Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 20 С.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Контрольная
работа
по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
План:
Вопрос
1.Панорама современного естествознания. 3
основные
направления в области физики 3
основные
направления в области химии 7
основные
направления в области биологии 8
Вопрос
2.Звезды и их эволюция.
14
Вопрос
3.Современная наука о сущности и истоках
человеческого
сознания.
18
Панорама
современного естествознания.
Особенности
развития науки в
XX столетии.
В
XX веке естествознание развивалось невероятными
быстрыми темпами, что обусловливалось
потребностями практики. Промышленность
требовала новых технологий, в основе
которых лежало естественнонаучное знание.
Мощным
стимулом для развития науки стали мировые
войны, а также экономические и военные
противостояния двух военно-политических
блоков, во главе которых стояли Россия
и США. Развитые промышленные страны стали
выделять большие средства на развитие
системы образования, подготовку и воспроизводство
научных кадров. Существенно расширилась
сеть научно-исследовательск х учреждений,
финансирующих как государством, так и
частными компаниями.
Если
в конце XIX веке научные открытия
совершались в маленькой лаборатории
профессора или в мастерской изобретателя,
то в 20 – 30е годы XX века начинается эпоха
промышленной науки, крупных научно-исследовательс их
центров.
В
XX веке наука перестала быть частным делом,
каковой она была в XVIII – XIX веках, когда
ее развивали любознательные самоучки.
Наука становится профессией огромного
числа людей.
В
XX веке наука изменила не только сферу
промышленности, но и быт людей. Радио,
телевидение, магнитофоны, компьютеры
становятся обиходными вещами.
1.Физика
микромира и мегамира,
атомная физика
Представление
об атомах и их строении за последние
сто лет изменились радикально. В
конце XIX века ученые считали что:
1)
химические атомы каждого элемента неизменны,
и существуют столько сортов атома, сколько
известно химических элементов (в то время
примерно 70);
2)
атомы данного элемента одинаковы;
3)
атомы имеют вес, причем различие атомов
основано на различии их веса;
4)
взаимный переход атомов данного элемента
в атомы другого элемента невозможен.
В
конце XIX – начало XX века в физике были
сделаны выдающиеся открытия, разрушившие
прежнее представление о строении материи.
Открытие электрона (1897 г.), затем протона,
фотона и нейтрона показали, что атом имеет
сложную структуру. Исследования строения
атома становятся важнейшей задачей физики
XX века.
После
открытия электрона, протона, фотона и
. наконец, в 1932 году нейтрона было установлено
существование большого числа новых
элементарных частиц. В том числе: позитрон,
(античастица электрона); мезоны – нестабильные
микрочастицы, различного рода гипероны
- нестабильные микрочастицы с массами
больше массы нейтрона, частицы резонансы,
имеющие крайне короткое время жизни;
нейтрино – стабильная, не имеющая
электрического заряда частица, обладающая
почти невероятной проницаемостью, антинейтрино
– античастица нейтрино, отличающая от
нейтрино нам лептонного заряда.
В
характеристике элементарных частиц существует
еще одно важное представление –
взаимодействие. Различают четыре вида
взаимодействия.
Сильное
взаимодействие – связывает между
собой нуклоны (протон и нейтроны)
в ядре; именно по этой причине ядра атомов
являются весьма устойчивыми, их трудно
разорвать.
Электромагнитные
взаимодействия (дальнодействующее, радиус
действия не ограничен) определяет взаимодействие
между электронами и ядрами атомов или
молекул, взаимодействующие частицы имеют
электрические заряды; проявляются в химических
связях, силами упругости и трения.
Слабое
взаимодействие (короткодействующее),
в котором участвуют все элементарные
частицы, обусловливает взаимодействие
нейтрино с веществом.
Гравитационное
взаимодействие – самое слабое не
учитывается в теории элементарных
частиц, распространяется на все виды
материи, имеет решающее значение, когда
речь идет об очень больших массах.
Сначала,
когда число известных элементарных
частиц ограничивалось электроном, нейтроном
и протоном, господствовала точка зрения,
что атом состоит из этих элементарных
«кирпичиков».
Однако
действительная картина строения вещества
оказалась еще более сложной,
чем можно было предполагать. Оказалось,
что элементарные частицы могут претерпевать
взаимные превращения, в результате которых
некоторые из них исчезают, а некоторые
появляются.
