На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы манипулирования в бизнесе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Во все времена  люди манипулировали друг другом для  достижения своих каких-либо целей  и преследуя свои интересы. Конечно  же это не обошло и сторону бизнеса. Работая в коллективе сами того не подозревая вы можете стать жертвой  опытного манипулятора, будь то руководитель или подчинённый. Но всё не так  плохо – манипуляции можно  избежать. Несомненно видов манипулирования  человеком очень много, не будем  забывать и про психологическое  влияние тоже, ведь манипуляция является как одним из его подвидов. В  своей курсовой работе я хочу рассмотреть  проблему манипулирования как подчинёнными, так и руководителями. Указать  разницу между управлением персоналом и манипулированием и конечно  же способы защиты манипулирования.
Цель  исследования :
    Выявить разницу между управлением и манипулированием
    Раскрыть способы манипулирования как сотрудником, так и руководителем
    Рассказать про способы защиты от манипулирования
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы управления и  манипулирования 
1.1 Различие между манипулированием и управлением
В этом разделе  я хочу показать различие между управлением  и манипулированием, так как эти  понятия легко можно спутать. Я считаю, что будущему менеджеру  необходимо знать и понимать эти  различия для дальнейшего использования  в карьере и достижении успеха.
Управление  персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
Современное управление персоналом — это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами, при наличии соответствующих контроллинговых систем. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Есть несколько  стилей управления персоналом:
    Авторитарный стиль управления. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, её трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. Отрицательным качества: снижение творческой инициативы подчинённых, ухудшение социально-психологического климата, ведёт к текучести кадров.
    Либеральный стиль управления. При таком стиле руководитель предоставляет широкую свободу подчиненным, не стесняя действия, инициативы подчиненных, предоставление им возможности проявить самостоятельность, раскрыть свои творческие возможности; основано на уважении к руководимому персоналу, людям.
    Демократический стиль управления. Распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Выбирая тот  или иной стиль управления менеджер хочет добиться наилучшего успеха для предприятия.
Что же такое  манипулирование?
Манипулирование - вид психологического воздействия одного индивида на другого, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению намерений у другого человека, не совпадающих с его актуальными существующими желаниями.
По форме манипулирование - это социально-психологическое  воздействие, обман, мошенничество, построенное  на фиктивном признании интересов  партнера
В некоторой  степени манипулирование можно  отнести к управлению и назвать  его как скрытое управление. Мотивы для скрытого управления могут быть разными. В отличие от управления, манипулировать можно как персоналом так и менеджером.
Рассмотрим цели скрытого управления(манипулирования):
• сделать другого  орудием исполнения своих намерений; 
• переложить на другого часть своей работы; 
• уйти от личной ответственности, в частности, переложив ее на других; 
• самоутвердиться (в том числе - и за счет другого); 
• разрешить свои психологические проблемы, в том числе - внутриличностные конфликты; 
• придать взаимоотношениям желаемый вид (например, установить дистанцию, показать степень доверительности и т.д.); 
• получить выигрыш в комфортности своего положения.

Эти цели и задачи могут преследовать как руководители, так и подчиненные. Однако есть и специфические задачи, вытекающие из разницы в служебном положении руководителей и подчиненных.
Фактором успешности управленческого общения, также  является осознание руководителем  того или иного типа "отношений  взаимозависимости". Под отношениями  взаимозависимости следует понимать специальные отношения, возникающие  в результате решений различных  противоречий между организацией и  индивидами. Их суть заключается в  согласовании интересов организации  и работника, то есть, отношения взаимозависимости - это механизм посредничества индивида и организации. Данный механизм может  выступать, с одной стороны, как  саморегулируемый, связанный с культурными  феноменами, и в частности, с организационной  культурой. С другой стороны, как управляемый механизм, связанный с принципами и методами управления.  

