Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Наблюдение и его роль в проведении маркетинговых исследований
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО
СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
ВЫСШИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ
Курсовая
работа
по маркетинговым
исследованиям
на тему:
«Наблюдение
и его роль в проведении маркетинговых
исследований».
Выполнил
студент
группы МС 441
Лысенков Е. А.
Проверил
преподаватель
Михинова Л. М.
Минск 2005
Содержание
Введение
3
1. Метод наблюдения
в маркетинговых исследованиях 4
1.1 Формы наблюдений
4
1.2 Методы наблюдения
12
1.3 Наблюдение
как процесс
14
2. Разработка
форм для сбора данных.
21
3. Анализ полученных
результатов.
25
Заключение
29
Литература
30
Введение
1. Метод наблюдения
в маркетинговых исследованиях
1.1 Формы наблюдений
Наблюдение
– это метод сбора первичной
информации путем пассивной регистрации
исследователем определенных процессов,
поступков людей, событий, которые могут
быть выявлены органами чувств (то есть
метод основывается на визуальном и слуховом
восприятии явлений).
Обыденное
наблюдение – это непроизвольная
деятельность людей, связанная с получением
информации о мире, способ познания мира
(для философов наблюдение – это начальный
этап процесса познания: от восприятия
и наблюдения – к описанию, предположению,
его обоснованию и проверке).
Научное
наблюдение отличается от обыденного
своей целенаправленностью (намерением
получить специфическую информацию для
поставленных целей исследования), системностью,
планомерностью и наличием процедуры
контроля. Однако термин «наблюдение»
еще не стал однозначным. В некоторых социальных
науках (социологии, статистике, демографии)
под наблюдением понимается любая процедура
полевого исследования (в том числе опрос),
т. е. любая процедура, не связанная с получением
данных из вторичных источников. Назначение
наблюдения:
Является
инструментом сбора информации непосредственно
в ходе изучаемого процесса, явления, ситуации
(для качественного анализа). Например,
изучается процесс выбора товара покупателем.
Является
инструментом сбора информации для предварительного
представления об объекте (когда не имеется
четкого представления о предмете исследования
и его цель сводится к конкретизации проблематики
и формированию рабочих гипотез).
Является
инструментом сбора информации для подтверждения
данных, полученных с помощью других методов
сбора информации. Например, при наличии
определенного ответа на вопрос анкеты
респондент в реальной ситуации может
поступить иначе, подобный результат наблюдения
ставит под сомнение достоверность ответов
на вопрос и корректность анкеты как инструмента
исследования.
Служит источником
дополнительных сведений для пояснения
результатов, полученных с помощью других
методов сбора информации.
Является
инструментом сбора информации для описания
распространенности явления или ситуации
(ассортимент товаров в торговой точке,
выбор марки товара), применение метода
наблюдения в статистическом обследовании
ограничено из-за требования репрезентативности
обследуемой совокупности.
Является
инструментом сбора информации о поведении
потребителей, которое люди не имеют желания
запоминать (или не в состоянии запомнить,
например дети).
Является
инструментом определения качественных
характеристик инструментария при пилотажных
исследованиях, особенно в сочетании с
методом опроса.
В
случаях, когда наблюдение выступает как
самостоятельный метод сбора первичной
информации, сложно добиться репрезентативности
выборки по отношению к генеральной совокупности.
Требуемые
условия для проведения наблюдения:
Короткий
отрезок времени, чтобы изменения в окружающей
обстановке не повлияли на изучаемое поведение,
явление.
Наиболее
значимые характеристики условия и ситуаций,
в которых осуществляется наблюдение,
также должны фиксироваться.
Наблюдаемые
процессы должны быть по своей природе
доступны для наблюдения, и происходить
на публике (открытое поведение). Например,
в магазине, на улице, в офисе.
С
помощью наблюдения можно исследовать
не только поведение покупателей в магазине,
персонала, предоставляющего услуги потребителям,
но и другие процессы. Например, как люди
используют те или иные товары (укладывают
прическу, готовят завтрак, подстригают
газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы
для создания новых модификаций товаров,
улучшения сервиса, системы распределения
и продвижения (новые темы для рекламных
кампаний).
