На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с  покупателями и заказчиками. 7
1.1. основные  формы расчетов с покупателями  и заказчиками  хозяйствующего  субъекта. 7
1.2. Нормативное  регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками. 12
1.3. Источники  информации для учета расчетов  предприятия с покупателями и  заказчиками. 21
Глава 2. Анализ и аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 29
2.1. Анализ производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств. 29
2.2. Анализ  состояния дебиторской задолженности. 38
2.3. Анализ  качества и ликвидности задолженности  покупателей и заказчиков 41
2.4. Цели  и задачи аудита расчетов с  покупателями и заказчиками. 44
2.5. Изучение  и оценка системы бухгалтерского учета и аудита. 47
2.6. Источники  и методы сбора аудиторских  доказательств. 50
Глава 3. Бухгалтерский учет, анализ и ауди расчетов с покупателями и заказчиками  на предприятии ООО «ХХХ». 53
3.1 Характеристика  предприятия ООО «ХХХ» 53
3.2 Бухгалтерский  учет расчетов с покупателями  и заказчиками. 54
3.3. Анализ  расчетов с покупателями и  заказчиками. 57
3.4. Аудит  расчетов с покупателями и  заказчиками. 62
Заключение. 71
Список  литературы. 74
Приложение 1 – Счет фактура  
Приложение 2 – Акт приемки выполненных работ  
Приложение 3 – Справка о стоимости выполненных  работ и затратах  
Приложение 4 – Товарно-транспортная накладная  
Приложение 5 – Книга продаж  
Приложение 6 – Бухгалтерская отчетность «Бухгалтерский баланс»  
Приложение 7 – Бухгалтерская отчетность «Приложение к бухгалтерскому балансу»  
Приложение 8 – Бухгалтерская отчетность «Отчет о прибылях и убытках»  
Приложение 9 – Договор № 8 от 25.02.2006 г. с ОАО «1111»  
Приложение 10 – Счёт №2 от 10.05.2006 года  
   
   
   
   
   
   
 

       Введение 

      Предприятия постоянно ведут расчеты с  покупателями – за проданные ими товары, с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
      В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
      Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях  клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
      Развитие  рыночных отношений повышает ответственность  и самостоятельность предприятий  в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности  расчетов с дебиторами. Увеличение или снижение дебиторской задолженности  приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета  и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.
      Целью работы является учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками.
      В соответствии с поставленной целью  необходимо было решать следующие задачи:
    Изучить учет расчетов с поставщиками и покупателями;
    рассмотреть порядок списания истребованной и не истребованной задолженности;
    провести анализ динамики, структуры и качества дебиторской задолженности;
    проанализировать соотношение дебиторской задолженности;
    выявить пути улучшения состояния расчетов;
    изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
      Объектом  исследования в выпускной квалификационной работе является общество с ограниченной ответственностью "ХХХ", г. Таганрог.
      Методологической  и технической основой для  работы послужили: Федеральный Закон  «О бухгалтерском учете»[1]; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.
      Источниками конкретной информации для проведения исследования являются годовая бухгалтерская  отчетность предприятия за 2006 г.:
      форма № 1 "Бухгалтерский баланс";
      форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".
      данные  аналитического и синтетического учета  по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
      первичные документы.
      В главе 1 рассматривались, применяемые  формы расчетов с покупателями и заказчиками, наличные и безналичные расчеты, последние могут осуществляться платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, инкассовыми поручениями и актами зачета взаимных требований, так называемые взаимозачеты, специфика данных видов расчетов и методология. Также была изучена нормативная база, регулирующая учет расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации. И источники информации для учета расчетов предприятия с покупателями и заказчиками, а именно первичная учетная документация: счет, счет-фактура, акт приемки выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), товарно-транспортная накладная (форма № 1-2), книга продаж.
      В главе 2 рассматривались теоретические аспекты анализа и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии, а именно:
      - теория анализа производства, реализации  продукции и выполнения договорных  обязательств;
      - теория анализа состояния дебиторской  задолженности;
      - теория анализа качества и ликвидности задолженности покупателей и заказчиков;
      - цели и задачи аудита расчетов  с покупателями и заказчиками;
      - изучение и оценка системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля на предприятии;
      - источники и методы сбора аудиторских доказательств.
      В главе 3 приводились примеры ведения  бухгалтерского учета, практический анализ и аудит деятельности предприятия  ООО «ХХХ», в части расчетов с покупателями и заказчиками и учета дебиторской задолженности.
 

