На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стресс: природа, причины и управление

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования молодежи Республики Молдова 
 

-
КУРСОВАЯ  РАБОТА
Стресс: природа, причины  и управление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кишинев 2010 г
Глава 1. Общие понятия стресса.
      Сущность и природа стресса.
      Виды и фазы стресса.
      Болезненный дистресс.
      Эмоции при стрессе.
 
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
2.1. Причины  и признаки стресса.
2.2. Уровень  стресса.
2.3. Стрессоустойчивость.
2.4. Гендерные  различия при стрессе. (Мужчина,  женщина и стресс.) 

Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
3.2. Методы  борьбы со стрессом в управленческой  сфере.
3.3. Рекомендации  по снижению стресса. 

Заключение
Приложения 

Список  литературы 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Для написания курсовой работы мною была выбрана тема «Стресс: природа причины, управление». Проблема стресса в последние годы является одной из самых актуальных тем в психологической науке и практике. Абсолютно каждый человек на протяжении жизни подвергается стрессам, возникающим из-за множества факторов: семейных и финансовых проблем, потери близких людей, выхода на пенсию, загруженности на работе,  вредного воздействия окружающей среды, и так далее. Мало кто подозревает, что с постоянной периодичностью пребывает в таком состоянии, будь оно длительным или краткосрочным. Это - неустойчивое состояние организма (психическое, физиологическое), когда чрезмерное перенапряжение препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению.
     С течением времени, взгляд на «стрессовую  работу» меняется. Если раньше к  ним можно было отнести, в первую очередь, работников экстренных служб, то сейчас это – работники обслуживающей сферы, к примеру - менеджеры, имеющие постоянный контакт с различными людьми, порой некоммуникабельными и агрессивными.
       Конфликты на уровне организаций, в свою очередь, часто накладывают отпечаток на качество их деятельности, на полноту и продолжительность воплощения профессионального потенциала сотрудников в решение поставленных задач, от которых зависит их дальнейший карьерный рост и успех компании.
     Предметом курсовой работы является понятие стресса. 
     Объектом  можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в  трех стадиях.
     Цель  курсовой работы – определить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах и научиться управлять им.
     Задачи  курсовой работы:
    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «стресс».
    Рассмотреть виды и фазы стресса.
    Изучить факторы возникновения стресса.
    Выявить гендерные различия при стрессовой ситуации.
    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.
    Дать некоторые рекомендации, способствующие самовосстановлению.
    Изучить методы борьбы со стрессом.
   Чтобы разобраться в поставленном вопросе, а именно как же все-таки нужно управлять стрессами, в данной работе были использованы труды известного канадского учёного Ганса Селье, а так же Кабушкина Н.И и использована информация с интернет сайтов таких как: www.wikipedia.org, www.stressa-net.ru и др. 