1.2 Виды манипулирования
Как правило  манипулирование, это чаще всего  обман. В этом разделе главы я  хочу рассказать про виды манипулирования  и их характерные черты.
    Экономическое манипулирование начинается с использования безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение.
 К приемам  экономической манипуляции можно  отнести:
      увеличение номинальной ставки заработной платы
      выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности
      необоснованное снижение уровня оплаты труда
      задержки и невыплаты,
    Также объектом манипулирования может стать и сам работодатель. В этом случае им манипулируют с помощью забастовок, притом выбирается тот момент когда организация не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.
    Политические манипуляции заключаются в использовании политических механизмов для целей, отличных от заявляемых.
      Использование поддержки политических групп, и неисполнение политических обещаний
      Искожение реальной политической обстановки с помощью средст массовой информации
      Искожение фактов политического значения.
 
    Бюрократические (организационные) манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера:
    затягивание сроков решения вопросов
    неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью;
    раздувание численности организации.
    Идеологические манипуляции - фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Тут присутствует фиктивное следование существующим идеалам и создание новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств.
    Психологические манипуляции являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование учитывает особенности психического восприятия. Но также человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. С помощью психологических манипуляций можно подготавливать сознание человека к другим. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том что это не так можно убедиться рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.
Формы манипулирования: афера, махинация, мошенничество, интриги, мистификация, провокация и д.р. [8]
 

1.3 Виды психологического воздействия как способ влияния
Очень часто  манипуляцией объявляют любое психологическое  воздействие. Рассмотрим различные виды психологического влияния, которые так же могут быть использованы в менеджменте:
    Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.
    Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора.
    Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определённым действиям.
    Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеук или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение.Передоваться и усваиваться это состояние может как произвольно так и непроизвольно.
    Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора действия.
    Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей, для того что бы добиться от адресата требуемого поведения.
 
 
 
Глава 2. Методы манипулирования в бизнесе
В этой главе  проанализируем процессы, происходящие в бизнесе с точки зрения наличия манипулятивных действий.  
 

2.1 Манипулирование  в менеджменте. Манипулирование персоналом
Управление состоит  из трёх состовляющих, в которых  присутствуют свои манипулятивные моменты:
    Планирование
    Организация
    Контроль.
В данных случаях  руководитель манипулирует персоналом.
В планировании руководитель должен уметь прогнозировать дальнейшие перспективы. Кто-то может разглядеть перспективы на 10-20 лет, а кто-то с большим трудом может увидеть лишь то, что произойдет через месяц. Руководитель должен уметь создавать виденье будущего, т.к подчиненным это чаще всего сделать невозможно. При этом он будет манипулировать своими подчиненными, прогнозируя им светлое будущее если они пойдут за ним. Так же это служит мотивацией для хорошей работы. То что это была лишь манипуляция становиться понятно лишь через некоторое время, ведь всем хочеться думать что всё будет хорошо.
Эмоции вызываемые манипулированием как правило негативные. Кому может понравиться то, что его используют на пути достижения к своей цели.
Организуя и  контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю в любом случае придётся прибегнуть к манипуляции. С помощью манипуляции ускоряется процесс выполнения поставленных задач. Но с другой стороны, если рассматривать точку зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить наше время. Очень часто манипулятор, который знает, чего он хочет, втягивает нас в свою игру, смысл которой нам не всегда бывает понятен. Но так или иначе мы введемся на его игру.
Другие факторы  связаны с условиями протекания управленческого общения. Прежде всего, это основные механизмы, с помощью  которых руководитель может влиять на поведение подчиненных. Первым механизмом является формальная власть, которая  дается руководителю его должностной  позицией в организации, а также  власть, основанная на авторитете, заработанная личными качествами, знаниями. Этот способ влияния сравнительно прост: приносит немедленные результаты, дает руководителю уверенность в себе, в своем положении. Но есть и недостатки: данный механизм влияния может спровоцировать сопротивление подчиненных, ухудшить социально-психологическую атмосферу  в организации и, зачастую, не помогает в формировании желаемой организационной  культуры (ценностей, норм и эмоций)
Следующий механизм влияния - это манипуляция, обычно применяется  в отсутствии формальной власти, поэтому  чаще используется подчиненными. Манипуляция  отличается от проявления властных полномочий тем, что, во-первых, скрывает свои цели; во-вторых, требует больше сведений о личности, в которых не нуждается  власть; в-третьих, результаты этого  влияния приходят медленнее; а также  данный механизм сложно применять
Другой способ влияния - сотрудничество. Основная идея этого механизма заключается  в том, что человек, вступая в  сотрудничество, принимает на себя обязательства перестраивать свое поведение. Ценность данного способа заключается в том, что он дает человеку свободу, самостоятельность в принятии решения о своей новой форме поведения.
Применять этот механизм нелегко, да и результаты проявляются  не сразу, но со временем сотрудничество весьма выгодно для организации.
Способов противостояния манипуляции довольно много.
    прямая конфронтация
    психологические виды борьбы, как самбо и айкидо
    умение задавать вопросы, рассчитанные на точность и блокирующие действия манипулятора
    контроль эмоций
    прояснение целей манипулятора и уточнение его действий.
    
