На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности совместного предпринимательства с транах Юго-Востока

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Рязанский институт открытого образования 
 
 
 

                                         Курсовая работа по дисциплине: 

«ТЕХНОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ» 

на тему: 

«ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОКА» 
 
 
 
 
 

                                                                           

                                                                   Выполнил студент:
                                                                     Коняшкин А.В.
                                                                    Специальность
                                                                   «Менеджмент организации»
                                                                     Проверил:  доцент Курочкина Е.Н.                 
                                                                      
 

                                               
                                           Рязань 2011г 
 
 

Содержание  

Введение
1. Факторы возникновения  международного бизнеса……………………... 4
2. Совместные предприятия международного бизнеса……………………...5
3.  Формы совместного  предпринимательства……………………...………..6     4.  Характеристики совместных предприятий………………………………. 8
5. Формы международного бизнеса…………………………………………  10
6. Общая характеристика хозяйства стран Юго-Восточной Азии …………14
7. Возрождение  интереса России к Юго-Восточной  Азии………………….17
8. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии……...…………………… 18
10. Партнерство  Россия–АСЕАН………………………………….…………..19
11. Взаимные интересы……………………………………………………...…24
Заключение……………………………………………………………………   26
Список литературы……………………………………………………………  28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 
          Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.
Совместное предпринимательство  изменяет структуру мирового производства и обмена, ускоряет процесс глобализации мировой экономики (т. е. формирования мировой экономики как единого  целого). Быстрый рост межфирменных соглашений — наиболее яркий показатель глобализации. Ведущую роль в развитии межфирменных связей играют крупные компании и ТНК. В современных условиях каждая из ведущих ТНК включает разветвленную сеть не только собственных филиалов и отделений, но и международных связей и соглашений разнообразного характера — совместных предприятий, международных консорциумов, соглашений о сбыте и маркетинге, обмене патентами и лицензиями, научно-технической и производственной кооперации. В последние годы в процесс совместного предпринимательства все более активно включаются средние и мелкие предприятия. Совместное предпринимательство развивается на микро- (предприятия) и макроэкономическом уровне (государства, региональные группировки, международные экономические организации). (1)
          Совместное предпринимательство означает целый комплекс форм производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.
Общим признаком  конкретных форм совместного предпринимательства  является необходимость согласовать  экономические интересы всех участников такого рода связей, так как в  основе партнерства лежит конфликтная  ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к потребителям.
Цель работы: рассмотреть совместные предприятия  и другие формы международного бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Факторы возникновения  международного бизнеса

 
         В условиях глобализации резко ускоряются процессы либерализации национальных экономик и мирового рынка, торговли, информатизации и появляется «новая» экономика. Это с неизбежностью приводит к появлению новых и трансформации ранее сложившихся хозяйствующих субъектов, основной сферой деятельности которых становится международный бизнес
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. международный бизнес стал всеобъемлющим  и всепроникающим феноменом. Его  развитие связано с действием общих (для мировой экономики) и специфических (для мирового бизнеса) факторов. К их числу могут быть отнесены:
1. Дефицит национальных  природных ресурсов. В одних странах  низкая стоимость земельных участков  и благоприятные для организации предприятий природные условия - климат, почвы, энергоносители, обилие водных ресурсов, в других - обостряющаяся конкуренция на национальном рынке, который становится вялым по мере насыщения его однородной продукцией. Стремление к организации предприятий в странах с емкими, растущими рынками сбыта товаров обусловлено принципом стратегии компаний: «Создавать местное производство для местного рынка». (1)
2. Необходимость  снизить издержки производства, сбыта и возможность сделать  это за счет привлечения более дешевой рабочей силы принимающей страны, а также использования иностранного капитала, технологии и опыта управления предприятиями; выявления дополнительных путей повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров; снижения расходов, связанных с национальным государственным регулированием (налоги, затраты на природоохранные меры для достижения соответствия нормам по охране окружающей среды и т.д.);
3. Снижение потерь  от внешнеэкономической деятельности  в государствах, заинтересованных  в привлечении иностранного бизнеса. Он позволяет перераспределять в национальных экономиках
изготовление  компонентов на заграничных предприятиях, устанавливать трансфертные цены и  принимать другие меры по преодолению  таможенных барьеров и торговых ограничений  в принимающей стране; использовать иностранную индустриальную и другую инфраструктуру, валютные и трудовые ресурсы;
4. Растущая неопределенность  в долговременном спросе на  товары, а также другие многочисленные  риски побуждают предпринимателей  к географической диверсификации международной деятельности. Это связано с активизацией процесса интернационализации мировой экономики, современный механизм которой складывается в условиях НТР, являясь ее отражением, а потому отличающийся высокой подвижностью и гибкостью и требующей того же от международного бизнеса;
5. Информатизация  мировой экономики. Благодаря  все более высокому уровню  развития информационных систем  и технологий, коммуникаций и  издательского дела, международный  бизнес относительно легко перешагивает  любые барьеры, национальные границы, таможенные преграды, усиливая взаимозависимость национальных экономик. В результате усиливается роль глобальных факторов в появлении новых хозяйственных структур и явлений;
6. Качественно  новый уровень единства мирового  хозяйства -технологический, при котором вызревает всемирный интернационализованный воспроизводственный процесс, приводящий к сращиванию частей, принадлежащих различным национальным экономикам в единое монолитное интернационализированное воспроизводственное ядро.
Рост значимости международного бизнеса в национальных и мировой экономиках определяет повышение внимания к этому экономическому феномену как в теории, так и  в практике. Его исследуют практически  во всех отраслях экономических знаний (базовых и прикладных), изучают практики — участники реальных международных экономических отношений во всех их формах.
Эффективность деятельности субъектов международного бизнеса во многом определяется их организационными структурами и  стратегиями, реализуемыми на внутренних (национальных) и мировых рынках.(4)

