На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая власть. Сущность, классификация, развитие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 
 

По дисциплине «Исследование социально-экономических  и политических процессов»
На тему:
«Политическая власть. Сущность, классификация, развитие» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010
Содержание 

Введение  3
    Сущность и классификация форм власти  5
      Понятие власти  5
      Виды и формы власти  9
    Характеристика и анализ основных теорий власти и влияния  16
      Основные черты власти, основанной на принуждении
      и на вознаграждении  16
      Особенности законной, эталонной и экспертной власти  19
      Сравнительная эффективность различных форм влияния  23
    Исследование образа экономической власти в России  25
      Экономическая власть. Источники экономической власти  25
      Образ экономической власти в сознании современных
      менеджеров   28
Заключение  31
Список  литературы  33
 


ВВЕДЕНИЕ 

    Теория власти во все времена интересовала философов, правоведов, мыслителей, исследователей от Древнего Египта, Индии, Китая, Рима, Греции, других государств и до наших дней. В их числе Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, К. Маркс, Ф. Ницше, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Н. А. Бердяев, М. Вебер, М. Ганди, Б. Рассел, Дж. Гэлбрейт, многие другие ученые древности, средневековья, нового и новейшего времени. На рубеже XXI века теоретически и организационно формировалась новая самостоятельная фундаментальная область науки о власти – кратология.
    Современная теория власти оперирует более чем  пятью тысячами терминов и понятий, ярко рисующих многоликий мир власти, – от известных еще в древности  власти отца, семьи, племени, рода, общества, государства, церкви и до современных типов, видов и форм власти: государственной, монархической, республиканской, экономической, духовной, светской, федеральной, законодательной, исполнительной, судебной, контрольной, информационной, региональной, местной, военной, авторитарной, тоталитарной, корпоративной и т. д.
    Весьма  обоснована связь теории власти с  целым комплексом современных наук – философией власти, социологией  власти, историей власти, экономикой власти, психологией власти, этикой власти, логикой власти, анатомией власти, физикой власти и т. д.
    Цель  реферата – провести сравнительный  анализ теорий власти, дать характеристику основных теорий власти.
    Объект  исследования – теории власти, разработанные  учеными-экономис-тами, психологами, социологами, философами.
    Предмет исследования – образ экономической  власти России в сознании студентов  факультета экономики и менеджмента.
    Гипотеза  исследования – из всего многообразия видов и форм власти теория экономической  власти является одной из самых неразработанных, слабо представляемой в сознании молодого поколения менеджеров.
    Исходя  из гипотезы и цели исследования, были поставлены следующие задачи исследования:
      изучить понятие власти в многообразии современной научной литературы;
      провести и подобрать из имеющихся источников приемлемую для исследования классификацию форм и видов власти;
      рассмотреть характеристику основных теорий власти и влияния;
      определить основные черты власти, основанной на принуждении и на вознаграждении;
      выделить особенности экспертной, эталонной и законной власти;
      проанализировать сравнительную эффективность различных форм влияния;
      исследовать понимание образа экономической власти в сознании будущих менеджеров.
    Поставленные  задачи решались следующими методами: теоретический анализ философской, психологической, политической, управленческой, социологической научной и учебно-методической литературы (контент-анализ), социологический опрос на основе анкетирования (проективный тест), метод экспертной оценки.
    Работа  состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два-три параграфа, заключения, списка использованной литературы.
 

