологическ го
потенциала зависят от совокупности условий,
которые создаёт государство для его развития
и использования. Эти условия напрямую
связаны с такими категориями, как инвестиционный,
предпринимательский научно-технический
климат, институциональная среда, качество
управления и другие.
Преобразующие
возможности данного потенциала,
проявляются, прежде всего, через обновление
совокупности факторов – ресурсов
и факторов – процессов в общественном
воспроизводстве и позитивные изменения
в основных свойствах и способностях
экономики (конкурентоспособнос ь, ресурсоэффективность,
экономическая устойчивость, способность
к саморазвитию, технологическая
и энергетическая безопасность, инновационная
направленность развития и др.)
Качество
научного и научно-технологическ го
потенциала предопределяется степенью
технологической новизны, которая заложена
в основе производимых с его помощью товаров
и услуг, а также основных факторов – ресурсов.
Развитие
научного и научно-технологическ го
потенциала страны объективно предопределяется
логикой, динамикой и закономерными тенденциями
мирового научно-технологическ го прогресса.
Конкурентоспособност
данного потенциала характеризуется,
прежде всего, конкурентными преимуществами
по сравнению с соответствующим
потенциалом страны-конкурента.
Структура и состав
научно-технологическо о
потенциала
Оценка
роли и места науки как комплекса
достижений человеческого разума, накапливаемых
и воплощаемых в общественном
производстве страны, может быть дана
путем анализа научно-технологического
потенциала, который располагает национальная
экономика.
Научно-технологическ й
потенциал (НТПт) страны создается усилиями
как национально-технолог ческих организаций,
так и мировых достижений науки и техники.
От НТПт страны во многом зависят уровень
и темпы научно-технологическ го прогресса.
Анализ и оценка НТПт позволяют сделать
выводы об уровне экономического развития
страны и её отраслей, степени её научно-технической
самостоятельности, возможностях экономического
и научно-технологическ го сотрудничества.
Научно-технологическ й
потенциал включает:
материально-технолог ческую
базу;
научные кадры;
информационную
составляющую;
организационно-управл нческую
структуру.
Материально-техничес ая
база – это совокупность средств научно-исследовательс ого
труда, включая научные организации, научное
оборудование и установки, экспериментальные
заводы, цехи и лаборатории, вычислительные
центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы
или компании речь идет, как правило, о
материально-техниче кой базе прикладных
научно-исследователь ких и опытно-конструкторск х
работ (НИОКР). Их цель – быстрое и эффективное
воплощение научных идей в конкретные
технические и технологические новшества.
Информационная
составляющаяв научно-технологическ м
потенциале играет особую роль. В качестве
специфического предмета труда здесь
выступает информация об итогах предшествующих
исследований, разработок и освоение нововведений.
Ее носителями являются тематические
карты о начатых и отчеты, о законченных
исследованиях и разработках, публикации
и диссертации, содержащие новые теории,
гипотезы, рекомендации, описания, формулы,
схемы, чертежи и т.д.
По
характеру материальных носителей
можно выделить следующие виды информации:
нормативно-техническ ю
документацию – технические задания,
рекомендации, методики, нормативы, стандарты
и технические условия, патенты;
научные отсчеты
– ими чаще всего заканчиваются фундаментальные
исследования;
образцы нововведений
– технологические процессы, режимы и
регламенты, лабораторные и опытные образцы;
проектно-конструктор кую
документацию – комплекты рабочих чертежей;
Публикации
и диссертации.
Организационно-управленческая
структура научной сферы – это структура
научно-исследователь ких организаций
и ее гибкость, т.е. возможность быстрого
формирования научно-исследовательс их
групп для решения срочных задач; система
управления научными исследованиями в
масштабах компании или страны.
2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕС ОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1
Стратегия инновационного
развития государства
Сегодня
белорусская наука выдвигает
крупные инновационные идеи, вытекающие
из принципиально новых знаний. Использование
полученных новых знаний в реальном
секторе экономики невозможно без
наличия эффективной экспертной
системы оценки результатов исследований
и разработок.
Решение
этих задач определено стратегией инновационного
развития Республики Беларусь, предложенной
Президентом Республики Беларусь в
Послании белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь. Глава
государства отметил необходимость
внедрения эффективной формы
организации исследований, на базе
создаваемых научно-практических центров
и развития инновационной инфраструктуры.
Главной целью преобразований является
создание системы институтов, необходимых
для дальнейшего развития рыночной экономики.
В
Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы подтверждена необходимость перехода
страны на инновационный путь развития,
курса на построение инновационной
экономики - экономики, основанной на знаниях.
