На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок образовательных услуг в России и за рубежом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«НАЦИОНЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 

    Институт инженерного предпринимательства
    Направление (специальность) – Инноватика
    Кафедра инженерного предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 

Курсовая  работа 
 
 
 
 

    Студент группы 12Р00 ______________  Миллер К.А. 

    Научный руководитель ______________ Кирсанова Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово - 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………….…………………………………………………….…3
1Общая характеристика рынка образовательных услуг……………………..…………...........5
      Рынок образования: структура и механизмы функционирования...........................5
            1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как  необходимый инструмент конкурентной борьбы.....................................................................................................................6
            1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики................................10
2 Анализ зарубежной системы образования...............................…………………….…………11
      2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования....................11
      2.2 Организация образовательного процесса...................................................................14
      2.3 Рынок образования в условиях конкуренции............................................................17
3 Развитие образования  в России: проблемы и перспективы  ……………....…………………24
      3.1 Оценки системы образования......................................................................................24
      3.2 Финансовые аспекты рынка образовательных услуг……........................................26
      3.3 Преимущества и возможности развития рынка образовательных услуг.................28
Заключение……………………………………………………………………………….…...…..29
Список литературы…………………………………………………………………….….…........31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     "Учиться,  учиться и еще раз учиться…" Так завещал великий Ленин.  Всю свою жизнь мы чему-то учимся… Познаем мир, получаем новую информацию…
     Еще в самом раннем возрасте, когда  родители отдают нас в детский  сад, или няне мы становимся потребителями образовательных услуг. Чем старше мы становимся, тем больше наши потребности в знаниях, мы учимся в школе, получаем среднее образование, затем получаем профессию, потом повышаем квалификацию, сертифицируемся, стажируемся… Все это время мы имеем дело с рынком образовательных услуг, который, в свою очередь, тесно связан с рынком труда, и со всей экономикой в целом.
     Основой рынка является высшее и профессиональное образование, по сравнению с ним, доля рыночных структур (направленных на получение дохода) в сфере начального и среднего образования незначительна.
     Образование само по себе является стратегически  важным ресурсом любого государства, поэтому развитие науки и образования в стране является объектом многих исследований на протяжении многих лет.
     Одной из основных проблем российского  образования является плохая востребованность выпускников вузов, как на международном, так и на российском рынке. Это можно отнести к пережиткам советской системы, где была система государственного распределения выпускников, дававшая практически стопроцентную гарантию трудоустройства по специальности. В условиях административно-командной экономики  наше образование функционировало как нельзя лучше. Научный потенциал страны был огромен, система образования была одной из лучших в мире, а наши специалисты ценились «на вес золота». После развала СССР страна встала на путь демократии и рыночной экономики, но дело в том, что  в условиях рыночной экономики наша система оказалась неэффективна: подготавливалось множество высококлассных специалистов,  которые в итоге работали либо не по своей специальности, либо оказались нетрудоустроенными.
     Появилась еще одна проблема: адаптация образования к условиям современной экономики и выход в международное образовательное пространство. Степень изученности данной проблемы с каждым годом возрастает, возникает огромное количество идей для реформирования российского образования.
     Информационная  база здесь довольно динамичная. Как  таковых «учебников» здесь нет  и быть не может. Основу составляют журнальные и газетные статьи, а также материалы многочисленных конференций. Это объясняется тем, что данный вид источников позволяет донести информацию быстрее и понятнее т.к. не требуется слишком много времени для написания статей по отдельным вопросам. А информация такого рода, издаваемая в книгах, может устареть еще до того, как книга будет издана.
     Целью данной работы является анализ механизмов функционирования рынка образовательных услуг в России и за рубежом и анализ концепций развития российского образования на основе опыта развитых стран, в частности США.
     Объектом исследования стали принципы функционирования системы образования и пути решения текущих проблем на опыте США, где степень ориентации рынка образования на потребности рынка труда очень высока, где участники рынка не просто выживают, а еще и развиваются в условиях рыночной экономики.
     Для России сейчас необходимо перенять опыт США и других стран в области функционирования рынка образования в условиях рыночной экономики, разработать и внедрить новую концепцию образования для того, чтобы, сохранив лучшие традиции советского образования, стать конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг. 

