Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Розничный товарооборот

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение ______ 3
1. Сущность товарооборота______4
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ___ 4
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота________8
2. Анализ и планирование товарооборота_____13
2.1 Анализ динамики товарооборота ___ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота ___16
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота____ 20
2.4 Планирование розничного товарооборота______22
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование деятельности конкретного предприятия___27
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г.___27
3.2 Анализ розничного товарооборота предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г.______29
Заключение ______ 32
Список литературы ______ 33















Введение
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.
В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения - с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.




















    Сущность товарооборота.
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается - он поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
• товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
• выручка от реализации медикаментов в аптеках;
• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
К задачам анализа розничного товарооборота относятся:
• контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;
• оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
• изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
• изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;
• выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;
• определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
• вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;
• изучение качества обслуживания населения;
• выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Для анализа розничного товарооборота используются: данные о социально-экономичес их показателях района деятельности организаций и предприятий (численность и структура населения, их денежные и покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др. Анализ производится путём расчёта различных показателей, которые можно сгруппировать по следующим признакам: стоимостные и натуральные, количественные и качественные, объёмные и удельные. Особенно широко при экономическом анализе применяются стоимостные показатели. Важнейшим таким показателем является объём товарооборота предприятий и организаций. В стоимостном выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам покупателей и т.д. стоимостные показатели являются основными при оценки выполнения плана розничного товарооборота (в дальнейшем РТО). Для характеристики РТО отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели. в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе. Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объём РТО отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров и т.п. Очень важное значение в анализе имеет показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана РТО; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и т.д. Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе РТО. К объёмным показателям относится РТО в целом по системе, а к удельным - уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один кв. м. , товарооборот на душу населения и т.д. В процессе анализа РТО применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана РТО, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания. Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия. С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:
• юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
• юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);
• физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:
• продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
• продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.
Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар. Основными задачами розничного товарооборота являются:
• проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
• определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
• изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
• оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
• выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-техничес ой базы торговли;
• разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота
В соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:
• юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;
• физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного питания.
В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.
Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.
Характеристика товарооборота по выделенным признакам дана на рис.1, где представлена обобщенная группировка различных видов товарооборота на предприятии.
Состав товарооборота можно анализировать и по другим, соответствующим специфике предприятия, признакам.






Рис. 1 Состав товарооборота розничной торговли
Структура товарооборота и соотношение реализации товаров по отдельным группам анализируются в соответствии с формой № 3-торг. Действующая система учета и отчетности позволяет изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых служб. Необходима дифференциация товарооборота соответствующих групп товаров по видам, артикулам, сортам.
Изучение внутригрупповой ассортиментной структуры возможно только на основе инвентаризации и первичной документации.
Выбор объекта анализа зависит от цели и уровня анализа. Анализ товарооборота проводится не только на уровне предприятия, но и на макроуровне статистическими органами.
Анализ товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной ценовой и товарной политики.
Анализ товарооборота по структуре позволяет «вычертить» жизненный цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять меры к снижению потерь, связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения по формированию ассортиментного портфеля.
Анализ общего объема и структуры товарооборота на федеральном уровне имеет целью установить конъюнктурные колебания, соотнести их со стадиями экономического цикла и принять меры государственного регулирования экономикой.
Источниками информации для анализа товарооборота является статистическая отчетность, первичные бухгалтерские документы.
Используется формы статистической отчетности:
• Форма № 3-торг – отчет о продаже и остатках товаров, представляет собой товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли. Форма составляется за I полугодие, год.
• Форма № 3торг (краткая) – месячная.
• Бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги за месяц – срочная, месячная.
• Форма №7-торг (розница) – отчет о наличии торговой сети – годовая.
Основным первичным документом, используемым в качестве источника данных для анализа, являются товарно-денежный отчет и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и расходы, произведенные из выручки (квитанции учреждений банков, почтового отделения, приходно-кассовые ордера и т.д.), продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товар.
На основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма:
а) выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия;
б) хозяйственных расходов, произведенных из выручки.
Общая схема анализа товарооборота в ретроспективе представлена на рис. 2. Ретроспективный анализ товарооборота предполагает:
• построение динамических рядов товарооборота по общему объему;
• анализ товарооборота по составу;
• анализ товарооборота по структуре ассортимента;
•анализ товарооборота по внутригрупповой ассортиментной структуре;
• Факторный анализ товарооборота, который в свою очередь включает в себя: анализ влияния товарного обеспечения и скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда на товарооборот; изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт.
• Оценку критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации.
Прогнозный анализ предполагает:
• Определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах;
• Построение альтернативных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.







