Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Основные пути совершенствования тарифов на автотранспортные услуги
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 20 С.
Страниц: 17.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание:
Введение………………...3
Глава 1. Формирование
тарифов на автотранспортные услуги
в странах с развитой рыночной
экономикой………....4
Глава 2. Анализ
и оценка методов формирования тарифов
на автотранспортные услуги в Республике
Беларусь………...8
Глава 3. Основные
пути совершенствования тарифов
на автотранспортные услуги………..……...14
Заключение……………….32
Список использованных
источников………...33
Введение
В условиях
развития рыночной экономики и высокой
степенью изменчивости окружающей среды,
в которой главной целью стало
получение максимальной прибыли
при минимуме затрат, не могло не
затронуть сферу транспортных услуг
и ее тарифную политику.
Специфика современного периода развития
общественного производства оказывает
сильное влияние на все отрасли, в том
числе и на транспорт и требует поиска
новых решений, методов повышения эффективности
его работы.
Правильная тарификация работ и услуг,
выполняемых транспортом, — задача достаточно
сложная и заслуживает комплексного рассмотрения.
Наряду с этим проблему о том, какими должны
быть тарифы на перевозку грузов, необходимо
рассматривать как часть системы тарифов
на услуги разных видов транспорта, как
самостоятельную сферу ценообразования,
которая формируется под воздействием
ряда факторов и в первую очередь издержек
производства.
Один из существенных факторов, влияющих
на выбор перевозчика, является стоимость
перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная
в условиях конкуренции, также может
вносить коррективы в транспортные тарифы.
Например, железные дороги испытывают
сегодня серьезную конкуренцию автомобильного
транспорта в области перевозок небольших
партий грузов так называемых мелких и
малотоннажных отправок. Это оказывает
сдерживающее влияние на рост соответствующих
железнодорожных тарифов.
Транспорт как систему можно представить
в различных видах и формах построения.
В результате формирования современного
рынка транспортных услуг роль транспортных
тарифов повышается. В связи с этим актуальна
информация, связанная с происходящими
изменениями в уровне транспортных тарифов,
в количественных и качественных характеристиках
тарифных систем.
Глава
1 Формирование
тарифов на автотранспортные
услуги в странах
с развитой рыночной
экономикой
Транспортный
тариф — это цена за перемещение
материального объекта в пространстве.
Транспортные тарифы включают тарифы
на грузовые перевозки и пассажирские
тарифы. Грузовой транспорт, доставляя
продукцию от производителей к потребителю,
увеличивает ее стоимость. Пассажирский
транспорт оказывает услугу. В
связи с этим формирование пассажирских
тарифов относится к сфере
оказания услуг.
В
основе грузовых тарифов лежат общественно
необходимые затраты труда по
доставке груза, что определяет стоимость
перевозки, денежным выражением которой
является транспортный тариф. Затраты
на перевозку груза складываются
из расходов на начально-конечные операции
и расходов на его транспортировку.
Расходы на начально-конечные операции
включают затраты, связанные, например,
с формированием составов, погрузкой
и разгрузкой их на пунктах отправки
и прибытия груза. Движенческие операции
включают расходы по передвижению груза,
по содержанию путей сообщения, энергетического
хозяйства, связи и др.
Расходы
на начально-конечные операции не связаны
с дальностью перевозки и зависят
только от объема груза, поэтому в
расчете на 1 т они остаются постоянными.
Движенческие
расходы зависят от дальности
перевозки. В расчете на 1 т груза
они возрастают прямо пропорционально
расстоянию перевозки. Таким образом,
расходы по перевозке складываются
из расходов по начально-конечным операциям
и движенческим расходов.
Себестоимость
транспортной продукции может быть
представлена следующей формулой:
С=Р+ЗД,
где
С — себестоимость перевозки
1 т груза;
Р
— расходы на начально-конечные
операции на 1 т груза;
3
— затраты на передвижение 1 т
груза на 1 км;
Д
— расстояние, км.
Отсюда
себестоимость тонно-километра грузооборота
транспорта будет вычисляться по формуле:
С=Р/Д+З
С
увеличением расстояния перевозки
себестоимость тонно-километра снижается.
Это зависит от сокращения доли расхода
на начальные и конечные операции, приходящиеся
на каждый тонно-километр. Грузовые транспортные
тарифы определяются как сумма себестоимости
тонно-километра грузооборота и прибыли,
необходимой для нормальной работы транспорта
в условиях расширенного воспроизводства.
Тариф непосредственно не включает налог
на добавленную стоимость, который взимается
с провозной платы.
Выделение
расходов на начально-конечные и движенческие
операции позволяет устанавливать
двухставочные тарифы. Такие тарифы
точнее отражают реальный процесс формирования
общественно необходимых затрат труда,
обеспечивают примерно равную рентабельность
на всех расстояниях перевозки, позволяют
упростить прейскуранты на перевозку
грузов. На отдельных видах транспорта
тарифы формируются особым образом. На
водном транспорте ставки на начально-конечные
операции наиболее высокие, минимальная
ставка на начально-конечные операции
— на автомобильном транспорте. Себестоимость
движенческой операции наиболее низка
на водном транспорте и наиболее высока
на автомобильном, так как затраты энергии
на передвижение по воде значительно ниже,
чем на передвижение по автомобильной
дороге.
Тарифные
ставки рассчитываются на среднюю дальность
перевозки в определенных пределах; средняя
дальность перевозки называется тарифным
поясом. Совокупность тарифных ставок
по поясам формирует тарифную схему.
