Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ




КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему: «Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами»

Выполнил

Курсант 432 учебного взвода
ФПФЭК
рядовой милиции
Михайлова А.В

Руководитель

Доцент кафедры

бухгалтерского учёта,

анализа и аудита

кэн
Слизкая В.П.

К защите______




Дата защиты:___ Оценка___



Санкт-Петербург
2011
План


Часть I. Курсовая работа
Введение ………...3
Глава 1. Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами………………...5
§ 1. Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами ………...5
§ 2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками……….11
§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками……….14
§ 4. Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами………………...18
§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам………..28
Глава 2. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»……………...33
§ 1. Расчёты по имущественному и личному страхованию………..….34
§ 2. Расчёты по претензиям……….………….36
§ 3. Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам……….39
§ 4. Расчёты по депонированным суммам………..……….40
Заключение ……….41
Список использованной литературы………...43
Список приложений:
Приложение 1 «Платёжное поручение»………...………...46
Приложение 2 «Аккредитив»...……….………………...47
Приложение 3 «Вексель»...………..…..………………...48
Приложение 4 «Чек»...………...………………...49
Часть II. Практическое задание

Введение


В процессе финансово-хозяйствен ой деятельности у организации постоянно возникает потребность в проведении расчётов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа) и выполняющие разные работы. Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг. Организации также вступают в расчётные отношения, но с организациями–покупа елями продукции. Расчёты с покупателями и заказчиками организуются на основе договоров поставок продукции.
Актуальность темы проявляется в том, что соблюдение правильности расчётов и укрепление расчётно - платежной дисциплины между организациями способствует снижению дебиторской и кредиторской задолженности, которая напрямую влияет на финансовый результат деятельности организаций.
Объект исследования – расчётные отношения, возникающие между разными дебиторами и кредиторами.
Предмет исследования – система учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
Целью курсовой работы является изучение процесса расчётов с различными дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели были определены задачи, заключающиеся в рассмотрении:
    нормативного регулирования расчётов с дебиторами и кредиторами;
    документального оформления расчётов с разными дебиторами и кредиторами;
    синтетического и аналитического учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
Поставленные задачи определили структуру и логику работы, состоящую из двух глав. В первой главе рассматривается документальное оформление учёта расчётов с дебиторами и кредиторами, приводится нормативная база, регламентирующая объект учёта. Во второй главе рассматривается синтетический и аналитический учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
Исследования проводились на базе изучения научных трудов отечественных ученых-экономистов Бабаева Ю.А., Комисаровой И.П., Крашенниковой М.С., Кондракова Н.П. и других по актуальным вопросам исследуемой темы; законодательных и нормативных актов по организации учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
















Глава 1. Теоретические основы учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами
§ 1. Нормативно – правовое регулирование учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами


