Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Функции и механизмы государства
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 9.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки РФ
ГОУ ВПО
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
налогообложения, предпринимательства
и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Теория
государства и
права»
Тема:
«Функции и механизмы
государства»
Научный руководитель:
Сычева – Передеро О. В.
Контрольную
работу выполнила студентка 1курса,
НиН-11
Сметанникова
Елена Николаевна
ОЗО, специальность
- «Налоги и налогообложение»
Кемерово
2010 (2011)
Содержание
Введение ---------
3
Глава 1. 1.Понятие
механизма ------
4
2.
Общая характеристика
государственных
органов --- 8
Глава 2.
Принципы организации
и деятельности
государственного аппарата ------
13
Глава 3.
Понятие и классификация
функций
государства --------
15
Глава 4.
Формы и методы осуществления
функций
государства ------
16
Глава 5.
Основные внутренние
и внешние функции
государства ------
17
Заключение ---------
20
Список
литературы ------
21
Введение
Государство,
возникнув на определенной ступени
зрелости человеческого общества вследствие
экономических, социальных, нравственных,
психологических и других закономерностей,
становится его основной управляющей
системой. Для выполнения своих функций
оно создает систему государственных
органов (механизм государства), посредством
которой осуществляется управление обществом
и защита его основных интересов.
В различные эпохи развития цивилизованного
общества механизм государства имел неодинаковую
структуру и функции. Вследствие изменений,
происходящих в общественной жизни, изменялось
государство, его цели, задачи и функции,
возникали новые и отмирали устаревшие
структуры государственного аппарата.
Однако во все исторические эпохи государственный
аппарат выступает основным организующим
началом политической системы общества.
Эта тема не теряет своей
актуальности и сегодня, т.
к. система государственных органов,
также как и их внутренняя структура,
не является застывшей. С изменением функций
государства изменяется и система его
органов, а с изменением задач, возложенных
на тот или иной орган, может подвергнуться
изменениям и структура органа.
Например, до недавнего времени
основными принципами организации и деятельности
государственного аппарата наша юридическая
наука считала принцип широкого участия
масс в управлении государством; демократический
централизм; пролетарский интернационализм;
социалистическую законность; социалистическую
плановость; учет и контроль; партийное
руководство деятельностью всех звеньев
государственного аппарата.
Кардинальные изменения, происходящие
во внутренней и внешней сферах
общественной жизни нашей страны
внесли существенные изменения
не только в процесс функционирования
государства, но и в структуру, содержание
и характер деятельности всех государственных
органов.
Глава
1. Понятия механизма
(аппарата) государства.
Государственные органы.
1.
Понятие механизма.
Государство
реально действует, проявляет себя
только как система, как упорядоченная
совокупность специальных органов, коллективов
людей, осуществляющих управление делами
общества от его имени и в пределах предоставленных
полномочий. Такие коллективы действуют
постоянно и, как правило, на профессиональной
основе, что выделяет их из общества и
ставит над обществом. Граждане могут
принимать то или иное участие в делах
государства, но в конечном итоге государственные
органы, должностные лица несут персональную
ответственность за эффективность своей
работы (В.М. Сырых).
Подобная
система государственных органов,
профессиональных коллективов и
называется механизмом государства. Следовательно,
механизм государства - это система
государственных органов, призванных
осуществлять государственную власть,
задачи и функции государства. Это четко
слаженный сложный политический механизм,
который включает в свой состав многочисленные
и разнообразные органы.
Механизм государства есть та
реальная организационная и материальная
сила, располагая которой государство
проводит ту или иную политику. Механизм
государства действует в следующих основных
направлениях:
-
нормотворческая деятельность;
-
исполнительная деятельность;
-
правоохранительная деятельность.
Нормотворческая
деятельность - это деятельность по
разработке, изданию, изменению и дополнению
нормативных актов (законов, указов, постановлений,
инструкций и т. д.), регулирующих жизнедеятельность
общества во всех областях.
Исполнительная
деятельность - это деятельность по
непосредственной реализации нормативных
актов. Такая деятельность чрезвычайно
многообразна, включает в себя множество
конкретных решений во всех сферах жизни:
выплата пенсий, прием на службу и увольнение,
открытие и закрытие государственных
образовательных учреждений, издание
актов амнистии, открытие нового троллейбусного
маршрута и т.д.