2.2 Манипулирование  руководителем
Не только руководители управляют подчиненными, но и подчиненные - руководителями. Цели у них почти  совпадают (они описаны в главе 1.1). Однако есть две существенные особенности:
1. Скрытое управление - это единственный способ для  подчиненных управлять руководителями (исключение - забастовка, но это  крайняя мера, когда неповиновение  принимает коллективный характер; к тому же управлением со  стороны подчиненных это явится  лишь в случае победы над  администрацией, что бывает далеко  не всегда).
2. Управляя своим  начальником, подчиненный действует  более осторожно, поскольку осознание  руководителем того, что им управляют,  может дорого обойтись подчиненному.
Скрытое управление начальником осуществляется по следующим  направлениям:
• нейтрализация  его недостатков как руководителя (недостаточный профессионализм, отрицательные  черты характера, пробелы в образовании, недостаток культуры); 
• достижение личных выгод инициатора воздействия не в ущерб работе и руководителю; 
• получение личной выгоды в ущерб работе, коллегам, руководителю. 
Последний случай будем называть манипуляцией.

Всякий безынициативный  подчиненный, приходящий в кабинет  начальника без предложений, ждущий указаний, представляет для руководителя постоянную угрозу. Подсказывая решение, советуя, руководитель принимает ответственность  на себя и снимает ее с подчиненного. Нагрузка на первого увеличивается, на второго - уменьшается.
Подчиненный может  вести себя так либо вынужденно, либо по своей инициативе. Принуждает его к этому обычно автократический  стиль поведения начальника, при  котором творческий потенциал работника  оказывается невостребованным, отдача от него намного меньше возможной, в  то время как начальник перегружен множеством мелких вопросов, что также  не на пользу делу. Подчиненный, действующий  подобным образом по собственной  воле, является манипулятором. Если скрытое  управление осуществляется им преднамеренно, то как итог - снятие с себя ответственности, уменьшение рабочей нагрузки. Если неосознанно - то выигрыш психологический. Ведь если человек от природы нерешителен, излишне осторожен, тревожен, то для него более комфортна позиция подчинения.
Рассмотрим  варианты манипулирования подчиненным своим начальником.
Манипуляция «Обезьяна на шее» 
Подчиненный обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать автокран. Он есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если б Вы пару слов сказали... Я могу набрать номер телефона их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давай скажу». 
Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос», - говорит начальник. 
На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет руководителя с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: «Ну как, не решили?». Занятый текучкой руководитель машет на него: «Иди работай, решу». Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос, и так может продолжаться довольно долго. 
На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется «обезьяной на шее». В описанном случае «обезьяна» «перескочила» на шею начальника.

