Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Эволюция налога на прибыль организаций
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 08.05.2012.
Год: 2011.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ
(Филиал
ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)
Кафедра
Учета и налогообложения
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С
ОРГАНИЗАЦИЙ
НА ТЕМУ
ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Руководитель
старший
преподаватель
И.Л. Романова
Исполнитель
студент
группы НиН-07
К.У. Сыздыков
Усть-Илимск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………….
3
История
возникновения налога
на прибыль………...… 12
1.1.
Развитие налога на прибыль
организаций в дореволюционный период
в Российской империи
2.2.
Развитие налогообложения прибыли
в советское время
2.3.
Становление налога на прибыль
организаций в РФ
Сущность налога на
прибыль организаций
как элемента налоговой
системы………
5
Основные
элементы налогообложения………...…
6
2.2.
Налогооблагаемая база и особенности
ее определения
2.3.
Налоговые ставки…………….
10
Перспективы
развития налога на
прибыль организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….
26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…
28
ВВЕДЕНИЕ
Современная
налоговая система России по своему
составу соответствует налоговым
системам стран с рыночной экономикой.
Среди налогов, взимаемых с организаций,
особое место занимает налог на прибыль.
Он обладает как высокой фискальной
значимостью, так и регулирующим
потенциалом, что позволяет государству
формировать доходную базу федерального
и региональных бюджетов, одновременно
воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих
субъектов.
Тема
налогообложения прибыли в настоящее
время является весьма актуальной и
определяется следующими решающими факторами:
само налогообложение прибыли предприятий,
учреждений, организаций различных форм
собственности играет немаловажную роль
в условиях рыночных отношений в России,
так как оказывает огромное влияние на
всю финансово-хозяйствен ую деятельность
предприятий; налог на прибыль предприятий,
учреждений, организаций в системе налогов
Российской Федерации занимают важное
место, являясь одним из наиболее доходных
налоговых источников.
В
настоящее время в мире происходят
постоянные изменения стратегий
и методов, и проблематика данного
исследования несет актуальный характер.
Исходя из сказанного, актуальность темы
курсовой работы обусловлена необходимостью
определения путей совершенствования
налога на прибыль и перспективы развития.
Предметом
исследования выступает налог на прибыль
организаций.
Объектом
исследования в курсовой работе являются
общественные отношения, возникающие
в связи с развитием налогообложения прибыли
организаций.
Цель
исследования изучение и анализ развития
налога на прибыль организаций. Достижение
указанной цели видится путем решения
следующих задач:
-
исследовать сущность, основные элементы
и особенности налога на прибыль организаций;
-
проследить эволюцию развития
элементов налога на прибыль в
РФ;
-
обозначить тенденции развития налогообложения
прибыли организации;
-
выявить пути решения основных
проблем налогообложения прибыль
предприятий.
Для
проведения исследования использовалась
литература следующих авторов:
1. История
возникновения налога
на прибыль
1.1.
Развитие налога на прибыль
организаций в дореволюционный период
в Российской империи
Налог
на прибыль предприятий и организаций
имеет достаточно долгую историю. Особенности
его применения в различных странах обуславливаются
теми или иными приоритетами данной конкретной
страны или ее экономическим положением.
В
России ныне действующий налог на
прибыль предприятий и организаций,
введен с 01.01.1992 г. Однако у дореволюционной
России имеется богатый исторический
опыт в налогообложении прибыли, особенно
в период военных действий. Почти за год
до Февральской революции, 13 мая 1916 года
Совет Министров России утвердил Положение
«Об установлении временного налога на
прирост прибылей торгово-промышленных
предприятий и вознаграждения личных
промысловых занятий и о повышении размеров
отчислений на погашение стоимости некоторых
имуществ при исчислении прибылей, подлежащих
обложению процентным сбором».
