На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Курс лекций по бухгалтерскому делу

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет» 
 
 
 
 

Бухгалтерское дело 
 

Курс  лекций по дисциплине «Бухгалтерское дело» для студентов центра дистанционного обучения  по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Набережные  Челны – 2008 г.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

     В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, на сколько рационально организован бухгалтерский учёт на предприятии и на сколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы и специалистов в области бухгалтерского учёта, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.
     Бухгалтерское дело – это система отражения  различных хозяйственных процессов  и явлений хозяйственной жизни.
     Элементами  метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов, т.е. продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего развития.
     Таким образом, деятельность бухгалтерской  службы по сбору, регистрации, обобщению  информации обо всех хозяйственных  операциях на предприятии в специально оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учёта и хранения составляют сущность бухгалтерского дела.
     Основными задачами бухгалтерского учёта является:
    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчётности; обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций;
    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
     При этом в сферу бухгалтерского дела включается:
      приём, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и её отправка по назначению;
      приём документов на рассмотрение и подписание администрацией;
      распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения, а также ознакомления сотрудников с директивными актами;
      учёт стадий происхождения, исполнения документов с обеспечением их сохранности;
      сдача дел в архив и обеспечение их хранения.                                                                                       Лекция 2

2. ЦЕЛЬ И ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

     Важнейшей предпосылкой правильной организации  бухгалтерского дела в современных  условиях является государственное  регулирование бухгалтерского учёта. Государственное руководство обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учёте, унификация учётных регистров, форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономичному расходованию средств на ведение бухгалтерского учёта.
     Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учётом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров. К этим вопросам можно отнести:
     а) разработку методологии бухгалтерского учёта;
     б)введение в практику новых форм и методов  организации бухгалтерского учёта.
     В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учёте» общее методологическое руководство возложено на Правительство  РФ. Методологическим центром по бухгалтерскому учёту является Министерство Финансов РФ, где разрабатываются нормативные  акты о бухгалтерском учёте и отчётности, обязательные к исполнению всеми организациями. При разработке нормативных актов Министерство Финансов РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через методологический совет по бухгалтерскому учёту и отчётности.
     В регулировании бухгалтерского учёта  важная роль отводится Государственной  Думе, которая разрабатывает и  принимает законодательные акты по бухгалтерскому учёту. Для этого  существует экспертный совет. Его работа призвана оказать большую помощь общественным организациям. Прежде всего, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов РФ и стран содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России, Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учёту и аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке или переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также разработке нормативных документов по бухгалтерскому учёту и аудиту и норм профессиональной этики.
     Бухгалтерское дело, являясь составной частью бухгалтерского учёта, обеспечивает организационные и технические условия по сбору, обработке и формированию документов, составляет информацию для внешних и внутренних пользователей. Формирование информации, удовлетворяющей потребностям заинтересованных пользователей  обеспечивает руководство организации, которое несёт ответственность за достоверность информации и её своевременно предоставляет.
     Таким образом, эффективная и рациональная организация бухгалтерского дела на предприятии является необходимым  условием функционирования всей системы бухгалтерского учёта, от которой зависит возможность получения и предоставления заинтересованным пользователям всей необходимой информации.

