На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Философия. Ответы

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Понятие мировоззрения,  его структура,  функции и исторические  типы.
Мир-ние-система целостных и обобщенных представлений на окр-щий мир и обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их ценностные ориентиры и принципы деят-сти.
Ф-ции: 1)познавательная;2)ценностная;3)поведенческая.
Структура: 1)знания;2)ценности;3)убеждения и эмоции.
Класс-ции  форм и типов мир-ния:
1.по субъекту:1)мир-ние чел-ка;2)класса или соц. группы;3)общества;4)историч. эпохи.
2.системность и обоснованность представлений об окр. мире: 1)не теоретич. формы мир-ния(обыденное или повседневное, миф-кое и религиозное);2)теоретич.(философское и научное).
3.генезис или развитие фил-ии(историч. типология): 1)миф-кое;2)религиозное;3)фил-кое.
Миф-предание, формирует эмоц.-чувст. картину мира. Ему присущи не критичность и традиционализм. Религия- форма общ-ного сознания, совокупность дух. представлений, основанных на вере в сверхъестественность. Фил-ия- одна из теоретич. форм мир-ния, отличающаяся всеобщностью, абстрактностью, критичностью и рефлексией(внутр. опыт и размышления). 

2. Происхождение философии,  ее предмет и  основные проблемы.
Предмет философии, проблемное поле философии, структура  философского знания.
Объектом философии  выступает Мир, как единое целое, если конкретные науки (физика, химия и др.) своим предметом имеют законы и св-ва , действие в какой-то отдельной области материального Мира, то предметом философии выступают законы, св-ва и формы бытия, действующие во всех областях материального Мира. Можно выделить несколько основных проблем философии:
    Проблема первоосновы всего мира
    Проблема познания мира
    Проблема развития мира
    Проблема человека и места в мире
 
3. Структура философского  знания и функции  философии.
Структура философского знания. Уже на ранних этапах развитие философского знания наметилась его дифференциация, то есть выделялись такие философские дисциплины, как этика, эстетика, логика, религиоведение. В настоящее время выделяют следующие разделы фил-го знания:
    Онтология – это учение о фундаментальных принципах существования Мира.
    Гносеология – это раздел философии, в котором обсуждаются вопросы, связанные с познанием действительности.
    Аксиология – это учение о ценностях.
    Праксиология – это учение о практическом отношении человека и мира.
    Антропология – это философское учение о человеке.
    Социальная философия (рассматривает специфику и динамику общественной жизни, а так же смысл и предназначение истории).
 
4. Взаимосвязь философии,  науки, искусства,  морали и религии
Появление философии  означало утверждения принципиального по сравнению с мифологией и религией типа мировоззрения. В нём представления о мире обосновываются рациональными средствами и использованием теоретических понятий.
Мифология, религия, искусство, мораль также обращаются к фундаментальным вопросам бытия, однако в отличии от искусства и мифологии, философия оперирует не к чувствам, а к разуму, а в отличие от религии, основывается не на вере, а системно обосновывает свои доказательства с использованием логических доказательств.
Философия тесно  связана с наукой. И философия, и наука- теоретические формы мировоззрения , они имеют свой предмет и методы  исследования, но в отличии от науки, философия во-первых исключает эксперимент, во-вторых философия является более универсальной, чем наука, поскольку она выявляет более общие закономерности мира, другими словами – обобщает опыт всех наук. В-третьих философия способствует гуманизации науки, т.к. конструируя свою картину мира она опирается на совакупный опыт, выражаемый в нормах нравственности и в различных формах общественного сознания. 
 
 
 
 
 
 

5. Основные достижения  античной философии  докассического периода.
Античная философия  возникла в 7-6в. до н.э. в греческих  городах-государствах(полисах).
Выгодное географическое положение на  пересечении торговых путей, высокий динамизм общественной жизни и демократическая форма гос. правления обусловили специфику греч. фил. В отличии от восточной философии, греческая фил. развивалась как аппозиция по отношению к мифу и религии,  фил. не существует в отрыве от практического опыта.
Перед фил. стояла цель  не только сохранить существующие знания, но и преумножить их.Отличительными чертами были: антологизм, космологизм.
Антологизм- учение о сущности и устройстве мира
Космологизм- создание моделей космоса, как упорядоченного целого.
Первая школа-Милетская . Порвала с мифологической традицией, поставила вопрос о первооснове  мира.
Фалес считал первоосновой воду
Анаксимен считал первоосновой воздух
Анаксимандр считал первоосной аперон(некое беспредельное  начало)
Гераклит считал первоосновой огонь. Он полагал, что мир един и не создан никем из Богов, мир будет всегда живым огнем закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Всё существующее переходит из одного состояния в другое. 

6. Основные проблемы  античной философии  классического периода.
Пифогорейская школа преобретает большое влияние  в 4 в. до н.э. Последователи Пифагора считали первоосновой мира “число”  или количественное отношение. Именно это представление в основе математического  символизма и суеверий.
Учение Сократа знаменовало поворот от материализма к идеализму. Сократ утверждал, что знание это понятие об общем. Общее можно установить через индукцию(рассуждение от частного к общему).
В ходе беседы при  помощи критических вопросов устанавливается  истинное знание.
Платон является родоначальником объективного идеализма. Он боролся против материалистичного учения своего времени.
Он считал, что  сущ-ет  2 мира:
-мир идей- первичен,  олицетворяет собой добро, красоту.
-мир вещей
По Платону  мир идей вечный, истинный, неизвестный, а мир вещей вредный, бледный.
Аристотель- систематизатор всего античного знания. Он впервые  осуществил классификацию наук и  заложил основы формальной логики. Он стремился устранить разрыв между  идеализмом и материализмом. Он доказывал, что форма или материя не может сущ-ть без идеи и наоборот.
Аристотель остается идеалистом т.к. он считал, что миром  правит Ум(НУС)-первый двигатель, кот. находится  за пределами космоса.
Элейская школа. Её представители -Зенон и Перминид   утверждали, что мир неподвижен, имеет форму шара, явл. умопостигаем.
Школа Атомизма. Представители- Демокрит и Левкипп, считали, что мир можно постичь  рационально. У них мир мир  распадался на множество атомов. В  их учении содержится идея о бесконечности  мира(мир бесконечен в своем многообразии) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Исторические этапы  развития и харктерные  черты средневековой  западноевропейской  философии. Проблема  универсалий поздней  средневековой философии.
В это  время происходило становление  христианской догматики и утверждение феодализма,который в качестве своей идеологической основы использовал христианство.Филасофия была идеалистической.Для философии данного периода характерны особенности:1)теоцентризм-представление о том,что источником всякого бытия является Бог.2)Символизм-стремление находить скрытое значение того или иного предмета.3)Креоцинизм-учение о сотворении Богом мира из ничего.4)Средневековый антропоцентризм-представление о человеке как о венце божественного творения,который рассматривался в качестве привелигированного существования и повелителя всего того,что созданно до него.5)предмет веры над разумом-вера считалась более совершенной,познавательной способностью,чем разум.
Периоды:1)патристика-время  становления христианской догматики,в  которой ведущим элементом являются идеи Платона.Представитель-августин Блаженный.считал,что Бог сотворил не только мир,но и время,сам бог вечен,а человек имеет прошлое,настоящее и будущее,таким образом,время чисто человеческое понятие.2)схоластика-развитие христианской философии под слиянием идей Аристотеля.Представители-Абеляр,Аквинский,доказательства бытия велись с позиций номинализма и реализма.номинализм-направление,считавшее универсалия лишь имена предмета.Реализм-направление,утверждающее,что универсалии существуют объективно и предшествуют существованию единичных вещей.Конщептуализм-направление,которое отрицало реальное существование универсалий,ноо признавало их наличие в сознании людей как особой формы познавательной деятельности.Таким образом концептуализм представляет собой попытку применить номинализм и реализм. 