Основные
положения современной атомистики
могут быть сформулированы следующим
образом:
1)
атом является сложной материальной структурой,
представляет собой мельчайшую частицу
химического элемента;
2)
у каждого элемента существуют разновидности
атомов;
3)
Атомы одного элемента могут, превратятся
в атомы другого, эти процессы осуществляются
либо самопроизвольно, либо искусственным
путем.
Таким
образом, физика XX века давала все более
глубокое обоснование идеи развития. Астрофизика.
Современная космология начала складываться
в 20-е годы XX века на основе созданной Эйнштейном
теории относительности. Из этой теории
следует так называемая кривизна пространства
и связь кривизны с плотность массы. Еще
в 1922 году советский математик и геофизик
А.А.Фридман нашел решение уравнений общей
теории относительности для замкнутой
расширяющейся Вселенной. Он установил,
что искривленное пространство не может
быть стационарным: оно должно или расширяться,
или сжиматься.
Существует
два различных типа моделей Фридмана.
Если
средняя плотность материи во
Вселенной меньше некоторой критической
величины или равной ей, то тогда вселенная
должна быть пространственно бесконечной.
В этом случае современное расширение
Вселенной будет продолжаться всегда.
В
то же время, если плотность материи
во Вселенной больше той же критической
величины, тогда гравитационное поле,
порожденное материей, искривляет Вселенную,
замыкая ее на себе. Вселенная в этом случае
конечна, хотя и не ограничена, вреде поверхности
сферы. Гравитационное поле достаточно
сильное для того, чтобы, в конце концов,
остановить расширение Вселенной, так
что рано или поздно оно начнет снова сжиматься
к состоянию бесконечно большой плотности.
Основываясь
на теории расширения Вселенной, оказалось
возможным
проследить
развитие Вселенной в «обратную
сторону», то есть попробовать вернуться
возможно, дальше назад.
По
современным представлениям, вначале
был взрыв. Всего лишь через одну сотую
секунду после взрыва Вселенная имела
температуру порядка 100 млрд. градусов.
При такой высокой температуре молекулы,
атомы и даже ядра атомов существовать
не могут. Вещество Вселенной прибывало
в виде элементарных частиц, среди которых
преобладали электроны, позитроны, нейтрино,
фотоны а также в относительно малом количестве
протоны и нейтроны.
В
конце первых трех минут после
взрыва температура Вселенной снижалась.
Плотность вещества также снижалась. При
этом начали образовываться ядра атомов,
в частности, ядра тяжелого водорода и
ядра гелия. Только после истечения нескольких
сотен тысяч лет начали образовываться
атомы, главным образом водорода и гелия.
Сила гравитации превращала газ в сгусток,
ставшим материалом для возникновения
галактик и звезд. Как следует из сказанного,
за последние примерно 50 лет достигнуты
значительные результаты в изучении звезд,
галактик и даже Вселенной и их эволюции.
2.
Достижения в основных
направлениях современной
химии.
Химию
принято разделять на пять разделов:
неорганическая, органическая, физическая,
аналитическая и химия высокомолекулярных
соединений.
Основные
задачи неорганической химии являются:
изучение строения соединений, установление
связи строения со свойствами и реакционной
способностью. Также разрабатываются
методы синтеза и глубокой очистки веществ.
Неорганические
соединения применяются как конструктивные
материалы для всех отраслей промышленности,
включая космическую технику, как удобрение
в кормовые добавки, ядерное и ракетное
топливо, фармацевтические материалы.
Органическая
химия – наиболее крупный раздел
химической науки. Если число известных
неорганических веществ исчисляется тысячами,
то органических веществ известно несколько
миллионов.
В
1938 году Р. Планкер случайно открывает
тефлон, создавший эпоху синтеза фторполимеров
с уникальной термостабильностью, создаются
«вечные» смазочные масла (пластмассы
и эластомеры), широко используемые космической
и реактивной техникой, химической и электротехнической
промышленностью. Благодаря этим и многим
другим открытиям из органической химии
выросла химия высокомолекулярных соединений
(или полимеров).
Начиная
в 30 – 40 годы широкие исследования фосфорорганических
соединений (Е.А.Арбузов) привели к открытию
новых типов физиологически активных
соединений – лекарственных препаратов,
отравляющих веществ, средств защиты растений
и т.д.