3. СВЯЗЬ БУХГАЛТЕРСКОГО  ДЕЛА С ДРУГИМИ  НАУКАМИ

     Бухгалтерское дело является составляющей частью управления и представляет собой сложную систему отражения и познания различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Сущность же указанных процессов и явлений раскрывается экономической теорией. Поэтому общей теоретической основой познания объектов бухгалтерского дела является экономическая теория, изучающая экономические законы производства и распределения материальных благ в обществе. Информация бухгалтерского дела широко используется для характеристики экономики различных организаций и отраслей народного хозяйства, расчета различных показателей экономической эффективности процессов воспроизводства материальных благ. Отсюда следует, что бухгалтерское дело тесно связано с такими науками, как макро- и микроэкономика (организаций различных отраслей народного хозяйства).
     Непосредственная  связь бухгалтерского дела и аудита заключается в том, что проведение ревизий и аудиторских проверок осуществляется в основном по данным бухгалтерского дела. Выявленные в ходе проверки отдельные результаты в свою очередь используются для исправления и корректировки учетных записей (при выявлении ошибок, недостач или излишков ценностей и т.п.).
     Тесная  связь существует также между  бухгалтерским делом и финансовыми дисциплинами (финансы, финансовый менеджмент, деньги, кредит, банки, биржевое дело, налоги и налогообложение). Показатели бухгалтерского дела используются при составлении финансовых бюджетов, бизнес-планов, расчетов по налогам и налоговых деклараций. В свою очередь указанные дисциплины изучают определенные стороны хозяйственных процессов, в них исследуется сущность и закономерности хозяйственных явлений.
     Использование показателей бухгалтерского дела для  статистических обобщений обеспечивают тесную связь бухгалтерского дела с экономической статистикой. Данные бухгалтерского дела в организациях используются не только для контроля экономических расчетов, но и при проверке законности функционирования организации. Отсюда следует, что бухгалтерское дело неразрывно связано и с такой наукой, как правоведение.
     Информация  бухгалтерского дела широко используется в процессе осуществления маркетинговых исследований; проведения работ по проектированию научной организации труда и производства; осуществления экономико-математического моделирования отдельных процессов и хозяйственных результатов. На базе всех указанных научных разработок и проектных работ администрация организации может принимать обоснованные управленческие решения на всех уровнях и участках хозяйственной деятельности экономического субъекта. В тоже время функция обратной связи бухгалтерского дела обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования способов получения полезной, уместной и надежной информации для решения управленческих задач. Вот почему бухгалтерское дело тесно связано с такими дисциплинами, как менеджмент, маркетинг, научная организация производств, экономика труда, экономико-математическое моделирование и программирование.
     Оперативность получения информации, а также  ее качество и эффективность использования в управлении хозяйственными процессами организации значительно повышается в условиях автоматизации бухгалтерского дела. Использование ЭВМ предполагает применение различных приемов и способов систем компьютерной обработки данных (КОД). Поэтому уровень подготовки бухгалтера должен быть достаточно высоким в области информационных технологий для выполнения работ по обработке информации, необходимой для организации бухгалтерского дела. Отсюда следует, что бухгалтерское дело связано также с информатикой, компьютеризацией учетно-аналитических вопросов и информационными системами в экономике.

4. РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА В РОССИИ

     Появление акций и других ценных бумаг, использование  иностранной валюты при выходе на международный рынок, инфляционные признаки в экономике, отказ от централизованного регулирования ценообразования, новые виды расчетов между организациями и многие другие аспекты рыночных отношений потребовали соответствующих изменений методологии учета. Правительством РФ 1998г были приняты решения посвященные комплексу мер связанных с реформированием бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
     Программа включает следующие цели:
     1. сформировать систему стандартов  учета и отчетности обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
     2. обеспечить увязку реформ бухгалтерского  учета в России с основными  тенденциями гармонизации стандартов  на международном уровне;
     3. оказать методическую помощь  организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической  среды, складывающейся в стране. Она  была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, был использован опыт стран с развитой рыночной экономикой и концепция отвечает международным принципам учета и отчетности.
     Концепция является основой построения бухгалтерского учета в стране и призвана:
    обеспечить заинтересованных специалистов информацией об общих подходах организации и ведения бухгалтерского учета;
    быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
    быть в основе принятия решений по вопросам, не регулируемым нормативными актами;
    помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных содержащихся в бухгалтерской отчетности.

5. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

     Бухгалтерское дело неразрывно связано с бухгалтерским учётом, так как является его составной частью. В свою очередь, возникновение и развитие бухгалтерского учёта является составной частью истории человеческого общества. Современная наука в настоящее время не может дать однозначный ответ, когда появился бухгалтерский учёт. Это объясняется скудностью сохранившихся источников учётных документов, использовавшихся нашими предками.
     Потребность в учёте, контроле возникла на самых  ранних ступенях человеческого развития и существовала в различных общественных экономических формациях.
     История хозяйственного учёта насчитывает  более 6000 лет. Существуют многочисленные свидетельства ведения учётных  записей во времена создания Александром  Македонским одной из величайших империй (332 г. до н. э.). Развитие систем учёта наблюдалось в Китае ещё в 2000 г. до н. э., а элементы двойной записи – в Риме. Римлянам было знакомо понятие «амортизация». С развитием производительных сил совершенствовался и развивался хозяйственный учёт, который стал одним из эффективных средств управления государством. Так, например зачатки государственного учёта были присущи китайской династии Шан, правившей в 1600 г. до н.э., а свидетельства существования государственного учёта в Индии относятся к 2300 г. до н.э.
     Развитие  учёта в период раннего средневековья  было замедленным, так как преобладало  натуральное сельское хозяйство, и  слабо были развиты торговля и  обмен.
     В России хозяйственный учёт начал  развиваться ещё в 9 веке в Новгороде.
     В эпоху Петра I был учреждён приказ «счётных дел», предполагающий вести учёт денежных средств и контролировать государственные финансы. В этот же период Петром I в армии была введена должность аудитора, который занимался расследованием дел, связанных с имущественными спорами. Аудиторов тогда называли присяжными бухгалтерами.
     Бурное  развитие бухгалтерский учёт получил  в 19 веке, т.е. в период развития промышленности и торговли. К началу 20 века быстро начали развиваться промышленность, транспорт, торговля, банки. Это требовало  ускоренными темпами развивать и совершенствовать отраслевой учёт, без которого нельзя было успешно вести хозяйство. С появлением вычислительной техники, персональных компьютеров возможности бухгалтерской службы расширились. Теперь она занимается не только непосредственно учётом, но и участвует в планировании деятельности организации, принятии управленческих решений и контроле за их выполнением. Из сказанного следует, что современный бухгалтерский учёт является системой информационного обеспечения и функцией управления.
     Западные  специалисты считают, что бухгалтерский  учёт в своём развитии прошёл 5 этапов:
    торговый (до 1880 г.)
    предпринимательский (1880 – 1900)
    организационный (1900 – 1950)
    оптимизационный (1950 – 1975)
    стратегический (с 1975 г.)
     Выделение этих этапов носит достаточно условный характер. Это объясняется усреднением исторических данных, так как каждая страна проходила и проходит свой путь развития и совершенствования учёта.

6. ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ  РОССИИ (ИПБ)

     В апреле 1997 года в РФ было создано некоммерческое партнёрство ИПБ России. Учредителями являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ.
     ИПБ РФ объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Он представляет руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.
     Основными целями и задачами ИПБ являются:
    Объединение в профессиональную единую организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учёта, аудита, финансового менеджмента, юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансового – экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учёта, экономического анализа и финансового менеджмента, а также повышение квалификации работников бухгалтерского и финансово – экономического профиля.
    Организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учёта, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса значимости на профессиональном рынке труда и услуг.
    Разработка методологии и методики бухгалтерского учёта и аудита.
    Создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях в области регулирования бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита.
    Совершенствование профессиональной деятельности персонала, связанного с ведением бухгалтерского учёта, аудитом, финансовым менеджментом.
    Внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учёта, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии МСФО.
    Формирование у специалистов экономического мышления соответствующего рыночным отношениям.
    Представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ, оказание им помощи в защите профессиональных интересов.
     ИПБ России имеет на территории страны свои филиалы и представительства, которые являются его обособленными  подразделениями. В своей работе ИПБ учитывает интересы, как на территории РФ, так и в отдельных  отраслях народного хозяйства.
     Отраслевое направление работы института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учёта в организациях страны по вертикальному признаку. Основными задачами в этой области являются:
    разработка нормативных актов бухгалтерского учёта учитывающих отраслевую специфику.
    организация обучения бухгалтеров и аудиторов отраслевым особенностям бухгалтерского учёта.
    организация толкования отраслевых нормативных документов.
     Органами  управления ИПБ являются:
    общее собрание членов ИПБ;
    президентский совет членов ИПБ;
    дирекция ИПБ.
     Высшим  органом управления ИПБ является общее собрание членов ИПБ. В РФ 67 территориальных органов управления ИПБ.

7. РОЛЬ И МЕСТО ИПБ РОССИИ  В ДЕЛЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА

     Формирование  в Российской Федерации Института  профессиональных бухгалтеров явилось следствием осуществления реформы бухгалтерского учета в стране.
     С момента своего образования ИПБ  активно включился в процесс реформирования учета, так как одно из основных целей его создания является разработка новой методологии и методики учета в стране.
     Являясь добровольным союзом квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров, ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации учета.
     С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета. Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа. Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей межведомственной  комиссии  по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.
     Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
     Аналогично  строится работа и по созданию ряда отраслевых нормативных документов. В настоящее время Минфин России рассматривает возможность не только привлечения специалистов ИПБ к участию в разработке отдельных документов в области бухгалтерского учета и аудита, но и постепенную передачу ИПБ России ряда функций регулирования учета в стране. Следует подчеркнуть тот факт, что именно ИПБ России, Правительством РФ поручено завершить процесс аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит. Это является признанием со стороны Правительства РФ и Минфина РФ заслуг ИПБ в подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров. Можно отметить, что в настоящее время ИПБ России играет главенствующую роль в этом процессе.
     Институтом  профессиональных бухгалтеров:
     1) создана и постоянно обновляется программа обучения главных бухгалтеров;
     2) разработана и активно действует система аттестации главных бухгалтеров на получение аттестата на звание «Профессиональный бухгалтер», позволяющего ему вступить в действительные члены ИПБ России;
     3) вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все ведущие экономические ВУЗы страны;
     4) создана система постоянного ежегодного повышения квалификации действительных членов ИПБ России для продления ими аттестата профессионального бухгалтера.
     Одной из важнейших задач функционирования ИПБ является создание системы информационного обеспечения деятельности бухгалтеров.
     Под системой информационного обеспечения  бухгалтеров понимается информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы. Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.
     На  ближайшую перспективу ИПБ России в области информационно-технического обеспечения планирует:
     1) создание и внедрение систем оперативного размножения информации для членов ИПБ;
     2) развитие информационных связей и создание единой корпоративной сети;
     3) создание технической площадки ISP (Интернет-сервис провайдер), 
основной целью которой является предоставление членам ИПБ России бесплатного доступа к информационным ресурсам и др.