    2. Совместные предприятия международного бизнеса

 
         Совместное предприятие представляет собой международную фирму, создающуюся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Оно является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями и в соответствии с действующим российским законодательством определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Важным признаком совместного предприятия следует считать наличие в числе его учредителей (участников) наряду с национальным хотя бы одного иностранного инвестора.
Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности двух или более владельцев (юридических и физических лиц), основанных на смешанной собственности разных стран.
Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной среды и необходимость объединения усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров. (7)
          Цели совместного предпринимательства могут быть различны. В качестве основных из них и наиболее распространенных можно назвать:
1.получение современных  зарубежных технологий (в отличие  от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;
2. повышение  конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет:
-изучения специфических  потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий  по маркетингу;
- организации  производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт;
-выхода на  рынки стран, применяющих жесткий  торговый протекционизм и ограничения  на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм.
3. привлечение  дополнительных финансовых и  материальных ресурсов, возможность  использования имеющихся в распоряжении  одного из учредителей СП ресурсов  по ценам, значительно ниже  средних цен мирового рынка; 
4. снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;
5. улучшение  материально-технического обеспечения  за счет получения от зарубежного  партнера дефицитных материальных ресурсов, неизготавливаемых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей (“отверточное” производство).
           Появлению и распространению совместных предприятий как одной из форм согласованной деятельности двух и более партнеров, направленной на достижение общей цели, способствовали процессы интернационализации экономики разных стран, увеличение экспорта капитала. Определенное влияние на развитие совместных предприятий оказывают интеграционные тенденции в области специализации и кооперирования производства. Совместные предприятия как одна из перспективных организационных форм хозяйствования получили распространение в 1970-80-х годах в странах Западной Европы и Азии, а затем - в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ.
         Совместные предприятия стали средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта. Благодаря им облегчается экспорт капитала, в том числе в его производительной форме, реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Кроме того, рынки в новых регионах легче осваивать с помощью местных партнеров, тем более что предприятия с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто пользуются налоговыми льготами.
           Являясь международными по форме, совместные предприятия приобрели особый статус в стране официальной юридической регистрации. Во всех странах деятельность совместных предприятий регулируется специальным законодательством, в том числе налоговым, хозяйственным и др. (9)

    3. Формы совместного предпринимательства.

 
          В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске.  

Совместное предпринимательство  осуществляется в следующих формах: 

• консорциум; 

• акционерное  общество; 

• международные  экономические организации; 

• свободные  экономические зоны; 

• совместные (российско-иностранные) предприятия. 

Консорциум (от лат. - соучастие, сотоварищество) - временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения. Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций и совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой программы или поступающими из других источников. Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является. Организация консорциума оформляется соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов, получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов. Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется общее предложение. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.(12) 

Международные экономические организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями. Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран - партнеров по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.Основной функцией международной хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная деятельность в научно-производственной сфере. 

Совместное  предприятие - предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований. 

Поэтому в мировую  практику были введены понятия: 

• акционерное  совместное предприятие; 

• контрактное (договорное) совместное предприятие.  