Манипуляция «Хочу с вами посоветоваться» 
Некоторые работники любят заходить к руководству «посоветоваться». Это, безусловно, манипуляция с целью переложить на руководителя ответственность за принятие решения и даже за его исполнение, поскольку если дело провалится, то останется возможность списать на качество совета: «Я все сделал, как вы сказали». (Хотя, как мы знаем, плохим исполнением можно испортить самую хорошую идею.)

Манипуляция «Меня рвут на части» 
Работник охотно берет на себя много поручений, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат - ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него «навалено». Любопытно, что некоторые поступают так неосознанно, искренне считая, что отдаются работе до конца. Это могут быть чрезвычайно энергичные, но неорганизованные люди, для которых процесс бурной деятельности важнее результата.

Манипуляция «Сирота казанская» 
Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководят, никто ему не помогает, никто не хочет его слушать и т.д.

Манипуляция «Дитя на работе» 
Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: «Быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется». Типичные высказывания манипуляторов этого толка: «Я не профессор», «Я слабая женщина, что вы хотите?», «Мы академий не кончали». Этим людям выгодно слыть недалекими и вызывать сочувствие.

Манипуляция «Получить подпись руководителя» 
Подчиненному надо подписать бумагу у руководителя. Однако если руководитель вчитается в документ, он, вероятнее всего, его не подпишет. Чтобы все-таки получить подпись, иногда действуют так. 
Подчиненный заходит в кабинет с беззаботным видом и сообщает какую-нибудь новость, которая, по его мнению, должна заинтересовать начальника. При этом он небрежно протягивает документ: 
- Вот, подпишите, пожалуйста. 
- Что это? 
- Да так, пустяковая бумага, все согласны, только не хватает Вашей подписи. Начальник пытается прочесть, но посетитель отвлекает рассказом да еще и инсценирует спешку. 
Нередко эта хитрость срабатывает. 
Цель манипуляции - переложить ответственность на руководителя. Случись что - отвечать тому, чья подпись на документе.

Манипуляция «Через голову начальника» 
Вышестоящий руководитель нередко дает поручение работнику, минуя его непосредственного начальника. Поэтому подчиненный отказывается выполнять некоторые поручения последнего, ссылаясь на срочное задание вышестоящего. Начальник чувствует себя уязвленным. Во-первых, получать отказ от подчиненного всегда неприятно. Во-вторых, если это задание поручить больше некому, приходится выполнять работу за подчиненного. Не меньше начальника беспокоит и то, что он не всегда уверен, действительно ли подчиненный занят работой, порученной вышестоящим руководителем, или просто прикрывается этим, потому что несколько раз он не заставал подчиненного на работе, тот же оставлял записку, что его отпустил вышестоящий. 
В этой ситуации очевиден непрофессионализм вышестоящего руководителя в работе с персоналом, жертвой которого становится непосредственный начальник. Поведение подчиненного является манипулятивным. Если бы он не имел намерения злоупотреблять создавшимся положением, то вел бы себя иначе. Например, своевременно проинформировал бы непосредственного руководителя о полученных заданиях и согласовал бы с ним график работ и свои отлучки. Впрочем, если вышестоящий руководитель предпринимает свои неэтичные действия вполне осознанно, чтобы досадить нижестоящему руководителю, то тогда манипулятор - он.

Манипуляция «А вы слышали?» 
Начало рабочего дня. Вбегает сильно опоздавшая Н. и с порога («Вы еще не слышали?..») начинает возбужденно рассказывать о заявлении, сделанном по радио политическим лидером. Коллеги принимаются бурно обсуждать принесенную новость. Начальник тоже находится среди обсуждающих: как местный депутат, он не может остаться равнодушным. Сама же Н. довольно скоро перестает участвовать в разговоре и садится за свой рабочий стол. 
Цель манипуляции очевидна - отвлечь внимание от факта опоздания и возможного порицания за него. Для обеспечения податливости начальника к манипулятивному воздействию задается стремительный темп действий и возбужденные интонации голоса, преследуется быстрое вовлечение в разговор всего отдела (воздействие на начальника при этом маскируется, а «разогрев» аудитории «разогревает» и начальника). 
Помимо того что разговор отвлекает внимание от опоздания Н., он еще и прекрасно маскирует ее манипулятивное намерение, позволяя при случае сказать: «Я просто поделилась своим впечатлением». В поведении также содержится намек, что причиной опоздания стало слушание выступления (чтобы проинформировать всех!). Окружающие допускают известную ошибку восприятия: «сразу после» приравнивается к «потому что». В виде намека, побуждающего к неявному умозаключению, эта конструкция как раз и имеет наибольшую силу воздействия.