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. 

      Основные  формы расчетов с  покупателями и заказчиками
 
     В современных условиях, при товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств возникают денежные расчеты.
  Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Однако в связи с законодательными ограничениями в порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций в РФ наличные денежные расчеты между организациями практически не ведутся. Это с вязано с ограничением расчетов по одной сделке с одним контрагентом в сумме, не более 60 000 рублей (сумма расчетов с физическими лицами, когда они не связаны с предпринимательской деятельностью, не ограничена) и наличием ограничения (лимита) остатка по кассе на конец дня, который устанавливается обслуживающим банком. Основную же часть денежных расчетов (80-90%) составляют безналичные денежные расчеты. Они возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований.
  Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
  Формы безналичных расчетов:
     Расчеты платежными поручениями. Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.
     Расчеты платежными поручениями представляют собой письменное распоряжение владельца  счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем банке.
     В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты.
     Расчеты платежными требованиями-поручениями. Расчеты платежными требованиями-поручениями являются относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов.
     Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
     Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
     При расчетах платежными поручениями банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении. Платежное поручение выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика. Если платежное поручение передается организацией-плательщиком в банк в электронном виде, то для подтверждения его подлинности используется электронная цифровая подпись или тестирующие ключи.
     Если  расчеты организации-плательщика  с другим юридическим лицом осуществляются в порядке плановых платежей, то они могут оформляться постоянно действующим платежным поручением, на основании которого банк в указанные сроки перечисляет оговоренные суммы получателю.
     Таким образом, платежные поручения используются организацией для расчетов:
     – за полученные товары, работы, услуги и по нетоварным операциям с юридическими и физическими лицами в порядке предоплаты, авансовых и плановых платежей, последующей оплаты;
     с бюджетом;
     – в прочих случаях, предусмотренных законодательством.
     При расчетах платежными требованиями получатель денежных средств через банк обращается к плательщику с требованием об уплате соответствующих сумм, например:
     – при наличии неоплаченных счетов за отгруженные товары (продукцию), выполненные работы, оказанные услуги;
     – при расчетах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций;
     – в прочих случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Использование для осуществления расчетов платежных  требований оговаривается в договорах, заключенных организацией с другими юридическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). При этом возможна акцептная или безакцептная форма.
   Если  используется акцептная форма, то для  списания средств со счета плательщика  необходимо его согласие. Акцепт может  быть предварительным (оформляется заявлением плательщика с указанием об оплате в день поступления платежного требования в его банк) или последующим (списание средств со счета плательщика производится, если он в течение 10 рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк, представил заявление на последующий акцепт; не акцептованные в срок платежные требования возвращаются банку получателя).
   Положительный характер как предварительного, так  и последующего акцепта выражается в платежных инструкциях плательщика банку. Возможно также безакцептное списание денег со счета плательщика:
    по исполнительным документам (решениям хозяйственных судов, иностранных и международных арбитражных судов, постановлениям государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий);
    по кредитам банка и процентам по ним (если это предусмотрено кредитным договором);
    в других установленных законом случаях.
     Для взыскания сумм в безакцептном порядке  организация представляет в банк платежное требование, снабженное надписью «Без акцепта». Оно составляется в трех экземплярах и должно содержать ссылку на соответствующий пункт законодательства, к нему прилагается исполнительный документ, являющийся основанием для безакцептного списания денежных средств. [21]
   Чек — специальной формы письменное поручение владельца счета обслуживающему его банку произвести перечисление определенной суммы с его счета на счет получателя средств.
   Расчетные чеки делятся на чеки из лимитированных и не лимитированных чековых книжек. Для получения лимитированной или нелимитированной чековой книжки организация представляет в банк заявление, где указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки из этой книжки. Чеки подписывают лица, имеющие право подписывать распоряжения по расчетному и другим счетам. На чеке должен стоять оттиск печати организации.
   Вместе  с заявлением об открытии лимитированной чековой книжки в банк предоставляется платежное поручение для депонирования средств на лицевом счете чекодателя. Чеки из лимитированной чековой книжки, принятые поставщиками в оплату за товары и услуги, сдаются в обслуживающий их банк (как правило, на следующий день со дня выписки) вместе с реестром чеков.
   Денежные  средства на лимитированной чековой  книжке периодически пополняются за счет средств расчетного или других счетов организации, а также за счет кредитов путем оформления организацией платежного поручения. Синтетический учет операций осуществляется на счете 55, субсчет 2 «Чековые книжки».
     Чеки  из нелимитированной чековой книжки чаще всего используют для снятия наличных денег с расчетного или валютного счета в кассу организации. [21]
   Аккредитив — соглашение между плательщиком и банком, по которому последний предоставляет в пользу получателя средств обязательство произвести платеж по отвечающим условиям соглашения документам, представленным получателем. Таким образом, плательщик поручает своему банку произвести за счет депонированных собственных средств (или кредита) оплату товарно-материальных ценностей, работ, услуг по месту нахождения получателя средств на условиях, указанных плательщиком в заявлении на выставление аккредитива. Для открытия аккредитива плательщик подает в банк соответствующее заявление в четырех экземплярах.
     Синтетический учет ведут на счете 55, субсчет 1 «Аккредитивы».
     Инкассо - банковская расчетная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счет клиента в банке.
      Нормативное регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками.
 
