Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Россия в международной трудовой миграции

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 18. Россия в международной трудовой миграции

1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономич ские последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.


















































    Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
Среди побудительных факторов миграции преобладают экономические мотивы. К причинам экономического характера относятся следующие:
различия в уровне экономического, прежде всего промышленного развития отдельных стран. Рабочая сила мигрирует в основном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;
различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-техничес ой базе национального производства;
состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:
глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
Классификация форм миграции рабочей силы
По направлениям:
из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
между промышленно развитыми странами;
между развивающимися странами;
из промышленно развитых в развивающиеся страны;
из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
По территориальному охвату:
межконтинентальная;
внутриконтинентальна .
По времени:
безвозвратная;
временная;
сезонная;
маятниковая.
По степени законности:
легальная;
нелегальная.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособност производителей или продукции;
омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
обостряется ситуация на национальном рынке труда;
вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:
потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.
Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.
Возрастание масштабов миграции.
К концу XX в. центрами притяжения рабочей силы стали страны и регионы ускоренного экономического развития, а не «новые земли» и колонии, как ранее.
Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.
Увеличение внутриконтинентальн й миграции.
Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, Азиатско-Тихоокеански регион, страны Латинской Америки, страны Африки (Северная Африка и ЮАР).
Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.
Среди трудящихся-мигранто преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.
«Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».
Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.
Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.
Усиление роли ТНК в миграционных процессах.
Миграционные процессы оказывают много аспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.
В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
Выделяют три направления иммиграционной политики.
Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.
Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.
Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:
работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированны инженеры, банковские служащие;
представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);
крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики
Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности.
Введение возрастного ценза для въезжающих.
Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
Ограничения политического характера.
Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
Ограничение времени работы в стране.
Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.
Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.
Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).
Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;
проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрант в;
разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:
двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономичес их прав;
деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.
Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.
Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.
Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.
МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:
разработка конвенций и рекомендаций о труде;
оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:
обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигранто и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.
На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:
способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
организовывать перемещение беженцев и др.
Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.
Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигранто и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.
Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.
С 1991 года с принятием Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года «О занятости населения РСФСР» Россия начала активно участвовать в международной трудовой миграции на основе рыночных отношений. По этому закону каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может выехать на работу за границу в соответствии с межправительственными соглашениями, либо используя специальные агентства, либо найдя работу самостоятельно.
В 1992 году общее число граждан России, выехавших из страны достигло максимального уровня – 673 тыс. человек, а в 2002 году снизилось до 107 тыс. человек.
Среднегодовая численность трудовых мигрантов, отъезжающих на работу за границу, в 90-е годы составляла 100-115 тыс.человек.
Из России в страны дальнего зарубежья эмигрировали в 1992-1996 гг. в основном представители этнических меньшинств – немцы, евреи, с 1997 года выезд русских по национальности граждан сравнялся с выездом немцев, а с 1998 года русские преобладают в эмиграционных потоках, и их доля растет.
Импортерами рабочей силы из России в 90-е годы были Германия, Израиль, США, Канада, Великобритания, Греция, Норвегия, Финляндия, Кипр, Мальта, Нидерланды, Япония, Сингапур, Либерия, Марокко.
В период с 2000 по 2004 гг. ежегодно в среднем 40% российских граждан, выехавших на работу за границей, трудоустроились в странах Азии – на Кипре, в Японии, Сингапуре, Камбодже, Монголии. Доля трудовых мигрантов, выехавших в этот же период из России в страны Европы, снизилась с 48,3 до 33,5%.При этом главными странами – реципиентами были Мальта, Греция, Германия, Великобритания. Происходил рост численности российских граждан, направлявшихся на работу в страны Америки. Если в 200г. На американском континенте трудоустраивался каждый десятый, то в 2004 г. – каждый пятый трудовой мигрант, выехавший из России на работу за границей.