Принятый
в годы Первой мировой войны нормативный
акт, в свою очередь носил ярко выраженный
чрезвычайный характер. Срок его действия
был рассчитан на 1916 и 1917 годы. Налогообложению подлежали:
-
предприятия, обязанные публично отчитываться
о результатах своей финансово-хозяйствен ой
деятельности, а также облагаемые дополнительным
промысловым налогом, если их годовая
прибыль составляла более 8 % на основой
капитал;
-
подряды и поставки, на которые были получены
особые промысловые свидетельства, если
совокупность полученных от этих видов
деятельности прибылей за 1916-1917 годы составила
не менее 2000 руб. в год;
Не
подлежали налогообложению налогом предприятия,
впервые привлеченные к платежу процентного
сбора за 1915 окладный год. Для остальных
предприятий общая сумма налогов и сборов
не должна была превышать 50 % прибыли за
отчетный год.
Надо
отметить, что налоговые органы дореволюционной
поры, даже в военное время, обеспечивали
полный контроль над прибылью как юридических,
так и физических лиц. Исчерпывающим был
и обмен информацией между всеми территориальными
налоговыми органами. Оказаться вне их
поля зрения объекту налогообложения
тогда было совершенно невозможно.
Владельцы
торговых и промышленных предприятий
высших категорий прибыльности, а
также находившихся в столицах и
крупных городах, должны были ежегодно,
не позднее 1 апреля, подавать в территориальные
налоговые органы заявления с указанием
фамилии, имени, отчества, местожительства,
рода и местонахождения предприятий, принадлежавших
ему, оборота по каждому заведению.
В
действовавшем на 1916-1917 годы положении
о промысловом налоге не содержалось указаний
об обложении дополнительным налогом
на прирост прибылей предприятий, прекративших
свою деятельность.
Этот
пробел закона восполнялся лишь практикой.
Так, с не отчетных предприятий, существовавших
только часть года, дополнительный налог
на прирост прибылей не взимался вовсе,
если они прекращали свою деятельность
до окончания раскладки. При закрытии
же предприятий после окончания раскладки
налог с них взимался полностью. Такой
порядок находился в противоречии с установкой,
согласно которой налог должен был взиматься
по расчету времени существования предприятий
в каждом окладном году.
Новыми
правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для
не отчетных предприятий был установлен
особый порядок уплаты налога на прирост
прибыли. Теперь налог взимался в размере,
соответствовавшем числу полных проработанных
до закрытия фирмы месяцев в отчетном
году. Например, если предприятие прекращало
свою деятельность 30 мая, то налог должен
был взиматься за четыре полных месяца
(январь-апрель).
Налог
на прирост прибыли и вознаграждения
должен был взиматься в следующих
размерах:
1.
С предприятий, не обязанных публично
отчитываться о результатах своей деятельности,
лиц высшей администрации акционерных
предприятий, индивидуальных предпринимателей
с суммы прироста прибыли или вознаграждения
до 1000 руб. – 30 %, до 15 тысяч руб. – 41 %, свыше
100 тысяч руб. – 60 %;
2.
С предприятий, обязанных публично
отчитываться о результатах своей финансово-хозяйствен ой
деятельности при отношении прибыли к
основному капиталу в размере 6 % – ставка
налога 40 % суммы прироста прибыли, 9,5 %
прибыли к стоимости основного капитала
– 50 % суммы прироста прибыли. Предельный
размер обложения прибыли отчетных предприятий
достигал 90 %.
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что Правительство дореволюционной
России находило довольно адекватные
способы сбора налога на прибыль, которые
позволяли в определенной степени учесть
специфику того времени в отношении распределения
бремени на налогоплательщиков, и в то
же время собирать достаточные средства
для покрытия расходов. [5]
1.2.
Развитие налогообложения прибыли в советское
время
1.3.
Становление налога на прибыль организаций
в РФ
Августовские
события 1991 года ускорили процесс распада
СССР и становление России как политически
самостоятельного государства. Молодому
Российскому государству необходимо было
срочно создать свою систему формирования
доходной части бюджета. Именно в этот
период была осуществлена широкомасштабная
комплексная налоговая реформа, подготовлены
и приняты основополагающие налоговые
законы.