8. Особенности и  рациональные идеи  философии Ренессанса.
  14-16 столетие получили название эпоха Возрождения или ренессанса. Эпоха получила такое название т.к происходил возврат к идеалам античности, растет интерес ко всему живому и человеческому. Развитие городской жизни мануфактурного производства, торгово-денежные отношения повышали самосознание личности. Это существенным образом отразилось и на развитии философии. Основными чертами философии эпохи Возрождения являлись:1)антропроцентризм- это представление о том , что человек есть центральное звено в мироздании. 2)гуманизм- это система воззрений придающая человеку знание приоритетной  ценности. 3)пантеизм- (все бог) это учение отождествляющее Бога и природу. 4)антисхоластическая направленность – это борьба с воззрением схоластики. В развитии философии выделяют 3 этапа: 1)гуманистический (14- до середины 15 века) Представители: Данте, Петрарко, Томос, Морг, Мишень Монтень, Роттердамский. Они демонстрировали глубочайший интерес к человеку. 2)неоплатонический (15- 16 века) Представители: Николай Кузанский, Пико Мирандоло. Занимались разработкой антологической проблематикой , развивая учение Платона. 3)натурфилософский(16-17 века) принималась попытка сформировать научное мировоззрение  и обосновать материализм. Николай Коперник - утверждал гелиоцентризм- это представление о том, что земля круглая вертится вокруг своей оси и является одной из планет солнечной системы. Джордано Бруно высказал идею о бесконечности природы и бесконечности миров во вселенной. Галилей  считается одним из основателей экспериментального теоретического естествознания. По его мнению достоверное знание  это единство чувственного и  абстрактного.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Основные темы и особенности философии Нового времени. Формирование методологии науки, эмпиризм и рационализм.
Философия нового времени-совокупность учений,сформировавшихся в период с 17-сер18в.Данный исторический тип философии складывался в  процессе разложения феодалзма.Развитие буржуазных отношений обусловило необходимость знаний о природе,основанных на наблюдениях и эксперементах.Под влиянием эксперементольно-материального естествознания философии доминировали метафизика и механизм.
Механизм-сведение сложного к простому,отрицание качественного своеобразие законов природы и стремление объяснить движение и взаимодействие объектов,исходя из законов классической механики.
В новое время  именно наука становится ведущей  в мировоззрение эпохи.
Целью научного познания явилось увеличение власти человека над природой.Именно поэтому в философии преобладала гносеологическая проблематика. Основным вопросом оказывается поиск метода научного познания.В этой связи сформировалось 2 потока,которые по разному трактовали источник и природу человеческого знания:
  эмпиризм(опыт)-учение  в теории познания,которое считает  чувственный опыт единственным  источником знаний.Родоначальник-англ  философ Френсис Бэкон(1561-1626).Он  считал,что философия должа носить  практический характер,а не умозрительный.Он 1 заявил,что методология экспериментального естествознания  выступает основой будущего господства человека над природой.Он разрабатывал индивидуальный метод,который предполагает использование наблюдения,анализа сравнения и эксперемента.Он провозглашал материальные принципы,всё же допускал существованье бога,и с точки зрения идеализма он интерпретировал закономерности общественной жизни.
  рационализм(родоночалькик  фр.философ Рене Декарт(1596-1650))-учение  в теории познания,которое признают  разум в качестве единственного источника истинного познания.Декарт абсолютизирует знание рационального  начала и дедуктивного метода познания,он стремился всё существующее подвергнуть радикальному сомнению,поскольку ни данные ощущения,ни результаты мышления не отдают достоверного знания,достоверным остаётся только то,что сомнения существуют в процессе познания.Декрт отводил исключительную роль дедукции,которая включает 3 составляющии:
    -признание  истинным то,что признаётся отчётливым
    -выделение  простых элементов знания
    -восхождение от простого к сложному
      Другими словами роль опыта  у Декарта сводилась к практической  проверки данных интеллекта.Он  считал,что теоретические идеи  являются врождёнными и их  нельзя обнаружить в опыте. 