Главным и наиболее эффективным,
как показывает мировой и отечественный
опыт, механизмом такого перевода должна
стать национальная инновационная
система (НИС) как современная институциональная
модель генерации, распространения
и использования знаний, их воплощения
в новых продуктах, технологиях,
услугах во всех сферах жизни общества.
В
соответствии с поручением Президента
Республики Беларусь, Правительством
совместно с НАН Беларуси с
учетом предложений республиканских
органов госуправления, облисполкомов,
Мингорисполкома в Республике Беларусь
разработана Государственная программа
инновационного развития Республики Беларусь
на 2007 – 2010 годы (далее – Программа).
Стратегическая
цель Программы — создание инновационной,
конкурентоспособной на мировом
рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей,
социально ориентированной экономики
Беларуси, обеспечивающей устойчивое
социально-экономиче кое развитие
и повышение качества жизни белорусского
народа, защиту экологии.
Для
реализации поставленной цели необходимо
решение следующих основных задач:
–
создать благоприятную для инновационной
деятельности экономическую, правовую
и социально-культурную среду;
-
перестроить действующие структурно-функциона ьные
блоки НИС, повысить их интегрированность
и эффективность в рыночных
условиях;
-
сформировать инновационную инфраструктуру;
-
обеспечить информационное сопровождение
инновационной деятельности;
-
развивать инновационное предпринимательство;
-
развивать финансовую инфраструктуру;
-
создать мотивационный механизм
инновационной деятельности;
-
развивать институты использования
и защиты прав интеллектуальной
собственности;
-
готовить кадры для инновационной
деятельности;
-
обеспечить государственное управление
и взаимодействие элементов НИС.
Для
реализации указанных направлений
в Государственной программе
разработан Комплекс мероприятий с
указанием исполнителей, сроков, механизмов
реализации, правового и финансового
обеспечения.
2.2
Анализ реализации Государственной
программы инновационного
развития Республики
Беларусь
Сегодня
можно уже подвести некоторые
предварительные итоги двухлетнего
этапа (2007–2008 гг.) реализации Государственной
программы инновационного развития Республики
Беларусь (ГПИР). В целом за 2007–2008 гг. введено
в эксплуатацию 437 производств, что составляет
46% от плана. Если 2007 год был годом становления
ГПИР, то в 2008 г. в процесс реализации проектов
инновационного развития включились все
36 государственных заказчиков. В 2008 г. предусматривалось
создание производств по 236 проектам. Этот
показатель удалось превысить, и по итогам
работы за год введено в эксплуатацию
242 объекта, в том числе: предприятий и важнейших
производств — 41, производств на действующих
предприятиях — 87. На проектную мощность
за 12 месяцев 2008 г. выведены 153 производства
при плане 157.
Объем
произведенной инновационной продукции
в 2008 г. составил около 3,5 трлн руб., в том
числе по важнейшим инновационным проектам
в период выполнения этапов от ввода в
эксплуатацию до выхода на проектную мощность —
1856 млрд руб., произведено 286 наименований
инновационной продукции; при освоении
и выпуске новой продукции, технологий,
изделий по заданиям государственных
научно-технических программ (ГНТП) — 1633,5 млрд руб.
План
по инвестициям в создание производств
выполнен большинством государственных
заказчиков. Вместе с тем, нельзя не
отметить, что финансирование инновационных
проектов обеспечено Министерством
архитектуры и строительства
только на 55,4%, Министерством по налогам
и сборам — на 55,8% от годового плана. В основном
главными источниками инвестиционных
затрат были собственные средств организаций
и средства республиканского бюджета,
включая инновационные фонды, доли которых
в общем объеме затрат составили по 32%,
доля иностранных инвестиций в общих затратах
составила только 10%, банковского кредитования —
20%, доля местных бюджетов составляет 5%.
В
рамках инновационной деятельности
за отчетный период по республике были
выполнены основные целевые показатели.
Доля новой продукции в общем
объеме продукции промышленности составила 16,4%
при плане 15%. Доля сертифицированной продукции
в общем объеме промышленного производства
составила 70,3% при плане 69%. В то же время,
доля затрат на машины, оборудование, транспортные
средства, инструмент, инвентарь в инвестициях
в основной капитал составила 43,6% при плане
на 2008 г. 48,0%.
Наиболее
напряженные планы по созданию и
внедрению технологий (с отчетным
этапом «ввод в эксплуатацию») реализовали
Министерство промышленности — 26 проектов,
Витебский облисполком — 21 проект, Министерство
транспорта и коммуникаций — 15 проектов,
Могилевский облисполком — 14 проектов,
Минский горисполком — 12 проектов, Минский
и Брестский облисполком — 11 проектов,
Министерство спорта и туризма, Министерство
связи и информатизации, концерн «Белнефтехим»,
Гомельский облисполком — по 10 проектов.