Наблюдение является достаточно гибким
методом сбора информации, так как может
осуществляться исследователями в различных
формах. Для группировки различных вариантов
осуществления процесса наблюдения могут
использоваться следующие классификационные
признаки:
характер
окружающей обстановки;
место исследователя
в изучаемом процессе;
способ восприятия
объекта наблюдения;
степень стандартизации
наблюдения;
степень открытости
процесса наблюдения;
характер
наблюдаемых событий;
регулярность
проведения наблюдения.
Выяснить
степень разнообразия форм наблюдения
позволяет таблица 1.
Необходимость
контролировать внешние условия проведения
наблюдения определяет вариант формы
наблюдения в соответствии с характером
окружающей обстановки. Лабораторные
наблюденияпозволяют исследователям
полностью контролировать условия проведения
исследования, а также предоставляют больше
возможностей для использования специальной
аппаратуры. Создавая наиболее благоприятные
условия для осуществления наблюдения,
исследователи сокращают сроки и стоимость
его проведения. Однако сам факт приглашения
наблюдаемых в специально отведенное
для наблюдения помещение, новая обстановка
могут повлиять на естественность поведения
участников исследования, что несколько
исказит информацию, снизит ее объективность. Например,
участники наблюдения могут потратить
гораздо больше времени на выбор марки
товара, чем они это делают в естественной
ситуации. Либо, наоборот, сочтя «неприличным»
тщательное рассмотрение образцов товара
или не желая показаться излишне дотошными
и навязчивыми при получении консультации
у торгового персонала, сократят процедуру
выбора марки. Поэтому проведение исследования
в полевых условиях может оказаться более
целесообразным, преимуществом в этом
случае является естественность наблюдаемого
поведения. К сожалению, полевые наблюдения
имеют серьезный недостаток — на участников
исследования могут оказывать воздействие
различные внешние факторы, в том числе
случайного характера, не имеющие к изучаемому
процессу прямого отношения. Например,
в какой-то момент может не оказаться в
торговом зале самого товара, в отношении
которого изучается поведение потребителей.
Наплыв посетителей в магазине в часы
пик может помешать покупателям изучить
все варианты предложения товара или рассмотреть
упаковку новой марки товара; покупатели,
не выносящие толкотни, скорее всего, ограничат
свой выбор наиболее привычными вариантами.
В реальных условиях может случиться и
так, что в магазине (кафе или другом заведении,
где проходит исследование) какой-то период
времени совсем не будет посетителей,
за которыми планировалось наблюдение.
Нивелируя недостатки полевых и лабораторных
форм, можно использовать комбинированный
вариант — лабораторно-полевое наблюдение.
Вэтом случае исследование проводится
в естественных условиях и принимается
ряд мер по сохранению их стабильности
в течение некоторого времени. При проведении
лабораторно-полевог наблюдения исследователям
необходимо заручиться поддержкой администрации
организации, в которой планируется наблюдение,
чтобы, например, обеспечить наличие необходимого
количества товара в торговом зале или
другими способами поддерживать неизменность
условий наблюдения.
В
зависимости от места исследователя
в наблюдаемом процессе можно выделить
несколько градаций степени «включенности»
наблюдателя. Максимальная степень участия
наблюдателя в наблюдаемом процессе присутствует
в такой форме включенного наблюдения,
когда исследователь наравне с наблюдаемыми
участвует в изучаемом процессе (активное
участие). В этом случае наблюдатель «внедряется»
в изучаемый объект, находится в непосредственном
контакте с наблюдаемыми, принимает участие
в их деятельности и наблюдаемом процессе.
При изучении процесса потребления некоторых
товаров, например алкогольных напитков,
активное участие может оказаться предпочтительнее,
однако оно по своей природе исключает
массовость наблюдения, а его результаты
не поддаются количественному выражению.
Как особая разновидность включенного
наблюдения может рассматриваться самонаблюдение.
Наименьшая степень включения наблюдателя
в изучаемый процесс (пассивное участие)
допускает его контакт с наблюдаемыми
в той мере, в которой его вынуждает ситуация.