Акционерное совместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.
Контрактное совместное предприятие  не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров. Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.
           Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.
            Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия.
           Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:
1. наличие соглашения  между участниками об общих  долгосрочных целях предпринимательской  деятельности;
2. объединение  участниками для достижения этих  долгосрочных целей активов в  форме денежных средств, основных  фондов, опыта управления, права на интеллектуальную собственность и прочих средств;
3. рассмотрение  и оценка объединенных активов  как капиталовложений участников;
4. создание самостоятельных  органов управления, чья деятельность  направлена исключительно на  осуществление этих совместных целей;
5. участие сторон  в прибылях от достижения согласованных  целей и разделение связанных  с этим рисков, определяемых процентом  участия каждого партнера в  совместных капиталовложениях.(2)

              3. Характеристики совместных предприятий

 
         Существует множество определений международных совместных предприятий. Ниже приводятся основные характеристики таких предприятий, охватывающие разные аспекты их организации и деятельности:
- международное  совместное предприятие создается с помощью инвестиций двух или большего числа материнских фирм;
- это юридически  самостоятельная организационная  единица, не принадлежащая полностью  ни одной из материнских фирм;
- контроль осуществляется  совместно материнскими фирмами; 
- юридически  материнские фирмы не зависят друг от друга;
- главное правление  (по крайней мере, одной из материнских  фирм) размещено вне пределов  страны, в которой данное международное  совместное предприятие функционирует. 
          Очевидно, что создание международных совместных предприятий связано с определенным риском. В связи с этим возникает несколько вопросов. Почему образуются такие предприятия? По какой причине (кроме краткосрочных финансовых выгод) компания может входить в них? Какие причины могут препятствовать созданию международных совместных предприятий? Наряду с увеличением текущего денежного дохода образование совместного предприятия может привести к успеху, наиболее вероятно, в случаях развития смежных областей деятельности, проникновения в смежные отрасли, а также создания вертикально интегрированной организации. Долгосрочные же аргументы в пользу вхождения в международные совместные предприятия охватывают достаточно большой перечень возможностей, которые включают:
- усиление позиций  на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба);
- сокращение  риска путем его деления; 
- выход на  новые рынки; 
- приобретение  информации и технологий;
- кооперирование  и предотвращение конкуренции,  которая влечет за собой более  высокие затраты; 
- получение конкурентных преимуществ;
- приобретение  опыта и знаний.
           Интересы иностранного партнера могут состоять в том, что он получает возможность экспортировать продукцию на защищенный протекционистскими мерами местный рынок; обеспечивает свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Местная материнская компания, в свою очередь, реализует свои интересы, связанные с получением дохода в твердой (конвертируемой) валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать иностранным инвестициям, ограничивая, однако, иностранного инвестора долей участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и устанавливая жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материальных ресурсов и т. д.
        У материнских компаний могут быть различные побудительные причины при принятии решений по инвестированию, которые заставляют рассматривать альтернативные варианты для оценки совместных проектов. Например, иностранная материнская компания может иметь долгосрочный стратегический интерес для проникновения на местный рынок; в то же время ее местный партнер сосредоточивает внимание на увеличении своих текущих производственных возможностей. Условия, в результате которых компания принимает решение не входить в международное совместное предприятие, как правило, связаны с тем, что чистая прибыль по прогнозам ожидается ниже, чем по другим вариантам соглашений; риск конфликта с другой компанией чрезмерно высок; у компании существует опасение потери контроля над своими технологиями и рыночной информацией; рыночные условия крайне неустойчивы и др.
          Основной определяющий фактор успеха совместных предприятий - это выбор партнера. Потенциал партнеров должен отвечать основным целям планируемого предприятия, их основные характеристики должны наилучшим образом взаимно дополнять друг друга. Отношения компаний-партнеров и их руководителей должны строиться на взаимном доверии и уважении. Причинами недоверия могут быть проблемы, возникающие в сфере коммуникаций как на личном, так и на организационном уровне; различия интересов персонала, связанные с национальными и культурными особенностями; отсутствие сплоченности компании.
          Факторами внешней среды, которые оказывают влияние на успех и неудачу совместного предприятия, относятся: политические факторы (как международные, так и национальные); экономические и производственные условия; рыночные условия, включая факторы спроса и предложения, рынки материальных ресурсов и труда, конкуренцию; условия внешней среды; доступ к технологиям; культура. Эти условия меняются. Нередко ситуации неопределенности и изменений внешней среды могут служить аргументами в пользу только краткосрочных альянсов с весьма специфическими целями.
Шансы на успех  совместного предприятия значительно возрастают, когда материнские компании приходят к соглашению по процедурам принятия решений, и эти процедуры ясно определены. Каждая материнская компания предполагает контролировать такое число операций, которое необходимо для защиты ее интересов и достижения стратегических целей. Важно добиваться того, чтобы партнеры достигали баланса ответственности за управление совместным предприятием и принимаемые решения.
Важным фактором успеха международного совместного  предприятия является согласие его работников в вопросах интерпретации целей и задач проекта, интересов в проекте, ожиданий от результатов проекта, влияния личного участия в проекте на долгосрочные перспективы карьеры. Когда существуют значительные расхождения по всем этим вопросам, конфликты наиболее вероятны.
           Международные совместные предприятия используют различные варианты набора сотрудников. Это могут быть следующие категории работников:
- сотрудники, временно  переведенные местной материнской  компанией; 
- сотрудники, временно  переведенные иностранной материнской  компанией; 
- местные национальные  кадры, набранные по контракту  на время проекта; 
- рабочие страны  иностранной материнской компании, набранные по контракту на  время проекта; 
- рабочие третьих  стран, набранные по контракту на период проекта.
          Дифференциация интересов работников угрожает возникновением конфликтов между ними, так как они привносят в компанию различные организационные и культурные ценности. То, каким образом осуществляются кадровые соглашения, серьезно влияет на взаимоотношения между сотрудниками совместных предприятий и между материнскими компаниями.
           Шансы на успех международных совместных предприятий во многом зависят от атмосферы доверия, которая создается руководством материнских компаний и совместного предприятия.
           Проект создания международного совместного предприятия может существенно влиять на культуру материнской компании, формируя в ней отношения интернационализма. Это приносит пользу, если персонал управления получает приток новых идей и технологий, расширяется его представление о рыночной среде, ее потенциальных возможностях и т. п. На структуру и систему управления материнской компании может также влиять деятельность совместного предприятия и работа по ее планированию.
           Для того чтобы эффективно реагировать на возможности, открываемые совместными предприятиями, проводится соответствующая реорганизация компании. Международные обязательства оказывают влияние на компании, заставляя их идти на децентрализацию, развивать структуры, в которых обладание опытом и информацией относится к организационным приоритетам. Повышение эффективности всех видов коммуникаций и надежности информации становится одним из ключевых условий общего улучшения качества организации и управления, повышения конкурентоспособности международного совместного предприятия. (3)
 

