Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Образование в современных условиях

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
     Психологию  интересуют проблемы влияния образования  на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает  человека в качестве субъекта учебной  деятельности в рамках образования  как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация  образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и  саморазвитию человека, его нормальному  социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек  включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции  в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные  роли в обществе.
     Образование выступает историко-культурным феноменом  менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки  для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом  знаний, умений, культурного наследия всех поколений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Образование в современных  условиях как механизм развития личности. Основные функции  образования (воспроизводство  и развитие) и соответствующие  им модели образования. Мировые образовательные  тенденции.
     Необходимо  говорить о смене парадигмы «образование=обучение»  парадигмой «образование=становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его  самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование  должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации  в целом, во всех смыслах. Поскольку  мы говорим о том, что образование  должно перестать быть трансляцией  культуры и призвано скорее научить  человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании  совершенно иной статус и значение должна обрести философия. Именно философия  как то, что работает над культурными  смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным  рефлексивным инструментом в этой образовательной  деятельности субъекта. Служение Духу и подлинной духовности не как  религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот  задачи, действительно достойные  образования! Именно образованный человек  может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное  образование необходимо рассматривать  как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и  для отдельной личности, и для  любого государства.[1, c132]
     Основные  функции образования:
     1. Оптимальный и интенсивный способ  вхождения человека в мир 
культуры.
     2. Среда общения.
     3.Средства  развития и становления человека  как личности и 
профессионала.
     4. Способ социализации личности, процесс  ее самоутверждения.
     5. Средство обеспечения преемственности  поколений.
     6. Фактор социального прогресса.
     7. Ускоритель культурных перемен  и преобразований.
     В целом все эти функции можно  свести к двум: воспроизводства (культуры,   опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).
     Первая  функция осуществляется посредством  теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной  или деятельностной).
     История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет  свои положительные тенденции и  сыграла определенную роль. Кратко перечислим основные.
      Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин. При этом, учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.
     2  Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.
      Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.
      Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.
      Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогало ему обнаруживать то, что в нем уже заложено природой.
     6 Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др. К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели:
     Американская  модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магистратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания образования.
     Французская модель: единый колледж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.
     Немецкая  модель: общая школа — реальное училище, гимназия, основная школа — институт — университет — аспирантура.
     Английская  модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет — магистратура — аспирантура.
     Для западно-европейских моделей характерен значительный удельный вес учебных  заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. В то же время существуют и школы, дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.
     Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса, обеспечивается союз иероглифов с электроникой.
     Российская  модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.
     В исследовании проблем образования  важно также учитывать его  основные парадигмы. Это понятие  введено в науку Т.Куном. В отношении  образования оно интерпретируется следующим образом.
     Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный  процесс, идеалов и ценностей  образованности, способов организации  образования.
     В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования  складывались и разрабатывались  на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяют следующие парадигмы:
     1) знаниевая и культурологическая;
     2) технократическая и гуманистическая;
     3) социетарная и человекоориентированная;
     4) педоцентрическая и детоцентрическая.
     Каждая  парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости  от доминирования определенного  элемента в системе основных параметров образования как социального  феномена.
     Основным  элементом знаниевой парадигмы  является система «готовых», «завершенных»  знаний, умений и навыков, которая  транслируется учащимся, при этом сам ученик – лишь пассивный объект в учебно-познавательной деятельности.
     Культурологическая  парадигма ориентирует образовательный  процесс на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.
     Сущность  технократической парадигмы образования  – в организации обучения и  воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение или четко  фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом формируется  мировоззрение, при котором наблюдается преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
     Для гуманистической парадигмы человек  является высшей ценностью; она ориентирована  на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все во имя  человека».
     Педоцентрическая  парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы  развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.
     Детоцентрическая  парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально- личностных особенностей. и интересов.
     В основе ситуационной парадигмы лежат  принципы государственного управления обществом.
     В рамках же человекоориентированной  парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе обучения и воспитания учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности  как ребенка и его родителей, так и педагога.