     Практическое  решение проблемы стресса и стрессоустойчивости  играет важную роль в современном  обществе. Поскольку стресс оказывает  воздействие на все сферы жизни  человека, то вовремя принятые меры по борьбе с его негативными проявлениями, могут решить массу проблем, которые мешают человеку гармонично развиваться, укреплять эмоциональное состояние, профессиональное долголетие личности, реализовываться, а также, совершенствовать своё взаимодействие с окружающим миром, и, что особенно важно, уберечь его здоровье.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие понятия стресса.
      Сущность и природа стресса.
     Прошедший 20 век ознаменовали веком стресса, что свидетельствует о растущей популярности данного явления. Уже сегодня стресс, с легкостью шагнул в новое тысячелетие и продолжает расширять границы своего воздействия. Ни для кого не секрет, что жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий, которые могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения в физиологическом и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек испытывает стресс.
Так что же такое стресс?
      Каждый  испытывал его, все говорят о  нём, но мало кто вдавался в углублённое  изучение его природы и методов  борьбы  с ним.
У каждого  человека есть своя «карта мира», поэтому дать точное определение слову "стресс" очень сложно. В словарях и энциклопедиях ответы на этот вопрос следующие:
    Стресс – есть неспецифический ответ организма на любое
     предъявленное ему требование. [11, 9c]
    Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. [17]
    Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.)
   Определения, приведенные выше, лаконичны и не столь сложны, но чтобы понять, что такое стресс достаточно посмотреть вокруг. Наука и наши эмпирические знания  лишь подтверждают, что жить без стресса нельзя. Жизнь не терпит постоянства и стабильности. Отпечаток на данную проблему также отложил и «технологический прорыв», который осуществило человечество, вследствие чего темп нашей жизни за последние десятилетия резко увеличился. Поэтому в современной психологии практическое изучение стресса занимает одно из ведущих положений.
   Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[1]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response). Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал использовать термин «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
     Чем не является стресс.
     Часто в слово «стресс» вкладывают смысл, который не имеет отношения к  определенным ситуациям.  Поэтому  полезно разграничить, чем не является стресс. Нужно  особенно подчеркнуть, что стресс - это не просто нервное напряжение.
      Многие  неспециалисты  и даже отдельные  ученые  склонны  отождествлять  биологический  стресс  с  нервной  перегрузкой  или сильным эмоциональным  возбуждением. Доктор Дж. Мейсон*  посвятил  прекрасный очерк анализу теории стресса.   Он  считает   общим   знаменателем  всех   стрессоров   активацию "физиологического  аппарата,  ответственного за  эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих  или  неприятных  факторов  в жизненной ситуации, взятой в целом". У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители - практически самый частый стрессор.
     Но  стрессовые реакции присущи   и низшим  животным,  вообще  не  имеющим нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза - хорошо  известное явление  в  хирургии, и  многие исследователи  пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания.
      Стресс   не  всегда  результат  повреждения.  Хочется ещё раз отметить,   что несущественно,  приятен стрессор  или неприятен.  Его стрессорный эффект зависит только от  интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность может вызвать значительный стресс, не  причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют "дистресс". Несмотря на общность происхождения, деятельность, связанная со стрессом, может быть  приятной  или неприятной, дистресс всегда неприятен. Стресса не  следует избегать.  Впрочем,  как явствует из  определения, приведенного в начале главы, это и не возможно. [11, 10c] 
 

*Дж. Мейсон - бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее  известных  исследователей  психологических  и  психопатологических аспектов биологического стресса.
 
1.2. Виды и фазы  стресса.
     В обыденной жизни выделяют два  вида стресса: эустресс и дистресс.
Эустресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс – отрицательного. Обычно стресс связан с приятными и  неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.
  По  гипотезе Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Уйти от стресса не представляется возможным. По словам учёного, «чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие таковой цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».
  Г. Селье было отмечено еще одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у людей. Он назвал их  «обусловленными факторами». Они могут быть внешними или внутренними. [11, c.38]
  Один  и тот же раздражитель действует  на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого. Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях. Наличие прямой зависимости между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.
  Стресс  может возникнуть в результате определенного  социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.
 
     Как становится понятно из вышеописанного, стресс это универсальная реакция  нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: недуги, сессии, презентация перед публикой или важное собеседование с работодателем. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.
     Перечень  стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов - риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.
     Описывая  стрессовый процесс, Селье выделил три фазы:
     1) непосредственная реакция на  воздействие (стадия тревоги);
     2) максимально эффективная адаптация  (стадия резистенции);
     3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
     На  первой стадии – стадии тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. У большинства людей к концу первой стадии отмечается некоторое повышение работоспособности.
     Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением гомеостаза, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.
     Тогда неизбежно наступает третья стадия – стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением. [11, c.13]
1.3.Болезненный  дистресс.

