Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Экономическая система. Её структура, типы и модели
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА. ТИПЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.........9
2.1.Понятие и сущность экономических
систем ......9
2.2. Типы и модели экономических
систем......11
2.3.Развитие
экономических систем в современных условиях...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.........24
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......26
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая
система – это совокупность взаимосвязанных
и определенным образом упорядоченных
элементов экономики, образующих экономическую
структуру общества.
Вне
системного характера экономики
не могли бы воспроизводиться (постоянно
возобновляться) экономические отношения
и институты, не могли бы существовать
экономические закономерности, не могло
бы сложиться теоретического осмысления
экономических явлений и процессов, не
могло бы быть скоординированной и эффективной
экономической политики.
Корректное
и научно обоснованное обнаружение
закономерностей функционирования экономической
системы всегда имело судьбоносное значение.
В сложных условиях нашего государства
проблема раскрытия сущности экономического
развития приобретает дополнительную
актуальность, так как уже длительное
время не удаётся выйти на путь устойчивого
экономического роста.
Наоборот,
потенциал кризисных явлений возрастает.
К тому же смена политического курса нашей
страны также заставляет критически оценить
предшествующую модель экономического
развития.
Главной
проблемой современного периода
формирование научных экономических
систем в отечественной экономической
науке можно считать проблему совмещения
универсальных, выработанных мировой
экономической мыслью, с необходимостью
отражения сложной картины современной
экономической действительности в Российской
Федерации.
Моей
целью было ознакомиться с литературой
на тему: “Экономическая система. Её структура,
типы и модели”.
Передо
мной стояла задача сделать выводы относительно
экономического развития нашей страны,
и некоторых других государств. А также
ознакомиться со структурой экономической
системы.
1.ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИСЕКИХ СИСТЕМ
В современных
курсах по экономической теории обычно
выделяют рыночную, командную и смешанную
экономику. Лучше всего изучена рыночная
экономика, которая характеризуется как
система, основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, опирается
на личные интересы, ограничивает роль
правительства. Командная экономика описывается
как система, в которой доминируют общественная
(государственная) собственность на средства
производства, коллективное принятие
экономических решений, централизованное
руководство экономикой посредством государственного
планирования. Под смешанной экономикой
подразумевается тип общества, синтезирующий
элементы первых двух систем. Он характерен
для большинства современных государств.
Историческая
классификация должна включать помимо
современных системы прошлого и будущего.
В этой связи заслуживает внимания классификация,
предложенная представителями теории
постиндустриального общества, которые
выделяют доиндустриальные, индустриальные
и постиндустриальные экономические системы.
Границами,
отделяющими экономические системы
друг от друга, являются промышленная
и научно-техническая революции. Внутри
каждой из этих систем возможна более
дробная типология, что позволяет наметить
пути для синтеза формационного и цивилизационного
подходов.
1.1 Доиндустриальное
общество
В доиндустриальную
эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное
производство. Индивид не мог просуществовать,
не будучи, так или иначе, связан с землей,
с земледельческим процессом. Земля представляла
собой как бы неорганическое тело трудящегося
индивида, существовало природное единство
труда с его естественными предпосылками.
Человек был включен в биологические циклы
природы, был вынужден подстраиваться
под них, соизмерять свои действия с биологическим
ритмом сельскохозяйственного производства.
Место
непосредственного производителя и его
функция в процессе производства, цель
и средства его деятельности, качество
и количество выпускаемой продукции определялись
не только уровнем развития производительных
сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией
трудящихся, к которой данный индивид
принадлежал (первобытной или крестьянской
общиной, ремесленным цехом и т. п.); либо
представителями господствующего класса,
в личной зависимости, от которых непосредственный
производитель находился (будь то сборщик
ренты-налога азиатского государства,
рабовладелец или феодал).
1.2
Индустриальное общество
Совершенствование искусственных, созданных
человеком орудий труда, безусловно, способствовало
преодолению зависимости человека от
природы, созданию предпосылок для перехода
от естественных производительных сил
к общественным. Развитие системы орудий
труда, техники позволило человеку увеличить
меру власти над внешней природой. Техника
выступает как «вторая природа», как природа,
преобразованная человеком.
