Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ качества и конкурентоспособность продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Качество  и конкурентоспособность продукции……………………….…….4
    1.1 Понятие  качества и конкурентоспособности  продукции, их    показатели…..…………………………………………….…………………...5
    1.2 Методы  оценки качества………………….………………………….…..9
   1.3 Контроль качества продукции…………………………………………..11
   1.4 Система управления качеством продукции……………………………..12
2. Система  управления качеством продукции  ОАО «Горизонт» …………….18
   2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………...18
   2.2 Обеспечение стандартами качества продукции………………………...24
   2.3 Система менеджмента качества  ОАО «Горизонт»………………….…26
   2.4 Профилактика брака продукции  на предприятии…….………………30
3. Пути  повышения качества продукции …………………………….…………32
   3.1 Опыт ведущих фирм производителей телевизионной техники……….32
   3.2 Оценка показателей качества  и конкурентоспособности продукции 
   ОАО «Горизонт»………………………………………………………………..34
    3.3 Мероприятия  по повышению качества продукции на                       предприятии ..………………………………………………………………...38
   3.4 Совершенствование системы управления качеством на предприятии…40                                                                                                                                
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………...…50 

 

Введение 

     Рыночные  отношения, к которым стремится  наше общество, нельзя представить  без конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое соперничество  предприятий на рынке за предпочтение потребителя с целью получения большей прибыли. Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции.
     Проблема  повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
     Задача  повышения качества приобретает  комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности. Причинами необходимости повышения качества продукции являются: повышение требований научно-технического прогресса, ужесточение требований к свойствам и характеристикам продукции, особенно к надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, эстетичности, экономичности в эксплуатации. Улучшение качества продукции требует повышения качества сырья, материалов, комплектующих изделий, внедрения новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда.
     Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют  многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы Национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.
     Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
     Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики  в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и  авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.
     В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами. Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов
     Цель  данной работы заключается в проведении исследования и экономического анализа  конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт" и разработке путей их повышения.
     Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
     подбор  и анализ теоретических материалов;
     определена  экономическая сущность качества и  конкурентоспособности продукции;
     изучены показатели качества и конкурентоспособности;
     исследованы контроль и управление качеством  продукции на отечественных и  зарубежных предприятиях;
     дан анализ производственно-хозяйственный  деятельности ОАО «Горизонт». 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Качество и конкурентоспособность продукции
1.1 Понятие качества и конкурентоспособности продукции, их показатели 

     Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого  успеха на товарном конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность — понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи и поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
     Качество  продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии./16, с. 135/
     Свойство  продукции — объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (машина). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания).
     Свойства  могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
     Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
     По  способу выражения показатели продукции  могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.
     По  стадии определения — прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.
     По  характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей: назначения, надежности, транспортабельности, безопасности, экономичности, патентно-правовые, технологические, эргономические, эстетические.
     Показатели  назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначается.
     Надежность  — это свойство объекта сохранять  во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых  функций. Надежность объекта в зависимости  от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
     Эргономические  показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапе функционального процесса в системе «человек-изделие-среда использования». /17, с. 142/
     К показателям технологичности относятся: удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и обслуживания.
     Показатели  транспортабельности характеризуют  приспособленность продукции к транспортировке. Патентно-правовые показатели свидетельствуют о патентной чистоте, патентной защите, а также возможности беспрепятственной реализации продукции на мировом рынке.
     Экологические показатели характеризуют уровень  вредных воздействий на окружающую среду.
     Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, устанавливаются общие характеристики.
     Качественный  товар нельзя сделать на основании  плохого проекта, в котором не учтены особенности изделия, не просчитаны возможные поломки и отказы, не проанализированы каждая составляющая товара и ее влияние на функционирование изделия в целом, не оптимизирована стоимость изготовления и последующего обслуживания.
     Переводить  проект из чертежей и замыслов в  физическую форму нужно только качественно  организовав производство, т.е. спланировав все процессы изготовления и способы контроля.
     Качество закладывается в товар с самого начала и контролируется на всех стадиях. Качественный товар получается, только если на всех стадиях соблюдаются необходимые требования.
     С понятием качества неразрывно связано  такое понятие, как конкурентоспособность  продукции.
     Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию.
     Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.
     Итак, конкурентоспособность(К) - это
      сравнительный,
      «адресный»
     показатель, относящийся к конкретной группе потребителей и в самом общем  виде выраженный следующей формулой:
     ,  
    где С - качество послепродажного обслуживания или сервиса; Цn - цена потребления.
    Численное выражение конкурентоспособности составляет понятие уровня конкурентоспособности.
    Все параметры, характеризующие уровень  конкурентоспособности, можно разделить  на 3 группы. Прежде всего подбираются  параметры нормативной группы, т.е. устанавливается принципиальная возможность реализации изделия на «адресном», целевом рынке. Эта работа начинается с оценки патентной чистоты изделия. Если в нем имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ целесообразно проводить только после выбора мероприятий, направленных на ее обеспечение. /18, с. 131/
    Затем устанавливается соответствие параметров изделия обязательным стандартам и  нормам, регламентирующим уровень, а  также обязательные границы этих параметров. В случае несоответствия им товар не может быть использован для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует тому уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка уровня его конкурентоспособности нецелесообразна независимо от результата сравнения по другим параметрам. Поэтому исследование соответствия товара стандартам и законодательству, действующим в конкретной стране, должно проводиться в первую очередь, и только в случае выявления такого соответствия процесс оценки уровня конкурентоспособности может быть продолжен. В то же время превышение нормативных параметров по сравнению с требованиями стандартов не может рассматриваться как преимущество данного изделия перед другими, поскольку, с точки зрения потребителя, оно является бесполезным и потребительной стоимости не увеличивает.
    Методически учет нормативных параметров при  оценке уровня конкурентоспособности  может быть обеспечен путем введения специального показателя, который принимает лишь два значения - 1 или 0. Если товар соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет - 0. Общий показатель по нормативным параметрам представляет собой произведение частных показателей по каждому из них, т. е. 