Например, как и другие посетители магазина,
выбирает товар, стоит в очереди в кассу.
Наблюдение,
осуществляемое наблюдателем со стороны
без участия в наблюдаемом процессе,
называется невключенным.
В этом случае наблюдатель находится на
некотором удалении от объекта наблюдения,
что позволяет видеть весь ход процесса
и контролировать сторонние факторы, на
него влияющие.
Таблица
2. Основные характеристики наблюдения
как метода сбора
маркетинговой
информации
выявление
количества участников процесса покупки
и распределение ролей между ними, кто
выступает инициатором покупки,
кто принимает окончательное решение;
выяснение
последовательности и длительности различных
действий, осуществляемых в процессе принятия
решения о покупке,
общее время, затрачиваемое на покупку
товара, какое время отводится покупателем
на изучение информации о товаре;
определение
количества оцениваемых в процессе принятия
решения о покупке марок товара, какие
товары-заменители рассматриваются покупателями
как альтернативные;
оценить факторы
обстановки, способствующие покупке товара,
например широта ассортимента, подробная
информация на упаковке, ее дизайн и др.
В
качестве объекта наблюдения может
выступать индивид, домохозяйство,
организация. В зависимости от целей в
качестве предмета наблюдения может выступать
одна или несколько сторон поведения объекта
(признаки, факты его деятельности). Предмет
исследования определяет необходимость
самого поведения или его последствий.
В
соответствии с поставленными задачами
необходимо определить место и время проведения
наблюдения. Например, выбрать типы торговых
точек или других заведений, в которых
будет проводиться наблюдение (разные
типы магазинов могут придерживаться
различных концепций при формировании
ассортимента товаров, создавая таким
образом разные условия для покупки). Время
дня или день недели могут выступать как
факторы, влияющие на осуществление покупки,
поэтому выбор времени наблюдения должен
либо нейтрализовать действие этого фактора,
либо охватывать достаточный период, чтобы
выявить закономерности (если это соответствует
задачам исследования).
Определив
место наблюдения, необходимо обеспечить
доступ к нему в выбранное время,
получить разрешение руководства выбранных
заведений. При проведении лабораторно-полевого
наблюдения может понадобиться более
тесное сотрудничество исследователей
с администрацией и персоналом торговых
точек, что требует соответствующего согласования.
Теперь
рассмотрим выбор формы наблюдения. На
этом этапе определяется, в какой форме
должно проходить наблюдение. Для этого
необходимо выяснить критерии выбора
в соответствии с потребностями исследователя:
Требуется
ли стабильная обстановка для проведения
наблюдения?
Существует
ли опасность субъективного истолкования
событий?
Достаточно
ли хорошо известна структура наблюдаемого
поведения?
Требуется
ли изучать тенденции изменения исследуемых
процессов?
Есть ли ограничения
по срокам проведения наблюдения?
Повлияет
ли информация о проводимом исследовании
на естественность поведения наблюдаемых?
Есть ли сложности
с пониманием сути происходящего?
Есть ли необходимость
более точного измерения изучаемых признаков
с помощью технических средств?
Достаточна
ли квалификация персонала для выполнения
наблюдения?
Насколько
трудоемка процедура регистрации событий?
Что
касается разработки процедуры наблюдения,
то она предполагает ответ на вопрос: «Что
наблюдать?» Ответ во многом зависит от
выбранной формы наблюдения — структурированной
или свободной, но в любом случае требуется
определить единицы и рамки наблюдения.
Единица
наблюдения— это некоторый «блок»
действий или набор простейших операций
(движений, действий), или их признаки,
с помощью которых будет описываться исследуемое
поведение, по которым можно судить о произошедшем
событии. Единица наблюдения выделяется
путем разделения поведения на отдельные
элементы, учитывающие четко определенное
действие, условие его осуществления или
признак ситуации его свершения. В качестве
единицы наблюдения можно выделить набор
действий различного характера любой
сложности (комплексности), например, покупатель
может просто рассматривать стоящий на
полке товар, а может взять его в руки.