10. Основные достижения  немецкой классической философии. (Кант, Гегель, Фейербах)
Немецкая классическая философия – совокупность философских  учений, разработанных во второй половине18 – нач.19века Кантом, Фейербахом, Гегелем, Шеллингом, Фихте. Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность, идеализм,  гносеологическая, онтологическая, антропологическая проблематика.
Родоначальник нем. класс. философии  Эммануил Кант. В его творчестве выделяют 2 периода:
1)докритический
2)критический
В докритический  период Кант занимался проблемами естествознания. В своей книге «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант пишет о том, что  Солнечная система появилась из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развивается по законам Ньютона. В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, в биологии высказал идею о гениологической классификации живого мира.
В критический  период Кант занимается философией. Он впервые обосновал творческий характер человеческого познания, мышления и  деятельности. Кант считал, что существует доопытная основа всех научных истин в сознании человека. Но человек не может познать мир полностью,т.к. мир выступает по отношению к человеку как «мир вещей-в-себе» и как «мир явлений».
«Вещь в себе» - внешняя реальность, которая принципиально недоступна для познания.
«Мир  явлений» - способ, посредством которого вещи обнаруживаются в опыте человека.
Кант впервые  поставил вопрос о структуре познавательного  процесса. Он представляет собой сочетание  чувственного и рассуждающего мышления. Именно рассудок подводит в многообразии чувственного материала под единство понятий. Теоретически разум познает только то, что сам формулирует. Следовательно, человек может познать только то, что сам создает. По Канту не только знания, но и нравственные нормы имеют доопытное происхождение. Мораль носит необходимый и всеобщий характер.
Кант сформулировал  категорический императив. Его смысл: всякий человек должен руководствоваться таким правилом, которое могло бы стать всеобщим законом.
Творчество Гегеля.
  Исходное положение его философии – панлогизм – тождество бытия и мышления. По Гегелю мышление – не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, которая не зависит от человека. Мыслит не только человек, но и весь мир.  Гегель считает мышление первоосновой мира и называет его абсолютной идеей. Абсолютная идея в своем развитии проходит стадии:
    Развитие идеи в своем собственном лоне – логика, в  которой идея  раскрывает свое содержание в системе понятий.
    Развитие идеи в форме природы – природа является внешним проявлением саморазвития логических категорий.
    Развитие идеи в истории, т.е. абсолютная идея проявляется в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Заслуга Гегеля: попытался раскрыть источник непрерывного развития и становления всего существующего. Причиной развития является противоречивая природа самой абсолютной идеи.
В философии  Гегеля следует различать диалектический метод познания и гегелевскую систему, т.е учение о природе и обществе, как форм существования абсолютной идеи.
Диалектика Гегеля предполагает, что развитие носит  всеобщий характер и не имеет предела. Гегелевская система отрицает всеобщность  развития, т.е. природа не развивается  в пространстве, а только разнообразится. Она ставит предел развитию мышления, познания и общества.
Итогом общественного  развития Гегель признавал установление ограниченной конституционной монархии и преобразование общества в буржуазном духе.
Людвиг  Фейербах является последним представителем нем.класс.философии являющийся автором антропологического материализма(человек представляет собой психофизическое единство, т.е. единство души и тела).
Критикует идеализм нем.класс.философии и продолжает традиции материализма. Считал человека продуктом и частью природы. Мыслить  может только человек, но не мир вообще. Реабилитируем чувственный опыт, т.к. только с помощью чувств познается качественное своеобразие мира, на чувствах основано мышление. Соединение чувств и мышления помогает адекватно понять законы действительности. Границы познания все время расширяются. Однако то, что в настоящее время является непознанным, в будущем перестанет таковым быть.
Философия должна выступать в союзе с естествознанием, а нес религией. Религия обещает  спасение в потустороннем мире, а  философия призвана заменить религию, дать людям вместо мнимого утешения, сознание реальных возможностей в достижении счастья.
Философия должна стать антропологией, т.е. учение о  человеке. Человек неотделим от природы, поэтому является неправомерным  противопоставлять духовной природе и обьявлять приоритет духовного над материальным. Фейербах обосновал положение об единстве духовного и материального, субъективного и объективного, психического и физического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Основные идеи  философии иррационализма.
Иррационализм- фил. Учение, кот. Придаёт ограниченность познавательных возможностей разума и  настаивает о том, что основными  способами познания является интуиция, инстинкт.
Основатель Шопенгауэр утверждал, что первоосновой мира является бессознательная сила, воля к жизни. Он считал, что у человека есть только один путь – выбор небытия, т.е. стремление подарить себе волю к жизни и достичь нирваны.
Кьеркегор. Характерна тема смерти и страданий. Он обращает внимание на внутренний мир человека, кот. Оказался в состоянии медленного умирания.
Ницше. Считал первоосновой мира волю власти, он утверждал власть сильного над слабым. По его мнению современная культура себя полностью исчерпала. Творцом новой культуры по мнению Ницше явл-ся сверх человек.  

12.Достижения марксистской философи. Неомарксизм ХХв.
Марксизм  представляет собой систему взглядов на объективные законы природы и  общества.Это учение состоит из 3 частей:1)диалектический и исторический материализм;2)политэкономия;3)теория научного комунизма.
Социальными предпосылками марксизма выступали события жизни индустриального общества,что обусловило необходимость сознательного регулирования социальных процессов.Основным моментом учения стала не духовная, а революционно-практическая деятельность людей.Общество  с точки зрения марксизма-социальный организм,который развивается по объективным законам.
Основой существования и развития общества является материальное производство.Это  значит,что люди должны трудиться  с целью удовлетворить свои элементарные потребности в еде,одежде,жилище и только после этого они способны заниматься интеллектуальными видами деятельности:наукой,искусством и т.д.
Общественно-экономические  формации-исторический тип общества обосновывающийся на определенном способе  производства.Маркс выделил несколько типов формаций:1)первобытно-общинная;2)рабовладельческая;3)феодальная;
4)капиталистическая(буржуазная);5) коммунистическая.По марксу смена  формаций обусловлена наростанием  противоречий между производительными  силами и производственными отношениями.
В 20 ст. сформировался неомарксизм. Для него было хар-но критич. отношение к капитализму и советскому варианту социализма. В неомарксизме можно условно выделить 2 направления: 1) гуманистич. (Лукач и Грамши) – выступали против натуралистич. истолкования истории. Особое внимание обращали на чел-а, к-рого рассм-ли в кач-ве подлинного субъекта истории; 2)научное – сложилось под влиянием работ Альтюссера. В этом направлении абсолютизировалось материа-листич. понимание истории, а также предпринимались попытки придать марксизму строгую форму естественнонаучной теории. 

13. Исторические формы  позитивистской философии.
  Позитивизм - философское направление, признающее  единственным источником истинное  знание конкретных наук и отрицающее  познавательную ценность философского исследования.
  Возникновение  его связано с именем философа  Огюста Конта. Для него истинным  является то знание, которое полезно  и достоверно. Задача философии  сводится к стремлению построить  систему бесспорных и полезных  для применения знаний. Он считал, что философия должна отказаться от неразрешимых вопросов таких, как первооснова мира, смысл человеческой жизни и т.д.
  На рубеже XIX-XX вв. возникает новая форма  позитивизма - эмпириокритицизм (критика  эмпиризма). Его теоретики Мах,  Авенариус считали, что у философии и науки одинаковый предмет: совокупность субъективных ощущений. Наука не способна дать объективную истину, т.к. она поставляет только знаки для практической ориентации. В этой связи роль философии сводится к описанию ощущений познающего субъекта
  Третья форма  позитивизма - неопозитивизм. Рассел, Шлик считали, что научный факт  является результатом активного  действия субъекта, который фиксирует  с помощью знаковых средств  предмет познания.
  Т.о., научный  факт - логичная, языковая конструкция или понятие об объекте. В данном случае язык описывает не сам объект, который следует независимо от познающего субъекта, он только обобщает результаты органов чувств. Из этого следует, что наука далека от практических проблем. Ее задача - анализ языковые форм научных знаний. В 70-ые XXв. складывается еще одна форма позитивизма - постпозитивизм. 