Вершиной
достижения органической химии в
генной инженерии является первый синтез
активного гена (Х.Корана, 1976). В 1977 году
синтезирован ген, кодирующий синтез человеческого
инсулина, а в 1978-м – ген соматостатина
(способен угнетать секрецию инсулина,
пептидный гормон).
Физическая
химия объясняет химические явления
и устанавливает их общее закономерности.
Физическая химия последних десятилетий
характеризуется следующими чертами:
в результате развития квантовой химии
(используя идеи и методы квантовой физики
для объяснения химических явлений) многие
проблемы химического строения веществ
и механизма реакций решаются на основании
теоретических результатов; наряду с этим
широко используются физические методы
исследования – ренгенноструктурный
анализ, дифракция электронов, спектроскопия
и т.д.
Аналитическая
химия рассматривает принципы и
методы изучения химического состава
вещества. Включает количественный и качественный
онализ. Современные методы аналитической
химии связаны с необходимостью получения
полупроводниковых и других материалов
высокой частоты. Для решения этих задач
были разработаны чувствительные методы:
активационный анализ, химикоспектральный
анализ и т.д.
Современная
химия предстает перед нами как
исключительно многогранная и разветвленная
система знаний, для которой характерно
интенсивное развитие. Важнейшим стратегическим
ориентиром этого процесса является все
более тесный синтез химии как науки и
химии как технологии промышленного производства.
3.
Биология XX века. Предпосылки
современной биологии.
Современная
биология основана на трех достижениях,
которые были сделаны во второй половине
XX века: создание Дарвином эволюционного
учения, основополагающие работы К.Бернара
в области физиологии, важнейшие исследования
Л.Пастера, Р.Коха и И.И.Мечникова в области
микробиологии и иммунологии, работы И.М.Сеченова
и И.И.Павлова в области высшей нервной
деятельности и, наконец, блестящие работы
Г.Менделя, хотя и не получившие известности
до начала XX века, но уже выполненные их
выдающимся автором.
Развитие
генетики после этого происходило
быстро. Утвердилось понятие хромосомы
как структурного ядра клетки, содержащего
дезоксирибонуклеино ую кислоту (ДНК)
– высокомолекулярное соединение, носитель
наследственных признаков.
Генетика
(от греческого - происхождение, рождение).Генетика
- важнейшая и сейчас ведущая часть современных
биологических знаний. Она охватывает
широкий круг явлений наследственности
и изменчивости всех живых организмов,
начиная с фагов и вирусов и заканчивая
человеком. Генетика ставит своей задачей
не только изучение механизмов наследственности
и изменчивости, но и сознательное управление
ими с целью выведения новых организмов,
лечения болезней и направление развития
в желательную сторону.
Развитию
генетики способствовали большой
мере исследования известного американского
биолога Томаса Ханта Моргана (1866 – 1945).
Он сформулировал хромосомную теорию
наследственности. Большинство растений
и животных являются диплоидными, т.е.
их клетки (за исключением половых) имеют
наборы парных хромосом, однотипных хромосом
то женского и мужского организмов. Хромосомная
теория наследственности сделала более
понятными явления расщепления в наследовании
признаков.
Важнейшим
открытием в области генетики
стало открытие мутаций – возникающих
внезапно изменений в наследственной
системе организмов и потому могущих привести
к устойчивому изменению свойств гибридов,
передаваемых и далее по наследству. Систематическое
изучение мутаций было начато голландским
ученым Хуго де Фризом, установившим и
сам термин «мутации». Было обнаружено,
что мутации могут возникнуть в результате
радиоактивного излучения организмов,
а также быть вызваны воздействием некоторых
химических веществ.
Итак,
дальнейшее развитие биологии и входящей
е нее составной частью генетики,
во-первых, еще более укрепило дарвиновскую
теорию эволюции живого мира и, во-вторых,
дало более глубокое толкование понятиям
изменчивости и наследственности, а следовательно,
всему процессу эволюции живого мира. Молекулярная
биология.
У.Астбири
ввел в науку термин «молекулярная
биология и привел основополагающие
исследования белков и ДНК.