     Часто болезненный дистресс объединяют в  широкое понятие «болезни стресса», что является неверным. Так как  сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Из этого следует, что стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. Но при этом стресс не должен рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря нему возможна адаптация. Кроме того, умеренно выраженный стресс, как уже ранее отмечалось,  оказывает благоприятное воздействие, как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые наоборот приводят к демобилизации систем организма. Это отрицательное проявление стресса получило название дистресс (англ.) – истощение. Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции. Только в таком случае можно говорить о болезненном дистрессе. [7, c. 461]

     Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие дистресса  заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.
     Существуют  также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.
     Психологи и психиатры установили зависимость  между соматическими заболеваниями  человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Например, если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечнососудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. А главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими. Если человека подавляют, игнорируют окружающие, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно подавлять в себе обиду.
     Для больных сердечнососудистыми заболеваниями  типична завышенная самооценка, связанная  с такими особенностями личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «вытеснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как дефицит времени, элементы соревнования.
     Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут, для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.
     При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.
     Можно заключить, каждый человек реагирует на внешний стрессор в связи со своими индивидуальными характеристиками, которые самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
 
      Эмоции  при стрессе.
 
     Всё, что окружает человека, вызывает в  нём различные реакции. Абсолютно  каждый индивид на определённом этапе  был подвластен эмоциям: радость, грусть, любовь, ненависть, злость и т.д., Без  этой палитры переживаний невозможно представить своё существование. Какую роль в нашей жизни играют эмоции? Почему некоторые реакции человека навсегда остаются в памяти, а некоторые улетучиваются после короткого промежутка времени?
     Эмоции — очень важный компонент целенаправленной деятельности. Согласно теории разработанной акад. П.Н.Анохиным*, посредством эмоций оцениваются биологические потребности, необходимые для их удовлетворения. Эмоциональная оценка в каждом случае сугубо специфична. Трудно себе представить, чтобы кто-то мог спутать чувство голода с таким чувством, как страх или жажда. Именно эмоциональные ощущения позволяют человеку быстро “квалифицировать” появившуюся потребность и сразу же выстроить схему соответствующей целенаправленной деятельности.
     Потребности, как правило, субъективно неприятны. В качестве примеров можно привести ощущение голода, жажды, холода. Природой все продумано. Биологический смысл заключается в том, что если бы все живые существа только лишь наслаждались удовлетворением своих желаний, то они, наверняка, просто вымерли бы. Эмоция потребности стимулирует все живое. Значительное сходство можно обнаружить, если рассмотреть не биологические, а социальные акты человека. Все понимают, что успех, достигнутый при выполнении любой работы, субъективно приятен, доставляет радость, и наоборот.
В том и другом случае эмоции являются мощными стимулами человеческой деятельности. В процессе неоднократного удовлетворения различных потребностей у человека при достижении своих целей постепенно вырабатывается способность руководствоваться не только неизбежностью отрицательных эмоций, но и представлениями о положительной эмоции. Возникает то эмоциональное ощущение предвидения удовлетворения потребности, которое в обыденной жизни мы называем «аппетитом» в биологическом понимании этого слова.
 
 
 
*Анохин  П.- «Физиология», разработал курс лекций  о системных механизмах мотиваций, памяти, эмоций, сна, психической и трудовой деятельности человека.
 
     Если  же употреблять его в социальном значении, то можно говорить о жажде к знаниям, к достижениям в спорте и т.д. Эмоции служат также средством быстрой оценки действия повреждающих факторов на организм. Если у человека, например, произошел перелом руки или ключицы, то он никогда не будет специально раздумывать, как ему лучше лечь, как положить больную руку, на что опереться, чтобы не «отдавало» в ключицу и т.д. Чувство боли уже само по себе заставляет принять такое положение тела, которое уменьшит боль и ускорит процесс заживления.
     Эмоции  как субъективные ощущения играют, таким образом, приспособительную роль. Ведь нам очень необходимы знания о том, что хорошо и что плохо, а также важно правильное поведение, соответствующее конкретной обстановке. Известный нейрофизиолог П.В.Симонов пишет о наличии этой приспособительной функций у эмоций: «Часто человек вынужден действовать в условиях, когда он не имеет исчерпывающих сведений о том, как следует вести себя в неожиданных ситуациях». В процессе эволюции и выработался специальный аппарат эмоций, который в определенных пределах компенсирует и дополняет недостаток знаний. Например, при страхе от сигнала опасности возникает оборонительная защитная реакция на любое изменение в окружающей среде, хотя в 95% случаев оно никакой угрозы для организма не представляет. Реагируя предупредительно на любую хрустящую ветку или мелькнувшую тень, организм повышает вероятность того, что он не пропустит тот единственный из ста сигнал, за невнимание к которому он может поплатиться жизнью.[7, c.408]
     Итак, мы установили, что эмоции находятся  на страже удовлетворения основных потребностей организма. Если потребность по каким-либо причинам не удовлетворяется, происходит нарастание эмоционального напряжения, которое очень часто способствует развитию невроза.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Стресс в управленческом труде.
   2.1. Причины и источники стресса.
     Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Большинство людей ежедневно сталкиваются с воздействием различных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Они могут быть: физиологическими  и биологическими, реально действующими или вероятными, информационными и эмоциональными. К физиологическим стрессорам относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др. Информационные стрессы возникают в условиях информационных перегрузок, а эмоциональные - проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах.
     При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.
   Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента. [5, c.180]
     Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:
      перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
      конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
      неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
      неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
      плохие физические условия (шум, холод и пр.)
      неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
      плохие каналы обмена информацией в организации и др.
   Другую  группу стрессогенных факторов можно  было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.
 