Рис. 2 Направления анализа товарооборота
2. Анализ товарооборота и планирование
2.1 Анализ динамики товарооборота.
В оценке и анализе развития товарооборота используются различные методы исследования динамических процессов: построение динамических рядов ( в натуральных и стоимостных единицах), расчет показателей динамики (базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютных приростов), построение трендовых регрессионных моделей динамики, индексный метод.
Изменение уровней рядов динамики происходит под влиянием множества факторов, которые по-разному влияют на изменение товарооборота, - это могут быть факторы как внешние, так и внутренние. Одни факторы оказывают постоянное влияние на товарооборот и формируют основную тенденцию (тренд). Например, инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостных показателях и в результате действия того же фактора происходит снижение физического товарооборота; рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объема продаж.
Другие факторы имеют непостоянное или случайное действие. Например, увеличение площади торгового зала приводит к росту товарооборота. Действие таких факторов вызывает единоразовое увеличение объема продаж.
Различие действия постоянных, периодических и разовых причин обуславливает необходимость изучения основных компонентов рядов динамики:
• тренда;
• периодических колебаний;
• случайных отклонений.
При выявлении тренда розничного товарооборота решаются две задачи:
1. качественная характеристика тренда, может быть дана с помощью визуальной оценки эмпирических данных или графика;
2. измерение выявленного тренда, т.е. получение обобщающей количественной оценки основной тенденции.
Наиболее распространенные методы изучения тренда:
• укрупнение интервалов;
• сглаживание скользящей средней;
• аналитическое выравнивание.
Метод укрупненных интервалов применяется для выявления тренда в рядах динамики колеблющихся уровней, затушевывающих основную тенденцию развития. Главное в этом методе – преобразование первоначального ряда динамики в ряды более продолжительных периодов (месячные – в квартальные, квартальные – в годовые). В результате укрупнения интервалов общая тенденция роста продажи становится очевидной.
Сущность сглаживания методом скользящей средней состоит в том, что по исходным уровням ряда (эмпирическим данным) определяют расчетные (теоретические) уровни, в которых случайные тенденции погашаются, а основная тенденция развития выражается в виде некоторой плавной линии. Для выражения общей тенденции развития этим методом прежде всего устанавливаются ее звенья. Звенья скользящей средней должны составляться из числа уровней, отвечающих длительности внутригодовых циклов в изучаемом явлении. Для ряда динамики, отражающего развитие товарооборота по кварталам, скользящие средние обычно составляются из четырехзначных звеньев. Их расчет состоит в определении средних величин из 4-уровневого ряда с отбрасыванием при вычислении каждой новой скользящей средней одного уровня слева и присоединением одного уровня справа:
; .
Для определения сглаженных уровней производится центрирование. При применении метода скользящей средней к ряду динамики месячных уровней рассчитывается 12-членная скользящая средняя.
Применение в анализе рядов динамики методов укрупнения интервалов и скользящей средней позволяет выявить тренд для его описания.
Для изменения тренда используется метод аналитического выравнивания. Основным содержанием его является то, что основная тенденция развития рассчитывается как функция времени . Определение теоретических уровней производится на основе так называемой адекватной математической функции. Адекватная функция подбирается методом наименьших квадратов – по минимальному отклонению суммы квадратов между теоретическими и эмпирическими уровнями товарооборота, т.е.
.