14. Европейская религиозная  философия
Неотомизм- официальная  доктрина католич. церкви (Маритен,Жельсон,Фабро,Войтыло). Неотомизм является продолжением и модернизацией идей Фомы Аквинского. Неотомисты утверждали невозможность познания Бога рациональными средствами. Считается, что разуму закрыт путь к богопознанию. Они приводят 5 док-в существования сверхестественного начала:
1 т.к. все имеет  свою первопричину, то абсолютная первопричина- Бог
2 т.к. все движется, то существует нечто абсолютное  вечное, неизменное – Бог
3 всякое явление  или вещь- случайность. Но есть  и что-то закономерное – Бог
4 т.к все земные  создания несовершенны, то то  есть что-то совершенное
5 мир не появился  случайно. Это божественная целесообразность.
Представители неотомизма особое внимание уделяли  кризисным явлениям в жизни общества.Они  считали, что без веры в Бога чел-к  не может быть нравственным и невозможно преодолеть дух. кризис. 

15. Философия феноменалогии  и экзинстенциализма.
     Феноменология – это субъективно-идеалистическое направление в философии. Сам термен буквально означает – чученье о феноменах. Теоретик, филосов Эдмунд Гуссерль с т. зрения феномен – это возникающий в в сознании человека смысл предмета. Феноменология утверждает принцип направленного сознания на объект. Это тезин о том, что нет объекта без субъекта. Гуссерль считал, что мир нельзя познать с помощью наблюдения т.к. вся действительность – это мир феноменов  и очивидностейпереживаемых индивидом. Феноменология выступает с одной стороны как причина рационального познания, а с другой стороны как новая форма познания преодаливающая ограниченность науки.
     Экзестенционализм – это иррациональное направление возникшее в первой половине XXв., как своеобразная реакция на революцию в естествознании и особенности общественной жизни Термин образован от лат. слова экзистенция – существование. Экзистенция  - это фил-я категория. Кот-я используется для обозначения конкретного индивид. бытия. Представители  - ставили проблему выживания человека, кот-й оказался перед лицом исторических катастроф. Особое внимание обращалось на человека находящегося в ситуации между жизнью и смертью.     

16. Философия Западной  Европы конца ХХ - начала ХХ1в.
Герменевтика (от греч. Разъяснение) –это способ философствования центром которого становится процесс понимания или интерпретация. Первоначально в эпоху античности в герменевтики однозначно видели способ истолковании текстов, но современные философы: Гадамер и Бетти рассматривают герменевтику как способ интерпретации определенной социо -культурной ситуации и особенностей человеческой жизни вообще. Для того, чтобы понять и адекватно оценить какие- либо тексты и памятники прошлого , следует погрузиться в историко-культурную атмосферу , которую творил их создатель. С точки зрения герменевтики предмет философии –это мир человека, как область человеческого общения. Структурализм(Структура- строение и порядок)- методологическая ориентация , которая выдвигает в качестве первоначальной задачи выявление структуры объекта. При этом используются методы , которые разработаны в естествознании. Постмодернизм( супер структурализм)70-е годы 20 века- это не только философское учение, но и общее состояние западной культуры 2-ой половины 20-го века. Первоначально он выявился в искусстве , социологии, культурологи, а затем распространился на все сферы культуры и общества. Он представляет собой использование различных стратегий философствования и критики модерна. Модерн- это традиция философствования провозгласившее отказ от прежних форм исследования действительности.  Для постмодернизма характерна разрушение принципа универсального языка. В 20-ом веке изменился характер знания , а ценность научной информации определяется степенью ее оперативности. Вместо логики универсальных принципов пришла паралогика (пара –отклонение). Постмодернизм выдвигает следующие идеи: 1)отрицание непрерывности и процесса в развитии природы и общества. 2)идея нестабильности всего существующего; 3) идея неопределенности 4)идея случайности. Он  существует в 2-ух вариантах: 1) умеренный – это реакция на реальность 20 в. И всемирное возрастание многообразия. 2) авангардистский  предполагает эпатаж и отрицает вообще все традиции.  
 
 