 

1 Общая характеристика рынка образовательных услуг 

      Рынок образования: структура и механизмы функционирования
 
       Процесс обучения длится на протяжении всей жизни  человека: от рождения до самой смерти. Всю свою жизнь человек чему-то учится, получает какие-то навыки. Продолжительность образовательного процесса для каждого человека своя; она определяется как личными потребностями, так и обществом. Обучаясь всю жизнь, человек получает образование лишь в определенные ее периоды.
       Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остается обучение в различных учебных заведениях.
       Образовательная услуга — комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром.
       Рынок  - совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающее экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг)  образует рынок образовательных услуг.
       Различают общее и специальное (профессиональное) образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации.
       В уровень общего образования входит дошкольная подготовка,  школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование (в основном по фундаментальным  дисциплинам). К специальному относятся, высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях.
       Дошкольное  и среднее образование в большинстве  стран находится в ведении  органов государства и в основном финансируется за счет средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и все равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования.
       Рынок образования тесно связан практически  со всеми рынками посредством рынка труда. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно повышается качество и/или количество производимых им т/у, соответственно увеличивается доход предприятия, а значит и зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни, и в долгосрочной перспективе увеличению темпов экономического роста страны. 

1.2 Сегментация рынка образовательных услуг как необходимый инструмент конкурентной борьбы 

