Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Древний Карфаген
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
История Древнего
Карфагена.
Введение
В каталогах
тунисских турагентств Карфаген
именуют национальным памятником. Возможно,
но за всю свою долгую историю город
столько раз подвергался губительным
набегам и разрушениям, что сейчас
мало что осталось от блистательной
цивилизации, существовавшей в тех
местах 2500 лет назад.
Что Вы
на самом деле увидите – это
руины римских строений, поднявшихся
над Картагой в пуническую или финикийскую
эпоху.
Бурная
история Карфагена – ныне чистого
и зажиточного пригорода, расположенного
в 20 километрах от Туниса – началась
в 814 году до н.э. Царица Дидона или Элисса,
преследуемая своим братом, правителем
финикийского города Тира Пигмалионом,
после продолжительных скитаний
высадилась на северном побережье Туниса.
Дидона попросила местного царя предоставить
ей убежище, и разрешить построить
дом. Царь ни за что не хотел давать
согласие. Тогда Дидона попросила
выделить ей столько земли, сколько
сможет покрыть шкура быка. Царь
был в хорошем расположении духа
и обрадовался новому развлечению.
Дидона приказала забить самого большого
быка, а затем разрезала его
шкуру на очень узкие полоски,
и обнесла ими большую территорию.
Так, согласно легенде, был основан Карфаген.
История Древнего
Карфагена.
Карфаген
(что означает по-финикийски «новый
город») был основан в 814 г. до н. э. колонистами
из финикийского города Тир. После падения
финикийского влияния в Западном Средиземноморье
Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские
колонии. К III веку до н. э. он становится
крупнейшим государством на западе Средиземного
моря, подчинив Южную Испанию, Северную
Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.
Город
был окружен 34-километровой лентой
стен толщиной в девять и высотой
в пятнадцать метров. Внутри стен располагалось
несколько сотен боевых слонов в
загонах, склады фуража; стояли конюшни
на четыре тысячи лошадей и казармы
на 20 тысяч пехотинцев. Наш разум
с трудом постигает, какие затраты
энергии и человеческих жизней потребовались
римлянам, чтобы сокрушить эти
яростно защищаемые циклопические
сооружения.
Расположенный
на легко охраняемом полуострове
с неограниченным запасом рыбы, древний
Карфаген процветал, становясь одним
из богатейших городов мира той поры.
Однако богатство Карфагена не давало
покоя давним конкурентам города.
И Рим дождался своего часа –
в 146 году до н.э. после более чем
столетних боевых действий, Рим разрушил
город.
В IV до
н. э. город Карфаген сильно расширился
и стал заселяться торговцами, ремесленниками
и землевладельцами. Около Бирсы
возник обширный жилой район Мегары,
застроенный многоэтажными домами.
Карфаген сложился как крупное рабовладельческое
государство, владевшее множеством
колоний. Беспощадная эксплуатация
порабощенных народов и работорговля
обеспечили огромный приток богатств.
В древнеримских анналах карфагенян
называют пунами и характеризуют
их как жестоких и коварных врагов,
не знающих пощады к побежденным.
Как военно-торговая и рабовладельческая
держава Карфаген постоянно нуждался
во флоте и армии. У Карфагена имелись
первоклассный флот и армия, которые держали
в безусловном повиновении подвластные
Карфагену народы. Армия комплектовалась
из числа иностранцев-наемнико . Из каждой
народности формировали особый род войск.
Например, из ливийцев составлялась пехота,
из нумидийцев – конница. Жители Балеарских
островов поставляли в карфагенскую армию
отряды пращников – метателей камней.
Разноплеменная, разноязычная карфагенская
армия управлялась местными вождями, которыми
командовали карфагенские военачальники
и офицеры. Пунийцы-карфагеняне не несли
рядовой военной службы. В карфагенской
армии были постоянные части, вооруженные
камнеметательными и таранными машинами
для взятия крепостей. Особые части армии
имели боевых слонов, которые использовались
для прорыва вражеских рядов и истребления
живой силы неприятеля во время боя.
