На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внутренние факторы организации и пределы их управляемости менеджерами организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
«Санкт-Петербургский  Институт внешнеэкономических связей, экономики и права» (ИВЭСЭП) 

Факультет: «Экономический»
Специальность «Менеджмент организации» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Дисциплина: «Основы менеджмента»
на  тему: Внутренние факторы организации и пределы их управляемости менеджерами организации 

Выполнил: 

                                                                                      Преподаватель:  
 
 
 

Санкт-Петербург
2010                                                  
     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3
1 Переменные  внутренней среды организации      5
1.1 Общая характеристика         5
1.2 Цели            5
1.3 Структура          8
1.4 Задачи            13
1.5 Технологии          13
1.6 Люди           18
1.7 Взаимосвязь  факторов внутренней среды      22
2 Анализ внутренних факторов на примере  компании «Газпром»  24
2.1 Краткая информация  об организации      24
2.2 Миссия. Цели. Видение         24
2.3 Тип организационной  структуры       26
2.4 Номенклатура  позиции         28
2.5 Технологические приоритеты        30
2.6 Кадровая политика          30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ     33
 

      ВВЕДЕНИЕ
     На  сегодняшний день организации настолько  сложны, что невозможно однозначно оценивать их и принимать решения  без предварительного анализа всех аспектов компании. Проблема влияния внутренних факторов организации стоит остро перед многими компании. Для них сложно учесть все переменные и степень их влияния, а так же их взаимосвязь. Скрытые связи внутренней среды довольно часто приводят к негативным последствиям и даже к краху. Изменение одного параметра приводит к изменению всей системы и поэтому решение, казалось бы, незначительной проблемы отдельного аспекта организации приводит к изменению целых структурных единиц внутренней среды. Следует так же осознавать взаимосвязь внешней среды с внутренней. Исходя из всего вышесказанного, следует, что  данная проблема мало изучена и требует дальнейшего плотного изучения.
     Понятие внутренней среда стоит на стыке  многих дисциплин, каждая из которых рассматривает более подробно лишь одну переменную внутренней среды.  Стоит отметить важность некоторых работ и книг, описывающих внутреннюю среду.  Так, например  Вахиканский О. С. В своей книге «Менеджмент» достаточно полно и доступно описывает основные внутренние переменные, Минцберг  Г. в учебнике «Структура в кулаке: создание эффективной организации» дает подробную оценку организационным структурам,  Зуб А.Т. в книге «Стратегический менеджмент: Теория и практика» описывает формирование целей и их типологию.
     Цель  работы заключается в подробном  описании элементов внутренней среды. Задачами являются выделение наиболее важных факторов внутренней среды, их описание с учетом взаимосвязей и  рассмотрение организации «Газпром»  с позиции каждой внутренней переменной.
     Объектом  исследования является организация, а  в частности ее внутренняя среда. Внутренние переменные и их взаимосвязь являются предметами исследования.
     При написании работы использовался  метод комплексного изучения различных  дисциплин в вопросах связанных с заявленной темой работы и последующее структуризация полученной информации с учетом выявленных связей.
     Источники работы можно объединить в несколько  групп.  К первой группе относятся  учебные пособия по основам менеджмента, которые давали общее понятие внутренней среды и ее элементов. Следующая группа является пособия по стратегическому менеджменту, которые наиболее полно описывали цели организации как внутреннюю переменную. Группа, состоящая из учебников по теории организации, рассматривала вопросы, связанные со структурой организации. Пособия по управлению персоналом и человеческими ресурсами давали представления о людях и задачах, как элементов внутренней среды.
     Работа  разделена на две главы. Первая глава  заключает в себе подробное описание  внутренней среды, ее элементов и их взаимосвязи. Она является теоретической частью работы. Во второй рассматривается компания «Газпром» в срезе  внутренней среды и ее элементов и носит практический характер.
 

      1 Переменные внутренней среды  организации 

1.1 Общая характеристика 

     Внутренняя  среда является одним из важнейших  аспектов деятельности организации  и является совокупностью ситуационных элементов, которые определяют степень  интеграции организации во внешнюю  среду. Ее принято рассматривать, как  и в статичном состоянии, так и в динамичном рассматривая процессы, протекающие под действием факторов внутренней среды. К элементам внутренней среды традиционно приписывают цели, задачи, организационную структуру, технологии и людей. Они являются основными и определяют текущее состояние организации и будущее.  
 