      В ходе ведения хозяйственной деятельности при расчетах с покупателями и  заказчиками возникает дебиторская  задолженность порядок постановки на учет, оценка, списание которой, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:
      Федеральный закон [1].
    Гражданский Кодекс РФ [2].
    Налоговый Кодекс в части I и II [3].
    Кодекс  об Административных правонарушениях  [4]
    Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации [5].
      Постановление Правительства РФ [6].
      Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 [7].
      Положение по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» ПБУ 9/99 [8].
      Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [9].
      Учет  расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторская задолженность) ведется на активно-пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на котором учет ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. [25]
     Дату  отражения задолженности в бухгалтерском учете определяют правила, установленные следующими нормативными актами.
     1. Федеральный закон [1]. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании. Следовательно, показатель дебиторской задолженности должен быть отражен в учете, после выполнения организацией-кредитором товарной части сделки - после отгрузки продукции.
     2. Согласно ГК РФ [2], обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Порядок исполнения сторонами денежных обязательств определяется договором и только в случае недостаточности или неясности установленных условий исполнение обязательств должно производиться в соответствии с иными дополнительными условиями. Например: выручка от реализации продукции принимается для учета только при условии отгрузки продукции.
     Следовательно, если продукция отгружена, но расчетные  документы не предъявлены поставщиком  покупателю к оплате, выручка для целей бухгалтерского учета – признается.
     3. Согласно положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [5] расчеты с дебиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Дебиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.
     Дебиторская задолженность, по которой срок исковой  давности истек, списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
     4. На субсчете 90/1 «Выручка» учитываются  поступления активов признаваемые  выручкой.
     При продаже продукции по договору комиссии или поручения (кроме организаций, занятых в розничной торговле, общественном питании и аукционной торговле) выручка отражается на дату получения извещения от комиссионера или поверенного об отгрузке продукции покупателю. При этом время для получении извещаем не должно превышать разумный срок прохождения таких документов.
     5. Наряду с этим, организации, установившие в договоре поставки отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику), могут определять в бухгалтерском учете выручку на дату поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции на расчетный счет в банке либо в кассу, а также на дату зачета взаимных требований по расчетам.
     В последнем случае необходимо также  руководствоваться Положенном о  бухгалтерском учете «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006 [7], в соответствии с которым организации, осуществляющие расчеты за реализованные товары, работы и услуга в иностранной валюте, могут определять в бухгалтерском учете выручку по мере оплаты продукции (работ, услуг).
     6. Постановление Правительства РФ  [6], согласно которому организация обязана отразить задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость по отгруженной продукции не позднее 5 дней со дня ее отгрузки (НК РФ [3]).
     Размер  и порядок оценки дебиторской  задолженности определяют следующие  нормативные акты.[33]
     1. Положение по ведению бухгалтерского учета [5], согласно которому:
     - расчеты с покупателями и заказчиками  отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в суммах, признаваемых организацией правильными. Исходя из данной нормы, дебиторская задолженность отражается в учете в оценке, установленной договором, и зависит от количества и цены реализованной продукции с учетом скидок и надбавок, предоставляемых по окончании сделки;
     - при совершении операций в  иностранной валюте дебиторская  задолженность отражается в рублях, в сумме, определяемой путем  пересчета иностранной валюты  по курсу Центрального банка  РФ, действующему на дату предъявления счетов и иных расчетных документов к оплате за отгруженную продукцию либо на дату зачисления денежных средств на валютный счет организации. При этом в соответствующих случаях делаются следующие записи:
     Дебет 62 Кредит 90/1 - отражаются договорная стоимость проданной продукции и дебиторская задолженность с пересчетом их в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате;
