Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема формирования самосознания молодежи в современных российских условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение.

Особую актуальность проблема формирования молодежи приобрела в современных условиях, в частности, в России. Успешность осуществляемых в стране экономических реформ требует решения целого комплекса проблем, при этом ключевой из них является проблема формирования личности молодого человека, его самосознания.
Ухудшение социального положения молодежи в целом обостряет черты ее социально-психологи еского портрета.
Процесс формирования молодежи осуществляется весьма разнопланово, как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов (праздников, семейного общения искусства, средств массовой информации и др.).
Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневной жизни, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память, особенно самого первого в жизни студента « Праздник посвящение Первокурсника».
Роль ритуальных праздников проявляется в формировании явления студенчества в сознании молодежи.
Совокупность означенных выше проблем обусловила актуальность исследования.
Степень разработанности проблемы: Обращение к молодежной проблематике, её социализации не является новым явлением в науке. В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в этом направлении внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделились темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности.
В рамках социальной концепции молодежи в 1980-е годы активно начинается теоретическое осмысление молодежи не только как объекта воспитания, но и как субъекта деятельности. В этом ключе разрабатывали молодежную проблематику П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, В.П. Мошняга, С.И. Плаксий, А.И. Шендрик. В проведенных исследованиях анализировалась социальная субъектность молодежи (молодежь как субъект деятельности). Постперестроечные исследования конца 1990-е годов внесли новые аспекты в молодежную проблематику социально-философск х и социологических исследований.
Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества,
Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового, дает основания выдвигать новые требования к пониманию ее роли в общественном развитии. В связи с происходящими в обществе переменами предметом изучения в научном сообществе становятся проблемы становления молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально-политическ й статус, особенности социализации, молодежной политики в изменяющейся российской и мировой действительности.
Анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблемы формирования российской молодежи в современном обществе еще не достаточно осмыслен социально- психологическом аспекте. Мало концептуальных работ, рассматривающих взаимообусловленность трансформации социальной и духовной сферы, их влияние на формирование мировоззренческих установок современной молодежи.
Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная ее научная разработанность определяют цель, задачи, новизну и практическую значимость данной работы.
Объектом данного исследования является молодежь как представитель социальной группы российского общества.
Предмет исследования — влияние первого в жизни студента праздника на прохождение социализации и формирование самосознания.
Цель исследования состоит в социально- психологическом осмыслении особенностей формирования самосознания молодежи в современных российских условиях, а также влияния праздника на формирование самосознания молодежи.
Соответственно этой цели сформулированы задачи исследования:
1.провести социально-психологи еский анализ работ посвященных самосознанию молодежи
2.описать особенности самосознания молодежи
3.описать влияние праздника на формирование самосознание молодежи
4. выработать рекомендации по оптимизации молодежной политики в образовательной сфере для полноценного прохождения процесса социализации студентами.
Методология исследования базируется на совокупности теоретических положений и взглядов, в работах современных отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам молодежи. В основу методологии исследования были положены основные принципы диалектики (принцип развития, всеобщей взаимосвязи, историзма, единства исторического и логического). Системный метод позволил проанализировать особенности формирования самосознания молодежи. Исторический метод способствовал выявлению связи общесоциальных процессов в современной России и изменений в мировоззрении молодежи. Сравнительный метод дал возможность соотнести значимость проблем, волнующих молодое поколение.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в процессе работы, дают возможность более глубокого осмысления процессов, связанных с формированием самосознания российской молодежи в условиях коренных социальных трансформаций. Результаты исследования могут быть использованы в последующих научных исследованиях проблем формирования самосознания молодежи под влиянием праздника, а также при разработке нормативных правовых актов в области формирования государственной молодежной политики. Материалы работы могут быть использованы на занятиях по социальной философии, политологии, социологии.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.











