Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Таким образом, факторы уменьшающие прибыль до налогообложения по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост прибыли от экономико-финансовой деятельности в отчетном году по сравнению с базовым. Более подробно финансовые ресурсы будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы.
2.2 Анализ финансового состояния и использования финансовых ресурсов ОАО «Синтез»
Финансовое состояние предприятия это понятие, которое определяется совокупностью производственно хозяйственных факторов и характеризуется системой показателей отображающих наличием разрешения и использования финансовых ресурсов предприятия.
Для проведения анализа финансового состояния необходимо перейти от аналитического баланса нетто к агрегированному балансу нетто. Путем сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса.
Данные представлены в таблице 3 - Актив сравнительного агрегированного баланса нетто (приложение 1) и таблице 4 - Пассив сравнительного агрегированного баланса нетто (приложение 2)
За отчётный период имущество анализируемого предприятия уменьшилось на 941 тыс.руб., и составило в конце периода 7654 тыс.руб. Данное изменение обусловлено на 2,6% увеличение основных средств, и на 2,6% уменьшение оборотных средств. Уменьшение имущества предприятия на 941тыс.руб., было обеспечено уменьшение собственных средств на 1746тыс.руб.
Далее нам следует найти Коэффициент реальной стоимости имущества, его нормальное значение 50% (0,5), если ниже, то это свидетельствует о преобладании других видов деятельности над основной.
Коэф.нач.года= Коэф.конец года=
В нашем случае коэффициент меньше 0,5, это означает, что на предприятии ОАО «Синтез» преобладают другие виды деятельности над основной.
Оценка финансовой устойчивости ОАО «Синтез»
Финансовая устойчивость – определение состояния счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платёжеспособность. Сущность финансовой устойчивости состоит в обеспечении запасов и затрат источниками формирования. Оценка финансовой устойчивости представлена в таблице 5 (приложение 3)
Финансовое состояние предприятия следует охарактеризовать как абсолютно устойчивое. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат покрывает величину запасов и затрат как на начало, так и на конец анализируемого периода. В конце периода недостаток обеспечения составил 2282 тыс.руб. Исходные данные для оценки финансового состояния ОАО «Синтез» представлены в таблице 6 (приложение 4). Далее представлены коэффициенты в таблице 7.
Таблица 7- Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «Синтез»

Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, равный отношению величины обязательств предприятия к величине его собственных средств. В начале анализируемого периода на предприятии этот показатель был равен 0,36 и увеличился к концу периода до ,068 при нормативном ограничении 1. Хотя значение этого показателя увеличилось всего на ,032, но большее увеличение может привести к опасному увеличению зависимости предприятия от кредиторов.
Коэффициент маневренности равен отношению собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств. Высокие значения коэффициента маневренности положительно характеризуют финансовое состояние, однако каких-либо устоявшихся в практике нормальных значений показателя не существует. На начало года он составил 0,88 и уменьшился к концу анализируемого периода до 0,81. Уменьшение этого коэффициента говорит о незначительном понижении маневренности средств предприятия, остающейся на довольно высоком уровне.[6,155]
Таким образом динамика коэффициентов финансовой устойчивости подтверждает выводы анализа финансовой устойчивости предприятия на основе абсолютных показателей.
Оценка ликвидности предприятия ОАО «Синтез»
Ликвидность - это способность оборотных активов превращаться в наличные деньги.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Анализ ликвидности баланса предприятия ОАО «Синтез» приведен в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ ликвидности баланса ОАО «Синтез»
Из сопоставления наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами видно, что текущая ликвидность предприятия ОАО «Синтез» довольно низкая.
Более глубокая оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов ликвидности, являющихся относительными величинами. Расчет коэффициентов ликвидности приведен в таблице 9.
Таблица 9 - Коэффициенты ликвидности ОАО «Синтез»

Коэффициент общей ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена оборотными средствами, норма
Как видно из таблицы коэффициент абсолютной ликвидности для предприятия на начало года составлял 3,44, а на конец года уменьшился до 2,2, при нормативном значении больше или равном 0,2-0,25.Соответствен о коэффициент абсолютной ликвидности находится в норме.
Коэффициент оперативной ликвидности, показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счёт наличных средств и дебиторской задолженности, норма . На предприятии данный коэффициент на протяжении всего периода был в норме.
Коэффициент абсолютной ликвидности, показывает какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на дату составления баланса или другую конкретную дату, норма На анализируемого предприятии коэффициент на начало года был выше нормы, но к концу года коэффициент оказался в номе.
Коэффициент покрытия рассчитывается для прогноза платежных возможностей предприятия, при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов, норма На нашем предприятии коэффициент находится в норме.
Итак, все коэффициенты ликвидности на предприятии ОАО «Синтез» находятся в норме, следовательно предприятие платежеспособно и финансово устойчиво.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Расчет основных показателей деловой активности представлен в таблице10.
Таблица10 - Коэффициенты деловой активности ОАО «Синтез»

