Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Биография Гиппократа
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Гиппократ (около 460 года
до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами
до н. э.,Ларисса) — знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины».
Происхождение
и биография
Биографические
данные о Гиппократе крайне разрознены
и противоречивы. На сегодняшний
день существует несколько источников,
которые описывают жизнь и
происхождение Гиппократа. К ним
относятся:
труды римского
врача Сорана
Эфесского, родившегося
более чем через 400 лет после его смерти[7] византийский энциклопедический словарь Суда X века
произведения византийского
поэта и грамматика XII столетия Иоанна
Цеца[8][9].
Сведения
о Гиппократе встречаются также
у Платона, Аристотеля и Галена.
Согласно
легендам Гиппократ по отцу являлся
потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери Геракла[10]. Иоанн
Цец даже приводит генеалогическое
древо Гиппократа[11]:
Асклепий
Подалирий
Гипполох
Сострат
Дардан
Хризамис
Клеомиттад
Теодор
Сострат II
Теодор II
Сострат III
Небр
Гносидик
Гиппократ I
Гераклид Гиппократ II
«отец медицины»
Хоть данная
информация вряд ли достоверна, однако
она свидетельствует о том, что
Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией
врачей, притязающей на происхождение
от самого бога медицины[12].
Гиппократ родился
около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского
моря.
Из произведений
Сорана Эфесского можно судить о
семье Гиппократа. Согласно его трудам
отцом Гиппократа был врач Гераклид,
а матерью повитуха Фенарета[1]. У Гиппократа было два сына —
Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж
Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену стал его преемником. Каждый
из сыновей назвал своего ребёнка в честь
знаменитого деда Гиппократом[13][14].
В своих трудах
Соран Эфесский пишет, что изначально
медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ —
потомственные врачи-асклепиады. Также
он прошёл обучение у знаменитого философа Демокрита и софистаГоргия[15]. С целью научного усовершенствования
Гиппократ также много путешествовал
и изучил медицину в разных странах по
практике местных врачей и по таблицам,
которые вывешивались на стенах храмов
Асклепия[5]. Упоминания о легендарном
враче от современников встречаются в
диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.
Всю свою продолжительную
жизнь Гиппократ посвятил медицине.
Среди мест, где он лечил людей,
упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного
моря. Умер он в
преклонном возрасте (по разным источникам
от 83 до 104 лет) в городе Ларисе[14], где ему был установлен памятник[5]. Гиппократовский
корпус
Имя знаменитого
врача Гиппократа, заложившего основы
медицины как науки, связано с
разнородной коллекцией медицинских
трактатов, известной как Гиппократовский
корпус. Подавляющее большинство
сочинений Корпуса было составлено
между 430 и 330 гг. до н. э. Они были собраны
в эллинистическое
время, в середине
III в. до н. э. вАлександрии[6].
Комментаторы
данного сборника ещё в античное
время (в частности Гален) отметили неоднородность
стиля и противоречивость содержания
Гиппократовского корпуса. Одни предположили,
что Гиппократ прожил очень долго, и, следовательно,
некоторые сочинения написал молодым,
а другие в старости. Другие считали, что
было целых семь людей, членов семейства
Гиппократа, труды которых также вошли
в Гиппократовский корпус (среди них сыновья
Фесалл и Драконт, зять Полиб)[5][6].
Из них
принадлежащими непосредственно Гиппократу
исследователи признают от 8 до 18 сочинений[5][6]. Согласно Трохачёву, среди
историков медицины и исследователей
Гиппократовского корпуса существует
множество разногласий о принадлежности
того или иного сочинения непосредственно
Гиппократу. Им были проанализированы
работы четырёх специалистов — Э. Литтре,
К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле.
Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены
трактаты, которые указанные авторы считают
«истинно гиппократовыми»[6].
Гиппократовский
корпус состоит из следующих сочинений[16]:
Этика
и деонтология Общая
медицина Теория
медицины. Анатомия. Физиология. Патология Диетология Прогностика Частная
патология и терапия Хирургия Глазные
болезни Акушерство
и гинекология Детские
болезни Резюме
ко всем разделам Биографические
легенды
Учение
Следует отметить,
что учение Гиппократовского корпуса
в литературе неотделимо от имени
Гиппократа. При этом достоверно, что
не все, а только некоторые трактаты
Корпуса принадлежат непосредственно
Гиппократу. В связи с невозможностью
вычленить непосредственный вклад
«отца медицины» и противоречиями
исследователей об авторстве того или
иного трактата[5][6], в большинстве современной
медицинской литературы всё наследие
Корпуса приписывается Гиппократу.
