Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Природа способностей
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Вариант
№3 Способности,
природа способностей.
Прогнозирование
и развитие способностей.
В
самом общем виде способности
- это индивидуально-психологические
особенности личности,
обеспечивающие успех в деятельности,
в общении и легкость овладения ими.
Способности не могут быть сведены к знаниям,
умениям и навыкам,
имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение,
фиксацию и эффективное практическое
применение.
Успешность в
деятельности и общении определяется
не одной, а системой
различных способностей,
при этом они могут взаимокомпенсировать я.
Существует
целый ряд классификаций способностей.
Воспроизведем одну из них, наиболее
значимую:
1) Природные
(или естественные) способности в
основе своей биологически обусловленные,
связанные с врожденными задатками, формирующиеся
на их базе, при наличии элементарного
жизненного опыта через механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей;
2) Специфические
человеческие способности, имеющие
общественно-
историческое
происхождение и обеспечивающие жизнь
и развитие в социальной среде (общие и
специальные высшие интеллектуальные
способности, в основе которых лежит пользование
речью, логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие).
Специфические
человеческие способности в свою очередь
подразделяются на: общие, которыми
определяются успехи человека в самых
различных видах деятельности и общения
(умственные способности, развитые память
и речь, точность и тонкость движений рук
и т. д.), и специальные, определяющие успехи
человека в отдельных видах деятельности
и общения, где необходимы особого рода
задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвист ческие,
художественно-творче кие, спортивные
и т. д.).
Эти способности,
как правило, могут дополнять и обогащать
друг друга, но каждая из них имеет собственную
структуру:
- теоретические,
определяющие склонность человека к абстрактно-
логическому мышлению,
и практические, лежащие в основе
склонности к
конкретно-практическ м
действиям. Сочетание этих способностей
свойственно лишь разносторонне одаренным
людям;
- учебные,
которые влияют на успешность педагогического
воздействия,
усвоение человеком
знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности;
- творческие, связанные
с успешностью в создании произведений
материальной и духовной культуры, новых
идей, открытий, изобретений.
Высшая
степень творческих проявлений личности
называется гениальностью, а высшая степень
способностей личности в определенной
деятельности (общении) — талантом; способности
к общению, взаимодействию с людьми, а
именно, речь человека как средство общения,
способности восприятия и оценки людей,
социально-психологи еской приспособляемости
к различной обстановке, вхождения в контакт
с различными людьми, расположения их
к себе и т. д.;
- предметно-деятельнос ные
способности, связанные со взаимодействием
людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
Человек,
способный ко многим и различным
видам деятельности и общения,
обладает общей одаренностью, то есть
единством общих способностей, обусловливающим
диапазон его интеллектуальных возможностей,
уровень и своеобразие деятельности и
общения.
Способности
и индивидуальные
различия людей
У человека
есть два вида задатков: врожденные
и приобретенные. Первые
иногда называют
природными, а вторые социальными. Всякие
способности в процессе своего развития
проходят ряд этапов, и для того, чтобы
некоторая способность поднялась в своем
развитии на более высокий уровень, необходимо,
чтобы она была уже достаточно оформлена
на предыдущем уровне.
Этот
последний по отношению к более
высокому уровню развития выступает
в виде своеобразного задатка. Например,
для того чтобы хорошо усвоить высшую
математику, надо обязательно знать элементарную,
и эти знания по отношению к высшим математическим
способностям выступают в качестве задатка.
Знание задатков важно потому, что они
обусловливают некоторые индивидуальные
особенности процесса формирования способностей,
его конечного результата.
Зависимость
развития способностей от задатков, их
своеобразное сочетание у одних и тех
же людей изучает психология индивидуальных
различии.
Откуда берутся
индивидуальные психологические различия
людей? Как они возникают?
Один
из ответов на данные вопросы предлагает
А. Анастази: «Индивидуальные различия
порождаются многочисленными и сложными
взаимодействиями между наследственностью
индивида и его средой... Наследственность
допускает очень широкие границы поведения.