Итак, можно сделать вывод об относительно хорошей деловой активности предприятии, что связано со спецификой продажи фармацевтических изделий т.е. с небольшим сроком коммерческого цикла. Уменьшение этого практически всех показателей деловой активности - отрицательный фактор, так как уменьшается оборачиваемость и, следовательно, уменьшается прибыль предприятия, однако следует заметить что снижение оборачиваемости незначительное.
3 Пути совершенствования управления финансовых ресурсов на предприятии
3.1 Совершенствование методики управления финансовыми ресурсами предприятия

Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами:
      выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
      избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
      лидерство в борьбе с конкурентами;
      максимизация рыночной стоимости фирмы;
      приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
      рост объемов производства и реализации;
      максимизация прибыли;
      минимизация расходов;
      обеспечение рентабельной деятельности и т.д. [12,35]
Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.
Управление финансовыми ресурсами фирмы, ввиду многовариантности его проявления, на практике невозможно осуществлять без профессиональной организации этой работы.
Такая практика организации финансов существовала и существует до сих пор на большинстве предприятий. Но руководителю предприятия следует принять во внимание, что одновременно быть хорошим бухгалтером и хорошим финансистом человек не может.
Главное в работе бухгалтера - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.
Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде. [7,154]
Сегодня предприятие при организации адекватной времени финансовой работы сталкивается с большими трудностями. Опыт успешно работающих фирм показал, что кратчайший путь разрешения этой проблемы находится в руках руководителя предприятия. Сегодня признание получили два подхода к реорганизации финансовой службы фирмы:
      если руководитель - профессиональный финансист, он сам координирует реорганизацию финансовой службы. Это оптимальный вариант, но в отечественной практике это скорее исключение, чем правило;
      руководитель, понимающий задачи и функции современной финансовой службы фирмы, но не будучи профессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекает стороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой модели организации финансовой работы.
Независимо от выбранного подхода к реорганизации финансовой службы, фирма стремится к созданию некой стандартной модели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям.
Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера.
Тем самым подчеркивается исключительная важность этой функции. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.
В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом [12,512] :
      Общий финансовый анализ и планирование;
      Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);
      Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
Выделенные направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие перед менеджером. Состав этих задач может быть детализирован следующим образом.
В рамках первого направления осуществляется общая оценка:
      активов предприятия и источников их финансирования;
      величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
      источников дополнительного финансирования;
      системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагает детальную оценку:
      объема требуемых финансовых ресурсов;
      формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
      степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);
      стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);
      риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Принятие финансовых решений с использованием приведенных оценок выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности.
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    3.2 Направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов


Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать, уменьшая срок оборачиваемости и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств не требует капитальных затрат и ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение товара направляется все большая их часть, неплатежи покупателей отвлекают значительную часть средств из оборота.[11,56]
В качестве оборотного капитала на предприятии используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки товаров и изделий; товары и изделия продаются в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.
Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала.
Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.
Экономический и операционный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Большой запас товаров на складе (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита товара при неожиданно высоком спросе.
Повышение оборачиваемости оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:
      планирование закупок необходимых товаров;
      использование современных складов;
      совершенствование прогнозирования спроса;
      быстрая доставка товаров покупателям (как оптовым, так и розничным).

    и т.д.................



Наименование:


курсовая работа Финансовые ресурсы предприятия, и их формирование и использование (на примере ОАО «Синтез» Шипуновского района)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
(Минсельхоз России)
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Кафедра: «Финансы и кредит»



Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»



Финансовые ресурсы предприятия, и их формирование и использование (на примере ОАО «Синтез» Шипуновского района)







                Выполнил:
                Студентка экономического факультета
                Специальность: финансы и кредит
                Очное отделение, 3 курс 734 группа
                Фрезе Нина Юрьевна
                Проверил:
                Глотова Наталья Ивановна