Хозяйственные связи, возникающие у организации с поставщиками и покупателями, являются необходимым условием её деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу организации. Поставки товаров, производимые поставщиками, позволяют организации пополнить свои запасы товаров, предназначенные для продажи, а также обеспечивают поддержание их ассортимента.
От того, насколько своевременно и полностью производятся расчёты с поставщиками, а также от состояния расчётов с покупателями во многом зависит платежеспособность организации, её финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнёрских связей. Платежи, осуществляемые несвоевременно или не полностью, приводят к возникновению штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. Это ухудшает не только финансовое состояние организации, также ухудшаются взаимоотношения с другими организациями. Когда организация реализует свою продукцию покупателям, это не означает, что оплата будет произведена немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию и составляют большую часть дебиторской задолженности.
Специфическим элементом дебиторской задолженности являются векселя к получению, по существу представляющие собой ценные бумаги.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчётных лиц за выданные им под отчёт денежные суммы и др.)1. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами2.
В Российской Федерации главной базой информационного обеспечения бухгалтерского учёта являются нормативные документы, имеющие разный статус. Основные нормативные документы по ведению бухгалтерского учёта расчётов с различными дебиторами и кредиторами можно разделить на 4 уровня.
К первому уровню относятся Федеральные законы РФ и Кодексы РФ. По данной теме курсовой работы к этому уровню относятся:
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ (ред. от 06.04.2011 г.).
Дебиторская задолженность, входящая в состав оборотных активов организации, регулируется нормами ГК РФ. Ст. 307 ГК РФ раскрывает понятие обязательства и основания его возникновения. В ст. 308 ГК РФ даётся понятие сторон обязательства и их взаимоотношений.
Глава 22 ГК РФ (ст. 309 - 328) посвящена процессу исполнения обязательств, возникающих вследствие договорных отношений: процессу исполнения обязательств, в том числе по частям, месту исполнения, срокам, досрочному исполнению, солидарным обязательствам в расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
В главе 23 ГК РФ рассматриваются способы обеспечения обязательств (залог, удержание, поручительство, пени, неустойка и пр.).
    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14 - ФЗ (ред. от 07.02.2011 г.).
Вторая часть ГК РФ устанавливает формы договоров, которые могут использоваться при расчётах с разными дебиторами и кредиторами, а также регулирует различные виды и формы расчётов.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 - ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.).
Часть первая (общая часть) НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, ответственность выплаты которых возникает в результате расчётов с дебиторами и кредиторами.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г.
№ 117 - ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.).
Часть вторая (специальная или особенная часть) НК РФ определяет порядок обложения каждым из установленных в стране налогов и сборов, устанавливает принципы их исчисления и уплаты.
    Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г.
№ 129 – ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.01.2011 г.).
Закон устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности, определяет сущность бухгалтерского учёта и его задачи, определяет порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учёта и предоставления бухгалтерской отчётности, а также вопросы документации и регистрации, возникающие при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
    Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 г.
№ 48 – ФЗ.
Федеральный закон о векселях регулирует порядок оплаты товаров, работ, услуг с помощью векселя в расчётах между разными дебиторами и кредиторами.
Ко второму уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями от 30.12.99 г. № 107 и от 24.03.2000 г. № 31н). Оно конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учёте».
Учёт расчётов с дебиторами и кредиторами регламентируют следующие положения:
    Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
ПБУ 9/99 «Доходы организации» устанавливает порядок списания и оценки кредиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.
    Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н, с изменениями от 30.12.1999 г. № 107н, от 30.03.2001 г. № 27н, 18.09.2006 г. № 116н, от 27.11.2006 г. № 156н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
ПБУ 10/99 «Расходы организации» регулирует порядок списания и оценки дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте организации.
    Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 107н, от 25.10.2010 г. № 132н, от 09.11.2010 г. №144н).
Данное ПБУ 15/2008 «Учёт расходов по займам и кредитам» определяет порядок учёта дебиторской и кредиторской задолженности.
К третьему уровню относятся отраслевые законы РФ. В разрезе данной темы курсовой работы к этому уровню относятся:
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйствен ой деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49 (ред. от 08.11.2010).
Методические указания определяют сроки и порядок проведения инвентаризации.
    Инструкция ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 04.10.93 г. № 18.
Эта инструкция устанавливает, что организации независимо от организационно-правов х форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. В соответствии с данной инструкцией для осуществления расчётов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Приём наличных денег организациями при осуществлении расчётов с разными дебиторами и кредиторами производится с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
    Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.).
Данное положение определяет формы безналичных расчётов, порядок их применения при расчётах с разными дебиторами и кредиторами.
    Указание ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» от 14.11.2001 г. № 1050 - У.
Указание ЦБ РФ определяет предельный размер расчётов с разными дебиторами и кредиторами наличными деньгами по одному платежу.
    Приказ ЦБ РФ «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 г. № 14-11.
Приказ ЦБ РФ устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для организаций, а также определяет порядок ведения кассовых операций.
К четвёртому уровню относится учётная политика организации.
В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» учётная политика организации – это внутренний документ организации, раскрывающий все особенности бухгалтерского (налогового) учёта этой организации в конкретном отчётном периоде3.
Учётная политика содержит следующие элементы:
    рабочий план счетов;
    порядок проведения инвентаризации;
    методы оценки активов и обязательств;
    правила документооборота и технология обработки учётной информации;
    формы документов для внутренней отчётности;
    формы первичных документов, необходимые для ведения бухгалтерского учёта4.
Основной целью разработки учётной политики организации является закрепление выбранных способов ведения бухгалтерского учёта5.