Внутри же этих границ результат процесса
развития зависит от его внешней среды».
Человек
с рождения обладает многими такими
свойствами, которые впоследствии сказываются
на его индивидуальности, могут облегчать
или затруднять формирование у него других
личностных свойств.
Проведенные
исследования и полученные в них
результаты позволяют считать влияние
среды на психическое и поведенческое
развитие индивида более сильным, чем
воздействие его наследственности.
При исследованиях,
касающихся связи свойств нервной
системы человека с решением задач
(мышлением), В. М. Русалов пришел к выводу
о том, что лишь формально-динамическ е
характеристики психической активности
человека детерминируются преимущественно
(но тоже не исключительно!) биологическими
факторами.
Таким
образом, свойства нервной системы
не предопределяют психические качества
и формы поведения человека, и их поэтому
нельзя рассматривать как задатки к развитию
способностей. Вместе с тем, как писал
Б. М. Теплов, они «образуют почву, на которой
легче формируются одни формы поведения,
труднее — другие».
Поскольку
основные свойства нервной системы человека
довольно устойчивы, то практическая
задача их изучения в связи с проблемой
индивидуальных различий заключается
не в поиске их изменения, а в нахождении
наилучшего для каждого типа нервной системы
пути и метода обучения людей с данным
типом нервной системы.
Развивая
в этом плане идеи Б. М. Теплова, В.
Д. Небылицын высказал мысль о том,
что особое сочетание основных свойств
нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет
свои достоинства и недостатки. В условиях,
например, монотонной работы лучшие результаты
показывают люди со слабым типом нервной
системы, а при переходе к работе, связанной
с большими и неожиданными нагрузками,
напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у
человека комплекс индивидуально-типоло ических
свойств его нервной системы в первую
очередь определяет темперамент, от которого
далее зависит индивидуальный стиль деятельности.
В результатах
исследований, которые были направлены
на выявление
наследственной
обусловленности интеллекта, много
противоречивого. В одних случаях связь
интеллектуальных способностей с наследственностью
обнаруживается,
в других — нет.
Таким
образом, психологических свойств,
которые с уверенностью можно
было бы считать наследственно обусловленными,
не так уж много. Среди
характеристик,
которые имеют явную генотипическую предпосылку,
находится, например, темп работы человека,
от которого в свою очередь зависит темперамент.
Особенно большое влияние генотипа обнаруживается
при изучении некоторых физиологических
показателей, к примеру, электроэнцефалограммы
Однако
— и это очень важный факт —
ни одно из известных свойств нервной
системы не является исключительно зависимым
от генотипа, поскольку на него самого
в определенной степени оказывает влияние
среда. Приведенные данные позволяют сделать
вполне определенный вывод об отсутствии
выраженной биологической и о наличии
отчетливой социальной обусловленности
задатков, в данном случае основных свойств
нервной системы человека, но не снимают
другой важный вопрос и предполагают его
специальное обсуждение. Это вопрос о
генотипической обусловленности межполовых
психологических и поведенческих различий.
Бытует мнение, что они в значительной
степени обусловлены именно генотипом,
половой биологической принадлежностью
человека.
Что касается
личностных черт, то каких-либо заметных
различий у детей
разного пола в
дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые
различия на ранних стадиях онтогенеза
проявляются только в связи с одной чертой
— внешней агрессивностью поведения.
У мальчиков она более выражена, чем у
девочек, начиная с двух-, трехлетнего
возраста. Однако это, скорее, является
результатом межполовых различий в практике
воспитания, чем следствием биологических
факторов.
Таким
образом, генотипическая обусловленность
поведения и психологии людей
не подтверждается и в отношении межполовых
различий. Они напрямую зависят от обучения
и воспитания, которые в условиях большинства
существующих на Земле культур с самого
рождения ребенка и в течение всего его
детства являются совершенно различными,
причем настолько, что скорее должно у
нас вызывать удивление то общее, что есть
в психологии и поведении мужчин и женщин,
а не их различия.