    5. Формы международного бизнеса

 
Практика последних  десятилетий выработала много различных  форм организации международных  совместных предприятий. Назовем основные из них:
-образование  международных совместных предприятий; 
- создание дочерней  компании в другой стране;
- приобретение  действующей компании и превращение  ее в дочернюю фирму; 
- подписание  лицензионного контракта с местной  фирмой;
- соглашение о размещении производства и реализации продукции;
- соглашение  о технологиях; 
-соглашение  о научных исследованиях; 
-соглашение  по разработке продукции и  услуг; 
- соглашение  об управлении;
- соглашение  на сдачу объекта "под ключ" (т. е. подписание контракта о строительстве и (или) поставке "готовых к работе" производственных систем, завода и т. п.).
          Указанные альянсы нередко принимают очень сложные формы организаций. Например, соглашение о научных исследованиях вовлекает одного партнера в проведение исследований для другого. Создается возможность выполнения совместной исследовательской программы, требующей от партнеров координации усилий и общего вклада как в собственно исследования, так и в создание условий для них (привлечение квалифицированного персонала, помещения, оборудование и т. п.). 1
          Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:
- организационные  формы международного бизнеса  с закреплением их юридического статуса в стране базирования, т.е. с созданием юридических лиц (предприятия с иностранными инвестициями);
- организационные  формы международного бизнеса  с закреплением их налогового  статуса, но без создания юридических  лиц (представительства и филиалы  иностранных юридических лиц);
- организационные  формы международного бизнеса,  основанные на договорных отношениях (без создания юридических лиц  и закрепления налогового статуса).
         Выбор вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместные предприятия различаются в зависимости от того, где, с кем, с какой долей участия партнеров, с какой целью они создаются и как управляются. С учетом этого можно выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации:
         1. Местонахождение СП и его учредителей. Совместные предприятия могут быть созданы как компаниями одного государства (национальным капиталом), так и представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей СП к различным странам можно выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны – развивающиеся страны, развивающиеся страны – развивающиеся страны.
          2. Форма собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие типы СП: с участием лишь частного капитала, с участием частных фирм и государственных предприятий или организаций и с участием национальных и международных организаций.
           3. Доля участия партнеров в капитале СП. В зависимости от этого признака предприятия можно классифицировать следующим образом: предприятия, созданные на паритетных началах (равная доля участия партнеров в капитале СП), предприятия с преобладающим участием иностранного капитала и предприятия с меньшей долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые льготы СП предоставлялись в зависимости от доли иностранного капитала в уставном фонде совместной компании.
          4. Вид деятельности. В зависимости от целевых установок партнеров можно выделить следующие типы СП: СП научно-исследовательского характера, СП производственного характера, закупочные СП, сбытовые СП, комплексные СП, при которых сочетаются различные виды деятельности.
         5. Характер участия партнеров в управлении деятельностью СП. Можно выделить предприятия, все участники которого активно участвуют в управлении, сообща формируют рыночную стратегию и решают технические вопросы. К другому типу относятся СП, в которых роль всех сторон за исключением одной (чаще всего – принимающей) сводится к пассивному участию в финансировании капитальных вложений, приобретению крупного пакета акций, но без какого-либо участия в процессе оперативного управления.
В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:
- лицензионный  договор - использование авторского  права, товарного знака, патента; 
- сопроизводство - изготовление комплексного изделия  или его компонент одним из  зарубежных партнеров;
- контракт-менеджмент - передача одним из партнеров  другому ноу-хау в области менеджмента; 
- франчайзинг  - выдача лицензии на определенную  деятельность с предоставлением  дополнительной управленческой, маркетинговой  и технологической поддержки; 
- стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями;
- совместное  предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
- многонациональная  компания - наиболее "жесткая"  форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля.
          Формой международного бизнеса являются предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
          Организация и деятельность компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, но зарегистрированных по российскому законодательству, определяются законодательством нашей страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, уровень налогообложения, ограничения по приобретению пакетов акций в отдельных отраслях, порядок перевода прибылей, подчинение трудовому законодательству.
          Эти компании вынуждены практически «врастать» в экономику страны базирования. Они не могут избежать взаимоотношений с российской кредитно-банковской системой, налоговыми органами, с национальными поставщиками энергоресурсов и т.д.
Если говорить о преимуществах данной организационной  формы ведения международного бизнеса, то следует отметить, что практически  любой бизнесмен предпочитает полностью  владеть предприятием в другой стране, поскольку в этом случае упрощается контроль за его работой и нет необходимости делиться прибылью с кем-либо. До тех пор, пока нет других совладельцев, руководство свободнее в принятии мер, которые неоптимальны для конкретных операций в конкретной стране, но наилучшим образом работают на пользу компании в целом.