       Необходимой ступенью изучения рынка является его сегментация. Это деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной структурой их спроса.
       Сегментация рынка позволяет уточнить и диффеpенциpовать  спpос, стpуктуpиpовать его, а в  конечном счете – выявить наиболее подходящие условия для выбоpа  оптимального ваpианта стратегии  и тактики маркетинга.
       Сегмент рынка – это совокупность потребителей, одинаковым образом реагирующих на демонстрируемые (обещаемые) свойства товара (услуги), на побудительные стимулы маркетинга. Сегменты рынка дифференциpуются в зависимости от типов потребителей и соответствующих этим типам различиям в потребностях, характеристиках, поведении и мышлении потребителей.
     Сегментация рынка образовательных  услуг по группам потребителей
       Применительно к образовательным услугам существуют три основных типа потребителей, образующих соответствующие рынки: потребители-личности, потребители-предприятия и организации различных форм собственности, органы государственного, регионального и местного управления. Каждый из соответствующих типов рынков обладает своими особенностями.
       Рынок, на котором потребителями выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими и культурными критериями. Исторически, это первичное звено в общей структуре образования. Важнейшая особенность – необходимость иметь дело с широчайшим кругом различных по своим требованиям, вкусам, приоритетам и проблемам потребителей.
       Другая  особенность этого рынка - множественность  и неформальность источников информации, а также лиц, принимающих участие  в принятии решения - родителей и  других членов семьи, друзей, знакомых и т.п. Для этого рынка характерно также, что личности как субъекты принятия решений могут оказаться, в наименьшей степени информированы, организованы, целенаправлены в процессе осуществления своего выбора.
       Рынок, субъектами предъявления спроса на котором выступают фирмы (предприятия и организации), несомненно, является более профессиональным - ведь потребители здесь осуществляют свой выбор регулярно, в соответствии с принятыми стратегиями и планами действий. Поэтому и со стороны субъектов, представляющих предложение услуг, он также предполагает больший профессионализм; это упрощает целый ряд процедур.
       Рынок предприятий легче поддается  структуризации, сегментируется по отраслевому  и другим признакам. Здесь меньше количество клиентов (хотя число их растет в связи с формированием слоя малого бизнеса), а их задачи более масштабны. Сказывается и географическая концентрированность этого рынка, по крайней мере, в отношении ряда профилей и специальностей подготовки, со стороны территориально-производственных комплексов.
       Предприятиям  и организациям, в отличие от личностей, свойственна относительно низкая эластичность спроса в зависимости от изменений  цены на услуги. Однако действует и другая особенность их спроса: предприятия и организации энергичнее реагируют на структурные сдвиги в экономике, быстро изменяя спрос в отношении профилей и специальностей подготовки.
       Предприятия активнее, чем личности, взаимодействуют с посредническими структурами: службами занятости, агентствами, непосредственно с образовательными учреждениями и их объединениями, с органами управления образованием.
       На  протяжении всей истории Советского государства пpедприятия чувствовали себя в пpиоpитетном положении по отношению к личностям обучающихся, т.к. были связаны с системой центpализованного pаспpеделения выпускников. Возврат к общей рыночной логике, когда рынок личностей, как конечных потребителей образовательных услуг, является первичным, определяющим по отношению к pынку пpедпpиятий-потpебителей, дается последним с большим трудом.
       В отношении третьего типа рынка, где  потребителями выступают органы управления различных уровней, последняя особенность проявляется еще более ярко. Именно органы государства, длительное время являвшиеся единственными инвесторами сферы образования, постоянно чувствовали себя его исключительными хозяевами, что воплощалось в государственной системе распределения выпускников. Практика заказных отношений по подготовке специалистов для органов власти (включая также переподготовку и повышение квалификации) на условиях свободного рыночного выбора также еще только формируется. Вместе с тем этот рынок достаточно привлекателен для образовательных учреждений, прежде всего - масштабами спроса на специалистов (преимущественно в сферах экономики, менеджмента, права и ряда других гуманитарных профилей и специальностей), его определенной гарантированностью, а также положением самих клиентов во властной иерархии.
     Сегментация рынка образовательных  услуг по конкурентам
       Один из наиболее часто используемых типов сегментации рынка - по основным конкурентам. Главное, что может дать такая сегментация, - это понимание того, почему пользуются спросом не наши товары и услуги, а те, что предлагаются конкурентами.
       Понятие "конкурент" весьма многослойно, предполагает как минимум несколько уровней широты его применения. Прежде всего - это другие образовательные учреждения, производящие такие же ОУ, обеспечивающие аналогичные дополнительные услуги и назначающие те же цены.