     , где 
    Iнп - общий показатель по нормативным параметрам;
    q - частный показатель по i-му нормативному  параметру; 
    n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.
    Таким образом, если хотя бы один из частных  показателей равен 0 (т.е. изделие  по какому-либо параметру не соответствует  обязательной норме), то общий показатель также равен 0, что говорит о  неконкурентоспособности данного  товара на целевом рынке. /3. с. 122/
    Второй  группой моделируемых параметров для  оценки конкурентоспособности товара являются технические характеристики изделия, т. е. его качество. Рыночные исследования дают возможность продуценту выявить, какие именно свойства товара покупатель считает необходимыми, эталонными, а затем оценить, насколько каждое из свойств продукта соответствует потребности или эталону. Количественно это можно выразить как отношение величины параметра изделия к величине такого же параметра эталона:
     ; где  

       bi - частный технический показатель по i-му параметру;
     dнi - величина i-го параметра анализируемого изделия;
     dэi величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется на 100%, т. е. эталона.
     Например, покупатель считает эталонной мощность мотора автомобиля на уровне 80 л.с. Автомобиль, мощность мотора которого соответствует 60 л.с., удовлетворяет потребность поэтому параметру на 75% (b1 = 60/80 -100 = 75%).
     При этом, если для удовлетворения потребности  предлагается изделие, параметры которого превышают запросы покупателя (эталона), то такое превышение им, скорее всего, не будет оценено и оплачено. В этом случае частный показатель приравнивается к эталонному.
     Подобным  образом можно рассчитать и другие частные технические показатели. Для нахождения общего показателя по техническим параметрам следует объединить частные с учетом значимости (удельного веса) каждого из них в общем наборе:
    
     где Iтп - общий показатель по техническим параметрам; ?i- удельный вес i-го параметра из их общего числа (n); n - число параметров, по которым осуществляют оценку.
     Полученный  общий показатель Iтп отражает степень соответствия создаваемого товара эталону, идеальному с точки зрения потребителя образцу. Однако на рынке покупатель сравнивает предлагаемые товары не с эталоном, а друг с другом. Поэтому следует сопоставить показатели создаваемого товара и его конкурента и сравнить, какой из них в большей степени соответствует конкретной потребности:
    
     где dhi - величина технического параметра создаваемого изделия; dki - величина технического параметра изделия-конкурента.
     Расчет  Iтп связан с некоторыми методологическими проблемами, в частности с тем, что многие технические параметры изделий не имеют физической меры. К ним, в частности, относится дизайн, соответствие моде и т.д. Учесть их при моделировании или анализе уровня конкурентоспособности можно, используя экспертные методы, при которых свойства изделия, соответствующие определенным техническим параметрам, оцениваются в баллах по выбранной экспертом шкале. Например, качество дизайна эксперт оценивает по пятибалльной шкале, уровень комфортабельности - по десятибалльной и т. д. /7, с. 35/
     Следующая проблема связана с построением  весовой базы для частных показателей  и получением на их основе общего. Эта база состоит из весов, или коэффициентов весомости, соответствующих значимости различных свойств изделия для потребителя.
     К третьей группе оцениваемых параметров относятся экономические, т.е. цены потребления. При их сравнении показатель принимает следующий вид:
    
     где Еэп - общий показатель по экономическим параметрам; Цпн - цена потребления анализируемого изделия; Цпк - цена потребления товара-конкурента.
     Естественно, чем ниже цена потребления, тем выше уровень конкурентоспособности, так как это означает, что потребитель имеет возможность приобрести единицу качества одного из сравниваемых товаров дешевле, чем другого. /3. с. 125/
     На  основе общих показателей по нормативным, техническим и экономическим  параметрам строится интегральный показатель уровня конкурентоспособности (ПК) создаваемого изделия:
      

     Если  значение ИК равно или больше 1, то это означает, что изделие конкурентоспособное. 