Барнаул 2011


Содержание







Введение

Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъектов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, получения продукции, доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства.
Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.
Рано или поздно руководители предприятия сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами. Выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции. Появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но сводит иногда прибыль до нуля.
Понимание того, что на предприятии необходимо менять систему управления, снижать издержки, более эффективно управлять финансовыми ресурсами приходит быстро. Вопрос в том, как это сделать? Как подсчитать истинную себестоимость вида продукции, как спланировать закупки при имеющихся запасах, в совершенствование каких процессов в первую очередь необходимо инвестировать средства и т. д. Рассмотрению этих вопросов посвящена эта работа.
Главная цель данной работы - проанализировать организацию и эффективность использования финансовых ресурсов исследуемого предприятия, выявить основные проблемы в управлении финансами.
Объектом исследования выступает ОАО «Синтез». Это предприятие фармацевтической отрасли, которое реализует различные лекарственные препараты, парафармацевтические товары, изделия медицинского назначения, предметы ухода за больными. Наряду с коммерческой деятельностью предприятие выполняет ряд социальных функций: отпуск лекарств населению по бесплатным рецептам, изготовление лекарств по рецептам врачей и т.д. В настоящее время на предприятии работает 50 человек.
При проведении анализа управления финансовыми ресурсами предприятия ОАО «Синтез» были применены такие приемы и методы как анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ, оценка платёжеспособности и ликвидности предприятия.
Для написания работы мною был использован широкий круг материалов: учебная литература, периодические издания, кроме того, статьи, представленные в сети Интернет.


1 Теоретические аспекты финансовых ресурсов в деятельности предприятия

1.1 Сущность, состав, структура финансовых ресурсов предприятия


Финансовые ресурсы фирмы - это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства . [17,280]
Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты исследования финансов фирмы. В условиях регулируемого рынка чаще применяется понятие "капитал", который является для финансиста реальным объектом и на который он может воздействовать постоянно с целью получения новых доходов фирмы. В этом качестве капитал для финансиста-практика - объективный фактор производства. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов, задействованных фирмой в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов.
В такой трактовке принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом фирмы состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу фирмы. При этом равенство означает, что у фирмы нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот. Однако это не значит, что чем больше размер капитала приближается к размеру финансовых ресурсов, тем эффективнее фирма работает.
В реальной жизни равенства финансовых ресурсов и капитала у работающей фирмы не бывает. Финансовая отчетность строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом нельзя обнаружить. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы - обязательства и капитал.
В практической деятельности люди сталкиваются, как правило, не с сущностными категориями, а с их превращенными формами, поэтому в стандартной финансовой отчетности из практической целесообразности отражаются именно они.
Из определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме - в виде обязательств перед служащими фирмы, чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.
Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемных средств.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.
Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, селенговые компании и т.д.).
В реальной жизни предпринимательский и ссудный капиталы тесно связаны. Современное рыночное хозяйство весьма диверсифицировано, т.е. рассредоточено как по видам деятельности, так и в пространстве. Диверсификация сегодня является одним из важнейших факторов обеспечения стабильности и устойчивости рыночного хозяйства и его финансовой системы. Но углубление диверсификации неизбежно ведет к усложнению финансовых потоков и капитала, расширению применения в финансовой практике специальных инструментов, что существенно усложняет финансовую работу фирмы. [9,10]
Все финансовые ресурсы фирмы, как внутренние, так и внешние, в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства конкретной страны, правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.
В реальной жизни в денежной форме капитал фирмы сколь-нибудь продолжительное время оставаться не может, поскольку он должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной форме в виде остатков денежных средств в кассе фирмы либо на ее расчетном счете в банке они не приносят доходов фирме или почти не приносят. Превращение капитала из денежной формы в производительную называется финансированием.
Принято различать две формы финансирования: внешнее и внутреннее . Такое деление обусловлено жесткой связью между формами финансовых ресурсов и капитала фирмы с процессом финансирования. Характеристика видов финансирования представлена в таблице. [7,98]
Собственные привлеченные финансовые ресурсы - это базовая часть всех финансовых ресурсов фирмы, которая базируется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении ее жизни.
Таблица 1 - Структура источников финансирования предприятия

Эту часть финансовых ресурсов, входящих в Таблицу1 - принято называть уставным фондом или уставным капиталом фирмы. В зависимости от организационно-правов й формы фирмы ее уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций (обыкновенных, привилегированных или их комбинации), вложений в уставной капитал паев, до и т.д. За время жизни фирмы ее уставной капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы. Структура собственного капитала предприятия представлена на рисунке 1.

