На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок таксомоторных перевозок в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

     Введение 2
     Часть 1. Матрица потребностей 6
     Часть 2. Описание специфики  рынка таксомоторных  перевозок 14
     2.1. Состояние рынка  на текущий момент  и уровень конкуренции 14
     2.2. Описание целевого  сегмента 19
     Часть 3. Управление маркетингом 25
     Рекомендации 33
     Список  источников 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
     Такси? (от фр. Taximetre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем. Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны, встречаются и лимузины. В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS.
     Отдельной категорией выделяются такси, которые  не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой  множества реальных такси. Звонок пассажира  или заполненная заявка на сайте  попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в  информационные системы десятков таксопарков. Как результат — возможность  подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.
     Сильными  сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы.
     Но  наряду из этим существует ряд слабых сторон:
     1) высокая стоимость услуг; 
     2) низкая пассажировместимость;
     3) возможность отказа в обслуживании  в связи с отсутствием свободных  машин; 
     4) нечеткое время подачи;
     5) большая численность «нелегалов»  (около 85% по данным 2010 года), а  это часто предопределяет низкий  уровень обслуживания: опоздание,  приезд, по другому адресу, попытки  водителя получить больше заявленного  тарифа
     Существуют  также маршрутные такси, которые  осуществляют перевозки по определённым линиям — маршрутам. От автобуса маршрутные такси отличаются прежде всего тем, что осуществляют остановку и высадку пассажиров только по требованию, причём не только на остановках общественного транспорта, но и во всех местах по пути следования, где правилами разрешена остановка (посадку пассажиров маршрутные такси обычно осуществляют только на остановочных пунктах). Ещё одно отличие от автобусов: небольшое количество пассажиров.
     Идея  использовать автомобиль для регулярной перевозки пассажиров на коммерческой основе возникла не так уж давно. Хотя наёмные конные экипажи в крупнейших европейских столицах были известны с XVII века, к дорогому и экзотическому  самодвижущемуся экипажу извозчики  присматривались лет десять, не меньше. Первая таксомоторная компания открылась  в 1897 году на родине автомобиля — в  Штутгарте. А дальше пошло-поехало. Едва страна ступала на путь автомобилизации, как через несколько лет на улицах её городов появлялись «извозчики с мотором».
     Прошло  лишь несколько лет с момента  изобретения бензинового такси, и эксплуатировавшие его компании поняли, что к выбору машины для  извоза следует подходить основательно. Таксомотор нельзя долго держать в гараже, от его пробега зависит прибыль. Водитель наёмного экипажа не может отказать клиенту, если пункт назначения находится на улице с разбитым дорожным покрытием. Нужно, чтобы автомобиль заводился в любую погоду, а риск поломки должен быть сведён к минимуму. Иначе говоря, необходим не просто очень надёжный автомобиль: желательно, чтобы он с самого начала создавался с прицелом на службу такси.
     Перспективность поставки автомобилей таксомоторным  фирмам одной из первых осознала французская  компания Renault. Собственно, выбора у неё и не было. Спрос на такси в Париже начала XX века был колоссальным, а Renault на тот момент являлась одной из самых быстроразвивающихся автомобильных фирм. Поэтому уже в 1904 году, всего через пять лет после рождения предприятия Renault, на рынок был выведен Type AG — специально созданный для работы в такси.
     Свой  знаменитый жёлтый цвет такси Нью-Йорка  и некоторых других городов приобрели  благодаря компании с характерным  названием Yellow Cab, основанной в 1912 году. Почему выбор её руководства пал именно на жёлтый цвет? Главная причина — кричащая яркость. Жёлтую машину видно издалека, и клиент не прозевает свободное такси. Кроме того, до середины прошлого века большинство обычных легковых машин окрашивалось в тёмные тона, поэтому на их фоне такси выглядели сущими канарейками. Да и сейчас ни одна автомобильная фирма не применяет такого насыщенного жёлтого цвета, чтобы автомобиль не путали с такси.
     В отличие от многих других городов  Париж 1930-х пестрел такси самых  разных оттенков. Правда, прослеживалась любопытная закономерность. Такси Citroen были зелёными, Peugeot — жёлтыми, а Renault традиционно, ещё со времен Марнского такси, — красными. Разгадка проста: каждый производитель сотрудничал с определёнными таксомоторными фирмами, а иные просто принадлежали автоконцернам. Партнёрство было обоюдовыгодным: автомобильные фирмы обеспечивали себе устойчивый сбыт, контракты на обслуживание и запчасти. Таксомоторные фирмы, в свою очередь, получали наиболее подходящие для их работы модели, ещё на заводе оснащённые всем необходимым: перегородкой в салоне, солидной решёткой для багажа в хвосте кузова, дополнительными откидными сиденьями в пассажирском отделении.
     В годы войны многим европейским странам  стало не до такси. Особенно тем, которые  попали в зону немецкой оккупации. Большинство  автомобилей было реквизировано  властями рейха, а тем, что остались, нечем было заправляться, так как  бензин выделялся строгими порциями. Но людям надо было как-то передвигаться. Поэтому и произошёл поразительный  для Европы переход на мускульную тягу, и в обиход вошли велосипеды с пассажирскими колясками-прицепами. Самые зажиточные велотаксисты имели даже экипажи с крышей.
     В Юго-Восточной Азии, где климат жаркий, а население в массе своей  бедное, получил распространение  экзотический вид таксомоторов. Миллионы трёхколёсных моторикш и тук-туков, сделанных на базе мотоциклетных агрегатов, носятся по забитым улицам городов, не обеспечивая пассажирам даже минимальной безопасности. Зато такой вид транспорта на порядок дешевле обычного такси и позволяет седоку познакомиться с жизнью страны, не отгораживаясь от неё стеклом автомобиля. 
 