17. Основные этапы  развития философской мысли Беларуси: просветительство, Ренессанс и Просвещение.
Духовные предпочтения и особенности развития философии  в Беларуси.
Ф. Б. представляет собой комплекс  идей, которые  сложились в процессе развития белорусской  культуры. Особенное геополитическое положение Б. привело к симбиозу мощных культурных потоков и их адаптации к местным условием. Философия развивалась под сильным влиянием религиозных мировоззрений, а так же под влиянием религиозных, социально-политических, идейных установок. Эти факторы обусловили этнический характер белорусской философии.
Возникновение философии на бел землях было связано  с созданием государственности  и развитием феодальных отношений.  Особое знач-е имело распространение  христианства. Источником идеологии  стала библия кот престав-т собой сочетание иудейских, античных и раннехрист-х мыслей. Развит-е фил в 11-13в сопровождалось распростронением просвятительских идей. Проповедниками были: Е. Полоцкая, К. Туровский. Христианская фил принесла в бел-сь не только образность но и письменную культуру и истор-ю нравственность. Это выражалась в столкновении мирвозрений христиан и язычников.
В 14 в. на территорию Беларуси проникают идеи Возрождения  и Реформации. Однако здесь  они  имели свои особенности. Для бел. философии оказались характерными религиозный рационализм, частичный атеизм и материализм, а идея индивидуальной свободы была в большей степени, чем в странах Западной Европы, ограничена интересами общего блага. Кроме того, в философии обнаруживалась религиозно-этическая тенденция и зависимость от феодально-средневековой традиции.
Становление национальной философии связано с именем Ф. Скорины. Скорина утверждал, что  земная жизнь человека имеет самодостаточную  ценность. Он предпринял попытку синтезировать  христианские моральные нормы с нравственными принципами аристотелизма и умеренного стоицизма. В основе этической концепции Скорины находится мысль о необходимости постоянного совершенствования человеческой природы. Проблема соотношения индивидуального и всеобщего блага решается как приоритет всеобщего, но это не является абсолютным. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя. С т. зр. Скорины высший принцип взаимоотношений между людьми – любовь к ближнему. Без христианской веры Скорина не представляет интеллектуальное и нравственное совершенствование личности. Служение обществу рассматривается им как служение Богу.
Против схоластики и церковного засилия выступал протестантский проповедник С. Будный. Он отвергает  сверхъестественный характер рождения Христа, отвергает бессмертие души и загробный мир. Будный всячески обосновывает принцип натуралистического истолкования явлений природы. Он впервые на территории Беларуси осуществил рационалистическую критику Библии. С его т. зр. Бог есть безличное начало. Кроме того, Будный с позиции гуманизма трактовал проблему человека и его познавательных возможностей. Если в официальном христианстве свобода рассматривалась как источник греховности, то у Будного свобода – это источник самоутверждения человека.
Необходимость светского образования отстаивал и Симеон Полоцкий. Он считал, что с помощью просвещения можно решить все социальные проблемы. Дальнейшее развитие идей свободомыслия и гуманизма характерно для бел. просветителя Казимира Лыщинского. Он отрицал все догматы и таинства католической церкви и убедительно доказал, что религия придумана людьми, а землей управляет природа. С его т. зр. религия приносит вред обществу, мешает развитию науки и порабощает ч-ка. В сущности, она выполняет социальный заказ власть имущих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Философские идеи  и развитие белорусского  национального самосознания  в творчестве Я.  Купалы, Я. Колоса, М. Багдановича, и др.
Начиная с середины 19века основной проблемой Бел. Фил-ии становится ? о неодходимости нац-го возрождения и о повышении  статуса Бел культуры.
Эти идеи разр-ли представители нац-освободительного движения и творческой интеллегенции: Калиновский,Богушевич, Богданович,Купала,Колос  и тд.
Особую значимость приобрела проблема национального  самосознания  национальной идентичности.
В частности Игнат Абдиролович (1896-1923),он одним из первых обратил внимание на то,что Беларусь всегда являлась полем борьбы между Востоком и Западом.
По этой причине  беларусы не смогли создать выразительной  культуры.
Фактически А  повторял мысль Скорины о том,что через развитие личностного и народного духа можно достичь общечеловеческого идеала.
Подлинной основой  жизни А считал творчество,оно  должно присутствовать в политике,эк-ке,морли,семье  и тд.
И именно творчество является залогом самост-го развития Бел нации. 

19. Философские воззрения  западников, славянофилов  и русских революционных  демократов.
     Осн. проблемы  творчества П.Я.Чаадаева-чел-к  и фил-ия истории. Чел.-единство физич-го и дух-го. Развитие чел-ка подчинено  диалектике необх-сти и свободы. Чаадаев отстаивал мысль о единстве всех народов и людей, усматривал путь историч. прогресса страны в нравственном совершенствовании людей. Считал, что Россия может быстро овладеть всеми плюсами Зап. цивилизации.
     2 направления: западничество и  славянофильство.
     1)западники(Чичерин, Каверин) счит., что Россия должна как можно быстрее  освоить зап. ценности и осущ-ть соц.-эк. реформы по зап. образцу.
     2)славянофилы(Хомяков, Самарин) напротив выступ. за самобытность истор. прошлого России, полагали, что залог спасения страны заключ. в сохр-нии нар. обычаев, религии, они критиковали крепостничество, выступали за отмену цензуры и смертной казни. Но негативно оценивали зап. путь развития.
Формирование  революционно – демократической  мысли было связано с именем  Белинского, Герцена, Чернышевского и др. Эти мыслители выступали за уничтожение самодержавия и крепостного права, отстаивали идеи утопического социализма. Они считали, что этот идеал может быть достигнут с помощью революционных средств. Одновременно революционеры – демократы развивали материалистическую, атеистическую и диалектическую традиции в России. Они выступали за союз материалистической философии с естествознанием и революционным движением. Русские революционеры – демократы  преодолели замкнутость гегелевской диалектики. Если Гегель считал, что существует предел развитию мышления познания общества, то революционеры – демократы  обосновали принцип постоянной эволюции человеческой истории. Они отмечают, что общество и природа непрерывно изменяются. Это изменение происходит благодаря борьбе двух противоположных тенденций, т.е. возникновение и разрушение. Развитие осуществляется через противоречивость, через борьбу нового со старым. Из этого философского положения революционеры – демократы   делали вывод о правомерности классовой борьбы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Основные идеи  русской религиозной  философии ХIX-XXв
Одним из выдающихся представителей рус-й фил –В. Соловьев. Центральной идеей его учения явл-ся идея положительного всеединства. Всеединство синтеза добра, истины и красоты. Др слов это сфера обсолютного или божественного. Материальное многообразие мра у Соловьева выступает как мировая душа. Мир-я душа есть результат божественного творчества. По-мнению Соловьева материальный мир находится в хаотическом сост-ии. В этой связи Соловьева рассматривал человечество в кач-ве посредника между богом и природой. Чел призван видоизменил природу до ее одухотворения. Так образ цель мировой истории сводится к единению бога и внебожественного мира. Смысл чел-й жизни заключается в любви к ближнему,к природе и богу. По Соловьеву именно через любовь к чел-ку приблежает себя к божественному миру. В обществе идея все общества прояв-ся как богочел-й союз как вселенская церковь, кот обьедин-т православие, католицизм, протестанцизм и способствует ликвидации всех социальных противоречий. Тем самым Соловьев свою фил систему противопоставляет марксизму, пологая при этом, что преодоление соц-го антогонизма возможно только на дух-й основе.
Н. Вердяев как  и Соловьев считал, это решение  всех проблем общественной жизни заключается не в революции, а в особенностях дух-й жизни. Фил Вердяева носит ярко выраженный персоналистический хар-р. Центральной темой становится свободной творческий чел. Только в своей подлинной свободе, чел становится божественный, др словами по Вердяеву бог рождается в добродеятели, творческой деятельности чел и присутствует в жизни людей высокой духовной силы. 

21.Философия  русского космизма.
Оригинальный  характер русской философии проявляется  в так называемом русском космизме.
Космизм воплотил в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. В сущности,  концепция  русского космизма включает в себя идею мирового всеединства человека и физического космоса. Русские  космисты- Фёдоров, Циалковский, Вернадский и Чижевский видели задачу человека в распространении совершенства по вселенной. С точки зрения Вернадского, благодаря развитию  человеческого общества, биосфера постоянно переходит в ноосферу(сфера разума).  Это возможно благодаря тому, что человек, обладая законами природы, всё более преобразовывает природный мир в соответствии со своими потребностями. Ноосфера предстаёт как специфическая область планеты, которая охвачена разумной деятельностью человека.
В итоге эти  представления привели к формированию антропологического мировоззрения. В этой связи, человек рассматривается как  космическое событие. В частности, Чижевский предложил энергетическое обоснование истории, мотивируя это тем, что при мощных вспышках на солнце, люди склонны совершать импульсивные поступки, склонны становиться более подверженными на влияние и откликаются на любые лозунги и призывы. 