С возрастом,
однако, в силу влияния жизненного
опыта и профессиональной деятельности
некоторые межполовые различия могут
возрастать. Данные проведенных исследований
показывают, что в среднем взрослые мужчины,
занятые физическими видами труда, могут
превосходить женщин по координации движений,
ориентации в пространстве, пониманию
механических технических соединений,
математическим рассуждениям. Женщины
в свою очередь могут опережать мужчин
в отношении ловкости рук, скорости восприятия,
счета, памяти, беглости речи и других
способностей, включающих владение речью.
Примечательным
является и такой факт. Житейский
опыт предполагает, что занятия женщин
традиционно мужскими, а мужчин женскими
видами
профессионального
труда будто бы формируют у
них психологические
особенности, характерные
для людей противоположного пола,
то есть ведут к маскулинизации женщин
и феминизации мужчин. Такое предположение
подтверждается фактами лишь частично.
Действительно, виды деятельности, традиционно
свойственные людям противоположного
пола, способствуют формированию и развитию
черт, связанных с данными видами деятельности,
но это на самом деле профессионально
обусловленные черты, а не те, которые
можно было бы считать связанными с полом.
На изменение же собственно поло-ролевых
форм поведения такие занятия, как выяснилось,
не особенно влияют.
Исследования,
проведенные в специальных, строго
контролируемых
экспериментальных
условиях, дают основание для вывода о
том, что социально-культурные факторы,
связанные с развитием способностей, оказывают
на них гораздо более сильное влияние,
чем биологические. Средние различия между
группами людей, выросшими в разных культурах,
чаще всего намного больше тех, которые
имеются между людьми разного пола.
Таким
образом, индивидуальные (индивидуально-психологические)
различия —это особенности психических
явлений (процессов, состояний и
свойств), отличающих людей друг от друга.
Индивидуальные различия, природной предпосылкой
которых выступают особенности нервной
системы, мозга, создаются и развиваются
в ходе жизни, в деятельности и общении,
под влиянием воспитания и обучения, в
процессе взаимодействия человека с окружающим
миром в самом широком значении этого
слова. Индивидуальные различия являются
предметом изучения дифференциальной
психологии.
Способность к прогнозированию
и прогностическая
деятельность.
Наряду
с исследованиями в области общей
теории способностей существуют теоретические
и практические работы, посвященные изучению
тех или иных специальных способностей.
Так, Б.М.
Теплов занимался исследованиями музыкальных
способностей, Е.И. Игнатьев и В.И. Киреенко
- изобразительных, В.П. Ягункова - литературных,
В.А. Крутецкий - математических, Л.И. Уманский
- организаторских, Ф.Н. Гоноболин и Н.В.
Кузьмина -педагогических, А.Ф. Эсаулов
- способностей к изобретательской деятельности,
М.Г. Давлетшин - технических способностей.
Сравнительно
недавно начала разрабатываться
область прогностических способностей.
Свой вклад в развитие этой темы внесли
Ломов Б.Ф., Сурков А.Н., Брушлинский А.В.,
Регуш Л.А., Полетаева Н.А. и другие. На основании
разработок этих авторов и будет построена
диагностическая методика.
Под прогностической
способностью мы будем понимать способность
к осуществлению деятельности по прогнозированию.
Прогнозирование
- познание будущего на основе осознанного
мыслительного поиска. Ближе всех
к нему по смыслу понятие научного
предвидения.
Прогнозирование
- один из видов человеческой деятельности,
основной продукт которого - знание о будущем,
а цель - получение прогноза.
