Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
доклад Образование Российской империи. Реформы Петра I
Информация:
Тип работы: доклад.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Владимирский
государственный университет
Кафедра
Музеологии
Матафонов Д.И.
студент гр. ИСТ-111
Образование
Российской империи.
Реформы
Петра I
Руководитель:
Ментова
Л.Ф.
Владимир
2011
Введение.
Петр
I Великий (1672-1725) — русский царь (1682)
и первый император всероссийский
(1721), создатель русского флота, основатель
Санкт-Петербурга, полководец и дипломат,
реформаторский деятель, сумевший провести
самые радикальные реформы в истории России.
Его трудами страна превратилась в одну
из наиболее влиятельных держав мира.
Устройство и политика Российской империи
вплоть до революции 1917 во многом оставались
наследием Петра.
Петр
I - яркий исторический деятель мирового
масштаба. Много исследований и художественных
произведений посвящено преобразованиям,
связанным с его именем. Различные
историки по-разному оценивают Петра
и его деятельность. Одни, восхищаясь
им, отодвигают на второй план его недостатки
и неудачи, другие, наоборот, стремятся
выставить на первое место все
его пороки, обвинить Петра в неправильном
выборе и преступных деяниях.
В конце XVII в., когда
на русском престоле оказался молодой
царь Петр I, наша страна переживала переломный
момент своей истории. В России, в
отличие от основных западноевропейских
стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, которые могли бы обеспечить
страну оружием, тканями, сельскохозяйственными
орудиями. Она не имела выхода к морям
- ни к Черному, ни к Балтийскому, через
которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Не имела поэтому Россия и собственного
военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла главным
образом из дворянского ополчения. Дворяне
неохотно покидали свои поместья для военных
походов, их вооружение и военная выучка
отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми
людьми дворянами шла ожесточенная борьба
за власть. В стране происходили непрерывные
восстания крестьян и городских низов,
которые боролись и против дворян, и против
бояр, так как они все были феодалами-крепостник ми.
Россия привлекала к себе взоры соседних
государств - Швеции, Речи Посполитой,
которые не прочь были захватить и подчинить
себе русские земли. Страна нуждалась
в реформах. Необходимо было реорганизовать
армию, построить флот, овладеть побережьем
моря, создать отечественную промышленность,
перестроить систему управления страной.
России нужен был умный и талантливый
руководитель. Таким и оказался Петр I.
Петр властно вторгался во все сферы жизни
страны и намного ускорил развитие начал,
полученных в наследство. Реформы
Петра I
Реформы Петра I
— преобразования в государственной
и общественной жизни, осуществлённые
в период правления в России Петра
I. Всю государственную деятельность
Петра I условно можно разделить на два
периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.Особенность
первого этапа были спешка и не всегда
продуманный характер, что объяснялось
ведением Северной войны. Реформы были
нацелены прежде всего на сбор средств
для ведения войны, проводились насильственным
методом и часто не приводили к желаемому
результату. Кроме государственных реформ
на первом этапе проводились обширные
реформы с целью модернизации уклада жизни.
Во втором периоде реформы были более
планомерными.
Ряд историков,
например В.О.Ключевский, указывали, что
реформы Петра I не являлись чем-то принципиально
новым, а были лишь продолжением тех
преобразований, которые осуществлялись
в течение XVII в. Другие историки (например
Сергей Соловьев) напротив подчеркивали
революционный характер преобразований
Петра.
2.
1. Военная реформа.
Создание армии
и флота.
Армия,
доставшаяся Петру, была наследственной,
она находилась на самообеспечении.
Каждый воин шел в поход и содержал
себя в войске на собственные средства.
Никакого особого обучения в армии
не существовало, точно так же как
и не было и однородного обмундирования,
и вооружения. Армия не являлась той силой,
которая могла бы оказать сопротивление
современной европейской армии, от которой
к концу ХVII века она более чем отставала.
После
проведения военной реформы армия
стала более структурированной,
теперь она делилась на полки и
роты, также были назначены офицеры
в зависимости от опыта и заслуг,
а не от происхождения.
В
1715 году в Петербурге была открыта
Морская академия. В 1716 году был издан
Воинский Устав, строго определявший службу,
права и обязанности военных.