В процессе анализа совокупность единиц
наблюдения позволяет воссоздать ситуацию
в момент сбора информации.
Рамки
наблюдения- это степень детализации
(количество уровней) наблюдаемого поведения,
которые должны быть охвачены в процессе
исследования; например поведение объекта
в целом - первый уровень наблюдения, поведение
объекта в отношении конкретного предмета
или процесса в конкретной ситуации —
второй, третий и т. д. уровни наблюдения.
Рассмотрим
разработку процедуры неструктурированного
наблюдения.
Неструктурированное
наблюдениеиспользуется, как правило,
в ситуациях, когда исследователь затрудняется
с идентификацией проблемы исследования
или формированием рабочей гипотезы, когда
необходимо описание какого-либо процесса
или явления для проведения его качественного
анализа. Задача исследователя — определить
основные элементы объекта исследования,
их взаимодействие, поэтому невозможно
выделить детально конкретные аспекты,
подлежащие наблюдению. Рамки свободного
наблюдения довольно широки, осмысление
исследователем наблюдаемой ситуации
может привести к изменению направления
(фокусировки) наблюдения. В то же время
все наблюдать невозможно. Даже при наблюдении
за предельно простыми процессами невозможно
получить полный отчет о наблюдаемых явлениях.
Поэтому
при проведении свободного наблюдения
выделяют примерный перечень значимых
элементов.
Наблюдаемые.
Обстановка.
Цель действий,
осуществляемых наблюдаемыми.
Поведение.
Частота
и продолжительность наблюдаемого действия,
явления.
Характеристика
наблюдаемых элементов приведена
в таблице 3.
Представленный,
хоть и неполный, перечень может
оказать существенную помощь при планировании
действий наблюдателя, особенно в начале
исследования. Процесс познания есть построение
исследователем определенной системы
классификаций наблюдаемого поведения.
Наблюдатель, не имеющий своей системы
классификации, может увидеть много, а
зафиксировать и определить очень мало.
Исследователь, пользующийся слишком
полной и жесткой системой классификации,
будет наблюдать лишь то, что соответствует
его концепции, он зафиксирует все, что
увидит, но увидит он не все.
Накопление впечатлений приводит к конкретизации
наблюдаемых элементов, их ранжированию
с точки зрения важности для целей исследования,
что способствует структуризации наблюдаемого
явления и переходу от неструктурированного
наблюдения к структурированному.
Таблица
3. Примерная схема неструктурированного
наблюдения
Рассмотрим
разработку процедуры структурированного
наблюдения. Структурированное наблюдение
проводится с целью описания типичности
(распространенности) той или иной формы
поведения. Для разработки процедуры структурированного
наблюдения важно не только определить
наиболее значимые элементы наблюдаемого
процесса, которые будут включены в бланк
регистрации, но и какие признаки этих
элементов будут фиксироваться в ходе
исследования: наличие (отсутствие) или
интенсивность их проявления.
Структурированное
наблюдение, как правило, применяется
при исследовании частных ситуаций, поэтому
исследователь должен создавать систему
категорий и единиц наблюдения в соответствии
с моделью последующего анализа. При планировании
рабочего документа таких элементов может
быть задействовано значительное число,
чтобы подробнее воссоздать наблюдаемое
явление, но при апробации инструмента
исследования (бланка наблюдения) некоторые
из них могут быть исключены либо как неработающие,
либо как недостоверные.
2. Разработка форм
для сбора данных.
В
качестве бланка наблюдения, помогающего
регистрировать события, может использоваться
карточка наблюдения, протокол наблюдения,
таблица наблюдения, дневник.
Карточка
наблюденияслужит для регистрации
информации, касающейся наблюдаемых лиц,
явлений, процессов. Карточки наблюдения
могут быть составлены по видам наблюдаемых
ситуаций или этапам наблюдаемого процесса.
Протокол
наблюденияпредставляет собой расширенный
вариант карточки. Дневник наблюдений
предназначен для систематической регистрации
необходимых сведений в течение длительного
периода.