Себестоимость
тонно-километра грузооборота зависит
от особенностей каждого вида груза. Так,
себестоимость перевозки грузов с небольшим
удельным весом значительно выше, чем
тяжеловесных грузов. Высокие тарифные
ставки устанавливаются на перевозку
скоропортящихся продуктов, живой рыбы
и тому подобных грузов. С учетом этих
и некоторых других факторов все конкретные
виды грузов объединены в разделы, группы
и позиции.
Для
автомобильного транспорта характерна
высокая маневренность и скорость
доставки грузов. Его преимущество
— в доставке груза без перевалок
со склада на склад покупателя. Эффективность
автомобильного транспорта зависит
также от видов перевозимых грузов,
состояния и развитости дорожной
сети. .
Грузовые
тарифы на автомобильном транспорте
формируются; исходя из общих для
всех видов транспорта принципов
установления тарифов. Они должны возмещать
себестоимость перевозок и обеспечивать
получение автотранспортным предприятием
прибыли, достаточной для его нормальной
работы в рыночных условиях.
Себестоимость
автомобильных перевозок относительно
высока по сравнению с другими
видами транспорта, что обусловливается
небольшой грузоподъемностью автотранспорта,
повышенными энергозатратами на
передвижение и высокими затратами
на заработную плату. Себестоимость перевозок
также колеблется под влиянием различий
в дорожно-климатически условиях, вида
грузов, характера грузопотоков и типа
подвижного состава. На себестоимость
автомобильных перевозок оказывают влияние
региональные различия в уровне заработной
платы и цен на автобензин и дизельное
топливо. Тарифы автомобильного транспорта
устанавливаются автотранспортными предприятиями
самостоятельно.
Грузовые
тарифы автомобильного транспорта подразделяются
на сдельные, повременные, тарифы на перевозку
грузов в междугородном и международном
сообщении. Сдельные тарифы на перевозку
грузов являются основными видами тарифов.
Они применяются на перевозку всех грузов.
В зависимости от степени использования
грузоподъемности автомобиля сдельные
тарифы подразделяются на четыре класса.
С увеличением степени загрузки автомобиля
тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.
Повременные
тарифы устанавливаются в случаях,
когда сложно или невозможно учесть
количество перевозимых грузов, расстояние
перевозки. Повременные тарифы определяются
за каждый час работы и за каждый километр
пробега автомобиля в зависимости от его
грузоподъемности.
Покилометровые
тарифы используются в тех случаях,
когда по условиям работы автомобиля
невозможно применять сдельные или
повременные тарифы, например при
холостом пробеге к месту работы
и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются
в зависимости от грузоподъемности автомобиля.
Тарифы
автомобильного транспорта включают надбавки
за перевозку грузов в специализированных
автомобилях, что связано с более высокой
себестоимостью перевозок.
Скидки
с тарифа применяются в целях
повышения коэффициента использования
грузоподъемности автомобиля.
На
автомобильном транспорте взимаются
также сборы за дополнительные операции,
связанные с погрузочно-разгрузоч ыми
работами, складским обслуживанием, экспедированием
грузов и т. Д
Глава
2 Анализ
и оценка методов
формирования тарифов
на автотранспортные
услуги в Республике
Беларусь
Транспортный
тариф представляет собой цену перевозки
грузов – одной из наиболее массовых
производственных услуг. Так как
процесс производства транспортных
услуг совпадает с процессом
их потребления, то под продукцией в
этом виде деятельности понимается сама
работа, связанная с перемещением
грузов.
В процессе
транспортировки стоимость перевозимого
товара возрастает, поэтому тариф
на грузовые перевозки представляет
собой денежное выражение прироста
стоимости продукции в результате
ее транспортировки.
Стоимость
услуг транспорта отражается в различных
элементах конечной цены продукции:
себестоимости (как транспортно-заготовительных
расходов по доставке материальных ресурсов
и частично по доставке готовой продукции),
оптовой и розничной торговых
наценках – поэтому изменение
транспортных тарифов оказывает
существенное влияние на уровень
и динамику отпускных и розничных
цен товаров. В свою очередь, транспорт
является крупным потребителем металла,
строительных материалов, угля, электроэнергии,
топлива и другой продукции, цены
на которую формируют эксплуатационные
расходы транспорта и, в конечном
счете, влияют на уровень транспортных
тарифов.
Особенности
формирования рынка транспортных услуг
и их тарифов связаны с участием
различных видов транспорта в
перевозочном процессе: железнодорожного,
автомобильного, воздушного, водного.
В зависимости
от того, как изменяются тарифные ставки
за единицу транспортной работы, транспортные
тарифы могут быть дифференциальными,
пропорциональными, фрахтовыми или
аккордными.
При формировании
дифференциальных тарифовтарифные
ставки за единицу транспортной работы
изменяются в той или иной закономерности
в зависимости от расстояния перевозки.
Чаще они снижаются с увеличением расстояния
перевозки (тарифы железнодорожного транспорта). Пропорциональные
тарифы формируются в виде единых ставок
за единицу транспортной работы вне зависимости
от расстояния перевозки. В этом случае
провозная плата за перевозку груза возрастает
прямо пропорционально расстоянию перевозки
(тарифы автомобильного транспорта). Фрахтовые
ставки формируются на основе граничных
ставок платы со скидками или надбавками
владельцу транспортного средства за
перевозку груза с учетом спроса и предложения
на рынке транспортных услуг. Аккордные
тарифыформируются в виде фиксированных
ставок за перевозку грузов в конкретных
корреспонденциях или за определенное
расстояние перевозки (водный, авиационный
транспорт).
Общие
условия перевозки определяются
Гражданским Кодексом Республики Беларусь
(далее – ГК), транспортными уставами
и кодексами, иными актами законодательства
и издаваемыми в соответствии
с ними актами республиканских органов
государственного управления.
