На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление природопользованием и правовая защита природной среды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная  организация высшего  профессионального  образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(СПбИГО) 

Факультет экономики и управления 

Кафедра менеджмента и  маркетинга 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  специальности 080507.65 Менеджмент организации
 
по дисциплине: «Экономика природопользования и охрана окружающей среды» 

На  тему: «Управление природопользованием и правовая защита природной среды.» 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: студентка 4 курса
                   заочной формы обучения
                   группа М 73/з
                   Смирнова  Ирина Андреевна 
               

                   Научный руководитель – 
                   Тиханова М. В. 
               
               
               

Санкт-Петербург
2009 
 

   Содержание:
   1.1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.______________________________________________________________________3
   1.2. Функция управления.__________________________________________________3
   1.3. Общественное управление  охраной окружающей  среды и природопользованием.________________________________________________________4
   1.4. Производственное управление.__________________________________________4
   1.5. Отраслевое (ведомственное) управление._________________________________4
   1.6. Государственное управление.___________________________________________5
   1.7. Методы управления.___________________________________________________5
   2.1. Принципы государственного  управления природопользованием  и охраной окружающей  среды.__________________________________________________________6
   2.2.Принцип законности___________________________________________________6
   2.3. Комплексный (всесторонний) подход.____________________________________6
   2.4. Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды. ______________________________________________________________________6
   2.5. Разделение хозяйственно-эксплуатационных  и контрольно-надзорных  функций.____________________________________________________________________6
   3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции._______________________________8
   4.1. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды._________________________________________________12
   4.2. Госкомэкология России._______________________________________________12
   4.3. Министерство природных  ресурсов РФ._________________________________13
   4.3.1. Государственный  комитет РФ по  земельным ресурсам  и землеустройству.13
   4.3.2. Федеральная служба  лесного хозяйства  России.________________________14
   5. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.__________________________________15
   Список  литературы______________________________________________________20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.1. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
   В широком  смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
   Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом  и права граждан на благоприятную  окружающую среду проявляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
   Экологическое и социальное значение управления в  рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
   Прежде  всего в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
   Вопрос  о субъектах управления в данной сфере тесно связан с вопросом о видах управления. Управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не выделяется в отдельный вид управления в рассматриваемой сфере.
   Так как  в соответствии с экологическим  законодательством задачи по обеспечению  рационального природопользования и охраны окружающей среды выполняются названными субъектами разные, соответственно и содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, - тоже разное. Оно складывается из ряда функций управления.
   1.2. Функция управления.
   Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:
   - создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
   подзаконное нормотворчество;
   - координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
   - распоряжение (управление) природными ресурсами;
   - планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
   - экологическое нормирование;
   - экологическая экспертиза;
   - экологическое лицензирование;
   - экологическая сертификация;
   - экологический аудит;
   - наблюдение за состоянием окружающей среды;
   - учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействии;
   - контроль за использованием и охраной объектов природы;
   - разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
   Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.
   1.3. Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием.
   -проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой- о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
   1.4. Производственное управление.
   Содержание  производственного управления природопользованием  и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия  по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.
   1.5. Отраслевое (ведомственное) управление.
   Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.
   В природоохранительной практике России сохраняется резерв для повышения эффективности  общественного, производственного  и отраслевого управления. Он касается развития сотрудничества общественных формирований и граждан, предприятий  и отраслевых министерств с государственными специально уполномоченными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды. Основа сотрудничества - единство целей деятельности в данной сфере. Такое сотрудничество, несомненно, способствовало бы повышению эффективности и государственного управления.
   1.6. Государственное управление.
   В масштабах  государства наибольшая ответственность  за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
   Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного Управления в целом.
   Роль  государственного управления в этой сфере определяется значением государственных  органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за несоблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.
   1.7. Методы управления.
   Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
   С учетом роли государственного управления в  данной области в сравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.1. Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
   Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
   - законности управления;
   - комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
   -сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
   разделения  хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных  функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных  органов.
   2.2.Принцип законности
   Принцип законности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компетенции того или другого государственного органа.
   2.3. Комплексный (всесторонний) подход.