При
подготовке рабочих документов наблюдения
обязательно предусматривается регистрация
таких сведений: кто, когда и где проводит
наблюдение (фамилия наблюдателя, дата
и время дня, место наблюдения).
Пример.
Универмаг.
Наблюдение.
Кто: Покупатели,
зеваки, мужчины, женщины, родители с
детьми, дети отдельно.
Что: Рассматриваемые
продукты/торговые марки, покупаемые продукты/торговые
марки, размер, цена упаковки, влияние
детей и других членов семьи.
Когда: День,
час, дата наблюдения.
Где: Внутри
магазина, возле контрольной стойки на
выходе или в отделе магазина.
Почему: Влияние
цены, торговой марки, размера упаковки,
продвижения, членов семьи на осуществление
покупки.
Как:
Исследователь, замаскированный под
служащего магазина; незамаскированный
исследователь; скрытая камера или механический
прибор.
Необходимо
помнить, что в каждый определенный
момент человек способен воспринимать
от пяти до десяти дискретных единиц одновременно.
Если предполагается наблюдение значительного
количества единиц поведения в широких
рамках, то целесообразно распределить
задание между несколькими наблюдателями
и подготовить для каждого соответствующие
бланки наблюдения.
Следует отметить, что качественно
разработанная форма четко определяет
необходимую информацию, как следствие,
работник может точно записать эту информацию,
а также такая форма упрощает процесс
кодирования, учета и анализа данных. Формы
для записи результатов нуждаются в предварительном
тестировании.
Необходимо также отметить специфику
некоторых наблюдений, для которых используется
несколько иная форма регистрации. Например,
это Интернет. Наблюдение здесь можно
проводить по-разному. Предварительные
наблюдения могут заключаться в подсчете
посещений Web-страниц, определении времени
нахождения на каждой странице. Последний
параметр можно определить встроенным
таймером, который запускается после нажатия
посетителем определенной иконки на странице
и останавливается после нажатия следующей
иконки. Далее, исследователь может разместить
на странице ссылки на другие Web-страницы
и подсчитать число обращений к каждой
из них. Это дает ценные сведения о необходимой
пользователям информации, а также интересах
целевого сегмента. Анализ ссылок на данный
сайт, с которых осуществляется заход
на него, может дать информацию о сопутствующих
интересах потребителей. Углубленный
анализ сайтов, имеющих ссылки на данный
сайт, дает возможность получить информацию
о рекламе, конкурентах, потребителях,
демографических и психографических характеристиках
целевого рынка.
Практика проведения исследований показывает,
что успех наблюдения во многом зависит
от способностей, квалификации и личностных
качеств наблюдателя. Наблюдатель должен
обладать набором следующих личных качеств:
внимательность, терпеливость, добросовестность,
точность (педантичность), деликатность.
При
выполнении наблюдения от персонала
требуется умение выявлять значимые
действия, быстро и точно фиксировать
изменения в наблюдаемой ситуации.
Чтобы выполнять подобную работу, претендент
должен обладать хорошей памятью, быстрой
реакцией.
Наличие
природных способностей развивается
в процессе обучения наблюдателей.
Обучение может проходить в форме тренинга,
когда наблюдатели регистрируют события,
снятые на видеопленку. Возможно обучение
и в реальной ситуации, когда начинающий
наблюдатель регистрирует события параллельно
с квалифицированным наблюдателем. После
наблюдения записи сравниваются и анализируются
допущенные ошибки, наиболее важные и
сложные моменты.
Чтобы
облегчить задачу наблюдателям, для
них подготавливается инструкция, где
подробно указываются критерии отнесения
фактов к той или иной категории единиц
наблюдения, правила фиксации наблюдаемых
событий.
Результаты
наблюдения должны быть определенным
образом зафиксированы, чтобы в дальнейшем
можно было провести их обработку и анализ.
Основное требование к фиксации результатов:
запись должна вестись на месте наблюдения
и в момент совершения наблюдаемого события.