1.2 Методы оценки  качества 

     Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
    Оценка  качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
    Качество  определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.
    Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.
    В прошлое ушли аналитические попытки  сравнения качества объекта с  мировым уровнем качества аналогичных  объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением  Знака качества. Были попытки объединения  показателей качества и количества (кваливал, т. е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).
    Дифференциальный  метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
      или 
    где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.
    Формулу (1) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (2).
    Итоговый  показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле: 

    
     Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
     Если  Ук линейно (пропорционально) зависит  от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
    Ук = Рiоц / Рiбаз
    где ?i— коэффициент весомости каждого из Рi.
    В случае, когда Ук нелинейно зависит  от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
    Ук = Pi?iоц / Pi?iбаз
    Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале  для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
    Интегральный  метод оценки уровня качества продукции  считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
    
    Обобщенный  интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
    
    где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.
    Экспертный  метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
    По  результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются  и реализуются соответствующие  управленческие решения. 

1.3 Контроль качества  продукции 

     Контроль  качества - это одна из основных функций в процессе управления качеством. Это также наиболее объемная Функция по применяемым методам, которым посвящено большое количество работ в разных областях знания. Значение контроля заключается в том, что он позволяет вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно исправить их с минимальными потерями.
     Под контролем понимается измерение полученных характеристик и их сравнение с заданными.
     Технический контроль качества лежит в основе любого способа управления качеством  как у нас, так и за рубежом.
     Организация контроля качества — это система технических и административных мероприятий, направленных на обеспечение производства продукции, полностью соответствующей требованиям НД — нормативных документов. Технический контроль — это проверка соответствия объекта контроля установленным техническим требованиям. /8, с. 143/
     Под контролем качества (КК) понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик  продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Суть контроля заключается в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, ТУ, договорах на поставку и т. п. документах.
     Основной  задачей контроля на предприятии  является своевременное получение  полной и достоверной информации о качестве продукции, состоянии оборудования и технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований стандартов и технических условий.
     Объектами контроля на машиностроительном предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.
     Функции же контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Сюда относятся контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.
     Рассматривая  функцию «контроль», нельзя не сказать  о метрологическом обеспечении  производства, без которого вообще было бы невозможно проведение какого-либо контроля. В связи с этим метрологическая деятельность традиционно рассматривается как одна из составных частей в управлении качеством. При этом, кроме обеспечения производства необходимым парком средств измерений, метрологическая служба должна путем проведения их периодической поверки и калибровки обеспечить требуемую точность измерений. 

1.4 Система управления  качеством продукции 

     Система качества - совокупность организационной  структуры, методик, процессов и  ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
     Системный подход к управлению качеством в  настоящее время предусматривает  функционирование системы качества, направленной на реализацию политики в области качества посредством  осуществления основных управленческих функций на различных стадиях жизненного цикла объекта управления в этой системе. Важнейшей составляющей данного подхода является устойчивость функционирования системы управления качеством. Устойчивость - это обобщающее понятие, которое складывается из большой группы факторов, непосредственно на нее влияющих. Потеря устойчивости в общем случае может произойти из-за изменения параметров системы (в ходе бифуркации), из-за наличия не предусмотренных при создании системы воздействий внешней среды либо из-за нарушения связей в системе, когда меняется ее структура.
     Употребляя  термин «система качества», нужно иметь  в виду специфику этого термина  и особо отметить, что под этой системой понимается широкая организационная  структура, которая выполняет не только функции управления качеством, но и включает элементы из других сфер деятельности, в наибольшей мере влияющие на качество продукции. Что касается ресурсов, на наш взгляд, их не следует включать в систему качества, т.к. для обеспечения качества нужны какие-то особые ресурсы, а все ресурсы предприятия. Поэтому правильнее было бы, наверное, говорить не о включении ресурсов в систему качества, а о предоставлении ресурсов для реализации ее функций.
     Общеизвестно, что без цели нет системы. Система  управления качеством должна иметь четко сформулированные, ясные и конкретные цели, лежащие в основе политики предприятия в области качества. Они должны формироваться исходя из реально существующей социально-экономической ситуации и общих стратегических целей предприятия на момент разработки политики с учетом внутренних и внешних факторов. Ее реализация обязательна для всех работников данного предприятия, поэтому она должна быть определенной, реальной и понятной всем.
     Цели, стоящие перед системой управления качеством, должны быть направлены на улучшение деятельности и результатов работы предприятия с тем, чтобы обеспечить эффективность его функционирования в будущем. Они должны формироваться по всем стадиям жизненного цикла объекта управления в системе управления качеством, находиться в одном ряду с другими целями предприятия, отражать специфические, характерные только для данного предприятия особенности производства, управления, структуры системы управления качеством и т.д.
     Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система управления качеством на предприятии должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов. Основополагающим из них является функционирование системы управления качеством как органичной составной части всей системы управления предприятием. Она, безусловно, не может действовать отдельно, без взаимосвязи, взаимодействия со всеми другими системами в рамках менеджмента предприятия. Помимо данного принципа при рассмотрении системного подхода к управлению качеством можно руководствоваться рядом общесистемных принципов, к которым относятся следующие:
-целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;
-делимость, реализуемая делением системы на подсистемы и элементы;
-иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления;
-комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, стадий жизненного цикла объектов управления, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством;
-взаимодействие системы управления качеством со всеми другими системами предприятия (установление приоритетности одних целей по отношению к другим или реализация взаимосвязанных процессов их достижения);
-замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль.  

     Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.
     Взаимодействие  между субъектом и объектом управления в системе управления качеством  осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия  субъекта на объект управления путем  принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.
     Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством.
     Центральной частью системы качества является служба качества, в состав которой, как правило, включаются: отдел технического контроля, отдел (бюро) управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации и центральная заводская лаборатория. Служба качества организует работу по качеству на предприятии (создает систему качества), контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки системы качества, координирует, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполняющих функции в системе качества.
     Цехи-изготовители, конструкторские и технологические  отделы, отдел снабжения, отдел труда  и заработной платы, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения  формируют качество и выполняют  другие функции, которые оказывают существенное влияние на качество. Эти подразделения в совокупности со службой качества и составляют ту широкую организационную структуру, которую принято называть системой качества. Эта система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управленческих функций, она должна создавать необходимую материальную базу и решать проблему заинтересованности и квалификации персонала.
     Эта система и, в особенности, ее ядро - служба качества - как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производственный процесс с целью обеспечения качества продукции. 

     Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.
     Сертификация - это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.
     Длительная  оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования конкурентоспособность большинства продукции постоянно снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции, исходя из международных требований.
     В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.
     В основе стандартизации - технические  возможности продукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, техники и практического  опыта.
     В зависимости от круга заинтересованных сторон стандартизация может быть:
- международной,  участие в которой открыто  для соответствующих органов  всех стран;
- региональной - для одного географического,  экономического или политического  района мира;
- национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д.
     Цели  стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспечивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологические задачи сертификации: управление многообразием (унификация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обеспечение конкурентоспособности продукции. 

     Общепризнанным  международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, доступных широкому кругу потребителей. 
     Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в мировой практике широко практикуются двух-трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопросам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.
     Система сертификации является независимой, так  как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по своему статусу и структурам отличается в различных странах.
     В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные  организации. Наибольшее распространение  получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).
     В практике различных стран встречаются  различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим  направлениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсторонней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре проведения - самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.
     Обязательной  сертификации подлежат те изделия или  показатели качества, которые могут  оказать нежелательное воздействие  на человека или окружающую среду, а  также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.
     Решение об обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган, который может поручить ее проведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.
     Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
     Добровольная  сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
     Сертификация  предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной  документацией, высокий уровень  контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и информированность изготовителя о методах испытаний в системе контроля. Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др. Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции. Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделяется на системы, основой которых являются испытания.
     Основой всех систем сертификации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем проводятся типовые испытания образцов в специально утвержденных испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдается  документ - сертификат соответствия;
- продукция  маркируется знаком соответствия;
- продукция  заносится в список изделий,  разрешенных к продаже, который  имеется в сертификационных центрах.
     Сертификат  выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию  выдается знак соответствия, который  должен наноситься под контролем  главного контролера сертификационного  центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система управления  качеством продукции  ОАО «Горизонт»
2.1 Краткая характеристика  предприятия
     ОАО «Горизонт», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.
     В состав ОАО «Горизонт» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:
     - головной завод ОАО «Горизонт» - специализируется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд – 200,9 млрд.руб.;
     - Научно-исследовательский институт  цифрового телевидения (НИИ ЦТ), уставный фонд - 11,6 млрд.руб.;
     - Государственный центр испытаний и сертификации бытовой техники "Белли с" (ГИЦ "Беллис"), уставный - 2,7 млрд.руб.;
     - научно-производственный комплекс "Сигнал", выпускающий изделия  микро-электроники, детали и блоки,  для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;
     - завод "Альмагор", изготавливающий  телевизионные футляры, мебель, уставный  фонд - 55,4 млрд.руб.;
     - специализированное предприятие  "Кабельно-спутникового телевидения", выпускающее аппаратуру для построения  систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;
     - Поставский завод "Белит"  выпускающий трансформаторы, уставный  фонд 19,3 млрд.руб.;
     - Подсобное сельское хозяйство  "Горизонт", Копыльский р-н, уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;
     -КОП,  уставный фонд 50,2 млн. руб..
       В производственной кооперации  задействован целый ряд предприятий  республики, осуществляющих выпуск  полупроводниковых приборов, радиодеталей  и некоторых комплектующих изделий:
     ПО  “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы , пульты дистанционного управления;
     ПО  “Коралл” - кинескопы и кварцевые  резонаторы;
     ПО  “Белвар” - всеволновые селекторы  телевизионных каналов;
     ПО  “Монолит” - керамические конденсаторы;
     Завод радиодеталей (г. Пружаны) - резисторы;
     Завод “Термопласт” - разъёмные электрические  соединители
     и многие другие объединения.
     Научно-исследовательский  институт цифрового телевидения, который  входит в состав объединения и  является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в Беларуси 51/54ТЦ418 , 51/54ТЦ441 , 51/54ТЦ510 , а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603 , 51/54ТЦ655 , 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.
     Основные  технико-экономические показатели работы предприятия представлены в  таблице 2.1.
Таблица 2.1. Основные показатели хозяйственной деятельности 