В
рамках инновационной деятельности
за отчетный период по республике были
выполнены основные целевые показатели.
Доля новой продукции в общем
объеме продукции промышленности составила 16,4%
при плане 15%. Доля сертифицированной продукции
в общем объеме промышленного производства
составила 70,3% при плане 69%. В то же время,
доля затрат на машины, оборудование, транспортные
средства, инструмент, инвентарь в инвестициях
в основной капитал составила 43,6% при плане
на 2008 г. 48,0%
В
настоящее время инновационной
деятельностью охвачены все отрасли
промышленности республики, а показатель
числа инновационно активных предприятий
достаточно устойчив.
О
высокой конкурентоспособност
и востребованности производимой инновационной
продукции говорит повышение
уровня ее поставок на рынки за пределами
Республики Беларусь. Основными экспортерами
инновационной продукции в 2008 г. были
Гомельская и Минская области, а также
г. Минск.
В
целом по республике 73% инновационной
продукции идет на экспорт, при этом в
общем объеме экспорта большая часть инновационной
продукций (54%) направляется в страны дальнего
зарубежья. Из 46% инновационной продукции,
поставляемой в страны СНГ, около 80% экспортируется
в Россию.
Большая
часть внутренних инвестиций (73%) инновационно
активных предприятий (исходя из показателей
2008 г.) пришлась на приобретение машин и
оборудования, связанных с технологическими
инновациями, 7,8% — на новые технологии,
15% — на программные средства. Постепенно
увеличивается доля инновационно активных
предприятий, которые занимаются обучением
и переподготовкой персонала, связанного
с их работой.
Динамика
объемов финансирования за счет средств
республиканского бюджета, предусмотренных
на научную, научно-техническую и
инновационную деятельность, начиная
с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной
тенденции: несмотря на абсолютное увеличение
расходов на науку к 2009 г. по сравнению
с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении
к 2010 г. в 2,5–3,0 раза), удельный вес расходов
республиканского бюджета в процентах
к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.
3
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1
Государственное
стимулирование инновационной
деятельности предприятий
Республика
Беларусь – одно из немногих государств
на постсоветском пространстве, которое
не только сохранило, но и последовательно
наращивает образовательный, интеллектуальный
и научно-технический потенциал
общества. Вместе с тем реализация
стратегии инновационного развития
страны, которую определил глава
государства, требует от научной
общественности концентрации усилий на
создании нового технологического уклада,
внедрении в реальный сектор экономики
конкурентоспособных технологий, повышении
экспортного потенциала всех отраслей
и регионов республики, что позволит обеспечить
более высокий уровень жизни белорусского
народа.
Основными
направлениями государственного стимулирования
инновационной деятельности белорусских
предприятий и повышения доли
наукоемкой продукции в экспорте
с учетом опыта стран с малой
экономикой Западной и Северной Европы
являются:
а)
повышение уровня финансирования НИОКР
из государственных источников, средств
отечественных компаний и университетского
сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси
в 2001—2008 гг. составляла 0,6—0,7% (по методике
ОЭСР) и 0,7—0,8% (по методике СНГ), в то
же время в странах с малой
экономикой Западной и Северной Европы
в среднем она была на уровне 2,25%;
б)
осуществление финансовых вливаний
в производство высокотехнологичных
товаров, а также средней и
низкой наукоемкости, по которым Республика
Беларусь обладает выявленными сравнительными
преимуществами, и сферу услуг;
в)
формирование развитого рынка знаний
и инноваций на основе института
интеллектуальной собственности;
г)
стимулирование инновационной деятельности
не только крупных национальных компаний,
но и средних и мелких фирм.
д)
развитие инфраструктуры инновационной
деятельности, а именно организаций
по прикладным исследованиям, технологических
и научных парков различного профиля,
бизнес-инкубаторов, предоставляющих
наиболее благоприятные условия
для развития молодых высокотехнологичных
компаний.
е)
привлечение в технологические
и научные парки крупных мировых
инновационных компаний, чья деятельность
соответствует ведущим технологическим
направлениям белорусской науки;
ж)
создание системы распространения
знаний, так называемых центров знаний,
которые, с одной стороны, будут
опираться на вузовские научные
школы, с другой — на уже созданные
в регионах технологические и
научные парки. При этом основной
упор делается на развитие прикладных
исследований в наиболее конкурентоспособных
отраслях промышленности и организацию
диалога между всеми заинтересованными
в развитии данного региона сторонами.