Среди
всех грузовых тарифов наибольшей гибкостью
отличаются тарифы на автомобильные
перевозки. Такие тарифы носят договорной
характер и могут использоваться
в различных видах.
Тарифы
на перевозку грузов поездными отправками
устанавливаются по группам автомобилей
(автопоездов) с определенной грузоподъемностью
за один километр пробега с грузом.
Одновременно может предусматриваться
плата за простой автомобиля у
клиента.
Тарифы
за повременное пользование автомобилями
определяются за один час работы автомобиля
и один километр пробега подвижного
состава.
Тарифы
за перевозку грузов в автомобильных
контейнерах рассчитываются с учетом
грузоподъемности контейнера (1,25т, 3т,
5т, 20т) за один километр пробега с
грузом. Дополнительная плата взимается
за задержку контейнера сверх восьми
часов.
При формировании
и применении тарифов на перевозку
грузов автомобильным транспортом
используются следующие значения отдельных
терминов (постановление
Министерства экономики
Республики Беларусь
и Министерства транспорта
и коммуникаций Республики
Беларусь от 12.04.2001 №74/8
«Об утверждении Положения
о порядке формирования
тарифов на перевозку
грузов и пассажиров
автомобильным транспортом
в Республике Беларусь» (НРПА
РБ от 16.04.2001, №8/5530, «Рэспублiка»
от 08.05.2001, №96) (далее – Положение)):
·один
тонно-километр – единица измерения
транспортной работы, соответствующая
перевозке одной тонны груза
по автомобильной дороге на расстояние
в один километр;
·одна
отправка – единица измерения
транспортной работы, соответствующая
одной поездке автомобиля с грузом
по автомобильной дороге между двумя
конечными пунктами, на которых были
произведены погрузка и разгрузка;
·один
автомобиле-день – единица измерения
транспортной работы, соответствующая
одному дню работы автомобиля;
·одна
смена – единица измерения
транспортной работы, соответствующая
продолжительности работы автомобиля,
равной восьми часам в день.
Формирование
тарифов на услуги (работы) осуществляется
в соответствии с (Положением
о порядке формирования
и применения цен и тарифов,
утвержденным постановлением
Министерства экономики
Республики Беларусь
от 22.04.1999 №43 «Об утверждении
Положения о порядке
формирования и применения
цен и тарифов» (НРПА
РБ от 30.04.1999, №8/316, «Рэспублiка»
от 13.05.1999, №107) , на основе плановой себестоимости,
всех видов установленных налогов и неналоговых
платежей в соответствии с налоговым и
бюджетным законодательством, прибыли
и конъюнктуры рынка.
Для расчета
плановой себестоимости единицы
транспортной работы составляется плановая
калькуляция по соответствующим
статьям расходов.
Производители
транспортных работ и услуг обязаны
объявлять потребителям тарифы (ставки,
сборы) на транспортные работы и услуги,
а также представлять по их требованию
расчет стоимости таких работ
и услуг в соответствии со ст.3
(гл. 40) ГК. (Порядок
включения затрат автомобильного
транспорта в себестоимость
перевозок осуществляется
согласно Основным положениям
по составу затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ,
услуг), утвержденных
Министерством экономики
Республики Беларусь
от 26.01.1998 №19-12/397, Министерством
статистики и анализа
Республики Беларусь
от 30.01.1998 №01-21/8, Министерством
финансов Республики
Беларусь от 30.01.1998 №3,
Министерством труда
Республики Беларусь
от 30.01.1998 №03-02-07/300 (НРПА
РБ от 12.09.2000, №8/4116, «Рэспублiка»
от 18.03.1998, №65), с учетом отраслевых особенностей
состава затрат по предприятиям, подведомственным
Министерству транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь, утвержденных в установленном
порядке.
Согласно
п.13 Положения, в тариф включаются
затраты, связанные с перевозочной
деятельностью. Расходы, понесенные перевозчиком
на экспедирование, участие в погрузке
и разгрузке, хранение груза, командировочные
расходы, проезд по платным дорогам, мостам,
переправам, предоставление контейнеров,
взвешивание грузов, оплату пограничных,
таможенных, экологических и иных сборов,
а также прочие аналогичные затраты в
тариф не включаются – они оплачиваются
отдельно по соглашению сторон.
Кроме
того, формирование себестоимости перевозок
грузов происходит с учетом следующих
факторов: во-первых, это факторы, связанные
со свойствами самого груза, географией
и условиями его производства
и потребления, степенью его подготовленности
к перемещению. К ним относятся
соотношение массы и объема груза,
количество груза, одновременно предъявляемое
к перевозке в один адрес, форма
и габаритные размеры грузовых мест,
расстояние перевозки, необходимость
предохранения груза от порчи
и повреждения, потребность в
специальном обслуживании (сопровождение
грузов, обслуживание перевозок скоропортящихся
грузов). Во-вторых, это факторы, обусловленные
характеристиками транспортных средств,
применяемых для перевозки грузов.
К ним относятся грузоподъемность
и вместимость транспортных средств,
затраты на ремонт подвижного состава,
срок его службы, степень специализации.
В настоящее
время Министерство транспорта и
коммуникаций Республики Беларусь в
соответствии с п.11 Положения заканчивает
разработку Порядка расчета тарифов
на перевозку грузов и пассажиров
автомобильным транспортом, в котором
будет определен не только способ
расчета затрат по статьям себестоимости
перевозки грузов и пассажиров, но
и будут установлены подходы
к определению технико-эксплуатационных
показателей работы подвижного состава
автомобильного транспорта.
Для расчета
тарифов на перевозку грузов при
сдельной системе оплаты за транспортную
работу (за один автомобиле-день) используются
следующие показатели:
·количество
ездок с грузом;
·общий
пробег автомобиля за смену;
·объем
перевозок грузов;
·объем
транспортной работы (грузооборот).