22.Онтология  как философское  учение о бытии. Понятие, формы и интерпретации бытия в классической и не классической философии.
Термин антология  в перев. с греч. «учение о сущем» др. словами антология исследует проблему существования действительности, а также законов организации функционирования и развития всех типов вещей.
Основными категориями  антологии явл.: бытие. небытие, субстанция, Материя, материальное и идеальное,движение,развитие. пространство и др.
В эпоху античности антология занималась проблемой  первоосновы всего существующего. В ср.века предметом антологии  выступала сверхсущее бытие.т.е Бог. А в новое время антология  выявляла природу научного знания. В середине 19 ст. антология исследует проблему существования человека.
Бытие - философская категория, которая обозначает единство всего существующего, выделяют несколько основных форм бытия: 1)бытие вещей 1ой природы 2) бытие вещей 2-ой природы, 3) бытие социальное (бытие общества)Общество представляет собой обособившуюся  от природы часть материального мира.4)бытие человека.
Выделяют 2 вида бытия: материальное и духовное
Материальное  бытие- все то, что составляет объективную реальность,т.е существует вне и независимо от сознания человека.
Духовное  бытие (идеальное) человеческие чувства,мысли,теории, кот воплощаются в понятиях, текстах, формулах, ценностях и т.д.
Наряду с понятие  бытие существует понятие небытие. Небытие- философ. категория, которая  означает все то, что реально не существует, что еще не возникло или прекратило свое существование 
 
 
 
 

23. Эволюция представлений  о материи в  философии и науке.
Категория материи
 Материальное  бытие фиксируется в понятии  материи.
В истории философии  была длительная эволюция взглядов на материю.
В эпоху античности материя представлялась как элемент  природы, как субстанция или первооснова  всего существующего.
В настоящее  время материей обозначается вещь, кот. обладает всеобщими кач-ми- протяжённостью, массой, непроницаемостью, инерцией и др.
Во 2-ой половине 19 в. сформировалось современное понимание  материи.
Материя- фил. категория, кот. объективную реальность существующую вне и независимо от человеческого  сознания и отражаемая им (В. И. Ленин)
Материя никогда  не сводится к конкретной веще. Другими словами- это абстракция, общ. св-во всех элементов  мира. 

24. Системная организация,  движение и развитие  как атрибуты материи.
Бытие представляет собой системную организацию. Система философская категория, которая обозначает объект, как совокупность взаимосвязанных между собой элементов образующих единство и целостность. Целостность бытия обеспечивает иерархия всего существующего.В неживой природе: физический вакуум-элементарные частицы-атомы-молекулы-макротела-планеты-галактики-Вселенная.В живой природе: живые молекулы-клетка-организм-популяция-экосистема. В общественной жизни: семья-классы-государства-нации и т.д.
Движение  является способом существования материи, как философская категория означает-изменение  вообще. Энгельс выделил 5 форм движения:
1)механическая (передвижение человека в пространстве).
2)физическая (тепловые, магнитные процессы).
3)биологическая(развитие  и функционирование живых организмов).
4)химическая(взаимодействие  атомов и молекул).
5)социальная(развитие  общества).
Все виды движения условно можно разделить  на количественные и качественные. Количественные иизменения связаны  с переносом материи и энергии  в пространстве. Качественные связанны с перестройкой внутренней структуры  объектов и превращении их в новые объекты, обладающими новыми свойствами(качествами)переход от старого к новому качеству называется развитием.
Димокрит, Ньютон считали причиной движения внешний  толчок, а Гераклит, Аристотель развивали  идеи самодвижения материи
СИНЕРГЕТИКА-наука  о самоорганизации. Самоорганизация-процесс в котором создается, совершенствуется организация сложной динамической системы, без участия внешних причин. Процессы самоорганизации осуществляются за счет перестройки существующих и создания новых связей между элементами. 