1. Сущность и классификация  форм власти 

        Понятие власти
 
     Власть  это крупнейший, многогранный, определяющий, но и сложный, противоречивый социальный феномен, являющийся миру, человеку во всех своих многочисленных формах, видах, аспектах, ипостасях, со всеми своими контрастами, тайнами, драмами, загадками и последствиями.
     Власть (Power) – возможность воздействовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.1 Власть – одна из основных функций социальной организации общества, авторитетная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями людей, согласовывать противоречивые индивидуальные и групповые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.2
     С философских позиций власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства  и т.д.) осуществлять свою волю, оказывать  определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение. Философский подход включает в себя следующие положения:
    власть – категория общественная, это волевое отношение между   людьми;
    истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;
    политическая власть является особой разновидностью власти, одним из ее наиболее важных элементов;
    сущность политической власти образует господствующая воля того или иного класса или социальной группы;
    ядром политической власти служит власть государственная, определенным образом организованная и закрепленная в правовых и иных социальных нормах.
     Цель  власти состоит в том, чтобы посредством  прямого или косвенного воздействия, объединения или разъединения людей: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности общественного целого, его совершенствованию и прогрессу.
     Средством власти выступает весь арсенал тактики  – от администрирования, устрашения до применения силы для подавления возможного противостояния субъекта власти и его объекта – народа. Субъект власти заинтересован в наращивании и продлении господства, в то время как объект  власти жаждет увеличения свободы, стремится к независимости, достоинству и достатку.
     В философской, психологической, социологической  и политологической литературе проводится структурный анализ категории «власть», выявляющий следующие аспекты:
      социальный аспект. Власть есть силовое отношение, выражающее реальное доминирование. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении объектов власти создает определенную систему ущемлений;
      психологический аспект. Власть есть отношение лидерства, оно устанавливается в межличностном взаимоотношении и взаимодействии, при котором обосабливаются ведущая и ведомая стороны, субъект и объект власти;
      гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ проявления и реализации знаний. Основой власти служат знание и воля. В знании проявляется сознательный расчет действий и всех возможных последствий в заданных обстоятельствах. В воле оформляется жесткая подчиненность действий целям, целеустремленность и настойчивость. Знание и воля являются непременными атрибутами власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью и обоснованностью, а воля обеспечивает необходимую для достижения поставленных целей активность;
      организационный аспект. Власть есть ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, уровня организации, организованности и регламентации жизни по всем параметрам. Порядок сковывает творчество и инициативу людей. Инициатива, не утвержденная властью, ищет собственные обходные пути, не получая на это санкции власти;
      политический аспект. Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения вещей или его изменение.
     Формулируя  критерии власти и раскрывая ее многозначность, В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических  признака власти:
      способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и/или чем-либо;
      оказание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения;
      политическое господство над людьми, их общностями, организациями; над странами и группировками; создание системы государственных органов;
      лица, органы, облеченные соответствующими государственными и административными полномочиями или обладающими разного рода влиянием, полномочиями по обычаю и/или присвоившие их себе.
     Человеческому обществу для нормальной организации  совместной цивилизованной жизни людей  власть необходима. С ней надо уметь  обращаться, ее надо знать, понимать и  совершенствовать. А самой власти и властителям надлежит быть цивилизованными, компетентными, демократичными, гуманными, справедливыми. В идеале власть так должна упорядочить общественную жизнь, так умело дирижировать ею и так поставить себя, чтобы людям действительно она могла бы показаться излишней, ненужной, такой, без которой можно было бы легко обойтись. 
     В современной западной политической философии анализ категорий власти ведется по четырем направлениям. Власть изучается как:
     1) характеристика индивида. Рассмотрение  власти в качестве персонального  атрибута интерпретируется как  взаимодействие индивида с окружением, причем ключевым моментом выступает мотивация власти. Мотив власти понимается как предрасположенность к достижению определенного рода целей;
     2) межперсональная конструкция. Понимание  власти как межперсональной конструкции  делает власть атрибутом социальных отношений и определяет ее как межличностную ситуацию;
     3) ресурс. Власть как ресурс опирается  на понятие «стоимость». Исследователи,  разрабатывающие это направление,  отмечают, что важно не только  обладание ресурсами, но и их  ценность для носителя власти. Они проводят различие между ценой и силой власти. Под ценой власти подразумевается стоимость той части принадлежащих субъекту ресурсов, которые нужны ему для влияния на поведение объекта;
     4) философская категория. Рассмотрение власти с философской точки зрения наиболее дифференцированно: обсуждаются моральность и аморальность власти, ее ценность и ценности обладания властью, соотношение между властью и ответственностью, влияние социальных норм, границы и допустимые нормы применения власти, соответствие власти принятым в обществе социальным нормам, традициям, нравам.
     Понимание власти как философской категории  объединяет в себе все теории власти. Таким образом, получается системное  описание теорий, рассматривающих феномен  власти (рис. 1).
Власть  как причинная
конструкция
  Власть как обладание
информацией
  ВЛАСТЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ
КАТЕГОРИЯ
 
Власть  как характеристика
индивида
  Власть как межперсональная
конструкция
 
  Рис. 1. Системное описание теорий власти, рассматриваемых в западной политической философии 

    На  данный момент в мире существует более 150 различных понятий власти.  