Наименование  показателей Ед.  измер. 2001 год
2002 год
темп роста 2003 год
Темп роста
1. объем доходов - всего млн. руб. 1624,7 5886,2 362.3% 19260.1 327.2%
1.1 в т. ч. выручка  от реализации млн. руб. 1590,4 5822 366, 1% 16898.8 290.3%
1.2 прочие доходы млн. руб. 34,3 64,2 187,2% 2361,3 3678.0%
2. себестоимость реализ. продукции млн. руб. 1318.5 4762.1 361.2% 14746.1 309,7%
3. прочие расходы млн. руб. 738.4 551,6 74,7% 2524.7 457,7%
4. прибыль от реализации продукции млн. руб. 239 940.6 393.6% 2069.0 220.0%
5. рентабельность реализованной продукции % 18.1% 19,8% 109.0% 14.0% 71.0%
6. балансовая прибыль млн. руб. -432,1 572.6 -132.5% 1905.5 332.8%
7. налоги из прибыли млн. руб. 6 206.7 3445.0% 582.2 281.7%
8. среднесписочная численность человек 2686 2680 99.8% 2614 97.5%
9. Среднемесячная  зарплата руб. 8566 32014 373.7% 83256 260.1%
10. Восстановит. стоимость  ОПФ (на кон. года) млн. руб. 2384 16322 684.6% Нд  
11. Коэф-т текущей  ликвидности (норма >=1,7)  
 
0.676 1.073 158.7% 0.777 72,4%
12. Собственный оборотный  капитал (СОС)  
 
-363,7 225.6  
 
296.3 131.3%
13. Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3)  
 
-1.712 -0.547 32.0% -0.309 56.5%
     Примечание. Источник: [5, с.58, таблица 6]
     За  анализируемый период значительно улучшилось производство и реализация продукции, так, например, выручка от реализации продукции увеличилась с 2001 по 2003 год с 1590,4 до 16898,8 млн. руб.
     Объединение постоянно проводит работы по дальнейшему  научно-техническому развитию. Выпущена первая партия нового телевизора на моношасси «HORIZONT-4CTV655»; разработаны и переданы на подготовку производства комплекты конструкторской документации на новые телевизоры «Горизонт-54 ДТУ 675», «Горизонт-37 СТV 655 Е» в моноплатном исполнении. Средняя отпускная цена телевизоров — 240 долларов США.
     В ОАО «Горизонт» практически завершена  разработка системы «Качество» на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000; проделана работа по подготовке производства телевизионных приемников к аттестации.
     Поскольку разрыв общесоюзных, зачастую неэффективных, экономических связей и неплатежеспособность новых партнеров ставят перед  предприятием задачи реструктуризации, изыскания мобильных денежных средств, обновления производственных площадей и разработки новых моделей телевизоров, то естественно возникает глобальная проблема обновления его стратегии внешнеэкономической деятельности. В этой связи поставлены следующие задачи:
     — исследование рынков предполагаемых поставок телевизоров;
     — разработка новых моделей продукции;
     — анализ и обработка печати и информации, полученной по прямой и электронной  почте, телефонным звонкам в различные  регионы СНГ от отдела патентно-технической  информации;
     — сбор и анализ данных о предприятиях-изготовителях теле- и радиотехники, а также о новинках теле-, видео- радиотехники в странах СНГ и дальнего зарубежья;
     — исследование социально-экономической  ситуации в различных регионах стран  СНГ, импорта-экспорта телетехники  в РБ;
     — организация и проведение выставок-продаж в РБ и за ее пределам, широкой рекламной компании на телевидении, радиовещании и в прессе;
     — разработка ценовой стратегии, исходя не только из себестоимости и норм прибыли, но и с учетом ситуации на рынке аналогичной продукции.
     Телевидение является одним из самых популярных и массовых средств информации. В мире существует огромное количество фирм, производящих телевизионную технику. Номенклатура изделий настолько широка, что способна удовлетворить требования практически любого потенциального потребителя. Выпускаются телевизоры от простых с минимальным набором пользовательских функций до самых сложных с множеством встроенных устройств и выполняемых функций, включающих также в себя элементы компьютерной техники и с возможностями приема спутниковых программ, телетекста, одновременного воспроизведения нескольких программ, со сложными стереосистемами звукового сопровождения.
     Размеры телевизионного экрана имеют большой  диапазон. За рубежом осуществляется массовый выпуск телевизоров с размерами  экрана 11 см, 16 см, 37 см, 42 см, 51 см, 61 см, 63 см, 70 см, 82 см. Производятся различные и по внешнему оформлению телевизоры от самых дорогих в корпусах из ценных пород дерева до очень дешевых пластмассовых, переносные и стационарные телевизоры.
     За 2002 г. объединение выпустило 246217 телевизоров, прирост по сравнению с 2001 годом составил 104,0 % или 9518 штук, а против 2003 г. этот показатель равен 103,2 % или 7905 штук.
     В производстве телевизоров применяют  кинескопы импортного производства фирм «Thomson», «Samsung», «Philips» и «Panasonic», а также кинескопы литовского производства (табл. 2.2.). 