Генетика
прошла в своем развитии несколько
этапов. Австрийский монах Г. Мендель,
скрещивая разные сорта гороха, открыл
в середине 19 века феноменологические
законы наследственности. А. Вейсман показал
в конце 19-го века, что половые клетки обособлены
от остального организма и не подвержены
влияниям, действующим на соматические
клетки.. Перед 2-ой мировой войной Дж. Бидл
и Э. Татум выявили генетическую основу
процесса биосинтеза (Нобелевская премия
1952г.). К концу сороковых годов стало ясно,
что материальными носителями наследственной
информации являются макромолекулы дезоксирибонуклеинов й
кислоты (ДНК) и через несколько лет Ф.
Крик и Дж. Уотсон предложили модель двойной
спирали молекулярной структуры ДНК и
механизм ее репликации, за что и получили
Нобелевскую премию в 1962 г.
Российские
ученые до начала 40-х годов занимали
ведущие позиции в генетике (Н.
Кольцов, Н. Тимофеев-Ресовский, В. Сахаров,
И. Раппопорт, Н. Дубинин, Н. Вавилов и др.).
Однако политические репрессии и известная
сессия ВАСХНИЛ, проведенная под идеологическим
руководством “народного академика”
Лысенко в 1948 году, надолго отбросила российскую
генетику в положение догоняющей.
По
своей значимости открытие законов
наследственности и ее молекулярных
механизмов стоит в одном ряду с самыми
выдающимися достижениями естествознания.
Началась новая эра в биологии, связанная
с бурным развитием молекулярной биологии,
т. е. рассмотрением основ жизни на молекулярном
уровне.
Каковы
же ее успехи, перспективы, проблемы?
После того как было твердо установлено,
что основной функцией ДНК является
кодирование будущего синтеза белков,
и эта информация заключена в определенной
последовательности всего четырех букв,
роль которых выполняют азотные основания
(гуанин, аденин, тимин и цитазин) - открылись
принципиальные возможности сознательного
управления наследственностью. Однако
до практической реализации этой идеи
в полном объеме - путь не близкий. Конечно,
уже сейчас методами генной инженерии
созданы десятки новых штаммов полезных
микроорганизмов, сортов высокоурожайных
растений и т. д. Однако для работы не вслепую,
а по “чертежам”, необходимо выяснить
не только генотип каждого организма,
с которым начинается работа, т. е. последовательность
всех “букв” длинного текста - генов,
но и их конкретные функции. Учитывая,
что молекула ДНК - это практически самая
большая молекула в организме (да и в природе
вообще), даже при наличии очень производительной
техники анализа требуются многие годы,
чтобы проделать секвенирование (от латинского
– «последовательность» т. е. установление
последовательности генов в конкретной
молекуле ДНК) даже для простейших организмов.
Так, за несколько лет непрерывной работы
в нескольких лабораториях, оснащенных
по последнему слову техники, была проделана
работа по секвенированию ДНК знаменитого
биологического объекта - плодовой мушки
дрозофилы, в работе с которой ранее было
выяснено большое число законов генетики.
В ее ДНК содержится 1,8 млрд. букв - азотных
оснований, что ненамного уступает ДНК
человека (около 3,5 млрд. оснований).
В
1981 году процесс выделения генов
был автоматизирован. Генная инженерия
в сочетании с микроэлектроникой предвещают
возможности управлять живой материей
почти так же, как неживой
В
1973 год – профессор Л.Шетлз
из Колумбийского университета в
Нью-Йорке заявил, что он готов
произвести на свет первого «бэби
из пробирки», после чего последовали
категорические запреты Ватикана и пресвитерианской
церкви США.1978 год – рождение в Англии
Луизы Браун, первого ребенка из «пробирки».1997
год – 27 февраля «Нейчур» поместил на
своей обложке знаменитую овечку Долли,
родившуюся в институте Рослин в Эдинбурге.1997
год – в самом конце декабря «Сайенс»
сообщил о рождении шести овец, полученных
по рослинскому методу. Три из них несли
человеческий ген, или кровоостанавливающего
белка, который необходим людям, страдающим
гемофилией, то есть несвертываемостью
крови.
Клонирование
органов и тканей – это задача
номер один в области травматологии,
трансплантологии. Однако работа с геномом
человека только начинается. текста Мало
знать последовательность букв и слов
в книге, надо еще ее прочесть и понять
смысл. Пока большая часть этого остается
непонятной. Для чего она нужна? Каковы
функции так называемых спящих генов,
никак себя не проявляющих? Рано или поздно
это конечно будет выяснено. Ответы на
эти вопросы дадут возможность бороться
с тяжелыми наследственными заболеваниями
(эпилепсия, шизофрения, гемофилия и т.