     Дебет45 Кредит20, 43 - отражается отгруженная продукция в оценке фактической себестоимости продукции, в связи с этим пересчет ее договорной стоимости из иностранной валюты в рубли не производится.
     2. Статья 317 ГК РФ [2], согласно которой валюта денежных обязательств должна быть выражена в рублях. Договором может быть предусмотрено, что денежные обязательства по сделке подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
     3. Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ [3] сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
     а) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней
     - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
     б) сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
    в) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает  сумму создаваемого резерва.
     При этом сумма создаваемого резерва  по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ [3]
     После постановки дебиторской задолженности  на учет организация-кредитор до срока  ее оплаты решает следующие задачи, вытекающие из законодательных и  нормативных актов:
     - определяет срок учета дебиторской задолженности: в течение срока исковой давности 3 года (ст. 196 ГК РФ [2])
     - определяет текущую стоимость  дебиторской задолженности: договорная, договорная с учетом процентов  (доходов), рыночная;
     - устанавливает текущую стоимость дебиторской задолженности в случае, если ее стоимость выражена в иностранной валюте либо в условных денежных единицах;
     - определяет потребность в залоге  под отгруженную продукцию и  порядок его использования.
     Данные  решения, определяющие порядок учета  дебиторской задолженности, принимаются организацией на основании положений следующих нормативных актов.
     ГК РФ [2], согласно которому:
    - покупатель должен произвести  оплату в срок, предусмотренный  договором, а если такой срок  договором не предусмотрен, обязательство должно быть исполнено в разумный срок после возникновения данного обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок или обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (ст. 488, ст. 314);
    - В случае, когда покупатель не  исполняет обязанность по оплате  переданного товара в установленный  договором срок и иное не  предусмотрено договором купли-продажи,  на просроченную сумму подлежат уплате проценты в со дня, когда по договору товар должен был быть оплачен, до дня оплаты товара покупателем. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен договором. (ст. 395, ст. 488)
    - предельный срок взыскания дебиторской  задолженности (срок исковой давности) установлен в три года, по истечении которого задолженность подлежит списанию (ст. 196);
    - кредитор вправе предусмотреть  в договоре наличие залога  под отгруженную продукцию, предметом  которого может быть всякое  имущество, включая вещи и имущественные  права. В случае невыполнения  покупателем своих обязательств по оплате продукции взыскание может быть обращено на предмет залога в порядке, установленном договором, если законом о залоге не предусмотрен иной порядок (ст. 329).
     Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 [7], согласно которому:
    - в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности отражается курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс на дату исполнения обязательств по оплате отличался от курса на дату принятия этой дебиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату, в котором эта дебиторская задолженность была пересчитана в последний раз (п. 11 ч. 3);
    - курсовая разница по полному или частичному погашению дебиторской задолженности отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность. (п. 12 ч.3);
    - курсовая разница по полному или частичному погашению дебиторской задолженности подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (кроме случаев, когда курсовая разница, связана с расчетами с учредителями по вкладам и подлежит зачислению в добавочный капитал этой организации (п. 13,14 ч.3).
     Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99[8]:
     - величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления или дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов (п. 6.1);
      - величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров) (п. 6.3);
      - в случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов (п. 6.4);
      - величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) (п. 6.5).
      Положение по бухгалтерскому учету "Расходы  организации" ПБУ 10/99 [9]:
      - дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 14.3);
      - если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (п. 16).
       