Важнейшую проблему составляет подбор математической функции, по которой рассчитываются теоретические уровни тренда. В практике изучения тренда различают следующие эталонные типы развития товарооборота во времени, в основе которых лежат абсолютные приросты, относительные приросты и темпы роста:
    Равномерное развитие – линейная форма тренда применяется для рядов динамики со стабильными цепными абсолютными приростами
(). Основная тенденция развития отображается уравнением прямолинейной функции: . Параметр является коэффициентом регрессии, определяющим направление развития. Если , то уровни ряда динамики возрастают, если - равномерно снижаются;
    Равноускоренное (равнозамедленное) развитие – параболическая форма тренда – применяется для рядов динамики со стабильными темпами прироста (). Основная тенденция развития отображается функцией параболы второго порядка:
.
Параметр характеризует постоянное изменение интенсивности развития (в единицу времени). При происходит ускорение развития, а при идет процесс замедления роста;
    Развитие с переменным ускорением (замедлением) отображает функция параболы 3-го порядка:
,
где отображает изменение ускорения (при - ускорение возрастает, при – ускорение замедляется).
    Развитие по экспоненте. Экспоненциальное сглаживание временных рядов – модификация метода наименьших квадратов для анализа временных рядов, при котором более поздним наблюдениям придается больший вес, иными словами, веса точек ряда убывают (экспоненциальный закон) по мере удаления в прошлое.
Этот тип динамики характеризует стабильные темпы роста
.
Основная тенденция в рядах динамики с постоянными темпами роста отображается показательной функцией
,
где – темп роста (снижения) изучаемого явления в единицу времени, т. е. интенсивность развития;
    Развитие с замедлением роста в конце периода. У этого типа рядов динамики показатель цепного абсолютного прироста сокращается в конечных уровнях ряда динамики (достижение насыщения).
Основная тенденция развития в таких рядах динамики выражается полулогарифмической функцией:
.
Практика статистического изучения тренда социально-экономичес их явлений показывает, что часто невозможно однозначно решить вопрос, какому виду развития больше всего отвечают показатели динамики. Реальные условия формирования показателей товарооборота предполагают изменение товарооборота под влиянием множества факторов разнонаправленного действия, поэтому трудно найти адекватную форму связи.
Для подтверждения гипотезы о возможном типе развития можно использовать графический метод. Наглядное изображение тренда можно получить по расположению на поле графика эмпирических уровней. Но график не может дать обобщенную оценку выявленного тренда.
Для определения параметров математических функции при анализе тренда используется способ отсчета времени от условного начала. Он основан на обозначении в ряду динамики показателей времени таким образом, чтобы При этом в ряду динамики с нечетным числом уровней порядковый номер уровня, находящегося в середине ряда, обозначают через нулевое значение и принимают его за условное начало отсчета времени, «+» - для всех последующих уровней и «-» - для предыдущих.
Тогда параметры уравнений определяются по формулам:
    для прямолинейной функции
, , ;
    для показательной функции
, , ;
    для параболы 2-го порядка
, ,
, ;
    для параболы 3-го порядка
, ,
, , .