       Несколько более широким становится круг конкурентов, если в него включаются другие фирмы, причем не обязательно образовательные учреждения, оказывающие такие же услуги или услуги подобного класса, хотя и по другим ценам или с другими условиями их оказания. Так, крупные промышленные предприятия с развитой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (прежде всего выступающие базовыми для отраслей) могут оказывать образовательные услуги не только своим работникам, но и сторонним организациям и личностям.
       Конкурентом также может быть признана любая  фирма, производящая продукцию, которая позволяет удовлетворить те же потребности, что и ОУ; в частности, это могут быть производители печатных, видео-, аудио-, компьютерных учебных пособий. К числу таких конкурентов безусловно относятся образовательные каналы и передачи радио и телевидения.
       В отношения конкуренции с образовательными учреждениями вступают и те фирмы, которые  предлагают иные пути удовлетворения потребностей в знаниях, - например, консультационные фирмы.
       Опосредованное, но сильное влияние на конкурентную ситуацию на рынке ОУ оказывают и фирмы, которым удается с помощью своей «необразовательной» продукции (чаще всего услуг) видоизменять потребность в ОУ и процессы удовлетворения этой потребности.
       В такой роли выступают фирмы-продавцы технологий, патентов и ноу-хау, а также фирмы, предлагающие в аренду ("напрокат") менеджеров и других специалистов, уже обладающих нужными потребителю знаниями и умениями.
       Положение образовательных учреждений на рынке  может испытывать также сильное  воздействие со стороны даже таких фирм, которые сами никак не выходят на рынок образовательных услуг, но своими успехами существенно снижают спрос на ОУ. В условиях незрелого рынка это весьма мощный слой фирм, которым удается добиться коммерческих успехов, не опираясь на образовательный потенциал своих кадров.
       Наконец, в самом широком смысле конкурентами для образовательных учреждений, особенно в условиях фактического спада  платежеспособного спроса, становятся любые фирмы, претендующие на кошелек  или бюджет потребителя. В их числе находятся прежде всего фирмы, работающие на удовлетворение первичных, базисных потребностей (по иерархии А. Маслоу): физиологических потребностей, потребностей в безопасности. Здесь же - фирмы, обеспечивающие иной, «необразовательный» путь к реализации многочисленных социальных потребностей человека.
       Это же относится и к предприятиям как потребителям образовательных услуг. Так, банкротство любого предприятия, обостряя потребность в переподготовке его работников, одновременно снижает (по крайней мере, в данном географическом сегменте рынка) потребность в образовательных услугах по профилю данного предприятия.
       Однако  сосредоточимся на первых двух, профессионально  наиболее близких слоях конкуренции  на рынке ОУ, имея в виду лишь собственно образовательные учреждения, причем - того же или близкого профиля подготовки. Именно этот круг конкурентов подлежит в первую очередь определению и изучению в целях сегментации рынка и выработки соответствующей стратегии рыночного поведения.
     Методики  сравнительной оценки конкурентов и их образовательных услуг
       Важнейшими  критериями оценки1 учебных заведений в данном случае стали:
         – «ассортимент» программ переподготовки  и повышения квалификации (наличие  программ по общему бизнесу,  банковскому делу, финансам, бухгалтерскому учету и аудиту);
         – содержание учебных программ  по общему бизнесу и специализированных  программ;
       –  привлечение специалистов-практиков  к проведению занятий;
       – методическое обеспечение учебного процесса (использование передовых  методик, компьютерных моделей, деловых и ролевых игр);
       – наличие и состав собственного преподавательского корпуса и формы его переподготовки;
       – наличие и состав оборудованных  для учебного процесса аудиторий.
       Среди определяющих компонентов итогового  рейтингового значения - не только репутация учебного заведения в преподавательской и студенческой средах, но и успехи в получении должности по окончанию учебного заведения, степень признания выдаваемого им диплома, процент поступающих от числа абитуриентов, уровень цены образовательных услуг, а также средняя стартовая заработная плата выпускников.
       Такие комплексные и в то же время  реально работающие на рыночный выбор  критерии оценки конкурентоспособности  образовательного учреждения являются наиболее перспективными, особенно в  отношении процедур общественной аккредитации учебных заведений.
       Что касается процедур государственной  аттестации образовательных учреждений, проводимой в целях оценки качества образования, предлагаемого этими  учреждениями, и его соответствия государственным стандартам, то и эти процедуры весьма активно работают на оценку конкурентоспособности. Реальным инструментом такого рода может послужить лист сравнительной оценки конкурентоспособности образовательных учреждений, их сильных и слабых сторон в конкурентной борьбе. При этом перечень показателей2, как правило, состоит из следующих разделов:
       1. Финансы;
       2. Производство и оказание услуг; 
       3. Организация и управление;
       4. Маркетинг; 
       5. Персонал;
       6. Технологии образовательного процесса.
       Ясно, что столь детальному анализу может быть подвергнут только весьма узкий круг конкурентов. Их выбор осуществляется в пределах ограниченного географического региона, по соответствующему профилю подготовки, обучения.  
 