      Виды  и формы власти.
 
     Изучение  проблемы классификации видов и  форм власти невозможно без применения определенных критериев и системного метода описания. Власть пронизывает все общество, все формы взаимоотношений, она может проявляться как в явной, так и в неявной форме, иметь опосредованные и непосредственные формы.
     Один  из самых полных списков различных  форм и признаков власти представлен  в книге «Философия власти» (Гаджиев К.С., Ильин В.В., Панарин А.С., Рябов А.В., 1993). Изложение этой главы будет основываться на формах власти, рассмотренных и описанных в названной работе.
     Как указывают авторы книги, система  власти глубоко эшелонирована, слагается  из сети политических, военных, экономических, дипломатических, бюрократических, правовых институтов, придающих организованность общественным связям и определяющим пространство власти. Власть может принимать как жестко централизованные формы, так и такие, при которых сферы приложения ее действий четко обозначены. Основаниями для типологии авторы считают интенсивность властных потоков, степень влияния властных структур на элементы социума. Опираясь на конкретные признаки власти, можно выделить следующие ее формы:
      по признаку лимитированности: «безграничная – ограниченная». Безграничная власть вбирает в себя многочисленные модификации политико-государственного абсолютизма. Характерные предпосылки абсолютизма – слияние законодательной и исполнительной структур, организующих и контролирующих организаций, узурпация власти одним лицом или группой лиц, безнаказанное ущемление прав и свобод.
      по признаку наследуемости: «династическая – выборная». Наследуемая власть связывает судьбы страны и народа со щедростью природы, наделяющей или нет детей правителей необходимыми данными для управления государством.
      по признаку элитности: «персонифицируемая-неперсонифици-руемая». В первой части дихотомии формы власти, определяемые личными качествами правителей. Сюда относится аристократия, олигархия, мериократия, технократия, плутократия. Второй полюс – типы власти, которые строятся на принципах отвлечения от персональных достоинств самих властителей, когда носители власти не идентифицируются, не фокусируются, размываются.
      по признаку парциальности: «лицензируемая – нелицензируемая». Первый полюс характеризует системы власти, вводящие ограничения на допуск граждан к властным структурам по различным признакам.
      по признаку корпоративности: «кастовая – некастовая». В данное измерение входит понятие о наличии неких сплоченных замкнутых политических группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели. Главное для корпоративизма – наделение функциональными признаками не индивидов, которые лишаются самоценности, а социальных групп.
      по признаку моральности: «агиократия – порнократия». Авторы отмечают, что вечные связи и вековые святыни как базис власти – идеал, и в лучшем случае – дело отдаленного будущего. Противостоящая агиократии порнократия как цельное, состоявшееся явление, также в истории не дана.
      по признаку правозаконности: «правовая – неправовая». Правовая власть руководствуется законами, неправовая – авторитарными, волевыми решениями. Правовая власть подразумевает связанность власти правом – принцип законной власти и власти законов. Неправовая власть идет на упразднение законов.
      по признаку конструктивного согласия: «консенсуальная – неконсенсуальная». Консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласия всех заинтересованных лиц, т.е. общего мнения.
      по признаку сменяемости: «ротируемая – фоссилизируемая». Ограничению произвола в характере власти способствует ротация, сменяемость – формальный временной предел на осуществление властных функций. Основным положением, определяющим эту форму власти, становится защищенность человека – человек и его свобода есть то, на что власть не имеет права посягать. Для обеспечения защиты встает вопрос о ротации персонального состава властных структур, к которым относятся регламент выборности, сменяемости, подотчетности, подконтрольности и т.д. властных органов.
      по признаку концентрируемости: «интегральная (центр) – интеркурсивная (дифференцируемая)». Как отмечают авторы работы «Философия власти», в настоящее время в политике выделяют три типа централизованной власти: царство – династический абсолютизм; деспотию – личностный или групповой авторитаризм; этатизм – авторитарный государственно-бюрокра-тический абсолютизм. Отличительная особенность централизованной власти – жесткий контроль над всей социальной сферой: контроль и регламентация общественных отношений.
      по признаку насильственности: «легитимная – нелигитимная». Легитимная – законная власть, имеющая конституционные полномочия, власть, полученная в результате использования принятых в обществе законов, норм и процедур. Нелигитимная власть – власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, агрессии;
      по признаку коллективности: «единоличная – коллегиальная». Единоличная – царство, монархия, империя, террористические режимы типа хунт, диктатур, тираний. Единоличная власть опирается на обычаи, традиции, законодательство (конституционная монархия), либо на откровенное попрание законодательства.
      по признаку обладания имуществом: «плутократическая – неплутократическая». Классическим вариантом власти плутократии являются власть легальных толстосумов и теневиков, оказывающих воздействие на представителей официальной власти через систему лоббизма и отстаивания взглядов и интересов отдельных групп.
      по признаку планомерной регулируемости жизни: «ордократическая – неордократическая». Ордократия в политическом смысле ведет к казарменной заорганизованности, вытравливанию из любого рода деятельности свободного выбора и инициативы. Сюда же относится и отказ от плюрализма, отказ от разнообразия методов и форм политической жизни, что в итоге приводит к репрессиям по отношению к политическим оппонентам и любым инакомыслящим.