Гиппократ является
одним из первых, кто учил, что
заболевания возникают вследствие
природных причин, отвергая существовавшие
суеверия о вмешательстве богов.
Он выделил медицину в отдельную
науку[17], отделив её от религии, за
что и вошёл в историю как «отец медицины».
В произведениях Корпуса присутствуют
одни из первых прообразов «историй болезни» —
описаний течения заболеваний[18][19].
Учение Гиппократа
состояло в том, что заболевание
является не наказанием богов, а последствием
природных факторов, нарушения питания,
привычек и характера жизни человека.
В сборнике Гиппократа нет ни одного
упоминания о мистическом характере в
происхождении болезней. В то же время
учение Гиппократа во многих случаях основывалось
на неверных предпосылках, ошибочных анатомических
и физиологических данных, учении о жизненных
соках[20][21][22]. Темпераменты
Гиппократу
медицина обязана появлением учения
о темпераменте человека. Согласно его учению,
общее поведение человека зависит от соотношения
четырёх соков (жидкостей), циркулирующих
в организме, — крови, желчи, чёрной желчи
и слизи (флегмы, лимфы)[26].
Преобладание желчи (греч. ???, холе,
«желчь, яд») делает человека импульсивным,
«горячим» — холериком.
Преобладание слизи
(греч. ???, флегма,
«мокрота») делает человека спокойным
и медлительным — флегматиком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа,
«кровь») делает человека подвижным и
весёлым — сангвиником.
Преобладание чёрной
желчи (греч. ??? ???, мелэна
холе, «чёрная желчь») делает человека
грустным и боязливым — меланхоликом.
В произведениях
Гиппократа имеются описания свойств
сангвиников, холериков, флегматиков
и очень беглое — меланхоликов. Выделение
типов телосложения и душевного склада
имело практическое значение: установление
типа связывалось с диагностикой и выбором
методом лечения больных[27], так как по Гиппократу каждый
тип предрасположен к определённым заболеваниям[1].
Заслуга Гиппократа
состоит в выделении основных
типов темперамента, в том, что
он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных
вариантов человеческого поведения капитальные
черты»[1]. Стадийность
течения заболеваний
Заслугой
Гиппократа также является определение
стадийности в протекании различных
заболеваний. Рассматривая болезнь
как развивающееся явление, он ввёл
понятие стадии болезни[1]. Наиболее опасным моментом,
согласно Гиппократу, являлся «кризис».
Во время кризиса человек либо умирал,
либо природные процессы побеждали, после
чего его состояние улучшалось. При различных
заболеваниях он выделял критические
дни — дни от начала болезни, когда кризис
был наиболее вероятным и опасным[28]. Обследование
больных
Заслугой
Гиппократа является описание методов
обследования больных — аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал
характер выделений (мокрота, экскременты,
моча) при различных заболеваниях. При
обследовании больного он уже пользовался
такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной
форме[5]. Вклад
в хирургию
Гиппократ также
известен как выдающийся хирург древности.
В его сочинениях описываются
способы применения повязок(простые, спиральные, ромбовидные,
«шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов
и вывихов с помощью вытяжения и специальных
аппаратов («скамья
Гиппократа»),
лечения ран, фистул, геморроя,эмпием[1].
Кроме этого
Гиппократ описал правила положения
хирурга и его рук во время
операции, размещения инструментов, освещение
при операции[1]. Диетология
Гиппократ изложил
принципы рациональной диетологии и указал на необходимость
питать больных, даже лихорадочных. С этой
целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях[5].
Клятва
Гиппократа
«Клятва» (др.-греч. ???, лат. Jusjurandum) является первым
сочинением Гиппократовского корпуса.
Она содержит несколько принципов, которыми
обязан руководствоваться врач в своей
жизни и профессиональной деятельности[29]:
Обязательства
перед учителями, коллегами и учениками Считать
научившего меня этому
искусству равным
моим родителям, делиться
с ним средствами
и при необходимости
помогать ему в
нуждах, потомство
его принимать
как братьев и,
по их желанию, учить
их этому искусству,
безвозмездно и без
договора; наставления,
устные уроки и
всё прочее в учении
сообщать моим сыновьям,
сыновьям моего учителя
и ученикам, связанным
обязательством и
принесшим клятву
по закону врачебному,
но никому другому[30]
2. Принцип
непричинения вреда
3. Отрицание эвтаназии и абортов
4. Отказ от
интимных связей с больными
5. Сохранение
врачебной тайны
История
Клятвы, формулирующие
моральные нормы поведения врача,
существовали ещё в Египте[1].