Промышленная революция раскрепощает
индивида: на смену личной зависимости
приходит личная независимость. Она проявляется
в том, что присвоение средств производства
и жизненных средств не опосредовано в
рыночной экономике принадлежностью человека
к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель,
хозяйствует на свой страх и риск и сам
определяет, что, как и сколько производить,
кому, когда и при каких условиях реализовать
свою продукцию. Однако эта формальная
личная независимость имеет в качестве
своей основы всестороннюю вещную зависимость
от других товаропроизводителей (и, прежде
всего, зависимость по линии производства
и потребления жизненных благ).
Овеществление
отношений между товаропроизводителям
выступает как зародыш отчуждения труда,
характеризующего различные аспекты сложившегося
при рыночной экономике господства прошлого
труда над живым, продукта труда над деятельностью,
вещи над человеком. Предпосылки для его
преодоления складываются в процессе
перехода от индустриального общества
к постиндустриальному.
1.3
Постиндустриальное
общество
В ходе научно-технической
революции наука превращается в непосредственную
производительную силу, всеобщие производительные
силы становятся ведущим элементом системы
производительных сил. Если после неолитической
революции сложилась постприсваивающая,
производящая экономика, основой которой
было сельское хозяйство, а результатом
промышленной революции стало возникновение
постаграрной экономики, основу которой
составляла первоначально легкая, а позднее
тяжелая промышленность, то в ходе НТР
возникает постиндустриальная экономика.
Центр тяжести переносится в непроизводственную
сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70%
населения США было занято в сфере услуг.
Если в аграрной экономике ведущим элементом
была земля, а в индустриальной —капитал,
то в современной —лимитирующим фактором
становится информация, накопленные знания.
Новые
технологии стали результатом труда уже
не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых
интеллектуалов». Итог их деятельности
—революция в сфере телекоммуникаций.
Если вХ1Х —первой половине XX в. главной
формой коммуникации были газеты, журналы,
книги, к которым затем добавились телефон,
телеграф, радио и телевидение, то в настоящее
время все они вытесняются средствами
компьютерной связи. Знания и информация
становятся стратегическими ресурсами.
Это приводит прежде всего к существенным
изменениям в территориальном размещении
производительных сил. В доиндустриальную
эпоху города возникали на пересечениях
торговых путей, в индустриальную—вблиз
источников сырья и энергии, технополисы
постиндустриальной эпохи вырастают вокруг
научных центров и крупных исследовательских
лабораторий (Кремниевая долина в США).
В развитых странах происходит сужение
собственно материального производства
при одновременном стремительном росте
«индустрии знаний». Таким образом, предпосылки
будущего общества создаются не только
и даже не столько в материальном, сколько,
по словам К. Маркса, по ту сторону материального
производства.
Научно-техническая революция создает
предпосылки для развития отношений свободной
индивидуальности. Они знаменуют этап,
отрицающий и отношения личной зависимости,
и отношения вещной зависимости, выступающий
как отрицание отрицания. Отношения личной
зависимости существовали в условиях
господства естественных производительных
сил. Они характеризовали такой этап развития
человечества, когда индивид мог развиваться
лишь в рамках ограниченного, локального
коллектива, от которого он зависел. Отношения
личной независимости, основанной на вещной
зависимости, знаменовали такой уровень
развития, когда под влиянием общественного
разделения труда происходит обособление
производителей и они уже не нуждаются
в той или иной форме естественно сложившейся
или исторически развившейся коллективности,
перерастают ее рамки. Однако вместе со
становлением всемирных отношений и универсальных
потребностей развивается всесторонний
процесс овеществления производственных
отношений, происходит отчуждение сущностных
сил от работника, превращение их в чуждую,
господствующую над ним силу. Отношения
свободной индивидуальности знаменуют
этап гармоничного единения человека
и природы, самоконтроль человечества
и его общественных сил, интеллектуальный
прогресс мировой цивилизации.
Личность
выступает как самоцель общечеловеческого
развития. Одновременно личность является
главным орудием прогресса.
Выбор цели, пути ее достижения, а также
организация непосредственного трудового
процесса в постиндустриальном обществе
становятся не технологической, а гуманитарной
задачей. Это обусловливает высокую степень
самостоятельности каждого человека,
придает труду подлинно свободное творческое
содержание. Сейчас очевидно главное:
как рыночное хозяйство выработало соответствующий
ему тип человека — «homo economicus», так и постиндустриальному
обществу будет соответствовать своя
форма социальности —свободная индивидуальность.
2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ
2.1.Понятие и сущность
экономических систем
Употребление
понятия системы имеет долгую
историю, уходящую в античную эпоху.