Еще большее
значение имел военно-морской флот.
В мореплавании карфагеняне использовали
вековой опыт финикийцев. Они первыми
начали строить большие пятипалубные
корабли – пентеры, без труда
обгонявшие и уничтожашие в бою
римские и греческие триремы
и галеры. Флагманские корабли
карфагенян были семипалубными и
назывались гептерами.
Национальный
музей Карфагена, расположенный
на холме Бирса, где прежде размещалась
крепость, представляет собой замечательное
место для начала знакомтва с
этими местами. В музее представлена
обширная коллекция археологических
находок – керамики, масляных ламп,
утвари, мозаики – отражающих особенности
быта карфагенян более тысячелетия
тому назад.
В руинах
Карфагена сохранились огромные
резервуары. Группа таких резевуаров
находится у пригорода Марса,
и насчитывает более 25 емкостей.
Другая группа расположена у пригорода
Мальга. Здесь было не менее 40 емкостей.
Неподалеку от них находятся руины
большого акведука, подававшего воду в
Карфаген с кряжа в горах Тунисского Атласа.
Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода
подавалась самотеком, проходя несколько
больших долин, где акведук имел высоту
более 20 м. Этот акведук был заложен еще
карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э.
римлянами (при императоре Адриане, 117
– 138 гг.). При императоре Септимии Севере
(193 – 211 гг.) он снова был перестроен. Акведук
разрушали и снова восстанавливали вандалы.
Руины акведука до сих пор поражают своими
грандиозными размерами. Это был самый
длинный акведук в античные времена. Второй
по длине акведук находится близ Рима.
На самом верху Карфагенской возвышенности,
в районе поселка Сиди-бу-Саид, на значительном
удалении от Бирсы находятся руины раннехристианских
культовых зданий. Это – базилика Дамос-эль-Карита.
Это было огромное строение: в длину около
65 м, а в ширину – не менее 45 м. В базилике
было девять нефов. Центральный неф имел
ширину пролета 13 м. Южнее этого нефа находилась
апсида басилики. Четыре колонны указывают
на когда-то стоявший здесь иконостас.
"...Карфаген
должен быть разрушен!" - этими
знаменитыми словами консул Катон
Старший закончил свою историческую
речь в римском Сенате. Его
слова оказались пророческими - армия
Карфагена была разгромлена. Могучее
государство Ганнибала, некогда
завоевавшее всю Северную Африку,
Сицилию, Сардинию и даже Южную
Испанию, перестало существовать,
а некогда процветавший средиземноморский
Карфаген был превращен в руины.
Даже землю, на которой стоял
город, было приказано посыпать
толстым слоем соли.
Памятников
пунической эпохи в Карфагене
осталось только два - руины храмов
Танит и Баал–Хаммона да кладбище
жертв богини Танит (каждая семья, в
том числе и королевская, приносила
в жертву младенца).
Тиннит
(Танит) - богиня странная. Неизвестно,
как появился ее культ. Тиннит отождествляли
с Астартой, богиней плодородия и
любви в Сирии, Финикии и Палестине;
в эллинистическое время - с матерью
богов Юноной, с Афродитой Уранией
или Артемидой.
Она - девственница
и в то же время супруга; "око
и лик" верховного божества, Баал-Хаммона,
богиня луны, неба, плодородия, покровительница
деторождения.
При этом,
Тиннит не блещет женской красотой
и статью. Древний скульптор изобразил
ее приземистой женщиной с головой
льва; позднее "великую матерь"
представляли крылатой женщиной с лунным
диском в руках. На различных изображениях
Тиннит окружают монструозные существа:
крылатые быки, летающие с задранными
хоботами слоны, рыбы с человечьими
головами, многоногие змеи.
Современный
Тунис, на территории которого некогда
располагался Карфаген - это небольшое
процветающее средиземноморское государство,
которое не без основания называют
"cамой европейской страной Северной
Африки".