Признаки
прогнозирования, отражающие сущность
его как познавательной психической
деятельности:
1) прогнозирование
- процесс исследования, т.е. сторона
познавательной деятельности человека;
2) прогнозирование
понимается как познавательная
деятельность, которая приводит
к знанию будущего при определенных
условиях. К ним относятся:
- создание оснований
прогнозирования (знание закономерностей,
научной теории, систематическое исследование
и т.д.);
- преобразование
оснований и соотнесение их
с конкретными данными о прогнозируемом
объекте (учет текущей информации,
условий проявления закономерностей
и т.п.);
- форма получения
знаний о будущем («понятие»,
«образ», «предположение», «дедукция
высказываний» и т.п.).
3) результат
прогнозирования имеет специфику
- отражение будущего с учетом
вероятности его наступления
и различной временной перспективы.
(Регуш Л.А.)
Фейгенберг
И.М. и Иванников В.А. в своих
работах писали о вероятностном прогнозировании:
"Моделирование
субъектом будущего существенно
отличается от моделирования
настоящего: оно не может быть
в такой же степени определенным.
Опираясь на сведения о наличной
ситуации и используя определенным
образом организованные сведения о
прошлом, субъект может моделировать будущее
лишь с определенной степенью уверенности.
Таким образом, существенной особенностью
прогнозирования является его вероятностный
характер.
Способность
сопоставлять поступающую информацию
о наличной ситуации с хранящейся в
памяти информацией о прошлом опыте и
на основании всех этих данных строить
гипотезы о предстоящих событиях, приписывая
им ту или иную вероятность, называется
вероятностным прогнозированием».
Значение прогнозирования
в нашей жизни трудно переоценить.
С этим процессом связана вся наша повседневная
деятельность.
Б.Ф.Ломов
писал: "Прогнозировани хода событий
и регулирование на этой основе деятельности
является одной из основных функций
психики». И.М. Фейгенберг считает, что
вероятностное прогнозирование помогает
организму жить в вероятностно организованном
мире, само же оно - моделирование этого
вероятностно организованного мира.
С этой
точки зрения любая деятельность
человека, цель которой лежит в
будущем, является прогностической, так
как одним из промежуточных этапов деятельности
является получение прогноза, т.е. знания
о будущем.
Способность
к прогнозированию, как и любая
человеческая способность, проявляется
и формируется в деятельности,
имеет природные предпосылки
развития, обусловлена общественно-историчес ими
факторами.
Рассмотрим
же поподробнее процесс прогнозирования
как прогностическую деятельность (Регуш
Л.А.) Любая сознательная деятельность
представляет собой единство содержательных,
операционных и мотивационных компонентов.
Содержательную
сторону прогнозирования составляют его
основания -знания, которые необходимы
для получения прогноза. Это знания о развитии
процесса или явления в прошлом, а также
не менее важны и знания о настоящем (текущая
информация об объекте прогноза). Изучение
текущей информации - ее восприятие, запоминание,
сопоставление предшествующей и последующей
- составляет одно из оснований для предположений
о будущем.
Именно
благодаря сопоставлению текущей
информации с данными о тенденциях
и закономерностях поведения
прогнозируемых объектов в прошлом
снижается неопределенность среды, что
приводит к уменьшению ошибки прогноза.
При прогнозировании
привлекается заведомо широкий круг
знаний, включая те, которые в
настоящее время кажутся малозначительными.
Таким
образом, содержательная сторона познавательной
деятельности включает в себя:
а) основания
прогнозирования, т.е. знания, которые
отражают объективно существующие связи
и тенденции развития прогнозируемых
явлений;
б) особенности
соотношения этих знаний с текущей
информацией о прогнозируемом объекте;
в) "очеловеченные&q ot;
знания, т.е. те, которыми располагает прогнозирующий
субъект и которым присущи различные качественные
характеристики : избирательность, полнота,
осознанность, правильность и т.д.
Список
литературы:
Р. С. Немов, «Психология
и педагогика».
А. Анастази «Дифференциальная
психология».
Б. М. Теплов «Способности
и одарённость».