§ 2. Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками


К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчётам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки6.
Для учёта расчётов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»7.
На этом счёте учитываются расчёты:
    за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчётные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
    за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчётные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
    за излишки товарно - материальных ценностей, выявленные при их приёмке, когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчётных документах поставщиков;
    за полученные услуги по перевозкам;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
    генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно - исследовательских, опытно-конструкторск х и технологических работ (НИОКР) и др.
По дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту - образование задолженности перед другими юридическими лицами.
Синтетический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками ведётся в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Аналитическая информация о задолженности поставщикам формируется в зависимости от используемых форм расчётов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок).
Аналитическая информация о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учётом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчётным документам поставщика.
Корреспонденция счетов по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками представлена в Таблице 1.1.
Таблица 1.1
Расчёты с поставщиками и подрядчиками



§ 3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками


Покупатели и заказчики - это организации, которые приобретают товарно-материальные ценности, заказывают выполнение работ и оказание услуг8. Расчёты с покупателями ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров.
Для учёта расчётов с покупателями и заказчиками предназначен счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»9. На данном счёте формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности на которые перешло к покупателям, заказчикам, согласно договорам купли - продажи или договорам поставки. На этом счёте отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.
При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчётных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» отражается дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-постав иками от покупателей и заказчиков в соответствии с условиями расчётов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», является объектом налогообложения при расчёте НДС10.
Регистром бухгалтерского учёта по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синтетический и аналитический учёт, в которой в разрезе корреспондирующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» используются для контроля дебиторской задолженности, расчётами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчётности11.
В зависимости от возможностей истребования организацией-кредит ром дебиторская задолженность подразделяется на:
    истребованную,
    неистребованную12.
Истребованной считается дебиторская задолженность, относительно которой организация - кредитор предпринимает определённые действия с целью выполнения организацией - должником обязательств по расчётам. Обязательным условием истребования дебиторской задолженности является предъявление иска в арбитражный суд с приложением документов, подтверждающих уплату государственной пошлины: копии искового заявления и приложенных к нему документов13.
Истребованная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности по приказу руководителя организации включается в состав прочих расходов организации или списывается за счёт резерва сомнительных долгов. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года14. В течение этого срока законодательством предусматривается защита права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности определяется с момента окончания срока исполнения обязательств. Если по обязательствам не установлена дата их исполнения, то срок исковой давности наступает с того момента, когда у кредитора возникает право предъявить требования об исполнении обязательств.
Законодательством предусмотрено, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.
Если у организации - кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания дебиторской задолженности, то такая задолженность относится на прочие расходы до истечения срока исковой давности. Это возможно в связи с ликвидацией юридического лица (организации - должника). В соответствии со ст. 419 ГК РФ в этом случае обязательства по расчётам прекращены, а документом, на основании которого устанавливается нереальность получения долга, будет запись о ликвидации юридического лица в Едином государственном реестре, что оформляется справкой налоговой инспекции, на учёте в которой состоит организация-дебитор15.
Корреспонденция счетов по учёту расчётов с покупателями и заказчиками представлена в Таблице 1.2.
Таблица 1.2
Расчёты с покупателями и заказчиками



§ 4. Документальное оформление операций по учёту расчётов с разными дебиторами и кредиторами