 
 
 

     Часть 1. Матрица потребностей

 
---
     Таблица 1
Признак потребности Характеристика  признака Анализ  товара
1. Место в иерархии  потребностей Первичные (низшие):
Физиологические (голод, жажда, потребность в тепле) +
Безопасность (защищенность) +
Социальные (высшие):
Принадлежность  к социальной группе +
Потребность в уважении, признании  
Потребность в самовыражении  
2. Что влияет на потребность? Нац.традиции, менталитет +
География, Природный климат  
Пол  
Возраст  
Социальное  положение +
3. Историческое место потребности Остаточные (прошлые) +
Настоящие
Перспективные (будущие)
4. Уровень удовлетворения Полностью удовлетворенные  
Не  полностью удовлетворенные +
Неудовлетворенные  
5. Степень сопряженности Слабо сопряженная +
Сопряженная  
Сильно  сопряженная  
6. Масштаб (массовость) распространения Географический:
Глобальный +
Региональный   
В пределах страны  
Социальный:
Всеобщий +
Внутри  национальной общности  
Внутри  социальной группы по обр./ по доходу  
7. Частота удовлетворения (временные  параметры потребления) Единично удовлетворяемые  
Периодически  удовлетворяемые +
Непрерывно  удовлетворяемые  
8. Природа возникновения Основные  
Вторичные (прямо индуцированные) +
Косвенные (косвенно индуцированные)  
9. Применяемость потребности (широта  проникновения в различные сферы  жизни) В одной области  
В нескольких областях +
Во  всех областях  
10. Комплексность удовлетворения Удовлетворяются одним  товаром  
Удовлетворяются взаимодополняющими товарами  
Удовлетворяются взаимозаменяющими товарами +
11. Отношение общества Отрицательное  
Нейтральное  
Положительное +
12. Степень эластичности Слабоэластичные +
Эластичные   
Высокоэластичные  
13. Способ удовлетворения Индивидуальный +
Групповой +
Общественный  
14. Глубина проникновения в общественное  сознание Неосознанные/ Частично осознанные  
Осознанные  значительной частью потенциальной социальной группы +                                                                                                                                                                                     
Осознанные всей потенциальной социальной группой  
15. Состояние конкуренции товаров  и услуг в сфере удовлетворения  потребности Конкурируют только товары/усл. данного вида (один рынок) +
Конкурируют товары/усл. разных видов (разные рынки)  
Товары  конкурируют с услугами  
 
 
     Особенности анализа по каждой позиции матрицы:
     1. Место в иерархии потребностей.
     В соответствии с маркетинговыми и  социологическими исследованиями, многие современные горожане предпочитают такси именно из-за чувства собственной  защищенности и некоторой огороженности от враждебно настроенного социума, которое они получают, находясь в кабине такси.
     Также услуги такси –благо, недоступное определенным массовым социальным группам.
     Изучая  место потребности в иерархии, можно утверждать, что потребитель  в достаточной степени готов платать деньги за ее удовлетворение. Несмотря на то, что потребность является вторичной (перемещение), она напрямую связана с первичными (физиологическими потребностями - работа). 