Способность к
прогнозированию и прогностическая
деятельность. Для
того, чтобы четко
определить предмет,
объект и цель нашего
исследования, представляется
необходимым рассмотреть
способность к прогнозированию
как познавательную
способность, определяющую
успешность деятельности
по построению прогнозов. Основоположником
теории способностей
в отечественной
психологии считается
Б.М. Теплов. Он первым
выделил три основных
признака способностей: 1)
во-первых, под способностями
разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие
одного человека
от другого; 2)
во-вторых, способностями
называют не всякие
вообще индивидуальные
особенности, а
лишь такие, которые
имеют отношение
к успешности выполнения
какой-либо деятельности
или многих деятельностей; 3)
в-третьих, понятие
"способность&q ot;
не сводится к
тем знаниям, навыкам
и умениям, которые
уже выработаны
у данного человека. Т.И.
Артемьева /9/ в своей
работе "Методологическ й
аспект проблемы способностей"
отмечает: "Способности
- нечто общее для
всех людей по
своему психологическому
механизму и привязанности
их к общественно
сложившимся видам
деятельности, но
вместе с тем
и как нечто
индивидуальное, поскольку
само понятие способностей
предполагает возможность
дифференциации индивидуумов. 10 Следовательно,
в структуре способностей
необходимо учитывать
следующие компоненты: общий,
включающий в себя
качества, присущие
всем людям; специальный,
обусловленный в
основном системой операций,
связанных с деятельностью
индивиды, с ее специфическими
особенностями; индивидуальный,
указывающий на неповторимость
и своеобразие
способностей именно
данного индивида." Практически
все психологи
отмечают диалектическую
взаимосвязь и
неразрывность понятий
способностей и деятельности.
Эти категории вытекают
одна из другой и могут
быть изучены одна через
другую. И хотя в классической
психологии изучением
способностей традиционно
занималась психология
личности, большинство
авторов склоняется
к тому, что способности
и деятельность - две
диалектические категории,
связанные друг с другом
определенными четкими
связями. Способности
не только проявляются
и формируются в определенной
деятельности, но, более
того, вне деятельности
их вообще не существует. Исходя
из общей теории способностей (Рубинштейн
С.Л., Теплов Б.В. и др.)
в последующей работе
будут важны положения: 1)
способности - индивидуально-психол гические
особенности, отличающие
одного человека
от другого; 2)
способности формируются
и существуют в
деятельности; вне деятельности
способностей не существует; 3)
ядро способности
- психические процессы,
регулирующие деятельность; 4)
способности - индивидуальные
особенности психических
процессов восприятия,
мышления и т.д.; 5)
в способности
входят также личностные
образования.
Наряду с исследованиями
в области общей теории способностей
существуют теоретические и практические
работы, посвященные изучению тех
или иных специальных способностей.
Так, Б.М. Теплов
занимался исследованиями музыкальных
способностей, Е.И. Игнатьев и В.И. Киреенко
- изобразительных, В.П. Ягункова - литературных,
В.А. Крутецкий - математических, Л.И. Уманский
- организаторских, Ф.Н. Гоноболин и Н.В.
Кузьмина -педагогических, А.Ф. Эсаулов
- способностей к изобретательской деятельности,
М.Г. Давлетшин - технических способностей.
Сравнительно
недавно начала разрабатываться
область прогностических способностей.
Свой вклад в развитие этой темы
внесли Ломов Б.Ф., Сурков А.Н., Брушлинский
А.В., Регуш Л.А., Полетаева Н.А. и
другие. На основании разработок этих
авторов и будет построена диагностическая
методика.
Под прогностической
способностью мы будем понимать способность
к осуществлению деятельности по
прогнозированию.
Прогнозирование
- познание будущего на основе осознанного
мыслительного поиска. Ближе всех к
нему по смыслу понятие научного предвидения.
Прогнозирование
- один из видов человеческой деятельности,
основной продукт которого - знание
о будущем, а цель - получение прогноза.