         Предприятия, полностью принадлежащие иностранным юридическим или физическим лицам, как и совместные предприятия, могут создаваться путем регистрации новой компании или путем приобретения местных предприятий, имущественных комплексов, в том числе и в процессе приватизации.
         Следующей формой международного бизнеса являются представительства, филиалы иностранных юридических лиц.
За рубежом  рассмотренные выше предприятия с иностранными инвестициями в случае, если они созданы транснациональными корпорациями, обычно называются зарубежными филиалами (англ. foreign affiliates) материнских компаний. К филиалам помимо организационных форм с закреплением юридического статуса относятся и отделения, в российской терминологии соответствующие представительствам.
          Отделение (англ. branch, division) хотя и регистрируется в зарубежной стране, но не имеет самостоятельного баланса, его баланс включается в состав баланса материнской компании. Отделение отвечает по обязательствам материнской компании (она также отвечает по обязательствам отделения), полностью (на 100%) принадлежит материнской компании и не является юридическим лицом. Отделения, организованные фирмами за рубежом, традиционно не включают в прямые (и вообще в зарубежные) инвестиции, хотя они владеют и управляют собственностью за рубежом. (5)
         Под постоянным представительством иностранного юридического лица с точки зрения российского законодательства понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое место регулярного осуществления деятельности, связанное с представлением своих интересов или интересов других юридических лиц и осуществлением деятельности по извлечению дохода на территории соответствующей страны, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции.
          Следовательно, постоянное представительство – это регулярная деятельность иностранного юридического лица посредством своего обособленного подразделения на территории РФ, приводящая к возникновению объекта налогообложения прибыли (дохода). Термин “постоянное представительство” применяется для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения.
Главное достоинство  рассматриваемой формы организации  международного бизнеса заключается  в том, что материнская компания может полностью контролировать деятельность представительства (филиала). Но эта форма сопряжена с достаточно большой степенью риска и обязательств, недостатком является и невозможность привлечь местных партнеров и их капиталы. Обычно ею пользуются на рынках с наивысшим потенциалом. Крупные транснациональные компании предпочитают, как правило, создавать в странах с бурно развивающимся рынком филиалы, находящиеся в их полной собственности.
Организационно-правовые формы компаний с иностранными инвестициями (как с долевым участием иностранного капитала, так и на 100% принадлежащие иностранному инвестору) могут быть различны. В России никаких ограничений для иностранных инвесторов с точки зрения организационно-правовых форм не существует, компании могут быть зарегистрированы в любых формах, предусмотренных законодательством. При этом надо отметить, что наиболее распространенными организационно-правовыми формами компаний с иностранными инвестициями являются хозяйственные товарищества и общества Выбор организационно-правовой формы осуществляется в зависимости от того, какие цели ставятся при создании компании, каким видом бизнеса она собирается заниматься, от числа учредителей, размера уставного капитала и т.п.
          Принятая в мировой практике терминология, отражающая организационные формы ведения международного бизнеса:
Joint venture – совместное предприятие.
Joint stock company –  компания, акции которой котируются  на фондовой бирже. 
Public company – публичная  компания. Компания, имеющая разрешение  на продажу акций широкой публике  с целью привлечения капитала. В Великобритании каждая публичная компания должна иметь минимум 50000 фунтов уставного капитала и обозначение “Public Limited Company “ (PLC) после названия компании.
Limited – ограниченная  ответственность акционеров. Обозначение  частной или публичной компании  с ограниченной ответственностью.
Limited partnership –  ограниченное партнерство. Партнерство,  состоящее из ведущих партнеров  без ограниченной ответственности  и партнеров с ограниченной  ответственностью (коммандитное товарищество).
Partnership – партнерство,  товарищество. Объединение, включающее в себя, как правило, от двух до двадцати членов, занимающееся тем или иным видом деятельности с целью получения прибыли.
Company limited by shares –  наиболее распространенная форма  компании (акционерные общества), ответственность акционеров которой (в случае банкротства компании) ограничена номинальным количеством акций, принадлежащих акционерам (внесенным капиталом).
Private limited company (LTD) – частная компания с ограниченной  ответственностью, без права выпуска  акций на рынок. Ответственность акционеров ограничена внесенным капиталом. Такая компания может включать, как правило, до пятидесяти членов.
Holding company – холдинговая  компания. Компания, владеющая контрольным  пакетом акций другой компании (более 50%).
Subsidiary company – дочерняя компания. Компания, контрольным пакетом акций которой владеет другая компания.
Аssociated company, associate – ассоциированная (зависимая) компания, отличающаяся от дочерней тем, что находится  под более слабым контролем материнской компании, так как той принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев).
Corporation – корпорация. Крупная компания с несколькими  дочерними компаниями.
Consortium – консорциум. Объединение независимых компаний  с целью выполнения определенного контракта или проекта.
Conglomerate – конгломерат.  Объединение большой группы компаний, часто международных, с различными 
профилями.
Multinational corporation (MNC) – транснациональная (многонациональная)  корпорация
 