2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота
Анализ сезонных колебаний товарооборота направлен на выявление конфигурации сезонной волны, измерение степени сезонных колебаний, определение изменения сезонной волны в перспективе.
Существующие экономико-статистич ские методы анализа сезонности по характеру обработки рядов динамики можно объединить в две группы. I группа – методы, с помощью которых изменение сезонности происходит на основе эмпирических данных без предварительной обработки. Метод I группы применяются в том случае, если влияние других факторов на изменение спроса является незначительным (в условиях стабильной экономической ситуации) и если в рядах динамики нет ярко выраженной тенденции роста или убывания, а внутренние колебания на протяжении изучаемого периода происходит вокруг определенного постоянного уровня.
К I группе относят методы: простой средней; относительных величин.
Ко II группе относят методы для анализа тех рядов, в которых необходимо устранить сильное влияние прочих факторов (например, общее снижение платежеспособного спроса населения в условиях экономического кризиса). Это методы скользящей (подвижной) средней; аналитического выравнивания.
Метод простой средне. Для исключения случайных колебаний при применении этого метода необходимо подвергнуть анализу товарооборот не за один год, а за несколько лет
Алгоритм расчетов при анализе сезонных колебаний товарооборота по этому методу следующий:
    Суммируются данные каждого месяца за несколько лет и находится среднемесячная величина:
,
где ; ; m – количество месяцев; n – количество лет;
    Рассчитывается общая годовая средняя:
или .
    Рассчитывается сезонная волна как отношение средних за каждый месяц к общей годовой средней. Общая годовая средняя представляет собой постоянную среднюю.
Результаты расчетов могут быть нанесены на график.
Метод относительных чисел (величин). Алгоритм расчетов при анализе сезонных колебаний товарооборота с использованием этого метода следующий:
    Определяются относительные величины динамики – цепные темпы роста по месяцам в пределах каждого года.
    Определяются средние цепные темпы за каждый месяц за ряд изучаемых лет.
    Приравняв среднюю из январских цепных отношений к единице, определяют далее по методу цепных произведений средние по остальным месяцам; в результате получается ряд преобразованных средних. Этим действием средние из относительных величин по месяцам приводятся в соответствие с их объемом продаж в сумме соответствует и наибольшая средняя величина из относительных чисел.
Показатели сезонной волны исчисляются отношением преобразованных средних за каждый месяц к их общей (годовой) средней.
Метод скользящей (подвижной) средней. Когда в рядах динамики наблюдается постоянная тенденция к изменению уровня ( росту или снижению), простые методы выявления сезонной волны колебаний товарооборота (метод простой средней или относительных величин) непригодны. В этом случае , Сезонная волна должна исчисляться не к постоянной средней, а к средней переменной, изменение которой выражает тенденцию ряда.
Переменная средняя определяется методом скользящей средней или методом аналитического выравнивания.
При определении сезонности колебаний товарооборота период колебаний принимается неизменным – 12 месяцев или 4 квартала, т.е. число периодов четное, поэтому выравнивание следует проводить по четному числу уровней.
Алгоритм расчетов колебаний товарооборота методом скользящей (подвижной) средней следующий:
    Рассчитываются 12-месячные подвижные средние, которые могут показывать общую тенденцию убывания или возрастания показателя.
    Для сглаживания влияния случайных факторов проводится центрирование подвижных средних, в результате строится динамический ряд скользящих средних.
Недостающие средние (за 6 первых и 6 последних месяцев) рассчитывается путем постепенного сокращения числа уровней ряда.
    Определяются процентные отношения фактических членов ряда к соответствующим уровням скользящих средних.
    Рассчитывается индекс сезонности
.
    Строится график сезонности.
Метод аналитического выравнивания. Метод аналитического выравнивания заключается в определении формы линии связи, которая отражает общую тенденцию экономического явления. Форма связи устанавливается на основе тщательного экономического анализа.
Выбор уравнения связи облегчается графическим представлением эмпирических данных, так как графики помогают быстрее и правильнее уловить наряду с внутригодичными колебаниями и общую тенденцию развития динамического ряда.
Показатели сезонной волны колебаний товарооборота определяются отношением (в процентах) членов ряда к выровненному уровню и последующим определением средних из этих процентных отношений по месяцам.
Выравнивание может проводиться по уравнению прямой:
,
параметры которого рассчитываются методом наименьших квадратов на основе системы нормальных уравнений:
,
.
Устойчивость или неустойчивость выявленной тенденции развития рынка (спроса) оценивается с помощью коэффициента аппроксимации .
Коэффициент аппроксимации используется также при выборе формы кривой (или уравнения тренда):
,
где – среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней ряда от теоретических уровней (тренда):
,
- фактический (эмпирический) уровень динамического ряда.
Степень сезонной цикличности можно измерить обычным коэффициентом вариации, который представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к средней величине признака
.
Коэффициент вариации является относительной мерой вариации и абстрагирует различия абсолютных величин , поэтому применяется для сравнения колеблемости рядов, выраженных разными несопоставимыми абсолютными величинами.
Цикличность рынка связана также с жизненными циклами товаров. Конфигурация жизненного цикла выявляется в процессе анализа с помощью рассмотренных выше методов.
Визуальный анализ рассчитанных показателей динамики не дает достаточных оснований для выбора той или иной динамической модели.
Для выявления общей тенденции развития товарооборота следует воспользоваться методами укрупнения интервалов и сглаживания ряда с помощью скользящей средней.
Метод укрупнения интервалов применяется для выявления тренда в рядах динамики колеблющихся уровней, затушевывающих основную тенденцию развития. Этот метод основан на укрупнение периодов, к которым относятся уровни ряда динамики.
Применение в анализе рядов динамики методов укрупнения интервалов и скользящей средней позволяет выявить тренд для его описания, но получить обобщенную оценку тренда с помощью метода аналитического выравнивания. Исследуемые динамические ряды товарооборота не имеют тенденции к росту, спаду или постоянству, и форма связи неочевидна. В этом случае расчет модели производится с применением нескольких уравнений регрессии.
Для измерения тренда можно воспользоваться двумя функциями:
    прямолинейной функцией

    функцией параболы второго порядка
.
Параметры уравнения и находятся по формулам:
; .
Для более точного расчета сезонных колебаний используется метод аналитического выравнивания.
В основу расчетов положена прямолинейная функция:
;
показатели и рассчитываются по формулам:
; .
Результаты анализа сезонных колебаний позволяют правильно определить объем поставок на предприятия, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами, увеличивая или уменьшая размер арендуемых складских помещений, составляя график отпусков и т.д.