 

1.3 Роль образования в жизни общества и в развитии экономики 

       Рынок образования  играет решающую роль в современной экономике. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно, повышается качество и количество производимых им товаров, услуг. Как следствие – увеличивается доход предприятия, зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни. И в долгосрочной перспективе – увеличению темпов экономического роста страны.

2 Анализ зарубежной  системы образования

       В восприятии "среднего американца" высшее образование и его доступность  в последние десятилетия XX века впервые  стали национальной проблемой. В этот период и в начале нашего века не было ни одной президентской администрации, независимо от ее партийной принадлежности, которая бы не ставила проблему образования (наряду со здравоохранением) во главу угла своей повестки дня. Это восприятие значения высшего образования имеет колоссальные чисто экономические следствия. Экономическая стратегия средней американской семьи, как известно, подчинена решению четырех "великих задач" - приобретению собственного дома, обеспечению (немыслимо дорогих) медицинских услуг и благополучной старости, а также отправке детей в университет.
       Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на институт высшего образования  во всех странах мира, и в этом Соединенные Штаты не могут быть исключением. Лишь по внешнему виду американские университеты остаются неизменной, консервативной частью общественной структуры, занимая все те же уютные кампусы, наполненные умиротворенностью и тягой к знанию. При более детальном рассмотрении, американские университеты обнаруживают многочисленные изменения, тесно связанные друг с другом, что, в известной мере, позволяет говорить об утверждении новой парадигмы университетского образования. Речь идет о возникновении нового образца образования, тотально преобразующего все составные компоненты университетской структуры и превращающего университет в нечто иное по сравнению с тем, что мы знаем из прошлого.  