Карфаген,
древний город (близ совр. Туниса) и государство,
существовавшее в 7–2 вв. до н.э. в западном
Средиземноморье. Карфаген (что означает
по-финикийски «новый город») был основан
выходцами из финикийского Тира (традиционная
дата основания 814 до н.э., в действительности
основан несколько позже, возможно, ок.
750 до н.э.). Римляне называли его Carthago, греки
– Кархедон.
Согласно
преданию, Карфаген основала царица Элисса
(Дидона), которая бежала из Тира после
того, как ее брат Пигмалион, царь Тира,
убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть
его богатством. На протяжении всей
истории Карфагена жители города
славились деловой хваткой. Согласно
легенде об основании города, Дидона,
которой разрешили занять столько
земли, сколько покроет бычья
шкура, завладела большим участком,
разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то
поставленная на этом месте цитадель
носила название Бирса (что означает
«шкура»). ГОРОД
И ДЕРЖАВА
Карфагену
принадлежали плодородные земли
в глубине материка, он имел выгодное
географическое положение, которое
благоприятствовало торговле, а кроме
того позволяло контролировать воды
между Африкой и Сицилией, не позволяя
чужим кораблям заплывать дальше
на запад.
По сравнению
со многими знаменитыми городами
древности, пунический (от лат. punicus или
poenicus – финикийский) Карфаген не столь
богат находками, поскольку в 146 г
до н.э. римляне методично разрушили город,
а в римском Карфагене, основанном на том
же месте в 44 до н.э., велось интенсивное
строительство. Город Карфаген был обнесен
мощными стенами протяженностью ок. 30
км. Численность населения в нем неизвестна.
Очень сильно была укреплена цитадель.
В городе имелись базарная площадь, здание
совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся
Мегара, было множество огородов, фруктовых
садов и извилистых каналов. Корабли входили
в торговую гавань через узкий проход.
Для погрузки и разгрузки на берег можно
было вытащить одновременно до 220 судов
(древние корабли следовало по возможности
держать на суше). За торговой гаванью
располагались военная гавань и арсенал. Система
правления. По своему государственному
устройству Карфаген был олигархией. Несмотря
на то, что на родине, в Финикии, власть
принадлежала царям и основательницей
Карфагена, согласно легенде, была царица
Дидона. Власть здесь принадлежала сенату,
который ведал финансами, внешней политикой,
объявлением войны и мира, а также осуществлял
общее ведение войны. Исполнительная власть
была возложена на двух выборных магистратов-суффетов
(sufetes называли их римляне, это та же должность,
что «шофетим», т.е. судьи, в Ветхом Завете).
Очевидно, это были сенаторы, и обязанности
их были исключительно гражданскими, не
предполагавшими контроль за войском.
Вместе с командующими армией они избирались
народным собранием. Такие же должности
учреждались в городах, находившихся под
властью Карфагена. Хотя многие аристократы
владели огромными сельскохозяйственными
угодьями, обладание землей не являлось
единственным основанием для достижения
высокого социального положения. Вполне
почтенным занятием считалась торговля,
и к полученному таким способом богатству
относились с уважением. Области
и города. Земледельческие районы
в материковой Африке – область обитания
собственно карфагенян – приблизительно
соответствуют территории современного
Туниса, хотя под власть города попадали
и другие земли. Когда древние авторы говорят
о многочисленных городах, бывших во владении
Карфагена, они несомненно подразумевают
обычные деревни. Однако имелись здесь
и настоящие финикийские колонии – Утика,
Лептис, Гадрумет и др. Города тунисского
побережья проявили независимость в своей
политике лишь в 149 до н.э., когда стало
очевидно, что Рим намерен уничтожить
Карфаген. Некоторые из них покорились
тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно,
после 500 до н.э.) избрать политическую
линию, к которой присоединились остальные
финикийские города как в Африке, так и
по другую сторону Средиземного моря.