В
переводе с греческого “система”
означает некое целое, состоящее из частей,
связанных между собой и образующих целостность.
Для
характеристики любой системы обычно
выделяют ее элементы, сущность, структуру.
Основными
элементами экономической системы
являются социально-экономичес ие отношения,
базирующиеся на сложившихся в каждой
экономической системе формах собственности
на экономические ресурсы и результаты
хозяйственной деятельности; организационные
формы хозяйственной деятельности; хозяйственный
механизм.
Установление
связей между составляющими систему элементами
означает определение ее структуры. Для
системы характерно наличие функций, которые
не в состоянии выполнить ни один из элементов
в отдельности, а только объект в целом.
Важным свойством экономической
системы является наличие структуры.
Все
системы обслуживают друг друга,
объединены единой структуры общественной
организации и управления, связаны между
собой посредством продуктообмена, находятся
в постоянном взаимодействии.
По
определению Герасимова экономическая
система - совокупность средств, условий,
процессов и результатов материального
производства, а так же разнообразных
отношений между людьми по поводу производства,
обмена, распределения, потребления жизненных
благ.
В
современных курсах по экономической
теории лучше всего изучена рыночная экономика,
которая характеризуется как система,
основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, опирается
на личные интересы, ограничивает роль
правительства. Командная экономика описывается
как система, в которой доминируют общественная
(государственная) собственность на средства
производства, коллективное принятие
экономических решений, централизованное
руководство экономикой посредством государственного
планирования. Под смешанной экономикой
подразумевается тип общества, синтезирующий
элементы первых двух систем. Он характерен
для большинства современных государств.
Совокупность
всех экономических процессов, совершающихся
в обществе на основе действующих в
нем имущественных отношений и организационных
форм, представляет собой экономическую
систему этого общества. Поняв суть системы,
можно понять многие закономерности хозяйственной
жизни общества.
Основными
элементами экономической системы
являются социально-экономичес ие отношения,
базирующиеся на сложившихся в каждой
экономической системе формах собственности
на экономические ресурсы и результаты
хозяйственной деятельности; организационные
формы хозяйственной деятельности; хозяйственный
механизм, т.е. способ регулирования экономической
деятельности на макроэкономическом уровне;
конкретные экономические связи между
хозяйственными субъектами.
Во
второй половине прошлого столетия, когда
широко развернулась научно- техническая
революция и стала особенно быстро развиваться
производственная и социальная инфраструктура,
государство стало намного активнее воздействовать
на развитие национальной экономики. В
связи с этим изменился хозяйственный
механизм, организационные формы хозяйственной
деятельности и экономические связи между
хозяйствующими субъектами.
2.2.Типы и модели экономических
систем.
Существует
несколько типов экономических
систем. В литературе наиболее часто
встречаются: рыночная, смешанная, административно-кома дная
и традиционная.
Их
мы и рассмотрим ниже. Рыночная
экономика
Чистый капитализм,
или капитализм эпохи свободной конкуренции
(laissez faire), характеризуется частной собственностью
на ресурсы и использованием системы рынков
и цен для координации экономической деятельности
и управления ею. Основные вопросы были
рассмотрены выше.
Одной из главных предпосылок чистого
капитализма выступает личная свобода
всех участников экономической деятельности,
не только капиталиста-предприн мателя,
но и наемного работника.
В такой системе
поведение каждого ее участника мотивируется
его личными, эгоистическими интересами:
каждая экономическая единица стремится
максимизировать свой доход на основе
индивидуального принятия решений. Рыночная
система функционирует в качестве механизма,
посредством которого индивидуальные
решения и предпочтения предаются гласности
и координируются. Тот факт, что товары
и услуги производятся, а ресурсы предлагаются
в условиях конкуренции, означает, что
существует много самостоятельно действующих
покупателей и продавцов каждого продукта
и ресурса. В результате экономическая
власть широко рассеяна. Решающим условием
экономического прогресса стала свобода
предпринимательской деятельности тех,
кто имел капитал. Был достигнут новый
уровень развития «человеческого фактора»,
главной производительной силы общества.
Наемный работник и капиталист-предприни атель
выступали как юридически равноправные
агенты рыночных отношений. Понятие «свободный
наемный работник» предполагает право
свободного выбора покупателя рабочей
силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения
в пределах рынка труда. Подобно всякому
товаровладельцу, реализовавшему свой
товар и получившему за него деньги, наемный
работник обладал свободой выбора предметов
и способов удовлетворения потребностей.