1.2 Цели 

     Одним из элементов внутренней среды организации  является совокупность целей.  По своей  сути организация есть объединение  людей не менее двух в группы с общими  целями, где процесс координации предоставляет образ того к чему должны стремиться руководство и сотрудники.  При этом кооперация дает возможность достичь то, что невозможно или проблематично достичь индивидуально.  Именно деятельность организации направлена на реализацию этих целей.
     Общие цели формулируются на основе миссии, которая по своей сути является главным ориентиром компании в их постановке. При этом они должны быть конкретными и измеримыми. Обозначая их руководство, дает базу для последующих решений и инструмент для оценки эффективности работы и ее хода.
     Временная характеристика целей делит их на краткосрочные, среднесрочные и  долгосрочные. Долгосрочные являются обширными по своей сути и имеют срок реализации примерно в 5 лет и больше. На основе их формулируются среднесрочные, от 1 года до 5 лет, и краткосрочные, до года.  
     Одним важнейших аспектов постановки цели является ее достижимость. Важно сопоставлять ресурсы и внешние факторы  организации, ограниченность которых  может сделать цель недостижимой, и как следствие привести к краху компании. Так же достижимость является мощным инструментом мотивации. Заранее нереализуемый результат лишит сотрудника желание и стремления к успеху.
     Каждое  подразделение компании так же имеет  свои цели, которые будут находиться в пределах их функций и ответственности. При этом совокупность целей не может быть противоречивой, каждая цель не должна мешать реализации другой. Иначе конфликта подразделений отвечающих за соответствующие цели не избежать. Руководство должно четко осознавать важность координации между ними. 
     Разнообразие  типов организаций порождает вариацию характерных целей. Некоммерческие организации стремятся вовсе не к прибыли, которую они даже не могут иметь при основном виде деятельности, которая в свою очередь определяет их цели в такой же степени, как и их затраты.
     Коммерческие  же наоборот в большинстве своем приветствуют стремление к прибыли. Но здесь имеет значение размер организации. Большие компании имеют больший ряд целей чем меньшие: доля рынка, удовлетворенность потребителя, имидж, минимизация издержек , производительность и др.
     Выделяют 8 сфер в рамках, которых организация вырабатывает свои цели.
    Положение на рынке. Организации определяет свое положение в отношении конкурентов и характер дальнейшего взаимодействия с ними.
    Инновации. Использование новых технологий в производстве и его организации, выпуск новых товаров и услуг.
    Производительность. Степень и объем издержек по сравнению с результатом.
    Ресурсы. Организация оценивает объем ресурсов по сравнению с необходимыми и определяет будущую потребность в них.
    Доходность. Установление и определение превышение доходов над затратами.
    Управленческие аспекты. Оценка всего менеджмента и выработка решений для его совершенствования.
    Персонал. Выполнение трудовых функций и отношение к работе.
    Социальная ответственность.  Понимается как обязанность бизнеса вести деятельность во благо общества.
  Многолетний опыт капитализма показывает, что прибыль, а именно доходность большинство организаций ставят в приоритет по сравнению с другими целями.
     Число и вариация целей требует системного подхода в их формулировании и  постановке приоритетов. В качестве инструмента часто используют дерево целей (см. рис. 1).
       В свою очередь цели являются важной частью стратегического управления. Правильная их постановка и формулирование, инстуционализация, информирование о них, а так же стимулирование напрямую влияет на успешность реализации стратегии.
     Миссия  и цели являются первым этапом в  стратегическом планировании, важнейшим  инструментом управления развития организации.  
 
 
 

       
 

                     ключевые цели по подсистемам  организации 
 
 

                 подцели по подсистемам  организации 
 
 

     Рисунок 1 - Древо целей 
 
 