Признаки прогнозирования,
отражающие сущность его как познавательной
психической деятельности:
1) прогнозирование
- процесс исследования, т.е. сторона
познавательной деятельности человека;
2) прогнозирование
понимается как познавательная
деятельность, которая приводит
к знанию будущего при определенных
условиях. К ним относятся:
- создание оснований
прогнозирования (знание закономерностей,
научной теории, систематическое
исследование и т.д.);
- преобразование
оснований и соотнесение их
с конкретными данными о прогнозируемом
объекте (учет текущей информации,
условий проявления закономерностей
и т.п.);
- форма получения
знаний о будущем («понятие»,
«образ», «предположение», «дедукция
высказываний» и т.п.).
3) результат
прогнозирования имеет специфику
- отражение будущего с учетом
вероятности его наступления
и различной временной перспективы.
(Регуш Л.А.)
Фейгенберг И.М.
и Иванников В.А. в своих работах
писали о вероятностном прогнозировании:
"Моделирование
субъектом будущего существенно
отличается от моделирования
настоящего: оно не может быть
в такой же степени определенным.
Опираясь на сведения о наличной ситуации
и используя определенным образом организованные
сведения о прошлом, субъект может моделировать
будущее лишь с определенной степенью
уверенности. Таким образом, существенной
особенностью прогнозирования является
его вероятностный характер.
Способность сопоставлять
поступающую информацию о наличной
ситуации с хранящейся в памяти информацией
о прошлом опыте и на основании
всех этих данных строить гипотезы
о предстоящих событиях, приписывая
им ту или иную вероятность, называется
вероятностным прогнозированием».
Значение прогнозирования
в нашей жизни трудно переоценить.
С этим процессом связана вся
наша повседневная деятельность.
Б.Ф.Ломов писал:
"Прогнозирован е хода событий
и регулирование на этой основе деятельности
является одной из основных функций психики».
И.М. Фейгенберг считает, что вероятностное
прогнозирование помогает организму жить
в вероятностно организованном мире, само
же оно - моделирование этого вероятностно
организованного мира.
С этой точки
зрения любая деятельность человека, цель
которой лежит в будущем, является прогностической,
так как одним из промежуточных этапов
деятельности является получение прогноза,
т.е. знания о будущем.
Способность к
прогнозированию, как и любая
человеческая способность, проявляется
и формируется в деятельности, имеет природные
предпосылки развития, обусловлена общественно-историчес ими
факторами.
Рассмотрим же
поподробнее процесс прогнозирования
как прогностическую деятельность
( Регуш Л.А.) Любая сознательная деятельность
представляет собой единство содержательных,
операционных и мотивационных компонентов.
Содержательную
сторону прогнозирования составляют
его основания -знания, которые необходимы
для получения прогноза. Это знания
о развитии процесса или явления
в прошлом, а также не менее важны и
знания о настоящем (текущая информация
об объекте прогноза). Изучение текущей
информации - ее восприятие, запоминание,
сопоставление предшествующей и последующей
- составляет одно из оснований для предположений
о будущем.
Именно благодаря
сопоставлению текущей информации с данными
о тенденциях и закономерностях поведения
прогнозируемых объектов в прошлом снижается
неопределенность среды, что приводит
к уменьшению ошибки прогноза.
При прогнозировании
привлекается заведомо широкий круг
знаний, включая те, которые в настоящее
время кажутся малозначительными.
Таким образом,
содержательная сторона познавательной
деятельности включает в себя:
а) основания
прогнозирования, т.е. знания, которые
отражают объективно существующие связи
и тенденции развития прогнозируемых
явлений;
б) особенности
соотношения этих знаний с текущей
информацией о прогнозируемом объекте;
в) "очеловеченные&q ot;
знания, т.е. те, которыми располагает
прогнозирующий субъект и которым
присущи различные качественные
характеристики : избирательность, полнота,
осознанность, правильность и т.д.
Действие как
единица прогностической деятельности
интересно именно потому, что в
процессе овладения действием происходит
формирование соответствующих психических
способностей.
Рассмотрим эти
действия поподробнее.
1. Установление
причинно - следственных связей.
