На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Терапевтическая стоматология. Понятие о кариесе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Дальневосточный Государственный Медицинский Университет
    Кафедра стоматологии терапевтической 
 
 

    Реферат 

На тему: Введение в терапевтическую стоматологию. Исторические этапы развития. Предмет и задачи терапевтической стоматологии. Понятие о кариесе.
. 
 

    Выполнила:
    студентка 206-стом
    Ли  Д.Х. 

    Проверила:
    доцент, к.м.н.
    Сувырина М. Б. 

    г. Хабаровск
    2011 г.
    Содержание 

    Введение……………………………………………………………….…3
    Этапы развития терапевтической стоматологии……………………....4
    Понятие о кариесе………………………………………………………12
    Роль различных факторов в развитии кариеса зубов ..……………....16
    Современное представление о причине возникновения кариеса зубов…………………………………………………………………..…27
    Классификация, диагностика,клиническое проявление кариеса зубов…………………………………………………………………..…34
    Список используемой литературы…………………………………….39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 

      Современный уровень развития стоматологии имеет  ряд особенностей и характеризуется  появлением новых технологий, современного оборудования и материалов. Однако улучшение качества оказания помощи населению немыслимо без одновременного повышения уровня базовой подготовки врача-стоматолога. 

      Одним из важных факторов, способствующих и  обеспечивающих внутривузовую подготовку специалиста, являются учебные пособия. С учетом этого мы предприняли попытку написать учебник, который поможет будущим врачам работать в соответствии с требованиями настоящего времени. 

      Высокая распространенность кариеса зубов  и его осложнений и заболеваний пародонта приводит не только к преждевременной потере зубов, но и к развитию патологических состояний органов желудочно-кишечного тракта. С другой стороны, заболевания органов и систем организма часто проявляются в полости рта и отрицательно влияют на течение имеющихся поражений: кариеса, заболеваний пародонта, слизистой оболочки рта. 

      В последние годы достигнуты значительные успехи в создании новых пломбировочных материалов и их использовании при реставрации зубов. Эти материалы в полной мере отражены в учебнике. Дана полная характеристика пломбировочных материалов и подробно изложены техника и методика их использования. 

      В последние годы в стоматологии сформировалось новое направление — эндодонтия, занимающаяся профилактикой и лечением осложнений кариеса. Этот раздел изложен исходя из современной трактовки причины их возникновения. В нем представлены современные технологии и методики проводимого лечения. В частности, подробно изложены методы эндодонтической обработки корневых каналов, возможные ошибки и осложнения, возникающие в процессе и после лечения. 

      Особого внимания заслуживает профилактическая направленность в стоматологии. Повышение уровня современных знаний о причинах возникновения и развития основных стоматологических заболеваний позволяет предупреждать их, либо способствует значительному их снижению. Важно, чтобы профилактическая направленность в деятельности врача- стоматолога проявлялась повседневно, независимо от вида профессиональной деятельности. В этой связи непременное условие успешной работы заключается в повышении санитарной культуры населения путем усиления санитарно-про- светительской работы. 

      Не  менее важный аспект в деятельности врача-стоматолога — онкологическая направленность и раннее выявление ВИЧ-инфицированных. 

  Этапы развития терапевтической стоматологии. 

      Стоматология (от греч. stoma — рот, logos учение) — медицинская дисциплина, занимающаяся изучением этиологии и патогенеза заболеваний зубов, челюстей и других органов полости рта, их диагностикой, лечением и профилактикой. 

      Стоматология  как медицинская дисциплина сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии. 

      Если  челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание, вплоть до XVII века, не было связано с общей медициной  и рассматривалось как средство оказания помощи при болях, которое  сводилось, в основном, к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др. 

      История зубоврачевания как медицинской  специальности ведет начало с  конца XVII — начала XVIII веков. В первую очередь это связано с трудами  выдающегося французского врача  П. Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбирование зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность. 

      Зубоврачевание  в России до XVII века не контролировалось государством. И только в 1810 г. был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом «зубного лекаря». Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание «дантист» и право на самостоятельную работу присуждались после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества. 

      В 1829 г. женщины получили право на равных с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. 

      В конце прошлого столетия произошел  ряд событий, которые оказали  большое влияние на формирование специальности. Так, в 1881 г. в Санкт-Петербурге В. И. Важинс- ким была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении стало открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский. 

      Огромная  роль в организации курса по одонтологии  принадлежит проф. Н. В. Склифосовскому, который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что Н. В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. Он является основоположником изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жителей. 

