На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование деятельности монополий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 20 М. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО  «РЭА им. Г.В. Плеханова»
Финансовый  факультет
Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине «Экономическая теория» 

На тему:  Государственное регулирование  деятельности монополий. 
 
 
 

                                                   Выполнила
                                                                      студентка 1 курса группы 2107
                                                                       очной формы обучения
                                                                         финансового факультета
                                                                                  Болдырева Татьяна Сергеевна
                                                                        Научный руководитель:
                                                                                Рыбалкина Ольга Сергеевна 
 
 
 

Москва, 2010
 


Оглавление.

Введение …………………………………………………………………...........3

Глава 1. Монополия как рыночная структура: сущность, виды последствия.

         1.1 Понятие монополии ……………………………………………..........4
         1.2 Виды монополии……………………………………………………....8
       1.3 Последствия монополизации рынка..…………………………….…10
Глава 2. Антимонопольная  политика государства.
       2.1 Цели антимонопольного регулирования……………………….…...13
       2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий……………………………………………………………………....16
       2.3 Система антимонопольных органов и порядок их формирования в России………………………………………………………………………........22
        2.4. Основные направления антимонопольной политики в России.….25
Заключение………………………………………………………………….......29
Список использованной литературы…………………………………….....….31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

       Государственное регулирование в рыночном хозяйстве – это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики с целью поддержания её стабильности или изменения её в нужном обществу направлении.
     Радикальное реформирование российской экономики началось в 1992 году. Переход от плановой к рыночной экономике был крайне сложен. Процесс познания и нахождения решений сложнейших проблем как, например, кризис финансово-бюджетной системы, инфляция, безработица, изменение общественных ценностей, демонополизация и др. трудный и мучительный.
     Нормальный  рынок не может существовать без конкуренции, но гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, затрудняет её развитие.
     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.
     В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики; действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

Глава 1. Монополия  как рыночная структура: сущность, виды последствия.

 
1.1 Понятие Монополии. 

      Для того чтобы разобраться  в вопросах, связанных с государственным регулированием деятельности монополий необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
        Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
    С точки зрения рыночной структуры
    С точки зрения рыночного поведения
    С точки зрения рыночных итогов.
          Рассматривая каждый из этих  аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта
            Изучая монополию через призму  именно этого аспекта, большое  внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
          Здесь, я считаю уместным привести  ещё одно определение монополии: Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают1.
           Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
           Уделяя наибольший объём внимания  рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
    монопольно высокими ценами
    ограниченной готовностью монополии к инновациям.
         Но так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – государственного регулирования деятельности монополий, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно  привести следующие признаки монополии:
      1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
      2.   Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
      3.   Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
    Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств (как, например в автомобильной и сталелитейной промышленности);
    Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством (как например, в США подлежат лицензированию свыше 500 профессий: врачи, таксисты и многие другие);
    Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
    При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
    Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
    Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
По своей  природе монополия выступает  силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
     Одна  из причин появления и существования  монополии состоит в таком  соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.
     Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных  барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.
     Вид монополий зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Вообще любая  монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
     Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 

1.2. Виды монополии.
 
     Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
              Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом2.
             Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
     Классическим  примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
           Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией3.
          Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться  лишь к одному из этих видов.  Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
          Фактически все монополии могут  считаться открытыми, так как  легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на «нет» изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
         Так же немаловажным    является  определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
 


1.3 Последствия монополизации рынка.
         
         Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий.
       Существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило завоевать им господствующее положение на рынке. Монополизация приводит к повышению эффективности производства. Крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
       Йозеф Шумпетер утверждал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку ускоряют прогресс. Монополист может тратить свои прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, он обеспечивает выгоды, как себе, так и обществу. И наоборот, конкурентные фирмы не имеют сверхприбылей для инвестирования.4
       Только  крупная фирма на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения исследований и осуществления научных разработок. Так, нефтяной кризис в середине 70-х  заставил корпорации скорректировать свою политику в области НИОКР и в короткие сроки перейти к использованию новых топливо сберегающих технологий5. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР. Практика свидетельствует, что многие значительные открытия в технике осуществлялись в среде небольших венчурных компаний, на основе которых впоследствии возникли многие крупные фирмы. Временные монополии, закрепленные патентами, своеобразная плата общества, система вознаграждения изобретателя, стимулирующая прогресс.
       Крупные монополии играют роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства и увеличение безработицы во время кризиса. Таким образом, можно сказать, что монополии играют роль опорных узлов всей конструкции национального хозяйства, привносят элемент стабильности в сложную и динамичную экономическую жизнь, реализуя на практике идеи планирования.
       Монополия и конкуренция находятся в  диалектическом единстве. С образованием монополий конкуренция не перестала существовать, а приобрела новые формы, вышла за рамки национальных хозяйств и определяет условия производства на мировом рынке. Монопольные объединения несравненно более глубоко втянуты в международное разделение труда. Современные крупные компании занимаются учетом и исследованием рынков сбыта, источников сырья, капитала и рабочей силы, технических возможностей, используя при это обширную статистическую информацию. На базе такого учета вырабатываются соответствующие прогнозы, определяется долгосрочная стратегия в области производства, капиталовложений, научных исследований
       Так же следует отметить отрицательные  черты монополий.
       Монополии ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов, снижает жизненный уровень населения. Далеко не все фирмы используют в полной мере достижения научно-технического прогресса. И дело здесь в том, что вследствие существующих ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно-технического прогресса, так как отсутствует конкуренция.
       Суммируя  все выше сказанное, можно сказать, что распространение монополий снижает эффективность по трем следующим причинам6:
       1. Объем производства, максимизирующий прибыль монополиста ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками;
       2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания.
       3. Огромные силы, которые монополисты тратят с целью защиты своего положения на рынке, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким по размеру фирмам проникнуть сквозь эти барьеры практически невозможно.
     Поэтому следует отметить, что в наше время огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Антимонопольная политика государства. 

2.1 Цели антимонопольного регулирования. 

     Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя, так как у него нет выбора.
     Задача  Антимонопольного регулирования состоит  не в устранении монополий. В ряде случаев  это невозможно, а иногда невыгодно самому обществу. Регулирование  деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и проводится с целью снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Многие страны приняли антимонопольное законодательство мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства.
     Так же нельзя не отметить, что одной из основных целей антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
     Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:
     1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории страны посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
     2. Обеспечение «прозрачности» процессов,  связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
     Выполнение  данной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
     3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
     В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.
     4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
     5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
     Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.
     6. Упорядочение оказания государственной помощи.
     7. Создание условий для развития  производительной деятельности  малых предприятий.
     8. Организация антимонопольного контроля  на финансовом рынке.
Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.
     9. Организация систематического наблюдения  за основными товарными рынками  федерального и регионального  уровня.
     С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной  статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом. 
 
 

2.2 Основные направления и способы регулирования деятельности монополий.
     Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности  тех или иных монопольных структур.
     Регулирование деятельности монополий осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования (рис. 1).








                Рис. 1. Меры регулирования
 деятельности  монополий 

     Законодательные меры регулирования деятельности монополий  – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка; установление контроля за слияниями; регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана: а) с коррекцией поведения монополистов, с тем, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой отрасль становится более конкурентной.
     Экономические меры регулирования деятельности монополий  – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Для этого используются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка» цен,  то есть верхнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.
     Целью установления «потолка» цен является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка» цен будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании такого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы с одной стороны лишить продавца монопольной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал.
         Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством
налогообложения продукции деятельности либо прибыли. В случае налогообложения продукции налог уплачивается с каждой единицы. При высокой эластичности рост цены окажется меньше размера налога, а бо?льшая часть налогового бремени ляжет на монополиста. При спросе, имеющем низкую эластичность бо?льшая часть налогового бремени ляжет на плечи потребителя.
           Принципиально иной результат будет наблюдаться в случае применения налогообложения деятельности. Такой налог представляет собой выплату установленного размера (стоимость патента или лицензии) за право на ведение какой-либо деятельности. Экономисты называют его паушальным налогом. Так как величина этого налога не связана с объемом выпуска, то производитель рассматривает его как часть своих постоянных издержек.
     Цель  косвенного регулирования прибыли  состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль (рис. 2), оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю прибыль. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выпуск, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. По своим экономическим последствиям налогообложение монопольной прибыли тождественно действию паушального налога.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.