Возникновение
клятвы значительно древнее времени
жизни Гиппократа: согласно преданию,
клятва восходит к прямым потомкамАсклепия, она переходила в устном
виде, как семейная традиция, из рода в
род. Записана Гиппократом клятва была
впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III
века до н. э.[1]
Первоначальный
вариант был написан Гиппократом в V
веке до н. э. на ионийском
диалекте древнегреческого
языка.
С тех пор
текст клятвы многократно переводился
на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его
смысл.
Для своего времени
она была очень большим достижением,
задавая высокую нравственную планку.
Поэтому не случайно, что в христианском
мире она все-таки была принята — с поправками
и изменениями. Начало меняется: «Да
будет благословен Бог,
Отец Господа нашего
Иисуса Христа, который
благословен во веки
веков; я не лгу».
По сообщениям
прессы, в Северной
Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным
кодексом». По мнению авторов нового документа,
текст, предложенный греческим врачом
ещё две с половиной тысячи лет назад,
совершенно не отражает реалий сегодняшнего
дня. «Во времена Гиппократа не было таких
важных принципов работы медиков, как
уважение к другим специалистам и право пациента на собственный
выбор. Кроме того, врачи того времени
не сталкивались с постоянными подозрениями
в непрофессионализме со стороны общества,
властей и журналистов». В новом тексте
исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной
болезни и корректному
обращению с рабами.
В России «Присяга
врача Советского Союза»,
утвержденная в 1971 г., в середине 1990-х сменилась
на «Клятву
российского врача»,
а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б.
Ельциным подписан
новый текст «Клятвы
врача России»,
которую врачи читают в торжественной
обстановке при получении диплома.
В Израиле врачи приносят не клятву
Гиппократа, а клятву еврейского врача.
Это связано с тем, что в традиционном
тексте клятвы Гиппократа упоминаются
боги древнегреческого пантеона, что идёт
вразрез с иудаизмом, по которому Бог один,
и приносить клятвы Его именем нельзя.
Так как в Израиле религия не отделена
от государства, во всех еврейских вузах,
готовящих врачей, клятва Гиппократа не
используется. Клятва еврейского врача
отличается от клятвы Гиппократа только
в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок
на богов.
В настоящее
время на территории США действие Клятвы Гиппократа
ограничено судебным прецедентом, основанным на Homeland
Security Act. В соответствии
с этим прецедентом, врачебная помощь террористам и потенциальным террористам
признана незаконной экспертной помощью
в их адрес и является уголовно
наказуемой[2].
В ряде случаев
традиционная Клятва Гиппократа вступает
в противоречие с требованиями части
общества, в том числе некоторых
медицинских работников. В частности,
всё чаще обсуждается возможность
узаконить эвтаназию, которая в корне противоречит
традиционной клятве Гиппократа.
«Клятва» содержит 9 этических принципов
или обязательств:
обязательства
перед учителями, коллегами и учениками;
принцип непричинения
вреда;
обязательства
оказания помощи больному (принцип милосердия);
принцип заботы
о пользе больного и доминанты интересов
больного;
принцип уважения
к жизни и отрицательного отношения к
эвтаназии;
принцип уважения
к жизни и отрицательного отношения к
абортам;
обязательство
об отказе от интимных связей с пациентами;
обязательство
личного совершенствования; врачебная
тайна (принцип
конфиденциальности)[3].
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями,
беря их в свидетели, исполнять честно,
соответственно моим силам и моему разумению,
следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться
с ним своими достатками и в случае надобности
помогать ему в его нуждах; его потомство
считать своими братьями, и это искусство,
если они захотят его изучать, преподавать
им безвозмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и всё остальное
в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям
своего учителя и ученикам, связанным
обязательством и клятвой по закону медицинскому,
но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами и моим разумением,
воздерживаясь от причинения всякого
вреда и несправедливости. Я не дам никому
просимого у меня смертельного средства
и не покажу пути для подобного замысла;
точно так же я не вручу никакой женщине
абортивного пессария. Чисто и непорочно
буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения
у страдающих каменной болезнью, предоставив
это людям, занимающимся этим делом. В
какой бы дом я ни вошел, я войду туда для
пользы больного, будучи далёк от всякого
намеренного, неправедного и пагубного,
особенно от любовных дел с женщинами
и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения
— я ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том,
считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо
выполняющему клятву, да будет дано счастье
в жизни и в искусстве и слава у всех людей
на вечные времена, преступающему же и
дающему ложную клятву да будет обратное
этому»[6].