д.), возможно, с онкологическими болезнями,
выращивать искусственные органы для
пересадки, бороться с мутациями, вызванными
неблагоприятными условиями (например
радиацией), точно идентифицировать личность
по очень малым количествам биоматериала
и т. д. А пока разрабатываются методы удаления
или замены отдельных участков ДНК различных
организмов, что дает возможность изменять
их наследственную природу и свойства
уже в следующем поколении, а не через
десятки-сотни, как при обычной селекции.
Нет
сомнения, что все сложные научные
проблемы будут решены в ближайшие
годы, но уже сейчас возникли небывалые
юридические и морально-этические вопросы.
Вправе ли мы так сильно вмешиваться в
природу живого, тем более человека? Можем
ли мы представить и потом управлять всеми
последствиями, выпуская этого джина из
бутылки? Где проходит граница между правами
индивидуума на тайну личной жизни и интересами
общества? Список подобных вопросов очень
велик. Они составляют предмет возникших
совсем недавно дисциплин - биоэтика и
биоправо, которые пытаются выработать
моральные и юридические нормы поведения
человека, разрешения конфликтов, ограничений
в новых условиях. Важно, чтобы их разработка
и принятие обществом не отставали от
научно-технических возможностей.
2.
Звезды и их
эволюция.
Как
и все тела в природе, звёзды не
остаются неизменными, они рождаются,
эволюционируют, и, наконец "умирают".
Чтобы проследить жизненный путь звёзд
и понять, как они стареют, необходимо
знать, как они возникают. В прошлом это
представлялось большой загадкой; современные
астрономы уже могут с большой уверенностью
подробно описать пути, ведущие к появлению
ярких звёзд на нашем ночном небосводе.
Не
так давно астрономы считали,
что на образование звезды из межзвёздных
газа и пыли требуются миллионы лет. Но
в последние годы были получены поразительные
фотографии области неба, входящей в состав
Большой Туманности Ориона, где в течение
нескольких лет появилось небольшое скопление
звёзд. На снимках 1947г. в этом месте была
видна группа из трёх звездоподобных объектов.
К 1954г. некоторые из них стали продолговатыми,
а к 1959г. эти продолговатые образования
распались на отдельные звёзды - впервые
в истории человечества люди наблюдали,
рождение звёзд буквально на глазах этот
беспрецедентный случай показал астрономам,
что звёзды могут рождаться за короткий
интервал времени, и казавшиеся ранее
странными рассуждения о том, что звёзды
обычно возникают в группах, или звёздных
скоплениях, оказались справедливыми.
Каков
же механизм их возникновения? Почему
за многие годы астрономических визуальных
и фотографических наблюдений неба только
сейчас впервые удалось увидеть "материализацию quot;
звёзд? Рождение звезды не может быть исключительным
событием : во многих участках неба существуют
условия, необходимые для появления этих
тел.
В
результате тщательного изучения фотографий
туманных участков Млечного Пути удалось
обнаружить маленькие чёрные пятнышки
неправильной формы, или глобулы, представляющие
собой массивные скопления пыли и газа.
Они выглядят чёрными, так как не испускают
собственного света и находятся между
нами и яркими звёздами, свет от которых
они заслоняют. Эти газово-пылевые облака
содержат частицы пыли, очень сильно поглощающие
свет, идущий от расположенных за ними
звёзд. Размеры глобул огромны - до нескольких
световых лет в поперечнике. Несмотря
на то, что вещество в этих скоплениях
очень разрежено, общий объём их настолько
велик, что его вполне хватает для формирования
небольших скоплений звёзд, по массе близких
к Солнцу. Для того чтобы представить себе,
как из глобул возникают звёзды, вспомним,
что все звёзды излучают и их излучение
оказывает давление. Разработаны чувствительные
инструменты, которые реагируют на давление
солнечного света, проникающего сквозь
толщу земной атмосферы. В чёрной глобуле
под действием давления излучения, испускаемого
окружающими звёздами, происходит сжатие
и уплотнение вещества. Внутри глобулы
гуляет "ветер", разметающий по всем
направлениям газ и пылевые частицы, так
что вещество глобулы пребывает в непрерывном
турбулентном движении.