     Таблица 2.2. Производство телевизоров с применением кинескопов импортного и литовского производства, шт. 

Модель  телевизора по кинескопу 1 квартал  2002 г. 1 квартал  2003 г. Отклонение  от 1 квартала 2002 г. 1 квартал  2003 г. в % по отношению к 1 кварталу 2002 г.
шт. % шт. %
Телевизоры  с кинескопами импортного производства 22091 43,7 53610 83,2 +31519 242,7
Телевизоры  с кинескопами литовского производства 28403 56,3 10849 16,8 -17554 38,2
Итого 50494   64459   +13965 127,7
Съем 107   342      
Итого с учетом съема 50387   64117   +13730 127,2
     Примечание. Источник: [3, с.37, таблица 2]
     В 1 квартале 2002 г. 56,3 % выпущенных телевизоров  были оснащены кинескопами литовского производства, телевизоров с импортными кинескопами — 43,7 %. В 1 квартале 2003 г. наблюдается обратная ситуация: большинство телевизоров произвели с кинескопами импортного производства (83,2 %), остальные телевизоры — с литовскими кинескопами (16,8 %). Предприятие ставит задачу улучшения качества телевизоров, поэтому в большинстве из них применяются кинескопы фирм «Thomson», «Samsung», «Philips», «Panasonic», а использование кинескопов литовского производства постоянно снижается ввиду их более низкого качества.
     Изменения в реализации телевизоров и движении денежных средств за отгруженную  продукцию в 2002 и 2003 г.г. представлены в таб.2.3.
     Таблица 2.3. Реализация телевизоров «Горизонт» 

Показатели 1 квартал 2002 г. 1 квартал 2003 г. Отклонение  от 1 квартала 2002г.
1.  
реализовано со склада ПО «Горизонт», шт. 59595 66290 +6695
2. реализовано со склада РУП «Завод Горизонт», шт.       48172 50897 +2725
       — в т.ч. за пределы  РБ 12803 12490 -313
3. отгружено продукции со склада ПО «Горизонт», млрд.руб. 226,4 543,2 +276,8
4.       поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада ПО «Горизонт», млрд.руб. 237,9 548,1 +310,2
5.       отгружено продукции со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 232,5 446,0 +213,5
6. поступило денежных средств за отгруженную продукцию со склада РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 219,1 486,0 +266,9
7. поступило денег (РУП «Завод Горизонт», млрд.руб. 185,5 420 +234,5
  — в т.ч. из России 22,0 28,0 +6,0
  — по предоплате 14,9 100,0 +85,1
8. поступило по бартеру (УП «Завод Горизонт»), млрд.руб. 33,6 66,0 +32,4
  — в т.ч. из России 8,1 14,0 +5,9
9. Реализовано со склада завода «Альмагор», шт. 5985 6106 +121
10. Отгружено продукции  по заводу «Альмагор», млрд.руб. 20,9 46,2 +25,3
11. Поступило денежных средств за отгруженную продукцию по заводу «Альмагор», млрд.руб. 12,4 16,5 +4,1
12. Реализовано со склада НПК «Сигнал», шт. 5438 9287 +3849
13. Отгружено продукции  по НПК «Сигнал», млрд.руб. 13,0 50,9 +37,9
14. Поступило денежных средств за отгруженную продукцию  по НПК «Сигнал», млрд.руб. 6,4 45,9 +39,5
Примечание. Источник: [12, с.237, таблица 5.6]
     В целом реализации телевизоров «HORIZONT» В 1 квартале 2003 года была успешной. Этот показатель по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 11,2 % по ОАО «Горизонт» и на 5,7 % по РУП «Завод Горизонт». Проанализируем объемы экспорта и импорта по странам и регионам, для этого используя данные табл. 2.4. 