Для калькуляции
себестоимости перевозок важное
значение имеет группировка эксплуатационных
расходов по стадиям перевозочного
процесса, экономическому содержанию
(элементам затрат), способу включения
затрат в себестоимость отдельных видов
перевозок.
Для расчета
себестоимости используется следующая
формула:
S = ЗП +
Осс + Sт + Sсм + Sш + Sр + Sам + Sн
+ Nвс,
где ЗП
– заработная плата персонала
по организации и осуществлению
перевозок за один автомобиле-день;
Осс –
отчисления в бюджет от средств на
оплату труда;
Sт –
затраты на автомобильное топливо;
Sсм
– затраты на смазочные и
другие эксплуатационные материалы;
Sш –
материальные затраты на ремонт
и восстановление автомобильных
шин;
Sр –
материальные затраты на техническое
обслуживание, текущий и капитальный
ремонты автомобилей;
Sам
– амортизационные отчисления
на полное восстановление основных
фондов;
Sн –
общехозяйственные (накладные) расходы
без учета налогов, включаемых
в себестоимость, и фонда заработной
платы административно-управленческого
персонала, включенного в общий фонд
оплаты труда;
Nвс
– налоги и платежи, предусмотренные
действующим налоговым и бюджетным
законодательством.
Плановая
прибыль (П) определяется по формуле:
П = S х R
/ 100,
где R –
рентабельность перевозок, %.
Доход
(Дп) от перевозок определяется как
сумма себестоимости, прибыли и
налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых
из выручки (Nсс), по формуле:
Дп = S +
П + Nсс.
Доход
с учетом налога на добавленную стоимость
(НДС) определяется по формуле:
Д = Дп х
100 + Nдс / 100,
где Nдс
– ставка налога на добавленную
стоимость, %.
Полученный
доход (с НДС) одновременно является
и тарифом за одну смену работы
автомобиля.
Для определения
тарифа на необходимую предприятию
единицу измерения полученный доход
делится на соответствующий объем
транспортной работы:
·тариф
за одну тонну: Тт = Д / Q;
·тариф
за одну отправку груза: Тп = Д / Nе;
·тариф
за один тонно-километр: Тр = Д / Р;
·тариф
за один километр пробега: Ткм = Д / Lобщ.
Аналогично
рассчитываются тарифы и на другие
единицы измерения.
Глава
3 Основные
пути совершенствования
тарифов на автотранспортные
услуги
Оказание транспортных услуг
на территории Республики Беларусь
осуществляется
по рассчитанным и утвержденным
в установленном
порядке
транспортной организацией ценам (тарифам).
В соответствии с
требованиями постановления Совета Министров РБ
от 10.02.1999 № 209
«О
некоторых мерах по усилению контроля
за соблюдением дисциплины
цен»
юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
за
исключением
индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог или
применяющих упрощенную систему налогообложения,
при определении уровня отпускных
цен (тарифов) на реализуемую продукцию
(товары, работы, услуги) обязаны
обосновывать его соответствующими экономическими
расчетами (калькуляция с расшифровкой
статей затрат).
Отсутствие
экономических расчетов,
подтверждающих уровень
применяемых
цен (тарифов), рассматривается как
нарушение дисциплины
цен
и к юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, за
исключением
индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог или
применяющих упрощенную систему налогообложения,
органами контроля за соблюдением
дисциплины цен применяются в установленном
порядке штрафные санкции в размере до
30% от стоимости реализованной продукции
(товаров, работ, услуг).
Тарифы
на перевозку грузов автомобильным
транспортом в
Республике
Беларусь формируются согласно Положению
о порядке
формирования
тарифов на перевозку грузов и
пассажиров автомобильным
транспортом
в Республике Беларусь, утвержденному
постановлением
Минэкономики
и Минтранса РБ от 12.04.2001 № 74/8 (с
изменениями и
дополнениями)
(далее - Положение), в котором учтены
нормы Положенияо порядке формирования
и применения цен и тарифов, утвержденного
постановлением Минэкономики РБ
от 22.04.1999 № 43 (с изменениями и дополнениями),
на основе плановой себестоимости
по статьям затрат, всех видов
установленных налогов и
неналоговых платежей в соответствии
с налоговым и бюджетным законодательством,
прибыли, необходимой для воспроизводства,
определяемой с учетом качествауслуг
(продукции, товаров, работ) и конъюнктуры
рынка. Положение является обязательным
для всех юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих
перевозку грузов и пассажиров
автомобильным транспортом в Республике
Беларусь, независимо от формы собственности
и ведомственной принадлежности
(за исключением коммерческих
организаций с иностранными
инвестициями и индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих
единый налог или применяющих упрощенную
систему налогообложения).
Согласно п.7 Положения тарифы
устанавливаются перевозчиком по
группам
подвижного состава в зависимости
от грузоподъемности,
вместимости
(длины) автобусов или по
конкретным типам и маркам
автотранспортных
средств, а также от системы оплаты
за транспортную
работу
за следующие показатели:
одну тонну;
одну отправку
(ездку);
один тонно-километр;
один автомобиле-день
(смену) работы;
один час
нахождения подвижного состава у заказчика;
один километр
пробега;
другие показатели
измерения транспортной работы.
Для определения тарифа
на необходимую предприятию
единицу
измерения
рассчитанные затраты делятся
на соответствующий объем
транспортной
работы.
При применении сдельной
системы оплаты за перевозку
грузов
автомобильным
транспортом тарифы рассчитываются
на установленный
перевозчиком
показатель измерения транспортной
работы.
