Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольное законодательство в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5
    1.1. Сущность монополии…………………………………………………5
    1.2. Виды монополии……………………………………………………..11
    Антимонопольное законодательство……………………………………….16
    2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16
    2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства
           в России……………………………………………………………….18
    2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы…………………………..36
Приложения 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  работы. Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
    Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению  отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
    Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.
    Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить понятие и виды монополии;
    - определить Сущность антимонопольного законодательства
    - охарактеризовать  особенности развития антимонопольного законодательства в России;
    - выявить  особенности антимонопольного законодательства за рубежом.
    Объектом  работы выступает антимонопольное законодательство как 

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
    С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
    В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
    Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.
    Таким образом, мы определили, что предметом работы выступает динамика развития антимонопольного законодательства в России и за рубежом.
    На  основании определенных  нами цели, задач, объекта и предмета исследования образовалась соответствующая структура работы, которая включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
    Теоретической основой исследования стали научные  труды и разработки ведущих отечественных  экономистов, раскрывающих закономерности развития антимонопольного законодательства.
    В особенности можно выделить работы: Булатова А.С., Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., Корогодина, Н.С., Райзенберга Б.А.
 

    ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИИ
      Сущность  монополии
    Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:
    как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно «монополия» в переводе с греческого дословно означает «один продаю»);
    как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
    как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.
    Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в  целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.
    Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с  помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (график 1).
         
 

    
    График 1 

            P 
      
 
 

                     P=d=AR  
 

                Q 
    0
                 MR  
 

    Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
    Монополия возникает там и тогда, где  и когда велики барьеры для  вступления в отрасль. Это может  быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании – в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения – закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
    Монополия может иметь своей основой исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Примером является деятельность компании «Де Бирс», которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
    На  рубеже позапрошлого и прошлого веков  публицисты социалистического направления  дали массу красочных описаний агрессивной  деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона  «Империализм» (1902 г.), Р. Гильфердинга «Финансовый капитал» (1910 г.), Н.И. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 г.) и В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Однако, в настоящее время жесткие действия монополий, как и «нечестная» конкуренция в целом, строго запрещены в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
    Сущность  монополии характеризуется следующими моментами:
    1. Монополия возникает из господства  в производстве;
    2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
    3. Благодаря монопольным ценам  монополия получает монопольно  высокую прибыль.
    Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы  показать, при какой цене и каком  объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру.
      Пример 1. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах. (Таблица 1)
    1 тыс. ед. своей продукции монополист  может продать по цене 500 руб.  В дальнейшем при расширении  сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден  каждый раз снижать ее цену  на 2руб., поэтому предельный доход  сокращается на 4руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
    На  конкурентном рынке, когда цена и  предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена продукции была бы ниже, чем в условиях 

    Таблица 1. Динамика издержек и доходов фирмы  в условиях монополии.
    Выпуск  продукции, тыс. ед.     Издержки     Цена     Доход     Прибыль, тыс. руб.
    Валовые тыс. руб.     Предельные, руб.     Валовой, тыс. руб.     Предельный, руб.      
    0     1000     -     -     -     -     -1000
    1     1470     470     500     500     500     -970
    2     1890     420     498     996     496     -894
    3     2265     375     496     1488     492     -777
    4     2600     335     494     1976     488     -624
    5     2920     320     492     2460     484     -460
    6     3230     310     490     2940     480     -290
    7     3535     305     488     3416     476     -119
    8     3850     315     486     3888     472     38
    9     4180     330     484     4356     468     176
    10     4535     355     482     4820     464     285
    11     4900     365     480     5280     460     380
    12     5280     380     478     5736     456     456
    13     5680     400     476     6188     452     508
    14     6105     425     474     6636     448     531
    15     6560     455     472     7080     444     520
    16     7040     480     470     7520     440     480
    17     7550     510     468     7956     436     406
    18     8090     540     466     8388     432     298
    19     8665     575     464     8816     428     151
    20     9275     610     462     9240     424     -35
 
    Так же выбор фирмой-монополистом цены и объема производства можно изобразить графическим способом. (Приложение 1) 

    Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.
    Любая фирма, спрос на продукцию которой  не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.
    Поэтому график предельного дохода монополиста  имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.
    Попытаемся  определить правило максимума прибыли  для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом  и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в точке максимума прибыли MR=MC (т.е. предельный доход равен предельным издержкам). (График 2) 

    График 2 

    P, MR,
         MC        D 

                            MC
                 

      P

        m
 
                    E
                    
                            D(AR)
    
    Q                             MR          Q
       m 

    Равенство предельного дохода предельным издержкам  для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.
    Если  монополист захочет сократить объем  продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так  как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm , то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC  будут во все большей мере превышать предельный доход MR. На графике возможный проигрыш в этом случае характеризуется заштрихованным участком справа. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR=MC, и реализация данного объема выпуска по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).