27
декабря 1991 года был принят
Закон РФ № 2118-1 «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации», предусматривающий
в статье 5 различные объекты налогообложения,
в том числе налогообложение доходов (прибыли),
регулируемое соответствующим Законом
РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль
предприятий и организаций», впоследствии
многократно изменявшийся и дополнявшийся.
В декабре 1991 года налоговая система России
в основном была сформирована.
Формирование
и распределение прибыли в
условиях рыночной экономики в нашей стране
предусматривает законодательство по
налогообложению прибыли предприятий,
в соответствии с которым на уровне хозяйствующего
субъекта возникает целая система прибылей:
валовая (балансовая) прибыль, прибыль
от реализации основных фондов и иного
имущества предприятия, прибыль по внереализационным
операциям, чистая прибыль. Кроме того,
различают прибыль, облагаемую налогом,
и прибыль, не облагаемую налогом. Причем
каждая из прибылей имеет свой экономический
смысл и влияет на налоговую базу предприятий.
При
принятии Закона № 2116-1 от 27.12.91 года «О
налоге на прибыль предприятий и организаций»
в состав налогоплательщиков входили:
1.
Предприятия и организации (в
том числе бюджетные), являющиеся
юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации, включая созданные
на территории Российской Федерации предприятия
с иностранными инвестициями, международные
объединения и организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность;
2.
Филиалы и другие обособленные
подразделения предприятий и
организаций, имеющие отдельный баланс
и расчётный счёт. С 01.01.95 года плательщиками
налога на прибыль являются также кредитные
и страховые организации. А при включении
филиалов и других обособленных подразделений
в состав налогоплательщиков учитывается
наличие не только расчётного, но и текущего
и корреспондентского счетов;
3.
Компании, фирмы, любые другие
организации, образованные в соответствии
с законодательством иностранных государств,
которые осуществляют предпринимательскую
деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства.
С
01.01.96 года в состав налогоплательщиков
вошли филиалы кредитных и страховых
организаций, филиалы (территориальные
банки) Сберегательного банка Российской
Федерации, созданные в республиках, краях,
областях, городах Москве и Санкт-Петербурга,
за исключением прочих филиалов (отделений)
Сберегательного банка Российской Федерации[9].
Порядок
определения налогооблагаемой прибыли
отнюдь не прост. Существует законодательно
закрепленная система определения результатов
деятельности предприятий при совершении
различных хозяйственных операций, оказывающих
влияние на конечный их финансовый результат
или налогооблагаемую базу предприятий.
Так
законодательством закреплено определение
финансового результата по следующим
хозяйственным операциям:
-
при определении прибыли от
реализации основных фондов и
иного имущества предприятия для целей
налогообложения учитывается разница
между продажной ценой и первоначальной
или остаточной стоимостью этих фондов
и имущества, увеличенной на индекс инфляции,
исчисленный в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации;
-
по предприятиям, осуществляющим
реализацию продукции (работ,
услуг), по ценам не выше фактической
себестоимости, для целей налогообложения
принимается рыночная цена аналогичную
продукцию (работы, услуги), сложившаяся
на момент реализации, но не ниже фактической
себестоимости;
-
суммы, внесенные в бюджет в
виде санкций в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
не включаются в состав расходов от внереализационных
операций;
-
и другие хозяйственные операции.
Статьей
25 вышеуказанного Закона «Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации» предусмотрено, что Госналогслужбой
РФ по согласованию с Министерством финансов
РФ издаются инструкции и методические
указания по применению законодательства
о налогах.
Так,
порядок исчисления и уплаты налога
на прибыль 1992-1995 годах изложен в Инструкции
№ 4 от 06.03.92 г. «О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций», а с 1996 года – в аналогичной
ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции
распространяются на российских юридических
лиц. Иностранные же юридические лица
использовали в 1992-1995 годах Инструкцию
№ 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли
и доходов иностранных юридических лиц»,
а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию
№ 34 от 16.06.95 г.
В
данные инструкции вносились изменения
и дополнения согласно изменявшемуся
законодательству. На изменения в налогообложении
прибыли огромное влияние оказывают изменения
направлений государственной экономической
политики в нашей стране.