При применении повременной системы
оплаты за перевозку грузов
и
пассажиров
автомобильным транспортом (заказные
перевозки) тарифы
рассчитываются
на две единицы измерения
транспортной работы:
на 1 час
использования и 1
км пробега подвижного состава.
При обслуживании
заказчика со сложившимися
пробегами за время
обслуживания
допускается использовать тарифы,
рассчитанные на один
автомобиле-день
(смену) или один автомобиле-час
нахождения
автомобиля
у заказчика.
Калькулирование
плановой себестоимости
перевозок
Для расчета плановой себестоимости
единицы транспортной работы
(1 ткм,
1 пасс.-км, 1 км, 1 час,
1 платн.км, 1 т и др.)
составляется
плановая калькуляция по
соответствующим статьям
расходов.
При формировании тарифов на
перевозку грузов в плановую
себестоимость
включаются затраты, непосредственно
связанные с
перевозками.
Тарифы на дополнительные работы и
услуги, связанные с
перевозками
(экспедирование, погрузочно-разгрузочн е
работы,
хранение
груза, взвешивание груза, перевозка
багажа, предоставление
в пользование
контейнеров, прицепов, прочие аналогичные
работы и
услуги),
формируются перевозчиком или
другими организациями -
производителями
указанных услуг.
Расходы на оплату
проезда по платным дорогам,
мостам,
переправам,
оплату экологических, местных
и иных установленных в
соответствии
с законодательством сборов,
а также командировочные
расходы
водителей и сопровождающих
их лиц в тарифы на перевозку
грузов
и тарифы на дополнительные
работы и услуги не включаются.
Указанные
расходы дополнительно возмещаются
заказчиками или иной
стороной
в соответствии с договором
в случаях, когда перевозчик
несет
указанные расходы по поручению
заказчика.
Общая сумма платы за
перевозку груза определяется
как сумма
платы
перевозчика за перевозку груза
и за дополнительные работы и
услуги,
связанные с их перевозкой.
Затраты, связанные с перевозочной
деятельностью, включаются в
себестоимость
в соответствии с Основными положениями по составу
затрат,
включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг)
(рег.
№ 2293/12), Особенностями состава
затрат, включаемых
в
себестоимость продукции
(работ, услуг) по предприятиям
автомобильного
и речного транспорта, утвержденными
постановлением
Минтранса
РБ от 22.02.2000 № 1 «Об утверждении особенностей
состава
затрат»,
и иными документами, регулирующими
порядок включения
отдельных
расходов в состав себестоимости
продукции (работ, услуг).
При калькулировании себестоимости
перевозок грузов затраты
группируются
по следующим статьям:
- заработная плата персонала
по организации и осуществлению
перевозок
(заработная плата ремонтных
и вспомогательных рабочих
может
включаться в статью «ремонт
и техническое обслуживание
подвижного
состава», заработная плата руководителей,
специалистов и
служащих
- в статью «общехозяйственные (накладные)
расходы»);
- отчисления в бюджетные
и внебюджетные фонды от средств
на
оплату
труда. Налоги и отчисления в
бюджетные и внебюджетные фонды
от
средств на оплату труда
определяются налоговым и бюджетным
законодательством;
- топливо. Затраты на топливо
определяются исходя из линейных
норм
расхода автомобильного топлива
(бензин, дизельное топливо,
сжатый
и сжиженный газ) на 100 км пробега
(л/100 км; куб.м/100 км),
на
час работы специального
оборудования (л/маш.-час) согласно
нормам,
утвержденным Минтрансом в установленном
порядке с учетом
положений Инструкции о порядке применения
норм расхода топлива длямеханических
транспортных средств, машин, механизмов
и оборудования,утвержд нной постановлением
Минтранса РБ от 23.07.2004 № 26;
- смазочные и другие
эксплуатационные материалы. Затраты
на
смазочные
и другие эксплуатационные материалы
определяются исходя из
норм
их расхода в процентах от
затрат на автомобильное топливо
в
соответствии
с нормами затрат на техническое
обслуживание и ремонт
подвижного
состава автомобильного транспорта
Республики Беларусь,
утвержденными
постановлением Минтранса РБ от 01.11.2002
№ 35. Данныезатраты также могут
определяться на основе норм,
утвержденныхруководит лем предприятия,
но не выше норм,
определенныхвышеназва ным документом;
- ремонт автомобильных шин.
Затраты на ремонт и восстановление
автомобильных
шин (Sш) рассчитываются по формуле:
NшLобщ
Sш =
Цш х nш х --- х ---,
100
1000
где Цш - цена одной автомобильной
шины, руб.;
nш -
количество шин, установленных
на автомобиле, ед.;
Lобщ
- общий пробег автомобиля, в километрах
за смену;
Nш -
норма износа, в процентах на 1000
км пробега к стоимости
шин.
Норма износа определяется
в соответствии с Правилами
эксплуатации
автомобильных шин, утвержденными
постановлением
Минтранса
РБ от 21.12.2000 № 52,
с учетом коэффициентов
корректировки
норм пробега, учитывающих
условия эксплуатации
подвижного
состава, по формуле:
1000
Nш =
--- х 100%,
L х
Kш
где L - эксплуатационная норма
пробега шин, км;
Кш - коэффициент, учитывающий
условия эксплуатации подвижного
состава;
- ремонт и техническое
обслуживание подвижного состава.
Материальные
затраты на техническое
обслуживание, текущий и
капитальный
ремонты подвижного состава определяются
исходя из норм
затрат
на запасные части,
узлы, агрегаты и материалы
для
технического
обслуживания и ремонта подвижного
состава на 1000 км
пробега,
принимаемых в соответствии с нормами затрат на техническое
обслуживание
и ремонт подвижного состава автомобильного
транспорта
Республики
Беларусь, утвержденными постановлением
Минтранса РБ
от 01.11.2002
№ 35.