Карфагенская
держава была весьма обширна. В Африке
ее самый восточный город находился
более чем в 300 км к востоку
от Эи (совр. Триполи). Между ним и
Атлантическим океаном обнаружены
руины ряда древних финикийских
и карфагенских городов. Около 500 до
н.э. или немногим позже мореплаватель
Ганнон возглавил экспедицию, основавшую
несколько колоний на атлантическом
побережье Африки. Он рискнул проникнуть
далеко на юг и оставил описание
горилл, тамтамов и прочих редко
упоминаемых древними авторами африканских
достопримечательнос ей.
Колонии
и фактории по большей части располагались
на расстоянии примерно одного дня
плавания друг от друга. Обычно они
находились на островах вблизи берега,
на мысах, в устьях рек или тех
местах материковой части страны,
откуда было легко добраться до моря.
Например, Лептис, находившийся неподалеку
от современного Триполи, в римскую
эпоху служил конечным приморским пунктом
великого караванного пути из внутренних
областей, откуда купцы везли рабов
и золотой песок. Эта торговля
началась, вероятно, на ранних этапах истории
Карфагена.
В состав
державы входили Мальта и два
соседних с ней острова. Карфаген
веками вел борьбу с сицилийскими
греками, под его властью находились
Лилибей и другие надежно укрепленные
порты на западе Сицилии, а также,
в различные периоды, и другие
области на территории острова (бывало
так, что в его руках находилась
едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз).
Постепенно Карфаген установил контроль
и над плодородными районами Сардинии,
между тем как жители горных районов
острова оставались непокоренными.
Иноземным купцам доступ на остров
был запрещен. В начале 5 в. до н.э.
карфагеняне начали осваивать Корсику.
Карфагенские колонии и торговые
поселения существовали и на южном
побережье Испании, тогда как
на восточном берегу закрепились
греки. Со времени прибытия сюда в 237
до н.э. Гамилькара Барки и до похода
Ганнибала в Италию были достигнуты
большие успехи в подчинении внутренних
областей Испании. По-видимому, при
создании своей разбросанной по разным
территориям державы Карфаген не
ставил иных целей, кроме установления
над ними контроля ради получения
максимально возможной прибыли. КАРФАГЕНСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ Сельское
хозяйство. Карфагеняне были искусными
земледельцами. Из зерновых культур важнейшими
были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна,
вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии.
На продажу производилось среднего качество
вино. Фрагменты же керамической тары,
найденные при археологических раскопках
в Карфагене, свидетельствуют, что вина
более высокого качества карфагеняне
ввозили из Греции или с острова Родос.
Карфагеняне славились своим чрезмерным
пристрастием к вину, были приняты даже
специальные законы против пьянства, например
запрещавщие употребление вина воинами.
В Северной Африке производилось в большом
количестве оливковое масло, хотя и невысокого
качества. Здесь произрастали инжир, гранат,
миндаль, финиковая пальма, В Карфагене
разводили лошадей, мулов, коров, овец
и коз.
В отличие
от республиканского Рима, в Карфагене
мелкие земледельцы не образовывали
костяк общества. Большая часть африканских
владений Карфагена была поделена между
зажиточными карфагенянами, в крупных
имениях которых хозяйство велось
на научной основе. Некий Магон, живший,
вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство
по ведению сельского хозяйства.
После падения Карфагена римский
сенат, желая привлечь состоятельных
людей к восстановлению производства
на некоторых его землях, распорядился
перевести это руководство на
латинский язык. Отрывки из сочинения,
приведенные в римских источниках,
свидетельствуют о том, что Магон
использовал греческие руководства
по земледелию, но пытался приспособить
их к местным условиям. Он писал
о крупных хозяйствах и касался
всех сторон сельскохозяйственного
производства. Вероятно, в качестве
арендаторов, или издольщиков, работали
местные жители – берберы, а иногда
группы рабов под руководством надсмотрщиков.
Упор делался главным образом
на товарные культуры, растительное масло
и вино, однако характер местности
неизбежно предполагал специализацию:
более холмистые районы отводились
под фруктовые сады, виноградники
или пастбища. Существовали и крестьянские
хозяйства среднего размера.