      В 1892 г. были открыты приват-доцентуры  по одонтологии при Военно-медицинской  академии (возглавлял П. Ф. Федоров) и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавлял проф. А. К. Лимберг). 

      А. К. Лимберг первый в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему «Современная профилактика и терапия костоеды зубов». А. К. Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников. 

      С полным основанием можно считать, что  в факультетской хирургической клинике проф. Н. В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые уче- ные-стоматологи: М. М. Чемоданов, Н. Н. Знаменский, Н. Н. Несмеянов, А. К. Лимберг. 

      В 1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885 г. учрежден печатный орган «Зубоврачебный вестник». Появление  журнала позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московским одонтологическим обществом был учрежден собственный журнал «Одонтологическое обозрение». Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 г. На съезде кроме научных докладов обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые сформулирована идея санации полости рта учащихся. 

      В 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с клиниками и техническими лабораториями. В ноябре 1918 г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918 г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П. Г. Дауге (1869—1946). 

      В марте 1920 г., в соответствии с постановлением Народного комиссариата здравоохранения  и Народного комиссариата просвещения, на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. В апреле 1920 г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г. И. Вильга. С 1924 по 1926 г. ею заведовал проф. JI. А. Говсеев. На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологии: В. А. Дубровин, И. Г. Лукомский, И. А. Бегельман, А. Е. Верлоцкий. 

      Наряду  с организацией кафедр на медицинских  факультетах были созданы институты: в 1919 г. в Петрограде — Институт общественного  зубоврачевания, в Киеве — Одонтологический институт. В 1922 г. в Москве создается Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927 г. был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обучения составлял 5 лет. В 1928 г. был открыт Одесский научно- исследовательский институт стоматологии — первое научно- исследовательское учреждение в стране. 

      В довоенный период была создана значительная материальная база по подготовке стоматологов. В 1935 г. открыто 11 стоматологических институтов. Однако война не позволила завершить начатые преобразования. 

      В 1946 г. срок обучения в стоматологических  институтах был продлен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в  которых ведется подготовка стоматологов. По мере развития специальности уже в предвоенные годы определилось три профиля специализации: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963 г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. На ряде стоматологических факультетов предусмотрен курс, а в ММСИ — кафедра физиотерапии. В соответствии с учебным планом по специальности «стоматология», утвержденным в 1983 г., на кафедре стоматологии детского возраста введен курс первичной профилактики. 

      Введение  додипломной (субординатура) и постдипломной (интернатура) специализации с целью повышения качества подготовки молодых специалистов также имело важное значение. Субординатура предусматривала специализацию по всем профилям стоматологии в течение X семестра. 

      Важную  роль в развитии стоматологии в нашей  стране сыграло постановление Совета Министров СССР от 05.11.76 г. «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению». В приказе МЗ СССР № 1166 от 10.12.76 г, изданном на основании этого постановления (и имеющем то же название), предусмотрен ряд мер по расширению сети стоматологических учреждений и увеличению выпуска врачей-стоматологов. 

      До 1990 г. в нашей стране функционировало 44 стоматологических факультета и 2 стоматологических института (в Москве и Полтаве) с общим приемом на первый курс 8700 человек. 

      В настоящее время в России имеется 31 факультет стоматологии. Головным по высшему стоматологическому образованию  является Московский Государственный  медицинский стоматологический университет. 

      Терапевтическая (консервативная) стоматология занимается изучением причин возникновения и механизмов развития заболеваний зубов и околозубных тканей, заболеваний слизистой оболочки рта, их диагностикой, разработкой методов лечения и профилактики. 

      Уровень развития терапевтической стоматологии в значительной степени определяет состояние стоматологической помощи населению. Особенно важное значение принадлежит разработке и внедрению мер профилактики основных стоматологических заболеваний. В настоящее время уровень знаний по проблеме кариеса зубов и болезней пародонта таков, что мы можем успешно заниматься предупреждением этих заболеваний. 

      В терапевтической стоматологии наметилась дифференциация и определенная специализация. Различают карие- сологию, эндодонтию, пародонтологию, науку о болезнях слизистой оболочки рта. 

      Известно, что уровень исследований зависит  от достижений науки и применяемых методик. Так, в 20—30-е годы проводились клинические исследования и определение химического состава тканей зуба с использованием аналитических методов. В 40—60-е годы появление метода радиоактивных изотопов и более современных биохимических методик позволило изучить биохимический состав органического вещества твердых тканей и процессы обмена в норме и патологии. 