Затраты на техническое
обслуживание и ремонт также
могут
определяться
на основе норм, утвержденных руководителем
предприятия,
но не
выше норм, определенных вышеназванным
документом;
- амортизация основных
средств и нематериальных
активов.
Амортизационные
отчисления основных средств и нематериальных
активовопределяются согласно Положению о порядке начисления
амортизацииосновных средств
и нематериальных активов,
утвержденномупостанов ением
Минэкономики,
Минфина, Минстатаи
Минстройархитектуры РБ от 23.11.2001 № 187/110/96/18,
и Временномуреспубликан кому классификатору амортизируемых
основных средстви нормативным
срокам их службы, утвержденному
постановлением Минэкономики РБ от
21.11.2001 № 186.
При использовании полностью
амортизированных автомобилей
(автобусов,
прицепов, полуприцепов) в
себестоимость включается
только
амортизация прочих основных средств,
приходящихся на данный
вид
перевозок, с учетом коэффициента
индексации амортизационных
отчислений;
- общехозяйственные (накладные)
расходы без учета налогов,
включаемых
в себестоимость, и
фонда заработной платы
административно-управленческого
персонала, включенного в общий
фонд
оплаты
труда. Данные расходы определяются
в процентах от заработной
платы
водителей или персонала по
организации и осуществлению
перевозок
в зависимости от вида перевозок
в размере, утвержденном
руководителем
предприятия на месяц (квартал, год);
- налоги и платежи, включаемые
в себестоимость и уплачиваемые
из
выручки в соответствии с
действующим налоговым и бюджетным
законодательством.
Налоги и платежи определяются
в соответствии с
действующими
нормативными правовыми актами по
порядку исчисления и уплаты налогов,
платежей, отчислений.
Затраты на материальные
ресурсы (топливо, шины и
др.)
включаются
в себестоимость услуги
в соответствии с учетной
политикой,
утвержденной приказом руководителя
предприятия, с
использованием
одного из следующих методов оценки
запасов:
по средневзвешенным ценам;
по учетным ценам с
учетом отклонений от их
фактической
стоимости;
по ценам последнего приобретения
(метод ЛИФО).
Включение в состав себестоимости
затрат на материальные ресурсы
осуществляется
без налога на добавленную стоимость,
уплаченного при
их
приобретении, за исключением
случаев, предусмотренных
законодательством
о НДС.
Расчет
тарифа
Рассмотрим порядок расчета
тарифа на транспортные услуги,
осуществляемые
на территории Республики Беларусь,
на условной
ситуации.
Допустим, услуги по перевозке
грузов планируется оказывать
на
автофургоне
модели 474 700 на шасси ГАЗ-3307
грузоподъемностью
3,5 т.
Расстояние перевозки - 19 км, расстояние
подачи автомобиля -
нет. Пробег
автомобиля с начала эксплуатации
- 111 км. Собственный
вес
автофургона - 4,2 т. Балансовая
стоимость автофургона -
15 000 000
руб. Стоимость 1 л
бензина А-76, используемого
автомобилем,
- 1080 руб., норма пробега шин - 13 тыс.км.
Расчетные показатели за
одну смену работы автомобиля:
количество
ездок с грузом - 2 рейса; общий
пробег автомобиля за
смену
- 76 км, с грузом - 38 км; объем перевозок
грузов за смену -
7 т
(3,5 т х 2 рейса);
объем грузооборота за
смену
в тонно-километрах
- 133 ткм.
Произведем расчет себестоимости
перевозки груза:
Заработная
плата водителя - 322 400 руб.,
в т.ч.:
месячнаятарифная
ставка - 209 350 руб.,
премия
(27%) - 56 525 руб.,
надбавка за стаж (15%) - 31 403
руб.,
за
классность (1-й класс - 12%) - 25 122 руб.
2. Начисления от фонда заработной
платы:
а) отчисления в Фонд
социальной защиты населения
(35%):
322 400 х
35 / 100 = 112 840 руб.;
б) чрезвычайный налог и
отчисления в фонд занятости
единым
платежом
(4%): 322 400 х 4 / 100 = 12 896 руб.
Итого отчислений в бюджет
от средств на оплату труда:
112 840 +
+ 12 896 =
125 736 руб.
3. Топливо.
3.1. Затраты на автомобильное
топливо (Sт) рассчитываются
исходя
из расхода топлива в зависимости
от пробега, выполненной
транспортной
работы, стоимости топлива по формуле:
Sт =
R1 х Цт,
где R1 - расход топлива на плановое
задание, л;
Цт
- цена 1 л (куб.м) автомобильного топлива
без учета НДС
(цена
бензина А-76 - 1080 руб.).
Находим расход топлива за
смену (R1):
31,3 л / 100 км х 76 км = 23,8 л.
3.2. Затраты топлива на работу
грузоподъемного борта.
На опускание и поднятие
борта 1 раз затрачивается
5 мин.
За смену
(1 день) автофургон сделал 2 рейса
в день и доставил
продукцию
по 9 магазинам. Всего за день борт
опускали и поднимали
11 раз
(2 + 9), т.е. на эту процедуру
затрачено в день 55 мин
(5 мин
х 11 раз). Дополнительный расход
бензина за смену на
эту
операцию
составит:
55 мин / 60 мин х 3,5 л/маш.-час. = 3,2
л.
Всего расход топлива за смену:
23,8 л + 3,2 л = 27,0 л.
Находим стоимость автомобильного
топлива за смену (Sт):
27,0 л х 1080 руб. = 29 160 руб.
4. Смазочные и другие эксплуатационные
материалы.
