Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


По данным бухгалтерской отчётности стоимость чистых активов на 30.12.2008 стоимость чистых активов составила 756 тыс. тенге. Чистые активы за 12 мес.2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года выросли в 1,84 раза. В течение данного периода наблюдается положительная динамика роста чистых активов при стабильном уровне уставного капитала, что свидетельствует о стабильном развитии предприятия.
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам по состоянию на 30.12.2008 года составило 85192,87 %. По сравнению с показателем за 12 месяцев 2007 года наблюдается снижение привлеченных средств к капиталу и резервам на 82,68 %, однако данный показатель достаточно высок, что говорит о зависимости организации от привлеченных средств.
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам по состоянию на 30.12.2008 составило 60 801,45. Увеличение данного показателя по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в 11,76 .
Покрытие платежей по обслуживанию долгов по состоянию на 30.12.2008 составило 0,07%
Просроченная задолженность на дату окончания 4-го квартала 2008 года отсутствует.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности отражает скорость, с которой покупатели (дебиторы) расплачиваются по своим обязательствам перед компанией. На 30.12.2008 этот показатель составил 0,17 раз. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности сопровождается ростом удельного веса в общей сумме оборотных активов.
В анализируемом периоде чистая прибыль не распределялась; «СТРОЙМАРТ» не является акционерным обществом.
Показатель производительности труда на 30.12.2008 составил 41 647,5 тыс. тенге/чел. Повышенная производительность является показателем более высокой эффективности организации бизнеса, напрямую влияющей на экономические и финансовые результаты.
Т.к. по состоянию на 30.12.2008 на балансе «СТРОЙМАРТ» отсутствуют основные средства, а как следствие отсутствуют и амортизационные отчисления, расчет показателя отношения амортизации к объему выручки не имеет экономического смысла.
ТОО «СТРОЙМАРТ» не осуществляет продажу продукции и товаров и не выполняет работы, не оказывает услуги за пределами Республики Казахстан, а также не использует в своей деятельности импортируемое сырье и материалы. Внешнеэкономические риски оказывают только опосредованное влияние на деятельность ТОО «СТРОЙМАРТ».
Соответственно, риски рассматриваются только с позиции влияния изменения ситуации на внутреннем рынке.
ТОО «СТРОЙМАРТ» в целом осуществляют основную деятельность на территории Республики Казахстан и не осуществляют экспорта оказываемых услуг, равно как и работ или товаров. В связи с этим отраслевые риски, связанные с деятельностью ТОО «СТРОЙМАРТ», возникают, в основном, при осуществлении деятельности на внутреннем рынке, что характерно для большинства субъектов предпринимательской деятельности, работающих на территории Республики Казахстан.
Происходящее в отрасли снижение рентабельности продаж приведет к уходу с рынка рыночных торговцев и небольших региональных сетей, не способных ввиду невысокого объема закупок получить хорошие условия у поставщиков. Торговая сеть «СТРОЙМАРТ», являющаяся крупной и быстрорастущей сетью республиканского уровня, сохраняет хорошую позицию у поставщиков и способна успешно конкурировать в своем сегменте. Кроме того, торговая сеть «СТРОЙМАРТ» в настоящее время ведет работы по расширению ассортимента товаров и услуг, что позволит торговой сети увеличивать свою долю рынка и не только сохранить, но и увеличить рентабельность.
К наиболее значимым возможным изменениям отрасли торговли строительными материалами можно отнести:
1. Вероятный приход на казахстанский рынок западных конкурентов и проведение ими политики ценового демпинга для завоевания доли рынка.
2. Общее ухудшение экономической ситуации в стране и, как следствие, снижение покупательской способности населения.
Наблюдающееся в настоящее время некоторое снижение активности на рынке реализации строительных материалов, по мнению ТОО «СТРОЙМАРТ», носит временный характер.
Учитывая наиболее вероятный приход крупных западных сетей в крупные города (Алматы, Астана, Караганда), торговая сеть «СТРОЙМАРТ» уже не первый год строит свою экспансию с глубоким проникновением в регионы страны. В настоящее время в разных регионах Казахстана торговая сеть «СТРОЙМАРТ» располагает уже сформировавшейся базой лояльных клиентов.
Снижение покупательской способности населения приведет, с одной стороны, к общему уменьшению рынка строительных материалов, а с другой – к смещению продаж в сторону недорогих товаров. Торговая сеть «СТРОЙМАРТ» готова к реализации этого риска, так как ассортимент рассчитан на массового покупателя.
В случае наступления неблагоприятных ситуаций, связанных с отраслевым риском самого ТОО «СТРОЙМАРТ», ТОО «СТРОЙМАРТ» планирует провести анализ рисков и принять соответствующие решения в каждом конкретном случае.
В настоящее время торговая сеть «СТРОЙМАРТ» не прогнозирует существенного изменения цен на закупаемый товар (кроме риска, связанного с существенным изменением таможенного законодательства), так как все закупки она производит на конкурентном рынке ведущих производителей строительных материалов.
Ввиду усиливающейся ценовой конкуренции на рынке строительных материалов, а также отсутствия серьезных инноваций рыночные цены на товар постепенно снижаются.
Из-за общего снижения цен рентабельность продаж (и, как следствие, чистая рентабельность продаж) в целом по рынку снижается. ТОО «СТРОЙМАРТ» планирует с одной стороны, с ростом объемов сети (и, как следствие, объемов закупки товара) получать более привлекательные условия у поставщиков, а с другой стороны, постоянно проводить политику оптимизации издержек. Реализация этих факторов позволит торговой сети не только выполнять свои обязательства, но и оставаться прибыльной.
Экономический анализ прибыльности/убыточ ости ТОО «СТРОЙМАРТ» исходя из динамики приведенных показателей представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Экономический анализ прибыльности/убыточн сти ТОО «СТРОЙМАРТ» исходя из динамики приведенных показателей