Помимо домов, храмов и дворцов знати,
в городе было множество мастерских: там
обрабатывали железо, медь, свинец, бронзу
и драгоценные металлы, ковали оружие,
выделывали кожи, ткали и красили ткани,
делали мебель, керамическую посуду, украшения
из драгоценных камней, золота, слоновой
кости и стекла.
Карфагенские
ремесленники специализировались на производстве
дешевых изделий, по большей части
воспроизводивших египетские, финикийские
и греческие образцы и предназначавшихся
для сбыта в западном Средиземноморье,
где Карфаген захватил все рынки.
Производство предметов роскоши
– например, яркой пурпурной краски,
широко известной под названием
«тирский пурпур», – известно в более
поздний период, когда Северной Африкой
владели римляне, но можно считать, что
оно существовало и до падения Карфагена.
Багрянку, морскую улитку, содержащую
этот краситель, лучше всего было собирать
осенью и зимой – в сезоны, не пригодные
для мореплавания. В Марокко и на острове
Джерба, в наилучших местах для добывания
мурекса, были основаны постоянные поселения.
В соответствии
с восточными традициями государство
являлось рабовладельцем, применявшим
рабский труд в арсеналах, на судоверфях
или в строительстве. Археологи
не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали
о наличии крупных частных
ремесленных предприятий, чья продукция
распространялась бы на закрытом для
посторонних западном рынке, тогда
как мелких мастерских отмчено немало.
Часто очень трудно бывает отличить
среди находок карфагенскую продукцию
от предметов, импортированных из Финикии
или Греции. Ремесленники успешно
воспроизводили простые изделия, и,
похоже, карфагеняне не слишком стремились
делать что-либо, кроме копий.
Некоторые пунические
мастера были очень искусны, особенно
в плотницком деле и работах по
металлу. Карфагенский плотник мог
использовать для работы кедровую древесину,
свойства которой знали с давних
времен мастера Древней Финикии,
работавшие с ливанским кедром. Вследствие
постоянной потребности в кораблях
как плотники, так и работники
по металлу неизменно отличались
высоким уровнем мастерства. Имеются
свидетельства их умений в обработке
железа и бронзы. Количество найденных
при раскопках украшений невелико,
но похоже, что этот народ не был
склонен помещать дорогие предметы
в гробницы, чтобы ублажать души
усопших.
Самым крупным
из ремесленных производств, по-видимому,
было изготовление керамических изделий.
Обнаружены остатки мастерских и
гончарных печей, заполненных изделиями,
которые предназначались для
обжига. Каждое пуническое поселение
в Африке производило керамические
изделия, которые находят повсеместно
в областях, входивших в сферу
Карфагена, – на Мальте, Сицилии, Сардинии
и в Испании. Карфагенскую керамику
время от времени обнаруживают и
на побережье Франции и Северной
Италии – там, где господствующее
положение в торговле занимали греки
из Массалии (совр. Марсель) и где
карфагенянам, вероятно, все же позволяли
торговать.
Археологические
находки рисуют картину стабильного
производства простой керамики не только
в самом Карфагене, но и во многих
других пунических городах. Это чаши,
вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины
разнообразного назначения, именуемые
амфорами, кувшины для воды и светильники.
Исследования показывают, что их производство
существовало с глубокой древности вплоть
до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние
изделия по большей части воспроизводили
финикийские образцы, в свою очередь зачастую
являвшиеся копиями египетских. Похоже,
в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили
греческие изделия, что проявилось в подражании
греческой керамике и скульптуре и наличии
большого количества греческой продукции
этого периода в материалах из раскопок
в Карфагене. Торговая
политика. Карфагеняне особенно преуспевали
в торговле. Карфаген вполне можно назвать
торговым государством, так как в своей
политике он в значительной степени руководствовался
коммерческими соображениями. Многие
его колонии и торговые поселения несомненно
основывались в целях расширения торговли.
