Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Педагогика як наука та мистецтво
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
План
Введение
- 3
1. Признаки
и особенности педагогики и науки
- 4
2. Педагогика
как наука
- 9
3. Педагогика
как искусство
- 15
4. Педагогика
как наука и искусство
- 18
Заключение
- 21
Список
литературы
- 22
Введение
Слово "педагогика&quo ; имеет несколько
значений. Во-первых, им обозначают педагогическую
науку. Во-вторых, есть и такое мнение,
что педагогика - это искусство, и тем самым
она как бы приравнивается к практике.
Иногда под педагогикой понимают систему
деятельности, которая проектируется
в учебных материалах, методиках, рекомендациях,
установках. Такая неоднозначность нередко
приводит к путанице, порождает неясность.
В последнее время этим словом стали обозначать
представление о тех или иных подходах
к обучению, о методах и организационных
формах: педагогика сотрудничества, педагогика
развития, музейная педагогика, педагогика
отождествления и т.д.
Наиболее общим образом науку определяют
как сферу человеческой деятельности,
в которой происходит выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о
действительности. Деятельность в сфере
науки - научное исследование. Это особая
форма процесса познания, такое систематическое
и целенаправленное изучение объектов,
в котором используются средства и методы
науки и которое завершается формированием
знаний об изучаемых объектах.
Педагогическая действительность - это
та часть общей действительности, которая
включена в педагогическую деятельность.
Это ученик, учитель, их действия, методы
обучения и воспитания, учебники, то, что
в них написано и т.д. Такая деятельность
может найти отражение не только в науке.
Наука - это лишь одна форма общественного
сознания. Действительность может отражаться
также и в обыденном (стихийно-эмпирическ м)
процессе познания, и в художественно-образно
форме.
1.
Признаки и особенности
педагогики и науки.
Слово «педагогика» происходит от греческого
«пайдагогос», что означает буквально
«детоведение, детовождение». Впервые
педагогика вычленена из системы философских
знаний в начале XVII в. английским философом
и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом
и закреплена как особая наука о воспитании
и обучении детей трудами чешского педагога
Яна Амоса Коменского. Такое понимание
педагогики сохранилось вплоть до середины
XX века. И только в последние десятилетия
возникло понимание того, что в квалифицированном
педагогическом руководстве нуждаются
не только дети, но и взрослые.
Более точно педагогику можно определить
как науку о закономерностях воспитания
подрастающего поколения, взрослых людей
об управлении их развитием в соответствии
с потребностями общества. Современное
определение педагогики: педагогика -
наука о специально организованной целенаправленной
и систематической деятельности по формированию
человека, о содержании, формах и методах
воспитания, образования и обучения. К
настоящему времени педагогика является
многоотраслевой наукой, функционирующей
и развивающейся в тесной взаимосвязи
с другими науками.
Основными категориями педагогики являются:
формирование личности, воспитание, образование,
обучение.
Для того чтобы выяснить, что такое педагогика
необходимо определить ее объект, предмет,
функции и задачи. В качестве критерия
целесообразно использовать универсальные
(общепринятые) определения науки, ее функций,
объекта и предмета.
Наука - это сфера человеческой деятельности,
функция которой - выработка и систематизация
объективных знаний о действительности.
Педагогические науки исследуют вопросы
об объекте и предмете педагогики, общественных,
познавательных, идеологических и практических
задачах и методах их решения; о соотношении
педагогики как теории с педагогикой как
практикой. Педагогика - единственная
специальная наука об образовании в ряду
наук, которые изучают образовательную
деятельность.
Цель
науки - описание, объяснение и прогнозирование
процессов и явлений действительности,
составляющих предмет ее изучения на
основе открываемых законов.
Педагогика - одна из социальных наук,
которая исследует процесс воспитания
человека, то есть ее предметом является
воспитание, процесс целенаправленного
формирования личности: как из ребёнка,
существа почти исключительно биологического,
формируется личность - существо социальное,
сознательно относящееся к окружающему
миру и преобразующее этот мир. Этот процесс
протекает по свойственным ему законам,
то есть в нем проявляются устойчивые,
неизбежные связи между отдельными частями,
определенные изменения влекут за собой
соответствующие результаты. Эти закономерности
выявляет и изучает педагогика.
Объект науки - категория, обозначающая
некоторую целостность, выделенную из
объективного мира и выступающую в качестве
области человеческой деятельности и
познания.
Предмет
науки - наиболее существенные отношения,
стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые
с определенной целью данной науки.