Затраты на смазочные и
другие эксплуатационные материалы
(Sсм)
определяются
по формуле:
Nсм
Sсм = Sт
х ---,
100
где Nсм - норма расхода
смазочных и других эксплуатационных
материалов
на 1 руб.затрат на топливо, %.
Справочно:
моторные масла - 2,1 л/100 л топлива;
трансмиссионные масла - 0,3 л/100 л
топлива;
специальные масла - 0,1 л/100 л топлива.
Итого - 2,5 л/100 л топлива.
Следовательно, затраты на
смазочные и другие эксплуатационные
материалы
составят:
29 160 х 2,5 / 100 = 729 руб.
Затраты на пластичные смазки
при норме расхода 0,1 кг/100 л
топлива
составят:
29 160 руб. х 0,1 кг / 100 = 29 руб.
Всего
затраты на смазочные материалы
составляют 758 руб. (729 +
+ 29).
5. Ремонт и техническое обслуживание
автофургона.
Материальные затраты на
техническое обслуживание, текущий
и
капитальный
ремонт автомобилей (Sр) определяются по
формуле:
LобщJпп
Sр =
Nр х --- х --- х Kк,
1000 100
где Nр - норма затрат на
запасные части, узлы, агрегаты
и
материалы
для технического обслуживания и
ремонта подвижного состава
на
1000 км пробега, тыс.руб. В данном
случае для автомобиля ГАЗ-53
(карбюратор)
согласно нормам затрат на техническое
обслуживание и
ремонт
подвижного состава автомобильного
транспорта Республики
Беларусь,
утвержденным постановлением Минтранса
РБ от 01.11.2002
№ 35, она
равна 6260 тыс.руб.;
Jпп
- индекс цен производителей
промышленной продукции
производственно-техни еского
назначения на момент расчета тарифов
к
декабрю
1999 г. в процентах
(допустим, май 2005 г.
к декабрю
1999 г. - 660,0%);
Кк
- коэффициент корректировки
норм затрат в зависимости от
типа
подвижного состава и прохождения
капитального ремонта. Он
принимается
в соответствии с вышеназванными
нормами затрат и равен
1,05 (для
нового автофургона).
Общий пробег автомобиля в
месяц (Lобщ) в нашем случае
составит:
76 км х 21 день = 1596 км.
Следовательно, материальные
затраты на техническое
обслуживание,
текущий и капитальный ремонт
автомобиля (Sр) составят:
6260 руб. х 1596 / 1000 х 660,0 / 100 х 1,05
= 69 237 руб.
6. Амортизация автофургона.
Амортизационные отчисления определяются
по формуле:
Sам = Sа
х Кпф х Кnа,
где Sа - амортизационные отчисления
на полное восстановление
автофургона,
руб.;
Кпф
- коэффициент, учитывающий
сумму амортизации прочих
производственных
средств, приходящихся на данный
вид перевозок,
который
в нашем случае равен 1,0;
Кnа
- коэффициент индексации амортизационных
отчислений, равный
в данном
случае 0,131 (13,1%).
Амортизационные
отчисления на полное восстановление
подвижного
состава
определяются в зависимости от вида
транспортного средства.
Для грузовых автомобилей
амортизационные отчисления
производятся
в зависимости от пробега и
определяются по формуле:
NасLобщ
Sа =
Bа х --- х --- хKа,
100 1000
где Ва - балансовая стоимость
автофургона, в нашем примере
-
15 000 000
руб.;
Nас - норма
амортизационных отчислений в
процентах от стоимости
машины,
в нашем примере - 0,2%;
Ка - коэффициент корректировки
норм амортизации подвижного
состава
в зависимости от условий
эксплуатации, в данном
случае
- 1,0.
Таким образом:
0,2 1596
Sа =
15 000 000 х --- х --- х 1 = 47 880 руб.;
100 1000
Sам = 47
880 + (47 880 х 0,131) = 54 152 руб.
7. Экологический налог.
Переведем объем необходимого
в месяц топлива из
литров в
килограммы:
27 х 21 х 0,73 = 413,9 кг, или 0,414 т,
где 27,0 - расход топлива за смену,
л;
21 - количество рабочих дней в
месяц;
0,73 - усредненная плотность
бензина А-76 для перевода
из
литров
в килограммы.
Рассчитаем экологический налог:
0,414 х 115 482 х 0,9 = 43 029 руб.,
где 115 482 - ставка экологического
налога;
0,9 - понижающий коэффициент за
передвижные источники выбросов.
На основании сделанных выше
расчетов определим тариф на
услугу
по перевозке
продукции автофургоном:
Наименование затрат
Затраты, руб.
за
в месяц
смену (21 день)
(день)
1. Заработная
плата
322 400
2. Отчисления
в бюджет от средств на оплату
125 736
труда
- всего
В том
числе:
2.1. отчисления
в Фонд социальной защиты населения
112 840
2.2. чрезвычайный
налог и отчисления в фонд
12 896
занятости
единым платежом
3. Топливо
29 160 612 360
4. Смазочные
и другие эксплуатационные материалы
758 15 918
5. Ремонт
и техническое обслуживание автофургона
69 237
6. Амортизация
автофургона (включая индексацию)
54 152
7. Экологический
налог
43 029
8. Полная
себестоимость
1 242 832
9. Прибыль
(20%) (стр.8 х 20 / 100)
248 566
10. Итого
1 491 398
11. Отчисления
целевых сборов в размере 3,9%
60 525
от выручки
(стр.10 х 3,9 / (100 - 3,9))
12. Итого
отпускная цена без НДС
1 551 923
13. НДС
(18%) (стр.12 х 18 / 100)
279 346
14. Итого
отпускная цена с НДС (стр.12
+ стр.13)
1 831 269
Справочно:
День Месяц
(смена) (смены)
1. Количество
рабочих дней (смен)
1
21
(1 смена
- 8 часов)
2. Количество
ездок (рейсов) с грузом
2
42
3. Пробег
автомобиля, км - всего
76 1596
В том
числе:
с грузом
- 38 км (76 / 2)
за 1 рейс
- 19 км (38 / 2)
4. Объем
перевозок грузов, т - всего
7
147
В том
числе за 1 рейс - 3,5 т (7 / 2)
5. Объем
грузооборота, ткм (38 км х 3,5 т)
133 2793
Тарифы
на услугу по перевозке
продукции автофургоном
ГАЗ-3307
№
Тариф Без НДС,
С НДС(18%),
п/п
руб.