Правоохранительная
деятельность - это деятельность по обеспечению
определенного в обществе правопорядка,
включающая в себя контроль за выполнением
нормативных актов, реализацию гарантий
прав и свобод человека и гражданина, предупреждение
и пресечение преступлений и других правонарушений,
привлечение виновных к юридической ответственности.
Данное направление некоторыми авторами
включается как составная часть в исполнительную
деятельность. В целом деятельность государственного
механизма осуществляется, прежде всего,
в форме управленческой, организационной
деятельности.
В
юридической науке понятие "механизм
государства" и "государственный
аппарат" обычно употребляются как
синонимы, хотя существует точка зрения,
согласно которой под государственным
аппаратом понимается система органов,
непосредственно осуществляющих управленческую
деятельность и наделенных для этого властными
полномочиями, а в понятие "механизм
государства" включаются наряду с государственным
аппаратом еще и государственные учреждения
и организации, а также "материальные
придатки" государственного аппарата
(вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнитель ые
учреждения и т.д.), опираясь на которые
государственный аппарат действует.
Изучая
аппарат государства, говорят прежде
всего о назначении, порядке образования,
компетенции того или иного государственного
органа, а изучая механизм государства
- непосредственно о деятельности
государственных органов, об их взаимосвязи
между собой в процессе осуществления
тех или иных функций государства.
Характерные
черты механизма государства:
а)
он представляет собой систему, т.е.
упорядоченную совокупность государственных
органов, взаимосвязанных между
собой. В механизм государства входят
законодательные органы (парламент), президент
со своей администрацией, исполнительные
органы (правительство, министерства,
ведомства, государственные комитеты,
губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные,
верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские
и иные надзорные органы, милиция, налоговая
полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе
они составляют единую систему властвования;
б)
его целостность обеспечивается
едиными целями и задачами. Именно
цели и задачи объединяют столь разные
государственные подразделения в единый
организм, ориентируют их на решение общих
проблем, направляют их энергию в определенное
позитивное русло;
в)
его основным элементом выступают
государственные органы, обладающие
властными полномочиями;
г)
он является той организационной и
материальной силой (рычагом), с помощью
которой государство осуществляет свою
власть, достигает конкретных результатов.
Механизм
современного государства отличается
высокой степенью сложности, многообразием
составляющих его частей, блоков, подсистем.
Под структурой механизма государства
понимают его внутреннее строение, порядок
расположения его звеньев, элементов,
их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
СТРУКТУРА
МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
государственные
органы, которые находятся в тесной
взаимосвязи и соподчиненности
при осуществлении своих непосредственных
властных функций. Особенностью этих органов
является то, что они обладают государственно-властн ми
полномочиями, т.е. такими средствами,
ресурсами и возможностями, которые связаны
с силой государства, с принятием общеобязательных
управленческих решений (парламент, президент,
правительство, министерства, ведомства,
государственные комитеты, губернаторы,
администрации краев и областей и т.п.);
государственные
организации - это такие подразделения
механизма государства (его "материальные
придатки"), которые призваны осуществлять
охранительную деятельность данного государства
(вооруженные силы, службы безопасности,
милиция, налоговая полиция и т.п.);
государственные
учреждения - это такие подразделения
механизма государства, которые
властными полномочиями (за исключением
их администраций) не обладают, а осуществляют
непосредственную практическую деятельность
по выполнению функций государства в социальной,
культурной, воспитательно-образо ательной,
научной сферах (библиотеки, поликлиники,
больницы, почта, телеграф, научно-исследовательс ие
институты, вузы, школы, театры и т.д.);
государственные
предприятия - это такие подразделения
механизма государства, которые
также не обладают властными полномочиями
(за исключением их администраций),
а осуществляют хозяйственно-экономич скую
деятельность, производят продукцию либо
обеспечивают производство, выполняют
различные работы и оказывают многочисленные
услуги для удовлетворения потребностей
общества, извлечения прибыли;
государственных
служащих (чиновников), специально занимающихся
управлением. Государственные служащие
различаются по своему правовому положению
в механизме государства. В зависимости
от полномочий они могут подразделяться
на следующие виды:
лица, занимающие
должности, связанные с непосредственным
исполнением полномочий государственного
органа (президент, глава правительства,
депутаты, министры и др.);
лица, занимающие
должности для непосредственного обеспечения
полномочий вышеназванных служащих (помощники,
консультанты, советники и др.);
лица, занимающие
должности, учреждаемые государственными
органами для исполнения и обеспечения
полномочий этих органов (референты, специалисты,
руководители структурных подразделений
аппарата и др.);
лица, не обладающие
распорядительными полномочиями (врачи
в государственных лечебных заведениях,
преподаватели вузов, иные служащие, которые
получают заработную плату за счет государственного
бюджета);
организационные
и финансовые средства, а также
принудительную силу, необходимые для
обеспечения деятельности государственного
аппарата.