Методологические подходы к определению понятия "молодежь"

Молодость - это период в развитии личности от 23 -33 лет. Возрастные границы периода достаточно условны, в некоторых периодизациях возраст 21-25 лет определяют как молодость. Границы периодизации подвижны. Они во многом социально обусловлены. Нижняя граница, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной зрелости, которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений.
Период молодости характеризуется качественным развитием личности. На этой ступени развития происходит созревание психических, духовно-нравственных и ценностно-мировоззренч ских структур, осуществляются процессы ролевой социализации, формирование творческого потенциала личности. На этой основе имеют место не только социализация, но и индивидуализация молодого человека, самосознание его как полноценной личности, социального субъекта, самостоятельного в своих решениях и социально ответственного. В период молодости на этапе наиболее интенсивного социокультурного становления личности решаются две основные группы проблем молодежи. Первая группа связана со становлением индивидуального жизненного стиля, проблемам личностного становления, которые молодые люди ставят и решают сами для себя. Это взросление, саморазвитие, самоопределение в социальном мире. Решение этих проблем зависит, прежде всего, от самой личности, от её активности, способности к её осмыслению, от уровня жизнеспособности.
Таким образом, происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств на основе задатков, формируются жизненные цели, и создается потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально значимых целей. Вторую группу проблем для молодежи определяет общество. Для эффективной жизнедеятельности и продуктивной самореализации в социальной среде необходимы освоение социальных ролей, достижение определенного социального статуса, формирование гражданских качеств личности.
Рассматриваемый период выступает как время принятия ответственных решений, который в последующем определяет всю дальнейшую жизнь человека: это выбор профессии, своего места в жизни, выбор смысла жизни.
Для расширения понимания объекта мы анализируем различные исследовательские подходы к понятию молодежи:
· Молодежь как носитель свойств молодости (психофизиологическ й аспект), в котором молодежь рассматривается с точки зрения возрастной антропологии и «молодость» как этап жизни человека.
· Молодежь как носитель новых ценностей, образов бытия, общественных идеалов (аксиологический аспект), в котором молодежь рассматривается как носитель собственной культуры (субкультуры).
· Молодежь как субъект и объект преемственности поколений и социального бытия (субъектно-объектный аспект). Воспринимать молодое поколение как ресурс развития общества сам по себе без общественного влияния неправильно. Молодежь нужно готовить к общественной деятельности, адекватно отражая ее собственные запросы и запросы всего общества. Зависимость от конкретной социально-историчес ой обстановки — важнейшая особенность формирования молодежной субъектности. Анализируя данное определение молодежи, констатирует, что включение молодежи в общественные отношения сопровождается процессами социализации.
Таким образом, особенностью молодого поколения будет переходность от объектных (адаптация мировоззрения) к субъектным (интеграция и практика) стратегиям жизнедеятельности. Признаком такого перехода становится появление социального интереса.
· Молодежь как актуализированное в настоящем социальное будущее
(футурологический аспект). Рассматриваются научные модели будущего, разработанные различными учеными, чтобы обрисовать перспективы развития мировой цивилизации и понять насколько молодое поколение в своей жизнедеятельности готово к воплощению необходимых принципов.
Делается вывод о необходимости постановки новых задач в социализации молодежи для сохранения жизни на Земле. Выдвигается тезис о том, что современное общество не уделяет должного внимания вопросам будущего развития общества, консервируя деструктивную потребительскую стратегию, не учитывая возможные потребности будущих поколений. Решение этих проблем зависит от степени адекватности мировоззрения молодежи моделям сложного будущего и от способности общества воспринимать опыт молодежи для обновления собственных стратегий. Выбор направления развития определяется характером коммуникации между молодежью и обществом. Сотворчество в построении модели будущего — необходимый фактор целостности развития. Формирование модели будущего - непосредственно одна из функций идеологии. Отражение этой модели осуществляется в мире должного, как структурной составляющей мировоззрения.
Таким образом, в работе объединяется проблематика понятия молодежи, её социализация и формирования ее самосознания.
Далее мы будем рассматривать некоторые аспекты формирования и развития молодежи и постараемся охарактеризовать специфику процесса развития в условиях современной России.
Прежде всего, отметим, что молодежь как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Под социализацией принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека (понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипова комплекса через идентификацию с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в учебном заведении, средства массовой информации и т.д.1 Именно в процессе социализации происходит формирование личности.
Одним из первых элементы социализации ребенка выделил основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” - осуществляющий контроль личности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее поведение, то социализация детей и подростков формирует ценностные ориентации.
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.
На этапе детства число агентов социализации постоянно растет, существенно меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.
На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть параллельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, техникум, сверстники и т.д.
На стадии молодости, расцвета активности человеческой личности, обретается социальная, морально-психологиче кая самостоятельность индивида, его зрелость.
Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация.
Социализация личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.










Роль праздника в процессе социализации молодежи.

Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневной жизни, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается, прежде всего, поводом к социальной идентификации, к конструированию групповой идентичности - в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство с общественной группой.
Праздник может служить для вовлеченных в него людей мощным стимулом к творчеству, к активному участию в художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником. Именно эта функция праздника, его роль как стимула специфического творчества личности может быть также признана критерием общественной жизненности праздника и его идеи.
Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом - через непосредственное участие в праздничных торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, а с другой стороны, чертой принадлежности к определенной группе и к ее культуре. Во время праздника в различных формах - зрелищной, вербальной, символической, метафорической или драматической, реалистической - отображается прошлое группы, не только мифическое и историческое, но и современность, нынешняя ситуация.
Поэтому праздник служит и для ориентации молодежи во времени, в котором жила или живет группа, в том числе и каждый представитель молодого поколения, относящий себя к данной группе.
Праздник - это период исполнения особых общественных ролей открытым, публичным, коллективным образом. Независимо от того, проявляется ли публично обычная, нормальная общественная структура с ее иерархией или же на время создается иная, даже обратная структура, праздник всегда выступает периодом, когда подобные роли подчеркиваются, выражаются четко, и недвусмысленно. Общественные и культурные роли обнажаются в это время так, как никогда они не обнажаются в обыденной жизни. Поэтому праздник дает возможность увидеть эти роли в действии (по крайней мере, некоторые из них).
Сказанное можно подтвердить данными проведенного социологического исследования.
Среди студентов нашего техникума было проведено анкетирование. Целью исследования было:
Праздник для личности сочетается также с расширением ее привычных прав, временным отходом от повседневных норм поведения.
Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, дающих индивиду возможность разрядки. Так или иначе, целая гамма событий, каждое из которых может оказаться для человека источником удовлетворения, привлечь его внимание так же, как неповторимое настроение праздника, его атмосфера, красочность и динамизм, - все это способствует тому, что в этот период личность обретает возможность гораздо более полной жизни, чем в будни.
Но было бы ошибкой видеть в празднике и праздновании некое идеальное состояние, только лишь счастливый и радостный фрагмент жизни человека. В действительности все обстоит гораздо сложнее: праздничному периоду сопутствуют типичные трудности, напряженности, конфликты и состояния разочарованности. Праздник - это время, в которое активизируется коллективная деятельность, выявляются связи и групповые принадлежности, общественные роли и положения. Именно праздник своим настроением и всеобщим ожиданием необычного, особенно болезненно обнажает неудачи, трудность положений, в которых оказывается человек по своей и не по своей вине. Одиночество, ощущение покинутости, отсутствие контактов с другими людьми во время празднования причиняют боль сильнее, чем когда-либо, и могут даже привести к душевному надлому.
Данные исследования подтверждают

Казалось бы, люди должны забывать в праздничное время о конфликтах, однако порой на деле выходит иначе: праздник активизирует человеческие столкновения и драматизирует их. Вот почему так уж повелось исстари: праздник вызывает у людей не только энтузиазм, но и скептицизм. Но поскольку в действительности все выглядит так, как будто ценности доминируют лишь в этой краткой и необычной фазе, создается впечатление, что сама она не столь ценна.
С исчезновением убеждения в ценности праздника, как его идеи, так и самого празднования, с ослаблением связи с празднующей группой индивид начинает тем или иным способом избегать праздник, отходить от него. Когда ослабевают санкции за такое поведение со стороны общности людей, по крайней мере, некоторые представители этой общности используют предоставленную возможность для духовного или физического (а иногда того и другого вместе) бегства, лишь бы не участвовать в означенный период в коллективной жизни.
Потребность в празднике и праздновании - это не только естественная, но и культурная потребность, и поэтому она должна возрождаться в каждом новом поколении.


Праздник «Посвящение в студенты».