Скорость
развития звезды зависит от процессов
превращения водорода в гелий
при термоядерных реакциях в центральных
областях звезды. На стадии когда весь
водород исчерпается, звезда превращается
в красного гиганта, увеличиваясь в размерах.
При этом идет другая термоядерная реакция:
превращение трех ядер гелия в ядро углерода,
когда же реакция исчерпает себя, начинается
новый этап в развитии звезды. Звезда масса
которой меньше массы Солнца, сбрасывает
свою наружную оболочку, которая через
несколько тысяч десятков лет рассеется.
Останется только плотная небольшая часть
бывшего красного гиганта. Она превратится
в белого карлика, который будет медленно
остывать, поскольку ядерная реакция в
нем прекратится. При дальнейшем остывании
она станет «черным» карликом, мертвой
холодной звездой, размеры которой меньше
размеров земного шара. Так происходит
эволюция большинства звезд.
Итог
сжатия зависит от
массы звезды.
Если масса звезды больше 1,2 массы
Солнца, но меньше 3х масс Солнца, то только
ядерные силы способны остановить сжатие
звезды. При этом вещество так уплотнено,
что все электроны вдавливаются в протоны,
превращая их в нейтроны, в результате
чего возникает нейтронная звезда с радиусом
всего 10 км.
Если
масса звезды больше 3х масс Солнца,
то ее сжатие не может быть остановлено
никакими силами и звезда превращается
в черную дыру, с радиусом примерно
3 км.
Мир
звёзд многообразен: Антарес имеет
красный цвет, Капелла – жёлтый,
Сириус – белый, Вега – голубовато-белый.
Звёзды отличаются по яркости, и еще древние
ввели звёздные величины. В 19 столетии
звёзды рассортировали по расстояниям
и массам, а в конце века – по спектрам.
В 1900 году американский
астроном Эдвард Чарльз Пикеринг ввел
спектральные классы, обозначив их буквами
латинского алфавита. Границы между классами
были нечёткими, и в последствии каждый
класс разбили на группы от 0 до 9, так что
наше Солнце по спектру попало в G2. Когда
при истолковании спектров стали учитывать
ионизацию, стало возможным по спектральным
сериям определять температуру звёзд.
Состав же звёзд не отличался разнообразием:
как и Солнце, большинство звёзд состояло
преимущественно из водорода и гелия.
Тогда спектральные классы выстроили
в порядке убывания температуры: О, В, А,
F, G, К, М. Имеется ещё 4 дополнительных класса:
для холодных звёзд – R, N, S, для горячих
- W. Очевидно, что без классификации звёзд
нельзя говорить об их эволюции.
Герцшпрунг
и Генри Ресселл составили
диаграмму зависимости светимостей
звёзд от их спектральных классов (диаграмма
носит имена обоих учёных): у оси абсцисс
откладываются спектральные классы звёзд
(иногда соответствующие показатели цвета
или температуры), по оси ординат – светимости
звёзд L (или звездные величины M). Оказалось,
что на диаграмме звёзды располагаются
не беспорядочно, а образуют несколько
последовательностей
Так,
в окрестности Солнца большинство
звёзд сконцентрированы вдоль сравнительно
узкой полосы, протянувшейся из верхнего
левого угла вниз (Главная последовательность).
«Стационарное состояние звёзд, проходящих
свой путь на Главной последовательности,
не означает, что в них прекращаются направленные
процессы развития. Горение водорода оставляет
свои следы в структуре светила, подводя
время от времени систему к критическим
состояниям, за которыми следует более
или менее радикальная трансформация
программы эволюции. По крайней мере две
фазы развития проходит звезда солнечной
массы в течение периода Главной последовательности.»
Звезды
эволюционируют, и их эволюция необратима,
так как все в природе находится в состоянии
беспрерывного изменения. Внешние характеристики
звезды меняются в течение всей ее жизни.
Грандиозные неравновесные процессы происходят
в пульсирующих звездах — цефеидах. В
недрах звезд происходят мощные термоядерные
процессы, обеспечивающие выделение огромного
количества энергии. В конечные этапы
жизни звезд в них возникают некие упорядоченные
состояния, которые не могут быть описаны
классической физикой. В нейтронных звездах
и белых карликах вещество переходит в
новые квантовые состояния, которые ограничивают
энергетические потери.