      Источники информации для расчетов с покупателями и заказчиками.
 
      Все расчеты между предприятиями  по оплате товаров (работ, услуг)  оформляются  соответствующими документами. Так, при  реализации товаров (работ, услуг), необходимо наличие счета поставщика на оплату. Реализация товаров оформляется товарной накладной и счетом-фактурой. Оказанные услуги принимаются к учету на основании акта приемки выполненных работ. Если организация производит доставку товара до покупателя, то выписывается товарно-транспортная накладная (форма 1-Т).[38]
       Счет  – В счете указываются банковские реквизиты поставщика, цена единицы  товара, общая стоимость партии, а также сумма налога, включенного  в стоимость товаров.
         Счет выписывают в 2 экземплярах:
      первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;
      второй экземпляр – поставщику.
       Оформляет счет бухгалтер или другой работник организации, уполномоченный на это  руководителем (например, бухгалтер). Счет подписывают главный бухгалтер и руководитель.
      Выставленные  счета подшиваются в хронологическом  порядке и хранятся в архиве 5 лет. 
 

      образец
  Поставщик:    ИНН  6154069162  ООО фирма «ХХХ»  
ПолучательИНН6154069162 ООО фирма «ХХХ» Сч. № 40702810201000000214
Банк получателя: ТФАКБ “РУССЛАВБАНКА”  (ЗАО) г.Таганрога БИК 046013978
Сч. № 30101810000000000978
СЧЕТ  №  2
от « 15 »     января      200 7 г.
Плательщик:  ИНН  6154100486  ООО «УУУ»
Товар Цена Кол-во Ед. изм. Сумма
1 Арматура  –  d10 25 580 кг. 14 500-00
                       НДС – 0 %                                                                                                                                    0
                                                                                                                                 Итого:                   14 500-00
В т.ч.  НДС:                                  0
Сумма: Четырнадцать  тысяч пятьсот  рублей 00 копеек
Руководитель  директор        
  должность подпись расшифровка подписи
Главный бухгалтер    
М П   подпись расшифровка подписи
       
 
 
