На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Санкт-Петербургский  университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
 
                     БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

На тему: «Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами» 

                                                                Выполнил

                                                                                               Курсант 432 учебного взвода
                                                                                 ФПФЭК
                                                                                 рядовой милиции
                                                                                 Михайлова А.В

                                                                            Руководитель

                                                                                            Доцент кафедры

                                                                                           бухгалтерского учёта,

                                                                                           анализа и аудита

                                                                                 кэн
                                                                                 Слизкая В.П.

К защите_____________________________

 
 
 
Дата  защиты:____________                                   Оценка_________________
                                                                                                                                                    
 

Санкт-Петербург
2011
                                                  План 
 

Часть I. Курсовая работа
Введение …………………………...3
Глава 1. Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………...5
§ 1. Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами …………………………...5
§ 2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками………………………….11
§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками…………………………….14
§ 4. Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами……………………………………………………...18
§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам…………………………………..28
Глава 2. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»……………………………………………………....33
§ 1. Расчёты по имущественному и личному страхованию……………..….34
§ 2. Расчёты по претензиям…………….……………………………………….36
§ 3. Расчёты  по причитающимся дивидендам и другим доходам…………….39
§ 4. Расчёты по депонированным суммам……………..……………………….40
Заключение ………………………….41
Список  использованной литературы……………………………………………...43
Список  приложений:
Приложение 1 «Платёжное поручение»……………………...…………………...46
Приложение 2 «Аккредитив»...………….………………………………………...47
Приложение 3 «Вексель»...………..…..…………………………………………...48
Приложение 4 «Чек»...………………...…………………………………………...49
Часть II. Практическое задание 

     Введение 
 

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у организации постоянно возникает потребность в проведении расчётов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа) и выполняющие разные работы. Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг. Организации также вступают в расчётные отношения, но с организациями–покупателями продукции. Расчёты с покупателями и заказчиками организуются на основе договоров поставок продукции.
     Актуальность  темы проявляется в том, что соблюдение правильности расчётов и укрепление расчётно - платежной дисциплины между организациями способствует снижению дебиторской и кредиторской задолженности, которая напрямую влияет на финансовый результат деятельности организаций.
     Объект  исследования – расчётные отношения, возникающие между разными дебиторами и кредиторами.
     Предмет исследования – система учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
     Целью курсовой работы является изучение процесса расчётов с различными дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели были определены задачи, заключающиеся в рассмотрении:
    нормативного регулирования расчётов с дебиторами и кредиторами;
    документального оформления расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
    синтетического и аналитического учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
     Поставленные  задачи определили структуру и логику работы, состоящую из двух глав. В  первой главе рассматривается документальное оформление учёта расчётов с дебиторами и кредиторами, приводится нормативная база, регламентирующая объект учёта. Во второй главе рассматривается синтетический и аналитический учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
     Исследования  проводились на базе изучения научных  трудов отечественных ученых-экономистов Бабаева Ю.А., Комисаровой И.П., Крашенниковой М.С., Кондракова Н.П. и других по актуальным вопросам исследуемой темы; законодательных и нормативных актов по организации учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами
     § 1. Нормативно – правовое регулирование учёта  расчётов с разными  дебиторами и кредиторами 
 