За 12 мес.2008 года выручка ТОО «СТРОЙМАРТ» составила 83 295 тыс. тенге., за аналогичный период 2007 года 100 460 тыс. тенге. Выручкой организации для целей бухгалтерского учета являются проценты от займов, предоставленных другим организациям. Снижение выручки на 17,08 % обусловлено сокращением сумм процентных займов предоставленных другим организациям
Чистая прибыль за 12 месяцев 2008 года - 140 тыс. тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года произошло незначительно увеличение чистой прибыли на 10 тыс. тенге.
Показатели рентабельности и коэффициент чистой прибыльности существенно не меняются в динамике и имеют приемлемые значения, что говорит о прибыльности компании и об эффективности использования ТОО «СТРОЙМАРТ» собственного капитала.
Рост показателя оборачиваемости капитала также свидетельствует об эффективности использования собственных ресурсов, так как показывает, какая часть выручки покрывается долгосрочными источниками финансирования.
Размер и структура оборотных средств ТОО «СТРОЙМАРТ» в соответствии с бухгалтерской отчетностью (данные приводятся на конец отчетного периода) представлен в таблице 5.

Таблица 5 - Размер и структура оборотных средств ТОО «СТРОЙМАРТ» в соответствии с бухгалтерской отчетностью

Источники финансирования оборотных средств ТОО «СТРОЙМАРТ» (собственные источники, займы, кредиты): собственные источники и заемные средства.
Политика ТОО «СТРОЙМАРТ» по финансированию оборотных средств: специфика деятельности ТОО «СТРОЙМАРТ» не предполагает необходимости прибегать к определенной политике финансирования оборотных средств.
Факторы, которые могут повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств: на 30.12..2008 факторы, которые могут повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств, отсутствуют.
Оценка вероятности их появления: вероятность появления таких факторов незначительная.
Продукция от поставщиков доставляется двумя путями: железнодорожным и автомобильным транспортом. Железнодорожным транспортом доставляются товары с распределительных оптовых складов, большими партиями. Автомобильный транспорт используется при доставки товаров дистрибьюторскими фирмами, небольшими партиями. На территории склада ТОО «СТРОЙМАРТ» имеется железнодорожный тупик, что значительно облегчает доставку товаров от поставщиков.
ТОО «СТРОЙМАРТ» проводит хорошо организованную сбытовую политику по различным сегментам рынка. Уровень сбыта в различных сегментах рынка можно характеризовать, как общую суммарную величину продаж (денежный эквивалент), как количественный фактор, или просто как величину прибыли по сегментам.
Для «СТРОЙМАРТ» 95 процентов потребителей – это магазины города Алматы, а также собственная оптово-розничная продажа в специализированных магазинах.
На данный момент финансовое положение «СТРОЙМАРТ» является устойчивым. Фирма рационально проводит политику кредитования клиентов. При этом со всеми своими поставщиками находится в положительном балансе. Соотношение влияния на прибыль по рознице и опту приблизительно как 55 и 45 процентов. Пиковые кризисы фирма переносит достаточно спокойно. Основным источником формирования прибыли безусловно является доход от продаж оптового отдела, как уже указывалось выше 1/3 часть – доход от продаж розничного отдела.
Ценовая политика ТОО «СТРОЙМАРТ» неодинакова не только по ассортиментным группам, но и по различным сегментам рынка.
Строительные материалы, составляющий значительную часть ассортимента фирмы, целесообразно разделить на подгруппы по фактору получения по ним прибыли:
Обои – это тот товар, которые в Алматы ввозят многие фирмы. Уровень конкуренции по нему очень высок. Соответственно уровень дохода по ним у всех минимален. Связано это с тем, что большая часть данной ассортиментной группы является так называемым «чемоданным» товаром.
Кафель. Размер прибыли здесь зависит в первую очередь от страны, поставляющей данный товар. Себестоимость китайского кафеля очень низка, поэтому размер прибыли наиболее высокий. Наименьшую прибыль приносит российский кафель т.к. здесь наиболее малая разница между ценой производителя и ценой устанавливаемой ТОО «СТРОЙМАРТ».
Строительные смеси и клеи. Цена в фирме на этот вид продукции наиболее высока т.к. маркетинговый отдел считает, что клиент, приобретающий кафель и обои обязательно купит к ним клей именно у них.
