На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Бинарный урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного обучения

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Бинарный  урок как одна из форм интеграции теоретического и производственного  обучения
      Л. И. Лупоок, ГОУ НПО ПУ № 8, г . Киселевск
… Мы проводим на работе лучшую часть 
      своей   жизни.  Нужно   научиться   так 
      работать,  чтобы    работа   была  легка
        и  постоянной   жизненной   школой …
      А.К. Гостев
      В Постановлении Министерства образования  Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионального  образования» указывается, что система  достигла высокого уровня развития. Актуальная задача сегодняшнего дня – усиление требований к профессиональной компетентности рабочей силы со стороны работодателей.
      Рынок труда, с точки зрения специфического механизма самоуправления, представляет собой комплекс социально-экономических отношений, способствующих установлению и соблюдению интересов между трудящимися, работодателями и государством.
      Рынок труда имеет свою структуру, которая  включает цену труда, спрос и предложение  рабочей силы, конкуренцию. Взаимодействие указанных элементов происходит в результате государственного регулирования рынка труда, конкуренции работников за рабочее место, а работодателей – за наем работников. Поэтому сегодня современная педагогическая мысль не только отечественная, но и зарубежная – вся в интенсивном движении, в поиске новых методических приемов. Так как от рабочего современная действительность требует высокого уровня профессионального мастерства, глубоких профессиональных знаний, доведенных до мастерства умениями и навыками по своей профессии, что позволит ему активно включиться в трудовую деятельность.
      Одновременно  важно, чтобы он обладал разносторонними  общеобразовательными знаниями, являющимися  базой для овладения другими  профессиями и для узкой специализации. Только при этом рабочий сможет быть мобильным, т.е. готовым и способным успешно выполнять обязанности по конкретной специальности и перестраиваться (с изменением техники и технологии производства) на овладение новой профессией.
      В результате исследований качества подготовки выработана программа формирования умений и навыков, как основа нового содержания профессионального образования и выполнения Государственных образовательных стандартов.
      Новый подход к решению проблемы подготовки рабочих высокой квалификации, развития профессионально-важных качеств (свойств памяти, внимания, мотивации, характера и других личностных особенностей). Сущность заключается в том, что овладение профессией и основами наук должно составлять единый учебно-воспитательный процесс: образовательные предметы служат базой для изучения общетехнических и специальных предметов, а последние помогают закреплению знаний по общеобразовательным предметам, дополняют и углубляют их.
      Поиск путей обновление учебно-воспитательного  процесса целенаправленно идет через  углубление интегративной деятельности мастера, преподавателей общеобразовательного и профессионально-технического циклов.
2.1. Интегративное обучение, реализация интегрированных  связей на уроке
      Интеграция  в переводе с латинского – восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение.
      Задача  интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию – пародию на межпредметные связи.
      Выделяется  два вида интеграции:
      Горизонтальная  – объедение сходного материала в разных учебных 
      предметах.
      Вертикальная  – объединение  одним преподавателем в своем предмете  
      материала , который тематически  повторяется на разном уровне 
      сложности.
      Формы учебного процесса, в которых проявляются  различные уровни интеграции:
      1.       Структуры, в которых объединяются несколько предметов.
      2.       Блокирование разных разделов.
      3.       Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.
      4.       Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.
Уровни  интеграции
    Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.
    Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.
    Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.
    Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.
    Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.
Реализация  интегрированных  связей на уроке.
          Интегрированные уроки предполагают  обязательное развитие творческой  активности учащихся, развивают  потенциал учащихся, побуждают к  активному познанию окружающей  действительности, к осмыслению  и нахождению причинно-следственных  связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.
      Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе  урока, большой информативной емкостью материала.
      В подготовке квалифицированных рабочих  особое значение имеет теории и практики. Наиболее ярким проявлением этого  является связь специальных предметов (спецтехнология) и производственного  обучения.
      Если  связи между содержанием отдельных  предметов часто носят опосредованный, косвенный характер, но между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные - прямые и по логике построения, и по содержанию учебного материала, и по времени изучения аналогичных тем.