   Организационно-личностные факторы. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников: [4,c 238-239]
      страх не справится с работой;
      страх допустить ошибку;
      страх быть обойденным другими;
      страх потерять работу;
      страх потерять собственное «Я».
   Стрессогенами также являются неблагоприятный  морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и  т.д.
     Ко  всему этому перечню стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон  его стрессоустойчивости. Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
     Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими  на работе или в частной жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек, так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.
   Таким образом, причины стрессов часто бывают очевидными. Главной задачей становится профилактика стресса. Для этого нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. При ведении даже проактивного образа жизни, т.е. когда человек в силах предпринимать меры для устранения возникшей неблагоприятной ситуации, ясно, что на кризисную ситуацию в стране, на неминуемо приближающуюся старость человек не может воздействовать.
     В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться  динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
     Важными факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.
2.2. Уровень стресса.
     Всем  известно, что стресс негативно отражается на здоровье человека. Возможно, ли каким-то образом измерить уровень стресса? Оказывается, возможно. Существует теория, что различные события вызывают у человека разные по силе реакции на них. На основании этого, психиатр Томас Х. Холмс создал своеобразную шкалу, событиям, в которой соответствуют свои баллы. Логично предположить, что чем больше балл, тем уровень стресса выше. Для того чтобы измерить свой уровень стресса, необходимо отметить в этой шкале те события, которые произошли с человеком за год. Стресс может вызывать осложнения в виде заболеваний и с помощью подсчитанной суммы баллов можно определить, какая вероятность развития такого осложнения есть у конкретно взятого человека. [10, c.694]
     Если  результат находится в пределах до 150 баллов, то вероятность развития заболевания составляет около 37%. Если результат от 150-300 баллов, то вероятность развития заболевания находится в пределах около 40 - 60% . Если же результат выше 300 баллов, то вероятность развития заболевания 80 – 90%.   Для определения уровня стресса смотрите таблицу №1 в Приложении 1.
Что же следует делать, в случае если подсчитанные баллы окажутся высокими. Всё же за год, можно накопить достаточное количество негативных событий, и мало кому хочется ощущать на себе этот «эмоциональный багаж». Высокий уровень стресса это не только неприятно, но как мы поняли, ещё и не желательно для нашего здоровья. Конечно, накопленный стресс нужно снимать. О способах снятия стресса рассказано много, но иногда проблема может состоять в том, что человек даже не отдаёт себе отчёт в том, что он нуждается в помощи. Иногда ощущая, как нам кажется беспричинное беспокойство, различные недомогания и проблемы со здоровьем, мы не понимаем, что виной всему стресс, который «давит» на нас и не даёт полноценно радоваться жизни. Возможно, в этом случае подсчёт уровня стресса и поможет задуматься над этим вопросом. Бывают и другие ситуации, когда человек относительно понимает, но не хочет до конца признать, что помощь необходима. Обычно такие люди не воспринимают в серьёз какие-то эмоциональные проблемы, считая, что это свойственно лишь «слабым людям». В этом случае, возможно, Вы попробуете посчитать уровень стресса для того человека, которому Вы хотите помочь и сможете деликатно всё объяснить.[6, c.38-39]
2.3. Стрессоустойчивость.
     Каждый  соискатель вкладывает свой смысл в понятие «стрессоустойчивость» – в зависимости от профессии и функциональных обязанностей. Менеджеры по продажам понимают устойчивость к стрессам как умение спокойно реагировать на негатив со стороны клиента, а аудиторы – на «горящий» план или работу на дому. Претендент на должность секретаря, таким образом, сообщает работодателю, что может ладить с авторитарным руководителем. Кандидаты на топовые позиции имеют в виду способность трезво анализировать ситуацию и принимать правильные решения в условиях постоянной нестабильности и смены приоритетов, не упуская при этом из зоны внимания стратегическую цель.
Результаты  опроса менеджеров во многих странах  СНГ на тему «Стресс на работе», проведенного специалистами одного из кадрового центра показали, что 35% сотрудников вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии*.
Соционика – наука о переработке информации человеческим интеллектом, позволяющая прогнозировать поведение человека в самых разнообразных ситуациях, в том числе стрессовых.