   Комплексный (всесторонний) подход в процессе государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды обусловлен объективным законом единства природы, всеобщей взаимосвязью происходящих в природе явлений. Он проявляется в том, что в рамках данного вида управления реализуются все вытекающие из законодательства функции, в сфере государственного управления оказываются все природопользователи, призванные выполнять экологические требования, при принятии административных решений принимаются во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы, ведется их учет.
   2.4. Принцип сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды.
   Проявляется в разных формах. В области водопользования он заключается в том, что государственное управление использованием и охраной вод осуществляется не только федеральными органами и органами субъектов Федерации в области управления водным фондом, но и инспекциями по регулированию использования и охране вод, образованными применительно к бассейнам основных внутренних морей, рек, озер. Например, деятельность Московско-Окской бассейновой инспекции охватывает территории Московской, Тверской, Калужской и Рязанской областей.
   Бассейновый принцип применяется также в  организации государственного управления использованием и охраной рыбных запасов страны. Управления и инспекции  рыбоохраны образованы применительно  к бассейнам основных рыбохозяйственных  водоемов. Так, в 1995 г. охрану рыбных запасов во внутренних водоемах РФ осуществляли 26 бассейновых управлений органов рыбоохраны Роскомрыболовства.
   Управление  использованием и охраной недр также  осуществляется с учетом существующих геологических особенностей формирования месторождений полезных ископаемых.
   2.5. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.
   В организации государственного управления природопользованием и охраной природы как принцип проявляется в том, что органы, наделенные контрольно-надзорными функциями управления использованием и охраной природных ресурсов не могут выполнять функций по хозяйственному использованию соответствующих ресурсов. Этот принцип должен быть применим к специально уполномоченным государственным органам в области природопользования и охраны окружающей среды. Посредством данного принципа обеспечивается объективность экологического контроля и надзора и эффективность действия права окружающей среды в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.
   Государственное управление использованием и охраной  природных ресурсов осуществляют различные  государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
   Особенность управления природопользованием и  охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
   К органам  общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
   - Федеральное Собрание РФ;
   - Президент России;
   - Правительство России;
   - администрация субъектов РФ, а также
   - органы местной администрации.
   При анализе  системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования общей  компетенции принципиальным является вопрос: участвуют ли в этом процессе представительные органы? В соответствии с принципом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти. Ранее, когда вся власть принадлежала Советам народных депутатов, представительные органы осуществляли и управление охраной окружающей среды. Их участие в управлении было даже закреплено в Законе «Об охране окружающей природной среды ». В число органов государственного экологического контроля, наряду с Правительством и специально уполномоченными государственными органами, были включены Верховный Совет РФ и представительные органы субъектов РФ (ст.70).
   С учетом действия принципа разделения властей  роль Федерального Собрания РФ в государственном  управлении природопользованием и  охраной окружающей среды минимальна. Она сводится, в частности, к принятию решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия в соответствии со ст. 58 и 59 Закона «Об охране окружающей природной среды». Кроме того, на парламент возлагается ряд контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией РФ, которые имеют косвенное отношение к рассматриваемой сфере. Причем в основном они принадлежат Государственной Думе. Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству России.
   С учетом того, что государственное финансирование охраны окружающей среды имеет решающее значение для достижения целей поддержания  и восстановления благоприятного состояния  окружающей среды, контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства при формировании бюджета - важная функция управления. Контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающимся охраны окружающей среды, относится к совместному ведению обеих палат Федерального Собрания. На регулярной основе такой контроль от имени Федерального Собрания осуществляет специально созданный орган - Счетная палата. Контрольная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации».
   Природоохранительная  деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию  РФ. К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных  Конституцией, можно отнести определение  основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.
   Управление  охраной окружающей среды и природопользованием  осуществляется как непосредственно  Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.
   При анализе  деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной  окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию  принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии в собственном аппарате. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и на его основе образован Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, имеющий более низкий статус в сравнении с министерством. Тем же Указом ликвидирован как самостоятельный Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Госсанэпиднадзор стал частью Минздрава РФ.
   Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
   - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
   - осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
   - проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
   Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 18, Правительство РФ:
   - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
   - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
   - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
   - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
   Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей природной среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Правительство РФ:
   - обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
   - координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
   - устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
   - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
   - устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
   - устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
   принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
   - организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.
   Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и ч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.