1.2 Основные источники финансовых ресурсов предприятия

Источниками собственных финансовых ресурсов являются (рис.1):
      уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
      резервы, накопленные предприятием;
      прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).














    Рис.1 - Структура собственного капитала предприятия

При создании предприятия источником приобретения основных средств, нематериальных активов, оборотных средств является уставный капитал. За счет него создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Уставной капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия . [13,84]
При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быль денежные средства, материальные и нематериальные активы.
В момент передачи активов в виде вклада в уставной капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т.е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образов, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставной капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательства предприятия перед инвесторами.
Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств – эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.
В процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки от реализации .[11,28]
Выручка от реализации является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств, ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
Использование выручки отражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки - это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.
Поступление выручки от реализации свидетельствует о завершении кругооборота средств. До поступления выручки издержки производства и обращения финансируются за счет источников формирования оборотных средств. Результат кругооборота вложенных в деятельность средств - возмещение затрат и создание собственных источников финансирования: амортизационных отчислений и прибыли.
Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе.
Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизация по своей экономической сущности - это процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов (а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов) по мере их износа на производимую продукцию, превращения в процессе реализации в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства активов, которые амортизируются. Это целевой источник финансирования инвестиционного процесса. [14,224]
Прибыль как экономическая категория - это чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыль является экономическим показателем, характеризующим финансовые результаты предпринимательской деятельности. Кроме того, через прибыль реализуется принцип материальной заинтересованности в процессе ее распределения и использования, а также принцип материальной ответственности. Наконец, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы предприятий и их контрагентов, интересы отдельных работников. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу распределения созданного чистого дохода.
Распределение оставшейся после этого части прибыли - прерогатива предприятия.
Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
Распределение прибыли может производиться путем образования специальных фондов - фонда накопления, фонда потребления, резервных фондов (см. рисунок 1) - или путем непосредственного расходования чистой прибыли на отдельные цели. В первом случае на предприятии дополнительно составляются сметы расходования фондов потребления и накопления как приложение к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.
Фонд накопления используется на научно-исследовательс ие, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с технологическим перевооружением и реконструкцией, на погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставных капиталов других предприятий, взносы союзам, ассоциациям, концернам, если предприятие входит в их состав, и др.
Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата некоторых специальных премий, оказание материальной помощи, доплата к пенсиям, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т.п.
Прибыль – основной источник формирования резервного фонда. Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т.е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.
В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов . [21,381]
Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.
Специфическим источником средств являются фонды социального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурног и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек, находящихся на полном бюджетном финансировании и др. [12,12].
Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся предприятия жилищно-коммунальног хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.
При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовых ресурсов.[15,18]
Привлеченные заемные финансовые ресурсы фирмы наиболее часто встречаются в форме:
      банковских кредитов и ссуд;
      средств от выпуска и продажи облигаций фирмы;
      займов от других небанковских субъектов рынка.
В условиях отечественной практики привлечение финансовых ресурсов на возвратной основе от банковских и небанковских организаций имеет принципиальное значение. В общепринятом понимании кредиты и ссуды в Молдавии могут выдавать не только кредитные институты – банки, но и различные небанковские организаций. Полученные фирмой займы на возвратной основе согласно общепринятой практике являются платной формой заемного капитала и облагаются соответствующей процентной ставкой.
В рыночной экономике наиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основе является облигационный заем, выпускаемый акционерным обществом на срок не менее одного года, а также - эмиссия долевых ценных бумаг, банковские кредиты, финансовый лизинг. В практике финансового менеджмента в условиях рынка известны и другие приемы финансирования деятельности предприятия, применяемые самостоятельно или в комбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся опционы, залоговые операции, лизинг, франчайзинг.
Рассмотрим подробнее наиболее распространенные. [13,124]
Одним из важных методов хозяйствования является эмиссия, т.е. выпуск ценных бумаг. Хозяйственный агент, по инициативе и от лица которого происходит эмиссия ценных бумаг, называется эмитентом.
Акция свидетельствует о том, что ее владелец имеет свою долю в совокупном капитале предприятия и претендует на определенную часть предприятия, распределяемого по акциям в соответствии с итогами деятельности предприятия. Это означает, что доход по акциям является фиксированным.
Облигация представляет собой кредитное свидетельство, удостоверяющее тот факт, что ее покупатель стал кредитором эмитента. Владелец облигации претендует на определенный доход по облигации, сравнимый с банковским процентом. Поэтому доход по облигациям носит фиксированный характер, но не зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Все владельцы акций называются инвесторами, т.е. вкладчиками денег в капитал предприятия. Среди них следует различать внутренних инвесторов - учредителей АО и внешних инвесторов - покупателей акций АО на рынке ценных бумаг. Владельцы облигаций инвесторами не являются, они есть только кредиторы АО.
Основным способом привлечения заемных финансовых ресурсов является получение кредита у банков или иных юридических и физических лиц.
Прибегая к внешним источникам денежных средств, предприятие может или обращаться непосредственно к иным хозяйствующим субъектам, располагающим избыточными денежными средствами и готовым предоставить их на соответствующих условиях (за определенную плату и на определенный срок) - прямое финансирование, или прибегать к услугам финансовых посредников.
Финансовые посредники дают возможность собрать (аккумулировать) избыточные денежные средства многих субъектов, сберечь их (воздержаться от их текущего потребления) и направить в сферу предпринимательского приложения (т.е. инвестировать). Типичными примерами финансовых посредников являются банки, финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые общества. Нормальная экономика немыслима без развитой системы финансового посредничества.
Средства финансирования деятельности предприятия подразделяются на краткосрочные и долгосрочные, в зависимости от потребностей и сроков их предоставления. Краткосрочные средства используются для покрытия (оплаты) текущих потребностей предприятия, например, по выплате заработной платы, оплате сырья, материалов, иных текущих расходов. Долгосрочные средства используются для оплаты производственного оборудования, недвижимости, осуществления инвестиций (производственных капиталовложений) на длительный период (связанных, например, со строительством нового цеха, пуском новой сборочной линии, освоением нового вида производства).
Коммерческий кредит - отсрочка платежей одного хозяйствующего субъекта другому. Формы коммерческого кредита - аванс, предварительная оплата, отсрочка и рассрочка оплаты товаров и услуг. Используется предпринимателями, занимающимися определенными связанными) видами деятельности, например, производителями-прод вцами и потребителями-покупа елями одного и того же товара. Объектом коммерческого кредита являются средства в товарной форме.
Кредитным документом при оформлении коммерческого кредита является вексель. Коммерческий кредит может также осуществляться по открытому счету. Открытый счет – «безвексельная» форма коммерческого кредитования, особая форма расчетных отношений между предпринимателями, осуществляющими взаимные поставки, т.е. являющимися постоянными контрагентами по различным сделкам. тактически предприятия открывают друг другу кредитные линии, в пределах которых производятся взаимные поставки. Инвестиционный налоговый кредит - отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.
Конкретное предложение о необходимости и размере кредита готовится финансовой службой предприятия. Последняя руководствуется текущими и ожидаемыми финансовыми результатами деятельности предприятия.
Каждое предприятие само определяет допустимый уровень заемных средств. Величина задолженности варьируется по различным предприятиям, да и просто по различным странам. Наиболее известные меры самофинансирования, т.е. относительно низкой доли заемных средств в общем объеме ресурсов компаний, дают США. В среднем корпорации страны занимают не более 40-50% от общей величины имущества и капитала предприятия. С другой стороны, хорошо известна историческая ситуация "перекредитова ия" японских корпораций измеряемого величиной долга в 80% от совокупного имущества корпораций. Общим правилом, однако, является стремление избежать подобного перекредитования, т.е. чрезмерного расширения задолженности.