     Основными положениями новой образовательной  парадигмы могут выступать:
     - ориентация учебных планов и  программ, содержания обучения на  формирование современной функциональной  грамотности. Развитие умений  к поиску новых знаний, их критическому  анализу и интеграции;
     - изменение роли педагога в  образовательном процессе (от транслятора  знаний, умений, навыков к посреднику  между учеником (студентом ) и  учебным предметом как элементом  культуры, консультанту, помощнику  в самостоятельном, активном освоении  нового содержания образования);
     - ориентация образования на развитие  у обучающихся мыследеятельностных  (аналитических, рефлексивных, самоопределектических  и др.) способностей, составляющих  основу теоретического мышления;
     - установка на детоцентризм как  направленность педагогического  процесса, на утверждение в обществе  идеологии самобытности и самооценки  детства (ребенок- ключ к познанию  человека, отношение к ребенку  в социуме- как показатель культуры  общества).[5, c 57-61]
     Образование — ключевая сфера жизни общества, важнейший источник и ресурс его устойчивого поступательного развития. Именно качеством образования определяется уровень науки и культуры, интеллекта и духовности науки, состояние экономики и гражданского общества. А они, в свою очередь, обеспечивают мощь, суверенитет и независимость стран, их место и роль в мировом сообществе.
     В мире изменяется отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий  фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания — в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
     В середине 60-х гг. XX в. передовые страны пришли к заключению о том, что научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности. Например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния людей; глобальный характер НТП привел к экологическому кризису; безжалостное отношение к растительному и животному миру превращает человека в жестокое бездуховное существо. В последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технического могущества при понимании того, что в большей степени оно зависит от уровня культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, имеет.
     Мировые образовательные тенденции, изменения  в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими  в социально-политической и экономической  жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся проанализировать основные тенденции мировых образовательных систем.
       Сегодня в качестве источника  прибыли все чаще выступают  знания, инновации и способы их  практического применения. Знание  начинает занимать ключевые позиции  в экономическом развитии, радикально  изменяет место образования в структуре общественной жизни.
     Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.
     Становление образования как  важнейшего фактора  преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в передовых государствах мира, грозит обострить до предела проблему преодоления технологической отсталости в развитии многих стран. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия.
     От  решения проблем образования, которые  в развивающихся странах еще  более усугубились в последние  десятилетия в связи с бурным ростом информационных технологий, зависят  сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решение глобальной проблемы преодоления отсталости в  мире.
     Трансформация понятия образования. В современном мире образование все в большей степени перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
     Функции образования выполняют не только школы и вузы, но и различные  социальные институты, предприятия.
     Неформальное  образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия, которые  не в состоянии удовлетворить  формальное образование. Его индивидуализированный  характер позволяет учитывать возможности  конкретного человека и способствовать его саморегуляции и развитию.
       Последние десятилетия характеризуются ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".
     Развитие  концепции непрерывного образования  рассматривается сегодня как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.
     Важной  чертой развития образования является его глобальность. Она отражает наличие интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
     Мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается международное образовательное пространство. В качестве примера можно привести Болонскую декларацию, принятую министрами образования двадцати девяти стран Европы 19 июня 1999 г., по которой к 2010 г. предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности.
     Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня.
     Типы  регионов выделяются по признаку взаимного  сближения и взаимодействия образовательных систем.
     Первый  тип составляют регионы, которые являются генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером может служить Западная Европа, для которой идея единства стала стержнем образовательных реформ 1990-х гг. во всех западно-европейских странах.
     К данному типу можно также отнести  США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются  в иной ситуации. Для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия) характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.
     Ко  второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь, это страны Латинской Америки.
     К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов. В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов.
     К концу XX в. выделились регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушилась последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР.
     Системы образования практически всех развитых государств мира (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция и др.) подверглись интенсивному реформированию. Несмотря на свою специфику  реформ в каждой стране, проявились и общие тенденции в развитии и совершенствовании образовательных  систем.
     Наиболее  существенными из них стали:
    повышение роли образования в жизни общества, превращение его в реальную производительную и социально-культурную силу;
    формирование целостной и гибкой системы обучения и воспитания, сочетание традиционного и альтернативного образования, государственного, общественного и частного;
    модернизация учебно-материальной базы, обновление содержания образования, использование последних достижений научно-технического прогресса в педагогическом процессе;
    массовая профессионализация обучающихся, поддержка одаренных детей;
    демократизация и гуманизация организации и управления образования, гуманитаризация всех  учебных дисциплин, развитие широкой и всесторонне культурной подготовки молодежи;
    активизация работы учебных заведений в качестве социокультурных центров;
    повышение фундаментальности и логизации содержания образования, становление современного педагогического мышления.