- В результате преобразований была
создана сильная регулярная армия
и мощный военно-морской флот, которого
ранее у России просто не было. К
концу царствования Петра численность
регулярных сухопутных войск достигала
210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии,
41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс.
в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных
войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787
галер и других судов; людей на
всех судах было почти 30 тыс.
Таким
образом, Петр I вывел Россию в ранг
морских держав. В большей степени
благодаря именно военно-морскому флоту
удалось «прорубить окно в Европу»,
что оказало свое влияние на дальнейшее
развитие империи и укрепления ее
могущества.
Создание
регулярных армии и флота потребовало
новых принципов их комплектования.
В основу была положена рекрутская
система, обладавшая несомненными преимуществами
перед другими имевшими в то
время формами комплектования.
Дворянство освобождалось от рекрутской
повинности, но для нее обязательна
была военная или гражданская
служба.
2.
2. Реформы государственного
аппарата, органов
власти и управления. Сенат
и фискальный комитет.
Уже
в начале века роль Боярской Думы упала
практически до нуля. Петр сам говорил
что дума, не может сделать ничего полезного.
Но совсем без законосовещательного органа
тоже было нельзя. Поначалу роль совещательного
органа при Петре выполнял круг его друзей,
к которым он мог обратиться за советом,
но затем появился более формальный преемник
Боярской Думы – Сенат.
Сам
Сенат был рожден случайно, так как
Петр вряд ли нуждался в органе, который
бы хоть как-то ограничивал его власть.
Отправляясь в 1711 г. в Прутский поход Петр
учреждает «для отлучек наших правительствующий
Сенат». Сенат был создан поначалу лишь
на время отлучки Петра, однако вскоре
стал высшим государственным судебным
и управленческим органом.
Сенат
как правительство мог принимать
решения, но для их исполнения требовался
административный аппарат. В 1717—1721 годах
была проведена реформа исполнительных
органов управления, в результате
которой параллельно системе приказов
с их расплывчатыми функциями были созданы
12 коллегий — предшественники будущих
министерств. В отличие от приказов функции
и сферы деятельности каждой коллегии
были строго разграничены.
Были
введены:
Коллегия
иностранных дел.
Военная
коллегия — комплектование, вооружение,
снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллеги
— военно-морские дела, флот.
Вотчинная
коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия
— сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия
— ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия
— контроль сбора и расходования
казённых средств.
Коммерц-коллегия
— вопросы судоходства, таможни
и внешней торговли.
Берг-коллегия
— горно-металлургическо дело.
Мануфактур-коллегия
— лёгкая промышленность.
Юстиц-коллегия
— ведала вопросами гражданского
судопроизводства (при ней действовала
Крепостная контора: регистрировала различные
акты — купчие, о продаже вотчин,
духовные завещания, долговые обязательства).
Духовная
коллегия — управляла церковными
делами (позже Святейший Правительствующий
синод).
В
1721 году была образована Вотчинная
коллегия — ведала дворянским землевладением
(рассматривались земельные тяжбы,
сделки на куплю-продажу земли и
крестьян, сыск беглых).
Вместе
с сенатом был создан фискальный
комитет, призванный строго следить
за нарушениями чиновников, приносящими
вред государству – казнокрадством,
взяточничеством, нарушением закона. Фискалы
не получали жалования, а жили лишь
на проценты от конфискованного имущества,
что, несомненно, способствовало их старанию. Табель
о рангах.
Роспись
чинов 24 января 1722г, табель о рангах,
вводила новую классификацию
служащего люда. Все новые учрежденные
должности - все с иностранными названиями,
латинскими и немецкими, кроме весьма
немногих, - выстроены по табели в
три параллельных ряда: воинский, статский
и придворный, с разделением
каждого на 14 рангов, или классов.
Аналогичная лестница с 14 ступенями
чинов вводилась во флоте и
придворной службе. Введение табеля о
рангах было одной из важнейших государственных
реформ. Это нововведение в корне
подорвало значение знатности на
государственной службе. Со времени
введения табеля о рангах государственные
служащие добивались высоких чинов
только благодаря личным заслугам,
а не благодаря рождению в знатной
семье.
2.