Прокладка и установка строительного оборудования относятся к сложным видам работ, связанных с большими затратами материальных, временных и людских ресурсов. При этом квалификация устанавливающего персонала должна быть достаточно высокой. Поэтому средняя прибыль по данным видам работ составляет 20 процентов и выше.
Наиболее интересными являются особенности динамики цен на фирме «СТРОЙМАРТ». На сегодняшний день общая тенденция цен идет к их уменьшению. Данный показатель зависит от многих факторов:
- уменьшение себестоимости продукции производителей-пост вщиков путем перехода производства на более дешевые и современные технологии.
- увеличение конкуренции, как на рынке продавцов, так и на рынке посредников; последнее время карагандинский регион является законодателем по продажам строительных материалов.
- выход более дорого продукта, который оттягивает на себя часть продаж. Повышение жизненного уровня граждан ведёт к тому, что покупатель старается приобретать продукцию мировых лидеров производства строительных материалов, таких как испанской фирма «Cisco».
Сейчас наиболее быстро падают цены на обои: в первую очередь это китайский товар.
Роль фирмы «СТРОЙМАРТ» в ценовой политике естественно зависит от диктуемых условий крупными конкурентами, а также от конъюнктуры условий рынка города Алматы. Понятно, что если определенной группы товара в Алматы мало, то его надо продавать дорого, зарабатывая обычно более 25 процентов. Это правило касается и эксклюзивного товара. Если какого-то товара на складе много, причем он есть у всех, то от него можно избавляться даже по себестоимости, чтобы переместить вырученный «денежный акцент» на дефицитный товар. Также ценовая политика зависит от количества посредников по продаваемому товару между производителем и компанией. Чем их меньше, тем выходящая цена будет меньше.
На торговую деятельность ТОО «СТРОЙМАРТ» и его услуги может повлиять общая экономическая ситуация в Республики Казахстан, которая обусловлена рядом факторов:
Экономические факторы:
В 2000-2008 годах в экономике Казахстана преобладала тенденция роста производства и инвестиций. Вместе с тем экономический рост приобретет устойчивый, необратимый характер только в случае продолжения реформирования основополагающих отраслей экономики. В настоящий момент осуществление данных реформ не закончено; от их успешной реализации зависит продолжительность и степень роста национальной экономики. Осуществление реформы пенсионного обеспечения сможет значительно увеличить приток инвестиций в экономику. Таким образом, негативные экономические факторы, которые могут повлиять на деятельность ТОО «СТРОЙМАРТ», незначительны.
Политические факторы:
Осуществляемые в последние годы реформа государственной власти и усиление исполнительной вертикали власти положительно сказались на политической ситуации в Казахстане. В настоящий момент основным предметом политической полемики является проблема вступления Казахстана в ВТО и последствия этого шага для отдельных отраслей. Однако обсуждение проблем вступления в ВТО не выходит за рамки обычных политических дискуссий и не может привести к политической нестабильности.
Социальные факторы:
Присущи для социальной ситуации в стране в целом. Принятые меры по снижению темпов роста инфляции, устранению отставания темпов роста заработной платы от темпов роста инфляции, повышению минимальных размеров пенсий объективно способствуют стабилизации социальной ситуации. В настоящий момент социальную ситуацию в Республике Казахстан можно оценить как стабильную.
Технические факторы:
Деятельность ТОО «СТРОЙМАРТ», как и многих других компаний, независимо от их рода деятельности, неразрывно связана с рисками, присущими их деятельности в целом, в том числе техническими сбоями в работе компьютерных систем, в работе торговых систем, каналов связи, систем хранения и обработки информации и т.д. Подобные риски могут привести к приостановке операций, финансовым потерям, однако, они оцениваются ТОО «СТРОЙМАРТ» как низкие.
Предполагаемые действия по уменьшению влияния указанных факторов:
В случае наступления описанных выше факторов ТОО «СТРОЙМАРТ» планирует провести их анализ и принять соответствующие решение в каждом конкретном случае для совершения действий, способствующих уменьшению влияния указанных факторов.
В планах торговой сети увеличивать занимаемую долю рынка за счет регионального развития и поддержания широкого ассортиментного ряда товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать вывод об устойчивом финансовом положении ТОО «СТРОЙМАРТ».