2.1 Структура системы образования и принципы ее функционирования 

       Все без исключения (государственные  и частные) учебные заведения  США выступают самостоятельными игроками на чрезвычайно конкурентном рынке образовательных услуг. Государственная финансовая поддержка государственных вузов (как на федеральном, так и на штатном уровне) покрывает не более 30% всех расходов. Оставшиеся средства должны быть в любом случае мобилизованы из других источников. Это принципиально меняет природу высшего образования. Отныне оно становится предпринимательством со всеми вытекающими последствиями. Альтернативой может стать только самоуничтожение вуза точно так же, как это происходит с любыми другими игроками на рынке.
       Эти внешние изменения сказываются  и на внутренней структуре университетов, и на характере образовательной  деятельности. Университеты под воздействием внешних факторов преобразуются  в экономические корпорации, но корпорации особого рода - связанные с производством и распространением знаний. Все звенья университетской структуры самоопределяются по признакам конкурентоспособности и доходоприносимости. И хотя эти принципы, применяемые к управлению американскими университетами, не во всем звучат так же жестко, как в традиционных корпорациях, но от этого суть не меняется. Ссылки на то, что образование - это иная форма деятельности, где не все определяется прямой экономической выгодой, не могут повернуть эту тенденцию вспять, хотя обращают внимание на серьезные проблемы, ею вызванные.
       Все факультеты, лаборатории, научные центры и даже отдельные профессора рассматриваются  теперь под углом зрения того, сколько  доходоприносящих студентов они  смогли привлечь, столько внешних  грантов и дотаций они внесли в "общую копилку", каков их вклад в брэнд университета на рынке образовательных услуг. Все сказанное сполна касается и традиционно гуманитарных, "чистых" областей знания. Они не составляют исключения. Бесспорными лидерами университетов становятся те из них, кто любыми способами (иногда далекими от академических) привлекают массы студентов, мобилизуют грантовую поддержку со стороны фондов и частных доноров, а также постоянно работают над своим личным брэндом на внешнем рынке, включая престижные премии, шумные публикации, связь со СМИ и пр. В рамках университета выживает тот, кто не только может произвести новое знание, но и обладает способностями выгодно его реализовать в рыночных условиях. В этом смысле предполагается, что каждый преподаватель должен иметь хотя бы минимальные таланты и в области менеджмента. Чисто академическая стратификация по-прежнему имеет значение, но она ни в коей мере не может быть альтернативой вышеуказанной тенденции.
       Обнаруживают  себя и новые роли студентов (магистров, аспирантов). Теперь они выступают в качестве клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг, предлагаемых университетом. И хотя известные дисциплинарные ограничения в отношении студенчества по-прежнему существуют, но по всем позициям изменился статус студентов. Корпорация, как никогда ранее, оказывается зависимой от своих клиентов - от их запросов, желаний, жизненных целей и даже капризов. "Покупатель всегда прав!" - эта старая истина, пришедшая к нам из мира торговли, сполна заявляет о себе и в университетах-корпорациях
       Университет-корпорация максимально вовлекают в свою деятельность все ресурсы расширения клиентуры. Помимо виртуозно отлаженной системы привлечения абитуриентов и "работы" с их родителями, американский университет уделяет большое  внимание работе с теми студентами, которые по тем или иным причинам покинули университет, но могли бы вновь включиться в его программы для получения итоговой степени.
     Финансирование  университетской  системы
       Опыт  организации финансирования американских университетов предлагает ряд важных уроков для российской системы высшего образования.
       Основным, но далеко не единственным источником финансирования американских университетов  является плата за образование, которая  существует практически во всех вузах. Однако она редко является главным по объему источником - в частных вузах на ее долю приходится 30-40% поступлений в бюджет вуза, в государственных - менее четверти3. Государственные вузы (которые подотчетны правительству штата, а не федеральным органам) также получают прямые ассигнования от штата, которые дают еще около четверти всех доходов. Важно отметить, что это очень грубые обобщения, так как университеты кардинально различаются друг от друга по всем параметрам, включая финансирование.
       Обращает  на себя внимание также и значительная доля в доходах университетов, которые они получают от федерального правительства. Речь идет о двух источниках. Первый источник связан с прямыми поступлениями средств, в форме грантов на научно-исследовательскую работу, распределяемых на конкурсной основе. В отличие от США, в большинстве российских университетов эта доля пока ничтожна и связана, как правило, с получением индивидуальных грантов самими преподавателями. В США эти гранты также получаются под конкретные проекты индивидуальных исследователей от множества независимых друг от друга федеральных органов власти (например, Комитет по энергетике может выдать грант на некий исследовательский проект в области атомной энергии). Таким образом, большая часть фундаментальных научных исследований финансируется за счет средств федерального правительства, и эта статья доходов может также составлять около четверти всех поступлений в казну университета. В России, также необходимо существенно увеличить эту составляющую в финансировании университетов, осуществляющих научные исследования, используя механизмы заказов со стороны государственных ведомств и институциональных грантов со стороны научных фондов, распределяемых на конкурсной основе. Особо следует выделить необходимость увеличения официальных накладных расходов университета (около 50 % вместо привычных 10-15 % в российской практике).
       Второй  важный источник доходов университета, формируемый из средств федерального бюджета, - предоставление стипендий  для обучения студентов, будь то на основании низких доходов их семей или их выдающихся способностей, а также гарантий коммерческим банкам под программы образовательных кредитов. Поскольку доля российских студентов, принимаемых с возмещением стоимости обучения, постепенно возрастает, развитие системы стипендий и образовательных кредитов имеет для российского высшего образования принципиальное значение.
       При этом важно отметить, что в Америке  отсутствует такая форма поддержки, как "бюджетное финансирование студента", которое фактически разделяет всех студентов на две категории "платников" и "бюджетников". Таким образом, доходы со стороны федеральных властей стоит рассматривать как некую надстройку над основным финансированием, а не базовым источником денег.
       Из  других источников финансовых средств  обращает на себя внимание привлечение благотворительных средств от бизнес-структур и частных лиц, которое в России пока развито весьма слабо, В Америке же университеты привлекают еще четверть своих доходов из этого источника. Следует также внимательно изучить опыт работы ассоциаций выпускников американских университетов, которые не только отслеживают жизненные траектории выпускников, но и проводят с ними систематическую работу по сбору благотворительных средств (не чураясь любыми, сколь угодно малыми суммами).
       Наконец, важную статью доходов американского университета образуют доходы от продажи продуктов и услуг. Это также далеко не самое сильное место российских университетов, многие из которых предпочитают зарабатывать дополнительные средства путем сдачи в аренду своих помещений. Особо бросается в глаза опыт западных университетских магазинов, торгующих товарами с университетской символикой, успешно выполняя при этом не только зарабатывающие, но и имиджевые функции.
     Исследовательские университеты.
       В связи с проблемой финансирования университетов, чрезвычайно важным представляется утвердившийся в США подход к построению иерархии вузов. Некоторые из них специализируются главным образом в преподавании (в основном, это колледжи, в которых есть только бакалавриат), другие же - "исследовательские университеты", в которых профессора обязаны заниматься наукой. "Исследовательские университеты" привлекают огромные средства, в основном от правительства, на осуществление научной деятельности. "Исследовательский университет" - это не официальный статус, утвержденный государственным органом. Это самоопределение университета, материализующееся в организационных и кадровых решениях (включая привлечение высококвалифицированных ученых) и подтверждаемое результатами его работы. Кроме этого, важно подчеркнуть, что правительственные деньги на исследования выдаются множеством различных федеральных органов, не связанных с системой образования. Поэтому не должно складываться впечатление, что правительственные деньги на науку ставят университеты в жесткую зависимость от федеральных органов власти. 