      по признаку народовластия: «демократическая – недемократическая». Демократия понимается как воплощенное народовластие. Но это определение является очень формальным, так как с содержательной точки зрения возможность воплощения народовластия в первую очередь зависит от гарантий в виде правовых норм и традиций общества.
      по признаку политического господства военных: «милитакратическая – немилитакратическая». Прямые формы милитакратической власти достаточно редки. Привлечение вооруженных сил к правлению государством требует исключительных обстоятельств, к которым относятся случаи социального сверхцентрализма, определяющиеся логикой управления в военное время, в чрезвычайных условиях (катастрофы, кризисы, угроза национальной безопасности и т.д.), в периоды захвата власти, при которых вводится администрирующая, командно-директивная система правления.
      по признаку единодержавности: «тираническая – нетираническая». Тирания – самочинное, единоличное всевластие. Тирания существует, как правило, на замкнутых, обособленных социальных организациях типа полиса, города-государства, автономии, где технически несложно введение прямого подавления свободы, воли, инициативы для достижения любых поставленных целей любыми возможными средствами.
      по признаку самодержавности: «деспотическая – недеспотическая». Самодержавие – неограниченное владение, пользование и распоряжение властью, опирающееся на самовластие.
      по признаку «темноты массы»: «охлократическая – неохлократическая». Охлократия – властвование толпы, черни, сброда в формах анархии, бунта, погрома и т.д. Существуют количественные и качественные признаки охлократии – массовость, стихийность, интенсивность, катастрофичность. В общественном смысле охлократия – грозная, неуправляемая форма.
      по признаку активного участия государства в общественной жизни: «этакратическая – неэтакратическая». Государство как форма организации само по себе ничего порочного не содержит. Государственное регулирование в виде централизованного, но не бюрократического вмешательства в деятельность общества необходимо.
      по признаку «засилья  чиновничества»: «бюрократическая – небюрократическая». Без аппарата – чиновников и бюрократов, сосредоточивающих в своих руках обслуживание и распоряжение механизмами власти, существовать власть нельзя.
      по признаку распространения властного контроля на все сферы общественной жизни: «тоталитарная – нетоталитарная». Тоталитаризм употребляется для обозначения такого политического режима, в котором государственная власть, сосредоточиваясь в руках узкой группы лиц, на основе свертывания демократии, ликвидации конституционных гарантий, посредством насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население и духовного порабощения людей полностью поглощает все формы и сферы самопроявления и самореализации человека.
     Предложенные  формы власти являются размытыми, взаимопересекающимися  и взаимодополняющими друг друга.
     Необходимо  рассмотреть различные формы  власти с точки зрения психологов. Психологи рассматривают власть в четырех основных формах – власть над собой, власть над обстоятельствами, власть над людьми и власть над природой.
     Власть  над собой определяется образом  жизни, возможностью человека ставить  конкретные цели, умением заставить себя целенаправленно двигаться к намеченным целям, преодолевая собственные природные ограничения. Е.П.Ильин определяет власть над собой как самообладание.
     Власть  над обстоятельствами проявляется  в жизненной позиции и характеризуется как возможность преодолевать препоны и препятствия, стоящие на пути к достижению цели, умение использовать различные обстоятельства для собственной пользы. Эта категория соответствует определению свободы у С.Л.Рубинштейна, по которому свобода есть выход за пределы заданной ситуации (Рубинштейн С.Л., 2007).
     Власть  над людьми – наиболее распространенный аспект в рассмотрении власти, к  которому часто сводятся исследования власти. Власть над людьми определяет мировоззрение и составляет лишь один из аспектов в системе властных отношений.
     Власть  над природой устанавливается знанием  и пониманием законов природы, законов  функционирования власти, социума, общества, умением их использовать и применять.
     В настоящее время предложена классификация  носителей власти, каждый из которых объединяется по особым психологическим признакам, имеет свои цели и задачи, методы и способы функционирования, принятые в политической психологии. Выделяется восемь типов носителей власти:
    Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными.
    Наукократия – власть знающих над незнающими.
    Технократия – власть умеющих над неумеющими.
    Демократия – власть большинства над меньшинством.
    Автократия – власть сильных над слабыми.
    Плутократия – власть имеющих над неимеющими.
    Партократия – власть организованных над неорганизованными.
    Райтократия – власть пишущих над читающими.
     В настоящее время общество перешло  из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой  находится человек, является на 100% искусственной. Люди знают и понимают только то, что было заранее подготовлено и предъявлено им райтократами. Это же положение относится и к политическим лидерам. Они также находятся во власти райтократов, используя ту информацию и те сведения, которые подготовили для них райтократы.
     Сосуществование различных носителей власти между  собой представляет сложнейшее психолого-политическое явление. Сосуществуя, носители власти вступают в различные отношения, простирающиеся от попыток взаимного  уничтожения до слияния. Восемь сосуществующих носителей власти находятся в постоянном движении относительно друг друга, используя для этого пять возможных видов отношений – гегемонизм, вотум, блок, консенсус и оппозицию.
 