     Хозяйственные связи, возникающие у организации с поставщиками и покупателями, являются необходимым условием её деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу организации. Поставки товаров, производимые поставщиками, позволяют организации пополнить свои запасы товаров, предназначенные для продажи, а также обеспечивают поддержание их ассортимента.
     От  того, насколько своевременно и полностью производятся расчёты с поставщиками, а также от состояния расчётов с покупателями во многом зависит платежеспособность организации, её финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнёрских связей. Платежи, осуществляемые несвоевременно или не полностью, приводят к возникновению штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. Это ухудшает не только финансовое состояние организации, также ухудшаются взаимоотношения с другими организациями. Когда организация реализует свою продукцию покупателям, это не означает, что оплата будет произведена немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию и составляют большую часть дебиторской задолженности.
     Специфическим элементом дебиторской задолженности  являются векселя к получению, по существу представляющие собой ценные бумаги.
     Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.)1. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
     Кредиторской  называют задолженность данной организации  другим организациям, работникам и  лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами2.
     В Российской Федерации главной базой  информационного обеспечения бухгалтерского учёта являются нормативные документы, имеющие разный статус. Основные нормативные документы по ведению бухгалтерского учёта расчётов с различными дебиторами и кредиторами можно разделить на 4 уровня.
     К первому уровню относятся Федеральные законы РФ и Кодексы РФ. По данной теме курсовой работы к этому уровню относятся:
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от           30.11.1994 г. № 51 - ФЗ (ред. от 06.04.2011 г.).
     Дебиторская задолженность, входящая в состав оборотных  активов организации, регулируется нормами ГК РФ.  Ст. 307 ГК РФ раскрывает понятие обязательства и основания его возникновения. В ст. 308 ГК РФ даётся понятие сторон обязательства и их взаимоотношений.
     Глава 22 ГК РФ (ст. 309 - 328) посвящена процессу исполнения обязательств, возникающих вследствие договорных отношений: процессу исполнения обязательств, в том числе по частям, месту исполнения, срокам, досрочному исполнению, солидарным обязательствам в расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
     В главе 23 ГК РФ рассматриваются способы  обеспечения обязательств (залог, удержание, поручительство, пени, неустойка и  пр.).
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от     26.01.1996 г. № 14 - ФЗ (ред. от 07.02.2011 г.).
     Вторая  часть ГК РФ устанавливает формы  договоров, которые могут использоваться при расчётах с разными дебиторами и кредиторами, а также регулирует различные виды и формы расчётов.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 - ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.).
     Часть первая (общая часть) НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, ответственность выплаты которых возникает в результате расчётов с дебиторами и кредиторами.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г.
№ 117 - ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.).
     Часть вторая (специальная или особенная  часть) НК РФ определяет порядок обложения каждым из установленных в стране налогов и сборов, устанавливает принципы их исчисления и уплаты.
    Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г.
№ 129 – ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.01.2011 г.).
     Закон устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности, определяет сущность бухгалтерского учёта и его задачи, определяет порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности, а также вопросы документации и регистрации, возникающие при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
    Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 г.
№ 48 –  ФЗ.
     Федеральный закон о векселях регулирует порядок  оплаты товаров, работ, услуг с помощью векселя в расчётах  между разными дебиторами и кредиторами.
     Ко  второму уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями от 30.12.99 г. № 107 и от 24.03.2000 г. № 31н). Оно конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учёте».
     Учёт  расчётов с дебиторами и кредиторами  регламентируют следующие положения:
    Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
     ПБУ 9/99 «Доходы организации» устанавливает  порядок списания и оценки кредиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.
    Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
     ПБУ 10/99  «Расходы организации» регулирует порядок списания и оценки дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.
    Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
     Данное ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам» определяет порядок учёта дебиторской и кредиторской задолженности.
     К третьему уровню относятся отраслевые законы РФ. В разрезе данной темы курсовой работы к этому уровню относятся:
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010).
     Инструкция  по применению Плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010).
     Методические  указания определяют сроки и порядок проведения инвентаризации.
    Инструкция ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.93 г. № 18.
     Эта инструкция устанавливает, что организации  независимо от организационно-правовых форм и  сферы  деятельности  обязаны  хранить  свободные  денежные средства в учреждениях банков. В соответствии с данной инструкцией для осуществления расчётов  наличными  деньгами  каждая организация  должна  иметь  кассу  и  вести  кассовую   книгу   по установленной форме. Приём наличных денег организациями при осуществлении расчётов с разными дебиторами и кредиторами производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
    Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.).
     Данное  положение определяет формы безналичных расчётов, порядок их применения при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
    Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050 - У.
       Указание  ЦБ РФ определяет предельный размер расчётов с разными дебиторами и кредиторами  наличными деньгами по одному платежу.
    Приказ ЦБ РФ «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 г. № 14-11.
     Приказ  ЦБ РФ устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций, а также  определяет порядок ведения кассовых операций.
     К четвёртому уровню относится учётная  политика организации.
     В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» учётная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учёта этой организации в конкретном отчётном периоде3.
     Учётная политика содержит следующие элементы:
    рабочий план счетов;
    порядок проведения инвентаризации;
    методы оценки активов и обязательств;
    правила документооборота и технология обработки учётной информации;
    формы документов для внутренней отчётности;
    формы первичных документов, необходимые для ведения бухгалтерского учёта4.
     Основной  целью разработки учётной политики организации является закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учёта5. 
 
 