Педагогика
в качестве своего объекта имеет систему
педагогических явлений связанных с развитием
индивида - воспитание как сознательно
целенаправленно осуществляемый процесс.
Предмет педагогики - определяющие развитие
личности противоречия, закономерности,
отношения, технологии организации и осуществления
воспитательного процесса; целостный
педагогический процесс направленного
развития и формирования личности в условиях
ее воспитания, обучения и образования.
Объект педагогики - воспитание как сознательно
и целенаправленно осуществляемый процесс.
Процесс получения в педагогике знаний,
отображающих действительность в теоретическом
или эмпирическом знании, принципиально
не отличается от того, что происходит
в таких науках, как физика или история.
Но педагогическая действительность не
может ограничиться лишь объективным
отображением изучаемого, хотя бы и самым
достоверным. От нее требуется влиять
на педагогическую действительность,
преобразовывать, совершенствовать ее.
Поэтому в ней совмещаются две функции,
которые в других научных областях обычно
поделены между разными дисциплинами:
научно-теоретическа и конструктивно-технич ская
(нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая
функция присуща таким фундаментальным
наукам, как физика, химия, биология; конструктивно-технич ская
- техническим наукам, медицине и т.п. В
педагогике же эти функции совмещаются.
Педагогику
нельзя характеризовать только как теоретическую
или только как прикладную науку. Она,
с одной стороны, описывает и объясняет
педагогические явления, с другой - указывает,
как нужно обучать и воспитывать. Реализуя
научно-теоретическу функцию, исследователь
отражает педагогическую действительность
как она есть, как сущее. В результате получаются
знания об успешности или не успешности
работы учителей по новым учебникам, о
трудностях, которые испытывают учащиеся
при изучении учебных материалов определенного
типа, о составе, функциях и структуре
содержания образования и т.п.
Задачами
педагогики являются:
- научное
обоснование развития системы
образования, содержания образовательного
процесса;
- исследование
сущности, структуры, функций педагогического
процесса;
- выявление
закономерностей и формирование
принципов процесса обучения
и воспитания людей;
- разработка
эффективных форм организации
педагогического процесса и
методов его осуществления;
- разработка
содержания и методик самообразования
и самовоспитания
людей;
- исследование
особенностей и содержания деятельности
педагога и путей
формирования
и развития его профессионального мастерства;
- разработка
методологических проблем педагогики,
методик ее
исследования,
обобщения, распространения и внедрения
опыта обучения и
воспитания.
Педагогика, как и любая наука, имеет свою
структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных
компонентов.
Педагогика включает в себя совокупность
педагогических дисциплин.
Общая педагогика - изучает и формирует
принципы, формы и методы обучения и воспитания,
являющиеся общими для всех возрастных
групп и учебно-воспитательны учреждений;
исследует фундаментальные законы обучения
и воспитания.
Пенитенциарная педагогика (педагогика
исправительно-трудо ых учреждений) -
занимается вопросами воспитания и перевоспитания
правонарушителей.
Превентивная педагогика - изучает пути
и методы предупреждения социальных отклонений
среди подростков и молодежи.
Возрастная педагогика - занимается вопросами
воспитания и обучения людей разных возрастных
групп.
Специальная педагогика - занимается проблемами
обучения и воспитания детей с физическими
и психическими особенностями (тифлопедагогика
- обучение и воспитание слабовидящих
и слепых; сурдопедагогика - обучение и
воспитание детей с дефектами слуха; олигофренопедагогика
- работа с умственно отсталыми; логопедия
- педагогика постановки речи).
Этнопедагогика (народная педагогика)
- занимается традиционными народными
методами и приемами обучения и воспитания.
Религиозная педагогика - рассматривает
вопросы воспитания и обучения
подрастающего
поколения в религиозных традициях
(христианство, ислам,
иудаизм
и т.д.).
Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая
свое название самой диалектичной, изменчивой
науки. В последние десятилетия достигнуты
ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде
всего в разработке новых технологий обучения.
2.
Педагогика как наука.
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое)
самоопределение личности, а для педагога
и профессиональное, предполагает ее ориентацию
в глубинных пластах той части культуры
человечества, которую составляет педагогика.
Она имеет длительную историю, неотделимую
от истории человечества.
Свое название педагогика получила от
греческого слова "пайдагогос&quo ; (пайд
- дитя, гогос - веду), которое означает
детоводство или дитяведение. В Древней
Греции эта функция осуществлялась непосредственно.