     Счет-фактура  – в соответствии с требованьем Налогового Кодекса РФ, не зависимо от видов деятельности (реализация товаром, выполнение работ или оказание услуг) организация наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке (акт ф.2, накладная и т.д.) должна оформлять счет-фактуры.
       счета-фактуры  выписывает бухгалтер или работник, уполномоченный на то приказом руководителя. При чем сделать это нужно не позднее пяти дней с даты отгрузки товаров покупателю (даты подписания акта приемки-сдачи выполненных работ, оказанных услуг).
       Счет-фактуру  оформляют в двух экземплярах:
    первый передают покупателю (заказчику);
    второй – поставщику.
       На  основании полученного счета-фактуры покупатель может принять к вычету сумму НДС, уплаченную поставщику товаров (работ, услуг). Для этого должны быть соблюдены следующие условия:
    купленные ценности оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны) и оплачены;
    купленные ценности (работы, услуги) приобретены для проведения операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
    на купленные товарно-материальные ценности (работы, услуги) есть счет-фактура, в котором  выделена сумма НДС.
       Данный  порядок действует по 31 декабря 2005 года. В соответствии с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Федеральным Законом [10] с 01 января 2006 года зачесть НДС по полученным ценностям можно на основании одного лишь счета-фактуры, не оплачивая их поставщику.
       Для счета-фактуры предусмотрен типовой бланк. Его форма и порядок заполнения утверждена постановлением Правительства РФ [11].  Перечень обязательных реквизитов счета-фактуры приведен в статье 169 Налогового кодекса РФ (образец – Приложение 1).
       Акт приемки выполненных  работ – Выполненные работы подрядчик сдает заказчику. Сведения об этих работах заносят в специальный акт. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России [12].
       Акт о приемке выполненных работ  составляют, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил строительно-монтажные работы и заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. Затем данные из этого документа подрядчик переносит в Справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). А заказчик на основании этой справки расплачивается с ним. Форма справки утверждена тем же постановлением Госкомстата России, что и рассматриваемый акт.
       Акт можно составлять и после каждого  этапа работ, если в договоре предусмотрено, что строительство ведется в  несколько этапов.
       Акт о приемке выполненных работ  заполняют с двух сторон. На лицевой стороне указывают:
       - названия, адреса и телефоны инвестора,  заказчика и подрядчика;
       - наименование строящегося объекта;
       - адрес, по которому велись строительно-монтажные  работы;
       - дату и номер договора строительного  подряда (субподряда);
       - дату и номер акта, а также отчетный период, за который он составлен;
       - сметную стоимость выполненных  работ.
       Затем в специальной таблице записывают:
       - наименования выполненных работ;
       - к какому этапу они относятся;
       - их расценки;
       - единицы измерения;
       - объем и общую стоимость.
       На  обратной стороне акта в конце  таблицы указывают:
       - объем всех сданных работ;
       - их стоимость без учета налога  на добавленную стоимость.
       Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и  заказчика, принявшего объект. Здесь полностью указываются их должности и фамилии.
       Акт составляет представитель подрядной  организации, ответственный за строительно-монтажные  работы. В акт он переносит сведения из Журнала учета выполненных  работ (форма N КС-6а), утвержденного  постановлением Госкомстата России [12]. Акт составляют в нескольких экземплярах. Обычно один экземпляр остается у подрядчика. Второй - передается заказчику. Третий экземпляр этого документа может потребовать инвестор (образецы Приложение 2 и Приложение 3).
       Товарно-транспортная накладная (форма № 1-2) – Для товарно-транспортной накладной предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России [13]. Накладную оформляют, если организация-продавец должна доставить товары до склада покупателя.
       Накладная состоит из двух разделов: товарного  и транспортного.
       1. Товарный раздел заполняет продавец (грузоотправитель).
       2. Транспортный раздел заполняют  продавец и представитель транспортной  организации. На основании данных  этого раздела производятся расчеты между транспортной организацией и продавцом.
       Товарно-транспортную накладную составляют для каждого  покупателя и на каждую поездку автомобиля в 4 экземплярах: первый остается у продавца; второй предназначен для покупателя и служит основанием для оприходования товаров; третий и четвертый передают автотранспортной организации. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес разных покупателей, накладную выписывают для каждого покупателя отдельно.
       Все четыре экземпляра накладной заверяются печатью организации продавца, подписывают работник, отпустивший товары, и представитель автотранспортной организации, принявший груз для перевозки.
       Перед отправкой груза продавец должен передать водителю автотранспортной организации  второй, третий и четвертый экземпляры. Доставив груз, второй, третий и четвертый экземпляры накладной водитель передает покупателю. Их подписывает работник, принявший товары, и заверяет печатью организации-покупателя. После этого третий и четвертый экземпляры возвращают водителю, а он сдает их в бухгалтерию автотранспортной организации.
       Автотранспортная  организация должна выписать счет за оказанные услуги и выслать его  для оплаты вместе с третьим экземпляром  товарно-транспортной накладной  заказчику  автотранспорта (организации-продавцу) (образец Приложение 4).
       Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона [10]), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
       Счета-фактуры, выданные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.
       При необходимости внесения изменений  в книгу продаж регистрация счета-фактуры  производится в дополнительном листе  книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован  счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью.
       Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в  том налоговом периоде, в котором  возникает налоговое обязательство. При получении денежных средств  в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж.
       Счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре получателем  финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнения работ, оказания услуг), имущественных прав, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.
       В случае частичной оплаты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация продавцом счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), переданным имущественным правам и пометкой по каждой сумме "частичная оплата".
      Продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности, утвержденные в установленном порядке и выданные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц (образец Приложение 5).
 

Глава 2. Анализ и аудит  расчетов с покупателями и заказчиками. 