Отдельный ее блок посвящен теории стрессоустойчивости, согласно которой все люди делятся на 4 группы.

Типы  стрессоустойчивости:

    стрессонеустойчивые;
    стрессотренируемые;
    стрессотормозные;
    стрессоустойчивые.
      «Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность* по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивых ТИМов (типов информационного метаболизма) склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.
«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию.
_________________________________________________________________
   *Неготовность к построению новой  концептуальной картины окружающего  мира при получении дополнительной  информации, которая противоречит  старой картине мира.
Однако  по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «Стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители таких ТИМов вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.
«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, имеющие ТИМы данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.
«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями ТИМов этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях. [12]
     Менеджер, может быть, как никто другой (если принять во внимание особенности  его профессии), должен проявлять  постоянную заботу о собственном  здоровье, о своей психической  и физической форме как гарантии успешной деятельности. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивидуальных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепления здоровья, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия - регулярности занятий. Стрессоустойчивость является одним из важнейших профессионально значительных качеств менеджера. Поэтому поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психической саморегуляции. В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых в том числе и при профессиональной подготовке менеджеров, немало методических приемов и процедур, основанных на древнеиндийской системе йога, в которой накоплены богатейшие знания относительно развития и совершенствования природных сил организма, психических возможностей человека. Например, как показывает практика, хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. В частности, в качестве метода расслабления широкую известность и распространение в наше время получила аутогенная тренировка*. В целом этот метод таит в себе возможности совершенствования личности, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Большие возможности в плане поддержания и укрепления психического здоровья менеджеров предоставляют специальные психологические
*Аутогенная  тренировка — (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
     тренинги. Распространенность духовных ценностей (дзэн-буддизм, йога и др.) в деловой  этике и в принципе роль духовного начала в обучении управлению - это явления, характерные пока только для Японии. Метод "дзэн", позволяющий активизировать резервы человеческой психики, все шире практикуется в этой стране для стимулирования творческой энергии менеджеров. Уже сегодня в Японии ведется целенаправленная работа по подготовке менеджеров XXI в. И одно из основных требований к ним - обладать выносливостью, быть крепким и здоровым.
     На  сегодняшний день разработано огромное количество тестов, определяющих соответствие/несоответствие кандидата на определенный пост (См. Приложение № 2).
2.4. Гендерные различия  при стрессе. (Мужчина,  женщина и стресс.)
     В современных условиях экономического кризиса мужчины и женщины  находятся в одинаково сложной, травмирующей обстановке. К общественным факторам стресса для женщин, связанным с семейными проблемами, прибивались стрессы трудовой деятельности. За последние годы средняя оценка стрессовой ситуации у женщин поднялась на 19 пунктов.
     Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Длительное воздействие гормонов стресса вредит клеткам мозга, особенно клеткам, отвечающим за память. Женщины физиологически более подвержены стрессу и психологически слабее. Они склонны часто обдумывать  неприятные ситуации и негативные чувства, которые в особенности касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами.