Обратной стороной свободы выбора стала
личная ответственность за поддержание
рабочей силы в нормальном состоянии,
за правильность принятого решения, за
соблюдение условий трудового соглашения.
Каков
механизм решения фундаментальных
задач экономического развития в рассматриваемой
экономической системе? Они решаются опосредованно,
через цены и рынок. Колебание цен, их более
высокий или низкий уровень служат индикатором
общественных потребностей. Ориентируясь
на конъюнктуру рынка, уровень и динамику
цен, товаропроизводитель самостоятельно
решает проблему распределения всех видов
ресурсов, производя те товары, которые
пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получать все
больший доход (прибыль), предельно экономно
использовать естественные, трудовые
и инвестиционные ресурсы и максимально
широко реализовывать такой ресурс, как
свои творческие и организационные (так
называемые предпринимательские) способности
в избранной ими сфере деятельности, что
служит мощным стимулом развития и совершенствования
производства, раскрывает созидательные
возможности частной собственности.
Защитники
чистого капитализма утверждают, что такая
экономическая система благоприятствует
эффективности использования ресурсов,
стабильности производства и занятости,
быстрому экономическому росту. Вот почему
здесь очень мала или вовсе отсутствует
необходимость в правительственном планировании,
в правительственном контроле и вмешательстве
в экономический процесс. В самом деле,
сам термин laissez faire в приблизительном
переводе означает "пусть идет, как
идет" ("let it be"), то есть пусть правительство
не вмешивается в экономику. Резон здесь
в том, что такое вмешательство подрывает
эффективность функционирования рыночной
системы. Роль правительства, поэтому
ограничивается защитой частной собственности
и установлением надлежащей правовой
структуры, облегчающей функционирование
свободных рынков.
Оценка роли рыночной
системы
Представляет
ли собой рыночная система наилучший
способ нахождения ответов на поставленные
выше фундаментальные вопросы? Это тоже
сложный вопрос: любой полный ответ на
него неизбежно выходит за пределы фактов
и вступает в царство ценностных суждений.
Но отсюда следует, что научного ответа
на такой вопрос не существует. Сам по
себе факт, что имеется много альтернативных
способов распределения редких ресурсов,
то есть много разных экономических систем,
служит ярким свидетельством расхождения
в оценках эффективности рыночной системы.
Административно-ком ндная
система
Эта
система господствовала ранее в
СССР и странах восточной Европы,
и ряде азиатских государств.
Характерными
чертами АКС является общественная
(а в реальности –государственная)
собственность практически на все
экономические ресурсы, монополизация
и бюрократизация экономики в специфических
формах, централизованное экономическое
планирование как основа хозяйственного
механизма.
Хозяйственный
механизм АКС имеет ряд особенностей.
Он предполагает, во-первых, непосредственное
управление всеми предприятиями из единого
центра – высших эшелонов государственной
власти, что сводит на нет самостоятельность
хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство
полностью контролирует производство
и распределение продукции, в результате
чего исключаются свободные рыночные
взаимосвязи между отдельными хозяйствами.
В-третьих, государственный аппарат руководит
хозяйственной деятельностью с помощью,
преимущественно, административно - распорядительных
методов, что подрывает материальную заинтересованность
в результатах труда.
Полное
огосударствление хозяйства вызывает
невиданную
по своим масштабам монополизацию производства
и сбыта продукции. Гигантские монополии,
утвердившиеся во всех областях народного
хозяйства и поддерживаемые министерствами
и ведомствами, при отсутствии конкуренции
не заботятся о внедрении новинок техники
и технологии. Для порождаемой монополией
дефицитной экономики характерно отсутствие
нормальных материальных и людских резервов
на случай нарушения сбалансированности
хозяйства.
В
странах с АКС решение общеэкономических
задач имело свои специфические
особенности. В соответствии с господствующими
идеологическими установками задача определения
объема и структуры продукции считалась
слишком серьезной и ответственной, что
бы передать ее решение самим непосредственным
производителям – промышленным предприятиям,
совхозам и колхозам.
Централизованное
распределение материальных благ, трудовых
и финансовых ресурсов осуществлялось
без участия непосредственных производителей
и потребителей, в соответствии с заранее
выбранными как ''общественны '' целями
и критериями, на основе централизованного
планирования. Значительная часть ресурсов
в соответствии с господствующими идеологическими
установками направлялась на развитие
военно-промышленного комплекса.