2.2 Организация образовательного процесса 

       Корпоративная природа нового образования в  США заявляет о себе не только в  общих вопросах управления университетами, но в вопросах конкретного формирования учебных программ и управления учебным процессом.
       Interdisciplinary и multidisciplinary два самых популярных понятия, циркулирующих в американских университетах. Они (особенно последний) означают, что практически ни один традиционный предмет преподавания, традиционная специальность или область знания в чистом виде никого не устраивает, прежде всего, студентов. Постоянно и в большом числе требуются новые составные образовательные продукты, которые в любой комбинации будут содержать компонент бизнес - образования и менеджмента.
     Содержание  преподавания
       В России сейчас много обсуждается  та проблема, что российское высшее образование не отвечает запросам рынка. Это выражается главным образом  в том, что большинство выпускников  вузов устраиваются работать не по полученной специальности.
       Для американского образования такая  критика едва ли применима. И опять-таки, дело в том, что на уровне бакалавриата узкая специализация практически  отсутствует, она появляется только на следующем уровне, когда студент  определяется с тем, кем он хочет  быть и на кого учиться. А многие студенты и вовсе не получают специализированного образования, обучаясь конкретным навыкам уже непосредственно на рабочем месте. Таким образом, выпускник бакалавриата по определению не может устроиться работать "не по специальности" из-за фактического отсутствия таковой.
     Организация программы бакалавриата
       Идеология американского образования на уровне бакалавриата заключается в том, что студент должен прослушать курсы  по самым разным направлениям, чтобы  получить богатое общее образование.
       Требования  по остальным курсам, которые составляют большую часть всей академической  программы, бывают самыми разными. В  некоторых колледжах студенту предоставляется  полная свобода выбора - он может  прослушать любые комбинации курсов, которые ему кажутся интересными и полезными. Такая система помогает достаточно гибко выявлять спрос на различные дисциплины, так как студенты получают полную возможность "голосовать ногами", а университеты и коллежи получают информацию о том, какие дисциплины нужно развивать и предлагать в большем количестве. 

     Организация и содержания магистерских и докторских программ
       Хотя  принято считать, что в Америке  трехуровневая система образования (бакалавр - магистр - доктор), де-факто  это уже не так. Можно сказать, что система эволюционировала в двухуровневую. После получения степени бакалавра, студент поступает либо в профессиональную школу (бизнес, юриспруденция, медицина и т.п.), где получает магистерскую степень, либо сразу в докторскую программу, где в процессе может получить и степень магистра, но это уже простая формальность. Степень магистра по научным специальностям практически исчезла, так как те, кто хочет заниматься наукой; учатся сразу на доктора, а те, кто хочет заниматься профессиональной деятельностью, за два-три года получают соответствующую магистерскую степень.
       Именно  таким образом в США во многом решается проблема, стоящая сейчас перед нашими вузами, что большинство  выпускников вузов в России не работают по полученной ими специальности. В Америке после бакалавра специальности нет (есть исключения, например, инженерные школы), а в магистратуру или аспирантуру можно поступить с практически любым набором курсов бакалавриата. Очень важно отметить, что для того, чтобы поступить в докторантуру, скажем, по экономике, вовсе не обязательно до этого специализироваться в этой дисциплине в колледже. Как правило, достаточно просто прослушать два-три элективных курса, в зависимости от предпочтений приемной комиссии каждой аспирантуры. Медицинские школы, конечно, требуют большей подготовки по биологии и химии, но тоже не так жестко, как в России (а медицинские специализации на уровне бакалавриата отсутствуют вообще). Таким образом, магистерские и докторские программы совершенно не являются естественным продолжением бакалавриата - это отдельные самостоятельные программы, в которые поступают выпускники колледжа со всевозможными специализациями.
     Материально-техническое  оснащение и инфраструктура
       Корпоративные требования диктуют поддержание  инфраструктуры на высочайшем уровне. И действительно американские университеты за последние годы вложили весьма существенные средства в новое строительство, расширение и обновление компьютерной базы, пополнение библиотек. Аудиторный фонд и офисные площади факультетов постоянно расширяются. В целом можно сказать, что университеты-корпорации растут быстро и зримо на глазах. Каждый год поднимаются новые аудиторные, лабораторные корпуса и общежития. Компьютеризация достигла весьма впечатляющих масштабов. Доступ студентов и аспирантов к компьютерным классам чуть ли не 24 часа в сутки.  
 