Запись
либо заносится в один из документов
наблюдения, либо осуществляется техническими
средствами. Для структурированного наблюдения
задача фиксации событий облегчается
подробной структурой рабочих документов,
особенно если регистрируется наличие
или отсутствие выделенного элемента
наблюдения (в этом случае запись результатов
ведется по принципу «плюс-минус»). При
неструктурированном наблюдении фиксировать
события сложнее, здесь не используются
жесткие формы записи, поэтому важно подобрать
такую форму, которая позволяла бы идентифицировать
наблюдаемые события отдельно от их интерпретации.
Действия
наблюдателя в ходе полевых работ
могут корректироваться руководителем
группы, может расширяться или сужаться
круг единиц наблюдения, его продолжительность.
Процесс
сбора информации может контролироваться
различными способами:
Проведением
беседы с участниками ситуации.
Выполнением
анализа документов.
Сравнением
результатов разных наблюдателей.
Повторным
наблюдением.
Когда
наблюдения контролируются путем сравнением
результатов разных наблюдателей, может
быть увеличено число наблюдателей, одновременно
исследующих одну ситуацию, но ведущих
записи независимо друг от друга. Сравнение
полученных ими результатов позволяет
устранить влияние побочных факторов
(субъективных и объективных) и выявить
неувиденные наблюдателями события.
Пример. Форма
для регистрации наблюдений в
гипермарките.
Наблюдатель___
Место наблюдения___
Дата
___
Время дня___
Структура группы
данных
Численность группы:
___ взрослых ___ детей
Пол:
Взрослые: ___ мужской ___ женский
___ мужской ___ женский
Использование:
___ тележки для продуктов
___ продуктовой корзины
___ ничего
Время совершения
покупки ___
Купленное количество___
3. Анализ полученных
результатов.
Анализ
данных начинается с перевода «сырых»
данных в осмысленную информацию
и включает их введение в компьютер,
проверку на предмет ошибок (т.е. редактирование),
кодирование, представление в матричной
форме (табулирование). Обычно закодированные
исходные данные представляется в виде
матрицы. Всё это называется преобразованием
исходных данных.
Рассмотрим
этапы анализа данных более подробно.
Редактирование.
Основная цель
редактирования состоит в установлении
некоторых стандартов минимального качества
сырых данных. Редактирование включает
в себя просмотр и, если необходимо, исправление
каждой формы регистрации наблюдений.
Просмотр и внесение исправлений зачастую
выполняются в две стадии: полевое редактирование
и централизованное офисное редактирование.
Полевое редактирование
– это предварительное редактирование,
проводимое руководителем полевых исследований,
которое строится таким образом, чтобы
обнаружить наиболее бросающиеся в глаза
пропуски и неточности средства сбора
и самих данных. Оно также полезно для
контроля поведения персонала полевых
сил и внесения ясности в любого рода недопонимание
этими силами направлений их деятельности,
методов, специфических вопросов и т. п.
В идеальных обстоятельствах полевое
редактирование выполняется как можно
скорее после того, как форма сбора данных
заполнена. В этом случае проблемы могут
быть устранены прежде, чем проводивший
сбор информации штат будет расформирован,
и пока конкретные контакты, явившиеся
источником затруднения, еще свежи в памяти
проводивших наблюдение людей. Полевое
редактирование обычно выполняется руководителем
полевых работ.
За полевым
редактированием обычно следует централизованное
офисное редактирование, которое заключается
в более полной и точной проверке и коррекции
собранных ответов.
Централизованное
офисное редактирование – это
точная всеобъемлющая проверка и
коррекция заполненных форм сбора данных,
включая принятие решения о том, что с
этими данными делать. Для этой работы
подходит личность, обладающая «острым
глазом» и хорошо знакомая с целями и методами
исследования. Чтобы обеспечить логическую
последовательность обработки материалов,
лучше всего предоставить все носители
собранных данных одному человеку. Если
же эту работу приходится делить по соображениям
ее объема и имеющегося времени, то разделы
должны делиться по частям формы, а не
по респондентам. В отличие от полевого,
централизованное офисное редактирование
в меньшей степени зависит от последующих
процедур, и в большей — от степени полноты
данных.