      Проблемой кариеса занимались видные ученые И. А. Бе- гельман, И. Г. Лукомский, Д. А. Энтин, П. Ф. Беликов, Е. Е. Платонов, А. Э. Шарпенак. Большой вклад в изучение кариеса зубов внес Н. А. Федоров, создавший целое направление по изучению обменных процессов в твердых тканях зуба в норме и при патологических процессах. Его ученики — Е. В. Боровский, Н. А. Жижина, А. Г. Колесник, Н. В. Лисенко, А. А. Прохон- чуков, Л. А. Дагаева и др. — получили ряд важных данных, которые коренным образом изменили ранее существовавшие представления о твердых тканях зуба и, в первую очередь, об эмали. Эти данные послужили основой для разработки современного подхода к проблеме кариеса. 

      Не  менее важной проблемой являются болезни пародонта. Огромный вклад в их изучение внес А. И. Евдокимов. Кроме него болезнями пародонта занимались Д. А. Энтин, Е. Е. Платонов, Л. М. Линденбаум, И. О. Новак, В. Ю. Кур- ляндский, Н. Ф. Данилевский, В. С. Иванов и др. В настоящее время пересмотрен ряд ранее существовавших взглядов на этиологию и патогенез болезней пародонта, что позволило наметить действенные пути их профилактики. 

      Исследованиями  в области эндодонтии занимались И. Г. Лукомский, С. М. Гофунг, Т. Г. Школяр, А. Э. Анищенко, А. И. Евдокимов, В. М. Уваров. Л. Р. Рубин создал направление по применению физических методов в диагностике и лечении пульпита и периодонтита. В настоящее время этой проблемой серьезно занимаются Е. В. Боровский, А. Т. Петрикас, А. М. Соловьева, В. Н. Чиликин. 

      Болезни слизистой оболочки рта в меньшей  степени привлекали внимание исследователей, однако и в этом направлении имеются определенные достижения. Этой проблемой занимались И. Г. Лукомский, Я. С. Пеккер, Е. Е. Платонов, И. О. Новак и другие видные специалисты. Большой вклад в изучение заболеваний слизистой оболочки рта внесли проф. Б. М. Пашков, заведовавший кафедрой кожных и венерических болезней ММСИ, и проф. Г. В. Банченко. 

      В настоящее время проводится большая  работа по широкому внедрению мер профилактики стоматологических заболеваний, что нашло отражение в работах Е. В. Боровского, Т. Ф. Виноградовой, Э. М. Кузьминой, А. Г. Колесник, В. К. Леонтьева, П. А. Леуса, Г. Н. Пахомова. 

      Научные исследования проводятся на всех кафедрах факультетов и институтов. Возглавляет  научные исследования в нашей  стране Центральный научно-исследовательский  институт стоматологии (ЦНИИС), который  был создан в 1962 г. Он является головным по научным исследованиям в стране и совместно с Научным советом  по стоматологии при РАМН координирует научные исследования. 

      Главными  стоматологами СССР и России были профессора А. И. Дойников, И. И. Ермолаев, Г. Н. Пахомов и др. С 1987 г. и по настоящее  время Главным стоматологом Минздрава  СССР, а затем России является член-корреспондент  РАМН, проф. В. К. Леонтьев (г. Москва). 

      История стоматологии тесно связана с  деятельностью стоматологических  обществ. В 1883 г. в Санкт-Петербурге учреждается первое общество дантистов  в России. В 1891 г. основано общество дантистов в Москве. В 1899 г. все  общества объединились в Российское одонтологическое общество. 

      После революции, по мере нормализации политического  и хозяйственного положения страны, уже к концу 1921 г. начинают работать отдельные одонтологические общества. В 1921 г. были основаны Татарское, а в 1926 г. — Новосибирское одонтологическое общество. 

      В довоенный период начали свою деятельность Саратовское (1933), Ставропольское (1937), Пермское (1939), Омское (1940) общества стоматологов. 

      Новым этапом в истории деятельности научных  стоматологических обществ явилось создание Всесоюзного научного медицинского общества стоматологов, которое было организовано в мае 1958 г. на научной конференции в Ленинграде. Окончательное оформление Всесоюзного и республиканского научных медицинских обществ стоматологов закончилось в 1962 г. Всесоюзное научное общество стоматологов насчитывало в своих рядах более 60 ООО человек. 

      Деятельность  стоматологических обществ многогранна. Большая работа проводится по совершенствованию  стоматологической помощи населению, внедрению новых методов профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний. 

      Итоги развития зубоврачебного дела в дореволюционной  России подвел 5-й Всероссийский  съезд Профессионального союза  зубных врачей, состоявшийся в апреле 1917 г. Поднятый съездом вопрос о необходимости коренной реформы зубоврачевания путем осуществления подготовки специалистов на медицинских факультетах и организации общественного зубоврачевания решился только после революции. 