2.3 Факторный анализ розничного товарооборота
Факторный анализ предполагает выделение факторов, находящихся в детерминированной и стохастической связи с объемом реализации. Для изучения детерминированных моделей могут применяться любые аналитические приемы и способы, соответствующие типу модели.
Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Взаимосвязь между ними выражается аддитивной моделью:
,
где - объем розничной реализации; – запасы товаров на начало периода; – поступление товаров; – прочее выбытие товаров; – запасы товаров на конец периода.
Балансовая модель позволяет определить любое слагаемое на основе остальных.
Товарооборот (объем розничной реализации) рассчитывается:
.
Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем розничного товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров, их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации данного отчетного периода отрицательно.
Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т. е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами.
В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-фактора и, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя–фактора можно исчислять проще – методом балансовой увязки. Величина влияния определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора. Влияние:
    начального запаса товаров: ;
    поступления товаров: ;
    прочего выбытия товаров: ;
    конечного запаса товаров: ;
    общее отклонение : .
Методику расчета влияния различных элементов товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.
Однако рассмотренная модель не позволяет оценить влияние эффективности использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется другая модель (вторая группа факторов) – модель зависимости товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:
,
где - объем розничного товарооборота; - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период; - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.
Ускорение товарооборачиваемост ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, самостоятельный раздел экономического анализа.
К третьей группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Численность торговых работников – важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.
Факторная модель имеет вид:
,
где - среднесписочная численность работников; – выработка.
Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней , продолжительности рабочего дня для , среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч :
.
Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:
    нагрузка на 1 м2 товарной площади – H;
    фондоотдача основных средств - .
Соответственно факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:
,
где - площадь торгового зала;
,
где S – среднегодовая стоимость основных средств.
Анализ факторных моделей товарооборота позволяет количественно оценить резервы роста товарооборота торгового предприятия.
Изучение взаимосвязи товарооборота и производительности труда, товарооборота и нагрузки на 1 м2 площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессио ного анализа.
Кроме факторов, сгруппированных по четырем направлениям, на товарооборот оказывает влияние множество других факторов или параметров, таких, как:
      ценовая эластичность спроса;
      расходы на рекламу;
      расходы на сервисное обслуживание и т.д.
Влияние этих факторов изучается с применением методов математической статистики, в частности корреляционно-регрессионого анализа.
Методика детерминированного факторного анализа, основанная на применении традиционных методов, не позволяет дать оценку всех факторов в комплексе.
Детерминированный факторный анализ, опираясь на простейшие модели зависимости товарооборота от размера и эффективности использования отдельных видов ресурсов, позволяет обнаружить наиболее уязвимые звенья управления, возможности которого значительно расширяются с применением методов управленческого экономического анализа ресурсного обеспечения предприятия.

2.4 Планирование розничного товарооборота
Прогноз общего объема товарооборота предприятия рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономичес их изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:
1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы.
2. Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.
3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.
4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.
5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
- продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);
- продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле;
- непродовольственные товары;
- товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.
Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основные методы прогнозирования структуры розничного товарооборота: экономико-статистич ские, экономико-математиче кие, нормативный и др.
Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.
Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по периодам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса населения, нормального денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.
Составление плана-прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов:
1. Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.
2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы.
3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследования внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса - нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерческого отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота.

2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота.
Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становиться возможным при следующем условии:
IП > IТ > IТЗ > IС ,
где:
IП - индекс роста поступления товаров;
IТ - индекс роста объема товарооборота;
IТЗ - индекс роста суммы товарных запасов;
IС - индекс роста объема спроса населения.
Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:
IПР > IТ > IФОТ > IЧ ,
где:
IПР - индекс роста массы прибыли;
IТ - индекс роста объема товарооборота;
IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда;
IЧ - индекс роста численности работников.
или:
IР > IПТ > IЗ ,
где:
IР - индекс роста уровня рентабельности (% к обороту);
IПТ - индекс роста производительности труда одного работника;
IЗ - индекс роста средней заработной платы одного работник.
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража. При машинной обработке экономической информации используют данные машинограмм или информация непосредственно считывается с дисплеев и других технических средств.
Фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах справочно показывается в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Основными формами статистической отчетности, используемыми при анализе розничного товарооборота, являются форма № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасов товаров" (срочная, месячная), форма № 3-торг "Отчет по розничной торговле" (квартальная). В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" содержится информация о розничной реализации товаров за месяц и нарастающим итогом с начала года. Причем отчетная информация приводится за прошлый и текущий (отчетный) периоды, что позволяет проанализировать динамику розничного товарооборота. В "Отчете о товарообороте и запасах товаров" раздельно показывается розничный товарооборот торговой сети и предприятия общественного питания. В нем также выделяются розничная реализация продукции собственного производства, продажа продовольственных товаров, в том числе алкогольных напитков.
В "Отчете о продаже и запасах товаров" содержится информация о реализации продовольственных товаров в ассортиментном разрезе (в натуральных измерителях) и непродовольственных товаров - в стоимостных показателях. Кроме того, в нем показываются фактические запасы товаров в розничной сети, на складах и предприятиях общественного питания на конец отчетного месяца (в разрезе основных товарных групп и товаров).
"Отчет по розничной торговле" составляется нарастающим итогом с начала года. В первом разделе отчета приводится информация о продаже товаров населению и товарных запасах в розничной сети и на складах на конец отчетного периода (в разрезе 35 продовольственных и 61 непродовольственной групп товаров). Во втором разделе "Отчета по розничной торг
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.