Среди выехавших за границей российских граждан в 2000 – 2004 гг. 70-80% имели высшее или среднее профессиональное образование. Наблюдалась тенденция роста российских граждан, выезжавших на работу по краткосрочным контрактам на срок до 6 месяцев, и сокращения численности трудоустраивающихся на срок до 6 месяцев до 1 года, соответственно с 265,4 до 46,0% и с 54,2 до 23,1%.Доля российских граждан, работавших по долгосрочным контрактам (от 1 года и более), составляла 19,4% в 2000 г., а в 2004 г. Выросла до 31,9%.
В США, по данным российской статистики, с 1994 года по 2004 г. Из России выехали по трудовым контрактам 14,3 тыс.человек, или около 4% всех россиян, официально выехавших на работу за рубеж. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), трудовая миграция из России значительно больше. Согласно оценкам МОМ , в США работают примерно 130 тыс. российских специалистов высокой квалификации. Большинство россиян занято в сфере компьютерных технологии, отраслях промышленности и услуг.
Численность новой российской диаспоры в Канаде составляет 150 тыс. человек. Среди ее представителей много известных спортсменов, деятелей культуры и искусства, добившихся успехов в Канаде.
Российские трудовые мигранты работают во многих странах Европы. По данным МОМ, около 50 тыс. российских специалистов и программистов работают в Германии. В Великобританию, по данным российской статистики, за 1994-2004 гг. выехали 25,5 тыс. человек. Здесь работают известные ученые, строительные рабочие, живут и инвестируют средства в недвижимость, в акционерные компании крупные российские бизнесмены. В Норвегию из России за тот же период выехали 8,1 тыс. человек, среди них были рыбаки, шахтеры, предприниматели-«чел оки». В Нидерланды за 1994-2004 гг. выехали на работу 8,8 тыс. россиян.
Значительны масштабы трудовой миграции из России в Грецию и на Кипр. По данным российской статистики, за 1994-2004 гг. в Грецию выехали 27,9 тыс.человек. Россияне востребованы в этой стране на временные работы в сельском хозяйстве, туризме, индустрии развлечений. На Кипр в те же годы выехали около 75 тыс. человек. В этой стране зарегистрировано около 21 тыс. российских фирм. На Кипре открыты российские банки, магазины, гостиницы, рестораны, школы. Остров стал популярным местом отдыха российских граждан. Сюда приезжают ежегодно почти 140 тыс. туристов из России. На острове работают и живут российские бизнесмены, их семьи. Для обслуживания их деятельности привлекаются российские юристы, учителя, домашняя прислуга.
В Турции трудятся 3,3 тыс. россиян, в основном в туристической отрасли, в секторе досуга и развлечений , а также в торговле.
В Японию за 1994-2002 гг. на работу официально выехали 16,5 тыс. россиян. Наши соотечественники трудятся в японских портах, занимаются обслуживанием российских кораблей. Япония привлекает российских коммерсантов, занимающихся перепродажей японских автомобилей.
В 2004 г. Из 23918 рабочих, выехавших на работу за границей,14665 человек имели морские профессии: матрос, шкипер и пр. В том же году выехали на работу за границу 4040 машинистов всех наименований, 2116 пекарей, поваров,1184 рабочих торговли, 606 газосварщиков, электросварщиков, 393 рабочих, имевших профессии электромонтеров, электриков.
Убытки, связанные с отъездом высококвалифицирован ых специалистов из России, оцениваются специалистами в 45 млрд. долл. в год.
Российские высококвалифицирова ные ученые направляются на работу в страны с высокоразвитой наукой – в США, Канаду, Австралию, в страны ЕС. В США востребованы российские математики, программисты, биотехнологии, химики, физики-теоретики и физики-экспериментат ры.
Спросом на рынке труда КНДР, КНР, Бразилии, Аргентины, Мексики, Ирака пользуются ученые и специалисты в области фундаментальных и прикладных исследований, преподаватели высших учебных заведений, специалисты со знанием технологий двойного назначения (военных и гражданских).
Российские ученые и специалисты уезжают за границу из-за низкого уровня жизни, а также из-за неудовлетворенности условиями труда в России.
Ученые выезжают из России по причине невозможности в полной мере реализовать свои знания из-за недостаточного финансирования науки, низкого уровня информационного и материально-техничес ого обеспечения исследовательского процесса, из-за распаданаучных школ.
Международная трудовая миграция для значительной части россиян является важным средством выживания в условиях отсутствия работы на родине и низких реальных доходов период проводимых в России рыночных реформ. По оценке МВФ, официальные размеры денежных переводов, идущих в Россию от российских трудовых мигрантов, увеличились с 200 млн. долл. в 1994 г. До 600 – в 2000 г. С учетом переводов по неофициальным каналам поступления валюты в Россию семьям оценивают в 3 млрд. долл. Эти средства тратятся домохозяйствами на потребление товаров и услуг, стимулируют рост некоторых российских отраслей легкой и пищевой промышленности, повышают спрос россиян на жилье.
Часть доходов от бизнеса, полученных за рубежом, российские предприниматели инвестируют в российскую экономику. Крупные капиталовложения в Россию идут с Кипра.
К положительным последствиям трудовой миграции россиян можно отнести возможность работниками освоить за рубежом новые знания, технологии и в целом повысить квалификацию.
Из России в 2008 году уехало за границу 73130 человек. Согласно официальной статистике ФМС, в страны Европы в 2008 году прибыли 28,5% трудовых мигрантов из РФ, в страны Азии – 24,3%, а в страны Америки 35,9%. Особенно много русских трудовых мигрантов в 2008 году прибыло в Америку (18,7%) и Кипр (11,1%).
В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотечественников за рубеж на заработки. Правительство РФ заключило со многими государствами договоры в этой области отношений.
Сокращение производства в оборонной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результатам опросов наиболее предрасположены к выезду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселенцы из других частей СНГ в Россию. Средний возраст эмигрантов — 35,5 года, причем более 58,1% из них моложе 40 лет.
Среди работающих за границей россиян примерно 27% квалифицированных специалистов. Пребывание этих людей в какой-либо стране - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, физики и преподаватели в Германии или военные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран. К сожалению, Россия теряет таких людей, что относится, несомненно, к негативным последствиям.
Экономическая миграция из России в ближайшей перспективе не будет значительно расти, так как на рынках труда развитых и развивающихся стран российские эмигранты сталкиваются с сильной конкуренцией эмигрантов из других стран. Возможности выезда из России ограничиваются непризнанием в ряде стран российских дипломов о высшем образовании, слабым знанием нашими специалистами иностранных языков, а также ограничительными квотами на въезд. Так, по соглашениям России с государствами Западной и Восточной Европы ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тысяч россиян.