      В ноябре 1923 г. в Москве состоялся I Всесоюзный одонтологический съезд. На этом и на последующих съездах первых лет советской власти (II Всесоюзный съезд одонтологов состоялся в Москве в 1924 г., III — в Ленинграде в 1928 г.) решались вопросы, касающиеся проблем кариеса зубов и болезней пародонта. 

      В 1962 г. в Москве состоялся IV Всесоюзный съезд стоматологов, посвященный состоянию и перспективам развития стоматологической помощи населению. Широко обсуждалась проблема кариеса зубов и его осложнений. 

      На V Всесоюзном стоматологическом съезде, проходившем в Киеве в 1968 г., основное внимание было уделено вопросам стоматологической помощи детям. 

      В программу VI Всесоюзного съезда стоматологов, состоявшегося в Ленинграде в 1975 г., были включены вопросы совершенствования стоматологической помощи населению. На этом съезде были обсуждены также вопросы современного состояния проблемы заболеваний пародонта. 

      В 1981 г. в Ташкенте проходил VII Всесоюзный съезд стоматологов, где рассматривались  вопросы организации стоматологической  помощи, проблемы профилактики и лечения воспалительных заболеваний и травм в челюстно- лицевой области. 

      В 1987 г. в Волгограде состоялся VIII Всесоюзный съезд стоматологов, на котором всестороннему  обсуждению подверглись вопросы ортопедической стоматологии. 

      Кроме Всесоюзного научного общества стоматологов в 1965 г. было организовано Всероссийское  научное общество стоматологов, которое возглавлял член-корр. АМН СССР, заслуженный деятель науки, проф. А. И. Евдокимов. Затем председателями избирались проф. В. Ф. Рудько, заслуженный деятель науки проф. Е. И. Гаврилов. С 1970 по 1993 г. председателем правления был проф. Е. В. Боровский. 

      За  это время проведено 5 Всероссийских  съездов стоматологов: I — в 1965 г. в Калинине, II — в 1970 г. в Смоленске, III — в 1976 г. в Волгограде, IV — в 1982 г. в Ульяновске и V — в 1988 г. в Новосибирске. 

      В 1992 г. в Воронеже проходил учредительный  съезд Стоматологической Ассоциации, а в феврале 1993 г. Министерством юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Стоматологическая Ассоциация России (СтАР). 

      В апреле 1993 г. состоялся I съезд Ассоциации, на котором были избраны руководящие органы. Первым президентом СтАР был избран заслуженный деятель науки РФ проф. Е. В. Боровский. 

      В мае 1994 г. в Волгограде состоялся II, а в сентябре 1996 г. в Москве — III съезд СтАР, на котором на должность президента заступил заслуженный деятель науки РФ проф. В. К. Леонтьев. 

       Активному реформированию стоматологии во многом способствовала совместная работа СтАР с Минздравом России. Вышедшие приказы Минздрава России № 312 (1996), № 289 (1997), «Методические рекомендации» (2001) Минздрава России совместно с Минфином и Фондом обязательного медицинского страхования во многом стали полноценной законодательной базой, упорядочившей и решившей многие проблемы в работе стоматологов в рыночных условиях. 
 

Понятие о кариесе. 

         

      Кариес  зубов (caries dentis) — патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором происходят деминерализация и размягчение твердых тканей зуба с последующим образованием полости. 

      В учебном пособии консервативной стоматологии США кариес зубов определяется как инфекционное микробиологическое заболевание зубов, которое приводит к локальному разрушению кальцинированных тканей. Данным определением авторы старались подчеркнуть, что образование дефекта в зубах, т. е. разрушение зубной поверхности и возникновение кариозной полости, является следствием воздействия бактериальной инфекции. Этим указывается причинный фактор, который практически всегда игнорируется при проведении лечения, а все внимание уделяется восстановительному лечению. 

      Кариес  зубов, или по-старому — зубные болезни, вероятно, самое распространенное заболевание в мире. О наличии разрушенных кариесом зубов, относящихся к периоду 2,5—3 тыс. лет до нашей эры, свидетельствуют результаты многочисленных исследований. По данным обследования черепов переселенцев, проживающих в IX—XII веках на территории современной России, доля лиц, имеющих разрушенные зубы, не превышала 3,3 %. 

      И хотя кариес поражал зубы людей с  древних времен, его распространенность резко возросла во всем мире в последние 50—80 лет, что связывают с изменением характера питания, а точнее, с увеличением количества углеводов. Так, по данным ВОЗ, количество употребляемого сахара увеличилось с конца прошлого столетия примерно в 10 раз. 