2.2 Исследование современного состояния маркетинговой информационной системы на ТОО «СТРОЙМАРТ»


Маркетинговая информационная система в ТОО «СТРОЙМАРТ» представлена следующими взаимосвязанными элементами:
- маркетинговые базы данных, обеспечивающие анализ на уровне продукта (его продаж), интегрированные с другими источниками информации;
- push системы (системы доставки информации до клиента);
- системы сбора информации о клиентах;
- аналитические инструменты, используемые для анализа поведения покупателя при покупке, с учетом и без учета его жизненного цикла.
Маркетинговая информационная система в ТОО «СТРОЙМАРТ» также включает следующие подсистемы:
- анализа внутренней информации;
- сбора внешней информации (маркетинговой разведки);
- маркетинговых исследований;
- моделирования (математической и статистической обработки данных).
Под анализом внутренней информации в ТОО «СТРОЙМАРТ» подразумевается, прежде всего, маркетинговый анализ продаж, включающий анализ доходности и прибыльности различных сегментов рынка, как правило, в динамике, с анализом трендов.
Сбор внешней информации в ТОО «СТРОЙМАРТ» включает мониторинг покупателей, маркетинговой деятельности конкурентов, макроэкономической ситуации и т. д. Такие средства маркетологам ТОО «СТРОЙМАРТ» необходимы для сбора данных о внутрифирменных процессах (например, об оперативной деятельности по продвижению продукции).
В ТОО «СТРОЙМАРТ» используется централизованная информационная система с использованием баз данных маркетинга.
Маркетинговая информационная система в ТОО «СТРОЙМАРТ» применяется менеджерами по продажам, сотрудниками, работающими с рекламациями, и маркетологами компании. Все они участвуют сразу в нескольких подсистемах маркетинговой информационной системы ТОО «СТРОЙМАРТ»: вносят в систему данные о взаимодействии с клиентами, партнерами и рекламными агентствами и в рамках своих обязанностей обеспечивают сбор маркетинговой информации. Они также являются активными пользователями данной информации (рисунок 7).
Маркетинговая информационная система в ТОО «СТРОЙМАРТ» решает задачи сбора, накопления и анализа маркетинговых данных различной природы. На основе данной информационной системы в ТОО «СТРОЙМАРТ» построены системы поддерживающие процессы планирования и контроля маркетинговой и сбытовой деятельности. Результаты, получаемые с помощью системы, используются службой маркетинга, сбыта, логистики и дирекции предприятия.
Маркетинговая информационная система в ТОО «СТРОЙМАРТ» создана в рамках существующей в компании учетного программного продуктов «1С», которая, за счет достаточно гибкой структуры и встроенного языка программирования позволяет заносить дополнительные данные и создавать дополнительные отчеты.
Информационная система ТОО «СТРОЙМАРТ» охватывает все три уровня управления.
На стратегическом уровне помогает решить следующие ключевые задачи:
- сегментация базовых рынков,
- анализ текущего положения компании на рынке (привлекательность сегментов для компании, конкурентоспособност компании на сегментах, доходность и прибыльность сегментов)
- оценка будущего положения компании при различных стратегиях развития.


Рисунок 7 – Маркетинговая информационная система ТОО «СТРОЙМАРТ»

На тактическом уровне оказывает информационно-аналитическую поддержку при решении следующих задач:
- планирование комплекса маркетинга: формирование ассортимента, ценообразование, подготовка программы мероприятий по продвижению, планирование работы сбытовой сети
- анализ результативности и эффективности мероприятий комплекса маркетинга
- среднесрочное прогнозирование объема продаж
На оперативном уровне используется для решения следующих задач:
- автоматизация работы персонала продаж (управление контактами с клиентами, подготовка стандартных документов и другие типовые операции),
- планирование и контроль текущей работы персонала продаж и партнеров
- по сбыту;
- планирование мероприятий по продвижению и контроль их выпол
и т.д.................