Механизм
государства и его структура
не остаются неизменными. На них оказывают
свое влияние как внутренние (культурно-историчес ие,
национально-психоло ические, религиозно-нравствен ые
особенности, территориальные размеры
страны, уровень экономического развития,
соотношение политических сил и пр.), так
и внешние (международная обстановка,
характер взаимоотношений с другими государствами
и т.п.) факторы.
В
частности, если государство имеет
большую территорию (например, Российская
Федерация), то и система управления
им будет соответствующей, включающей
сложную структуру механизма государства
(общефедеральные органы государственной
власти и управления и органы государственной
власти и управления субъектов федерации);
в условиях войны возрастает роль армии,
спецслужб, военных предприятий и т.п.;
в условиях высокого уровня преступности,
коррупции и других негативных, болезненных
явлений в общественном организме особое
значение приобретают правоохранительные
органы, специально предназначенные для
"хирургическог " вмешательства
и нейтрализации этих "болезней"
в условиях духовного кризиса на первое
место должны выдвигаться научные, воспитательно-образо ательные
подразделения, учреждения культуры и
т.д.
Таким
образом, хотелось бы подчеркнуть, что
от устройства государственного механизма
во многом зависит эффективность государственного
воздействия на самые разные стороны жизни
общества, все происходящие в нем процессы.
Это обеспечивается, в том числе, едиными
принципами функционирования государственного
аппарата. Главными среди них являются
законность, компетентность, профессионализм,
правовая культура и гуманизм. Забота
о человеке, обеспечение прав личности
являются важнейшим принципом социальной
политики современного демократического
государства. Усиливающееся внимание
к идеям гуманизма - сегодня одна из отличительных
черт развития мирового сообщества.
Нужно
подчеркнуть, что аппарат современных
государств, как правило, весьма громоздок
и сложен в организационном отношении;
постоянно растет численность чиновников,
работающих в различных административных
органах, ведомствах и т.п. Объясняется
это, прежде всего, тем, что государственный
аппарат приспособлен для осуществления
усложнившихся многообразных функций
государства в современных условиях. Данное
обстоятельство ставит перед государством
двоякую задачу: с одной стороны, деятельность
разных звеньев государственного аппарата
должна быть хорошо скоординирована; с
другой - государство должно укреплять
демократические методы управления обществом
и, соответственно, совершенствовать стиль
работы государственного аппарата. Важной
задачей современного демократического
государства является борьба с бюрократическими
барьерами, с коррумпированностью чиновничества.
Эти негативные явления препятствуют
нормальному развитию общества, порождая
так называемый "правовой нигилизм"
граждан, их отчуждение от власти, тем
самым сужая социальную базу власти, ослабляя
ее.
2.
Общая характеристика
государственных
органов.
Орган
государства - это составная часть
механизма государства, имеющая в соответствии
с законом собственную структуру, строго
определенные полномочия по управлению
конкретной сферой общественной жизни
и органически взаимодействующая с другими
частями государственного механизма,
образующими единое целое.
Органы
государственной власти занимают центральное
место в структуре государственного аппарата
и обладают суммой определенных признаков,
порождаемых природой и функциями государства.
Для органов государственной власти характерны
следующие признаки, которые позволяют
отличать их от других органов:
1) все
органы государства образуются в законодательном
порядке, который определяет их компетенцию;
2) наделены
властными полномочиями, т.е. его решения
носят обязательный для всех характер
и при необходимости подкрепляются принудительной
силой;
3) действуют
от имени государства.
Как
правило, государственный орган
создается под определенные функции
и при наличии правовых оснований
для образования конкретного
органа. Кроме того, органы государства
должны располагать соответствующими
материально-техниче кими и финансовыми
средствами для выполнения возложенных
на них функций - экономических, технических,
информационных, идеологических, организационных
и т.д.
На
систему государственных органов
значительное влияние оказывают
форма правления и государственное устройство.