руб.
1 За
одну смену работы
73 901
87 203
(1 551 923
/ 21 день)
2 За
один рейс (1 551 923 / 42 рейса)
36 950
43 602
3За 1 км
пробега (1 551 923 / 1596 км)
972
1147
4 За 1 т
груза (1 551 923 / 147 т)
10 557
12 458
5За 1 ткм
(1 551 923 / 2793 ткм)
556
656
Оказание услуг на
территории Республики Беларусь
всем
заказчикам
независимо от формы собственности
осуществляется по
утвержденным
перевозчиком тарифам. Рассчитанные тарифы
утверждаются руководителем предприятия,
помещаются в прейскурант и хранятся
на бумажных носителях. Форма данного
прейскуранта имеет следующий вид:
Прейскурант
на перевозку грузов автомобильным
транспортом
ООО «АБВ»
(наименование
перевозчика)
Руководитель
предприятия ___
И.И. Иванов
(подпись)
(И.О.Фамилия)
Перевозчик имеет право
предоставлять клиенту скидку
от
установленного
им тарифа с учетом объемов перевозок,
сроков оплаты,
сезонности
перевозок и в других случаях,
оговоренных договором.
В этом
случае тарифы на перевозки подлежат
согласованию с заказчиком
в протоколах
согласования цен, договорах на оказание
услуг.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
за
исключением
индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог или
применяющих упрощенную систему
налогообложения, в обязательном
порядке должны зарегистрировать тарифы
на оказываемые услуги (в том
случае, когда данный вид услуги является
новым для них) в органах ценообразования.
Для регистрации тарифов на новый вид
услуг субъектам хозяйствования
необходимо представить следующие
документы:
- сопроводительное письмо, содержащее
просьбу о регистрации
тарифов,
информацию о фирме (дата и место
регистрации, юридический
адрес
и адрес производственных площадей,
телефон, фамилия, имя,
отчество
руководителя предприятия);
- уведомление об уровне
тарифов в двух экземплярах
по форме,
утвержденной
Минэкономики. Уведомление
должно быть подписано
директором
и главным бухгалтером предприятия.
Тарифы должны быть подтверждены
соответствующими экономическими расчетами,
а именно плановой калькуляцией
с расшифровкой статей затрат на
бумажных носителях (материальные,
трудовые (основная зарплата, премия)
и накладные расходы). Регистрация
цен (тарифов) осуществляется в 10-дневный
срок с даты получения уведомления.
В основе
государственного регулирования сохраняется
генеральный принцип свободы
предпринимательской деятельности,
что означает равную для всех субъектов
рынка возможность оказывать
транспортные и связанные с ними
сервисные услуги. Основное внимание
переключается с приватизационных
моментов на совершенствование отношений
субъектов рынка всех форм собственности,
формирование условий для их эффективного
развития.
При этом
государство продолжает сохранять
за собой право собственности
за важнейшими транспортными коммуникациями
(магистральные автомобильные и
железные дороги, водные пути) и ключевыми
объектами транспортной инфраструктуры
(аэропорты республиканского значения,
различные навигационные, диспетчерские
службы и т.п.), коммерциализируя лишь
ту часть их деятельности, которая
не связана с обеспечением национальной
безопасности и безопасности движения.
Объекты
транспортной инфраструктуры, имеющие
региональное значение, передаются в
управление местным исполнительным
органам, а сервисные предприятия
транспортной инфраструктуры, деятельность
которых может осуществляться в
конкурентной среде, выводятся из состава
республиканских государственных
предприятий и приватизируются.
В качестве
основного регулирующего инструмента
используется нормативное правовое
обеспечение. Основными задачами по
его совершенствованию являются:
разработка
нормативных правовых актов, регулирующих
деятельность отдельных секторов транспортного
комплекса;
дальнейшая
реструктуризация в секторах транспортного
комплекса, занимающих монопольное
положение на рынке транспортных
услуг (за исключением вышеназванных);
совершенствование
тарифной политики, обеспечивающей удовлетворение
платежеспособного спроса на перевозки
и позволяющей снижать транспортные
издержки;
пополнение
оборотных средств для обновления
парка транспортных средств;
правовое
закрепление тендерных процедур
на право предоставления услуг по
социально - значимым пассажирским перевозкам
в городском, региональном, междугороднем
и международном сообщении;
создание
правовой базы для организации и
строительства частных и платных
автомобильных дорог;
разработка
механизмов деятельности и нормативной
правовой основы для современных
транспортных технологий - логистики
и мультимодальных перевозок
и т.д.;
возвращение
к практике лицензирования отдельных
видов перевозочной и обеспечивающей
деятельности с целью повышения
их безопасности и качества, придания
финансовой "прозрачности&q ot; и компетентности
их осуществления;
совершенствование
(гармонизация) нормативной базы систем
сертификации в транспортном секторе,
а также приведение в соответствие
с международными стандартами правил
технической эксплуатации транспортных
средств.
Все нормативные
правовые акты, регламе и т.д.................