На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анкета и анкетирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 

Факультет менеджмента и маркетинга 

Кафедра маркетинга 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «Маркетинговые исследования» 

на тему: Анкета и анкетирование 
 
 
 
 
 

                                                Дата выполнения
                                                   Подпись студентки 
 
 
 

Калуга 2011 
 
 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Цели, задачи и требования к анкетированию………………………………………...5
2. Технология создания анкеты…………………………………………………………..8
3. Маркетинговый анализ анкетирования конкретной организации на примере торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри»………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список  использованной литературы…………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В практике социологических исследований одним из распространенных видом  опроса является, помимо интервью, анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности.
     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
     Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к вопросам анкетирования в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
     С помощью анкетирования можно  определить предпочтения разных слоёв  населения: какие товары наиболее важны для людей, какие профессии востребованы, каких домашних животных они предпочитают заводить и т. д. Анкетирование широко распространено при приеме на работу и проведении собеседований с персоналом.
     Целью исследования является изучение сущности анкетирования и возможности его использования при проведении маркетинговых исследований.
     Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
     1. Сформулировать понятие и выявить  значение анкетирования как инструмента маркетинговых исследований.
     2. Рассмотреть виды анкетирования.
     3. Проследить технологии создания  анкет.
     4. Проанализировать возможности применения  анкетирования в системе маркетинговых исследований в торговом центре «МЕТРО Кэш энд Керри».
     Объектом  исследования является анкетирование как инструмента маркетинговых исследований.
     Предмет исследования – анкетирование посетителей торгового центра «МЕТРО Кэш энд Керри». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Цели, задачи и требования к анкетированию
     Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование представляет собой заполнение таблиц с заранее подготовленным перечнем вопросов по интересующим маркетинговую службу вопросам. Анкета – это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.
     Анкетирование целесообразно в двух случаях:
    когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время;
    респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
     Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер.
     Анкетирование на современном этапе применяется  не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и т.д., но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов.
     В последнее время сфера использования  анкет расширилась: если раньше при  их помощи изучалось потребительское  поведение, то в настоящее время  к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, т.к. она быстро устаревает и теряет свою ценностью для исследователя.
     Различают следующие виды анкетирования:
     1. По способу общения между исследователем  и опрашиваемыми:
    прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
    почтовый: анкеты рассылают по почте;
    раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
    публикация анкет в Интернете.
     Прессовый, почтовый и опрос в Интернете  являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.
     Почтовый  опрос является одним самых неэффективных  видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т.д.
     2. По месту проведения:
    по месту жительства;
    по месту работы;
    по месту учёбы.
     В последних двух случаях анкетирование  может быть групповым (или аудиторным). 
 

     3. По уровню стандартизации:
    полностью стандартизированные;
    частично стандартизированные.
     Этот  вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или  полузакрытыми).
     4. По полноте охвата:
    опрос всех представителей выборки;
    выборочное: опрос части выборки.
     Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
     Из  вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Технология создания анкеты
     Анкета  – это ряд вопросов, на которые  опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.
     Структура анкеты выглядит следующим образом:
     1. Служебное поле. В нём указываются  дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные. Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера.
     2. Введение. Служит связующим звеном  между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).
     3. Тело анкеты. В этой части раскрываются  основные вопросы, на которые  мы пытаемся получить ответ  в процессе исследования.
     4. Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:
     1) Область, где вопросы задаются  непосредственно респонденту.
     Часто возникающей в этой части задачей  является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:
    установить интервальную шкалу доходов, которая корреспондируется с уровнем цен на исследуемую продукцию;
    определить род занятий респондента;
    установить наличие определённых знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определённом уровне дохода.
     2) Область, которая заполняется  интервьюером самостоятельно на  основе визуальной информации. Это, обычно, возраст, пол и т.д.
     3) Название предприятия, адрес,  контактный телефон. Если опрос  проводится на дому или, если  проводится маркетинговое исследование  на промышленном рынке, необходимо обязательно указать номер телефона опрашиваемого.
     В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:
     1. Целевые повременные – содержат  данные анкеты, которые непосредственно  связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.
     2. Классификационные повременные  – включают данные, описывающие  респондентов.
     3. Управляемые переменные – используются  для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.
     В небрежно подготовленной анкете можно  всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые не захотят  ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
     Закрытый  вопрос включает в себя все возможные  варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию.
     Открытый  вопрос даёт опрашиваемым возможность  отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.
     Открытые  вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем  не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить с таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.
     Таким образом, получается, что анкета является ключевым инструментом при проведении маркетинговых исследований предприятием. При составлении анкет маркетолог должен тщательно продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога организации-заказчика.
     Анкета  должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
    облегчить ответ опрашиваемого лица;
    сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
    позволить легко провести анализ.
     Анкета  — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных  данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Она значительно сложнее его. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков: 