Каждый
из органов имеет определенные задачи
и цели, на достижение которых направлена
их деятельность.
Органы
государства тесно взаимодействуют
между собой в целях обеспечения
нормального функционирования общества,
внешней безопасности и территориальной
целостности государства.
Государственные органы классифицируются
по порядку их создания и
характеру выполняемых ими задач.
Можно выделить три основные группы:
1.
Представительные органы. К ним относятся
законодательные учреждения и местные
органы власти и самоуправления. Эти органы
формируются путем избрания их населением
страны, действуют от его имени и ответственны
перед ним.
Законодательный орган занимает
главное место в государственном
механизме на основании принципа разделения
властей, где законодательная власть является
наиболее важной. Она устанавливает основные
направления внешней и внутренней политики
страны, общеобязательные требования,
которые исполнительная власть должна
проводить в жизнь и которые служат законодательной
основой для деятельности судебной власти.
В России, в силу ее федеративного
устройства, следует различать федеральные
органы государственной власти (двухпалатное
Федеральное Собрание), а также
органы государственной власти субъектов
федерации. Причем система органов государственной
власти республик, краев, областей устанавливается
ими самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, установленных
федеральными законами. Эти органы имеют
исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания
в системе органов государственной
власти определено Конституцией
РФ в гл.1 "Основы конституционного
строя". Т.е. положение его обеспеченно
наивысшей конституционно-правов й гарантией
настолько сильной, что само Федеральное
Собрание не вправе пересмотреть свое
положение (гл.9, ст. 135 Конституции РФ).
2.
Исполнительно-распо ядительные
органы - это органы государственного
управления, ведущие повседневную оперативную
работу по государственному управлению
общественными процессами в интересах
общества или его части.
Органы
государственного управления предназначены,
в первую очередь, для исполнения
законов, издаваемых органами законодательной
власти. Во исполнение законов ей предоставлено
право активных действий, а также право
принятия подзаконных нормативных актов.
Это наиболее разветвленные и многообразные
органы.
Главой органов государственного
управления может быть монарх, президент
или глава правительства - премьер-министр,
в зависимости от формы правления.
Пост
главы государства существует при
всех формах правления. В монархических
государствах - это наследственный
монарх, в республиках - президент. Глава
обеспечивает конституционный порядок,
устойчивость и преемственность власти,
а также высшее представительство в международных
отношениях. Он воспринимается как своеобразный
символ государства и официальный представитель
народа.
Пост
Президента России был учрежден в 1991 году
всенародным референдумом, а конституционный
статус его прописан в Конституции 1993
года. Президент России является главой
федеративного государства, обладает
неприкосновенностью, наделен широкими
полномочиями. Под руководством Президента
РФ находятся все органы исполнительной
власти, вследствие чего его можно рассматривать
не только как главу государства, но и
как главу исполнительной власти.
Правительственная власть может
составлять прерогативу одного
лица (в президентских республиках)
или коллегиального органа. Наиболее значимые
решения, порождающие юридические последствия
и ответственность за их исполнение, правительство
издает в форме регламентных актов.
В органах исполнительной власти
практически нет выборности, эти
органы обычно учреждаются, а их руководители
назначаются руководителем государства,
правительства, главами администраций.
В
Российской Федерации государственное
управление осуществляет Правительство,
состоящее из председателя, заместителя
председателя и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается
Президентом России с согласия Думы. Правительство
РФ обладает широкими полномочиями по
осуществлению внутренней и внешней политики
государства. Ст. 114 Конституции перечисляет
полномочия Правительства.
В
Российской Федерации органы исполнительной
власти в своей основной деятельности
не подотчетны и неподконтрольны
органам законодательной власти,
хотя и действуют в тесном сотрудничестве
с последними.
Функции
государственного управления в субъектах
федерации принадлежит различным по названию
органам: правительствам, областной или
краевой администрации, которые возглавляются
различными должностными лицами (губернаторами,
главами администраций, председателями
правительства).
Государственное
управление на местах осуществляется
посредством либо назначаемых центром
местных органов исполнительной
власти (местной администрации), либо
выборных органов местного самоуправления.
3.
Судебные органы. Важное место в
структуре государственного аппарата
занимает система судебных органов, основной
социальной функцией которых является
осуществление правосудия, разрешение
возникших в обществе споров и наказание
лиц, совершивших противоправные поступки.