з)
совместное участие государства, предприятий
и исследовательских организаций
в определении перспективных
направлений создания конкурентоспособных
инноваций в будущем. Предвидение
определяет государственные приоритеты
в научно-технических программах, подготовке
кадров, методах государственного регулирования;
и)
стимулирование создания специализированных
сетей знаний, технологических кластеров,
предусматривающих развитие взаимосвязей
между различными отраслями. Кластеры
будут играть ключевую роль в привлечении
иностранного капитала, создающего новые
технологические знания, повышении
заинтересованности инвесторов в финансировании
инноваций, получении выгод от международной
мобильности квалифицированных
кадров;
к)
кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами,
особенно в тех секторах, где необходима
стандартизация продукта.
Ключевым
моментом стимулирования инновационной
деятельности и выпуска наукоемкой
продукции белорусскими предприятиями
является охрана интеллектуальной собственности,
поскольку позволяет получить доходы
от инвестиций в НИОКР и реализации
наукоемкой продукции.
Благодаря
инвестициям в науку и инновации
возможно существенное улучшение экономических
показателей организаций, рост производительности
труда, повышение конкурентоспособност
производимой продукции на внутреннем
и внешнем рынках.
3.2
Оптимизация развития
инновационного потенциала
Республики Беларусь
Повышение
рентабельности в реальном секторе,
увеличение доходов населения обусловят
благоприятные социально-экономические
последствия, укрепление экономической
безопасности страны, а также будут
выступать факторами улучшения
предпринимательског климата. В свою
очередь, это приведет к существенной
трансформации источников финансирования
инвестиций, постепенному переходу от
государственных бюджетных ассигнований
к широкому привлечению средств
нерезидентов, развитию банковского
кредитования при реализации инвестиционных
инновационных проектов.
Во
внедрении новых технологий субъектам
хозяйствования по-прежнему недостает
заинтересованности. В итоге годами выпускается
устаревшая продукция, а НИИ в связи с отсутствием
спроса нередко сворачивают свои научно-исследовательс ие
работы.
Между
тем использование инновационного
потенциала субъектов малого предпринимательства
может существенно поднять эффективность
внедрения в промышленность результатов
фундаментальных и прикладных исследований.
Сегодня инновационные малые предприятия
работают в сфере информационных продуктов,
здравоохранения, систем безопасности,
строительных материалов, пищевых продуктов
и добавок, экологии (приборы контроля
и энергосбережения). Согласно статистике,
пока в отрасли «наука и научное обслуживание»
работает только порядка 1,1% малых предприятий
от их общего количества.
Разработчики
высоких технологий нуждаются не только
в активном спросе на инновации. От получения
заказа до реального экономического эффекта
на вложенные ресурсы проходит год и более.
Следовательно, требуется привлечение
бюджетных инвестиций (если это государственный
заказ) или предприятий-инвестор в. Но
с этим всегда проблемы. В итоге для ведения
инициативных работ, крайне необходимых
при создании новой продукции, они вынуждены
искать пути повышения финансовой устойчивости
за счет непрофильной деятельности.
Стоит
в полной мере использовать возможности
Парка высоких технологий. ПВТ сегодня
имеет следующие направления деятельности:
разработка и внедрение информационно-коммуник ционных
технологий и программного обеспечения
в промышленных и иных организациях республики;
экспорт информационно-коммуник ционных
технологий и программного обеспечения;
другие направления по согласованию с Президентом
Республики Беларусь.
Как
видим, все малые инновационные
предприятия, не связанные с информационными
технологиями, вынуждены согласовывать
в высших инстанциях возможность работать
в данном Парке на льготных условиях. Сейчас
это сдерживающий фактор привлечения
малого бизнеса в инновационную сферу.
Устранить его можно было бы, дополнив
направления деятельности ПВТ таким, как
«разработка и внедрение инноваций, приоритетных
для республики и региона», это имело бы
массу положительных последствий — дополнительный
выпуск высокотехнологичной и наукоемкой
продукции, новые рабочие места, реальное
снижение «утечки умов» и др.
В
настоящее время Госкомитетом по науке
и технологиям завершена работа над проектом
закона «Об инновационной деятельности».
Его принятие предусмотрено Государственной
программой инновационного развития на 2007-2010
гг. Законопроект содержит важный стимул
для инновационной деятельности. Он регламентирует
финансовые отношения между разработчиком
и юридическим лицом, внедрившим научно-техническую
продукцию и получающим благодаря этому
прибыль.
Для
усиления стимулирования следовало
бы образовать местный целевой бюджетный
фонд стабилизации экономики производственных
и инновационных предприятий. Его можно
создать, реорганизовав существующие
фонды (поддержки экспорта, «Энергосбережение»,
инновационный, развития строительной
науки), которые во многом повторяют друг
друга.