В
целях налогообложения валовая
прибыль уменьшается на суммы:
-
доходов в виде дивидендов, полученных
по акциям, принадлежащих предприятию
– акционеру и удостоверяющим право владельца
этих ценных бумаг на участие в распределении
прибыли предприятия- эмитента, а также
доходов в виде процентов, полученных
владельцами государственных ценных бумаг
Российской Федерации, государственных
ценных бумаг субъектов Российской Федерации
и ценных бумаг органов местного самоуправления;
-
доходов от долевого участия в деятельности
других предприятий, кроме доходов, полученных
за пределами Российской Федерации;
-
доходов (включая доходы от аренды и иных
видов использования) казино, иных игорных
домов (мест) и другого игорного бизнеса,
видеосалонов (видеопоказа), от проката
видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых
в сумме разницы между выручкой и расходами
( включая расходы на оплату труда ) от
этих услуг;
-
прибыли от посреднических операций и
сделок, если ставка налога на прибыль,
зачисляемого в бюджет субъекта Российской
Федерации , отличается от установленной
по основному виду деятельности ставки
налога на прибыль , зачисляемого в бюджет
субъекта Российской Федерации;
-
прибыли от страховой деятельности,
если ставка налога на прибыль,
зачисляемого в бюджет субъекта Российской
Федерации, отличается от установленной
по основному виду деятельности ставки
налога на прибыль, зачисляемого в бюджет
субъекта Российской Федерации;
-
прибыль от осуществления отдельных
банковских операций и сделок,
если ставка налога на прибыль,
зачисляемого в бюджет субъекта
Российской Федерации , отличается
от установленной по основному виду деятельности
ставки налога на прибыль, зачисляемого
в бюджет субъекта Российской Федерации;
-
прибыль от реализации произведенной
сельскохозяйственной и охотохозяйственной
продукции, а также от реализации произведенной
и переработанной на данном предприятии
сельскохозяйственной продукции собственного
производства, за исключением прибыли
сельскохозяйственных предприятий индустриального
типа, определяемых по перечню, утверждаемому
законодательным (представительным) органом
субъекта Российской Федерации[6].
При
исчислении налогооблагаемой базы банков
валовая прибыль уменьшается на сумму
отчислений на формирование резервов
под обесценение ценных бумаг и на возможные
потери по ссудам в порядке, установленном
Центральном банке РФ по согласованию
с Министерством финансов РФ.
Бюджетные
учреждения и другие некоммерческие
организации, имеющие доходы от предпринимательской
деятельности, уплачивают налог с получаемой
от такой деятельности суммы превышения
доходов над расходами.
Объединяемые
предприятиями в целях осуществления
совместной деятельности денежные средства,
остающиеся в их распоряжении после уплаты
налога, иное имущество, а также средства
добровольных пожертвований и взносов
граждан не подлежат обложению налогом.
При
этом объектом налогообложения является
прибыль, которая получена в результате
использования указанных средств.
Для
бирж объектом налогообложения является
прибыль, полученная от сдачи в аренду
и продажи брокерских мест, от совершаемых
на бирже сделок купли-продажи товаров,
ценных бумаг, валюты, иного имущества,
а также от других видов предпринимательской
деятельности.
При
определении прибыли иностранных
юридических лиц учитываются следующие
особенности её формирования:
1.
Налогообложению подлежит только
та часть прибыли, которая получена
в связи с их деятельностью
в Российской Федерации.
Для
целей налогообложения не учитывается
полученная ими прибыль по:
-
внешнеторговым операциям, совершаемым
исключительно от имени данного
иностранного юридического лица и связанным
с закупкой продукции (работ, услуг) в Российской
Федерации;
-
товарообмена и операциями по
экспорту в Российскую Федерацию
продукции (работ, услуг), при которых юридическое
лицо по законодательству Российской
Федерации становится собственником продукции
(работ, услуг) до пересечения ею государственной
границы;
-
за исключением прибыли, полученной от
продажи продукции с расположенных на
территории Российской Федерации и принадлежащих
иностранному юридическому лицу или арендуемых
им складов;
2.