Система
судебных органов выступает в качестве
носителя судебной власти. Это положение
закрепляется в конституциях и обычных
законах ряда современных государств.
Органы,
осуществляющие правосудие, - третья ветвь
государственной власти, которая
играет особую роль в механизме государства.
Особая роль органов судебной власти определяется
тем, что именно они являются арбитром
в спорах о праве. Только судебная власть,
но никак не законодательная или исполнительная,
отправляет правосудие.
Судебная
власть в Российской Федерации осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства,
это отражено в п.2, ст.118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации
предусмотрены:
1. Конституционный Суд РФ;
2. Верховный Суд РФ;
3. Высший Арбитражный Суд РФ;
4. соответствующие суды субъектов
федерации, действующие как части
единой судебной системы. Верховный
Суд является высшим судебным органом
по гражданским, уголовным, административным
и иным делам (ст.126 Конституции РФ).
Высший
Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров (ст.127 Конституции РФ).
Конституционный
Суд призван осуществлять контроль
над всеми государственными органами
в РФ, давать заключения о соответствии
издаваемых нормативных актов и заключаемых
международных договоров Конституции
РФ. Конституционный Суд решает также
споры между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации (ст.125
Конституции РФ).
Кроме
того, значительную роль в государственном
механизме ряда стран играет система органов
прокуратуры. Прокуратура, не входя ни
в одну из трех ветвей власти, призвана
осуществлять надзор за точным и единообразным
исполнением законов органами государственного
управления, предприятиями, учреждениями,
общественными организациями, должностными
лицами и гражданами. Органы прокуратуры
осуществляют надзор за соблюдением законности
в работе органов дознания и предварительного
следствия, при рассмотрении дел в судах,
при исполнении наказаний и других мер
принудительного характера.
В
России сформировалась единая централизованная
система органов прокуратуры
с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
РФ. Прокуроры субъектов федерации
назначаются Генеральным прокурором РФ
по согласованию с ее субъектами, иные
прокуроры назначаются им самостоятельно.
Полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры определяется федеральным
законом.
Определенное
место в системе государственных
органов занимает нотариальная деятельность,
которая придает законную форму различным
фактическим обстоятельствам и тем самым
содействует утверждению правового порядка
в общественной жизни.
Глава
2. Принципы организации
и деятельности государственного
аппарата.
Аппарат
государства есть система государственных
органов, взаимосвязанных общими принципами
организации и деятельности. Подобные
принципы - это исходные идеи, руководящие
положения, определяющие основные подходы
к формированию и функционированию
государственных органов.
Такими
принципами могут выступать:
принцип
приоритета прав и
свобод человека и
гражданина - предполагает соответствующие
обязанности государственных органов
и служащих признавать, соблюдать и защищать
их;
принцип
демократизма - выражается, прежде всего,
в широком участии граждан в формировании
и организации деятельности государственных
органов, в учете в политике государства
разнообразных интересов большинства
населения;
принцип
разделения властей (на
законодательную, исполнительную
и судебную) - создает механизмы, минимизирующие
произвол со стороны властных органов
и должностных лиц. Принцип разделения
властей относится к числу классических
принципов буржуазного конституционализма.
В России принцип разделения властей как
конституционный принцип организации
и осуществления государственной власти
введен Конституцией Российской Федерации
1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе
государственных органов на федеральном
и региональном уровне различаются законодательные
(представительные) органы, органы исполнительной
власти и органы судебной власти;
принцип
законности - означает обязательность
соблюдения всеми органами государства,
государственными служащими, гражданами
Конституции, законов и подзаконных актов.
Законность представляет собой режим
неуклонного действия правовых норм. Он
предполагает точное исполнение всеми
участниками общественных отношений -
гражданами, должностными лицами, государственными
органами, хозяйственными и иными организациями
законов и иных нормативных актов, решительное
пресечение любого беззакония и наказание
виновных, строгий контроль за неуклонным
соблюдением юридических предписаний.