    Общая характеристика хозяйства  стран Юго-Восточной Азии
 
           На протяжении послевоенного времени роль стран Юго-Восточной Азии в мире, особенно в Тихоокеанском регионе, неуклонно возрастает. Это обусловлено выгодным географическим и военно-стратегическим положением стран, богатыми природными ресурсами, динамичным политическим и экономическим развитием.
            По направлениям общественно-экономического развития регион неоднородный. После Второй мировой войны страны его раскололись на 2 группы: Вьетнам, Лаос, Камбоджа ориентировались на советскую командно-административную модель развития (со временем к ним присоединилась и Мьянма), а страны АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней) – рыночную. Все страны Юго-Восточной Азии стартовали с одинакового уровня, но страны АСЕАН добились во второй половине XX ст. ощутимых экономических результатов, которые положительно сказались и на социальных параметрах жизни их населения. Со второй половины 80- х лет бывшие социалистические государства Юго-Восточной Азии начали переход к рынку, но и сейчас они остаются наименее развитыми странами мира. На начало 90- х годов ООН отнесла их к группе стран с низкими доходами на душу населения (меньше 500 долл.). Малайзия и Таиланд принадлежат к группе новых индустриальных стран (НИС) «второй волны», а Индонезия и Филиппины – к НИС «третьей волны» (со средним уровнем доходов на душу населения от 500 до 3000 долл.). Сингапур и Бруней – страны с высоким уровнем этого показателя (свыше 3000 долл.).
           Таких результатов экономического развития они достигли за счет разных факторов. Например, Бруней является ведущим нефтеэкспортером, получая свыше 84% прибыли от экспорта нефти. Сингапур (НИС «первой волны») является мощным региональным и международным центром торговли, маркетинга, услуг и разработок новейших технологий, важнейшим транспортным и коммуникационным узлом Юго-Восточной Азии. Сингапур – один из финансовых центров мира, оборот сингапурской валютной биржи составляет ежегодно почти 160 млрд. долл. По этому показателю он уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио. Объем ежегодных операций на сингапурской фондовой бирже – 23 млрд. долл. По количеству известных банков (141, в том числе 128 иностранных) Сингапур занимает 3- е место в мире после Лондона и Нью-Йорка, и по прогнозам его роль будет возрастать.
          По темпам экономического развития Юго-Восточная Азия принадлежит к наиболее динамичным регионам. Темпы экономического роста стран в послевоенный период были одними из высочайших в мире. В конце 90-х годов XX ст. высочайшие темпы роста производства имели Сингапур (14% в год), Таиланд (12,6%), Вьетнам (10,3%), Малайзия (8,5%). Суммарный объем ВНП стран региона достиг 2000 млрд. долл. (2000 г.). Сейчас доля региона в мировом совокупном продукте составляет приблизительно 1,4%, а в совокупном продукте стран, которые развиваются, – 7,7%.
         Страны АСЕАН сориентированы преимущественно на японскую модель развития с ее повышенным вниманием к достижениям НТР. Так, с начала 80- х годов в них возобновляют оборудование, которое используется для научно-исследовательских и исследовательски-конструкторских работ в промышленности. Вместе с тем вдвое снижено налогообложение инвестиций на научные исследования в этой сфере. В результате Сингапур, например, имеет один из высочайших показателей использования роботов в промышленном производстве.
          Страны региона имеют мощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами, которые являются одним из важных условий их экономического развития. Именно поэтому они являются крупнейшими (а иногда – монопольными) экспортерами отдельных товаров. Например, зона АСЕАН дает почти 80% мирового производства натурального каучука, 60–70% олова и копры, свыше 50% кокосовых орехов, треть пальмового масла и риса. Большими являются запасы нефти, меди, вольфрама, хрома, бокситов, ценного дерева. На протяжении последних десятилетий НИС Юго-Восточной Азии достигли заметных успехов в промышленном развитии. Однако по естественному, научно-техническому потенциалу и многим экономическим показателям они различаются между собой.
           В целом экономического роста страны региона достигли благодаря комбинированию таких факторов: экспортно-промышленной стратегии развития; привлечению иностранного капитала; государственного регулирования; создания жизнеспособных хозяйственных субъектов – национальных корпораций.
          Регион является одним из лидеров в мире по поступлению инвестиций (39,5 млрд.. долл. в конце 90-х годов XX ст.). Наиболее привлекательными для иностранного капитала являются области обрабатывающей промышленности и инфраструктуры. Наиболее активны здесь японские и американские компании, которые размещают предприятия в районах дешевой рабочей силы, куда ввозят полуфабрикаты и осуществляют окончательную доработку своей продукции. Значительными являются инвестиции в пищевую, металлообрабатывающую промышленности, производство электроники и игрушек, химических волокон, фанеры.
          Заметными среди инвесторов являются Сянган, Тайвань, Сингапур. Сравнительно высокий удельный вес этих государств в общем объеме иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Азии связан с деятельностью китайской деловой общины. По использованию инвестиций лидируют Индонезия (23,7 млрд. долл.), Малайзия (4,4 млрд.), Сингапур (3 млрд.), Филиппины (2,5 млрд.). Наибольшими инвесторами в регионе являются Сянган (6,9 млрд. долл.) и Япония (5,2 млрд. долл.).