     Таким образом, роль ИПБ России в реформировании учета в стране нельзя недооценивать. За годы своего существования Институт не только пополнил ряды своих членов (более 130 тыс. человек), но и превратился в мощную профессиональную организацию, претендующую на активное участие в регулировании бухгалтерского учета в стране.

8. ЧЛЕНСТВО В ИПБ РОССИИ

     Членами ИПБ являются физические и юридические  лица, чья заинтересованность в совместном решении задач ИПБ России и достижении его Уставных целей оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями и документами, позволяющими учитывать количество членов ИПБ России.
     В ИПБ России предусмотрены следующие  виды членства:
     1) ассоциированные Члены ИПБ России:
       а - претендент,
        б - преподаватель;
         в - бухгалтер-экономист коммерческой организации;
     2) действительные Члены ИПБ России;
     3) корпоративные Члены ИПБ России;
     4) ассоциативные Члены ИПБ России;
     5) почетные Члены ИПБ России.
     В целях объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов 17 ноября 1998 г. президентским советом ИПБ России было принято решение о приеме в члены Института аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, по их заявлениям. Аудиторы, ставшие членами Института, получают одинаковые права с членами ИПБ, имеющими аттестат профессионального бухгалтера, включая право подписи бухгалтерской отчетности. Однако членство в ИПБ России не дает право аудитору получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера без дополнительного обучения.
     Для его получения аудитору необходимо пройти обучение по продвинутому курсу и сдать квалификационный экзамен на аттестат профессионального бухгалтера.
     Аудиторы, как члены ИПБ России, могут  принимать участие в работе комитетов, экспертных советов, рабочих групп, созданных при ИПБ.
     Членство  в ИПБ России не накладывает на его членов никаких ограничений в их основной и любой другой деятельности. Юридические лица осуществляют членство в ИПБ России через своих полномочных представителей.
     Члены ИПБ имеют право:
     1) участвовать в управлении делами ИПБ и его структурных подразделений;
     2) вносить предложения по совершенствованию законодательства и нормативной базы в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и других вопросов, связанных с деятельностью ИПБ;
     3) участвовать в разработке документов, определяющих основные направления деятельности ИПБ; 4) участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых ИПБ, в частности, в конкурсах, семинарах, конференциях, симпозиумах, съездах и т.д.;
     5) непосредственно обращаться в ИПБ за содействием и помощью в 
целях защиты профессиональных интересов;

     6) пользоваться консультационными, информационными и иными услугами ИПБ на льготной основе;
     7) вносить замечания и предложения по улучшению работы ИПБ и его органов;
     8) пользоваться всесторонней поддержкой ИПБ при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы членов ИПБ в органах государственной власти и управления;
     9) получать информацию о деятельности ИПБ;
     10) использовать символику ИПБ на условиях и в порядке, определяемом президентским советом ИПБ и в соответствии с действующим законодательством;
     11) пользоваться в первоочередном порядке организационно-методической помощью в подготовке и переподготовке кадров профессиональных бухгалтеров;
     12) публиковать в изданиях ИПБ работы, выполненные по поручению ИПБ или получившие одобрение президентского совета;
     13) обращаться за содействием и получать рекомендации ИПБ для трудоустройства и т.д.
     Члены ИПБ добровольно принимают на себя обязанности:
     1) соблюдать положения устава ИПБ, кодекса этики профессионального бухгалтера;
     2) надлежаще исполнять принятые на себя обязательства по отношению к ИПБ;
     3) всемерно способствовать решению задач, стоящих перед ИПБ;
     4) выполнять решения руководящих органов;
     5) активно участвовать в работе ИПБ по развитию и совершенствованию бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
     6) ежегодно повышать профессиональную квалификацию; 7) своевременно уплачивать членские взносы;
     8) соблюдать интересы ИПБ;
     9) не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности 
ИПБ;

     10) если член ИПБ в силу своего статуса, используя права Членов ИПБ, 
нанес моральный или материальный ущерб организации, он обязан возместить причиненные убытки в полном объеме, в установленном Законом порядке.