В случаях, когда деятельность ими осуществляется
не только в Российской Федерации, но и
за её пределами, и при этом не ведется
отдельного учёта прибыли, позволяющего
определить прибыль от деятельности, осуществляемой
ими через постоянное представительство,
сумма прибыли может быть определена на
основе расчёта, согласованного налогоплательщиком
с налоговым органом, контролирующим его
платежи в бюджет;
3.
В случае если не представляется
возможным прямо определить прибыль,
полученную иностранным юридическим
лицом от деятельности в Российской
Федерации, налоговый орган вправе
рассчитать её на основании
валового дохода или произведенных
расходов исходя из нормы рентабельности
25 процентов.
С
1992 года ставка налога на прибыль составляла
32 % для предприятий и иностранных
юридических лиц, а для бирж, брокерских
контор, а также предприятий – по
прибыли от посреднических операций и
сделок – в размере 45 %.
С
01.01.94 года налог на прибыль предприятиями
и организациями (в том числе
иностранными юридическими лицами) уплачивается
по ставке 13 % в части, зачисляемой в федеральный
бюджет, и не более 22 % – в части уплачиваемой
в бюджеты субъектов РФ, а для предприятий
по прибыли, полученной от посреднических
операций и сделок, бирж, брокерских контор,
банков, других кредитных организаций
и страховщиков – по ставкам в размере
не свыше 30 %.
Пи
этом регламентируется законодательством
лишь предельный размер ставки, подлежащей
уплате в бюджеты субъектов РФ,
а конкретная ставка определяется представительными
органами этих субъектов. Предельный размер
общей ставки налога для предприятий и
организаций (в том числе иностранных
юридических лиц) составлял 35 %, а для предприятий
по прибыли, полученной от посреднических
операций и сделок, бирж, брокерских контор,
банков, других кредитных организаций
и страховщиков – 43 %.
Таким
образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено
за представительными органами субъектов
Российской Федерации право, предоставлять
дополнительную льготу налогоплательщикам
в виде понижения ставки налога, подлежащего
уплате в их бюджеты.
Налоговым
Кодексом РФ предусматривалось понижение
ставки налога, принадлежащей уплате в
федеральный бюджет до 11 %, а в бюджеты
субъектов Федерации предельный уровень
ставки планируется понизить до 19 %. Общая
ставка налога будет составлять не более
30 %.
Законом
«О налоге на прибыль предприятий
и организаций” в первоначальной
его редакции предусматривалось также
уплата в бюджет помимо налога на прибыль
налогов со следующих видов доходов:
а)
дивидендов, процентов, полученных по
акциям, облигациям и иным выпущенным
в Российской Федерации ценным бумагам,
принадлежащим предприятиям, за исключением
доходов, полученных по государственным
облигациям и другим государственным
ценным бумагам[5].
С
1 января 1997 года дополнительно введен
следующий порядок исчисления налога
на прибыль:
-
все предприятия, за исключением бюджетных
организаций, малых предприятий и иностранных
юридических лиц, имеют право перейти
на ежемесячную уплату в бюджет налога
на прибыль, исходя из фактически полученной
прибыли за предшествующий месяц и ставки
налога;
-
исчисление фактической суммы налога
на прибыль производится предприятиями
на основании расчетов налога по фактически
полученной прибыли, составляемых ежемесячно
нарастающим итогом с начала года, исходя
из фактически полученной ими прибыли,
подлежащей налогообложению с учетом
предоставленных льгот, и ставки налога
на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая
уплате в бюджет, определяется с учетом
ранее начисленных сумм платежей. Указанные
расчеты представляются предприятиями
в налоговые органы по месту своего нахождения
не позднее 20 числа месяца, следующего
за отчетным;
-
одновременно с расчетами налога
по фактически полученной прибыли
предприятиями представляются дополнительные
материалы по определению налогооблагаемой
прибыли, а также обоснованные расчеты
по предоставлению налоговых льгот. Малые
предприятия и бюджетные организации,
имеющие прибыль от предпринимательской
деятельности, уплату в бюджет налога
на прибыль производят ежеквартально,
исходя из фактически полученной прибыли
за предшествующий отчетный период;
-
органам законодательной (представительной)
власти субъектов РФ предоставляется
право на установление ежеквартальной
уплаты налога на прибыль, исходя из фактически
полученной прибыли за истекший квартал
предприятиям, добывающим драгоценные
металлы, драгоценные камни, общественным
организациям, религиозным объединениям,
жилищно-строительны , дачно-строительным
и гаражным кооперативам, садоводческим
товариществам;
-
порядок уплаты в бюджет налога
на прибыль определяется предприятием
и действует без изменения до конца календарного
года.
