На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ реализации и объема производства продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Альметьевский  государственный институт муниципальной  службы» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  Бухгалтерский учет анализ и аудит
на тему: Анализ реализации и объема производства продукции 
 
 

                  Выполнил: студентка III курса
                  группы 02812
                  ___________________________ 

                  Научный руководитель:
                  ___________________________
                  ___________________________ 
                   
                   
                   
                   
                   

Альметьевск – 2011
 

Содержание 

Введение 3
1. Теоретические  аспекты анализа факторов и  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции 5
1.1. Понятие  и задачи и информационное  обеспечение анализа показателей  производства и реализации продукции 5
1.2. Виды  и методика анализа формирования и выполнения производственной программы 8
2. Анализ  анализа факторов и резервов  увеличения выпуска и реализации  продукции на примере предприятия  ОАО «АЛНАС» 16
2.1.Анализ  динамики и выполнения плана  по производству и реализации  продукции 16
2.2.Анализ ассортимента и структуры продукции 22
3. Пути  повышения качества продукции  на предприятии 29
3.1. Направления  путей совершенствования эффективности  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия 29
3.2. Эффективность  производственно-хозяйственной деятельности, в кризисных условиях 38
Заключение 48
Список  использованной литературы 50
 

Введение

 
      Переход к рыночной экономике требует  от предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
      Важная  роль в реализации этой задачи отводится  экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
      Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор  должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
      Объем производства и реализации продукции  являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
      Актуальность  темы исследования заключается в  том, что темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
      Цель  настоящего исследования является анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
      Для реализации поставленной цели в работе определены следующие задачи:
      – рассмотреть теоретические аспекты анализа анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции, а именно понятие и задачи и информационное обеспечение анализа

показателей  производства и реализации продукции, а так же виды и методику анализа  формирования и выполнения производственной программы;

     провести анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС», а именно анализ динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции и анализ ассортимента и структуры продукции;

     рассмотреть пути повышения качества продукции на предприятии, а именно конкурентоспособность как один из методов повышения качества продукции на предприятии и повышение качества с помощью нововведений.

     Прикладное  исследование проводилось методами сравнения технико-экономических  значений с нормативами и в  динамике, использовались расчетные, аналитические, экономические, математические и статистические методы.
      Методологической  основой в работе выступают труды  таких ученых, как  Ткачук М.И. раскрывающий вопросы «Основ финансового менеджмента», Ковалев В.В. в трудах которого «Финансовый  анализ» дается полная характеристика анализа производства и реализации продукции, Шеремет А.Д. в трудах которого «Методика финансового анализа» содержаться методика анализов производства и реализации продукции.
 

1. Теоретические  аспекты анализа факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

1.1. Понятие и задачи и информационное обеспечение анализа показателей производства и реализации продукции

 
 
      Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с  потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
      Поэтому анализ работы промышленных предприятий  начинают с изучения показателей  выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
      1. Анализ формирования и выполнения  производственной программы;
      1.1. Анализ объема продукции;
      1.2. Анализ ассортимента продукции;
      1.3. Анализ структуры продукции;
      2. Анализ качества продукции;
      3. Анализ ритмичности  производства;
      4. Анализ выполнения договорных  обязательств и реализации продукции.
      Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах [11, с.89] .
      Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
      Валовая продукция – стоимость всей продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
      Товарная  продукция – валовая продукция  за минусом внутризаводского оборота  и незавершенного производства.
      Реализованная продукция – стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
      Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
      Валовая продукция – это стоимость всей произведенной, продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
      Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
      Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
      Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные  показатели объемов производства и  реализации продукции (штуки, метры, тонны  и т.д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции [15, с.101].
      Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
      Нормативные трудозатраты используются также для  обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
      К основным задачам анализа производства и реализации продукции относятся:
      – оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
      – определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
      – выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
      – разработка мероприятий по освоению выявленных резервов [20, с.121] .
   
 


 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1.1.1. Виды объекта анализа
      Источники информации: плановые и оперативные  планы-графики, данные текущей и  годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.).
      Таким образом, анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: анализ формирования и выполнения производственной программы; анализ объема продукции; анализ ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. 