1.3 Лизинг как одна из особых форм привлечения заемных средств
Еще одной формой привлечения заемных средств является лизинг.[19,78] Лизинг - это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое специально закупается лизинговой фирмой, остаётся в ее собственности, но отдается в аренду предпринимателям. Лизинг форма не только аренды, но и финансирования. Сегодня является одним из средств финансирования капиталовложений практически во всех странах.
Лизинг бывает следующих видов:
а) финансовый лизинг - любая лизинговая операция, отвечающая не менее чем одному из следующих условий:
- риски и выгоды, связанные с правом собственности на вещь, являющуюся предметом лизинга, передаются лизингополучателю в момент заключения договора лизинга;
- сумма лизинговых платежей составляет не менее 90 процентов первоначальной стоимости передаваемой в лизинг вещи;
- договор лизинга прямо предусматривает передачу лизингополучателю права собственности на предмет лизинга по окончании срока договора лизинга;
- срок лизинга превышает 75 процентов срока полезной службы предмета лизинга;
б) операционный лизинг - любая лизинговая операция, которая не соответствует ни одному из условий договора финансового лизинга;
в) компенсационный лизинг - лизинговая операция, в рамках которой лизингополучатель осуществляет расчеты по лизинговым платежам продукцией, производимой с помощью предмета лизинга;
г) потребительский лизинг - лизинговая операция, в рамках которой лизингополучатель выступает потребителем в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
д) прямой лизинг - лизинговая операция, в рамках которой лизингодатель является одновременно и поставщиком вещи;
е) международный лизинг - лизинговая операция, в рамках которой лизингодатель или лизингополучатель не является резидентом страны и др.
Все больше получает распространение финансовый лизинг с полной окупаемостью. В течение срока договора имущество практически полностью амортизируется и лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает его стоимость или ее большую часть.
Согласно гражданскому законодательству объектами лизинга могут быть любая движимая или недвижимая вещь, кроме вещей изъятых из гражданского оборота, сельскохозяйственных земель, потребляемых вещей, а так же объектов интеллектуальной собственности, не подлежащих передаче. Чаще всего в финансовый лизинг передается высокотехнологичное оборудование. В условиях бурных темпов развития науки и техники предприятия получают благодаря лизингу возможность быстро и с минимальными инвестиционными рисками осуществить замену устаревшего оборудования.
В договоре финансовой аренды оговариваются размер и форма лизинговых платежей, сроки внесения, условия страхования и т.д. По окончании срока лизинга предприятие - лизингополучатель возможность приобрести оборудование по цене, определяемой стоимостью оборудования.
Общераспространенной практикой является заключение лизинговых соглашений на срок, составляющий от 70 до 80% амортизационного периода. Лизинг предоставляет выгоды всем участникам лизинговой сделки. Предприятие - производитель расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями; предприятие - лизингополучатель одновременно решает две проблемы: обретение и финансирование оборудования и использование его без мобилизации крупных финансовых ресурсов и без привлечения кредитов, что позволяет сохранить соотношение заемных и собственных яств без риска нарушения финансовой устойчивости предприятия. Поэтому лизинговые операции пользуются наибольшей популярностью мелких и средних предприятий. При организации новых производств лизинг дает возможность сформировать необходимый парк оборудования без больших начальных инвестиций.
Однако в некоторых случаях лизинг может быть более дорогостоящим, чем банковский кредит. Поэтому при выборе способа финансирования необходимо учитывать размер лизинговых платежей и график их внесения.
Сроки выплаты лизинговых платежей, указанные в договоре, должны быть адаптированы к срокам окупаемости инвестиций.
Лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, произведенной лизингополучателем, что позволяет значительно снизить налогооблагаемую прибыль и суммы уплачиваемых налогов. Имущество, переданное в лизинг, находится на балансе лизингодателя, который сохраняет право собственности на него со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Он же начисляет амортизационные отчисления. Если по согласованию сторон в договоре лизинга предусматривается применение ускоренной амортизации, лизинговые компании получают возможность возвратить основную часть средств, затраченных на приобретение оборудования, уже в первые годы его эксплуатации. Это фактически означает уменьшение налогового бремени и для арендодателя. Лизинговые компании получают необходимый доход от сдачи имущества в лизинг при более низком уровне риска по сравнению с обычным кредитованием.