Уплата
налога на прибыль производится по
квартальным расчетам - в пятидневный
срок со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за квартал, а по
годовым расчетам – в десятидневный срок
со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за истекший год,
а введенная согласно вышеуказанным изменениям
уплата налога по месячным расчётам –
не позднее 25 числа месяца, следующего
за отчётным.
Предприятия
же с иностранными инвестициями производили
уплату квартальных авансовых взносов
налога в размере одной четверти годовой
суммы платежей не позднее 15 числа последнего
месяца каждого квартала. Авансовая сумма
налога за текущий год определялась ими
самостоятельно исходя из предполагаемой
прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически
полученную за истекший календарный год,
исчисляется на основании бухгалтерского
отчёта не позднее 15 марта года, следующего
за отчётным. Уплата налога производилась
в десятидневный срок со дня, установленного
для представления годового бухгалтерского
отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий
установлен общий порядок уплаты налога
в бюджет.
Излишне
внесенные суммы налога засчитываются
в счёт очередных платежей или возвращаются
плательщику в десятидневный срок со дня
получения его письменного заявления[9].
С
1 января 2002 г. вступила в силу глава
25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»,
где был реализован ряд мер по реформированию
налога на прибыль. Основными из этих мер
стали следующие:
1.
Отмена значительной части льгот
и вычетов. Основным последствием
данного решения стала отмена инвестиционной
льготы, позволявшей уменьшать до половины
налогооблагаемой прибыли на величину
капитальных вложений производственного
назначения и капитальных вложений в жилищное
строительство, уменьшенную на величину
начисленной за период амортизации, а
также на проценты по заемным средствам,
направленным на финансирование тех капитальных
вложений, на которые распространялась
эта льгота (однако надо учитывать, что
половиной прибыли ограничивался совокупный
вычет по большинству льгот, причем возможность
уменьшения налоговой базы на убытки прошлых
лет также относилась к льготам);
2.
Снижение максимальной ставки
налога с 35 до 24 %;
3.
Снятие ряда ограничений на
принятие к вычету расходов, необходимых
для ведения бизнеса. К их числу
относятся расходы на ремонт и техническое
обслуживание основных средств, расходы
на рекламу, расходы на имущественное
страхование и страхование коммерческих
рисков, на выплату процентов по заемным
средствам (ранее к вычету принимались
проценты по кредитам, направленным на
приобретение основных средств, кроме
тех, на которые распространялась инвестиционная
льгота, и в пределах ограничений на льготы),
расходы на обучение персонала и др.;
4.
Изменение начисления амортизации.
Основным изменением порядка вычета
амортизации стала возможность применения
нелинейного способа начисления амортизации
для большинства групп активов; кроме
того, нормы амортизации были существенно
увеличены;
5.
Переход с кассового метода
на метод начисления. Вступление
в силу главы 25 НК РФ повлекло за собой
переход для большинства предприятий
на обязательное ведение налогового учета
реализованной продукции и прибыли по
факту отгрузки продукции, а не ее оплаты;
Определенное
влияние изменений налогового законодательства
просматривается и раньше, с принятием
отдельных глав части второй НК РФ. В частности,
основными изменениями в налоговом законодательстве,
предполагавшими влияние на поступления
по налогу на прибыль организаций, были
следующие:
•
расширение налоговой базы из-за отмены
оборотных налогов;
•
изменение налоговой базы в связи
с введением новых ставок акцизов;
•
введение муниципальной ставки по налогу
на прибыль организаций в размере
5%.