     Таблица 2.4. Объемы экспорта-импорта в 2003 году 

Показатели Объемы, в тыс.дол. США Темп, %
2003 г. 2002 г.
1. Экспорт всего 13316,7 10050,2 132,5
-в  том числе:      
— в  Россию 12804,1 9299,6 137,7
— в  др. страны СНГ 282,6 598,8 47,2
— за пределы СНГ 230,0 151,8 151,5
2. Импорт  всего 25085,4 24809,9 101,1
-в  том числе:      
— из России 2151,8 3567,4 60,3
— из др.стран СНГ 285,8 301,9 94,7
— из-за пределов СНГ 22647,8 20940,6 108,2
     Примечание. (собственная разработка)
     Российская  Федерация — пока основной регион для экспортных поставок телевизор  «Горизонт».
     По  результатам анализа социально-политической обстановки в регионах, опыта работы, можно выделить наиболее приоритетные регионы экспорта продукции ОАО «Горизонт»: г.Москва, г.Санкт-Петербург, Центральный район, Поволжье, Юг России, Урал, Западная Сибирь. Прогнозируемый объем экспорта в эти регионы в предстоящий сезон составляет до 2000 штук ежемесячно. Сотрудничество с предприятиями из Средней Азии и Казахстана сопряжено с большой долей риска по соображениям экономической безопасности. Оплата денежными средствами из этих государств за поставляемую продукцию по ряду причин невозможна. Объем продаж в Молдову снизился из-за введения акцизов, а также последствий кризиса в России. Экспорт на Украинский рынок невозможен из-за высоких ввозных платежей. Экспорт в Западные страны осложнен многими причинами, наиболее существенными из которых являются необходимость сертификации телевизоров и шасси в стране экспорта до начала поставок; обеспечение сопроводительной документации на национальных языках; ужесточение требований к качеству изделий; необходимость дополнительной подготовки производства.
     Сальдо  внешней торговли по предприятию  имеет отрицательное значение за 2003 г. (т.к. 80 % покупных комплектующих  изделий приобретаются по импорту  в дальнем зарубежье) и составляет минус 11768,7 тысяч долларов США. В  разрезе основных регионов сальдо внешней торговли по России имеет положительное значение и составляет 10652,3 тысяч долларов США, в другие страны и за пределы СНГ соответственно минус 3,2 тысяч долларов США и минус 22417,8 тысяч долларов США. 

2.2 Обеспечение стандартами  качества продукции 

     Как было сказано выше, ОАО «Горизонт» является одним из ведущих предприятий промышленности с высоким техническим уровнем производства, специализирующееся на выпуске телевизоров цветного изображения (ТЦИ).
     Сегодня ОАО «Горизонт» производит шестьдесят пять модификаций телевизоров при номенклатуре базовых моделей более пятнадцати.
     Подготовка  производства и освоение новых модельных  рядов осуществлялись с 1996 г. по 2001 г. и стали возможными в результате внедрения сквозной системы автоматизированного проектирования Proingener. Если раньше на подготовку производства уходило 2-3 года, то с помощью Proingener, сократив подготовительный цикл в несколько раз, завод оперативно за 4-6 месяцев обновляет внешний вид серийных изделий. Оценивая дизайн телевизоров “Горизонт”, можно с уверенностью констатировать, что он ни в чем не уступает зарубежным аналогам.
     Специалисты ОАО «Горизонт» придерживаются концепции  концерна “PHILIPS”, которая нынче доминирует в мире телевизионной техники. Самые современные технические решения нашли отражение в различных серийно выпускаемых, а также во вновь осваиваемых моделей телевизоров. НИИ ЦТ входящим в состав объединения, поддерживается постоянная связь с институтом концерна “PHILIPS” по вопросам разработки новых перспективных моделей телевизоров. Сборка и настройка телевизоров также осуществляется на автоматической линии компании “PHILIPS”.
     Руководство и специалисты завода ответственно относятся к поддержанию достигнутого уровня качества, организации системы управления качества. Особое внимание специалисты завода уделяют работам, связанным с сертификацией продукции, совершенствованию системы качества, аттестации производства.
     Поскольку критерий оценки системы качества, состояние производства и его способность обеспечивать стабильный уровень качества регламентируют международные стандарты ИСО серии 9000, то руководством объединения было принято решение о приведении заводской системы управления качеством в соответствие с требованиями ИСО серии 9000.
     Для достижения поставленной цели в объединении была проведена работа по подготовке и проведению сертификации системы качества (СК), разработки, производства и технического обслуживания цветных телевизоров.
     В частности, подготовлена и внедрена нормативная документация СК, включая политику в области качества, руководство по качеству, процедурные документы (методические указания, стандарты предприятия (СТП), рабочие и должностные инструкции; персонал обучен требованиям стандартов ИСО 9001; обучена и аттестована группа специалистов на право проведения внутреннего аудита; разработана, изготовлена и внедрена наглядная агитация по СК; проведены внутренние проверки подразделений ОАО «Горизонт» и НИИ ЦТ по элементам СК, разработаны и выполнены корректирующие мероприятия по несоответствиям, выявленным при внутренних проверках; проведен предварительный аудит СК специалистами ГП ЦЭСМ.
     В результате работы комиссии Госстандарта было вынесено решение, что СК по разработке и производству цветных телевизоров ОАО «Горизонт» в составе ГП НИИ ЦТ и ОАО «Горизонт» соответствует требованиям СТБ ИСО 9001. И Госстандартом Республики Беларусь был выдан сертификат № BY/112 05.0.0.0031 от 18.11.99г.
     Все работы по подготовке и сертификации СК проводились под методическим руководством службы главного контролера.
     Однако  работа по сертификации на соответствие выпускаемой продукции требованиям  европейских международных стандартов на этом не прекратилась. И уже 4 февраля 2001 года ОАО «Горизонт» становится первым предприятием в СНГ, которое получает сертификат независимой сертификационной группы “NEMKO” (г.Осло, Норвегия), удостоверяющий, что телевизоры “Горизонт” соответствуют европейским стандартам по электромагнитной совместимости, электро- и пожарной безопасности.
     Важность  проведенных работ очевидна, поскольку получение сертификата соответствия международных институтов решает все проблемы по выходу телевизоров на западно-европейский рынок.
     А признанием продукции, выпускаемой  ОАО «Горизонт», на отечественном белорусском рынке является то, что по результатам конкурса, проведенного под эгидой Белорусского общества защиты прав потребителя и Белорусской экологической партией зеленых, телевизор “Горизонт 54CTV670Ti-5” назван лучшей продукцией 2000 года, а читатели газеты “Частная собственность” считают минские телевизоры “Маркой года – 2000”.
     Поскольку СК по разработке и производству цветных  телевизоров ОАО «Горизонт» соответствует  требованиям СТБ ИСО 9001 только в  составе ГП НИИ ЦТ и ОАО «Горизонт», то в дальнейшем под ней будет подразумеваться СК ОАО «Горизонт» по разработке и производству ТЦИ.
     Система качества ОАО «Горизонт» основывается на бывшей системе КС УКП, которая в свою очередь базируется на стандартах предприятия. Система включает основополагающие стандарты предприятия, а также охватывает все стадии жизненного цикла продукции. 