         В большинстве стран региона сложились могущественные финансово-промышленные монополистические группы, деятельность которых, как правило, связана с интересами иностранного капитала. Ведущими представителями сферы большого бизнеса и финансов являются монополистические объединения «Айлла» и «Сориано» на Филиппинах, «Варингин» в Индонезии, семейный конгломерат Куокив в Малайзии, группа «Бангкок банк» в Таиланде и прочие.
          Решающую роль в формировании промышленно-экспортной специализации стран региона сыграли ТНК. Создание экспортного потенциала НИС было обусловлено активным перемещением в них трудо-, энерго- и материалоемких, экологически опасных производств, а также изготовление массовой потребительской продукции по устаревшим технологиям, которые уже не используются в промышленно развитых странах.
         Проникновение в экономику НИС Юго-Восточной Азии ТНК начали с областей легкой промышленности, где можно быстро получить отдачу вследствие высокой скорости оборота капитала. Поэтому сейчас текстильная, швейная, обувная – наиболее развитые области обрабатывающей промышленности. Самые сильные позиции в них имеют японские и американские ТНК. Например, в Малайзии 15 японских текстильных ТНК контролируют 80% производства области. Среди них – «Торей», «Тойобо», «Юнитика», «Канебо» и др.
В 70-ые года НИС  региона начали освоение технологий производства электронных и электротехнических изделий. Сейчас здесь создана развитая экспортно-промышленная база по выпуску  компонентов бытовой электроники, телекоммуникационного оборудования. Среди стран с рыночным хозяйством Малайзия является третьим производителем полупроводников, Таиланд – важным центром выпуска интегральных схем. Но доминируют в этих областях ТНК США и Японии, которые сформировали их в регионе: ИВМ, «Дженерал електрик», ИТТ, «Х'юлет Паккард», «Тошиба», «Акаи», «Сони», «Шарп». Западноевропейские ТНК также широко представлены в Юго-Восточной Азии: «Роберт Бош», «Филипс», «Эрикссон», «Оливетти» и т.п. В создании автомобильных предприятий тоже активное участие иностранного капитала, преимущественно японского.
Другим является путь развития бывших социалистических стран – Вьетнама и Лаоса, со временем – и Камбоджи, которые продолжительное  время были изолированы от региональных экономических процессов. В их экономической политике преобладали протекционизм, отрицательное отношение к иностранным капиталовложениям и опыту управления. А экономическое взаимодействие со странами бывшего социалистического лагеря оказывало содействие становлению экстенсивной модели государственного социализма образца 40–60-х годов XX ст., увеличивая разрыв в социально-экономическом развитии с их соседями.
           В конце 80-х – начале 90- х годов страны избрали китайский вариант обновления экономики, который предусматривает радикальные реформы по сохранению политического механизма. Тем не менее современные концепции их социально-экономического развития учитывают и опыт новых индустриальных стран Азии, особенно Южной Кореи.
Экономические реформы в Вьетнаме и Лаосе в целом дали положительные результаты. Особенно это касается Вьетнама, где за короткое время удалось сократить темпы инфляции со 1000% в конце 80- х годов XX ст. до 4% – в 2000 г. Более быстро возрастало производство продовольственных культур (в 1985 г. – 18 млн т, 1991 г. – 21 млн т). Вьетнам занял 3-ье место в мире по экспорту риса.
           В последние годы XX ст. некоторые страны Азии, в том числе и Юго-Восточной, постиг экономический и валютно-финансовый кризис. Но в 2000–2001 гг. благодаря росту внешнего спроса и внутреннего потребления им удалось восстановить тенденцию экономического роста. Оздоровление экономики региона состоялось благодаря концентрации усилий на экспорте продукции, особенно электронной. Например, в Малайзии только за первые пять месяцев 2000 г. экспорт продукции возрос на 19,2%, а Таиланда – на 24,3%. Благодаря положительному сальдо во внешней торговле продолжает улучшаться платежный баланс во многих странах. Уровень инфляции в них составляет почти 2%, а в 2000 г. максимальным он был в Лаосе (33%), минимальным – в Брунее (1%). Средний уровень безработицы – 8,5%, в НИК – 3–4%, в постсоциалистических странах – 5–20%.
В последнее  время банки некоторых стран  ликвидировали убыточность, стали  рентабельными, постоянно расширяют объемы кредитования. Однако на социально-экономическое развитие многих стран продолжают влиять политическая нестабильность, вооруженные конфликты и массовые волнения, особенно на Филиппинах, в Индонезии, Мьянме, Камбодже.
          В МГПП регион представлен областями добывающей промышленности, прежде всего нефтяной и оловодобывающей.
          Хорошо развиты выращивание гевеи и изготовление натурального каучука. Регион является одним из ведущих в мире по выращиванию риса, кокосовой пальмы. Важнейшей областью специализации является заготовка и экспорт тропического дерева. Наличие в Сингапуре одного из наибольших в мире портов и большого аэропорта обеспечивает ему статус важного транспортно-посреднического центра региона. Некоторые страны, особенно Таиланд, Сингапур, имеют довольно сильные позиции в сфере туристического бизнеса.(6)
    Возрождение интереса России к  Юго-Восточной Азии
 