     Исследования  и образование
       Соединение  преподавания и научной работы является не универсальной панацеей, а само представляет собой сложную проблему. Но это - та проблема, без решения  которой развитие высшей школы невозможно.
       В целом американские университеты в  современных условиях всемерно снимают  груз обязательств перед штатным  составом профессоров, включая их во временные междисциплинарные программы (частью весьма успешные в экономическом  отношении, но заведомо временные), где все зависит от рыночной эффективности этих программ при минимуме ответственности администрации за возможный неуспех в будущем. Нередко профессора ставят перед непростой дилеммой. Его включают в доходоприносящую, но временную программу при условии отказа от теньюра (пожизненной гарантии найма в данном университете), то есть, либо большой, но не гарантированный доход, либо гарантии пожизненного найма при невысоком уровне зарплаты.
     Перспективные тенденции4
       Можно наметить несколько конкретных тенденций в перспективе развития американского университета:
       – Отношение студентов и их родителей  к университетскому образованию  становится все более потребительским.
       – Для многих студентов университетское  образование потеряло характеристику "судьбоносности". Это всего лишь эпизод в их жизни.
       – Университет должен быть удобным, то есть от университета требуется безусловно хороший сервис во всех его компонентах.
       – Университет должен находится на гребне технического и технологического прогресса, предлагая студентам самые новейшие достижения в организации учебного процесса и студенческой жизни.
       Постепенно  трансформируются и другие, казалось бы, вечные формы университетского преподавания. На смену поточным лекциям  приходят дискуссии со студентами по типу "ток-шоу", возникает сеть промежуточных форм вовлечения клиентов в университетское образование - семинары для публики и местного сообщества, консультации фирмам и общественным организациям и многое другое. За всем этим стоит принцип: все средства хороши для привлечения новой клиентуры, но при соблюдении высокого стандарта предоставляемых образовательных услуг.
       Деятельность  университета-корпорации имеет четкие регулирующие нормы и принципы. Все  обусловливается контрактами и  договорами, за каждой формой взаимодействия со студентами- клиентами стоит юридическое сопровождение. Университет должен предлагать многочисленные программы за рубежом и иметь свои кампусы-базы в различных привлекательных регионах мира. В этом смысле процесс обучения и туризм постепенно смыкаются. 

2.3 Рынок образования в условиях конкуренции 

       Одной из отличительных черт американского  образования по сравнению с российским является высокая степень конкуренции, которая в свою очередь вынуждает  вузы совершенствовать качество предлагаемых услуг. Хотя конкуренция обеспечивается в первую очередь большим количеством вузов и высокой степенью мобильности населения (как студентов так и профессоров), тем не менее, есть и определенные традиции в самой образовательной системе, которые позволяют вузам более жестко конкурировать друг с другом.
       Во-первых, система приема в университет  сама по себе дает студенту больше возможностей выбирать вуз. Поскольку прием документов осуществляется по почте, абитуриент не обязан приезжать непосредственно в университет для поступления. Тесты, которые он сдает, являются стандартизированными и принимаются одновременно во всех крупных городах США. Таким образом, абитуриент может поступить одновременно в несколько вузов в разных частях страны и выбирать, какой из них наиболее ему подходит.
       Для того чтобы убедить абитуриента, что именно их вуз является для  него лучшим вариантом, члены приемной комиссии вынуждены приводить всевозможную статистику о том, какая карьера ждет выпускников данного вуза. Здесь проявляется второе очень важное свойство американских университетов: для студента нетипично получать магистерскую или докторскую степень в том же университете, где он получил степень бакалавра. Аналогично, выпускники аспирантур практически никогда не устраиваются работать в университет в своем же вузе, где они защищают диссертацию. Дело в том, что, принимая собственных выпускников на работу или дальнейшее обучение, вуз тем самым дает сигнал абитуриентам, что больше их выпускники нигде не востребованы. Поэтому вуз наоборот пытается всеми силами помочь своим студентам в трудоустройстве или поступлении в аспирантуру в других вузах, что потом отражается во всевозможной рекламной статистке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.