Педагогами первоначально назывались
рабы, сопровождавшие детей своего господина
в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные
люди, которые занимались наставлением,
воспитанием и обучением детей.
Со временем накопление знаний привело
к возникновению особой науки о воспитании
детей. Теория очистилась от конкретных
фактов, сделала необходимые обобщения,
вычленила наиболее существенные отношения.
Так педагогика стала наукой о воспитании
и обучении детей. Такое понимание педагогики
сохранилось вплоть до середины XX века.
И только в последние десятилетия возникло
понимание того, что в квалифицированном
педагогическом руководстве нуждаются
не только дети, но и взрослые. Самое краткое,
общее и вместе с тем относительно точное
определение современной педагогики,
следующее это наука о воспитании человека.
Понятие "воспитание&quo ; здесь употребляется
в самом широком смысле, включая образование,
обучение, развитие.
Более точно педагогику можно определить
как науку о закономерностях воспитания
подрастающего поколения, взрослых людей
об управлении их развитием в соответствии
с потребностями общества.
Каждая наука в одном и том же объекте
изучения выделяет свой предмет исследования
- ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития
природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм,
например, рассматривает воспитание как
частный момент развития общества, его
производительных сил и производственных
отношений; история - как частный момент
истории классовой борьбы и классовой
политики; психология - в связи с изучением
становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность любой науки
определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования,
наличием такого предмета, который специально
не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе
«вещей и знаний» педагогика выступает
как единственная наука, имеющая своим
предметом воспитание человека.
Каждая наука имеет свою историю и достаточно
определённый аспект природных или общественных
явлений, изучением которых она занимается
и знание которых имеет большое значение
для осмысления её теоретических основ.
Обособление и формирование педагогики
как науки были вызваны к жизни растущими
потребностями общества в создании специальных
учебно - воспитательных учреждений, в
теоретическом осмыслении и обобщении
стихийно складывающегося опыта обучения
и воспитания подрастающих поколений,
специальная подготовка их к жизни. Образование
и воспитание, таким образом, превратились
в объективную потребность общества и
стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития
человеческого общества и, в частности,
в более поздний период рабовладельческого
строя, когда производство и наука достигли
значительного развития, воспитание выделятся
в особую общественную функцию, т.е. возникают
специальные воспитательные учреждения,
появляются лица, профессией которых стало
обучение и воспитание детей. Это имело
место во многих древних странах, но
более
или менее достоверные сведения
о школах для мальчиков дошли до нас
из Египта,
стран Ближнего Востока и античной
Греции.
В древнем мире многие общественные
деятели и мыслители хорошо сознавали
и указывали на огромную роль воспитания,
как в развитии общества, так и в жизни
каждого человека. Например, по законам
Солона (между 640 и 635 - около 559 гг. до н.э.)
полагалось, чтобы отец обязательно позаботился
о специальной выучке своих сыновей в
той или иной области труда. По мере расширения
и усложнения воспитания специальная
отрасль теоретических знаний, относящихся
к воспитательной деятельности, стала
разрабатываться более интенсивно. Эта
отрасль знания, как впрочем, и знания
в других сферах жизни и производства,
вначале разрабатывалась в недрах философии.
Уже в трудах древнегреческих философов
- Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита
(460 - нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до
н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля
(384-322 гг. до н.э.) и др. -содержалось немало
глубоких мыслей по вопросам воспитания
. Из античной Греции ведёт своё происхождение
и термин «педагогика», который закрепился
в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции педагогами назывались
рабы, которым аристократы поручали присматривать
за своими детьми, сопровождать их в школу
и из школы, нести учебные принадлежности,
а также совершать с ними прогулки. Греческое
слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос
- вести) обозначает «детоводитель». В
дальнейшем педагогами стали называть
специально подготовленных людей, которые
занимались обучением и воспитанием детей
и для которых педагогическая деятельность
являлась профессией. Отсюда особая наука
о воспитании стала называться - педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут
своё происхождение и многие другие педагогические
понятия и термины, например, школа, что,
означает «досуг», гимназия - общественная
школа физического воспитания, а впоследствии
просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы
воспитания также в трудах древнеримских
философов и ораторов. Интересные педагогические
идеи, например, высказывали Лукреций
Кар (около 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118
гг. до н.э.) и др.
В средние века проблемы воспитания разрабатывались
философами-богослов ми, педагогические
идеи которых носили религиозную окраску
и были пронизаны церковной догматикой.