Элементы, проверяемые
в полевом редактировании:
1. Полнота. Проверка
полноты включает в себя тщательное просматривание
формы данных с целью обеспечения уверенности
в том, что ни одна страница не пропущена,
а также проверку отдельных пунктов.
2. Удобочитаемость.
Важно кодировать форму, которая
не может быть сведена к цифровой
форме, чтобы избежать проблемы неразборчивости
почерка или непонятных сокращений слов.
3. Вразумительность:
иногда зарегистрированные действия невразумительны
для всех, кроме того, кто проводил наблюдение.
При обнаружении такой ситуации на месте
руководитель полевых работ может получить
у него необходимое разъяснение.
4. Логическая
последовательность. Наличие непоследовательности
обычно указывают на ошибки сбора или
регистрации данных, но могут свидетельствовать
о двусмысленности используемых средств
или беззаботном отношении к выполнению
работы.
5. Единообразие:
очень важно, чтобы наблюдения регистрировались
единообразными блоками. Если база
наблюдений оказывается неединообразной,
то наследующей стадии анализа результат
может оказаться сомнительным.
Кодирование.
Кодирование —
это «технический прием, с помощью которого
данные распределяются по категориям.
Посредством кодирования сырые данные
превращаются в символы — обычно цифровые,
которые можно табулировать и подсчитывать.
Однако это преобразование не должно осуществляться
автоматически. Оно требует здравого суждения
кодировщика.
Первый этап
кодирования заключается в специфицировании
категорий или классов, к которым будут
относиться наблюдения. Второй этап кодирования
касается назначения кодовых номеров
классов.
Завершающий этап
процесса кодирования состоит в подготовке
книги кодов,которая содержит общие
инструкции, указывающие, каким образом
была закодирована каждая позиция данных.
В ней перечисляются коды каждой переменной
и категории, включенные в каждый код.
Далее в ней указывается, где в компьютерной
записи располагается переменная и каким
образом эта переменная читается — например,
с десятичной точкой или как целое число.
Последняя информация обеспечивается
установлением формата.
Табулирование.
Табулирование
заключается просто в подсчете количества
событий, которые попадают в различные
категории. Табулирование может принимать
форму простой табуляции
или перекрестной табуляции. Простая
табуляция – подсчет количества событий,
которые попадают в каждую категорию,
когда категории базируются на одной переменой.
Перекрестная табуляция – подсчет количества
событий, которые попадают в каждую из
нескольких категорий, когда категории
базируются на двух и более переменных,
рассматриваемых одновременно.
Простая табуляция
связана с подсчетом для единственной
переменной. Она может повторяться для
каждой из переменных исследования, но
табуляция для каждой переменной не зависит
от табуляции для других переменных. В
перекрестной табуляции две или более
переменных обрабатываются одновременно.
Табуляция может выполняться целиком
от руки, целиком машиной или частично
машиной и частично от руки. Какой из подходов
более эффективен, зависит и от числа необходимых
табуляций, и от количества событий в каждой
табуляции. Число табуляций является прямой
функцией количества переменных, тогда
как количество событий — это прямая функция
размера выборки. Чем меньшее число табуляций
требуется и чем меньше выборка, тем более
привлекательными становятся ручные методы.
Однако привлекательность любого подхода
также в значительной степени зависит
от сложности табуляций. Сложность возрастает
по мере увеличения числа переменных,
получаемых для одновременной обработки
в перекрестной табуляции. Сложность также
возрастает с увеличением числа категорий
на одну переменную. Хотя в очень простых
исследованиях ручная табуляция может
оказаться полезной, большинство исследований
полагается на компьютерную табуляцию,
использующую пакеты программ. Существует
громадное количество таких программ.
Некоторые из них, в дополнение к отчетности
о количестве событий в каждой категории,
могут рассчитывать итоговые статистики
и графически представлять гистограммы
значений.
Далее
проводиться статистический анализ,
т.е. определяются средние величины,
частоты, корреляционные и регрессионные
соотношения, осуществляется анализ трендов.
После
анализа осуществляется подготовка
отчета.