     Под напором стрессов женщины куда беззащитнее, чем мужчины, хотя на них ложится точно такая же нагрузка и на работе, и в семье. Отрицательные эмоции копятся, и рано или поздно какая-то порой совсем незначительная неудача приводит к глубокой депрессии, апатии, слезам и переживаниям. Однако умение своевременно выплеснуть эмоции продлевает им жизнь.  Продолжительный стресс разрушает организм женщины, вызывая головные боли, панические реакции, может даже стать причиной бесплодия и др. серьезных проблем. У мужчин и женщин наблюдаются различные типы расстройств на почве стресса. Среди женщин чаще встречаются депрессия и волнение, в то время как мужчины чаще страдают от алкогольной зависимости. Недавнее исследование Тары Чаплин*(Доцент медицинской школы при Йельском университете и главный автор исследования эмоциональных реакций на стресс) показали, что когда мужчины расстраиваются, они больше чем женщины склонны к употреблению алкоголя, что может относиться к гендерным различиям. Женщины более эмоционально восприимчивы, в особенности к грусти и тревоге, чем мужчины, отметила Чаплин. Мужчины напротив, отвлекаются от негативных эмоций, стараются о них не думать.
Большинство житейских проблем возникает из-за различий психологии мужчин и женщин. Конфликт на работе, о котором женщина забудет, едва переступив порог дома, мужчину способен довести до сердечного приступа. Мужчине требуется намного больше времени, чтобы переключиться. На него оказывают давление ролевые стереотипы, которые и определяют его поведение при возникновении сложной ситуации, ведь с самого рождения мальчик воспитывается как победитель.[2,c.133]
 Гендерные  стереотипы ограничивают выражение  эмоций, "не свойственных" представителям определённого пола. Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как "немужские"; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Это связано с тем, что в сфере семейных взаимоотношений более продуктивной стратегией поведения является проявление женщинами позитивных эмоций и контроль внешних проявлений агрессии. Упорное нежелание мужчин говорить о своих бедах, попытки самостоятельно преодолеть проблемы, в конце концов, приводят к развитию стрессовой ситуации. Конкуренция в предметной и в широкой социальной сферах требует от мужчины умения регулировать собственное возбуждение, ограничивать выражение "немужских" эмоций (и, тем самым, не демонстрировать сопернику собственные слабости). В условиях конкурентной борьбы в случае необходимости, естественно, допустимо агрессивное давление - отсюда социальное "разрешение" для мужчин на выражение гнева. Поощрение мальчиков к выражению агрессии, гнева и неодобрение по отношению к выражению печали, тревоги и уязвимости готовит их к роли конкурентоспособных добытчиков, стремящихся к индивидуальным достижениям, власти, статусу.  Установлено, что у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Выражение тех или иных эмоций у представителей женского или мужского пола, как и их регуляция, во многом обусловлены влиянием гендерных норм, которые формируются путём воспитания. [3, c.95]
     Надо  сказать что ребенок - постоянная, дополнительная причина стресса  для любой матери. Каждый человек  естественным образом должен заботиться о себе, но ребенок становиться  для женщины еще одним человеком, о котором она должна думать постоянно. Мужчина относится к ребенку иначе, не считая его "единым целым" с собой, даже если очень к нему привязан. Видимо, дело в том, что мужчина, в сущности, полигамен. Стресс у мужчин возникает чаще всего из-за сосудистых нарушений и вредных привычек. Женщины с возрастом становятся менее организованными, нерешительными, им часто сложно принять решение. Она, как правило, активно обсуждает с окружающими: подругами, родственниками - причины стресса. Она не стесняется открыто говорить о своей проблеме, в то время как мужчина, по привитым с детства правилам, предпочитает справляться со сложной ситуацией сам.
В сущности можно сказать, что реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться  не из-за личностных и биологических  особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку устранить проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине - когда она говорит о ней. Непонимание и неприятие этих различий создает ненужные трения в их взаимоотношениях. [1, c.130]