     1) введения, или преамбулы;
     2) основной части, состоящей из  перечня вопросов;
     3) заключительной части.
     Во  введении кратко излагаются цели проводимого  исследования, указывается фирма, для  которой оно проводится. Отметим, что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.
     Основная  часть анкеты представляет собой  совокупность содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для этого рекомендуется использовать различные типы вопросов: разнообразие их видов и разновидностей позволяет выявлять и устанавливать весьма неожиданные нюансы в отношениях покупателей к фирме, к производимому ею товару, что при использовании однотипных вопросов не всегда возможно.
     Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать покупки определенных товаров, изменять или не изменять своего отношения к изготовителю этих товаров и т.п. Закрытые же вопросы в отличие от открытых предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к товару, к фирме и т.п. По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы, которые наглядно будут показывать неявные тенденции поведения покупателей или новые и пока еще скрытые явления, не наблюдаемые ранее на исследуемом рынке (например, изменение спроса на тот или иной товар). Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор богатой качественной информации, закрытые — и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.
     Закрытые  вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой, хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее форма и содержание этих шкал — реальных и условных — и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Так, в частности, выделяют следующие виды шкал:
    дихотомическая шкала (дихотомический вопрос);
    шкала ответов с ограниченным числом альтернатив;
    семантический дифференциал;
    шкала Лайкерта.
     Дихотомический  вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа «да» или  «нет». Например: «Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый персональный компьютер?». Ответ: «да» или «нет».
     Вопрос  с ограниченным числом альтернатив  представляет собой более или  менее пространный перечень вариантов  решения проблемы покупателя, из которых  надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления. Если продолжить пример, то вопрос с ограниченным числом альтернатив может выглядеть следующим образом: «Если «да», то компьютер какой фирмы вы предпочитаете? (поставьте символ V в соответствующей клеточке)»: 

Hewlett-Packard  
Apple  
Acer  
Asus  
 
     Семантический дифференциал удобно представлять в  виде таблицы.
     «Насколько  важны для вас следующие характеристики компьютера (поставьте символ V в соответствующей клеточке)?» 

Показатель Крайне важно Очень важно Безразлично Не очень  важно Совершенно не важно
Мощность  процессора          
Качество          
Продолжительность гарантийного срока          
Цена          
 
     Закрытый  вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных потребительных свойств товара или других обстоятельств, которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора,— они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия.
     Разумеется, есть и другие варианты построения закрытых вопросов с применением приведенных шкал. Так, в семантическом дифференциале можно формулировать самые разные альтернативы для выбора. Важно, чтобы в крайних точках шкалы были размещены диаметрально противоположные значения, а между ними промежуточные, постепенно превращающие одну противоположность в другую с большей или меньшей степенью подробности.
     «Как  часто вы сканируете свой компьютер на вирусы (поставьте символ х в соответствующем месте помещенной ниже шкалы)?». 

Никогда Изредка Иногда Часто
 
     Для этого же вопроса можно предложить и другую форму шкалы семантического дифференциала.
     Никогда __ __ __ __ __ __ Часто
     Иногда  в практике маркетинговых исследований для установления различных обстоятельств в анкетах могут даваться и более утонченные способы предложения вариантов ответов, более сложные формы шкал. В частности, если требуется установить, между какими фирмами-производителями компьтеров происходят колебания потенциального покупателя перед предстоящей покупкой, можно использовать так называемую номинальную шкалу с ограниченным числом альтернатив.
     «Какие  из указанных ниже фирм-производителей компьютеров вызывают у вас наибольшее доверие? Отметьте все подходящие варианты».
Hewlett-Packard  
Apple  
Acer  
Asus  
Asus  
Dell  
     Отвечая на вопрос, поставленный в такой форме, респондент укажет несколько фирм-производителей компьютеров, возможно, две-три. Остальные же фирмы проигнорирует. Можно вопрос сформулировать так, что будут оценены все фирмы-производители компьютеров, для этого применяют порядковую шкалу с ограниченным числом альтернатив.
     «Пожалуйста, расставьте фирмы-производители компьютеров из прилагаемого списка в соответствии со степенью доверия к каждой из них, оценивая наиболее привлекательную для вас фирму как 1, а наименее привлекательную — как 6».  

Hewlett-Packard  
Apple  
Acer  
Asus  
Asus  
Dell  
 
     Для оценки приоритетов можно применить  и так называемую относительную шкалу.
     «Пожалуйста, распределите 100 баллов между фирмами-производителями компьютеров из прилагаемого списка в соответствии с вашим расположением к каждой из них».