     Наиболее  близким по темпам преобразований в  Беларуси является опыт реформирования средней и высшей школы в восточно-европейских  странах, которые уже много лет  развиваются в условиях перехода к рыночной экономике, налаживают формы  сотрудничества в рамках «общеевропейского дома», интегрируют смешанную многоукладную экономику с индустриально развитыми государствами, мировым рынком.
     Концепции общего образования стран Восточной  Европы базируются на том, что гуманистически ориентированное учение обеспечивает единство отношений, убеждений, знаний, то есть способно развивать интеллектуальный потенциал, нравственную сферу, воображение  и творчество личности.
     Реформирование  образовательных структур в странах  восточно-европейского региона проявляется  в изменении сроков обязательного  обучения, продолжительности обучения в полной средней общеобразовательной  школе, организации новых типов  учебных заведений, ликвидации монополии  государства на образование и  воспитание молодежи, деполитизации  и деидеологизации содержания образования, усиление общечеловеческих ценностей  в содержании образования, отрицание  командно-административного принципа в управлении образованием, в дифференциации и свободе выбора форм и уровней  образования.
     Активно разрабатывают проблемы образования  в странах Прибалтики, в Украине, в Российской Федерации. Реформы  учитывают новые политические и  социально-экономические реалии, упорядочивают  структуру и совершенствуют содержание образования, его научно-методическое, информационное и техническое обеспечение. 
 
 

     2. Понятие о системе образования. Структура системы образования в Республике Беларусь. Направление реформирования системы высшего образования Республики Беларусь. 

     Национальная  система образования включает:
     участников  образовательного процесса;
     образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
     учреждения  образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование систем образования;
     государственные органы управления, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных  исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровня управления).
     Основное  образование в республике имеет  следующие уровни: дошкольное, общее  базовое,  общее среднее,  профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское.
     Специальное образование (для учащихся, имеющих  психофизические особенности) может  осуществляться на всех уровнях основного  образования.
     Дополнительное  образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного  образования, углубления профессиональной компетентности, а также на решение  задач кадрового обеспечения  всех сфер социально-экономической  деятельности.
     Дополнительное  образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:
     внешкольное обучение и воспитание;
     повышение квалификации и переподготовку кадров;
     В системе образования функционируют  учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение  гражданами основного и (или) дополнительного  образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования систем образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).
     К учреждениям образования относятся:
     дошкольные  учреждения (сад, ясли);
     учреждения, обеспечивающие получения начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и  послевузовского образования, повышение  квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями  психофизического развития (учебные  заведения – школы различных  типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);
     учреждения  внешкольного обучения и воспитания;
     социально-педагогические учреждения;
     специальные учебно-воспитательные учреждения;
     научно-исследовательские  учреждения, занимающиеся изучением  проблем обучения и воспитания, управлением  образовательными системами и их проектированием; разработкой и  внедрением инновационных педагогических технологий.[4, c 123-124]        
 Развитие  и совершенствование образования  особо значимо для Беларуси. Этому  способствует великая национальная  образовательная традиция – создание  на белорусской земле ещё в  период введения христианства  целостной сети учебных заведений  при церквях и монастырях.
     Она существенно расширилась, соединила  латинские и византийские начала и была одной из лучших в Европе в средние века, когда Беларусь стала ареной конфессионального  соперничества. Создавались самые  разнообразные учебные заведения: школы, училища, коллегиумы, университеты, академии. Конкуренция православия, католицизма, протестантизма шла прежде всего через школу, что служило  как проявлению её разнообразных  типов и использованию в них  передовых для своего времени  педагогических идей, так и пониманию  белорусами первичности образования  в системе всех других ценностей. Кроме того, большинство выдающихся белорусских мыслителей были педагогами, сочетали поиск научных знаний с просветительской деятельностью: Евфросинья Полоцкая, Кирилла Туровский, Микола Гусовский, Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Сымон Будный и многие другие.
     С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие польской культуры и образования. Полонизация препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала приобщению населения к европейской цивилизации.
     В конце XVIII в. белорусские земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала в основном достижения русской культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.