Манипуляция «Мелкие услуги» 
Нередко подчиненные оказывают начальству мелкие услуги: достают дефицитную запчасть; привозят из командировки, из отпуска небольшой презент; в день его рождения или другой праздник поздравляют его прочувствованнее чем другие или делают лучший подарок; занимают для него очередь и т.д. Все это подается как искреннее проявление уважения. И поскольку эти действия систематически повторяются, то создают у руководителя ощущение долга перед отправителем этих действий, особенно если тот действует тонко, ненавязчиво. И долг этот обычно возвращается - повышением по службе, увеличением оклада, премиями, престижными командировками и т.п.

Манипуляция «Барин нас рассудит» 
Ведущий инженер требует от младшего по должности освободить место за компьютером для выполнения своей работы. Не желая уступать, тот начинает громко доказывать, что ему нужно еще время, чтобы закончить свою работу. Спор доходит до начальника, который вмешивается и дает младшему время закончить работу. 
В следующем обновлении мы рассмотрим ситуации, когда руководитель осуществляет скрытое управление и манипулирование подчиненными.
 

2.3 Как противостоять  манипуляции?
И вот наконец итоговая глава перед  заключением это как противостоять  манипуляции.
Для начала –  список популярных, но малоприменимых на практике призывов:
    Надо обладать развитой рефлексией – «понимать самого СЕБЯ, свои потребности, состояния, свои цели и цели окружающих»…
    Стараться быть более внимательным; повысить личную стрессоустойчивость;
    Быть профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»
    Ответная манипуляция. «Переманипулировать манипулятора»;
    Постоянно анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными нам примерами подобных ситуаций…;
    Посетить «Тренинг по защите от манипуляций, по обретению и совершенствованию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами».
 
 
 
 
А теперь конкретные способы  защиты: 

    Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. Но как правило это не всегда возможно. 
     

    Непонимание - делать вид что вообще не понимаете о чём идёт речь и что от вас требуют
 
    Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора.
 
    Способ  прерывания манипуляции - “Констатация факта”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения - начинаем переводить с языка “интерпретаций” на язык фактов.  
     

    Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Манипуляция является далеко не самым честным методом  достижения цели. Как правило у манипулятора истинные цели завуалированы под какие-либо другие. Сама манипуляция воспринимается человеком как ложь. Когда в бизнесе мы понимаем что нами манипулировали, это вызывает скорее протест, чем желание что-либо делать.
Чаще всего  манипулирование среди персонала  и управляющих встречается в  компаниях в которых принятие различных решений переложено на бумаги и документы, а мнение одного человека не рассматривается. Таким образом, важно именно то, насколько корпоративные правила помогают или мешают принятию конструктивных решений. 

Снижает риск манипулирования это уважительное отношение к мнению каждого, тактичность  в общение, учёт индивидуальных способностей, стимулирование инициативы, личная активность и максимальная отдача.
 В итоге хочу сказать. Не смотря на то что манипуляция и считается в свою очередь обманом и уловкой, без неё в бизнесе не обойтись. Знающий и опытный манипулятор может управлять людьми как ему угодно, не зависимо от того какую он занимает должность. Он управляет их действиями, желаниями, мыслями, притом так что жертва манипуляции может даже не подозревать этого.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.