Возможность познания
будущего осуществляется именно благодаря
объективно существующей причинно - следственной
зависимости явлений и процессов.
Через эту форму взаимосвязи
и взаимообусловленности раскрывается
такое соотношение явлений, при котором
одно из них порождает другое.
В закономерно
развивающихся причинно - следственных
отношениях зафиксированы временные
отношения явлений объективного
мира. Причина обращена к прошлому,
а следствие - к будущему. Закономерная,
устойчивая причинно - следственная связь,
существующая всегда в потоке времени,
позволяет осуществить в познавательной
деятельности переход от знания прошлого
к настоящему и будущему.
Установление
причинно - следственных связей происходит
через анализ и синтез.
Анализ - это
мысленное расчленение предмета,
явления, ситуации и выявление составляющих
его элементов, частей, моментов, сторон;
анализом мы вычленяем явления из
тех случайных несущественных связей,
в которых они часто даны нам
в восприятии.
Синтез - восстанавливает
расчлененное анализом целое, вскрывая
более -менее существенные связи
и отношения выделенных анализом
элементов. В предмете анализом выявляются
основные элементы, а синтезом раскрываются
существенные связи целого. (Рубинштейн
С.Л.).
2. Реконструкция
и преобразование представлений.
Возможности познания
будущего заключены в активной, преобразующей
сущности человеческого сознания. Это
тесно связано с целеполаганием.
Именно благодаря активному, целенаправленному
преобразованию знаний о прошлом и возможно
получить новое знание - знание будущего.
Тем более значимой оказывается преобразующая
сила человеческого сознания в моделировании
образов будущего. Будущее конструируется,
проектируется, создается самим субъектом
на основе преобразования, поэтому действия
по преобразованию знаний и представлений
- одно из прогностических действий.
Умственные действия
преобразования представлений составляют
содержание процесса воображения. Этот
познавательный психический процесс
позволяет "оторваться&quo ; от реально
существующей в настоящем действительности
и через ее преобразование получить принципиально
новые образы.
Творческое преобразование
образов настоящего и прошлого приводит
к получению нового образа, не существовавшего
ранее. Через такой результат будущее
как бы переходит в настоящее.
3. Выдвижение
и анализ гипотез.
Гипотеза - форма
развития знаний в любой отрасли,
т.к. она заключает, с одной стороны,
определенный уровень знаний о прошлом,
"объективную истину", а с
другой - знание, которое не имеет достоверного
объяснения.
Центральный механизм
мыслительной деятельности - механизм
сличения гипотез с реальными
результатами производимых действий.
(Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н.).
Предполагается,
что человеческий мозг содержит некий
сложный нейрофизиологический аппарат,
выполняющий роль генератора гипотез.
Операции, которые человек производит
над объектами, дают информацию, поступающую
на вход генератора /накопителя/. Преобразуя
ее устройство, генерирующее гипотезы,
имеет на своем выходе те или иные планы
(модели), с известной степенью вероятности
предвосхищающие результаты реальных
преобразований. Этот процесс - структурирование
гипотез.
Следующий процесс
- процесс верификации и проверки,
когда реальные результаты действий
сличаются с результатами предвосхищения,
а сами гипотезы верифицируются.
Психолог И. Козелецкий
считает, что гипотеза - одна из форм антиципации,
выступающая как специфический ответ
субъекта на неопределенность сообщений.
"Тот уровень вероятности, на котором
субъект оценивает одну из альтернатив
в качестве правдоподобной гипотезы, может
быть назван ''порогом гипотезы".
Верификация гипотез
складывается из двух фаз:
1) субъект интерпретирует
вероятностные решения в терминах
гипотезы;
2) субъект стремится
увеличить свою уверенность в истинности
гипотезы, сопоставляя с ней вновь поступающую
информацию.
O.K. Тихомиров
выделил гипотезы вербализованные
и невербализованные:
- вербализованные
гипотезы выступают в качестве
лишь одного из механизмов
в регуляции зрительного и т.д.................