Дальнейшее развитие педагогическая мысль
получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
(XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи
- итальянский гуманист Витторио да Фельтре
(1378 - 1446), испанский философ и педагог Хуан
Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель
Эразм Роттердамский (1465 - 1536) и др.
Они критиковали механическую зубрёжку,
процветавшую в обучении, выступали за
гуманное отношение к детям, за освобождение
личности от оков угнетения.
Несмотря на интенсивное развитие воспитательной
теории, педагогика продолжала оставаться
частью философии. Как особая наука педагогика
впервые была выделена из системы философских
знаний в начале XVII в.
Оформление педагогики как самостоятельной
научной дисциплины большинство исследователей
связывает с именем великого чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Сформулированные им принципы, методы,
формы организации учебной работы с детьми
и нравственного воспитания стали неотъемлемыми
элементами последующих научно-педагогически
систем.
Неоценимое значение для становления
научной педагогики имели труды таких
виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778),
Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во
Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн
Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии,
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)
и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.
Родоначальниками революционно-демограф ческих
взглядов в русской педагогике были В.
Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870),
Н.
Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А.
Добролюбов (1836-1861). На становление
отечественной научной педагогики большое
влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910),
Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное
раскрытие отечественных педагогических
идей было дано в трудах К. Д. Ушинского
(1824-1870). Большой вклад в развитие советской
педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939),
А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946),
А. С. Макаренко (1888-1939),
В. А. Сухомлинский
(1918-1970).
То, что педагогика выдвинула такое большое
количество крупных педагогов, не является
случайным. Общество с его интенсивным
развитием производства, науки и культуры
требовало повышения грамотности основных
производителей.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому
растёт количество образовательно-воспи ательных
учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям,
открываются специальные учебные заведения
по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина.
Всё это давало большой толчок развитию
педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей
и молодёжи, педагогика по мере расширения
границ воспитания и сферы действия субъективных
факторов в жизни общества всё более становятся
наукой об общих закономерностях воспитательного
воздействия на людей всех возрастов.
Педагогика
как наука имеет ряд признаков:
1. педагогика
возникла из потребностей общества (для
того, чтобы общество прогрессировало,
оно должно передавать социальный опыт
новым поколениям);
2. педагогика
имеет предмет исследования - воспитание
человека;
3. педагогика
имеет собственный категориальный аппарат
- это такие основные категории (понятия),
как: воспитание, обучение, образование,
развитие;
4. педагогика
имеет собственные методы исследования:
педагогический эксперимент, учебные
тесты, педагогическое наблюдение, опытная
работа.
педагогика
как наука осуществляет поиск
и конструирование наиболее эффективных
педагогических систем, выявляет условия
их наиболее эффективного функционирования:
выделяют педагогические системы, направленные
на создание условий для реализации педагогических
целей (государственно-общес венная система
образования и воспитания, региональные
системы образования) и педагогические
системы, в рамках функционирования которых
взаимодействуют родители, педагоги и
учащиеся (педагогические системы в семье,
в школе, в учреждениях дополнительного
образования и т. д.).
Таким образом,
педагогика - это наука о воспитании человека
(понятие «воспитание'» здесь употребляется
в самом широком смысле, включая образование,
обучение, развитие). В трактовке М. И Рожкова
педагогика - наука, изучающая сущность,
закономерности, тенденции и перспективы
развития педагогического процесса.
3.
Педагогика как искусство.
Определение
искусства многоаспектно. "Искусство
- знание дела. Само дело, требующее такого
умения, мастерства".
Говоря о педагогике как области искусства,
мы по всей вероятности должны вести речь
об умении, мастерстве педагога.
В естественно-научном познании личностные
качества ученого, оценки не имеют решающего
влияния на результаты его деятельности.
Но в педагогической науке, педагогической
деятельности личность педагога, его талант,
мастерство (или их отсутствие) имеют решающее
значение.
Чисто практическую педагогическую деятельность
называют "искусством, созданным на
научной основе". Педагогическая деятельность
каждого конкретного педагога, каждого
конкретного педагогического коллектива
является искусством в той мере, в которой
в эту деятельность вкладывается творческий
потенциал.
Наука и искусство принципиально отличаются
способами распространения. Науку нужно
изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство
можно перенять; миллионы людей воспитывают
своих детей, достигая прекрасных результатов,
не изучая науку, а перенимая искусство
растить детей у своих родителей и близких.
Иначе говоря, педагогику можно назвать
наукой о развитии таланта к воспитанию
детей. Педагогика - единственная наука,
которая признает тайну, интуицию, судьбу,
оставаясь при этом строгой наукой.