9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТОРОВ

     Существует  целый ряд профессиональных национальных организаций аудиторов. Основные из них:
     1. Национальная Федерация консультантов  и аудиторов. Была создана в марте 2000 г. в форме некоммерческого партнерства. Основные цели:
     а) консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования  аудиторской деятельности в России;
     б) внедрение международных стандартов аудита в профессиональной деятельности;
     в) создание методологических основ систем внутреннего контроля;
     г) представление и защита интересов  членов Федерации при осуществлении  ими профессиональной деятельности;
     д) организация взаимодействия и поддержка  деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.
     2. Российская коллегия аудиторов.  Создана в 1992 г. как некоммерческая  организация. Коллегия призвана  содействовать развитию и совершенствованию  аудита в России, укреплению международных  связей российских аудиторов,  повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии.
     3. Институт профессиональных аудиторов.  Создан в 1995 г., является саморегулируемой  организацией и учрежден для  содействия в осуществлении профессиональной  деятельности членов института.
     4. Аудиторская палата России. Начала свою деятельность в 1995 г. функционирует как ассоциация. В соответствии с законодательством в ее состав входят профессиональные аудиторские объединения и высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и аттестации аудиторов.
     Аудиторская палата включает в себя ряд комитетов:
     - по законодательству;
     - по стандартизации;
     - по повышению квалификации;
     - по профессиональной этике и  др.
     5. Аккредитованные профессиональные  аудиторские объединения. Это  объединения аудиторов, аудиторских организаций, целью которых является обеспечение условий аудиторской деятельности для своих членов, защита их интересов.

10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОФФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ

     1. Комитет по международным учетным  стандартам.
     Был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира. Деятельность комитета сводится к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием социально-экономических факторов. К настоящему времени комитет издал более 40 международных учетных стандартов. Комитет был создан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Японии, Великобритании, США и др. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организации из 75 стран.
     2. Международная Федерация бухгалтеров.
     Была  создана в 1977 г. для развития и  укрепления престижа бухгалтерской  профессии. Членами Федерации являются представители профессиональных организаций более 70 стран. В составе Федерации действуют несколько комитетов, в частности комитет по профессиональной подготовке бухгалтеров и аудиторов, комитет по этике, который занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики.
     3. Организация Объединенных Наций.
     Также проявляет определенный интерес  к проблемам учета и отчетности. В ООН этим занимается межправительственная рабочая группа экспертов по международным  стандартам учета и отчетности.
     4. Организация экономического сотрудничества и развития.
     Объединяет  правительства 24 стран, включая большинство  индустриально развитых государств: Австралию, Австрию, Канаду, Францию, Германию, Японию и др. Ее цель – способствовать экономическому развитию стран-членов организации путем оказания консультативной помощи по широкому спектру проблем таких как, например, проблема упорядочения валютных курсов.
     Кроме названных международных организаций  существуют региональные профессиональные бухгалтерские организации.
     5. Европейское экономическое сообщество.
     Создано в 1957 г. В него входят 12 стран. Главными задачами являются обеспечение свободного обращения материальных, трудовых, финансовых ресурсов, единых таможенных правил и гармонизация права.
     6. Африканский совет по бухгалтерскому учету.
     Основан в 1979 г., членами являются правительственные  организации бухгалтеров из 27 африканских  стран.
     7. Ассоциация бухгалтеров стран  Америки.
     Объединяет  бухгалтерские организации 21 страны американских континентов.
     8. Федерация бухгалтеров государств Юго-Восточной Азии.
     Объединяет  бухгалтерские организации 5 стран-членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда.
     9. Конфедерация бухгалтеров Азиатского  и Тихоокеанского регионов.
     Объединяет  представителей более 20 стран.
     10. Федерация Европейских бухгалтеров.
     Была  создана в 1986 г. в результате объединения  двух профессиональных ассоциаций. Одна представляла общий рынок, вторая –  другие Европейские страны.