1.2. Виды и методика анализа формирования и выполнения производственной программы 

      В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться  натуральные (штуки, метры, тонны и  т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и  др.), стоимостные показатели объемов  производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
      Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация  изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
      В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая  влияние изменения цен» нашли  отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике  оценки объектов бухгалтерского учета  в денежных единицах одинаковой покупательной  стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты [11, с.91].
      Вторая  концепция лежит в основе «Методики  переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
      – пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
      – корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
                                    (1.2.1.)
где    VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
      VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
      Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
      Тогда сопоставимый с базисным фактический  объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле
                                                (1.2.2.)
где     ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
      С применением вышеназванных методов  нейтрализуется влияние изменения  цен на конкретный товар или товарную группу.
      Проанализируем  методику проведения анализа формирования и выполнения производственной программы.
      1) Анализ объема продукции.
      Анализ  объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста.
                                           (1.2.3.)
                                           (1.2.4.)
где   ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
      ТП0 – объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
      На  основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:
                                     (1.2.5.)

      2) Анализ ассортимента продукции.
      Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
      Номенклатура  – перечень наименований изделий  и их кодов, установленных для  соответствующих видов продукции  в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ [16, с.132] .
      Ассортимент – перечень наименований продукции  с указанием объема ее выпуска  по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой  ассортимент.
      Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным видам, включенным в номенклатуру.
      Оценка  выполнения плана по ассортименту может  производиться:
      – по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%);
      – по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
      – по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%,
где     ВПа – выполнение плана по ассортименту, %;
      ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
      ВП0 – плановый выпуск продукции.
      3) Анализ структуры продукции.
      Структура продукции – это соотношение  отдельных видов изделий в  общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
      Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.
      Прямой  счет по всем видам изделий производится по формуле:
                                      (1.2.6.)
где   ?ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;
      ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;
      ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.
      При использовании средних цен расчет производится по формуле:
                                   (1.2.7.)
где     Ц1, Ц0 – средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,
      VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
      4) Анализ качества продукции.
      Качество  продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
      Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества.
      К обобщающим показателям качества относят:
      – удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
      – удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
      – удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
      – удельный вес аттестованной продукции [16, с.134] .
      Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка  в продукте и т.д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).
      Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
      В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений.
      Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
      Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
      Качество  продукции является параметром, оказывающим  влияние на такие стоимостные  показатели работы предприятия, как  выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
      Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
                                             (1.2.7.)
                                               (1.2.8.)
                              (1.2.9.)
где    Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
      С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
      VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества;
      РПК – количество реализованной продукции повышенного качества.
      Косвенным показателем качества продукции  является брак.
      Он  делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
      Выпуск  брака ведет к росту себестоимости  продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
      В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
      5) Анализ ритмичности выпуска продукции.
      Ритмичность – равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном  планом.
      Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль [16, с.135] .
      Существуют  прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
      – коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:
      Крит. = VВП1,0 : VВП0                                   (1.2.10.)
      – коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому выпуску ( ):
                            (1.2.11.)
где   n – число суммируемых плановых заданий.
      Косвенными  показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции и др.
      В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для того используют:
      а) разность между плановым и засчитанным  выпуском продукции;
      б) разность между фактическим и  возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
      В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной  работы.
      6) Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
      Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические  данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
      На  изменение объема реализации влияют многочисленные факторы.
      Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным  ценам. Балансовое управление имеет  вид
      РП = ГПзап.I + ВП – ГПзап.II                              (1.2.12.)
где    РП – объем реализованной продукции;
      ГПзап.I, ГПзап.II – запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
      ВП  – объем выпуска продукции за период.
      Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
      Кд = (ВП0 – ВПн) / ВП0                                     (1.2.13.)
где    ВП0 – плановый объем продукции для заключения договоров;
     ВПн – недопоставка продукции по договорам.
      Таким образом, в ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. 
 

 

2. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС» 