Наименование:


курсовая работа Маркетинговая информация Вар. 1

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
      Система маркетинговой информации и ее суть
      Структура маркетинговой информации
      Типология маркетинговой информации
Глава 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    2.1 Анализ деятельности и характеристика ТОО «СТРОЙМАРТ»
    2.2 Исследование современного состояния маркетинговой информационной системы на ТОО «СТРОЙМАРТ»
    2.3 Совершенствование управления информационным потоком в ТОО «СТРОЙМАРТ»
    Заключение
    Список использованной литературы










Введение
Осуществление маркетинговой деятельности базируется на использовании разнообразной информации, необходимой для соответст-вующих управленческих решений. Считается, что «рецепт» хорошего управ-ленческого решения: 90 % информации и 10 % вдохновения.
Информация – это средство общения людей, через нее мы получаем све-дения об окружающем мире и происходящих в нем процессах.
Первоначально информация означала сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). С середины XX века используется как общенауч-ное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и ав-томатом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (в виде генетической информации); одно из основных понятий кибернетики.
Совокупность информации, необходимой для выполнения маркетинговых мероприятий, образует систему маркетинговой информации.
Система маркетинговой информации – некоторая совокупность персона-ла, оборудования, процедур и методов, позволяющих получать и обрабатывать информацию о маркетинговом окружении предприятия и на этой основе разра-батывать стратегии развития предприятия.
Развитая система маркетинговой информации включает подсистемы: внутренней информации, внешней информации, информации маркетинговых исследований.
Подсистема внутренней информации состоит из совокупности данных, возникающих на предприятии в форме бухгалтерской или статистической от-четности, оперативной и текущей производственной и научно-технической ин-формации.
Подсистема внешней информации объединяет сведении о состоянии внешней среды предприятия, рынка, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных ме-ханизмов и т.д.
Подсистема информации маркетинговых исследований базируется на ин-формации, получаемой в результате проведения исследований конкретных на-правлений маркетинговой деятельности (например, анализ параметров рынка, изучение тенденций деловой активности конкурентов, политики цен и способов продвижения товаров, краткосрочное и долгосрочное прогнозирование объемов реализации товаров). Иными словами, целью маркетинговых исследований яв-ляется получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимые для принятия руководством пред-приятия обоснованных решений.
Цель исследования – провести анализ особенностей информации в мар-кетинге.
Задачи исследования:
1. Обосновать значение информации в маркетинге.
2. Рассмотреть источники информации в маркетинге.
3. Проанализировать особенности маркетингового исследования.
4. Определить содержание процесса маркетингового исследования.
Объект исследования – основополагающие характеристики информации в маркетинге. Предмет исследования - определение особенностей и видов маркетинговой информации, маркетинговых исследований.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авто-ров, как: Беляевский И.К., Годин А.М., Дурович А.П., Мурахтанова Н.М., Пан-крухин А.П. и других.


Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Система маркетинговой информации и ее суть

    Маркетинговая информация представляет собой упорядоченный набор сведений, описывающих тот или иной параметр рынка или ситуацию на рынке в целом.
    По методу получения, анализа, хранения и передачи, маркетинговая информация подразделяется на входящую, анализируемую, выходящую и хранимую. Входящая маркетинговая информация – это поступающие сведения для анализа и обработки. Анализируемая маркетинговая информация – данные, обрабатываемые при помощи специальных методик для получения требуемого результата. Выходящая маркетинговая информация – данные, преобразованные для использования конечным адресатом. Хранимая информация – данные, подготовленные для хранения на том или ином носителе.
    Также, маркетинговая информация может классифицироваться по способу получения. При этом выделяют внутреннюю первичную маркетинговую информацию, внутреннюю вторичную маркетинговую информацию, внешнюю первичную информацию и внешнюю вторичную информацию. Все первичные данные возникают спонтанно, без заказа со стороны специалистов по маркетингу, вторичные данные готовятся по их запросу.
    Маркетинговая информация собирается исходя из следующих критериев: полезность, достоверность, периодичность и возможность систематизации. Источниками маркетинговой информации являются все информационные ресурсы, существующее в современном обществе, в частности, СМИ, специализированные издания, специализированные базы данных, статистика, данные интервью с частными лицами, сведения, предоставляемые государственными органами и т.д.
    Маркетинговая информация должна собираться таким образом, чтобы в достаточной мере учитывались все четыре критерия. Например, следует учесть, что данные, получаемые из СМИ, не всегда обладают высокой полезностью, хотя объем их высок, а получение – достаточно просто.


    Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации (конъюнктуры) и разработка прогноза развития рынка. Программа та-кого комплексного изучения зависит от особенности товаров, характера дея-тельности предприятия, масштаба производства экспортных товаров и ряда других факторов.
    Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение может относиться к лю-бому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому нера-ционально ограничивать расходы на такие исследования по причине «экономии средств»: потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10 - 100 раз большими.
    Использование маркетинговых исследований широко варьируется в зави-симости от компании и типа требуемой информации. Несмотря на то, что большинство фирм проводит их в той или иной форме, исследовательские от-делы создаются скорее в крупных, чем в небольших фирмах. Обычно амери-канская фирма с годовым объемом сбыта в 25 млн. Долларов и более расходует около 3.5 % своего маркетингового бюджета, в то время как компания с прода-жами менее 25 млн. Долларов расходует около 1.5 %. Кроме того, компании, производящие потребительские товары, расходуют на маркетинговые исследо-вания больше средств, чем фирмы, выпускающие продукцию производственно-го назначения.
    Чтобы должным образом функционировать в условиях маркетинга, необ-ходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. Су-ществует множество причин, в силу которых маркетинговая информация долж-на собираться при разработке, реализации и пересмотре маркетингового плана фирмы или каких-либо его элементов. Недостаточно опираться на интуицию суждения руководителей и опыт прошлого.
    Хорошая информация позволяет маркетологам:
    получать конкретные преимущества-
    - снижать финансовый риск и опасности для образца
    определить отношения- потребителей
    следить за внешней средой-
    координировать стратегию-
    - оценивать деятельность
    повысить доверие к рекламе-
    получить поддержку в- решениях
    подкрепить интуицию-
    улучшить эффективность.-
    Если подходить к сбору маркетинговой информации как к случайному, редкому событию, которое необходимо только тогда, когда нужно получить данные по конкретному вопросу, можно столкнуться с рядом проблем.
    Например, может возникнуть ситуация, когда:
    результаты предыдущих исследований хранятся в неудобном- для использования виде;
    незаметны изменения в окружающей среде и действиях- конкурен-тов;
    проводится несистематизированный сбор информации;-
    - возникают задержки при необходимости проведения нового иссле-дования;
    по- ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;
    - маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;
    действия- представляют собой лишь реакцию, а не предвидение.
    Маркетинговые исследования надо рассматривать как часть постоянно действующего интегрированного информационного процесса. Необходимо, чтобы фирма разрабатывала и использовала систему постоянного слежения за окружающей средой и хранения данных с тем, чтобы они могли анализировать-ся в будущем. Маркетинговую информационную систему можно определить как совокупность процедур и методов, разработанных для создания, анализа и распространения информации для опережающих маркетинговых решений на регулярной постоянной основе.