Известно о некоторых предпринятых карфагенскими
правителями экспедициях, причиной которых
также явилось стремление к более широким
торговым связям. В договоре, заключенном
Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой,
только что возникшей после изгнания из
Рима этрусских царей, предусматривалось,
что римским кораблям нельзя заплывать
в западную часть моря, но они могут пользоваться
гаванью Карфагена. В случае вынужденной
высадки где-либо еще на пунической территории
они просили официальной защиты у властей
и после починки судна и пополнения запасов
продовольствия немедленно отплывали.
Карфаген соглашался признать границы
Рима и уважать его народ, а также его союзников.
Карфагеняне заключали
соглашения и в случае необходимости
шли на уступки. Прибегали они
и к силе, чтобы не допускать
соперников в воды западного Средиземноморья,
которые рассматривали как свою
вотчину, за исключением побережья
Галлии и примыкающих к ней
берегов Испании и Италии. Они
вели также борьбу с пиратством.
Власти содержали в хорошем состоянии
сложные сооружения торговой гавани
Карфагена, как и его военную
гавань, которая, по-видимому, была открыта
для кораблей иноземных судов, но
заходили туда немногие мореплаватели.
Поразителен тот
факт, что такое торговое государство,
как Карфаген, не проявило должного
внимания к чеканке монеты. Судя
по всему, собственной монеты здесь
не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были
выпущены серебряные монеты, которые,
если считать сохранившиеся экземпляры
типичными, значительно различались
по весу и качеству. Возможно, карфагеняне
предпочитали пользоваться надежной серебряной
монетой Афин и других государств,
а большинство сделок совершали
путем прямого товарообмена. Товары
и торговые пути.
Конкретные данные о предметах торговли
Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства
о его торговых интересах достаточно многочисленны.
Типичным в ряду таких свидетельств является
рассказ Геродота о том, как происходила
торговля на западном побережье Африки.
Карфагеняне высаживались на берег в определенном
месте и раскладывали товары, после чего
удалялись на свои суда. Тогда появлялись
местные жители и клали рядом с товарами
определенное количество золота. Если
его было достаточно, карфагеняне забирали
золото и уплывали. В противном случае
они оставляли его нетронутым и возвращались
на корабли, а туземцы приносили еще золота.
Что это были за товары, в рассказе не упоминается.
По-видимому, карфагеняне
привозили простую керамику для
продажи или обмена в те западные
регионы, где они являлись монополистами,
а также торговали амулетами,
украшениями, простой металлической
утварью и незамысловатыми изделиями
из стекла. Часть из них производилась
в Карфагене, часть – в пунических
колониях. Согласно ряду свидетельств,
пунические торговцы предлагали туземцам
Балеарских островов вино, женщин и
одежду в обмен на рабов.
Можно полагать,
что они занимались широкими закупками
товаров в других ремесленных
центрах – Египте, Финикии, Греции,
Южной Италии – и перевозили их
в те области, где пользовались монополией.
Пунические торговцы славились в
гаванях этих ремесленных центров.
Находки некарфагенских изделий
при археологических раскопках
западных поселений наводят на мысль,
что они были завезены туда на пунических
кораблях.
Некоторые упоминания
в римской литературе свидетельствуют,
что карфагеняне завозили различные
ценные товары в Италию, где высоко
ценилась слоновая кость из Африки.
Во времена империи для устройства
игр из римской Северной Африки доставлялось
огромное количество диких животных.
Упоминаются также фиги и мед.
Считается, что
карфагенские корабли плавали по
Атлантическому океану за оловом из Корнуолла.
Сами карфагеняне производили бронзу
и, возможно, доставляли некоторое количество
олова в другие места, где оно
требовалось для аналогичного производства.
Через свои колонии в Испании
они стремились получить серебро
и свинец, которые могли вымениваться
на привозимые ими товары. Канаты для
пунических военных судов делались
из травы эспарто, произрастающей в
Испании и Северной Африке. Важной
статьей торговли, из-за высокой
цены, был пурпурный краситель
из багрянки. Во многих местностях торговцы
приобретали шкуры диких животных,
кожу и находили рынки для их сбыта.