2 Анализ использования финансовых ресурсов ОАО «Синтез»

2.1 Организационно-эконом ческая характеристика ОАО «Синтез»

ОАО «Синтез» - это предприятие фармацевтической отрасли, которое реализует различные лекарственные препараты, парафармацевтические товары, изделия медицинского назначения, предметы ухода за больными. Наряду с коммерческой деятельностью предприятие выполняет ряд социальных функций: отпуск лекарств населению по бесплатным рецептам, изготовление лекарств по рецептам врачей и т.д. В настоящее время на предприятии работает 50 человек. Уставной капитал c 2008-20010 годы составил 515000 рублей.
Работая в сложных условиях рыночной экономики коллектив ОАО «Синтез» имеет следующие показатели, которые отраженны в таблице 2.
За анализируемый период выручка предприятия к 01.01.10 увеличилась на 5035 тыс.руб, что составляет 118,26 % по сравнению с результатом на 01.01.07. Это связано с увеличением объема продаж товаров и услуг в результате повышения спроса на товар. Вследствие высокого качества поставляемого товара и его низкой цены.
Из данных таблицы видно, что прибыль от продажи на 01.01.10 уменьшилась по сравнению с показателем на 01.01.08 на 1099 тыс.руб..
Таблица 2 - Экономические показатели деятельности ОАО «Синтез», тыс. руб.

Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.