При
подготовке заключительного отчёта
можно разделить его на три
части:
вводная часть
включает начальный лист, титульный лист,
договор на проведение исследования, меморандум,
оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.
Объём меморандума и аннотации не более
одной страницы.
основная
частьотчёта состоит из введения,
характеристики методологии исследования,
обсуждения полученных результатов, констатации
ограничений, а также выводов и рекомендаций.
Введение ориентирует
читателя на ознакомление с результатами
отчёта. Оно содержит общую цель отчёта
и исследования, актуальность его проведения.
В методологическом
разделе с необходимой степенью
детальности описываются: кто и что
явилось объектом исследования, используемые
методы. Дополнительная информация помещается
в приложении.
Главным разделом
отчёта является раздел, в котором
излагаются полученные результаты. Рекомендуется
строить его содержание вокруг целей исследования.
Выводы и рекомендации
могут быть изложены как в одном,
так и в отдельных разделах. Выводы
основываются на результатах проведённого
исследования. Рекомендации представляют
собой предположения относительно того,
какие следует предпринять действия, исходя
из изложенных результатов. Осуществление
рекомендаций может предполагать использование
знаний, выходящих за рамки полученных
результатов.
В заключительной
части приводятся приложения, содержащие
добавочную информацию, необходимую для
более глубокого осмысления полученных
результатов.
Помимо написания
отчёта исследователи часто также
делают для клиентов устную презентацию
о методах исследования и полученных
результатах.
Заключение
В данной курсовой
работе был рассмотрен такой вид
маркетинговых исследований, как наблюдение.
В первом разделе были рассмотрены формы
и методы наблюдения, структуру процесса
наблюдения. Во втором разделе мы рассмотрели
форму для регистрации наблюдений, необходимые
требования для ее разработки. В последнем,
третьем, разделе были рассмотрены этапы
анализа полученных данных.
Следует
отметить, что обычно метод наблюдений
используется совместно с другими методами.
Полученные в этом случае результаты дополняют
и контролируют друг друга. Так, если наблюдение
используется для контроля данных, полученных
другими методами, оно должно быть максимально
строго структурировано, проводиться
в тех условиях, в которых собиралась контролируемая
информация.
Недостатки
метода наблюдений присущи всем качественным
исследованиям. При прямом наблюдении
обычно изучается поведение в определенных
условиях малой группы людей, следовательно,
возникает вопрос о достоверности полученных
данных. При этом имеет место субъективное
истолкование последних. Человеческое
восприятие ограниченно, поэтому исследователь
может пропустить, не заметить какие-то
важные проявления изучаемой ситуации.
Обычно исследователь не в состоянии на
основе метода наблюдений углубить полученные
результаты и вскрыть интересы, мотивы,
отношения, лежащие в основе определенного
поведения. В ряде случаев это ограничение
удается преодолеть, например, изучая
реакцию детей на новую игрушку. Кроме
того, надо иметь в виду, что присутствие
наблюдателя может оказывать влияние
на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого
влияния определить чрезвычайно сложно.
Подводя итоги своей работы, сделаем вывод
о том, что наблюдение является весьма
трудоемким методом. Оформление итогов
наблюдений занимает порой в два раза
больше времени, чем само наблюдение.
И как следствие, оно должно лишь дополнять
другие методы маркетинговых исследований,
и применяться тогда, когда информация,
необходимая исследователю не может быть
получена никакими иными способами.
Литература
Алексеев
А.А. «Маркетинговые исследования рынка
услуг». СПб,
1998.
Голубков
Е.П. «Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика». – М., Финпресс,
1998
Голубков
Е.П. Маркетинговые исследования рекламной
деятельности//: Маркетинг
в России и за рубежом
№3 / 1999
4. Завьялов
П. С., Демидов В. Е. «Формула успеха:
Маркетинг (сто вопросов — сто ответов
о том, как эффективно действовать
на внешнем рынке)» М.:
Международные отношения, 1999
5. Малхорта Нэреш К. «Маркетинговые исследования».
– М., Вильямс, 2003
6. Черчилль
Г. А. «Маркетинговые исследования».
— СПб.: Питер, 2000