Законность - это принцип деятельности
государственного аппарата. Требуя исполнения
правовых норм от граждан, государственные
органы, начиная с самых высоких, сами
должны основывать свою деятельность
на законе, быть примером его неуклонного
соблюдения. Диктатура закона - необходимое
условие развития демократии, ее всемерного
расширения. Без законности невозможно
обеспечить режим народовластия в нашей
стране, действие демократических институтов,
защиту и охрану прав и интересов личности,
нормальное функционирование хозяйственного
механизма;
принцип
гласности - обеспечивает информированность
общественности о практической деятельности
конкретных государственных органов,
гарантирует "прозрачность&q ot; процесса
функционирования чиновников;
учет
интересов регионов (в федеративных
государствах) выступает в виде
принципа федерализма;
принцип
профессионализма - создает благоприятные
условия для использования наиболее квалифицированных
работников в деятельности государственного
аппарата, гарантирует высокий уровень
решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны;
принцип
сочетания коллегиальности
и единоначалия - обеспечивает разумное
соотношение демократических и бюрократических
начал государственного аппарата;
принцип
сочетания выборности
и назначаемости - выражает оптимальное
соотношение децентрализации и централизации
в государственном управлении;
принцип
иерархичности - заключается в том, что
органы государства занимают в государственном
аппарате разные уровни (одни органы подчинены
другим, решения вышестоящих органов обязательны
для нижестоящих).
Всесторонний
учет названных и некоторых иных
принципов, как при образовании государственных
органов, так и в процессе их функционирования
позволяет обеспечить максимальную эффективность
государственного управления обществом,
ведет к его демократизации и повышению
эффективности. Глава
3. Понятие и классификация
функций государства.
Деятельность
государства многогранна, она охватывает
самые различные стороны общественной
жизни. Основные направления деятельности
государства называются функциями
государства.
В функциях государства выражается
его сущность, та роль, которая отводится
государству в решении вопросов общественного
развития и блага народонаселения.
Функции
государства устанавливаются в
зависимости от основных задач, стоящих
перед государством на том или
ином этапе его развития, и представляет
собой средство реализации этих задач.
Содержание задач государства определяется
различными внутренними и внешними факторами,
на которые подразделяются все основные
направления деятельности государства.
По продолжительности действия
функции государства подразделяются
на постоянные и временные. Постоянные
функции государство осуществляет на
всех этапах своего развития, тогда как
временные функции имеют место только
при решении определенной задачи, как
правило, имеющей чрезвычайный характер
(ликвидация стихийного бедствия, масштабных
катастроф, антиконституционных выступлений).
Сущность
государства, которая проявляется
в его функциях (в его функциональной
деятельности), состоит в том, что
государство — это правовая, суверенная
организация публичной власти свободных
людей. Этим обусловлены следующие свойства
и характеристики функций и функциональной
деятельности государства:
1.
В функциональной деятельности
государства проявляется представительный
характер государства, которое
является не природным организмом,
а специфической социальной организацией,
представляющей и реализующей общую волю
и общие интересы свободных людей — членов
государства (граждан).
В
этом смысле можно сказать, что правомерна
только функциональная деятельность государства,
т.е. такая деятельность государства,
которая порождается его природой и соответствует
его сущности. Действия же государства,
его отдельных органов и должностных лиц,
выходящие за рамки его сущностно обусловленных
функций, т.е. все нефункциональные действия
государственной власти, носят неправомерный
и негосударственный характер.
2.
Функции государства нельзя смешивать
с теми или иными сферами
деятельности государства и задачами,
которые при этом решаются
с помощью государственно-правовых
средств и методов.
Государство,
как и право, действует во всех сферах
социальной жизни людей, определяя соответствующий
порядок отношений и способ разрешения
задач в этих разнообразных сферах — в
сфере экономики, культуры, науки, образования,
здравоохранения, окружающей среды и т.д.
Это, однако, вовсе не означает, будто у
государства есть экономическая, экологическая,
культурная, образовательная и другие
подобным образом (т.е. по сферам социальной
жизни) сконструированные функции.
С
точки зрения функций государства
(и права) определяющее значение имеют
не сами по себе эти и другие сходные задачи
и те сферы, где они возникают и требуют
решения, а именно надлежащий государственно-правов й
порядок их разрешения.
3.
Специфика, существо и смысл
всей функциональной деятельности
государства, всех его функций
состоят в организации, реализации
и защите определенного (социально
- исторически обусловленного) государственно-правов го
порядка жизни свободных людей.
Отдельные
функции государства — это лишь относительно
самостоятельные аспекты целостной и
единой по своей сути функциональной деятельности
государства по созиданию, поддержанию
и практическому осуществлению соответствующего
государственно-право ого порядка.