11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

     В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в отраслях, а также определение роли государственных органов в ее создании.
     Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском  учете являются:
    Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств, хозяйственных операций осуществляемых организациями.
    Составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходов и расходов, необходимых пользователям бухгалтерского учета.
     Регулирование бухгалтерского учета в РФ
Уровни  регулирования бухгалтерского учета

Общее методическое руководство бухгалтерского учета в РФ

 
Органы, которым ФЗ предоставлено право  регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законами РФ, разрабатывают  и утверждают в пределах своей  компетенции обязательной для исполнения всеми организациями на территории РФ

    Организации, руководствующиеся законом РФ «О бухгалтерском учете», нормативными актами органов регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности
 
     Систему законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно разбить на следующие уровни:
    Уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты: ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ и др.
    Указы президента РФ в части бухгалтерского учета. Эти указы могут устанавливать общие принципы осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций.
    Постановления и распоряжения правительства РФ.
    ПБУ разрабатываемые и утверждаемые Минфином РФ.
    Методические рекомендации, инструкции, нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений, разрабатываемые и утверждаемые отраслевыми министерствами и ведомствами.
    Указания, письма, документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня.
    Внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями и утверждаемые Приказом руководителя организации.

12. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ  В РФ

     С 01. 01. 1999 г. во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета введено в действие новое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в РФ , соответствующее международным стандартам финансовой отчетности.
     Положение состоит из 6 разделов, 13 статей.
     Раздел 1. Общие положения. Определяется порядок  организации ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству РФ, раскрываются взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, а также рассматриваются такие понятия, как бухгалтерский учет, объекты и основные задачи бухгалтерского учета, регулирование организации бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами и указываются ответственные лица за их выполнение (руководители организаций).
     В зависимости от объема учетной работы руководитель может:
    учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;
    ввести в штат должность бухгалтера;
    передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру-специалисту;
    лично вести бухгалтерский учет.
     Руководитель  организации приказом или письменным распоряжением утверждает учетную политику, а также:
     - рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    формы первичных учетных документов (нетиповых);
    методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
    порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
    правила документооборота технологию обработки учетной информации;
    порядок контроля за хозяйственными операциями и различными решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета.
     Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета. Включает: требования к ведению бухгалтерского учета, порядок документирования хозяйственных операции, регистры бухгалтерского учета, методы оценки имущества и обязательств.
       Раздел 3. Основные правила  составления и  представления бухгалтерской  отчетности. Состоит  из двух подразделов.
     В подразделе «Основные требования»  указано, что все организации  составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим  итогом с начала отчетного года по установленным формам (кроме бюджетных  организации, которым состав бухгалтерской  отчетности определяет Минфин России).
     Подраздел «Правила оценки статей бухгалтерской  отчетности» охватывает статьи: незавершенные  капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция  и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал и резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации.
     Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской  отчетности предусматривает, что для  всех организаций (за исключением бюджетных) определены каналы представления отчетности, объем форм представляемой годовой отчетности, сроки представления годовой бухгалтерской отчетности, что годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей – банков, инвесторов, покупателей, поставщиков и других. Порядок публикации бухгалтерской отчетности определен законодательством РФ.
     Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской  отчетности. Регламентирует порядок, согласно которому:
     а) в бухгалтерские отчеты включаются отчеты дочерних фирм в порядке, установленном Минфином РФ;
     б) сводные годовые бухгалтерские  отчеты составляются федеральными министерствами и организациями исполнительной власти;
     в) установлены сроки представления  сводной годовой бухгалтерской  отчетности федеральными министерствами и федеральными органами исполнительной власти;
     г) сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный  бухгалтер организации. Их ответственность  определяется законодательством РФ.
     Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета. Предусматривает соблюдение следующих правил:
     - срок хранения первичных учетных  документов, регистров, рабочих планов  счетов бухгалтерского учета; 
     - изъятия первичных документов  производится только органам  дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой полицией, инспекцией;
     - ответственность за организацию  хранения документов несет руководитель  организации.

13. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ  УЧЕТУ (ПБУ)

     Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются 
важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной 
Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

     Разработка  положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. В целом структура каждого стандарта включает:
     -введение (общие положения);
     -определение;
     -содержание;
     -необходимые  пояснения (предписания), регулирующие  процедуру практического применения  отдельных требований;
     -дату  вступления в действие.
     Во  введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском 
учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой 
этого Положения. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации. Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением.

     Во  второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих  объектов 
учета, и их показатели. Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта).