    1.2 Виды монополий

     Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.
    По  масштабам охвата рынка монополия  может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.
    В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:
    - естественные монополии (возникающие в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее;
    - легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);
    - искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).
    Так же монополии разделяются на: закрытые,  и открытая.
    Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом1.
    Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией2.
    Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
    Так же немаловажным является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
    Учёными выделяются несколько последствий  монополизации:
    I.  недопроизводство товаров
    завышение цен
    предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
    IV. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
    Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
    Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно,  а являлось составной  частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.
    Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько. Большое  значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт, вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
    Другая  причина была связана с удобством  централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие  решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными  плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.
    В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.
    Причем  дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!!!)  было подвержено сильной монополизации.
    Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.
    Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
    Однако  гораздо большее значение имело  изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились  последствия монополизации и  ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации,  до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей – х-неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.
 

    II. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    2.1 Сущность антимонопольного  законодательства

 
    Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
    К числу вопросов, регулируемых антимонопольным  законодательством, относятся:
    1. Промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;
    2. Социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;
    3. Промышленная политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.
    Необходимость применения антимонопольного законодательства легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста :
          1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.
       2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.
          3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек(или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.
          4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.
          5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую то часть людей.
          6) Монополист понимает, что если он просто повысит  цену на товар, то спрос на  этот товар упадет, а следовательно  упадет и выручка монополиста.  Но свой доход он может поднять  другим способом: Он может снизить  количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.
          Итак, присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно можно говорить о необходимости применения антимонопольного законодательства, в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление.  

    2.2 Особенности развития антимонопольного законодательства в РФ 

    В социалистических странах борьбы с  монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось  наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.
    В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ? всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию.(Приложение 3)
    «Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований».
    Сегодня в России создано свое антимонопольное  законодательство. Однако реализовать  его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести о ее воссоздании конкуренции. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.
    Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений  выявили настоятельную потребность  в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.
    Такое законодательство начало создаваться  с принятием в 1991 г. Закона «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». Этот Закон много раз подвергался  изменениям, что отражало изменения  рыночной среды. Наиболее существенные изменения были внесены в 1995 г. В этом же году были приняты законы «О естественных монополиях» и «О рекламе». Наконец, в 1999 г. принят Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Все эти законы взаимосвязаны по сфере регулируемых отношений. Они приводятся в исполнение, как правило, одними и теми же государственными органами — федеральным органом исполнительной власти, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными органами. Многие понятия, используемые в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» как законе основополагающем, применяются и в иных законах, так или иначе регулирующих конкурентные отношения. Все законы имеют общую цель — регулирование государством поведения на рынке его участников, обеспечение конкурентной политики и контроля соблюдения законодательства, осуществление контроля концентрации капитала. Совокупность упомянутых законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня обычно именуют законодательством о конкуренции или конкурентным законодательством Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство о конкуренции, но и системы органов государства, задачами которых являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, зашита конкуренции, применение мер принуждения и ответственности за антиконкурентное поведение, сформировалось также и самостоятельное антимонопольное или конкурентное право.
    Роль  государства в регулировании рыночной экономики.
    Без активной роли государства не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности  и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
    Центральный вопрос государственного регулирования  – проблема разработки стратегии  социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.
    Реализация  экономических реформ потребовала  создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
    Несмотря  на относительно небольшой срок существования  российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно  выделить несколько этапов.
    1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
    2. Второй этапформирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
    3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
    4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
    А. Ценовое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
    Б. Правовое оформление политики демонополизации.
    В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно  к отдельным сферам хозяйственного оборота.
    5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
    6. Шестой этапформирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
    Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего  развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
    Об  остроте проблемы свидетельствует  практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР «О конкуренции и антимонопольной  деятельности на товарных рынках» устанавливает  перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
    Федеральным органам исполнительной власти запрещается  принимать акты и совершать действия, направленные на:
    введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
    установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;
    выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;
    предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.
    Анализ  деятельности антимонопольных органов  России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
    Практика  показывает, что в различных субъектах  Российской Федерации имеют место  несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом  нарушений Закона о конкуренции  является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».
    Во  многих регионах Российской Федерации  сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
    Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.
    Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией  федерального закона «О государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-водочных изделий).
    Система антимонопольных  органов и порядок  их формирования.
    В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это, по нашему мнению, основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.
    Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.