2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.

Россия за годы перехода к рыночной экономике стала одним из крупнейших государств-реципиент в. За 1992-2002 гг. в Россию прибыли 6 млн.700 тыс. человек, в том числе 6 млн. 625 тыс. из СНГ и стран Балтии. В среднем за год в Россию въезжали 610 тыс. человек. Это третий результат в мире. На первом месте США, где в среднем за год в этот период приток мигрантов был 925 тыс. человек, на втором месте Германия – 865 тыс. человек.
Основной поток иммигрантов шел из республики СНГ, в 1992 г. На них приходилось 92,8% всех иммигрантов, а в 2002 г. – 95% общего числа иммигрантов на постсоветском пространстве.
В 1992-1994 гг. в Россию приезжали мигранты только из стран СНГ и Балтии, с 1995 г. Начинает получать развитие тенденция увеличения численности мигрантов из стран дальнего зарубежья. Численность официально зарегистрированных в России иммигрантов из стран дальнего зарубежья выросла с 1 тыс. в 1995 г. до 8 тыс. в 2002 г.
Динамика въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезда с территории страны за последние пять лет остается достаточно стабильной. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2005 г. в страну въехали 22 200 649 человек, в 2006 г. – 22 486 044 человека, в 2007 г. - 24 692 978 человек, в 2008 г. – 23 676 140 человек.
В 2008 году территориальными органами ФМС России обработано 29 млн. миграционных карт, информация с которых направлена в банк данных ФМС России, что на 7,5 % больше, чем в 2007 году (27 млн.). За 7 месяцев 2009 года территориальными органами ФМС России обработано 18 040 122 миграционные карты, информация с которых направлена в банк данных ФМС России, что на 13,4 % больше, чем за 7 месяцев 2008 года (15 911 615).
Миграция рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно пытаемся внедриться на мировой рынок труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный рынок труда. Важным условием становления внутреннего рынка могло бы явиться активное привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2008 году оно превысило 2 млн. человек, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.
Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2008 году прибыли 73,4% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать 3/4. Особенно много трудовых мигрантов в 2008 году прибыло из Украины (10,1%), Узбекистана (26,5%) и Таджикистана (16,1%), а также Турции (5,4%) и Китая (11,6%). А в 2007 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана – 14,6%, Китая – 13,3%, Украины – 12,2% и Турции – 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.
По данным социологических исследований, примерно 14% мигрантов приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное (от 7 и более месяцев) пребывание в стране, около 36% из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.
Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих устраиваются работать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин составляет — 85,6%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 42,1% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-з
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.