   
2. Характеристика и  анализ основных  теорий власти  и влияния 

2.1. Основные черты власти, основанной на принуждении
и на вознаграждении 

     Власть  посредством принуждения, влияние  через страх – так представляют себе власть люди критикующие ее. Страх, как правило, создает образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была бы единственным механизмом страха, то власть, основанная на принуждении, навсегда бы исчезла. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является его целью. Когда у человека от страха замирает сердце, это происходит потому, что он видит что- либо, угрожающее его фундаментальным потребностям.
     Методика  принуждения, как правило, сопутствует  власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно, и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Яркий пример «что-то» – своя собственная жизнь или свобода любимого человека. Но также есть много менее экстремальных примеров. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди – сознательно или бессознательно – разрешают на себя влиять.
     У власти, основанной на принуждении, есть много отрицательных моментов. Даже если представляется возможность создать эффективную систему контроля при умеренных затратах, лучшее, чего можно добиться посредством страха – минимально адекватная производительность труда. Исследования показывают, что организации, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего, характеризуются менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.
     Хотя  принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты – скованность, страх, месть и отчуждение. Это, в свою очередь, может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. Надо заметить, что в течение длительного промежутка времени власть, основанная на страхе, теряет свою эффективность.  Это происходит по трем основным причинам. Во-первых, снижается чувство страха за счет эффекта привыкания, и как следствие ослабление власти руководителя над персоналом. Во-вторых, появляются все более частые случаи группового сопротивления со стороны персонала действиям руководителя.  И, в-третьих, при власти, основанной на принуждении, велики расходы на управление, ибо оно должно базироваться на жестком контроле действий каждого работника.
     Положительными  сторонами власти, основанной на принуждении, являются достижение быстрого результата влияния, хотя и неустойчивого во времени. А также понижение требования со стороны персонала к профессиональной квалификации руководителя.
     Власть, основанная на вознаграждении. Обещание вознаграждения – один из самых старых и часто самых эффективных способов воздействия на человека. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление подчиненного с целью добиться желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому, что он или она в обмен за выполнение того, что хочет руководитель, ждет получение вознаграждения в той или иной форме. В контексте мотивационной теории ожидания исполнитель представляет, что имеется большая вероятность прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что он или она способны сделать то, чего желает руководитель.
     Поскольку все – личности, их потребности  имеют уникальный характер, то, что  одному представляется ценным вознаграждением, может не показаться таким второму или же первому, но в иной ситуации. Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно представляться достаточно ценным. Другими словами, исполнителю должно представляться такое вознаграждение, чтобы оно было адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти основанной на вознаграждении, по сравнению со слабыми сторонами власти основанной на принуждении. Джон П. Коттер утверждает, что можно также усилить власть путем создания у других чувства обязанности, периодически оказывая им личные одолжения. Коттер утверждает, что «некоторые люди обладаю большой способностью делать личные одолжения, которые отнимают у них мало времени или усилий, но которые высоко ценятся»3.
     Существуют  и некоторые недостатки положительного подкрепления. В некотором смысле власть, основанная на вознаграждении, будет действенна всегда при условии, что руководитель сможет правильно  определить то, что в глазах исполнителя является вознаграждением, и фактически предложить ему это вознаграждение.
     Однако  на практике у руководителя масса  ограничений в возможности выдавать вознаграждения. У каждой организации  ресурсы ограничены, и она может  выделить на поощрение персонала строго определенное количество ресурсов. Полномочия руководителя предлагать материальные стимулы также регламентируется политикой фирмы и всякими методиками. В некоторых случаях ограничения могут быть поставлены извне, как, например, в трудовом договоре с профсоюзом, где оговаривается, какие вознаграждения могут быть предложены за те или иные виды работ. Трудность использования власти, основанной на вознаграждении, увеличивается еще и тем, что часто бывает не просто определить, что же сочтут вознаграждением. Не всегда деньги и более престижная должность способны произвести впечатление на человека и повлиять на его поведение. 