Распределение
созданной продукции между участниками
производства жестко регламентировалось
центральными органами по средствам повсеместно
применяемой тарифной системы, а так же
централизованно утверждаемых нормативов
средств в фонд заработной платы. Это вело
к преобладанию уравнительного подхода
к оплате труда
Отличительной
особенностью распределения продукции
в АКС являлось привилегированное
положение партийно-государстве ной элиты.
Смешанная экономика
В
случае соединения и переплетения различных
форм хозяйства, различных формационных
образований, различных цивилизационных
систем, а также более сложных сочетаний
различных элементов системы можно говорить
о смешанных экономических системах (смешанной
экономике). Их отличительная особенность
— гетерогенность (разнородность) входящих
в них элементов.
Смешанные
системы существовали в различных исторических
условиях. Например, в свое время такой
системой был колонат, возникший на основе
соединения рабовладельческих и феодальных
отношений в Древнем Риме. Применительно
к современным условиям смешанная экономика
предстает в следующих укрупненных формах:
— смешанная экономика развивающихся
(особенно слаборазвитых) стран, в которых
"смешение" вызывается низким уровнем
развития и наличием отсталых экономических
форм;
— смешанная экономика развитых стран
(развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики,
появившиеся на рубеже двух последних
веков и получившие затем широкое распространение,
отражали реальные изменения в социально-экономичес ой
жизни, особенно усилившиеся в послевоенный
период. Эти изменения проявились в усложнении
форм взаимодействия рынка и государственного
регулирования экономики, частного предпринимательства
и процесса социализации, а также во все
более заметном проникновении в структуру
общественных систем постиндустриальных
(постэкономических) начал.
Сам термин "смешанная
экономика" не имеет однозначного толкования.
Его первоначальная и наиболее распространенная
трактовка делает упор на сочетании различных
секторов экономики (частного и государственного),
на разнообразии форм собственности. Вторая
позиция, получившая импульс от кейнсианства,
выдвигает на первый план проблему сочетания
рынка, рыночного механизма и государственного
регулирования. Третья позиция, инициированная
разнообразными социал-реформистским
течениями, основывается на сочетании
капитала частного предпринимательства
и социальности, общественных социальных
гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая
из цивилизационного подхода, нацеливает
на проблему соотношения экономических
и неэкономических начал в структуре современного
общества.
Указанные трактовки смешанной экономики
в современных условиях не противоречат
друг другу: они лишь отражают наличие
нескольких линий формообразования современного
типа развитой экономики и их единство.
Смешанная экономика представляет собой
одновременное сочетание указанных параметров,
а именно: сочетание частного и государственного
секторов экономики, рынка и государственного
регулирования, капиталистических тенденций
и социализации жизни, экономических и
неэкономических начал.
Параметры смешанной экономики обладают
относительной самостоятельностью. Однако,
возможно превалирование того или иного
параметра или одной из групп параметров
в условиях различных стран.
Смешанность
экономики характеризует не только
наличие разнообразных структурных
элементов в ее составе, но и образование
конкретных форм их сочетания в реальной
экономике. Примером этого могут служить
частно- государственные акционерные
предприятия, контрактные соглашения
государственных органов с частными фирмами,
социальное партнерство и т. д.
Сегодня смешанная экономика является
целостной системой, выступающей адекватной
формой современного развитого общества.
Образующие ее элементы опираются на такой
уровень производительных сил и на такие
тенденции социально-экономичес ого развития,
которые объективно требуют дополнения
рынка государственным регулированием,
частнохозяйственной инициативы — социальными
гарантиями, а также включения в экономическую
структуру общества постиндустриальных
начал. Смешанная экономика не является
конгломератом, хотя и уступает "чистым"
системам в степени однородности составляющих
ее элементов.
Модели
смешанной экономики
Общая линия
на развитие смешанной системы не означает
однообразия и стандартизации.
Реально
в разных странах и регионах складываются
различные модели смешанной экономики.
Они отличаются друг от друга своими "национальными
коэффициентами смешения" разных форм
собственности, рынка и государственного
регулирования, капитала и социальности,
экономической и постэкономической сторон.