    Анализ  производства, реализации продукции и выполнения договорных обязательств.
      Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.[23]
      Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
      Основные  задачи анализа:
      ·        оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
      ·        определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
      ·        выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
      ·        разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
      Объем производства и реализации продукции может выражаться
      в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
      Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
      Немаловажное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
      Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости, и т.д.
      Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
      Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательстве по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
      Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
      В процессе анализа производства и  реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
      Внутренние  причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
      Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.
      Риск  невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.
      Риск  невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственнои стадии, то экономический ущерб будет меньшим — это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.
      В зависимости от стадии обнаружения  риска невостребованной продукции  управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственнои стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив  его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, Цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
      Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж.
      Важным  обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж; рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
      Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.[25]
      Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры  рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
      При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а  с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
      ·        определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
      ·        оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
      ·        изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
      ·        оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
      Следующим этапом является анализ положения товаров  на рынках сбыта. Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
      ·        «звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
      ·        «дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
      ·        «трудные дети» - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
      ·        «мертвый груз», или «неудачники» — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
      Такая группировка продукции предприятия  позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
      При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах  рынка:
      а)    нулевая стадия — изучение и апробация  идеи разработки нового товара, а потом  и самого товара;
      б)    первая стадия (выпуск товара на рынок  и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
      в)    вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
      г)  третья стадия (зрелость) — товар  имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
      д)   четвертая стадия (насыщение и  спад) — вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
      Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
      Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
      а)   удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;
      б)   удельный вес продукции высшей категории  качества;
      в)   средневзвешенный балл продукции;
      г)    средний коэффициент сортности (отношение  стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);
      д)   удельный вес аттестованной и  не аттестованной продукции;
      е)    удельный вес сертифицированной  продукции;
      ж)   удельный вес продукции, соответствующей  мировым стандартам;
      з)    удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
      Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:
      а)   полезность (жирность молока, зольность  угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
      б)   надежность (долговечность, безотказность в работе);
      в)   технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
      г)    эстетичность изделий.
      Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
      Анализ  ритмичности работы предприятия  также имеет огромное значение для  эффективной работы предприятия в условиях рынка.[26]
      Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
      Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
      Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели.
      Прямые  показатели — это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.
      Косвенные показатели ритмичности — это  наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
      Изучив  динамику и выполнение плана по выпуску  и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рис. 1).
      Так как выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:
      ГПн + ТП = РП + ГПК
        РП= ГПН + ТП- ГПК
      Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:
      ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТК + ГПК.
      Расчет  влияния данных факторов на объем  реализации продукции производится сравнением фактических уровней  факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.

Рис. 1. Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции
2.2. Анализ состояния  дебиторской задолженности.
      Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а  следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности.[26]
      Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в оборотных активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьшением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.
      Следовательно, рост дебиторской задолженности  не всегда оценивается отрицательно, а снижение — положительно. Необходимо различать нормальную и "просроченную задолженность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.
  Ускорить  платежи можно путем совершенствования  расчетов, своевременного оформления расчетных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.
      В процессе анализа нужно изучить  динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета.
  Работник, занимающийся управлением дебиторской  задолженностью, должен сосредоточить внимание на наиболее старых долгах и уделить больше внимания крупным суммам задолженности.
      Оценивая  состояние оборотных активов, важно  изучить качество и ликвидность дебиторской задолженности и дать обобщающую характеристику портфеля дебиторской задолженности. Одним из показателей, используемых для этой цели, является период оборачиваемости дебиторской задолженности (Пд.з.), или период инкассации долгов. Он равен времени между отгрузкой товаров и получением за них наличных денег от покупателей:
      
      Для характеристики качества дебиторской  задолженности определяется и такой показатель, как доля резерва по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности. Рост уровня данного коэффициента свидетельствует о снижении качества последней.
      Эти показатели сравнивают в динамике и  изучают причины увеличения продолжительности  периода нахождения средств в  дебиторской задолженности (неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д.).
      Качество  дебиторской задолженности оценивается  также удельным весом в ней вексельной формы расчетов, поскольку вексель выступает высоколиквидным активом, который может быть реализован третьему лицу до наступления срока его погашения. Вексельное обязательство имеет значительно большую силу, чем обычная дебиторская задолженность. Увеличение удельного веса полученных векселей в общей сумме дебиторской задолженности свидетельствует о повышении ее надежности и ликвидности.
      Особую  актуальность проблема неплатежей приобретает  в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оплаты счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебиторской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.
2.3. Анализ показателей  качества и ликвидности  дебиторской задолженности.
          Показатель качества определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность её получения.[26]
          Для характеристики возврата дебиторской задолженности целесообразно сгруппировать её по срокам возникновения:
    Долгосрочная дебиторская задолженность от 1года до 2,5 лет;
    Краткосрочная дебиторская задолженность от1 до 12 месяцев.
В зависимости  от конкретных условий могут быть приняты и другие интервалы сроков возникновения задолженности. Наличие такой информации за длительный период, позволяет выявить, как общие тенденции расчетной дисциплины, так и конкретных покупателей, наиболее часто попадающих в число ненадежных плательщиков.
    Обобщающим показателем возврата  задолженности является оборачиваемость.  Показатель ликвидности характеризует  скорость с которой она будет  превращена в денежные средства (наличность), т. е. Это тоже  оборачиваемость. Таким образом,  показатель качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть её оборачиваемость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.