Как и в более
поздние времена, в порты Лептиса
и Эи, а также лежавшей несколько
западнее Гигтис, должно быть, прибывали
караваны с юга. Они везли популярные
в древности страусовые перья
и яйца, служившие украшениями
или чашами. В Карфагене на них
малевали свирепые рожи и использовали,
как говорят, в качестве масок
для отпугивания демонов. С караванами
привозили также слоновую кость
и рабов. Но важнейшим грузом был
золотой песок с Золотого Берега
или из Гвинеи.
Некоторые из наилучших
товаров карфагеняне ввозили
для собственного употребления. Часть
керамики, найденной в Карфагене,
привезена из Греции или из Кампаньи
на юге Италии, где ее производили
приезжие греки. Найденные при раскопках
Карфагена характерные ручки
от родосских амфор показывают, что
сюда завозили вино с Родоса. Удивительно,
но качественной аттической керамики
здесь не обнаруживается. Язык,
искусство и религия.
Мы почти ничего не знаем о культуре карфагенян.
Единственные дошедшие до нас пространные
тексты на их языке содержатся в пьесе
Плавта Пуниец, где один из персонажей,
Ганнон, произносит монолог, по-видимому,
на подлинном пуническом наречии, за которым
тут же повторяет его значительную часть
по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано
немало реплик того же Ганнона, также с
переводом на латинский. К сожалению, не
понимавшие текста переписчики его исковеркали.
Помимо этого, карфагенский язык известен
лишь по географическим названиям, техническим
терминам, именам собственным и отдельным
словам, приведенным греческими и латинскими
авторами. При интерпретации этих обрывков
очень помогает сходство пунического
языка с древнееврейским.
Собственных художественных
традиций карфагеняне не имели. По-видимому,
во всем, что может быть отнесено
к сфере искусства, этот народ
ограничивался копированием чужих
идей и приемов. В керамике, украшениях
и скульптуре они довольствовались
подражанием, причем копировали иногда
не лучшие образцы. Что касается литературы,
у нас нет данных о создании
ими каких-либо других сочинений, помимо
чисто практических – таких, как
руководство по земледелию Магона,
и одного или двух более мелких
компилятивных текстов на греческом языке.
Нам неизвестно о наличии в Карфагене
чего-то такого, что можно было бы назвать
«изящной словесностью».
В Карфагене
имелось официальное жречество,
храмы и свой религиозный календарь.
Главными божествами были Ваал (Баал) –
семитский бог, известный по Ветхому
Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная
царица. Вергилий в Энеиде называл
Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам,
поскольку отождествлял ее с Танит. Для
религии карфагенян характерны человеческие
жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся
в периоды бедствий. Главное в этой религии
– вера в действенность культовой практики
для общения с невидимым миром. В свете
этого особенно удивительно, что в 4 и 3
вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались
к мистическому греческому культу Деметры
и Персефоны; во всяком случае, материальные
следы этого культа достаточно многочисленны. СВЯЗИ
С ДРУГИМИ НАРОДАМИ
Древнейшими соперниками
карфагенян были финикийские колонии
в Африке Утика и Гадрумет. Неясно,
когда и как им пришлось подчиниться
Карфагену: письменных свидетельств о
каких-либо войнах не имеется. Союз
с этрусками. Этруски северной Италии
являлись одновременно союзниками и торговыми
соперниками Карфагена. Эти предприимчивые
мореходы, торговцы и пираты господствовали
в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии.
Основная область их расселения находилась
непосредственно к северу от Рима. Они
владели также Римом и землями к югу –
вплоть до того рубежа, где приходили в
столкновение с греками южной Италии.
Заключив союз с этрусками, карфагеняне
в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу
над фокейцами – греками, занявшими Корсику.