2.1.Анализ  динамики и выполнения плана по производству и реализации продукции 

      Целесообразным  представляется рассмотреть анализ производства и реализации продукции на примере предприятия ОАО «АЛНАС».
      Производственный  комплекс «Альметьевский насосный завод» – это предприятие по ремонту  и выпуску насосных установок для добычи нефти и производству электротехнического оборудования для энергетического комплекса. Юридический статус – Открытое акционерное общество.
      Основные  производственные подразделения и  их специализация:
      1. Литейное производство специализированное производство для изготовления чугунных отливок к ЭЦН, стальное и цветное литье по выплавляемым моделям.
      Основные  участки и производственные процессы:
      участок приготовления формовочной и стержневой смеси на основе песка;
      участок изготовления стержней из стержневой смеси;
      плавильный участок – приготовление шихты и плавление чугуна необходимого химического состава;
      участок литья рабочих органов на базе автоматизированных поточных линий: формовка земляных форм из формовочной смеси, сборка форм со стержнями, литье чугуна в формы, очистка отливок, удаление остатков форм;
      участок обрубки: очистка отливок от остатков форм и стержней, зачистка литников, разбраковка и складирование отливок. Наибольшие размеры отливок – диаметр 120мм, длина 110 мм, масса отливок от 0,3 до 3 кг.
      2. Автоматный цех – обработки  отливок рабочих органов на  токарных полуавтоматах, сборка  рабочих колес, контроль и комплектация  для сборки насосов и упаковки  запасных частей.
      3. Заготовительный участок – разрезки  стальных кругов, труб, прутков на заготовки на круглопильноотрезных, абразивно-отрезных станках.
      4. Механический – цех изготовления  запасных частей для насосных  установок механической обработкой  на металлорежущих станках. 
      5. Штамповочный участок – изготовления деталей из листов, лент, прутков методом холодной листовой штамповки на кривошипных механических прессах и пресс-автоматах.
      6. Участок резинотехнических изделий  и пластмасс /РТИ и ПМ/ специализированный участок для переработки и изготовления деталей из резиновых смесей и пластмасс на вулканизационных гидравлических прессах или литьём пластмасс на термопласт-автоматах.
      7. Гальванический – участок нанесения  защитных покрытий на детали  гальваническими методами.
      8. Сборочный цех – комплектации  и сборки комплектных трансформаторных подстанций, высоковольтных линейных блоков.
      ОАО «АЛНАС» – машиностроительное предприятие, выпускающее погружные насосные установки для откачивания нефти  из скважины и запасные части к  установкам. Основан в городе Альметьевске в 1978 году. Несмотря на свою молодость, ОАО «АЛНАС» стал крупнейшим в мире производителем модульных погружных установок для добычи нефти. Основная продукция – установки погружных центробежных насосов (УЭЦН) для добычи нефти, состоящие из:
      – погружного центробежного насоса;
      – погружного электродвигателя;
      – газосепаратора;
      – кабельной линии;
      – наземного электрооборудования;
      – системы телеметрии;
      – инструментов и принадлежностей;
      – запасных частей.
      Установки позволяют откачивать нефть с  производительностью от 10 до 1500 м3 в сутки с глубины до 3000 м.
      В целях освоения новых для ОАО  «АЛНАС» рынков сбыта, были созданы  дочерние предприятия, осваивающие  выпуск новых видов продукции. Перечень видов деятельности дочерних предприятий  постоянно расширяется. Сегодня ОАО «АЛНАС» – это многоотраслевой холдинг, в состав которого входит 16 предприятий в Татарстане и на Юге России, в Москве и Западной Сибири. ОАО «АЛНАС» является лидером в технологии и разработках погружных электроустановок и владеет 68% российского рынка, в 2000 году экспортировал свою продукцию в Индию, Ирак, Канаду и Ливию.
      ОАО «АЛНАС» – один из крупнейших производителей электрических погружных установок для добычи нефти. Он является крупнейшим российским производителем, на долю которого приходится 60% производства погружных электронасосов в России, что соответствует 20% мирового рынка. Компания обладает солидной клиентской базой среди основных нефтяных компаний России (ЛукОЙЛ, Сургутнефтегаз, Татнефть).
      Анализ  начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах представлена в таблицы 2.1.1.
      Таблица 2.1.1.
Динамика  производства и реализации продукции  в сопоставимых ценах
Год Объем производства продукции, млн.руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, %
базис-ные цеп-ные базис-ные цеп-ные
1 2 3 4 5 6 7
2005 90 000 100 100 89 500 100 100
2006 92 400 102,7 102,7 92 600 103,4 103,4
2007 95 800 106,4 103,6 94 300 105,4 101,8
2008 94 100 104,5 98,2 93 500 104,4 99,2
2009 100 800 112 107,1 96 600 107,9 103,0
 
      Из  таблицы 2.1.1.видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации – на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
      Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Исчислим его по среднегеометрической:
      
      
      