     2. Что влияет на потребность?
     В разных странах существуют разная культура поведения в городах. В ряде стран  использование услуг такси равнозначно  поездке на общественно транспорте, тогда как в других странах  такси остается предметом социально-неравного  поведения.
       И опять же, из-за недоступности этой услуги для некоторых социальных слоев, фактор социального положения также имеет место.
     3. Историческое место потребности.
     Коммерческие  перевозки людей существовали всю  историю человечества и всегда отвечали потребностям человека перемещаться в пространстве. Можно смело предположить, что потребность имеет место в настоящем времени и останется актуальной в будущем.
     4. Уровень удовлетворения потребности.
     Если  оценивать уровень удовлетворенности  потребностью в таксомоторных перевозках по России в целом и по Москве в частности, потребность будет удовлетворена не полностью. Дело в том, что по сравнению с другими развитыми городами и странами, количество такси, приходящееся на каждого жителя города пока еще недостаточное. Нехватка лицензированного легкового такси достигает 22 тысяч машин, что на данный момент практически в 4,5 раза превышает их текущее число. Например, самое большое количество такси насчитывается в Мехико-Сити - более 60 тыс. В 90-х годах в Лондоне насчитывалось 14 тыс. такси и 20 тыс. водителей такси. В Нью-Йорке насчитывается 11787 лицензированных такси. В Риме – 5300, а в Париже - 40300.  

     5. Степень сопряженности потребности.
Данная потребность  слабо сопряжена. Подразумевается, что пользование услугой такси  должно пробуждать какую-то новую потребность. То есть сначала ты удовлетворяешь потребность в такси, затем должна на основе этого появиться другая потребность. Здесь же нет очевидных  сопряженных потребностей.
     6. Масштаб (массовость) распространения.
     Услуга  таксомоторных перевозок распространена повсеместно, глобально, такси есть даже в слаборазвитых странах, например в странах африканского континета.
     Потребность в перемещении является практически  всеобщей, и исключениями можно пренебречь.
     7. Частота удовлетворения.
     Потребность в перемещении возникает у  потребителя периодически и не ограничивается разовым приобретением услуги.
     8. Природа возникновения.
     Анализ  потребности по природе ее возникновения  позволяет фирме представить  степень риска ее бизнеса с  точки зрения “длины цепочки товаров (услуг)”, предшествующих рассматриваемой  услуге. Потребность человека в труде  и отдыхе вызывает потребность в  перемещении к месту приложения труда или месту отдыха.
     9. Применяемость потребности.
     По  ширине проникновения в различные  сферы жизни потребность является полисферной: перемещение и к месту отдыха, и к месту приложения труда и т. д.
     10. Комплексность удовлетворения.
     Потребность в достижении конечного пункта назначения может быть реализована, например, личным автомобилем или взаимозаменяющими услугами общественного транспорта.
     11. Отношение общества.
     Фирме нежелательно попадать в бизнес, негативно  воспринимаемый потребителями. Область  пассажирских перевозок в целом  является социально позитивной при  условии соблюдения перевозчиком экологических  требований. 

     12. Степень эластичности потребности.
     В целом спрос на таксомоторные  услуги слабоэластичен. Если остро возникает потребность в передвижении с помощью услуг такси, цена для потребителя, как правило, имеет второстепенное значение. Такая тенденция наглядно показана на примере такси возле аэропортов, вокзалов и т.п. В таких местах цены часто завышены, но потребители готовы платить, потому что экономия времени и сил для них важнее денежных затрат.
     13. Способ удовлетворения потребности.
     Услугами  такси можно пользоваться как  в одиночку, так и группой (например, когда нужно куда-либо доехать  компании друзей или нескольким членам семьи).
     14. Глубина проникновения в общественное сознание.
     Данная  потребность осознана значительной частью потенциальной группы.
     15. Состояние конкуренции товаров и услуг в сфере удовлетворения потребности.
     Состояние конкуренции товаров и услуг  является коммерчески важным для  фирмы. В широком смысле перемещение  с помощью легкового автомобиля является конкуренцией для услуги пассажирской таксомоторной перевозки. Однако существует ряд условий, при которых на рынке  конкурируют только услуги:
    пассажир возвращается из дальней поездки на поезде, водном, воздушном или автомобильном транспорте;
    возвращение или поездка на увеселительное мероприятие с употреблением на них спиртных напитков;
    отсутствие у потребителя физических сил и средств для получения водительских прав;
    отсутствие у потребителя материальных средств для приобретения легкового автомобиля.