      Кариес  зубов следует отнести к социальной проблеме. В первую очередь следует  указать на его высокую распространенность во всем мире. Во-вторых, кариес, и особенно его осложнения, влияют на состояние организма за счет нарушения функции жевания и возникновения очаговообусловленных заболеваний. Необходимо учитывать также огромную стоимость лечения и профилактики кариеса. D. Woldo, К. Levit (1986) указывают, что в 1985 г. стоимость стоматологических услуг в США составила 27 млрд. долларов. Кроме того, косвенные затраты, такие как потеря рабочего времени, обучение врачей и персонала, также достаточно велики. 

      Эпидемиология кариеса. Кариес зубов интенсивно изучался последние 50—60 лет. Согласно рекомендации ВОЗ, для оценки эпидемиологии кариеса зубов используются три показателя: распространенность, заболеваемость и интенсивность. 

      Распространенность число людей, имеющих заболевание в момент обследования. Заболеваемость число новых случаев заболевания за определенный промежуток времени. В отечественной литературе существует аналог этому определению — прирост интенсивности. Интенсивность кариеса — число пораженных, удаленных и пломбированных зубов на одного обследованного. 

      Продолжительность заболевания оказывает большое  влияние на изменение характеристик распространенности и заболеваемости. Для заболеваний, которые продолжаются длительный период времени (годы и десятилетия), распространенность значительно выше, чем заболеваемость. 

      Общим показателем эпидемиологии кариеса, который учитывает количество кариозных зубов (К), пломбированных (П) и удаленных (У), является индекс КПУ (DMF). У детей индекс кариеса определяется по общему количеству как постоянных, так и временных зубов (КПУ+кп). Удаленные временные зубы учету не подлежат, поскольку их корни рассасываются перед сменой на постоянные. КПУ может определяться не только по числу пораженных зубов, но и по числу поверхностей. 

      Следует отметить, что показатель КПУ не отражает действительную величину распространения активного процесса, так как суммирует число реставраций и удаленных зубов с числом зубов, имеющих активный кариес. Показатель «пломбированный и удаленный зубы» отражает состояние в прошлом и его не следует смешивать с термином «пораженный» зуб — компонент активного кариеса. Из этого следует, что индекс КПУ завышает показатель активного кариеса. Однако с учетом цифрового значения структур КПУ — количества кариозных, пломбированных и удаленных зубов — индекс обладает значительной информативностью и позволяет судить о качестве и эффективности лечения и профилактики. Используя цифровое значение индекса (на основании значений составляющих индекса), можно рассчитывать потребность в лечебной работе, судить о ее качестве и эффективности. Так, при КПУ 6 его составные могут иметь 3 значения: 4+1+1; 1+4+1; 1+1+4. В первом значении, когда в структуре индекса преобладают пораженные зубы (4), а пломбированных зубов мало, качество лечебной работы неудовлетворительное. При втором варианте — 1 кариозный зуб, 1 удален, а 4 пломбированные, можно говорить об удовлетворительной работе. В третьем варианте, когда имеется 1 пломба, 1 кариозная полость и 4 зуба удаленны — стоматологическая помощь неудовлетворительная. Высокие показатели индекса КПУ указывают на отсутствие или на недостаточно эффективно проводимую профилактическую работу. Однако для определения эффективности профилактических мероприятий необходимо знать прирост интенсивности кариеса. Для этого определяют интенсивность кариеса у одного и того же лица или контингента через 3—5 лет. Считается, что срок, равный 1—2 годам, может быть недостаточным для проявления результатов проводимых профилактических мероприятий. 

      В литературе широко используется понятие активность кариозного процесса, которая определяет тактику проводимого лечения. При наличии одиночных поражений зуба, локализующихся в области фиссур, лечение сводится к их пломбированию. При наличии множественных кариозных поражений и, особенно, при кариозном поражении гладких поверхностей, кроме пломбирования должно проводиться профилактическое лечение. 

      К сожалению, не существует точного метода предсказания развития кариозного процесса. Однако степень риска определяется исходя из показателей: количества кариозных полостей (прирост за 3—6 мес), гигиенического состояния полости рта, характера питания, интенсивности слюноотделения, содержания фтора в питьевой воде. 

      Критериями  «высокого риска» кариеса служат: 2 или больше кариозных поражения, большое количество пломб (более 4—5), частое употребление сладостей, низкое слюноотделение. 