2.2. Особенности законной, эталонной и экспертной  власти 

     Законная (традиционная) власть. При законной власти исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, поскольку они наделены полномочиями управлять другими людьми.
     Законной  власти соответствует влияние через  традицию. Если оглянуться на историю, традиция окажется самым распространенным инструментом влияния. Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Однако этот метод станет действенным только при условии, что исполнитель уже усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.
     Традиция  – привлекательный инструмент, как  для организации, так и для руководителя. Она обладает огромным преимуществом – безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Предоставление самых больших вознаграждений в первую очередь тем, кто лучше всего подчиняется системе, чем по-настоящему компетентным ее членам, подкрепляет способность организации использовать традицию с целью добиться покорности своих членов. Другим свойством является быстрота и предсказуемость влияния с помощью традиции. Также можно выделить и то, что при традиционной власти существует стабильность управления при разумном уровне бюрократизации и быстроту принятия рутинных управленческих решений.
     Существуют  и некоторые недостатки влияния  через традицию. Традиция может действовать  и во вред организации. Главным недостатком законной власти является то, что она ориентирована на упрощенные оценочные показатели качества. К примеру, продвижение по службе работника целесообразнее проводить за счет его заслуг, а не за его стаж. Но при законной власти, чаще всего учитывается стаж работника, и именно он становится основным критерием при повышении. Это приводит к снижению трудовой активности персонала, особенно в творческой деятельности.
     Системы управления, построенные на законной власти, плохо адаптируются к изменению  внешней и внутренней среды организации. В таких организациях не стимулируется творческий подход к работе, так как он не вписывается в бюрократические установки организации. У персонала возникает низкая удовлетворенность трудом, из-за его обезличивания, что приводит к снижению эффективности его работы.
     Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Эталонная власть, построена не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Этому типу власти соответствует харизматическое влияние. Харизматическое влияние, происходит от отождествления исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние – целиком личное. Даже, невзирая на то, что исполнитель и лидер никогда не встречались, в представлении исполнителя его отношения с лидером строятся почти на равных. Исполнитель может вообразить, что у него или у нее много общего с лидером.
     Основные  характеристики харизматических личностей: обмен энергией, внушительная внешность, независимость характера, хорошие  риторические способности, восприятие восхищения своей личностью, достойная и уверенная манера держаться.
     Люди  чаще испытывают влияние тех, кто  обладает восхищающими их чертами характера  и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.