3. Финансовая реформа
Петра I
Основной причиной,
послужившей проведению финансовой
реформы, была нужда в денежных средствах
для строительства флота, обустройства
армии, ведения Северной войны 1700-1721
годов. В условиях крупномасштабных
государственно-полит ческих и социально-экономичес их
преобразований осуществлялись огромные
финансовые затраты. Финансовая система
его предшественников уже не удовлетворяла
нужды государства на свершение
великих дел, в частности, система
подворного налогообложения, введёная
ещё в 1678 году. Появлялись недоимки,
дефицит государственного бюджета,
что, в значительной мере, угрожало
как внутренней, так и внешней
безопасности страны. Первые годы финансовой
деятельности Петра I были плохо обдуманы,
поэтому его первые свершения
в этой сфере хоть и давали результаты,
но были недолговечны. Объяснялось
это прежде всего стремлением
Петра I как можно быстрее получить
средства для создания регулярной армии
и флота.
Преобразования в сфере
культуры.
Пётр I изменил
начало летоисчисления с так называемой
византийской эры («от сотворения Адама»)
на «от Рождества Христова». 7208 год по
византийской эре стал 1700 годом от Рождества
Христова, а Новый год стал праздноваться
1 января. Кроме того, при Петре было введено
единообразное применение юлианского
календаря.
После возвращения
из Великого посольства Пётр I повёл борьбу
с внешними проявлениями "устаревшего&qu t;
образа жизни (наиболее известен запрет
на бороды), но не менее обращал внимание
на приобщение дворянства к образованию
и светской европеизированной культуре.
Стали появляться светские учебные заведения,
основана первая русская газета, появляются
переводы многих книг на русский. Успех
по службе Пётр поставил для дворян в зависимость
от образования.
При Петре в 1703
появилась первая книга на русском
языке с арабскими цифрами.
В 1710 Пётр утвердил
новый алфавит с упрощённым начертанием
букв. Петром созданы новые типографии,
в которых за 1700—1725 напечатано 1312
наименований книг
Особое значение
имело строительство каменного
Петербурга, в котором принимали
участие иностранные архитекторы
и которое осуществлялось по разработанному
царём плану. Им создавалась новая
городская среда с незнакомыми
прежде формами быта и времяпрепровождения
(театр, маскарады). Изменилось внутреннее
убранство домов, уклад жизни, состав
питания и пр.
Специальным указом
царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие
новую для России форму общения
между людьми. На ассамблеях дворяне
танцевали и свободно общались, в
отличие от прежних застолий и
пиров. Реформы, проведённые Петром
I, затронули не только политику, экономику,
но также искусство. Петр приглашал
иностранных художников в Россию
и одновременно посылал талантливых
молодых людей обучаться «художествам»
за границу, в основном в Голландию
и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские
пенсионеры» стали возвращаться
в Россию, привозя с собой новый
художественный опыт и приобретённое
мастерство.
Постепенно в
правящей среде складывалась иная система
ценностей, мировосприятия, эстетических
представлений, которая коренным образом
отличалась от ценностей и мировоззрения
остальных 99% населения.
2.5.Подведение
итогов.
Главным
итогом Петровских реформ стало установление
в России режима абсолютизма, в 1721 г. изменение
титула российского монарха - Петр объявил
себя императором, а страна стала называться
Российской Империей. Россия была приравнена,
и даже поставлена над европейскими государствами.
Таким образом, было оформлено то, к
чему шел Петр все годы своего царствования
- создание государства со строгой системой
управления, сильной армией и флотом, мощной
экономикой, оказывающего влияние на международную
политику. В результате Петровских реформ
государство могло пользоваться любыми
средствами для достижения своих целей.
Но
была у реформ и обратная сторона
– Россия стала самодержавным, военно-бюрократически
государством, центральная роль в
котором принадлежала дворянскому
сословию. Реформы вогнали Россию
в крепостничество и самодержавие,
которое, к несчастью, было далеко не
на пользу государству. Система абсолютизма,
созданная Петром, не смогла вовремя
прореформировать и смягчить себя,
и рухнула в 1917 году.
Но
как бы не относиться к методам
и стилю проведения Петром преобразований,
нельзя не признать - Петр Великий является
одной из самых заметных фигур мировой,
и, тем более, российской истории. И, на
мой взгляд, положительных сторон Петровского
реформирования несравнимо больше, чем
отрицательных. и т.д.................