      С целью стандартизации оценки стоматологической  заболеваемости разработаны определенные требования. В соответствии с рекомендациями ВОЗ, в возрасте 3 лет оценивается состояние временных зубов, в возрасте 6 лет — поражаемость постоянных первых моляров, в 12 лет — состояние постоянных зубов, в 15 лет — состояние пародонта, в 35—44 и 65—74 года — состояние зубов и тканей пародонта, что необходимо для планирования стоматологической помощи. 

      Наиболее  информативными для оценки состояния  полости рта являются возрастные группы 12, 15 и 35—44 года. 

      В детском возрасте интенсивность  кариеса определяется каждый год. У  взрослых группы формируются с 5- и 10- летним интервалом. При эпидемиологическом обследовании в регионе осматривают часть районов (в зависимости от раз мера региона и плотности населения). Минимальная возрас- тно-половая группа обследования в районе должна быть не менее 20 человек, а в регионе — 200—300. Важно, чтобы врачи-эксперты прошли обучение (калибровку) по единой оценке результатов осмотра и заполнения документации, так как на основании данных эпидемиологического обследования строятся программы профилактики и оказания помощи.
      ВОЗ, в зависимости от индекса КПУ, предлагает различать 5 уровней интенсивности кариеса зубов в 12 лет: очень низкий (0—1,1), низкий (1,2—2,6), средний (2,7—4,4), высокий (4,5—6,5) и очень высокий (6,6 и выше). 

      Э.М. Кузьмина (1995), занимавшаяся вопросами  эпидемиологии и профилактики кариеса на территории России, указывает на его высокую распространенность и интенсивность. Так, у 3-летних детей распространенность кариеса временных зубов колебалась, в зависимости от региона, от 69 до 85 %, а средняя интенсивность у 12-летних — 3,7. Это значит, что у каждого ребенка имеется в среднем почти 4 зуба, пораженных кариесом. При обследовании авторы не выявили района с очень низкой интенсивностью кариеса. Низкий уровень интенсивности кариеса отмечен у обследованных Коломны, Тамбова, Читы. Средний уровень интенсивности кариеса выявлен у школьников Махачкалы, Мурманска, Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Москвы, Смоленска, Воронежа. Высокий уровень отмечен у детей в Архангельске, Николаеве- на-Амуре, Омске, Сочи. 

      Следует отметить значительные колебания интенсивности  кариеса у 12-летних детей по странам. Низкая интенсивность кариеса — в Швейцарии, Дании, Бельгии, Шри-Ланке; средняя — в Великобритании, Швеции, Финляндии, Иордании; высокая — в Норвегии, Германии, Мексике, Кубе, Иране.
      Из  представленных данных следует, что  кариес имеет различную распространенность и интенсивность в различных  регионах земного шара. Это обусловлено  разнообразием факторов, однако в  первую очередь следует указать  на роль фтора и содержание в пище сахарозы. 

Роль  различных факторов в развитии кариеса  зубов 

      Питание и кариес
 
       Считается установленным, что в возникновении  кариеса зубов важная роль принадлежит  характеру питания. На основании  результатов многочисленных клинических  и экспериментальных исследований установлено, что длительное употребление сладостей всегда сопровождается интенсивным поражением зубов кариесом. Установлена высокая интенсивность кариеса (КПУ 15—22) у лиц, проработавших 10 и более лет на кондитерской фабрике (Бур- дина, 1988). При этом важно отметить, что кариесогенный эффект углеводов, в первую очередь сахарозы, проявляется при непосредственном контакте их с поверхностью эмали зуба. С учетом этих данных были созданы ка- риесогенные диеты (содержащие более 50 % сахарозы), употребление которых крысами-отъемышами в 100 % случаев сопровождалось поражением зубов кариесом. Однако, как показано в эксперименте, при непосредственном введении той же диеты в желудок у крыс кариес не возникал. Подтверждением указанного положения являются и клинические наблюдения. Является бесспорным фактом, что постоянное употребление сладостей в промежутках между едой, особенно при недостаточном уходе за полостью рта, сопровождается интенсивным поражением зубов кариесом. Из этого следует важный практический вывод, что необходимо обращать внимание не только на количество углеводов, употребляемых пациентом, но и на частоту и длительность их пребывания в полости рта. 

       Белковая  недостаточность, также как и  дефицит витаминов, не может служить непосредственной причиной кариеса. Более высокая поражаемость кариесом при грубых нарушениях питания в течение длительного времени читается возможной вследствие изменения количества слюноотделения, буферной емкости слюны, концентрации электролитов, что ведет к нарушению экологии полости рта, влияющей на снижение реминерализирующего потенциала слюны и рост количества микроорганизмов. 

       Не  решающее, но определенное значение имеет  консистенция пищи. Употребление мягкой, не требующей интенсивной механической обработки (пережевывания) пищи, ведет к образованию зубных отложений, что способствует возникновению кариеса. 