Эта особенность зависит от многих факторов:
уровня и характера материально-техничес ой
базы, исторических и геополитических
условий формирования общественного устройства,
национальных и социокультурных особенностей
страны, влияния тех или иных социально-политическ х
сил и т.п. Более того, в смешанной экономике,
как правило, может доминировать та или
иная сторона параметров.
Американская модель — это либеральная
рыночно-капиталисти еская модель, предполагающая
приоритетную роль частной собственности,
рыночно-конкурентно о механизма, капиталистических
мотиваций, высокий уровень социальной
дифференциации.
Германская
модель — это модель социального рыночного
хозяйства, которая расширение конкурентных
начал увязывает с созданием особой социальной
инфраструктуры, смягчающей недостатки
рынка и капитала, с формированием многослойной
институциональной структуры субъектов
социальной политики. В германской экономической
модели государство не устанавливает
экономические цели - это лежит в плоскости
индивидуальных рыночных решений, - а создаст
надежные правовые и социальные рамочные
условия для реализации экономической
инициативы. Такие рамочные условия воплощаются
в гражданском обществе и социальном равенстве
индивидов (равенстве прав, стартовых
возможностей и правовой защите). Они фактически
состоят из двух основных частей: гражданского
и хозяйственного права, с одной стороны,
и системы мер по поддержанию конкурентной
среды, с другой. Важнейшая задача государства
- обеспечивать баланс между рыночной
эффективностью и социальной справедливостью.
Трактовка государства как источника
и защитника правовых норм, регулирующих
хозяйственную деятельность, и конкурентных
условий не выходит за пределы западной
экономической традиции. Но понимание
государства в германской модели и, в целом,
в концепции социальной рыночной экономики
отличается от понимания государства
в других рыночных моделях представлением
о более активном вмешательстве государства
в экономику.
Германская модель, сочетающая рынок с
высокой степенью государственного интервенционизма,
характеризуется следующими чертами:
- индивидуальная
свобода как условие функционирования
рыночных механизмов и децентрализованного
принятия решений. В свою очередь, это
условие обеспечивается активной государственной
политикой поддержания конкуренции;
-
социальное равенство - рыночное распределение
доходов обусловлено объемом вложенного
капитала или количеством индивидуальных
усилий, в то время как достижение относительного
равенства требует энергичной социальной
политики. Социальная политика опирается
на поиск компромиссов между группами,
имеющими противоположные интересы, а
также на прямое участие государства в
предоставлении социальных благ, например,
в жилищном строительстве;
- антициклическое
регулирование;
- стимулирование
технологических и организационных инноваций;
проведение структурной политики;
- защита и поощрение
конкуренции.
Перечисленные особенности германской
модели есть производные от основополагающих
принципов социальной рыночной экономики,
первым из которых является органическое
единство рынка и государства.
Японская модель
— это модель регулируемого корпоративного
капитализма, в которой благоприятные
возможности накопления капитала сопрягаются
с активной ролью государственного регулирования
в сферах программирования экономического
развития, структурной, инвестиционной
и внешнеэкономической политики и с особым
социальным значением корпоративного
начала.
Шведская модель
- это социал-демократическ я модель, которая
отводит государству место верховной
социально-экономиче кой силы. Демократически
избранной государственной власти делегируются
огромные полномочия по регулированию
социально-экономиче кой жизни. Однако
нельзя не признать, что концептуальные
различия между социальной рыночной экономикой
и "скандинавским социализмом" на
практике стираются.
Традиционная система.
В
экономически слаборазвитых странах
существует традиционная экономическая
система. Этот тип экономической системы
базируется на отсталой технологии, широком
распространении ручного труда, многоукладности
экономики.
Многоукладность
экономики означает существование
при данной экономической системе различных
форм хозяйствования. Сохраняются в ряде
стран натурально- общинные формы, основанные
на общинном коллективном ведении хозяйства
и натуральных формах распределения созданного
продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное
производство. Оно основано на частной
собственности на производственные ресурсы
и личном труде их владельца. В странах
с традиционной системой мелкое товарное
производство представлено многочисленными
крестьянскими и ремесленными хозяйствами,
которые доминируют в экономике.
В
условиях относительно слабо развитого
национального предпринимательства
огромную роль в экономике рассматриваемых
стран часто играет иностранный капитал.
В
жизни общества преобладают освященные
веками традиции и обычаи, религиозные
и культурные ценности, кастовое и сословное
деление, сдерживая социально- экономический
прогресс.