Каждый год в конце октября наступают дни, когда новички становятся студентами. В течение недели первокурсники разных факультетов участвуют в шутливо-торжественной церемонии «Посвящение в студенты». Этот праздник молодых традиционно проводится в техникумах, институтах.
Совмещать серьёзное с шуткой и весельем умеют, по- настоящему, только студенты. Оформление, сценарий, тексты, музыка – всё это результат творческой импровизации студентов. Новички обещают любить свой университет, хранить традиции студенческого братства, посещать (как можно чаще) занятия, а прогуливать как можно реже.
Любой праздник хорош тогда, когда зритель не просто пассивный созерцатель, а непосредственный участник его. Это прекрасно демонстрируют своими концертными номерами и шутливыми сценками старшекурсники. Они дают понять новичкам, как сделать свою студенческую жизнь весёлой и содержательной.
В каждом учебном заведении есть свои традиции проведения праздника. Мы просмотрели сценарии праздника нескольких техникумов, и увидели много общего. Так, существует обряд посвящения в студенты. Обряд посвящения в студенты проводится давно и насчитывает не один десяток лет. Каждый первокурсник обязательно попробует “кашу знаний”. Обычай массового обжорства появился еще в царской России. В те времена голодные студенты варили обед в одной кастрюле и ели всей группой из одной тарелки. Отсюда и пошло название “однокашники”. У нас при посвящении студенты технологического отделения приготовили такую кашу. В состав «каши знаний» входило: гречка, много соли, лука, чеснока, дольки лимона. Это было действительно испытание для нас. Во многих учебных заведениях первокурсники проходят маршрут посвящения, полный трудностей и опасностей. Тем самым происходит знакомство с техникумом, со студентами из других групп. Маршруты могут включать в себя разные остановки: комната страха, комната смеха, клятва студента и исполнение гимна. Каждый техникум, институт закладывает свои традиции, в зависимости от направленности. Так, в МГСУ была заложена новая традиция Института – оставлять послания себе на «волшебных кирпичах», а значит, ни один первокурсник, не остался незадействованным в обряде посвящения. Каждому представился шанс оставить свой след в истории Университета, написав пожелания себе и Институту. Идея ребятам понравилась, и они с радостью написали огромное количество теплых слов себе, сокурсникам и преподавателям. Как будет приятно выпускнику вместе с дипломом получить эти памятные кирпичи и вспомнить свой первый курс, свои первые шаги во взрослую жизнь.
В «День посвящения» в МГТУ им. Баумана первокурсники запускают в небо “тубуса желаний”. В него первокурсники пытаются упаковать все каверзы студенческой жизни. “Экзамены, злые преподаватели и скучные лекции” улетают вместе с тубусом в ночное небо.
На церемонии посвящения в некоторых вузах знания прямо-таки вдалбливают в головы будущих студентов. В МФТИ существует такой обычай: сначала всех первокурсников выстраивают в ряд, как на линейке, потом к каждому подходит пятикурсник с толстой тетрадкой для лабораторных работ — “лабником” — и бьет ею по голове желторотых студентов. Старшекурсники верят: таким вот путем все накопленные ими знания перейдут к молодому поколению.
— Бьют, конечно, не больно, ритуал-то шутливый, — делится воспоминаниями студент пятого курса МФТИ Сергей Задорожный, — поэтому от посвящения практически никто из первокурсников не увиливает. Те же, кто игнорирует наш обычай, потом имеют проблемы с учебой. Вот и не верь после этого в волшебную силу “лабника”!
Но самый тяжелый груз в эти дни опустился на головы студентов гуманитарных специальностей. Во время обряда посвящения в МПГУ будущих филологов ударяют по голове четырьмя томами словаря Даля — видимо, для того, чтобы студенты взяли в толк все толковые мысли Владимира Ивановича. Скорее всего, Даль даже и не предполагал, что труд всей его жизни будут использовать в ритуальных целях. Иначе бы не сделал его таким тяжелым. Ведь вес всех томов вместе превышает три килограмма. Да, тяжело учиться на филфаке!
В “пищевых” вузах предстоящую учебу заранее стараются в буквальном смысле подсластить. Например, чтобы пять лет обучения в Университете коммерции показались “сладкими”, на обряде посвящения новоиспеченным студентам дают пожевать кусочек сахара.
Проведя социологический опрос среди студентов нашего техникума, выяснилось, что большинство студентов считают, что успех от проведения праздника зависит от организатора, администрации техникума. Но, при этом отмечают, что очень много зависит, и от самих студентов.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Отношение человека к празднику определяется, прежде всего, ранними периодами его жизни и социализации, детством и юностью, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения. Участие индивида в праздновании является важным доказательством его устойчивой связи с группой, отмечающей праздник, показателем усвоения ее культурных ценностей. Этот довод особенно важен тогда, когда ослабевают механизмы контроля и принуждения в праздновании, когда празднование все чаще становится - как тому свидетельствует современный мир - добровольным делом человека, проявляющего таким образом свое стремление к участию в коллективной жизни и свое отношение к ее ценностям.


















































Библиография

1.
2.
3.
4.
5. Андреева Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 - 415с.

6.


























Приложение.
Проведенное социологическое исследование среди студентов первокурсников:



Проведенное социологическое исследование среди студентов выпускников:



и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.