     Часть 2. Описание специфики рынка таксомоторных перевозок

     2.1. Состояние рынка  на текущий момент  и уровень конкуренции

 
     Во  множестве крупнейших городов мира такси является неотъемлемым и наиболее удобным транспортным сервисом. Отличаясь доступностью и практичностью, он стал также одним из самых дешевых во множестве городов, как Нью-Йорк, Париж, Берлин. Однако в России этот вид услуг является наименее доступным широким слоям населения. Что парадоксально, так как объемы издержек на бензин, зарплату и технические расходы, заметно ниже, чем в названных городах. Сюда же стоит отнести и предельно высокую степень конкуренции.
     Особенно  серьезный разрыв в мировых ценах  стоит отнести к ценам на услуги такси в транспортных узлах, как  аэропорты. Сравнение стоимости  цен на аналогичную услугу с американскими  или же английскими таксистами наглядно показывает поразительную разницу. Отчасти это можно списать на российский менталитет. Существует достаточно большой спрос, который позволяет таксистам удерживать рынок в ценовых категориях, заданных самими таксистами. Однако очевидно то, что наличие частных извозчиков способно создать конкурентную борьбу.
     На  рынке существует две категории игроков рынка, занимающие определенные и фиксированные ниши.  Первая категория - это радио-такси, которые занимаются исключительно централизованными вызовами по телефону и не берут на улице пассажиров. Вторая категория – это таксисты-частные извозчики. Они занимаются извозом пассажиров на короткие расстояния, при этом чаще всего это происходит хаотично и бессистемно. Эта ниша полностью отдана частникам, так как она не приносит серьезной прибыли, и расценки в данной категории намного ниже официальных такси. Объясняется это тем, что при средней стоимости проезда у частника в 300 рублей (средняя городская цена проезда на расстояние не более 7 километров), официальное такси не имеет возможности конкурировать – такая цена не позволит окупить работу целого ряда сотрудников (техников, диспетчеров), которая заложена в стоимость проезда изначально. Третья категория – это машины, взятые напрокат, но об этом сегменте более подробно будет рассказано ниже.
     Кроме того, на рынке московского такси  «родилась» уникальная в мировой  практике привязка марки и возраста подаваемого автомобиля к стоимости  поездки. Так появились расценки на поездки в автомобилях эконом-класса, бизнес-класса и представительского класса.
     Что касается такси в аэропорты, то тут  в лучшем положении оказываются  пассажиры, уезжающие из города. Тарифы на поездки в аэропорт вполне демократичны у официальных служб такси.
     Начиная с 2006 года количество машин в официальных  службах такси с 6000, увеличилось  к 2011 году до 10000. Москва располагает  более чем 300 службами такси и  их число постоянно растет. И это  не считая того, что количество частников, промышляющих нелегальным извозом, исчисляется более чем 50-ю тысячами.
     Такая мощная конкуренция по законам рынка, казалось бы, должна играть на снижение цен такси. Однако на практике выходит, что рыночные правила не срабатывают, и при достаточно невысокой покупательской способности у населения таксисты не просто не снижают цены, но и регулярно  их повышают.
       

      Распределение таксомоторных компаний по территории РФ, % 
 

     Российский рынок таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается. В настоящее время на рынке такси действует огромное количество перевозчиков, 90% которых составляют теневой сектор таксомоторных перевозок. На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков: таксопарки и диспетчерские службы, у которых нет своего автопарка. На протяжении последних двух лет в России активно проводятся государственные меры по легализации бизнеса таксомоторных перевозок. Вмешательство государства способствует росту сегмента легальных таксомоторных перевозок, что влечет за собой выход на рынок новых участников и развитие деятельности старых.
     Объективно можно оценить лишь рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Объем московского рынка такси в 2004 году составил 500 – 600 млн. долларов США. На долю корпоративных клиентов пришлось 30% рынка, остальную часть составил нелегальный бизнес. В настоящее время в Москве ежедневно востребовано около 20 тыс. машин. Официальные перевозчики обеспечивают около 5 тыс. машин. Остальное приходится на долю частников. При этом доля корпоративных такси растет. Сейчас на московском рынке такси предлагают свои услуги около 10 крупных компаний, автопарк которых насчитывает сотни и тысячи машин. В их число входят «Автолайн», «Новое желтое такси», «Тема» и другие компании. Также присутствует значительное число малых компаний, имеющих несколько десятков собственных машин или работающих с водителями-частниками.
     Эксперты выделяют следующие основные тенденции развития российского рынка таксомоторных перевозок: появление и дифференциация новых форм обслуживания, укрупнение игроков, увеличение размера инвестиций в бизнес, повышение качества услуг, повышение активности государства в поддержке легальных участников рынка, внедрение новых систем радиосвязи цифрового стандарта. При помощи новых технологий становится возможным постоянный контроль выполнения заказа и предоставление клиентам квитанций с полной информацией о поездке и ее стоимости. 