Платежи на территории России осуществляются путём наличных и безналичных расчётов. Безналичные расчёты производятся через банки и другие кредитно - расчётные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчёты могут проводиться в различных формах. Под формой расчётов понимают способ совершения безналичных расчётов с применением установленного правительством документа.
Гражданским Кодексом РФ предусмотрены следующие основные формы расчётов:
    Инкассо.
Инкассовая форма расчётов регулируется правилами использования кассовых поручений, урегулированных в ст. 875 ГК РФ16. При инкассо банк - эмитент обязуется по поручению и за счёт клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа17. Банк-эмитент, получив поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения любой иной банк (банк - исполнитель). Законодательное регулирование по расчётам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.
В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчётов по инкассо:
1) платёжные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта;
2) требования о безакцептном списании;
3) инкассовые поручения.
    Платёжные поручения (приложение № 1).
При расчётах платёжными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа18. Покупатель даёт распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счёт получателя средств. Расчёты платёжными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк по поручению плательщика обязуется за счёт средств, находящихся на его счёте, перевести определённую денежную сумму на счёт, указанного плательщиком, лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Предусматривается осуществление перевода на основании платёжного поручения, как при межбанковских расчётах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счёт самого плательщика. В соответствии со ст. 863 ГК РФ сроки осуществления безналичных расчётов определяются Банком России19. Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов РФ, 5 дней — в пределах РФ. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платёжного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счёта, либо применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банк может принять к исполнению платёжное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2 – П “О безналичных расчётах в РФ” (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.) они должны содержать следующие реквизиты:
    наименование расчётного документа;
    номер платёжного поручения, дата выписки;
    номер банка плательщика, наименование;
    наименование плательщика, счёт в банке;
    наименование получателя, счёт в банке;
    наименование банка получателя, его номер;
    назначение и сумма платежа цифрой и прописью20.
    Акцепт.
Отгрузив продукцию или выполнив определённую работу, поставщик выписывает на имя покупателя счёт и платёжное поручение; счёт сдаётся в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырёх экземплярах - если в разных банках, или в трёх - если в одном. Различают предварительный акцепт или последующий акцепт21.
Плательщику при предварительном акцепте даётся трёхдневной срок со дня поступления расчётного документа в банк для согласия или отказа от оплаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если организация в течение трёх дней не заявит об отказе от акцепта, расчётный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчётного счёта. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчётах.
При последующем акцепте расчётные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Организация в течение трёх дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчётном счёте плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из - за отсутствия заказа. Частичный отказ - при неправильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.
    Аккредитив (приложение № 2).
Расчёты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчётах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определённый срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчётах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:
1) номер договора, по которому открывают аккредитив; срок действия аккредитива; наименование исполняющего банка;
2) место исполнения аккредитива, полное наименование документов, по которым производится выплата по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;
3) вид аккредитива;
4) для отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;
5) сумма аккредитива;
6) способ реализации аккредитива22.
Банк действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.
Аккредитивная форма отличается от расчётов платёжными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определённый его договором с плательщиком.
Законодательством РФ предусмотрена возможность исполнения аккредитива нескольких видов:
1) покрытого (депонированного) и непокрытого (гарантированного) аккредитива;
2) отзывного и безотзывного;
3) подтверждённого.
Открытие покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк - эмитент обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счёт плательщика, либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк - эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения23.
Отзывным признаётся аккредитив, который может быть изменён или отменён банком - эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной24.
Безотзывным признаётся аккредитив, который не может быть отменён без предварительного согласия получателя средств25. Безотзывной аккредитив подтверждается банком - эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком - эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчётов регулируется Положением о безналичных расчётах.
    Вексель (приложение № 3).
Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определённую сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию26.
    Чеки (приложение № 4).
По п.1 ст. 877 ГК РФ чеками признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю27. Плательщиком по чеку может быть только банк и другая кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Чек должен удовлетворять требованиям ст. 878 ГК РФ, а именно:
1) наименование “чек”, поручение плательщику выплатить определённую денежную сумму;
2) наименование плательщика и указание счёта, с которого должен быть произведен платёж;
3) валюта платежа;
4) дата и место составления чека;
5) подпись лица, выписывающего чек;
6) печать организации28.
Оплата чека производится за счёт средств чекодателя при условии предъявления его в срок, установленный законом. Передача чека производится по индоссаменту. Чек предъявляется к оплате путём предоставления его чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке, установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.
Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке, установленном для передачи прав по ценным бумагам в соответствии со ст. 146 ГК РФ29. Согласно этой статье права на чек передаются по индоссаменту. Именной чек не подлежит передаче другому лицу.
Основанием для принятия на учёт кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчётные документы и документы, свидетельствующие о факте совершения.
Основными реквизитами расчётного документа (счёта - фактуры) являются:
    номер документа и дата его составления;
    сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.);
    сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом;
    сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.);
    сведения об условиях поставки, включая сведения о транспортировке груза;
    формы расчётов за поставку (в безналичном порядке, расчёты наличными через кассу, расчёты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и др.);
    сведения о проданных товарах, выполненных работах и оказанных услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей);
    единицы измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с НДС;
    стоимость товара, включая НДС и без НДС30.
Документы, свидетельствующие о факте совершения, необходимые для принятия к учёту выполненных работ и оказанных услуг, включают:
    акт о приёмке выполненных работ (форма № КС - 2, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) - применяется для приёмки выполненных подрядных строительно - монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений31;
    справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС - 3, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) – составляется на выполненные в отчётом периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы32;
    справка для расчётов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ -7, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999г. № 100) – применяется для производства расчётов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами)33;
    товарно - транспортная накладная (форма № 1 - Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997г. № 78) — применяется при перевозке материальных ценностей автомобильным транспортом34;
    транспортная железнодорожная накладная (ГУ - 27) или корешок дорожной ведомости № 3 (комплект перевозочных документов ГУ – 29 - 0) - применяются при перевозке материальных ценностей железнодорожным транспортом;
    почтовая квитанция;
    квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта (РС-97 М);
    заказ - квитанция на перевозку и погрузку - разгрузку грузов;
    акт или иной документ, подтверждающий факт выполнения работ (оказания услуг).
Аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» ведётся в ведомости № 7. Такая ведомость открывается для каждого субсчёта. В конце месяца по ведомости аналитического учёта подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц. Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомостей № 7 записывают в журнал - ордер № 8 по кредиту счёта 76. По счёту 76 записи производят итогами за месяц по субсчетам.
При получении материалов может оформляться форма № М -7, когда есть расхождения между фактическим качеством и количеством товара и данными сопроводительных документов. Например, если ценности списаны на задолженность поставщика, сторонних лиц.
Для системного отражения операций приобретения материалов, расчётов за произведённые подрядчиком работы и оказанные услуги, и расчётов с поставщиками и подрядчиками предназначен комбинированный журнал - ордер № 6. Он ведётся линейно - позиционным способом, что даёт возможность судить о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу.
При осуществлении расчётов в порядке плановых платежей журнал-ордер № 6 ведётся с ведомостью № 5 «Аналитический учёт расчётов с поставщиками в порядке плановых платежей». Ведомость открывают на год, полугодие или квартал.
При журнально - ордерной форме учёта расчёты с покупателями и заказчиками ведут в журнале ордере № 11, 8, ведомостях № 7, 16. Аналитический учёт организуется в ведомости № 7 в разрезе каждого дебитора. В этой ведомости, в разрезе каждого дебитора, показывается сальдо на начало месяца. По реализации аналитический учёт ведётся в ведомости № 16. В этой ведомости учёт ведётся в разрезе каждого покупателя и в разрезе каждого вида продукции. Синтетический учёт организуется в журнале - ордере № 11.
Когда в кассу поступают суммы по удовлетворённым претензиям, то оформляется приходный кассовый ордер (форма № КО - 1)35, отчёт кассира (форма № КО - 4)36. Если деньги по удовлетворённым претензиям поступают на расчётный и валютный счета – выписка банка, платёжное поручение.
Акт о списании дебиторской задолженности применяется для списания с баланса дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. По этому акту также списывается ущерб, подлежащий взысканию с виновных лиц.
Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт 1 «Расчёты по имущественному и личному страхованию» ведётся в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и договорам с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев.