    1.3 Структура 

     Одним из факторов внутренней среды так  же является структура организации . Структура организации – это логически обоснованный тип   взаимосвязи всех разнородных элементов организации, выстроенный таким способом при котором наиболее  оптимально достигаются цели этой организационной системы. Посредством структуры в компании осуществляется распределение и оптимизация различных видов деятельности. Она обеспечивает такие функции как координация, контроль, распределение власти и компетенции.
     Разделение  труда является одним из основных преимуществ структуры организации. Закрепление соответствующей функции за специалистами, которые в свою очередь выполняют ее лучше всех в рамках организации как группы, влечет за собой увеличение производительности. При этом появляется возможность формулировки стандартов необходимых для выполнения работы.  Горизонтальное разделение объединяет специалистов в группы в пределах их функциональной сферы.  Таким образом, посредством горизонтального разделения достигается максимальная производительность труда за счет увеличивающийся сноровки при выполнении одной задачи, экономии времени, которое терялось бы при переключении с одной задачи на другую , развитие методик и способов работы, а также объективность принимаемых решений за счет  многостороннего обсуждения их в группе. Все достоинства достигаются как результат повторения операции или работы. Вертикальное разделение же разбивает работу на этапы от координации до непосредственного ее выполнения. Основным свойством данного разделения является формальная подчиненность всей вертикальной цепочки  на каждом ее уровне.
     При всем этом специализация не является идеальной концепцией. Наоборот возникает ряд проблем, такие как сложность коммуникации и координации.  При глубоком горизонтальном разделении возможна потеря равновесии в распределении объемов труда. Сотрудник, специализирующийся на выполнении особо требующейся работы более загружен, чем его коллега, специализирующийся на узкой и специфичной не пользующейся спросом работе. Отсюда следует, что большой объем работы способствует глубокой горизонтальной специализации.   Еще одно проблема состоит в том, что глубокая специализация в обоих направлениях может крайне негативно сказаться на отношении сотрудника к его труду, а также снизить его мотивацию.  Процесс труда становиться однообразным и монотонным, что исключает всякую мыслительную деятельность.  В связи этим получила распространение концепция укрупнения задач, которая предполагает обратную процедуру специализации. При горизонтальном укрупнении сфера задач сотрудников увеличивается. Таким образом, они могут выполнять больше последовательных задач или выполнять их одновременно, но, уже меняясь с другими сотрудниками, что дает возможность разнообразить работу.  В свою очередь укрупнение по вертикали предполагает не только увеличение круга задач, но и возрастание уровня контроля труда и ответственности работника.  Стоит отметить, что данная концепция весьма неоднозначна и ее применение обусловлено характером труда, вследствие того, что существуют крайне узкие специальности для освоение которых требуется достаточное количество времени.
     Также часто в организационном дизайне  рассматривает такой параметр как  формализация поведения. Данный параметр отображает степень ограничения  свободы действий сотрудников, стандартизируя их труда и их деятельность. Поведение  работника формализируют тремя способоми:
     - по должности, когда весь процесс  трудовой деятельности подробно  описывается. 
     - по рабочему потоку, когда специфицируется  содержание труда.
     - по правилам, когда разрабатываются и вводятся различные требования от формы одежды до стандартных бланков.
     Тем самым все три способа регулируют процесс работы сотрудника, то есть, как выполнить задачу решает не сотрудник, а человек разрабатывающий спецификации. Отсюда следует, что формализация ведет как и к вертикальной специализации, так и к горизонтальной, самые простые и однообразные задачи в большем размере формализированы.
     Причиной  формализации является ее способность  снизить сферу свободы сотрудника и тем самым прогнозировать и управлять его поведением. Таким образом, восполняется потребность  в координации действий работников, где исполнение задачи требует четкости и продуманной стандартизации действий. При возникновении угрозы жизни, сотрудник правоохранительных органов не имеет времени на разработку дальнейших действий.