Перечисленные
выше изменения законодательства повлекли
за собой существенные колебания валовой
и налогооблагаемой прибыли и соответственно
поступлений налога на прибыль организаций
в бюджетную систему.
Помимо
реформы 2002 г. на поступления налога
на прибыль организаций повлияли
следующие изменения в налоговом
законодательстве, вступившие в силу
в последующие годы:
•
увеличение налоговой ставки по доходам,
полученным в виде дивидендов от российских
организаций российскими организациями
с 6 до 9 % в 2005 г.;
•
изменение базы из-за увеличения ставок
налога на добычу полезных ископаемых
по нефти и газу горючему природному, из-за
увеличения ставок экспортных пошлин
на нефть, а также из-за снижения базовой
ставки ЕСН (утратившего силу) в 2005 г.;
•
ускоренное списание амортизации в
размере 10 % (амортизационная премия) начиная
с 2006 г.;
•
изменение сроков списания расходов на
НИОКР начиная с 2006 г.;
•
увеличение до 50 % суммы переносимого убытка
начиная с 2006 г. И отмена ограничения на
сумму переносимого убытка с 2007 г [4].
В
2008 году ставка налога на прибыль уменьшилась
с 24 до 20 % за счет федеральной его части,
которая снижается с 6,5 до 2,5 %. Региональная
часть налога в свою очередь остается
на уровне 17,5 %. Также отменены авансовые
платежи по налогу на прибыль. Таким образом,
предприятия уплачивают налог на основании
фактически полученной прибыли [6].
По
данным ФНС, доля налога на прибыль
в налоговых доходах бюджета
по итогам первой половины 2008 года составила
18 % (НДПИ – 36 %, НДС – 31 %). По оценкам
экономической экспертной группы, налог
на прибыль составляет примерно 8,5 % от
всех доходов федерального бюджета.
Федеральным
законом от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ «О
внесении изменений в части первую и вторую
НК РФ Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
реализован комплекс мер, направленных
на совершенствование налогообложения
операций с ценными бумагами [8].
Изменения,
внесенные в НК РФ указанным Федеральным
законом, предусматривают следующее:
1.1.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций»
НК РФ дополнена новой статьей, устанавливающей
особенности определения налоговой базы
по налогу на прибыль при осуществлении
операций займа ценными бумагами.
1.2.
Урегулирован порядок удержания
налога на прибыль организаций
с доходов, перечисляемых организации-нерезиден у
в рамках договора РЕПО, договора займа
ценными бумагами или договора доверительного
управления имуществом. Так, если сделка
РЕПО или займа ценными бумагами заключается
между иностранной организацией (продавец
по первой части РЕПО либо займодавец)
и российской организацией (покупатель
по первой части РЕПО либо заемщик) и в
период, когда акции находятся у российской
организации, происходит выплата дивидендов,
предусмотрена норма, согласно которой
российская организация признается налоговым
агентом, обязанным удержать налог на
дивиденды, не удержанный у источника
выплаты дивидендов или удержанный не
в полной сумме.
1.3.
В НК РФ внесены изменения, в соответствии
с которыми операцией РЕПО признается
договор, отвечающий требованиям, предъявляемым
к договорам РЕПО Федеральным законом
«О рынке ценных бумаг». При этом объектом
договора РЕПО могут выступать эмиссионные
ценные бумаги российского эмитента, а
также инвестиционные паи паевого инвестиционного
фонда, доверительное управление которым
осуществляет российская управляющая
компания, акции или облигации иностранного
эмитента и ценные бумаги иностранного
эмитента, удостоверяющие права в отношении
ценных бумаг российского и (или) иностранного
эмитента.
1.4.
Предусмотрена возможность прекращения
обязательств по операциям РЕПО
зачетом (взаимоз и т.д.................