Влияние личности педагога на педагогическую
деятельность особенно велико и существенно
уже потому, что воспитание включает в
себя межличностные отношения, индивидуальный
облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость,
такт и многие другие субъективные качества,
которые выступают как реальные и действенные
факторы искусства воспитания.
Педагогическая наука не может предусмотреть
это бесконечное множество
конкретных
ситуаций, дать указания для каждого
отдельного затруднения. Это противоречие
разрешает практическая педагогическая
деятельность.
Педагогика
фиксирует типичные обстоятельства
и типичные трудности, содержит богатый
арсенал педагогических средств, анализирует
условия их успешного применения.
Педагог - мастер извлекает из этого
богатства то, что ему требуется:
применительно к особенностям каждого
индивидуального случая он действует
творчески.
"Мастерство как комплекс свойств личности,
обеспечивающих высокий уровень самоорганизации
профессиональной деятельности", по
мнению
И.А. Зязюна,
включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая
направленность, выраженная в его
активной позиции при выстраивании
педагогического процесса;
2. Профессиональные
знания, дающие ему глубину, основательность,
осмысленность действий;
3. Педагогические
способности, обеспечивающие скорость
его совершенствования;
4. Педагогическая
техника, опирающаяся на знания
и способности, позволяет все
средства увязать с целью, сделать
педагогическую деятельность гармоничной.
Анализ современной педагогической теория
и практики позволяет установить, что
в работе каждого воспитателя, который
стремится стать мастером, повторяется
ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе
опроса различных групп учителей и руководителей
школ определил группу умений, которые
характеризуют педагогическую деятельность
как творческую:
- умение
правильно воспринимать те процессы,
которые происходят в мире
детей, каждого отдельного ребенка
в различных педагогических ситуациях;
- умение анализировать
соотношение «цель - средства -
результат» применительно к выбору ситуации;
- умение
организовывать жизнь детей;
- умение
требовать и доверять;
- умение
быстро ориентироваться и переключать
внимание;
- умение
играть с детьми;
- умение
оценивать ситуацию с различных
сторон;
- умение
из многообразия педагогических
фактов выделить существенное;
- умение
в случайном факте увидеть
существенное;
- умение
в одной и той же ситуации
пользоваться разнородными приемами
воздействия;
- умение
точно передавать свои настроения,
чувства и мысли словом, мимикой,
движениями.
Педагогика - область культуры, интегрирующая
три компонента: искусство, науку, практическую
деятельность по организации и взаимодействию
людей. Это взаимодействие осуществляет
межличностный обмен знаниями, ценностями,
опытом творческой деятельности и индивидуальным
опытом.
4.
Педагогика как
наука и искусство.
Взаимосвязь педагогики-науки и
педагогики-искусства объективна, соответствует
основному назначению этой отрасли
человекознания - знать и уметь
развивать, образовывать и формировать
личность.
Педагогика рассматривается как наука
и искусство. Наука потому, что имеет свой
предмет (целостный педагогический процесс);
обширную информацию о нем; понятийный
аппарат, свидетельствующий о степени
систематизированност имеющейся информации;
описание закономерностей, характеризующих
целостный педагогический процесс. Педагогика
- это наука и потому, что неотъемлемой
ее частью является педагогическое прогнозирование.
Как наука она представляет собой совокупность
знаний, лежащих в основе научной картины
целостного педагогического процесса
(педагогическая теория).
Многие теоретики педагогики, следуя принципам
классификации наук, установленным немецкими
философами В. Виндельбандом и Г. Риккертом,
относят педагогику к так называемым нормативным
наукам. Причина этого - особенности познанных
педагогикой закономерностей. До последнего
времени они были и во многом еще остаются
широкими заключениями, выражающими общие
тенденции развития педагогических процессов.
Это затрудняет их применение для конкретного
прогнозирования, ход процесса и его будущие
результаты можно предсказать лишь в самых
общих чертах. Выводы педагогики отличаются
большой вариативностью, неопределенностью.
Во многих случаях она лишь устанавливает
норму («учитель должен, школа должна,
ученик должен»), но не обеспечивает достижение
этой нормы научной поддержкой.
Поэтому
не снимается с повестки дня вопрос
о соотношении науки и педагогического
мастерства. Нормы, даже установленные
на основе анализа сущностей педагогических
явлений, - это всего лишь абстрактные
истины.
Наполнять
их живым смыслом будет думающий
творческий педагог. Теория -
это абстракция,
ее применение - всегда высокое искусство.