     Вследствие  формализации принято выделять две формы организационной системы: бюрократическая и органическая. Организации, которые в большей степени подвержены формализации называют бюрократическими. М. Вебер обозначил их как идеальный тип структуры, в силу их четкости и строгости, и выделил основные принципы таких структур:
     «I. Существует принцип фиксированных сфер должностных полномочий, которые обычно регламентируются правилами, то есть законами или административными установлениями.
     1. Регулярная деятельность, диктуемая целями бюрократически управляемой структуры, распределяется установленным образом в качестве служебных обязанностей.
     2. Право отдавать распоряжения, необходимое для их выполнения, распределяется установленным образом и строго разграничивается правилами, регламентирующими принудительные, материальные, моральные или иные меры, которые могут применяться по усмотрению руководства.
     3. Для надлежащего и непрерывного выполнения обязанностей и для реализации соответствующих прав необходима методическая база; на работу нанимаются только те, кто обладает общепринятой квалификацией.
     П. Принципы должностной иерархии и  ранговой власти подразумевают строго регламентированную систему верховенства и подчинения, в которой вышестоящие  по должности контролируют нижестоящих.
     III. Управление в современной организации базируется на письменных (зарегистрированных) документах, хранимых в определенном порядке в виде оригиналов или копий.
     IV. Руководство ведомством, по крайней мере все специализированное руководство – а именно таковое отвечает современным требованиям, – обычно проходит всестороннюю специальную подготовку.
     V. Руководство ведомством следует общим правилам, более или менее стабильным и более или менее исчерпывающим, а также поддающимся изучению. Знание правил – это технические познания, которыми обладают должностные лица. Они включают вопросы правового, административного либо коммерческого управления» [19, 85]
     Органические  же организации наоборот игнорируют формализацию, тем самым делая упор на гибкость рабочего процесса и на координацию посредством взаимного согласия или же непосредственного контроля.
     «• работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;
     • рационализация производства и узкая  специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных от ношениях, которые складываются в процессе труда;
     • работники в большей степени  склонны реагировать на воздействие  своих товарищей, чем на инициативы начальства;
     • высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива;
     • работники склонны положительно реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.» [4, 98]
     В целом все организации можно поделить на несколько типов, которые отвечают требованиям и целям организации:
     Функциональная  или же классическая предполагает разделение организации на функциональные элементы, которые отвечают четкой определенной задаче и имеют конкретные обязанности. Такие организации в большинстве своем являются небольшими, производят достаточно узкий ряд  товаров, находятся в фиксированных внешних условиях и не применяют не типичные управленческие решения.
     Дивизиональная. Такая организация состоит из элементов, разделенных по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по местоположению продажи товаров.
     Проектная организация представляет собой объединения в группы для решения конкретной задачи. Имеет временный характер и способна меняться в соответствии с требованиями среды.
     Матричная. Представляет собой смесь проектной  и функциональной и предполагает двойное подчинение. Вертикаль управления с в рамках отдельных видов деятельности организации , а по горизонтали происходит управление проектами.  Данный тип характерен для организаций, где проектная форма постоянна.
     Конгломератная. Представляет собой объединение  разнообразных элементов и подразделений, которые осуществляют свою деятельность функционально, но являются инструментом для реализации целей других элементов организации. Характерна для международных корпораций.
    1.4  Задачи 