     Существуют  доказательства определенных различий восприятия, реализации, адаптации  женщин и мужчин к стрессу - это  генетические различия эмбриона (ХХ и ХУ хромосома). Знание гендерных особенностей реакций на стресс важно как психологам, психотерапевтам, так и врачам общей практики, есть необходимость в его популяризации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Управление стрессами.
3.1. Способы преодоления стрессов, анализ их эффективности.
Стресс  и сон. Человек, по меньшей мере, треть жизни  проводит во сне, без которого не проживет и нескольких дней. Недаром, одна из самых жестоких пыток гестапо – долговременное лишение сна, что приводило к психической дезориентации и психозам. Пару веков назад наш сон определялся продолжительностью светового дня, но с наступлением индустриальной революции, сон человека стал соответствовать навязанному ритму города, что не могло не отразиться на здоровье. В первую очередь,  стресс нарушает наш нормальный режим сна, реакцией на который может быть не только плохой сон, но и наоборот, сильная сонливость. Для бодрости, уверенности, восстановления физической активности и психологического равновесия продолжительность сна для разных людей варьирует от 4-х до 12 часов. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма. 
Стресс  и танец. Для человека первобытного общества танец был как способом мышления, так и способом жизни - почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных демонов, и с тех пор боги всегда танцевали. И потому на Востоке танец воспринимается, как нечто божественное, что человек однажды получил от богов в дар. Если Шива смог уничтожить с помощью танца могущественных демонов, то почему же нам не попробовать направить это оружие против стресса. Абсолютно каждый человек танцует, только этот танец - особое действие, где нет правил, изученных па, где тело танцует, а ум отдыхает. Главное, не пытаться как-то определить происходящие: насколько красивы наши движения, не слишком ли громко слышна музыка и топанье, как бы чего-нибудь не уронить, не смешно ли мы смотримся со стороны. Одним из способов избавления от стресса стали, появляющиеся в последнее время, клубы и студи танцевальной терапии, где гораздо проще попасть в состояние истинного танца, когда энергия танцующего соединяется с энергией группы. Обычно такие занятия превращаются в увлекательный процесс, позволяющий постепенно избавиться от многих телесных зажимов, вызванных стрессом, о существовании которых мы чаще всего даже  не подозреваем.
Стресс  и музыка. Первые упоминания о лечебных свойствах музыки можно отыскать в Библии, где описано как Давид с помощью игры на лире смог избавить от меланхолии Саула. Музыкотерапия (лечение музыкой) имеет тысячелетнюю историю – еще в 6 веке до н.э. Пифагор применял музыку для лечения некоторых заболеваний, а Авиценна в «Каноне врачебной науки» предписывал людям, страдающим меланхолией слушать музыку и пение птиц. Музыка может помочь выплеснуть сильные разрушительные эмоции, например, агрессию. Для этой цели хорошо подходит музыка Стравинского из балета «Весна священна». Подобным же эффектом обладает воинствующая увертюра Римского-Корсаково «Псковитянка», экспрессивная музыка Бартока (сюиты и балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин»).
Эмоции  и стресс. В западной культуре открыто выражать отрицательные эмоции не принято. Но отрицательные эмоции не исчезают бесследно -  они просто уходят в подсознание и там продолжают свою разрушительную работу. Существует множество способов выплеска эмоций, но наиболее эффективным являются слёзы. В современном обществе существует стереотип, что слезы – это прерогатива женщин. Настоящие мужчины никогда не плачут, плакать – это не по-мужски. Слёзы есть у всех и если человек плачет, значит, он живет, значит, его душа еще способна чувствовать.
Еда и стресс. Во время стресса, в нашем организме вырабатывается большое количество гормонов - адреналина и кортизола. Для "производства" этих гормонов нужны витамины С, В, цинк, магний и другие минеральные вещества. Одним из компонентов комплексной атаки на стресс может стать диета, направленная на то, чтобы пополнить организм теми веществами, которые усиленно "съедаются" гормонами стресса. См. Приложение № 3.