      Умения  и навыки учащихся при выполнении учебно-производственных заданий в процессе производственного обучения являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов и должны рассматриваться как основной фактор обратной связи в системе «специальные предметы – производственное обучение». Несмотря на четко определенное содержание предметов в учебных программах, в практике учебной работы часто бывает так, что на уроках специальных предметов много внимания преподаватели уделяют изучению разных по сложности приемов выполнения работ. Мастера производственного обучения на вводных инструктажах так же много внимания уделяют теоретическим обоснованиям, дублируя программный материал. Такое дублирование никакой пользы не приносит, более того  отвлекает каждого от своих прямых обязанностей. Задача мастера производственного обучения – научить учащихся их профессии, задача преподавателя специального предмета – дать учащимся знания научных основ современной техники и технологии, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией.
      Залогом качественной подготовки квалифицированных  конкурентоспособных рабочих являются не только связи между специальными предметами и производственным обучением, но и взаимосвязи в работе между  преподавателем и мастером производственного обучения.
      Особо следует остановиться на отборе учебного материала, хотя предметы взаимосвязаны, но типы и виды связей, названные  выше следует рассматривать более  детально, так как предметы в общем  комплексе дисциплин, изучаемых по профессии, занимают особое место.
      Основные  пути установления связей.
      Таблица 1.
Специальные предметы (специальная  технология)
Производственное  обучение
1 2
     Изучение  преподавателями программ производственного  обучения.
   Изучение мастером производственного обучения программ специальных предметов (специальной технологии).
   Отбор  и расположение учебного материала  с учетом содержания и последовательности  производственного обучения таким  образом, чтобы теория опережала  практику.    Использование знаний учащихся, полученных на уроках по специальным предметам, при производственном обучении.
        Применение  при изучении предметов эффективных  методов активной работы учащихся, способствующих формированию у  них умений применять теоретические знания на практике  (лабораторно-практические работы, работы с производственной документацией, составление технологических карт и т.д.).
   Широкое применение  упражнений, формирующих у учащихся  умения применять на практике  знания, полученные на уроках  по специальным предметам (разработка технологического процесса, обработка, сборка, выбор режимов, использование таблиц, стандартов, расчетные формулы и т.д.).
      Таким образом теоретический и практический процессы являются органически целостными.
      2. Бинарный урок, как одна из форм интеграции. 
      По  своей природе профессиональное обучение состоит из двух частей, следовательно, оно бинарное.
      В общем смысле бинарное обучение это  такая организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Это обучение является новым синтетическим видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и производственного обучения.
      Из  самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы:
    Функциональная  динамичность
             В ней на высоком уровне  проявляется динамика реализации  педагогических функций, обеспечивается  смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению.
    Принцип опережающей роли познавательной деятельности
             Вооружение учащихся теми или  иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить человека  к практическим действиям. Знания  – ориентировочная основа. Без  умений нет навыков. Навыки  – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. «Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или  иные действия, не приобретя ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Нарушение этой логики может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает.
    Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков
            Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию. В литературе встречаются явно противоположные точки зрения относительно того, как должно вестись обучение – индуктивно или дедуктивно? Думается, что ни один из этих путей в отдельности не является верным. Нельзя обойтись без изложения учебного материала по частям, чтобы прийти к общему выводу. Точно также невозможно, не опираясь на некоторые выводы, не идти к объяснению частей. Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, будущий специалист в конечном счете приобретает профессиональную самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.
            Бинарная форма обучения по  своей структуре и характеру   существенно отличается от других  видов обучения, от традиционных теоретических и производственных уроков, т.к. при ней обеспечивается не только целостная связь теории с практикой, но и объединяются темы опорных знаний, имеющий технологический характер.
             Основу бинарного обучения составляет шаговая организация  познавательной и практической деятельности учащихся.
    В плане урока отражаются:
    Тема:
    Цель: формирование системы  знаний соответствующих  умений и навыков.
    Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).
    Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.
    1 фаза – материал разбирается на части:
    а) подготовка (формирование у учащихся знаний).
    б) работа с новым материалом.
    2 фаза – контроль знаний.
    3 фаза – упражнения (содержание практических работ).
      Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.
      Урок  может проводить  один преподаватель  или один  мастер производственного  обучения, если он по крайней мере отвечает следующим основным требованиям:
      1.       Владеет методикой обучения.
      2.       Хорошо владеет профессией, по которой ведется обучение.
      3.       Обладает наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания.
      Продолжительность занятия с перерывами может составлять 3 - 4 часа.
      Урок  можно проводить вдвоем – мастер производственного обучения и преподаватель. Продолжительность обучения в целом может составлять 4 – 5 часов. Для теории отводится 1 – 2 часа, для производственного обучения – 3 – 4 часа. Урок проводится по единому плану, в котором отражаются:
    Согласованные темы.