    Перенесенные  заболевания и  кариес
 
       Высказывалось мнение о прямой зависимости кариеса  от таких длительно протекающих  сопутствующих заболеваний, как  туберкулез, ревматизм и др. При  этом утверждалось, что влияние осуществляется через пульпу с нарушением процессов  обмена и кровоснабжения. Такой подход подтверждения не получил.
       Эмаль зуба — высокоминерализованная ткань, которая поддерживает свое постоянство  после прорезывания зуба путем ионного  обмена только с окружающей средой — ротовой жидкостью. Перенесенные заболевания, вызывая количественное и качественное изменения состава слюны, опосредовано могут сказываться на процессах деминерализации. Однако более выраженный эффект на ткани зуба оказывают общие заболевания в период их формирования и прорезывания, что может проявляться в виде гипоплазии эмали, первичного недоразвития, нарушения сроков прорезывания и т. д.
    Влияние внешних воздействий на ткани зуба
 
      Из  внешних воздействий, которые приводят к интенсивному разрушению зубов, в первую очередь следует указать на ионизирующую радиацию. Действительно, после лучевой терапии, особенно области головы или шеи, через 6—8 мес появляются признаки поражения зубов в виде белых пятен, а затем кариозные полости. Особенность поражения заключается в интенсивном развитии кариеса, локализованном в пришеечной области. Нередко наблюдается поражение всех зубов с полным разрушением коронок. Множественное поражение, характеризуемое быстрым развитием, дало основание некоторым авторам определить этот процесс как лучевой некроз эмали. Более пристальное изучение этого процесса (Сегень, 1973) показало, что процессу поражения зубов предшествует вначале гипосаливация, а затем, нередко, и ксеростомия, с обильным отложением зубного налета, воспалением слизистой оболочки рта. Болевые ощущения и затрудненное пережевывание пищи вынуждает принимать мягкую пищу, содержащую значительное количество углеводов. Иначе говоря, после лучевой терапии в полости рта создаются благоприятные условия для развития кариеса. Исследование в поляризованном свете шлифов зубов, удаленных у лиц после лучевой терапии, показали, что на стадии белого пятна происходят изменения, аналогичные кариесу: в том и другом случае имеет место подповерхностная деминерализация, которая затем превращается в кариозную полость. Из сказанного следует, что правильное название указанного поражения — кариес, или лучевой кариес, а не лучевой некроз. 

      Роль микроорганизмов
 
      Без микроорганизмов, как и без углеводов, контактирующих с поверхностью эмали, кариеса не бывает. К настоящему времени накопилось более чем достаточно данных о роли микроорганизмов в возникновении кариеса. F. J. Orlander с соавт. (1954) в опытах на крысах, извлеченных из матки и вскормленных искусственно, одну группу помещали в обычные условия и содержали на обычной диете, а другую — содержали в стерильных условиях и на стерильной диете. Через 3 мес шлифы зубов изучались под микроскопом. Оказалось, что у 96 % нестерильных крыс имелись выраженные поражения, тогда как в контрольной группе кари озные поражения зубов полностью отсутствовали. Далее было установлено, что антибиотики служат эффективным средством снижения кариеса в эксперименте у животных.
      В настоящее время из зубной бляшки выделены и идентифицированы специфические микроорганизмы, которые в условиях эксперимента «искусственный рот» вызывают изменения в эмали и дентине такие же, как и в полости рта.
      О роли микроорганизмов в возникновении  кариеса указывалось в одной из первых теорий, которая была сформулирована В. Миллером в 1884 г. В соответствии с ней кариес возникает под воздействием кислот, образующихся в полости рта в результате брожения углеводов. Теория получила широкое признание, так как она объясняла локализацию кариозного процесса в местах скопления пищи и подтверждалась экспериментально. На удаленных зубах была получена модель кариеса после содержания их в смеси хлеба и слюны.
      Однако  затем было установлено, что в  полости рта рН ротовой жидкости никогда не снижается до критического уровня, способного вызвать деминерализацию эмали. Позже, когда появились более точные методики исследования и представилась возможность подробно изучить рН различных участков полости рта, состав и свойство слюны и ротовой жидкости, микрофлору полости рта в норме и при кариесе, характер изменений в эмали на ранней стадии, возникло учение о локальном изменении рН на поверхности эмали зуба и роли зубной бляшки. 