     § 2. Учёт расчётов с  поставщиками и подрядчиками 
 

     К поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчётам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки6.
     Для учёта расчётов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»7.
     На  этом счёте учитываются расчёты:
    за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчётные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
    за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
    за излишки товарно - материальных ценностей, выявленные при их приёмке, когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчётных документах поставщиков;
    за полученные услуги по перевозкам;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно - исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и др.
     По  дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту - образование задолженности перед другими юридическими лицами.
     Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками ведётся в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
     Аналитическая информация о задолженности поставщикам  формируется в зависимости от используемых форм расчётов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок).
     Аналитическая информация о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учётом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчётным документам поставщика.
     Корреспонденция счетов по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками представлена в Таблице 1.1.
     Таблица 1.1
     Расчёты с поставщиками и подрядчиками
№ п/п Краткое содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
1 Приняты к оплате счета поставщиков за приобретённые внеоборотные активы, материально-производственные запасы 07, 08, 10, 15 60
2 Отражаются  суммы НДС по поступившим активам 19/3 60
3 Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные  работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 44 60
4 Отражаются  суммы НДС по принятым работам, услугам  производственного характера 19/3 60
5 Отражается  задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке  бракованной продукции и др. 28 60
6 Возвращены  поставщиками и подрядчиками суммы по расчётным документам и суммы выданных авансов в случае недопоставки продукции 50,51, 52,55 60
7 Предъявлены претензии  поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из - за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями договоров, а также из - за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчётных документах величинам, установленным договорами 76/4 60
8 Отражается  списание задолженности поставщика по авансу в связи с признанием её нереальной для взыскания 91/2 60
9 Отражаются  суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин 94 60
10 Оплачены приобретенные  внеоборотные активы, материально - производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги 60 50,51, 52,55
11 Списывается на уменьшение задолженности перед  бюджетом сумма НДС 68 19/3
12 В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам 60 50,51, 52, 55
13 Отражается  уменьшение задолженности перед  поставщиками и подрядчиками за счёт ранее перечисленных авансов 60 60
14 Отражается  списание кредиторской задолженности  в связи с истечением срока  исковой давности 60 91/1
 
 
 
§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками 
 

     Покупатели  и заказчики - это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг8. Расчёты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.
     Для учёта расчётов с покупателями и заказчиками предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»9. На данном счёте формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам, согласно договорам купли - продажи или договорам поставки. На этом счёте отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.
     При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчётных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчётов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчёте НДС10.
     Регистром бухгалтерского учёта по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учёт, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» используются для контроля дебиторской задолженности, расчётами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчётности11.
     В зависимости от возможностей истребования организацией-кредитором дебиторская  задолженность подразделяется на:
    истребованную,
    неистребованную12.
          Истребованной считается дебиторская задолженность, относительно которой организация - кредитор предпринимает определённые действия с целью выполнения организацией - должником обязательств по расчётам. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины: копии искового заявления и приложенных к нему документов13.
     Истребованная дебиторская задолженность по истечении  срока исковой давности по приказу  руководителя организации включается в состав прочих расходов организации или списывается за счёт резерва сомнительных долгов. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года14. В течение этого срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Если по обязательствам не установлена дата их исполнения, то срок исковой давности наступает с того момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств.
     Законодательством предусмотрено, что сроки исковой  давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением  сторон.
     Если  у организации - кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то такая задолженность относится на прочие расходы до истечения срока исковой давности. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации - должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчётам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учёте в которой состоит организация-дебитор15.
     Корреспонденция счетов по учёту расчётов с покупателями и заказчиками представлена в Таблице 1.2.
     Таблица 1.2
     Расчёты с покупателями и заказчиками
№ п/п Краткое содержание  хозяйственной  операции
Дебет Кредит
1 Отражается  возврат ранее полученных авансов  от покупателей, заказчиков и др. 62 50,51,52,55
2 Дебиторская задолженность списана за счёт полученного от покупателя (заказчика) аванса 62 62
3 Отражаются  расходы по транспортировке продукции, прочих активов сторонними организациями, подлежащие возмещению покупателями (в  том числе НДС) 62 71,76
4 Отражается  задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги 62 90
5 Отражается  задолженность покупателей за прочие активы 62 91
6 Отражается  поступление денежных средств (в  том числе авансов) от покупателей  в оплату продукции, забот, услуг, прочих активов 50,51, 55 62
7 Списана дебиторская  задолженность покупателей 91/2 62
8 Списаны невостребованные авансы 62 91/1
 
 
 
§ 4. Документальное оформление операций по учёту  расчётов с разными  дебиторами и кредиторами 
 