Понимание педагогики как искусства воспитания
продержалось многие столетия; нельзя
утверждать, что от него полностью отказались
и сегодня. В предисловии к своей книге
«Человек как предмет воспитания», вышедшей
в 1867г., К.Д.Ушинский подчеркивал: «...педагогика
не есть собрание положений науки, но только
собрание правил воспитательной деятельности...
Педагогика - не наука, а искусство: самое
обширное, сложное, самое высокое и самое
необходимое из всех искусств. Искусство
воспитания опирается на науку. Как искусство
сложное и обширное, оно опирается на множество
обширных и сложных наук; как искусство,
оно, кроме знаний, требует способности
и наклонности, и как искусство же, оно
стремится к идеалу, вечно достигаемому
и никогда вполне не достижимому: к идеалу
совершенного человека».
Сегодня уже никто не подвергает сомнению
научный статус педагогики. Спор перешел
в плоскость соотношения теории и педагогической
практики. Слишком неоднозначными оказываются
реальные достижения воспитателей: в одном
случае они обусловлены глубокими знаниями
и умелым применением педагогической
теории, в другом - успех приносят высокое
личное мастерство учителя, искусство
педагогического воздействия, чутье и
интуиция. В последние десятилетия особенно
остро ощущалась несогласованность между
школьной практикой и педагогической
наукой. Последней доставалось за то, что
она не снабжает практику прогрессивными
рекомендациями, оторвана от жизни, не
успевает за быстротекущими процессами.
Педагогика - это искусство, рассматриваемое
как высокая степень педагогического
мастерства, т. е. педагогических умений,
основанных на педагогических убеждениях,
ядром которых являются педагогические
знания, осмысленные педагогом, принятые
им как истинные, вызывающие уверенность
в правильности принятых решений и готовность
действовать в соответствии с ними. Педагогическое
искусство - это реализация
педагогической
теории на практике на высоком уровне
педагогического
мастерства.
Но развитие педагогической науки автоматически
не обеспечивает качества воспитания.
Необходимо, чтобы теория переплавлялась
в практические технологии. Пока сближение
науки и практики идет недостаточно быстро,
многие важные научные знания не востребованы
практикой. По оценкам специалистов, разрыв
между теорией и практикой сохраняется
и по некоторым направлениям достигает
10-15 лет.
Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая
свое название самой диалектичной, изменчивой
науки. В последние десятилетия достигнуты
ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде
всего в разработке новых технологий обучения.
Заключение
Педагогическая наука - это сгусток многовекового
опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений. Педагогическая наука - это
результат многолетних исследований закономерностей
формирования всесторонне и гармонически
развитой личности. Знание педагогической
науки помогает в каждом конкретном случае
избирать оптимальные педагогические
решения.
Давний
спор о том, что такое педагогика
- наука или искусство, разбивается
о практику. Испытание практикой
подтверждает многократно: без глубокого
знания науки воспитания не развивается
искусство воспитывать. Знание закономерностей
обучения и воспитания, овладение методами
педагогического процесса - основа учительского
мастерства. К усвоению педагогики надо
подходить как к научно - познавательной
деятельности, на базе которой может и
должно развиваться педагогическое искусство
как неотъемлемый элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть человек
имеющий призвание, призыв, внутреннее
осознание того, что это его путь - путь
поиска, постоянного беспокойства, путь
сомнений необыкновенной требовательности
к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список
литературы.
1.
Педагогика: Учеб. Пособие для студентов
пед. Ин-тов. / Ю. К. Бабанский,
В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под
ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд.,
доп. И перераб. – М.: Просвещение,
1988. - 479 с.
2. Євнух
М.Б., Сердюк О.П. Соціальна педагогіка.
Підручник.- К: МАУП,
2002.- 232 с.
3. Зайченко
І.В. Педагогіка. Підручник. - К: КНТ,
2008.- 528 с.
4. Канська
А.Й. Соціальна педагогіка. 4-те вид.
Підручник. – К: ЦУЛ,
2006. – 486 с.
5. Лемківський
М.О. Історія педагогіки. Навч.
Посібник. – К: Мрія,
2005. – 190 с.
6. Лихачев
Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. - 351c.
7. Педагогика
/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - 410c.
8. Педагогика
/ В.А. Сластенин и др. - М., 1997. - 352c.
9. Харламов
И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов
ун-тов и пед.
Ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Высш. Шк., 1990. – 576 с.
10. Шапоринский
С.А. Процесс научного познания и процесс
обучения. - М.,
1980.- 145с. и т.д.................