25. Диалектика как  философская теория  развития, ее принципы, законы и категории.  Концепция глобального  эволюционизма.
Термин диалектика является многозначным (с греч.- искусство  вести  беседу). Диалектика- это метод  философского исследования. Диалектика- это философское теория, которая изучает процессы развития окружающего мира. Диалектика- это реальные процессы , которые происходят в мире. У диалектики были альтернативы: релитивизм(т.е относительность) и эклектизм , который признает, что все рассуждения о мире равноправные. Существуют исторические формы диалектики:1.стихийное-которая представляет собой, элементарные воззрения  на изменчивость мира;2.идеалестическая диалектика Гегеля: именно в немецкой классической философии диалектика сформировалось, как теория, т.е были разработаны принципы, законы и категории.3.материалестическая диалектика: сформирована во второй половине 19в. Теоретики :Маркс и Энгельс . Маркс позаимствовал у Гегеля принцип развития и движения, однако, если  у Гегеля идеальное создает весь мир, то у Маркса все идеальное это на самом деле материальное, которое перенесено в человеческую голову переработано в ней. Диалектика – это ядро материлист. Мировоззрения и метод изучения тенденции развития и преобразование действительности .Матерелест. диалектика- синтез принципов ,законов, категории.Принцип (лат -первоначало, основа).Принцип отражает фундаментальные понятия бытия и познания. Они находятся в основе законов и категории диалектики и придают знанию системность и целостность.1-ый принцип : Всеобщность и объективность. 2-ой:Всесторонности. 3-ий :Развития. Развитие- это необратимые и качественные изменения системы  обусловленные ее противоречиями. В философии выделяют 2 главные линии развития: прогресс и регресс. Прогресс- движение вперед, направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему. Регресс- переход от высшего к низшему. Категория- фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной и социальной действительности. Все категории соотносятся между  собой. 1.единичное и общие: общие показывает на наличие каждой отдельной вещи явлений , того что присуще и другим вещам , т.е общее всегда указывает на однотипность. 2.явление и сущность: все вещи материального мира имеют внутренние т.е спрятанные от введения стороны , а так же имеют внешние стороны. Внешние стороны- явления, а внутренние- сущность.  3.часть и целое: Целое- такая взаимосвязь частей, которое хар-ся свойствами  отсутствующими в отдельных предметах , если они не входят в целое. 4.Причина и следствие: причина- это явление , которое вызывает и определяет какой-нибудь новое явление. Это новое явление является следствием.5. Необходимость и случайность: необходимость- это устойчивое  и закономерное связь в предметах и явлениях , которая отражает обязательность их существования. Случайность- это отражение внешних, несущественных и неустойчивых связей предметов и явлений.6. Возможность и действительность: Возможность- это предпосылки возникновения того, чего еще нет в настоящем. Действительность- это реальное бытие и явлений.7. Содержание и форма: Форма-это способ существования предмета или явления , а содержание- совокупность элементов, связей, которые создают данный предмет или явления. Законы  диалектики: Закон-внутриннее  , существенная и устойчивое связь явлений, обуславливающее их упорядоченное изменение.  1)Закон единства и борьбы противоположностей: Данный закон выявляет источник развития. Противоположности- это тенденция единого  , которые допускают и одновременно исключают друг друга. Единство и борьба противоположностей- это постоянный конфликт, который каждая строка стремится решить свою сторону или пользу. Диалектическое противоречие- это процесс состоящий из нескольких стадий:1)гармония;2)дисгармония (нарушение баланса)3)конфликт- предельная форма существования. Существует 2 способа разрешения конфликта:1)уничтожение системы;2)переход системы на другой качественный уровень. Любая сложная система несет в себе источник противоречий, если убрать противоречие, то  мир исчезнет , поскольку перестанет развиваться.2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Количественные изменения дойдя до определенного уровня порождает новое качество объекта.  Качество-это философское категория, которая определяет целостную, внутреннюю совокупность отличительных свойств и явления или предмета. Количество-  это философское  категория, которая определяет величину  объема предмета, темп протекания   процессов, степень наличия свойств и качеств предмета. Каждая вещь проявляет свои внешние и внутренние  свойства  через единство противоположностей ,т.е качество и количество . Взаимосвязь качество и количества определяется мерой. Мера- это философское категория, которая обозначает интервал количественных изменений , где основное качество остается прежним. Переход старого качества к новому обозначается понятием скачок. Скачок- это временный интервал  коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов и форм. В общественном развитии выделяют такие виды скачков как: 1) эволюция- постепенность количественных изменений при сохранении качества. 2)революция- т.е остановка в постепенности развития , ломка старого.3) закон отрицания отрицание. Этот закон представляет  собой направление развития по восходящей  прямой  или движение по кругу с восходящей или нисходящей спиралью. Само развитие происходит , как цель отрицания , т.е новое качество входе своего развития заменяется более новым качеством . Существует 2 вида отрицания:1)деструктивное –происходит разрушение объекта или явления;2)конструктивное -естественный процесс роста .Отрицание всегда связанно с решением определенных противоречий и переходом к новому качеству. В середине 20в. Предпринимается попытка построить научную картину  мира на основе принципа глобального эволюционизма. Этот принцип предполагает  рассмотрение  неживой, живой и социальной материи в качестве единого универсального эволюционного процесса. Следует иметь ввиду, что данный принцип не только распространяет идею развития на все сферы бытия, но и связывает это описание с идеями системного анализа. До недавнего времени описание различных уровней бытия осуществлялась в рамках отдельных наук и это не позволяло переходить от описания одного уровня бытия к другому. Системный подход учитывает специфику специфику  каждой области естественно -научного знания ,т.е биологии, физики, химии, астрономии, синергетики. Таким образом глобальный эволюционизм предполагает осмысление мира в качестве процесса и постоянного становления.  

26. Основные концепции  пространства и  время.
Пространство  и время являются способами существования  материи.В истории философии наметилось 2 подхода в их интерпритации:
1)субстанциональный-этот  подход рассматривает пространство  и время как независимые от  материи сущности и как условия  существования вещей.Такой взгляд был характерен для классической физики.С её точки зрения время-это обычная продолжительность,на которой проецируется изменение вещей,а движение вторично по отношению к покою.
2)релятивистский-он  сформировался в рамках диалектического  материлизма.Пространство и время выступают как атрибуты материи.
Т.обр.пространство-философская  категория,которая выражает протяжённость  и взаимное расположение материальных объектов.Время-филосовская категория,которая  выражает продолжительность сосуществования вещей и процессов,а также последовательность смены их качественного состояния.
Пространству  и времени присуще абсолютность и относительность.Абсолютность закл в том,что пространство и время  являются всеобщими и необходимыми формами существования материи.Относительность указ на связи пространственных структур и ритмов времени с состоянием движения материи.Кроме того,для пространства характерны такие специфические свойства как трёхмерность и обратимость ,а для времени-одномерность и необратимость. 

27. Философские и научные представления о природе. Естественная и искусственная природа.
В широком смысле природа- весь мир во всем его многообразии, это вся объективная реальность, весь материальный и информационный мир вселенной.
В узком смысле природа- биосфера, т.е. тонкая оболочка земли, где протекает жизнь. Биосфера охватывает атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
в современной  культуре и ф-ии часто используются категории и образ природы. Это  понятие отражает представление  о значимости природы для жизни общества о специфике и возможных моделях социоприродных отношений.
Природу изучают  разные науки, но в отличии от естествознания ф-я исследует отношения человека к природе.
В истории западной культуры было различное понимание  природы.
В эпоху античности природа воспринималась как подвижное целое, как космос, представляла собой гармонию вселенной, поэтому ведущей идеей, было благоговение перед миром.
В эпоху средневековья  природа рассматривалась как  бездуховное начало сотворенное  Богом, а человек считался подобием Бога и царем природы.
В период возрождения  природа вновь стала пониматься как источник красоты.
В Новое время  природа превратилась в объект научного воззрения и стала поприщем активной деятельности человека, целью которой  выступали покорения природных стихий. 