Обнаружить
эти изменения – вот основная
задача теории звездной эволюции.
3.
Современная наука
о сущности и
истоках человеческого
сознания.
Человек отличается
от животных следующими фундаментальными
признаками.
Человек обладает
понятийным мышлением.
Человек обладает
речью.
Человек способен
к труду.
Единство
человека с биосферой является несомненным.
В человеке тенденция совершенствования
нервной системы (мозга) животных достигла
своей вершины, он стал носителем разума
(или интеллекта) – способности мозга
обрабатывать информацию, создавать алгоритмы,
мыслить абстрактно и рефлексировать,
то есть видеть себя со стороны. Подобно
возникновению жизни появление разума
на нашей планете представляет собой естественный
и закономерный этап в ее космической
эволюции. Появление человеческого разума
предполагает коренной перелом в развитии
материи, ибо она получила возможность
познавать саму себя. В этом плане человек
представляет собой уникальное существо,
используя целый ряд адаптивных и преобразовательных
стратегий. В целом можно утверждать, что
Разум, память, общественная организация
и духовный мир как воля – необходимые
параметры в эволюции человека и соответственно
в эволюции биосферы, в результате чего
возникла и стала развиваться ноосфера.
В
связи с этим возникает вопрос:
каким образом и биологической
революции нашей планеты у предка человека
современного типа возникла качественно
новая память, чисто человеческий интеллект,
или человеческое сознание как новая форма
отражения мира? В общем ответ на этот
вопрос уже дан в философской и специальной
литературе: вовлечение предков человека
в сферу труда, привело к тому, что способ
производства материальных благ стал
специфическим способом существования
человека, что в едином процессе преобразований
изменилась биология предков человека,
сформировалась полноценная речь, сознание,
интеллект, духовный мир.
Такие
надбиологические феномены, как труд
(понятно, что бессознательно-рефлек орная
строительная деятельность некоторых
животных отнюдь не есть труд), социальная
связь и сознание, которое не отделимо
от языка как изначально социального явления,
невозможно вывести прямо, антропогенетическим
путем из биологии. Как известно труд представляет
собой целесообразную деятельность, это
значит, что « в конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого
процесса имелся в представлении человека).
Другими словами, сознание предшествует
труду. Как целесообразная деятельность
немыслима без сознания, так и сознание
предполагает в качестве предпосылки
социальную связь людей, основанную на
трудовой деятельности. Получается, что
все три стороны собственной человеческой
реальности – сознание, общество и труд
– взаимно предполагают друг друга, получается
своего рода замкнутый круг.
Сознание
человека обладает такими фундаментальными
параметрами, как целепологание
и воля, память и внимание, разумная
речь и абстрактное мышление. Они
представляют собой нервную деятельность,
однако не рефлекторную, самопроизвольную,
которая связана со становлением человека
в процессе гоминизаций (переход от животного
к человеку). Исследования показывают,
что количество информации, содержащейся
в генетическом материале, и количество
информации, заключенной в мозгу, с ходом
эволюции увеличивалось, что эти траектории
пересеклись в точке, соответствующей
времени и несколько сот миллионов лет
и информационной емкости в несколько
миллионов лет. Где-то во влажных джунглях
каменноугольного периода появилось животное
– примитивная рептилия, у которого в
первые за все время существования земной
биосферы имелось больше информации в
мозгу, чем в генах. Два последующих скачка
в эволюции мозга связанны с возникновением
млекопитающих и появление человекообразных
приматов. В связи с этим К.Саган подчеркивает,
что «основную часть истории жизни со
времени каменноугольного периода можно
назвать постепенным (и, конечно, неполным)
торжеством мозга над геном».
В
ходе последнего появился принцип морфофункциональной
организации мозга человека, или «специфическая
морфофункциональная система» (СЧМФС).
Существенной функцией СЧМФС является
то, что она дает возможность для восприятия,
хранения, переработке и извлечения в
нужный момент социально значимой информации.
Эволюция человека стала идти по иным
каналам – каналам социума, социального
организма, который уже не поддается пониманию
исключительно с точки зрения естествознания.
Таким образом, СЧМФС сыграла свою роль
в возникновении цел и т.д.................