    Сначала фирма устанавливает цели компании, определяющие общие на-правления планирования маркетинга. На эти цели воздействуют факторы окру-жающей среды (конкуренция, правительство, экономика). Планы маркетинга включают контролируемые факторы, определенные в предыдущих разделах, включая выбор целевого рынка, целевого маркетинга, тип организации марке-тинга, маркетинговую стратегию (товар или услуга, распределение, продвиже-ние и цена) и управление.
    Когда план маркетинга определен, с помощью информационной сети, ко-торая включает исследования, постоянное наблюдение и сбор данных, можно конкретизировать и удовлетворять общие потребности маркетинговых служб в информации. Маркетинговое исследование дает точную информацию для решения исследовательских проблем. Для него может понадобиться хранящаяся информация (внутренние вторичные данные) или сбор внешней вторичной и/или первичной информации. Постоянное наблюдение - это процедура, по-средством которой регулярно анализируется меняющаяся окружающая среда. Оно может включать изучение бюллетеней новостей, регулярное получение информации от сотрудников и потребителей, присутствие на отраслевых засе-даниях и наблюдение за действиями конкурентов. Хранение данных - это нако-пление всех видов значимой внутрифирменной информации (такой, как объем продаж, издержки, работа персонала и т.д.), а также информации, собранной через маркетинговые исследования и постоянное наблюдение. Эти данные по-могают принимать решения и хранятся для дальнейшего использования.
    В зависимости от ресурсов фирмы и сложности информационных потреб-ностей маркетинговая информационная сеть может быть компьютеризирован-но или нет. Небольшие фирмы могут эффективно использовать такие системы и без компьютеров. Необходимые составляющие успеха любой системы - по-следовательность, тщательность и хорошая техника хранения.
    Планы маркетинга следует реализовать на основе данных, полученных из информационной сети. Например, в результате постоянного наблюдения фирма может прийти к выводу, что стоимость сырья возрастет на 7% в течение сле-дующего года. Это даст компании время изучить варианты маркетинга (переход на заменители, перераспределение издержек, принятие дополнительных расхо-дов) и выбрать одну из альтернатив для реализации. Если наблюдения не было, то фирма может быть застигнута врасплох и принять на себя дополнительные издержки без какого-либо выбора.
    В целом маркетинговая информационная система дает множество пре-имуществ:
    организованный сбор информации;-
    избежание кризисов;-
    - координация плана маркетинга;
    скорость;-
    результаты, выражаемые в- количественном виде;
    анализ издержек и прибыли.-
    Однако создание маркетинговой информационной системы может быть непростым делом. Велики первоначальные затраты времени и людских ресур-сов, большие сложности могут быть сопряжены с созданием системы.
    В XX веке усилились три тенденции, обусловившие необходимость полу-чения более обширной и более доброкачественной маркетинговой информации:
    1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенацио-нальном масштабе.
    Фирма постоянно расширяет территорию своего рынка, и ее управляющие уже не знают всех клиентов непосредственно. Требуется найти какие-то другие пути сбора маркетинговой информации.
    2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям.
    По мере роста своих доходов покупатели становятся все более разборчи-выми при выборе товаров. Продавцам все труднее предсказывать реакцию по-купателей на различные характеристики, оформление и прочие свойства това-ров, и они обращаются к маркетинговым исследованиям.
    3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции.
    Продавцы все шире пользуются неценовыми орудиями маркетинга, таки-ми, как присвоение товарам марочных названий, индивидуализация товаров, реклама и стимулирование сбыта, и им нужна информация о том, как реагирует рынок на использование этих орудий.
    Несмотря на то, что продавцам требуется все больше маркетинговой ин-формации, ее не хватает. Деятели рынка жалуются, что не могут собрать доста-точного количества нужных им точных и полезных сведений. В попытках раз-решить эту проблему многие фирмы разрабатывают особые системы маркетин-говой информации (СМИ).
    Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.
    Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомога-тельных систем, которые в совокупности своей и составляют систему марке-тинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внеш-ней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследова-ний и системы анализа маркетинговой информации. Поток информации, посту-пающей к управляющим по маркетингу, помогает им в проведении анализа, планирования, претворении в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управ-ляющими решений и прочих коммуникаций.
    Рассмотрим более подробно все четыре вспомогательные системы, со-ставляющие систему маркетинговой информации.
    У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражающая показа-тели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движе-ния денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженно-сти. Применение ЭВМ позволило фирмам создать великолепные системы внут-ренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех своих подразделений.
    Собранная информация должна облегчать управляющим по марочным то-варам для принятия решения о размере ассигнований на рекламу необходимо знать данные о числе людей, уже осведомленных о марке, знать размеры рек-ламных бюджетов и стратегические установки конкурентов, относительную эффективность рекламы в комплексе мер по стимулированию и т.п.




1.2 Структура маркетинговой информации

Основная задача любого маркетингового исследования заключается в сборе данных, требующихся для обоснования решений по дальнейшему развитию предприятия или корректировке его поведения на рынке в ближайшей перспективе. Таким образом, маркетинговая информация нужна для выработки и обоснования как стратегических, так и тактических маркетинговых решений. А коль скоро это так, то надо разобраться, что же представляет собой именно маркетинговая информация, которую можно (а в условиях рынка и просто необходимо) с пользой для всей фирмы применять в управлении. Какова структура маркетинговой информации? Каковы методы сбора данных и их упорядочения, последующей обработки этих данных и превращения их в полезную информацию? Без знания ответов на все эти вопросы невозможно точно сформулировать адекватные современным требованиям развития рынка и предприятий процедуры сбора данных, планирования проведения эпизодических маркетинговых исследований, построения эффективных маркетинговых информационных систем. Важно понять: информация о рынках и о состоянии своей фирмы (в сравнении с основными конкурентами) и маркетинговые исследования неразрывно связаны между собой, одного без другого не бывает.
Всю маркетинговую информацию (как, впрочем, и данные) можно подразделить на две большие группы — первичную и вторичную (рис. 1).