     Еще одним фактором является задачи, реализуемые  работниками. Это есть не что иное как серия действий или их часть, которые имеют определенные сроки и должны быть исполнены определенным способом. При этом задачи формулируется непосредственно не работнику, а его должности. Структура организации определяет задачи для каждой должности, которые вносят свой вклад в осуществлении целей организации. Отсюда следует, что если задачи выполняются точно и в срок, то организация действует успешно.
     Принято выделять три типа задач: работа с  людьми, с предметами и информацией. Соответственно работа с людьми подразумевает координацию и контроль подчиненных, с предметами - их трансформацию и преобразование в продукт, с информацией – ее подбор, ранжирование, отсев, преобразование. Следует так же отметить, что задачи могут относиться не только к должностям, но и к подразделениям и даже к организации. Здесь просматривается перекрест с краткосрочными целями. Поэтому руководители должны четко разграничивать цели и задачи в зависимости от их характера. Задачи более узко формулируют то, что должно быть в итоге. При этом именно задачи обеспечивают реализацию целей, являясь промежуточным инструментом их осуществления. То есть совокупность задач по своей сути является переформулировкой цели с присутствием оперативного характера. «Очень важно, чтобы задача была поставлена в показательной форме, и ее можно было измерить». [5, 17] 
 

1.5 Технологии 

     Технологии  очередная важная составляющая внутренней среды, которая является инструментом для преобразования ресурса, людей, информации, физические материалы, в конечный желаемый продукт. Она     тесно сопряжена с задачами. Выполнение задачи напрямую зависит от технологии, которая используется для ее реализации.
     Значительный  вклад в увеличение влияние этой переменной внесла концепция стандартизации и механизации. Ее суть заключается в использовании взаимозаменяемых компонентов и частей в производстве. Таким образом, существенно сокращается не только стоимость производства но и ремонт продукта. Данная концепция дала толчок для дальнейшей специализации, открыв возможность использования малоквалифицированного труда.  Следующим этапом становления массового производства стал конвейер. Узко ограничив и специализиров, задачу работника тем самым он поднял производительность. Впервые конвейер был применен Генри Фордом в 1913 г.
     Существует  классификации технологий по типам. Например, классификация Джоан Вудворд широко известна. Она выделила три типа технологии производственных фирм:
     - Единичное, мелкосерийное производство. Обуславливается производством  одним или малой серией товаров. Такая технология характерна организациям занимающимся выпуском индивидуальных или же опытных изделий для определенных покупателей.
     - массовое, широкомасштабное производство. Характерно при изготовлении большего объема одинаковых или похожих товаров. При производстве в максимальном объеме используются концепции стандартизации и конвейерной сборки.
     - непрерывное производство характеризируется  постоянным выпуском идентичных изделий круглые сутки в больших объемах. Такие производства в большинстве своем практически полностью автоматизированы.
     Другую  классификацию привел социолог Джеймс Томсон. Его классификация хоть и  не противоречит классификации Вудворда, но имеет другую направленность. Томсон так же выделил три типа технологий.
     - многозвенные технологии обуславливаются цепочкой последовательных задач, каждая из которых зависит от предыдущей. Конвейер является типичным способом для таких технологий.
     - посреднические технологии обуславливает  встречи различных людей, клиентов  или потребителей, которые зависят или хотят быть таковыми. Такие технологии дают возможность возникновения взаимоотношений в таких сферах как банковское дело, страхование, биржа труда и тд.
     - интенсивные технологии используются  в организации, в которой производимые операции над материалом осуществляются специальными приемами, навыками. Примерами служат монтаж фильмов, лесозаготовка, добыча нефти.
     Из  всего вышесказанного можно отметить, что классификация Вудворда больше относиться и лучше описывает  промышленные предприятия, в то время как классификация Томсона больше применима для технологий, применяемых в других областях.
     В свою очередь Ч. Перроу выделил свою классификацию, основанную на совокупности способов изготовления товаров, разработке и принятий решений и степени влияния социальной структуры организации. Он выделил два параметра характеристики всех существующих технологий: изменчивость задания то есть наличие исключений при осуществлении работы, анализируемость задания, с последующей разработкой алгоритма.
     Вследствие  этого каждая технология может быть охарактеризированна точкой на координатной плоскости, где одна ось представлена в виде изменчивости задания, а другая в виде степени аналитичности задания (см. рис 2)
     При наличии высокой степени аналитичности  задания его можно разбить на множество составляющих и выработать алгоритм технологического процесса. Вследствие этого появляется возможность перестройки процесса таким образом, что он будет автоматизирован и могут быть  привлечены менее квалифицированные работники, что стимулирует специализацию труда. Изменчивость же организации характеризует насколько сильно сотрудник или их группа следует привычным нормам, правилам и способам деятельности или насколько подвержена новаторским идеям, созданию новых норм, правил, способов труда.
     
     Рисунок 2 – Модель Ч. Перроу
 
     Согласно  данной модели плоскость можно разделить  на четыре области, каждая из которых обуславливается специфичными характеристиками и особенностями технологий:
     - ремесленные технологии. В данной технологии работник не разрабатывает алгоритм действий, а напротив постоянно совершенствует продукт и ищет новые способы и методы для улучшения его качества. Работнику безразлично, с какого этапа начать. При этом возможно присутствие слабозаметной стандартизации.
     Таким образом, данные технологии используются в основном для повышения качества и совершенствования продукта.
     - рутинные технологии обусловлены применением стандартизации, максимально эффективной специализацией работы и присутствием работников отвечающих за  частичный труд. Производство характеризуется монотонностью и однозадачностью, Полностью отсутствует возможность существования нетипичных задач и новшеств.
     Такие технологии предусматривают высокую  производительность, но к недостаткам относятся отсутствие гибкости, низкую степень активности неформальных групп, относительную зависимость организации от условий внешней среды.
     - Инженерные технологии характеризируются  организациями работающими в  условиях постоянной изменчивости внешних условий, предъявляющих постоянно все новые требования к продукту и проявлением нетипичных заданий.
     Такие технологии подвержены формализации  происходящих изменений в процессе труда, проработке всех исключений, составлением многоуровневых цепочек задач и алгоритмов, учитывающих все возможные изменения в содержании операций и рабочих мест.
     - нерутинные технологии используются  в случаях постоянного поиска  нового, присутствия  нетипичных  заданий и их решений в   производстве. Организации, применяющие данную технологию, в большинстве своем ведут деятельность в малоизученных областях или же действуют в условиях постоянного изменения внешней среды и рынка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.