     Каждое  Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета.
     Все Положения (стандарты) подразделяются на три основные группы:
     1. Общие вопросы раскрытия информации.
     Стандарты этой группы устанавливают основы формирования учетной политики и бухгалтерской  отчетности, а также раскрытия  соответствующей информации.
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «События после отчетной 
даты» ПБУ 7/98 устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Условные факты хозяйственной  деятельности» ПБУ 8/01 устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000 устанавливает порядок раскрытия информации об аффинированных лицах в бухгалтерской отчетности;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Информация по сегментам» 
ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности.

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Информация о прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
     2. Активы и обязательства организации.
     Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского 
учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и 
обязательств.

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет активов и обязательств, 
стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 устанавливает особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в рубли;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» 
ПБУ 6/01 устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах, находящихся у организации 
на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет займов и кредитов и 
затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 устанавливает правила формирования в учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным кредитам и займам, включая привлечение заемных средств путем 
выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет расходов по научно- 
исследовательским и технологическим работам» ПБУ 17/02 раскрывает порядок отражения в учете предприятий затрат на выполнение НИОКР, условия признания данных расходов и порядок их списания;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет расчетов по налогу 
на прибыль» ПБУ 18/02 определяет порядок отражения в бухгалтерском учете 
расчетов по начислению и уплате налога на прибыль;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 раскрывает порядок признания и отражения в учете предприятий финансовых вложений.
     3. Финансовые результаты организации.
     Стандарты этой группы устанавливают особенности бухгалтерского 
учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов операций, 
доходов и расходов.

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет договоров (контрактов) на капитальное  строительство» ПБУ 2/94 устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда на капитальное строительство;
     — Положение по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» ПБУ 
9/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете 
информации о доходах;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 
10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете 
информации о расходах;

     — Положение по бухгалтерскому учету  «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
     Вместо  трех положений: «Сводная бухгалтерская  отчетность», «Прибыль на акцию», «Доверительное управление имуществом» были выпущены Методические указания. Это связано  с неготовностью Минфина по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам нормы ПБУ.
       Разработанные Положения по бухгалтерскому учету в значительной 
степени соответствуют аналогичным международным стандартам. При этом 
значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учета 
признается даже более существенной, так как они, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.

14. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ИНСТРУКЦИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ  БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА. РАБОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ

       Методологические указания и другие нормативные акты – это документы третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране. В составе нормативных документов можно выделить:
    Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и президентским советом ИПБ.
    Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением совета директоров ЦБ.
    Положение ЦБ России «О безналичных расчетах в РФ».
    Методологические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ.
    Методологические рекомендации о порядке формирования бухгалтерской отчетности организации, утвержденные Минфином РФ.
    Методологические рекомендации по раскрытию информации о прибыли приходящейся на одну акцию, утвержденные Минфином РФ.
    Методологические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ.
     Несмотря  на имеющиеся трудности в функционировании экономики, негативные явления в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, при наличии разработанных ПБУ, методологических рекомендаций и подготовки бухгалтерских кадров, организация сможет обеспечить полноту и достоверность своей финансовой отчетности.
     Рабочие документы организации.
     Внутренние  документы предприятия относятся  к 4 уровню нормативного регулирования  бухгалтерского учета в стране.
     Организация, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры отрасли, особенностей деятельности.
     Учетная политика оформляется приказом или  распоряжением. При этом утверждается:
    Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержащий счета синтетического и аналитического учета необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованием современности и полноты учета и отчетности.
    Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.
    Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств.
    Правила документооборота и технической обработки учетной информации.
    Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.
     В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная  им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности, то есть составляющий содержание метода бухгалтерского учета.
     Формирует учетную политику предприятия ее руководитель, при этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований зафиксированных в системе регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы.
     Содержание  учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
     Методологический  аспект раскрывает природу отдельных объектов учета исходя из действующей нормативной базы. Способы бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений также должно найти отражение в учетной политике.
     Технический аспектпредусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
    рабочего плана счетов;
    формы первичных учетных документов;
    формы бухгалтерской отчетности;
    время и методы проведения инвентаризации;
    продолжительность первого отчетного года, если предприятие приобрело статус юридического лица после первого октября.
     Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложено на руководителя предприятия.

15. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА

     Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т.е. по сути, выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом.
     В Римской империи (с VII в. до н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторами, прокураторами, квесторами). Квесторы (от лат. quaestor - изыскатель) вначале назначались консулами, а с 447 г. до н.э. избирались народом. С 421 г. существовали четыре квесторские должности, с 267 г. - восемь, при Сулле - двадцать, при Цезаре - временно - сорок. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные - финансовым управлением провинции. Квесторы образовали низший класс в римском сенате.
     После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление предотвращение ошибок.
     Родина  современного аудита Англия. Еще в  IX в. был дан толчок к счету и мере в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.
     Уже в те времена из общего понятия  бухгалтер выделяется смежное понятие - аудитор. За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции  лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.
     Многие  фундаментальные экономические  процессы и механизмы с безусловным  признанием важности учета и контроля рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.
     Первые  документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту, по крайней мере, в 1200гг.
     Продолжалось  развитие форм контроля и в средние  века. Если уж сильно, чересчур проворовавшихся  людей в ту пору нередко вешали или четвертовали, то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отчеты и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слушания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немногие, просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание».
     Впервые бухгалтеры-аудиты появились в Великобритании, примерно в середине 19 века. Закон  о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю, по меньшей мере, один раз в год. Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации производства, и капитала и создавались акционерные общества, ООО, товарищества на вере и другие объединения. Например, в 1867 году во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов АО особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам». Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США бухгалтер-аудитор назывался общественным бухгалтером, во Франции – бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии – контролер хозяйства, контролер книг и др.
       Наряду с аудиторами, занимающихся проверкой бухгалтерских отчетов и балансов, существует и такая категория аудиторов, как консультанты по вопросам налогообложения.
     Особенный толчок развитию аудиторского дела дал  мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых правительственных аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 году было принято правительственное постановление, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчетов и балансов АО и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки. Так же под влиянием экономического кризиса в 1934 году в США была создана так называемая Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все АО, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее 3 месяцев после окончания года, обязательно заверенные аудитором или аудиторской фирмой. Ревизионный сертификат аудитора обычно включался в сам отчет. Отчеты публикуются в какой-нибудь известной финансовой газете, либо бюллетене или в изданиях Статистической службы по ценным бумагам.
     Государственные органы по-разному вмешиваются в  жизнь профессиональных аудиторских  организаций в различных странах. Например, в США и Великобритании существует большая самостоятельность  аудиторских организаций, которые  сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем, насколько добросовестно и квалифицированно аудиторами выполняются их профессиональные обязанности, в странах континентальной Европы аудиторская деятельность организуется правительственными органами.
     Во  всех странах имеются своего рода аудиторские суды чести, рассматривающие  проступки отдельных представителей аудиторской профессии, выражающие им порицание и в некоторых  случаях лишающие аудиторов званий или же выносящие соответствующие  рекомендации для правительственных органов.
     Принято думать, что для России аудит –  явление новое. Однако, эта должность  была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.
       Этапы развития аудита в  России
Этап Характерные особенности
Подготовительный Создание  хозрасчетных ревизионных  групп при Минфине  СССР
Первый 1987 г. Появление первой аудиторской  фирмы АО “Инаудит”
Второй 1989-1991 гг. Попытка принятия законодательного акта об аудиторской  деятельности в СССР
Третий 5 декабря 1991 г. – настоящее время Период  разработки проекта  Закона об аудите и  утверждение “Временных правил аудиторской  деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.)
Четвертый этап Принятие  федерального Закона “Об аудиторской  деятельности”
      

16. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     1. Аудиторская деятельность, аудит  - предпринимательская деятельность  по независимой проверке бухгалтерского  учета и финансовой (бухгалтерской)  отчетности организаций и индивидуальных  предпринимателей (далее - аудируемые лица).
     2. Аудит осуществляется в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  другими федеральными законами  и иными нормативными правовыми  актами по проведению аудиторской  деятельности, изданными в соответствии  с настоящим Федеральным законом.
     3. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
     4. Аудит не подменяет государственного  контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого  в соответствии с законодательством  Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
     5. Аудиторские организации и предприниматели,  осуществляющие свою деятельность  без образования юридического  лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие  аудиту услуги.
     6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
     1) постановка, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление  финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
     2) налоговое консультирование;
     3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных  предпринимателей, экономическое и  финансовое консультирование;
     4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
     5) правовое консультирование, а также  представительство в судебных  и налоговых органах по налоговым  и таможенным спорам;
     6) автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;
     7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
     8) разработка и анализ инвестиционных  проектов, составление бизнес-планов;
     9) проведение маркетинговых исследований;
     10) проведение научно-исследовательских  и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
     11) обучение в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
     12) оказание других услуг, связанных  с аудиторской деятельностью.
     7. Аудиторским организациям и индивидуальным  аудиторам запрещается заниматься  какой-либо иной предпринимательской  деятельностью, кроме проведения  аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

17. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА

     Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
     Главная цель аудитора - дать объективные реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
     Аудит бывает:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.