     Платежи на территории России осуществляются путём наличных и безналичных расчётов. Безналичные расчёты производятся через банки и другие кредитно - расчётные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчёты могут проводиться в различных формах. Под формой расчётов понимают способ совершения безналичных расчётов с применением установленного правительством документа.
     Гражданским Кодексом РФ предусмотрены следующие основные формы расчётов:
    Инкассо.
     Инкассовая  форма расчётов регулируется правилами использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ16. При инкассо банк - эмитент обязуется по поручению и за счёт клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа17. Банк-эмитент, получив поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения любой иной банк (банк - исполнитель). Законодательное регулирование по расчётам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.
     В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчётов по инкассо:
1) платёжные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта;
2) требования о безакцептном списании;
3) инкассовые поручения.
    Платёжные поручения (приложение № 1).
     При расчётах платёжными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа18. Покупатель даёт распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счёт получателя средств. Расчёты платёжными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк по поручению плательщика обязуется за счёт средств, находящихся на его счёте, перевести определённую денежную сумму на счёт, указанного плательщиком, лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Предусматривается осуществление перевода на основании платёжного поручения, как при межбанковских расчётах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счёт самого плательщика. В соответствии со ст. 863 ГК РФ сроки осуществления безналичных расчётов определяются Банком России19. Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов РФ, 5 дней — в пределах РФ. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платёжного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счёта, либо применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банк может принять к исполнению платёжное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2 – П  “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.) они должны содержать следующие реквизиты:
    наименование расчётного документа;
    номер платёжного поручения, дата выписки;
    номер банка плательщика, наименование;
    наименование плательщика, счёт в банке;
    наименование получателя, счёт в банке;
    наименование банка получателя, его номер;
    назначение и сумма платежа цифрой и прописью20.
    Акцепт.
     Отгрузив продукцию или выполнив определённую работу, поставщик выписывает на имя покупателя счёт и платёжное поручение; счёт сдаётся в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырёх экземплярах - если в разных банках, или в трёх - если в одном. Различают предварительный акцепт или последующий акцепт21.
     Плательщику при предварительном акцепте даётся трёхдневной срок со дня поступления расчётного документа в банк для согласия или отказа от оплаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если организация в течение трёх дней не заявит об отказе от акцепта, расчётный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчётного счёта. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчётах.
     При последующем акцепте расчётные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Организация в течение трёх дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчётном счёте плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из - за отсутствия заказа. Частичный отказ - при неправильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.
    Аккредитив (приложение № 2).
     Расчёты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчётах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определённый срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчётах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:
1) номер  договора, по которому открывают  аккредитив; срок действия аккредитива;  наименование исполняющего банка;
2) место  исполнения аккредитива, полное  наименование документов, по которым  производится выплата по аккредитиву,  срок их представления и порядок  оформления;
3) вид  аккредитива;
4) для  отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;
5) сумма  аккредитива;
6) способ  реализации аккредитива22.
     Банк  действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать  или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.
     Аккредитивная форма отличается от расчётов платёжными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определённый его договором с плательщиком.
     Законодательством РФ предусмотрена возможность исполнения аккредитива нескольких видов:
1) покрытого  (депонированного) и непокрытого (гарантированного) аккредитива;
2) отзывного  и безотзывного;
3) подтверждённого.
     Открытие  покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк - эмитент обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счёт плательщика, либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк - эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения23.
     Отзывным  признаётся аккредитив, который может быть изменён или отменён банком - эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной24.
     Безотзывным признаётся аккредитив, который не может быть отменён без предварительного согласия получателя средств25. Безотзывной аккредитив подтверждается банком - эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком - эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчётов регулируется Положением о безналичных расчётах.
    Вексель (приложение № 3).
     Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определённую сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию26.
    Чеки (приложение № 4).
     По  п.1 ст. 877 ГК РФ чеками признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное  распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю27. Плательщиком по чеку может быть только банк и другая кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
     Чек должен удовлетворять требованиям ст. 878 ГК РФ, а именно:
1) наименование  “чек”, поручение плательщику выплатить определённую денежную сумму;
2) наименование плательщика и указание счёта, с которого должен быть произведен платёж;
3) валюта  платежа;
4) дата  и место составления чека;
5) подпись  лица, выписывающего чек;
6) печать  организации28.
     Оплата  чека производится за счёт средств чекодателя при условии предъявления его в срок, установленный законом. Передача чека производится по индоссаменту. Чек предъявляется к оплате путём предоставления его чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке, установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.
     Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке, установленном для передачи прав по ценным бумагам в соответствии со ст. 146 ГК РФ29. Согласно этой статье права на чек передаются по индоссаменту. Именной чек не подлежит передаче другому лицу.
     Основанием  для принятия на учёт кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчётные документы и документы, свидетельствующие о факте совершения.
     Основными реквизитами расчётного документа (счёта - фактуры) являются:
    номер документа и дата его составления;
    сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.);  
    сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом;
    сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.);
    сведения об условиях поставки, включая сведения о транспортировке груза;
    формы расчётов за поставку (в безналичном порядке, расчёты наличными через кассу, расчёты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и др.);
    сведения о проданных товарах, выполненных работах и оказанных услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей);
    единицы измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с НДС;
    стоимость товара, включая НДС и без НДС30.
     Документы, свидетельствующие о факте совершения, необходимые для принятия к учёту выполненных работ и оказанных услуг, включают:
    акт о приёмке выполненных работ (форма № КС - 2, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) - применяется для приёмки выполненных подрядных строительно - монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений31;
    справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС - 3, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) – составляется на выполненные в отчётом периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы32;
    справка для расчётов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ -7, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г.          № 100) – применяется для производства расчётов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами)33
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.