Этруски заняли
Корсику и примерно на протяжении
двух поколений удерживали остров.
В 509 до н.э. римляне изгнали их из
Рима и Лация. Вскоре после этого
греки южной Италии, заручившись
поддержкой сицилийских греков, усилили
давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили
с их могуществом на море, нанеся
им сокрушительное поражение близ Кум
в Неаполитанском заливе. Карфагеняне
двинулись на Корсику, уже имея плацдарм
на Сардинии. Борьба
за Сицилию. Еще до крупного поражения
этрусков Карфагену довелось померяться
силами с сицилийскими греками. Пунические
города на западе Сицилии, основанные
во всяком случае не позднее Карфагена,
были вынуждены подчиниться ему, подобно
городам Африки. Возвышение двух могущественных
греческих тиранов, Гелона в Сиракузах
и Ферона в Акраганте явно предвещало
карфагенянам, что греки предпримут на
них мощное наступление, чтобы вытеснить
из Сицилии, подобно тому, как это происходило
с этрусками в южной Италии. Карфагеняне
приняли вызов и на протяжении трех лет
активно готовились к завоеванию всей
восточной Сицилии. Они действовали сообща
с персами, которые готовили вторжение
в саму Грецию. Согласно поздней традиции
(несомненно ошибочной), поражение персов
при Саламине и столь же решающий разгром
карфагенян в сухопутном сражении при
Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э.
в один и тот же день. Подтвердив худшие
опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили
неодолимые силы.
Прошло много
времени, прежде чем карфагеняне
вновь предприняли наступление
на Сицилию. После того, как Сиракузы
успешно отразили вторжение афинян
(415–413 до н.э.), наголову их разгромив, они
стремились подчинить другие греческие
города на Сицилии. Тогда эти города стали
обращаться за помощью к Карфагену, который
не замедлил этим воспользоваться и направил
на остров огромную армию. Карфагеняне
были близки к тому, чтобы захватить всю
восточную часть Сицилии. В этот момент
к власти в Сиракузах пришел знаменитый
Дионисий I, который основал могущество
Сиракуз на жестокой тирании и в течение
сорока лет с переменным успехом воевал
против карфагенян. По окончании военных
действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь
пришлось смириться с невозможностью
установить полный контроль над островом.
Беззаконие и бесчеловечность, чинимые
Дионисием, отчасти компенсировались
той помощью, которую он оказывал сицилийским
грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые
карфагеняне предприняли еще одну попытку
подчинить восточную Сицилию во времена
тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником
своего отца. Однако это вновь не достигло
цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет
боевых действий, не позволивших говорить
о преимуществе какой-либо из сторон, был
заключен мир.
Существует мнение,
что Александр Македонский видел
свою конечную цель в установлении
владычества также и над Западом.
После возвращения Александра из
великого похода в Индию, незадолго
до его смерти, карфагеняне, подобно
другим народам, направили к нему
посольство, пытаясь выведать его
намерения. Возможно, безвременная кончина
Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген
от многих бед.
В 311 до н.э. карфагеняне
предприняли очередную попытку
занять восточную часть Сицилии.
В Сиракузах правил новый тиран
Агафокл. Карфагеняне уже было осадили
его в Сиракузах и, казалось, имели
возможность захватить этот главный
опорный пункт греков, но Агафокл
с войском отплыл из гавани и напал
на карфагенские владения в Африке,
создав угрозу для самого Карфагена.
С этого момента и до самой
смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась
обычная война с переменным успехом.
В 278 до н.э. греки
перешли в наступление. Знаменитый
греческий полководец Пирр, царь Эпира,
прибыл в Италию, чтобы сражаться
против римлян на стороне южноиталийских
греков. Одержав над римлянами
две победы с большим уроном для
себя («Пиррова победа»), он переправился
на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян
и почти очистил от них остров,
но в 276 до н.э. с характерным для
него роковым непостоянством отказался
от дальнейшей борьбы и вернулся в
Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.
Войны
с Римом. и т.д.................