Решение
ключевых экономических задач имеет
специфические особенности в рамках
различных укладов. Для традиционной системы
характерна такая особенность — активная
роль государства. Перераспределяя через
бюджет значительную часть национального
дохода, государство направляет средства
на развитие инфраструктуры и оказание
социальной поддержки беднейшим слоям
населения.
2.3.Развитие экономических
систем в современных
условиях.
В
то время как Россия и другие государства
бывшего социалистического блока стремятся
к созданию рыночной экономики, в самих
рыночных странах ведутся оживленные
дебаты о том, какие формы рынка следует
признать более эффективными. Не пойти
ли США по стопам Японии, представив правительству
более заметную роль в управлении экономикой?
А может быть Японии самой перенять некоторые
черты американской экономики с ее свободой
предпринимательства и более сильным
влиянием рынков? Подобные дебаты происходили
и в России, где выдвигаются предложения
принять японскую, шведскую или американскую
модели как пример для подражания.
Однако
в подобной дискуссии следует
учитывать, по крайней мере три важных
аспекта. Во-первых, характер экономической
системы будет определяться не только
теми законами и правилами, которые изберет
для себя Россия, но и правилами, но и особенностями
русской истории, культуры, ресурсов и
политики.
Во-вторых,
для России, стоящей лишь на пороге
рынка, пока не имеет большого значения,
кокой модели следовать: шведской или
американской, ибо в любом случае надо
начинать с одних и тех же правовых и экономических
реформ: стабилизации, либерализации и
т.д.
В-третьих,
в наши дни страны рыночной экономики
развиваются довольно быстрыми темпами.
Трудно, например, следовать шведской
модели, когда само шведское правительство
объявляет, что эта модель себя исчерпала.
Если Россия или какая-нибудь другая стран
попытаются подражать чужому примеру
– это будет напоминать стрельбу по быстро
бегущей мишени.
Примером
развития смешанной экономики может
служить «Шведская экономическая
модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной
Швеции особенно контрастировал с ростом
социальных и политических конфликтов
других стран.
Все
стали отмечать успешное сочетание
быстрого экономического роста с обширной
политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности
общества.
Тогда-то
и возникло понятие шведская модель
«государство благосостояния».
Шведы
демонстрировали превосходство
своей социально-политическ й системы,
которая десятилетиями служила примером
оптимальной смешанной экономики – процветающей
системы, в которой государство заботится
об уровне жизни каждого жителя. Рыночные
отношения считались с сильным государственным
регулированием, частная собственность
в сфере производства преобладала,
потребление обобществлялось.
В
течение длительного времени
основными усилиями модели было – полная
занятость и выравнивание доходов. Их
доминирование объясняется уникальной
силой шведского рабочего движения.
Более
полувека (за исключением 1976-1982 годов)
– рекордный срок – у власти
находится Социал-демократическ я рабочая
партия, которая ориентировалась на построение
системы социального благосостояния.
Идея
создания так называемого «дома
для народа» – государственной
системы, которая давала экономические
гарантии всем гражданам, получила единодушную
поддержку. Сами основы «шведской модели»
были сформулированы в начале 50-х годов
в профсоюзном движении.
Шведы
исходят из того, что централизованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в производственную
деятельность фирмы, а активная политика
на рынке труда должна свести к минимуму
социальные издержки рыночной экономики.
Смысл состоит в максимальном росте производства
частного сектора и как можно большем
перераспределении государством части
прибыли через налоговую систему и государственный
сектор для повышения общего уровня жизни
и при этом без воздействия на основы производства.
Социал-демократам
удалось вывести экономику из
депрессии, используя методы «нового курса»
Рузвельта и сохраняя при этом приверженность
кейсланским методам.
Но
это привело к огромной роли государства
в распределении, потреблении национального
дохода через налоги и госрасходы, достигшие
рекордных уровней.
«Всеобщая
уравниловка» как основной социалистический
принцип распределения доходов не вызывал
никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса
1973-1974 годов. Затем последовал общий застой
экономики и усиление конкуренции на внешних
рынках. В результате некоторые отрасли
шведской промышленности оказались в
глубоком структурном кризисе.
Неустойчивость
экономического развития Швеции усилилось.
В начале 80-х последовал новый удар
– второй нефтяной кризис.
Во
второй половине 80-х резко возросла
по сравнению с западноевропейскими
странами стоимость рабочей силы и уровень
потребительс и т.д.................