В группу вторичной информации принято включать информацию, уже однажды собранную для решения других задач. К первичной относить специально собираемую для решения конкретной маркетинговой задачи. Любое исследование рекомендуется начинать со сбора и анализа именно вторичной информации. Почему? Потому что она уже есть и на ее сбор не надо тратить сколько-нибудь значительных средств (времени и денег). Надо только установить, насколько она пригодна для решения конкретной маркетинговой задачи. Но иногда сбор вторичной информации связан с перелопачиванием огромных объемов данных и требует значительных затрат времени. Как бы то ни было, тщательный анализ вторичной информации покажет исследователю, что еще необходимо узнать, чтобы предстоящее маркетинговое решение было в достаточной степени обосновано, и недостающие сведения получить уже через посредство специального сбора первичной информации. Иногда можно обойтись и одной вторичной информацией, например если требуется выяснить рыночный потенциал конкретного продукта или услуги. Такой подход сделает процесс исследования дешевле.
Вторичная информация в свою очередь также подразделяется на две группы — внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация отражает динамику развития самого предприятия. Ее можно найти в отчетной документации фирмы, в формах ее статистической отчетности, в бухгалтерских балансах и т.п. Внешняя вторичная информация содержится в различных публикациях, рекламных объявлениях конкурентов, в сборниках государственных учреждений статистики и т.п.

Первичную информацию, выделяя в ее структуре количественную и качественную, принято классифицировать по способам сбора, к которым относятся наблюдения, опросы, анкетирование и эксперименты. Если объединить рис. 5.2 и 5.3 с перечисленными способами сбора первичной информации, то структуру маркетинговой информации можно представить следующим образом (рис. 5.4).


1.3 Типология маркетинговой информации
Единство принципов маркетинговой информации не противоречит возможной ее дифференциации в соответствии с объективными условиями маркетинга. Различаются следующие типы маркетинговой информации.
По форме планирования маркетинга.
Оперативная - срочная информация, используемая в оперативном (операционном) планировании для неотложного использования; ее разновидностью является предупреждающая, или сигнальная, информация, вид краткосрочного прогноза.
Стратегическая - используемая в стратегическом планировании (отличается от оперативной глубиной и охваченным периодом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосрочный прогноз).
Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% российских рыночных структур, а в информации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реакции потребителей на новый товар и т.п. - 70%. Подавляющая часть отечественных коммерсантов нуждается в еженедельной и ежедекадной оперативной информации.
По месту сбора информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, собираемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинговых целях. К внешней относятся:
• информация, собираемая и разрабатываемая Российским статистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными и общественными организациями, в том числе официальные публикации;
• информация, собираемая и разрабатываемая научными учреждениями и учебными заведениями;
• информация, публикуемая в СМИ;
• информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п. В свою очередь внутренняя информация по времени использования делится на первичную и вторичную.
К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.
Данная информация собирается фирмой не для маркетинговых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, оперативная информация, обязательная отчетность для органов государственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные исследования (desk research), т.е. работа с уже кем-то собранными материалами, и на полевые исследования (field research), т.е. первичный сбор материала для конкретного маркетингового исследования. Вся первичная информация собирается в форме полевого исследования. На рис. 2.2 показано разделение маркетинговой информации на внешнюю и внутреннюю, а также на первичную и вторичную.

Рис. 2.2. Типология маркетинговой информации
Большое значение имеет классификация информации по ее назначению. Часть информации представляет собой объект анализа: оценки рыночной ситуации, выявление закономерностей и тенденций, разработка прогнозных моделей и т.п. Ее можно назвать аналитической. К ней примыкает рекомендательная информация, в частности предложенная консалтинговыми фирмами. Сюда же относятся собранные и разработанные фирмой или внешними информационными службами базы данных, прогнозы и сценарии. Особое место занимает сигнальная информация. Она по своему характеру предупреждает о возможных сдвигах и изменениях. Создаваемый на основе такой информации мониторинг позволяет гибко реагировать на ожидаемые смены курса рынка и регулировать некоторые рыночные процессы. С ней связана регулирующая информация. Как известно, часть информации предприятия заказывают специализированным маркетинговым и консалтинговым фирмам. Информация такого рода называется рекомендательной. Вспомогательным и служебным целям, а также целям маркетинг-менеджмент служит справочная и нормативная информация. Классификация информации по этим признакам дана в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Группировка маркетинговой информации по назначению

Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.