      
      В приведенном примере среднегодовой  темп прироста выпуска продукции  составляет 2,87 %, а реализации продукции  – 1,92 %.
      Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в таблице 2.1.2.
      Таблица 2.1.2.
Анализ  выполнения плана по выпуску и  реализации продукции ОАО «АЛНАС» за 2009 год
Изделие Объем производства продукции, млн.руб. Реализация  продукции, млн. руб.
план факт +, – % к плану план факт +, – % к плану
Насосы 28 800 25 200 –3 600 –12,5 28 500 24 250 –4 250 –14,9
Двигатели 33 600 33 264 –336 –1,0 33 600 31 800 –1 800 –5,35
Насосы  ФС 19 200 22 176 +2 976 +15,5 18 900 21 350 +2 450 +13,0
Двигатели ФС 14 400 20 160 +5 760 +40,0 14 250 19 200 +4 950 +34,7
Итого 96 000 100 800 +4 800 +5,0 952 500 96 600 +1 350 +1,42
 
      Из  таблицы видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
      Оперативный анализ производства и отгрузки продукции  осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана, которая представлена в таблице 2.1.3.
      Таблица 2.1.3.
Оперативный анализ выполнения плана по выпуску и отгрузке продукции ОАО «АЛНАС», млн.руб.
Вид продукции План 01.01.2009 г.
на  сутки на месяц План  с начала месяца Фактический объем Отклонение  от плана
за  сутки с начала месяца
Насосы:            
выпуск 80 1 600 80 82 82 +2
отгрузка 82 1 640 82 78 78 –4
Двигатели:            
выпуск 125 2 500 125 124 124 –1
отгрузка 126 2 520 126 128 128 +2
Итого:            
выпуск 330 6 600 330 329 329 –1
отгрузка 333 6 660 333 330 330 –3
 
      Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
      Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
      В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с  нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств, которая представлена в таблице 2.1.4.
      Таблица 2.1.4.
Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за март ОАО «АЛНАС», млн.руб.
Изделие Потре-битель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопос-тавка продукции Зачетный объ-ем в пределах плана
1 2 3 4 5 6
Насосы 1 800 850 –50 800
Двигатели 2 800 750   750
Насосы  ФС 3 600 700   600
Двигатели ФС 1 500 500   500
Двигатели С 2 1 200 1050 –150 1 050
Итого   8 000 8500 –800 7 200
 
      Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
     
     Из  таблицы 2.1.4. видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год – на 5 %, которая представлена в таблице 2.1.5.
  Таблица 2.1.5.
  Анализ  выполнения договорных обязательств за 2009 г., млн.руб.
Месяц План  поставки продукции Недопоставка  продукции

Выполнение, %

за  месяц

с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года
1 2 3 4 5 6 7
Январь 7 500 7 500 –300 –300 96,0 96,0
Февраль 7 800 15 300 –100 –400 98,7 97,4
Март 8 000 23 300 –800 –1200 90,0 94,8
Декабрь 9 500 95 850 –4800 100,0 95,0
 
      Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
      Таким образом, за пять лет объем производства ОАО «АЛНАС» возрос на 12 %, а объем реализации – на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями. За 2009 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. За декабрь месяц 2009 г. недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год – на 5 %. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. 

2.2.Анализ  ассортимента и структуры продукции 

      Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
      При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  учитывает, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
      – определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
      – оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
      – изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
      – оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
      Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
      Выполнение  плана по ассортименту продукции  представлена в таблице 2.2.1.
      Таблица 2.2.1.
Выполнение  плана по ассортименту продукции по ОАО «АЛНАС»
Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, млн.руб. Процент выполне-ния  плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана  по ассортименту
1 2 3 4 5
Насосы 28 800 25 200 87,5 25 200
Двигатели 33 600 33 264 99,0 33 264
Насосы  ФС 19 200 22 176 115,5 19 200
Двигатели ФС 14 400 20 160 140,0 14 400
Итого 9 600 100 800 105,0 92 064
 
      Из  таблицы 2.2.1. видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .
      Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
      Увеличение  объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
      Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
      Анализ  структуры товарной продукции представлена в таблице 2.2.2..
      Таблица 2.2.2.
Анализ  структуры товарной продукции ОАО «АЛНАС»
Изделие Опто-вая  цена за 1 туб., тыс. руб. Объем производства продукции, туб* Товарная  продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план Фактически  при плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6 7 8
Насосы 5 000 5 760 5 040 28 800 29 550 25 200 –4 350
Двигатели 6 000 5 600 5 544 33 600 34 475 33 264 –1 211
Насосы  ФС 7 000 2 743 3 168 19 200 19 700 22 176 +2 476
Двигатели ФС 7 500 1 920 2 688
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.