    Роль  зубной бляшки в возникновении  кариеса
 
      Зубная  бляшка — это скопление бактерий, которые плотно фиксированы на поверхности зуба и при определенных условиях способны создать на ограниченном участке кислую среду, достаточную для деминерализации эмали. Характеризуя зубную бляшку, следует указать, что это мягкий, прозрачный, клейкий материал, который почти полностью состоит из бактерий и продуктов их жизнедеятельности.
      Зубные  бляшки имеют излюбленные места  прикрепления, что в итоге определяет локализацию кариозного поражения. Наиболее восприимчивы к кариесу  фиссуры и слепые ямки. На гладких поверхностях кариозные поражения возникают в области контактных поверхностей корня, т. е. в местах образования зубной бляшки. 

      Бляшка  не состоит из остатков пищи, а также  не является результатом случайных скоплений микроорганизмов, как это часто и неправильно думают. Образование бляшки на зубах — это высокоорганизованный и упорядоченный процесс. Дело в том, что выживание микроорганизмов в среде полости рта зависит от их способности приклеиваться к поверхности, так как свободно плавающие организмы быстро вымываются с поверхности органов и тканей потоком слюны. Способностью приклеиваться к поверхности зуба и слизистой оболочке обладают немногие микроорганизмы, в основном стрептококки. Кроме рецепторов для фиксации они продуцируют клейкое вещество, которое обеспечивает прилипание друг к другу. Свойства приклеивания, или прилипания, вначале обеспечивают фиксацию, а затем вертикальное нарастание бляшки. 

      Структурные изменения бляшек предсказуемы, если среда полости рта остается стабильной. 

      Основной  и самой главной причиной образования  карие- согенной бляшки является частое употребление сахарозы, что сопровождается интенсивным размножением кислотообразующих бактерий. В условиях ограниченного поступления сахарозы рост бляшек не приводит к возникновению кариеса.
      Факторы, которые контролируют состав микроорганизмов  в бляшках, получили название экологических детерминантов. Эти факторы могут быть разделены на несколько взаимосвязанных групп, взаимодействие которых и определяет возможность возникновения кариеса. Такими детерминантами являются: сопротивляемость хозяина, в том числе специфические и неспецифические факторы защиты, диета хозяина, гигиена полости рта, состав и количество ротовой жидкости. 

      Исходя  из указанного подхода, кариозный процесс  можно определить как результат  взаимодействия ряда кариесо- генных и защитных факторов, при котором преобладает процесс деминерализации. В условиях, когда преобладающее влияние оказывают защитные факторы, наступает ремине- рализация эмали. 

      В этой связи заслуживают внимания данные о существовании двух гипотез относительно патогенности зубных бляшек. Одна из них, гипотеза неспецифических бляшек, более давняя, признает присутствие патогенного начала во всех бляшках. Альтернативная, или гипотеза специфических бляшек, признает их патогенность только в тех случаях, когда имеет место кариозное поражение зубов. 

      Гипотеза  специфических бляшек создает новый  подход при лечении кариеса —  оно должно быть направлено против групп микроорганизмов, которые  вызывают кариес. Суть лечения заключается  в подавлении кариесогенных бляшек и замене их непатогенными. В результате механической очистки и действия ряда препаратов патогенная бляшка может быть разрушена, а из микроорганизмов окружающей слюны произойдет образование новой бляшки (вторичное замещение), которая содержит большее количество некариесогенных видов S. sanguis, S. mitis и низкое количество S. mutans. 

      Полость рта рассматривается как экосистема, внутри которой имеются зоны —  слизистая оболочка рта, спинка языка, десневая бороздка, ямки и фиссуры, гладкие поверхности зуба, каждая из которых имеет специфические условия. Каждый участок (нишу) заселяют те или иные виды микроорганизмов. Если ниша занята, то ее место могут занять только очень конкурентоспособные микроорганизмы. Заполненная ниша обеспечивает стабильность скопления бляшек и противостоит внедрению других видов бактерий. Но, тем не менее, внедрение новых видов может произойти, если их количество будет очень большим. Установлено, что общее количество бактерий во рту, так называемая пороговая доза, является критическим фактором для заселения (внедрения) микроорганизмов в скопление бляшек ниши. 

      Рост  бляшки. Этот процесс нельзя рассматривать как результат простого накопления бактерий. Более всего он похож на замещение скоплений. Процесс совместного изменения бляшек и окружающей их среды называется экологической последовательностью. Имеется два различных типа последовательности. 

      «Первичное» замещение происходит как процесс развития биологического скопления (там, где ранее ничего не было). «Первичное» замещение — это нормальный процесс формирования флоры полости рта, и оно имеет место в течение всей жизни человека: замещение на слизистой оболочки рта после рождения, изменение флоры после прорезывания зубов и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.