§ 5. Учёт резервов по сомнительным долгам


Сомнительным долгом признаётся дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями37. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99) организации могут создавать резервы по сомнительным долгам по расчётам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы, услуги с отнесением сумм резервов на прочие расходы организации38.
Исходя из положений ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам в налоговом учёте (как и в бухгалтерском) определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведённой в конце предыдущего отчётного (налогового) периода39. При этом НК РФ определяет зависимость создания резерва от срока возникновения обязательства по уплате должником причитающихся по договору сумм.
Инвентаризация дебиторской задолженности в данном случае проводится с целью определения на основании договоров сроков возникновения задолженности по каждому дебитору, а также просрочки исполнения обязательств (в днях) на конец отчётного периода на основании первичных документов и актов сверки взаиморасчётов.
На основании инвентаризационных данных налогоплательщик определяет просроченную задолженность, затем классифицирует её как безнадёжную или как сомнительную. Если просроченная задолженность признаётся безнадёжной, то она покрывается за счёт созданного резерва, если сомнительной - то подлежит включению в состав резерва по сомнительным долгам40.
Создание резерва по сомнительным долгам должно быть произведено при обязательном выполнении следующих условий:
    учётной политикой предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам;
    проведена инвентаризация дебиторской задолженности;
    обязательства должников не обеспечены гарантиями;
    истёк, установленный договором, срок погашения покупателем или заказчиком своих обязательств;
    произведён анализ возможности и вероятности погашения долга по каждому должнику41.
Сумма создаваемого резерва исчисляется следующим образом:
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва42.
Причём суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам относятся в состав внереализационных расходов в последний день отчётного (налогового) периода.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резерв может формироваться ежеквартально, конкретный порядок и сроки предусматриваются в распорядительном документе организации по учётной политике.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчётного (налогового) периода43.
Корреспонденция счетов по учёту резервов по сомнительным долгам представлена в Таблице 1.3
Таблица 1.3
Расчёты с использованием резерва по сомнительным долгам
Если срок исковой давности истёк и взыскать дебиторскую задолженность не представляется возможным, то такая задолженность подлежит списанию на финансовые результаты деятельности организации44. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течении 5 лет с момента списания задолженности. Для этих целей предусмотрен забалансовый счёт 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»45.
Корреспонденция счетов по возвращённой задолженности, списанной за баланс, представлена в Таблице 1.4:





Таблица 1.4
Учёт задолженности, списанной за баланс, которую вернул задолжник
Аналитический учёт по счёту 63 «Резервы по сомнительным долгам» ведётся в ведомости по каждому созданному резерву




















Глава 2. Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»


Активно-пассивный счёт 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчётах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 – 7546.
К счёту 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" могут открываться следующие субсчета:
    76/1 "Расчёты по имущественному и личному страхованию";
    76/2 "Расчёты по претензиям";
    76/3 "Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам";
    76/4 "Расчёты по депонированным суммам" 47.
Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчётность, ведётся на счёте 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" обособленно.
Счёт 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" используется достаточно часто. Это связано с тем, что основной и массовый поток расчётов, как правило, идёт именно через этот счёт. Обилие разных записей по этому счёту подтолкнуло составителей плана счетов к тому, чтобы открыть ряд субсчетов, каждый из которых должен быть предназначен для строго определённых видов расчётов.
§ 1. Расчёты по имущественному и личному страхованию


На счёте 76/1 «Расчёты по имущественному и личному страхованию» концентрируются расчёты с органами страхования.
Корреспонденция счетов по учёту расчётов по имущественному и личному страхованию представлена в таблице 2.1:
Таблица 2.1
Расчёты по имущественному и личному страхованию
При наступлении страхового случая погибшее застрахованное имущество списывается за счёт страховщиков. Однако это правильно в тех случаях, когда страховой орган сразу же признает свои обязательства по данному конкретному случаю. Но в жизни страховщик обычно не спешит признавать эти обязательства и часто момент такого признания растягивается на довольно продолжительное время, а иногда подобное дело рассматривается в суде или арбитраже. Поэтому до добровольного или вынужденного признания страховщика своей ответственности погибшие и застрахованные ценности следует учитывать на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"48.
Корреспонденция счетов после признания страховщиком обязанности возместить убытки представлена в Таблице 2.2:

Таблица 2.2
Расчёты по признанию страховщиком обязанности возместить убытки
Корреспонденция счетов по личному страхованию сотрудника организации за счёт заработной платы представлена в Таблице 2.3:
Таблица 2.3
Расчёты по личному страхованию сотрудника организации
Таким образом, в случае имущественного и личного страхования счёт 76/1 "Расчёты по имущественному и личному страхованию" всегда выступает как активно - пассивный. Его кредитовое сальдо отражает задолженность организации по страховым платежам, а дебетовое - задолженность страховой организации по страховым возмещениям.
Аналитический учёт ведётся в разрезе страховых организаций, а внутри - в разрезе каждого отдельного договора страхования.
Корреспонденция счетов по учёту расчётов по имущественному и личному страхованию представлена в Таблице 2.4:
Таблица 2.4
Расчёты по имущественному и личному страхованию