    Согласованные структуры.
    Система умственных и практических действий.
    Педагогические действия, обеспечивающие организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.
План-схема
Бинарного урока  по спецтехнологии
и производственному  обучению по теме: ______________________________________________________________________
Тема  урока: ____________________________________________________________
Спецтехнология  – 1 час.
Производственное  обучение – 4 часа.
Бинарное  обучение – 5 часа.
Учебные цели занятия:
а) вооружить  учащихся знаниями;
б) сформировать у учащихся умение и навыки по использованию  …, подготовке ______________________________________________________________________
Воспитательная  цель: воспитание у учащихся точности, деловитости, внимательности при выполнении производственных операций.
Структура занятия:
      1 фаза – организующее и мотивационное  объяснение занятия.
      2 фаза – проверка домашнего  задания.
      3 фаза – изучение нового материала  и ознакомление.
      4 фаза – текущее закрепление усвоенных знаний и первичных пробных 
      умений.
      5 фаза – вводный инструктаж  и проведение самостоятельных  работ.
      6 фаза – самостоятельная работа  и текущие инструктажи.
      7 фаза – уборка рабочих мест.
      8 фаза – заключительный инструктаж  и оценивание качества знаний, 
      сформированности  умений и проявление актуальных качеств (точности, 
      организованности, внимательности, дисциплинированности).
      Эффективность бинарных уроков исключительна.
      Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
      Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
      В-третьих  – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.
      В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
      При бинарном обучении обеспечивается комплексное  сочетание разнообразных методов  обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
      Они могут чередоваться, например:
      1 фаза – рассказ о целях занятия,  о роли точности, внимательности  при выполнении 
      работ.
      2 фаза – проверка теоретических  знаний (устный опрос).
      3 фаза – эвристическая беседа.
      4 фаза – проверка усвоенных  знаний (устный опрос, оценка знаний, показ упражнений, 
практических  действий, демонстрация приемов по плакату, диафильму, кинофильму и т.д.).
      5 фаза – инструктаж.
      6 фаза – упражнения, показ, разъяснение.
      7 фаза – оценивание знаний и  практических умений.
      Лучше всего сочетаются:
      1.       Метод контроля (устный опрос).
      2.       Показательный.
      3.       Диалогический (беседа с учащимися).
      4.       Алгоритмический (учащиеся получают программу действий, задания).
      5.       Частично-поисковый, исследовательский (учащийся самостоятельно подходит к конечному результату).
      6.       Аналитический (анализируется деятельность учащихся, типизируются ошибки).
      При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет  другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.
      Процесс управления познавательной деятельностью  представляет собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно новыми.
      Для бинарного обучения требуется коренное изменение материальной базы - нужен класс-лаборатароия или кабинет-мастерская, чтобы переход от одного занятия к другому и смена не требовала больших затрат.
      Что дает бинарное обучение?
      1.       Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.
         Это объясняется тем, что процесс  усвоения и формирования не  имеют временного разрыва. Практические  действия непосредственно вплетаются  в мыслительную познавательную  деятельность и облегчают запоминание  полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.
      Существенной  особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает  напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и  практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).
      2. Повышение познавательной и практической активности.
      Активность  – сознательно проявляемая потребность  для достижения определенной цели.
Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.
      Повышается  готовность воспроизводить усвоенные  знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.
      При проверке знаний учащиеся во время  урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.
      3. Снижение числа  случаев механического  заучивания материалы.
      Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала  – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке  – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия.
      4.  Уменьшение у учащихся  потребности в  консультациях педагогов.
      5.  Усиление самоконтроля  учащихся в процессе  выполнения работы.
      6.  Усиление способности  учащихся работать  по обобщенному   
      алгоритму.
      7.       Повышение творческой активности.
      8.       Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.
      9.       Повышается воспитательная роль обучения -
      формируется система значимости знаний, умений, представлений о нормах деятельности и поведении формирует дисциплину, организованность, ответственность, коллективистские качества, регулирует жизнедеятельность личности, развивает творческий потенциал.
      Обучение, как известно, само по себе выполняет  воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение - учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Бинарное обучение преодолевает эти трудности. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения.
      При раздельном обучении усилия учащегося  направлены на то, чтобы заставить  себя запомнить, выучить, при бинарном – учащийся старается глубже разобраться  в теории, понять сущность и способы практического действия.
      Бинарное  обучение становится источником мощного  воспитательного резонанса, который  рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся  предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.