     Обзор московского рынка. Москва представляет собой многомиллионный мегаполис, где насчитывается всего 6 тысяч таксомоторов. Заказов в диспетчерские служб такси поступает гораздо больше, порядка сорока тысяч в день. Безусловно, фактором, мешающим эффективной легальной работе такси являются частники. По разным данным от 67% всех пассажироперевозок совершается именно частниками-нелегалами. Безусловно, поймать на дороге «бомбилу» частника может иногда оказаться быстрее и дешевле, но никто не даст гарантию, что такое «такси» довезет быстро, комфортно и в нужный срок.
     Вызывая легальное такси можно получить множество преимуществ, одно из основных в том, что вызывая такси через диспетчера, клиент  указывает нужное время, и машину заказчику подают именно тогда, когда ему это необходимо. Недостатком в этом случае может стать марка подаваемого такси, ведь чаще всего таксопарки собираются из автомобилей всех марок и возрастов. Избежать подобного можно, заранее оговорив с диспетчером, какой автомобиль хотелось бы видеть.
     Более того, трудные времена ожидают  владельцев таксопарков с 1 сентября 2011 года, когда изменения закона вступают в силу. По новому порядку  компании, оказывающие услуги такси, должны будет иметь собственный автопарк. Для них вводятся ограничения по году выпуска автомобилей и стажу водителей (не менее 3 лет). Фирмам-такси необходимо будет проводить проверки технического состояния машин каждые полгода и ежедневное медицинское освидетельствование водителей такси.
     В соответствии с новым законом  деятельность такси будут работать на основании разрешения регионального  органа власти. Этот документ должен находиться в салоне автомобиля. Водитель такси  обязан предъявлять его по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД.
     С 1 января 2012 года начнет действовать  система штрафов за нарушение  таксистами правил оказания услуг. В  частности, если пассажир не получил  квитанцию или на машине нет специального знака или оранжевого фонаря, водителю такси придется заплатить штраф  в 1000 рублей. Кроме того, по новому закону за нелицензированную деятельность по перевозке пассажиров водителю грозит штраф в размере 5000 рублей.
     По  экспертным оценкам, общий объем  рынка услуг такси в Москве составляет 10 млрд рублей в год. Около трети суммы приходится на таксистов-нелегалов, которые осуществляют до 67% всех перевозок. В Москве работает до 60 тыс. легальных такси. При этом между ними и частными извозчиками («бомбилами») часто происходят стычки и разборки за выгодное месторасположение вблизи клиентского потока. Согласно результатам опроса, опубликованного в журнале «Огонёк» в апреле 2010 года, услугами такси регулярно пользуются 24% респондентов, еще 20% сообщили, что скорее предпочтут такси, нежели частника.
     Для регулирования деятельности таксоперевозок был разработан «Закон о такси в городе Москве», который получил окончательное одобрение Мосгордумой в середине 2008 года. Данный закон предполагал создание реестра перевозчиков, отвечающих определенным стандартам, которые смогут работать под брендом «Московское городское такси». К этим стандартам относятся исправное техническое состояние автомобиля, левостороннее расположение руля, наличие не менее 4 дверей и не более 8 пассажирских сидений, соответствие экологическому стандарту не ниже «Евро-2», стаж вождения водителей не менее трех лет, хорошее владение русским языком, знание города. Однако пока реестр так и не создан, ни одного подзаконного акта в поддержку данного бизнеса не принято.

     2.2. Описание целевого  сегмента

     Целевую аудиторию   рассчитываем по принципу сегментации рынка:
    Демографические показатели: клиент в возрасте от 16 до 55 лет любого пола, любой этнической принадлежности
    Социально-экономические показатели: уровень дохода средний-выше среднего, заработок от 15 000 рублей на человека в семье.
    Географические показатели: место расположения – москвич либо турист
    Психографические показатели: уклад жизни – деловой человек, ценящий свое время, не обладающий собственным авто, не любящий передвигаться на общественном транспорте, для перемещения в зоны, где невозможно оставить собственное средство передвижения.
    Поведенческие показатели: степень активности – выше средней, обстоятельства пользования услуги – обдуманные, но возможны стихийные.
 
      По возрастному критерию
    Москва Частники Радио-такси Прочее
    <20 лет 12% 3% 85%
    20-35 лет 28% 15% 57%
    35+ лет 15% 29% 56%