28. Понятие биосферы  и ноосферы, их  взаимосвязь в  истории развития  общества.
Вернадский в 30-40 гг. 20в. Один из первых обратил внимание  на изменение биосферы, вызванное  деятельностью человека. Взаимодействие общества и природы при кот. деятельность человека становится опред. фактором назыв. ноосферой или сферой разума. Ноосфера – высшая степень интеграции всех форм существования материи, кот. основывается на научном понимании естественных и социальных процессов. Достижение такого этапа станет возможным, если общество и природа будут развиваться гармонично. Это тип развития назыв. коэволюция . Коэволюция предполагает целесообразность , ограничение непродуманного использ. научно-технич. прогресса. Ноосферу нельзя рассматривать как самостоятельную оболочку.Ноосфера результат перехода от одного состояния в другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Экологические ценности, коэволюционная стратегия  и глобальные проблемы  современной цивилизации  и основные сценарии  их решения.
Сегодня, когда  проблема экологич-го кризиса приобрела особую активность возросла необходимость в формировании новых ценностно-этических пред-ний  человека и общества. Принципы гуманизма должны иметь место не только к чел-ку , но и к природе. В этом смысле гуманизм превращается в экогуманизм , который подразумевает бережное отношение чел-ка к природному миру. Категорический императив сформулир. Кантом как золотое правило нравственности в наст.время приобретает новое сод-е закл-ся в след.: любой действующий суъект во всех своих помыслах и делах имеющ.отношение к природе должен вести себя так , чтобы эта норма поведения могла стать всеобщим экологич.законом.В наст.время экологический кризис росматриватся как глобальная проблема современности.Глобальной наз.та проблема ,кот.затрагивает интересы чел-ва в целом и подрывает основы челов-го существования. Теперь явл.вполне очевидным,что антропогенная нагрузка на биосферу достигла критической отметки. Биосфера вышла из состояния устойчивости и фактически утратила способность стабилизировать окр.среду.Порог устойчивости континентальной части биосферы превышает в 5-7 разпри этом следут отметить, что если ресурсная модель допуск.численность населения в 7 млрд чел-к, то биосферн.допуск.2 млрд.В этой связи закономерным итогом чел-ой деятельности может стать экологическая катастрофа, кот.может повлечь за собой гибель людей и всего живого на земле. Сущ-ют и другие сценарии будущего:
1.сохрание современного  положения
2.возникновение  нового средневековья( уменьшение  населения,технолог.торможение,свёртывание  науки и образования)
3.осуществ-е  перехода к ноосфера,т.е. укрепление  мир.единства, поддержание фундамент.науки  и высоких технологий.
Несмотря на разл.сценарии будущего важно отметить, что глобальные проблемы можно решить только через содание новой системы  ценностных ориентаций. Новые ценности должны основываться не на антропоцетнризме, а на биосфероцентризме. Биосфероцентризм акцентирует внимание на необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия, а также предполагает осознание самого феномена жизни. 

30.Основные  стратегии осмысления  природы человека  в классической  и не классической  философии.
Натурализаторская концепция-эта концепция рассматривает  человека, как элемент природы, который  существует по ее законам. Человек фактически является животным, а некоторые мыслители Нитше и Фрейд оценивают человека, как биологически ущербное животное.
  Рационалистическая  концепция.
Ее представляют мыслители начиная от Платона  до Гегеля. В этом случае считается, что отличительной особенностью человека является разум и сознание. Это позволяет ему постигать законы внешнего мира и планировать свое будущее.
  Социологизаторская  концепция 
Автором концепции  выступает марксизм, структурализм. Сущность человека связана с общественными  условиями его развития, а также  с сознательной деятельностью, в процессе которой человек является предпосылкой и продуктом истории.
Экзистанциально-персоналистическая
Эта концепция  не сводит сущность человека к соц. Законам. Основное внимание уделяется  опыту и личной судьбе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Современные концепции  антропогенеза.
Религиозная концепция: чел-к сотворенБогом
Уфологическая концепция: чел-я жизнь занесена из космоса.
Биологизаторская  конц.: она отрицает соц. обусловленность  личности. Чел-к является результатом  действия нейрофизиологических стр-р организма.
Трудовая конц.: считается, что чел-к произошел  от гумоноида т.е общего предка чел-ка и обезъяны. Предки чел-ка имели уникальный мозг, способный к конструктивной деятельности, а также развитая кисть  руки, способная совершать трудовые опнрации. Процесс выделения чел-ка из животного мираосуществлялся по средством инстиктивной, бессознательной трудовой деятельности. Потом  эта деятельность заменилась трудом, кот. Присуща осознанная цель- удовлетвор. Запросов и матер. благ.
Игровая конц.: игра – форма свободной творч. активности, кот. является избыточной по отношению к матер. интиресам. Т.е игра исключала практическую целесообразность. Благодаря игре чел-к может отвлечься от повседневности и реализовать свою свободу. Считается, что все формы культ. творч-ва (религия,право, иск-во, философия) обязаны своим происхождением игре.
Семпиотическая  конц.: Семпиотика – учение о знаковых системах. Язык является знаковой сист., обеспечивающей общение людей. В  этой связи он – основа для возникновения  и развития культуры. Язык обозначает и заменяет реальные объекты в  сознании людей, поэтому чел-к воспринимает действительность в смысловых характеристиках, кот. заданы языком. В свою очередь, язык определяет св-ва самой  деят-ти.  В рез-те чел-к становится субъектом  культ., овладевая языком.
В истории философии  выявляются 2 крайности:
1роль естественных  начал в чел-ке абсолютизирована.
2 чел- к рассматривается  в качестве соц. развития 
Эти крайности  соед-ся в понимании чел-ка как  единсто биологического и социального. Биологическое представлено в чел-ке как задатки, способности, влечения. Социальное в чел-ке выражается в том, что он воплощает в себе богатство общественного развития и является результатом системного обучения и воспитания.
32. Современная философия  и наука о боисоциальной  природе человека.
В истории  философии выявились 2 крайности:
    Первая абсолютизировала естественное начало в человеке
    Вторая рассматривала человека в качестве продукта социального развития
   Эти крайности соединяются в понимании  человека как единство биологического и социального.
   Биологическое представлено в человеке в виде задатков, способностей и влечений. Наличие тела предполагает удовлетворение физических потребностей в пище, защите от холода, самосохранении, продолжении жизни и т.д. Организм человека подчиняется всем законам природы. Следует иметь в виду, что функционирование тела связано с работой мозга и нервной системы, а через них связано с психикой и духовной жизнью индивида. С другой стороны духовное может влиять тело и подчинять себе природу. Важно понимать, что природные качества человека являются условием, предпосылкой и внешним фоном человеческого существования.
     Социальное  в человеке выражено в том, что  он воплощает в себе богатство  общественного развития и являются результатом системы обучения и  воспитания.
33. Основные ценностные  ориентации человеческого бытия, свобода и ответственность, смысл жизни, смерть и бессмертие.
Основными ценностными  ориентирами для каждого человека являются вопросы о смысле жизни, свободе, смерти и бессмертии.
    Проблема  смысла жизни в истории философии  решалась в зависимости от понимания природы и сущности человека. Представители натурализаторской концепции являлись  либо последователями гедонизма ( стремление к наслаждению) либо эвдемокизма ( стремление к счастью). Представители религиозной философии смысл человеческого существования связывают с потусторонним бытием. Сторонники социологизаторской концепции видят смысл жизни в достижении совершенного состояния общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.