§ 2. Расчёты по претензиям


Субсчёт 76/2 "Расчёты по претензиям" предполагается сразу дебетовать как только возникает, с точки зрения администрации, повод для предъявления претензии. Однако в данном случае возникает необходимость в резервировании того риска, который в этом случае возникает. Если все подозреваемые юридические и физические лица с этими претензиями согласны и дают подписку, что они готовы возместить причиненный ими ущерб, то проблем не возникает.
В данном случае дебетуется счёт 76/2 "Расчёты по претензиям" и кредитуются счета недостающих ценностей, расчётов, финансовых результатов и др.
Если лица, которым предъявляется претензия, не согласны полностью или частично с её содержанием, то возникают две возможности:
    дебетовать счёт 76/2 "Расчёты по претензиям" и кредитовать счета недостающих ценностей;
    дебетовать счёт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"
Следовательно, если дебетовать счёт 76/2 "Расчёты по претензиям", то возникает долг (дебиторская задолженность), а вероятность того, что дебитор с этим долгом согласится, может быть далека от уверенности. Отсюда следует необходимость сразу же начислить резерв по сомнительным долгам.
Сумма начисляемого резерва должна составлять безусловно оправданную минимальную величину претензии, в получении которой нет сомнений.
До признания недостачи ответчиком или до вынесения судебного решения сумма иска отражается по дебету счёта 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и только после согласия должника удовлетворить претензию счёт списывается в кредит.
При этом решение суда, делая долг ответчика бесспорным, еще не означает, что ответчик этот долг вернет. Поэтому использование счёта 63 "Резервы по сомнительным долгам"49 всё равно необходимо, но величина этих резервов в данном случае будет существенно меньше.
Аналитический учёт ведётся по каждой претензии.
Корреспонденция счетов по учёту расчётов по претензиям представлена в Таблице 2.5:

Таблица 2.5
Расчёты по претензиям



§3. Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам


Активный счёт 76/3 "Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам" связан с доходами от финансовых вложений в другие организации50.
Когда в этих организациях объявляют выплаты на вложенный в них капитал, то вкладчик получает об этом уведомление, на основе которого бухгалтер составляет запись:
Дебет 76/3 - Кредит 91/1
Этой записи противостоит запись у плательщика:
Дебет 84 - Кредит 75/2
Доходом признаётся волеизъявление собственников организаций, куда были вложены средства, а не фактическое получение дохода в виде денег или каких - то иных средств.
Факт получения средств оформляется записью:
Дебет 51 - Кредит 76/3
А у плательщика будет сделана запись:

Дебет 75/2 - Кредит 51
Аналитический учёт ведётся в разрезе каждой организации, которая должна выплачивать причитающуюся с неё долю дохода.



§ 4. Расчёты по депонированным суммам


Депонирование означает возвращение всей невостребованной в течение трёх дней заработной платы, премий, дивидендов на расчётный счёт в банке.
Учёт расчётов с депонентами ведут в специализированной книге учёта или специальном реестре. В этих документах каждому депоненту следует отвести отдельную строку51.
Корреспонденция счетов по депонированным суммам представлена в Таблице 2.6:
Таблица 2.6
Расчёты по депонированной заработной плате
Аналитический учёт ведётся в разрезе сотрудников, не получивших деньги в срок.
Заключение


Расчёты с разными дебиторами и кредиторами у организаций возникают по различным причинам. В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям, если организация выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим товарно-материальны ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам. Организация хранит своевременно не полученную рабочими заработную плату, ведёт расчёты по претензиям, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам.
Порядок учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами включает следующие основные задачи:
    своевременное и правильное документирование операций по движению средств и расчетов;
    контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
    контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
    своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
От успешности решения таких задач напрямую зависят финансовое состояние организации и достижения положительных результатов хозяйственной деятельности.
При рассмотрении темы курсовой работы были подробно изучены различные виды учётов с разными дебиторами и кредиторами, в том числе учёты расчётов с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по сомнительным долгам; были рассмотрены их нормативно – правовое регулирование, документальное оформление, а также синтетический и аналитический учёт.
В ходе исследования темы «Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами» была подтверждена её актуальность, так как расчёты с разными дебиторами и кредиторами (поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками) являются основополагающими для деятельности организации и напрямую влияют на её финансовый результат.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Бабаев Ю.А., Комисарова И.П., Крашенникова М.С., Кондраков Н.П. и другие, а также законодательные и нормативные акты по организации учёта расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
Цель курсовой работы достигнута.


















    Список использованной литературы


      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ (ред. от 06.04.2011 г.) // СЗ РФ 05.12.1994 г., № 32, ст. 3301.
      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14 - ФЗ (ред. от 07.02.2011 г.) // СЗ РФ, 29.01.1996 г., № 5, ст. 410.
      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 - ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) //СЗ РФ, № 31, 03.08.1998 г., ст. 3824.
      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117 - ФЗ (ред. от 21.04.2011 г.) // СЗ РФ, 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340.
      Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129 – ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01.01.2011 г.) // Российская газета № 228, 28.11.1996 г.
      Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11.03.97 г. № 48 – ФЗ // Российская газета, № 53, 18.03.1997 г.
      Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6.10.2008 г.

    и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.