Природа и стресс. Шумный город с его ритмом, семейными заботами, проблемами на работе, расстройствах во взаимоотношениях не позволяет человеку осмыслить происходящее и отойти от состояния дистресса. Но оказываясь на природе, мы испытываем удивительное чувство покоя, созвучности с окружающим миром, со своим я. И часто даже короткий отпуск на природе может вернуть нам силы и дать энергию на целый рабочий год. Все мы очень разные – некоторым нравится море, кому-то лес, кому-то горы, а другим больше по вкусу ландшафт равнин. Хотя возможен и другой вариант – принести немного природы к себе в дом. 
Комнатные растения и стресс. Поскольку наша жизнь проходит в квартирах и офисах, и большую часть года у нас нет возможности видеть лесные или садовые растения, а проблемы усталой психики, к сожалению, всесезонны. Именно поэтому стоит уделить внимание приобретению растения. Главным критерием при выборе является ощущение "отдачи" при контакте с цветком, ведь растения способны многое чувствовать и понимать.
Животные  и стресс. Поскольку мы рассматриваем способы преодоления стресса, то хотелось бы отметить обыкновенных домашних кошек. Было доказано во многих исследованиях, что кошки действительно оказывали серьезную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга. Они могут облегчать симптомы гипертонии, помогать людям, перенесшим инфаркт, нормализуя давление и пульс. Исследования, проводящиеся в психиатрических заведениях, показали, что забота о кошке восстанавливала у пациентов уверенность в себе, снижала физическое возбуждение до уровня, который достигается недельными упражнениями по релаксации, наконец, уникальный характер кошек, ее независимость, оказывался очень важным фактором лечения. Путем энергообмена человек обретает долгожданный покой.
Огонь и стресс. Смотря на пламя, мы невольно соприкасаемся с чувством, запрятанным где-то там, в темных глубинах подсознания, с которым древний человек глядел на огонь, разложенный в пещере - будь то костёр или даже зажженная дома свеча. Созерцая пламя, и хотя бы на время забывая повседневность, мы частично возвращаемся в те времена, когда человек был един с природой, а до открытия понятия «стресс» должны были пройти еще тысячи и тысячи лет.
Аромотерапия  и стресс. Когда мы наносим ароматические масла на кожу (вдыхать запах, разбрызгивать в комнате, использовать аромалампу), то они через поры кожи попадают в кровь, которая разносит их по всему телу. Когда мы вдыхаем запах масла, его пары через мембраны и основание носа попадают в мозг, и напрямую влияют на настроение, достигая участков мозга, отвечающих за эмоции.
Стресс  и физические упражнения. Поскольку при стрессе в нашем организме приводятся в действие механизмы, подготавливающие нас к интенсивным физическим нагрузкам, то именно физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода накопившейся энергии. Физические упражнения оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Если физические упражнения выполняются регулярно на протяжении 7-8 недель,  они начинают оказывать долгосрочное влияние, позволяющее повысить устойчивость организма к стрессам. [14]
     Как уже отмечалось, определенный уровень стресса нам необходим. Но поскольку каждый из нас уникален, у разных людей эти уровни могут сильно отличаться. Среди нас немного тех, кто хочет полного покоя, сводя свои запросы  к пассивной жизни. Даже наименее честолюбивые люди стремятся к чему-то большему, чем просто удовлетворению своих естественных потребностей в пище, одежде, жилье. С другой стороны, так же редко встречается другой тип – люди, стремящиеся к идеалу, готовые всю свою жизнь посвятить совершенствованию в искусстве или науке. Большинству из нас претит полное отсутствие или избыток стресса, и мы живем где-то между этими крайностями.
     3.2. Методы борьбы  со стрессом в  управленческой сфере
 
     Выше  говорилось о том, что стресс имеет  не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это, прежде всего, выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях:
      на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда;
на  уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации. [9, c.385]
     Существуют  несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации.  Во-первых, это мероприятия, связанные  с изменением условий труда и  включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.
     Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное. Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.