Статус
местного бюджетного фонда позволит
более экономно расходовать финансовые
ресурсы — местные органы управления лучше
других знают проблемы предприятий, находящихся
в регионе. Следовательно, их дифференциация
по поводу выделения средств на возвратной
основе из реорганизованного фонда будет
проводиться более планомерно и эффективно.
Правительство
изучает возможность пересмотра Государственной
программы инновационного развития Республики
Беларусь на 2007-2010 гг. В целом число проектов
госпрограммы может несколько уменьшиться,
а вот общий объем финансирования — наоборот,
возрасти.
Если
учесть, что приход иностранного капитала,
как правило, сопровождается привлечением
новых технологий, то масштабное разгосударствление
реального сектора страны может оказаться
одним из основных факторов перехода национальной
экономики на инновационный путь развития.
Или же снова придется рассчитывать на бюджетные
деньги.
В
качестве стратегических задач в
сфере науки и инновационного
развития на Первом съезде ученых Республики
Беларусь определены:
–
создание эффективной системы научного
обеспечения инновационной деятельности,
направленной на дальнейшее укрепление
экономики Беларуси и повышение
качества жизни белорусского народа;
–
достижение качественно нового технологического
уклада во всех отраслях экономики
с использованием новейших достижений
науки, расширение экспорта наукоемкой
продукции;
–
создание благоприятного инвестиционного
климата и системы экономического
стимулирования в сфере научной
и инновационной деятельности, значительное
увеличение финансирования сферы науки
и научного обслуживания, доведение
в перспективе наукоемкости ВВП
до 3 %.
Правительство
занимает четкую и ясную позицию:
наука была, есть и будет той
основой, благодаря которой можно
обеспечить устойчивое инновационное
социально-экономиче кое развитие
нашей страны, рост благосостояния
и качества жизни всех социальных
групп населения Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научный
и научно-технический потенциал
является частью системного экономического
потенциала и поэтому находится
в определённом пропорциональном соотношении
с производственным потенциалом
национальной экономики. Данное соотношение
находится в зависимости от согласованности
по количественным и качественным параметрам
2-х важнейших фаз в общественном
воспроизводстве – предпроизводственной
и производственной.
Научный
и научно-технический потенциал
является относительно самостоятельным
образованием в экономическом потенциале
страны, так как он развивается
с учетом спроса и мировых рынков
на результаты научной и научно-технической
деятельности.
Сегодня
белорусская наука выдвигает
крупные инновационные идеи, вытекающие
из принципиально новых знаний. Использование
полученных новых знаний в реальном
секторе экономики невозможно без
наличия эффективной экспертной
системы оценки результатов исследований
и разработок.
Решение
этих задач определено стратегией инновационного
развития Республики Беларусь, предложенной
Президентом Республики Беларусь в
Послании белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь.
Благодаря
инвестициям в науку и инновации
возможно существенное улучшение экономических
показателей организаций, рост производительности
труда, повышение конкурентоспособност
производимой продукции на внутреннем
и внешнем рынках.
Повышение
рентабельности в реальном секторе,
увеличение доходов населения обусловят
благоприятные социально-экономические
последствия, укрепление экономической
безопасности страны, а также будут
выступать факторами улучшения
предпринимательског климата. В свою
очередь, это приведет к существенной
трансформации источников финансирования
инвестиций, постепенному переходу от
государственных бюджетных ассигнований
(характерных для начальных стадий
жизненного цикла инновации, отличающихся
высокими рисками вложений) к широкому
привлечению средств нерезидентов,
развитию банковского кредитования
при реализации инвестиционных инновационных
проектов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Войтов
И.В. Итоги выполнения государственной
программы инновационного развития
Республики Беларусь в 2008 году / И.В. Войтов
// Новости науки и технологий.
– 2009.
Герасименко
А. Чем меньше проектов / А. Герасименко
// НЭГ. – 2009. - №46. – С.4.
Давыденко
Е. Технологический баланс как индикатор
инновационного развития национальной
экономики / Е. Давыденко // Банковский
вестник. – 2009.
Драгун В.С.
Промышленный потенциал и инновационная
активность предприятий Республики Беларусь
/ В.С. Драгун // Новости науки и технологий.
– 2009.
Елисеева
О. Инновации – в Парк / О. Елисеева // НЭГ.
– 2009.
Матюшков
В.Е. О работе ГКНТ РБ в 2008 году и задачах
на 2009 год / В.Е. Матюшков // Новости науки
и технологий. – 2009.