2.3 Система менеджмента  качества ОАО «Горизонт» 

     Основополагающие  стандарты системы обеспечения  качества устанавливают основные положения по организации разработки отдельных элементов системы качества, взаимодействии подразделений предприятия по вопросам обеспечения качества, показатели для оценки работы подразделений, а также порядок и величину снижения установленных показателей качества труда.
     Кроме того в них определяется порядок  разработки и организация контроля за выполнением мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции, а также порядок проведения заводских “Дней оценки качества” (ДОК) и заседаний постоянно действующей комиссии по качеству (ПДКК).
     Целью создания и функционирования системы качества на предприятии являются:
     удовлетворения  потребителя в продукции и  услугах высокого качества;
     выполнение  требований стандартов и нормативной  документации (НД);
     получение прибыли;
     соответствие  продукции последним достижениям  науки и техники;
     удовлетворенность и увлеченность сотрудников предприятия результатами деятельности по качеству.
     Качество  работы подразделений предприятия, его продукции и услуг определяют постоянным выполнением указанных  предпосылок на каждом этапе создания продукции и услуг.
     Качество  является основной составной частью стратегии объединения. Руководство объединения, предприятий и подразделений несет ответственность за качество продукции и определяет политику в области качества. Оно обеспечивает понимание, соблюдение и осуществление этой политики на всех уровнях.
     Главная цель деятельности объединения в  области качества состоит в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции и максимальном удовлетворение требований потребителя.
     Из  всех задач, стоящих перед объединением, важнейшими являются:
     своевременное удовлетворение потребителя в продукции  и услугах высокого качества;
     обеспечение работников объединения рабочими местами  и социальными благами;
     достижение  и поддержание качества продукции  на уровне, постоянно отвечающем установленным или предполагаемым требованиям потребителя;
     обеспечение у потребителя уверенности в  том, что поставляемая продукция  обладает заданным качеством;
     рост  прибыли за счет снижения затрат, связанных  с обеспечением стабильности качества продукции.
     Основными направлениями деятельности объединения  являются:
     стремление  к лидирующему положению в  РБ и странах СНГ по техническому уровню и качеству выпускаемой продукции;
     достижение  и поддержание технического уровня и качества выпускаемой продукции на уровне ведущих зарубежных фирм;
     обеспечение соответствия качественных показателей  продукции требованиям государственных  и международных стандартов;
     обеспечение стабильности производства продукции;
     освоение  зарубежных рынков сбыта.
     Политика  в области качества доводится до всех работников объединения путем ознакомления при приеме на работу с отметкой в учетной карточке. Руководители же подразделений доводят политику в области качества до каждого сотрудника, которые результатами своей работы обеспечивают ее поддержку. Реализация политики в области качества рассматривается ежемесячно на ДОК предприятия и подразделений.
     В работе по обеспечению качества и  надежности участвуют все структурные  подразделения предприятия. Все  работы, выполняемые подразделениями, рассматриваются с учетом обеспечения высокого качества и надежности.
     Ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала руководящего, исполняющего и контролирующего все виды деятельности, влияющие на качество согласно МУ ИМСК.9001.01.01 “Методические указания по менеджменту качества (МУ по МК). Ответственность руководства” оформляется в виде матрицы ответственности.
     Организационным принципом, положенным в основу работ  по обеспечению и управлению качеством, является принцип функциональной подчиненности, при котором каждое подразделение выполняет свою функцию и несет свою долю ответственности в обеспечении и управлении качеством. Ответственность за организацию работ по управлению и обеспечению качеством продукции в структурном подразделении несет руководитель подразделения совместно с уполномоченным по системе качества.
     Методическое  руководство, координацию и контроль за выполнением работ по управлению качеством осуществляет заместитель генерального директора (ЗГД) по качеству. Организация и задачи службы главного контролера (СГК) регламентированы “Положением о СГК”. Основными задачами данной службы являются:
     контроль  функционирования СК;
     проверка  соблюдения требований по определению  ответственности, полномочий и взаимоотношений персонала: руководящего и контролирующего производственную деятельность, влияющую на качество;
     контроль  регистрации соответствующих мероприятий  по качеству;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.