           В 2007 году Россия и Индонезия заключили соглашение о продаже оружия, которое заставило вспомнить эпоху «холодной войны», когда в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах Москва стремилась завоевать влияние в Юго-Восточной Азии, щедро оказывая военную и экономическую помощь.
            Новые соглашения имеют менее идеологическую и более экономическую основу и указывают на то, что Россия намеревается стать третьей участницей в борьбе, ведущейся между Китаем и Соединенными Штатами за влияние в регионе.
На тот момент Президент Владимир Путин, ставший  первым российским лидером, посетившим Индонезию после визита покойного  советского лидера Никиты Хрущева, состоявшегося в 1960 году, подписал со своим индонезийским коллегой президентом Сусило Бамбанг Юдойоно (Susilo Bambang Yudhoyono) большое количество соглашений о сотрудничестве и продаже оружия.
          В их число входил и контракт на продажу российских подводных лодок, танков и вертолетов на сумму в 1,2 миллиарда долларов США. Для оплаты данной техники Москва предоставила Джакарте щедрый кредит. Также были подписаны менее крупные соглашения о сотрудничестве в сфере финансов, инвестиций, охраны окружающей среды и борьбы с терроризмом.
         Путин сказал, что Россия также заинтересована в расширении сотрудничества в сфере энергетики, горнодобывающей промышленности, авиации, телекоммуникаций и других технических отраслей. В подписании соглашений участвовали государственные предприятия, в том числе российская компания ЛУКОЙЛ и индонезийская компания Pertamina. Осталось неясным, было ли достигнуто какое-либо соглашение в ядерной сфере. Недавно Индонезия заявила о своем намерении построить атомную станцию мощностью 4000 мегаватт к 2017 году.
          Индонезийская государственная добывающая компания AnTam и российский РУСАЛ подписали партнерское соглашение о разработке месторождения бокситов и строительстве алюминиевого завода на Западном Калимантане. Информация об этом появилась в самый разгар ведущейся в регионе борьбы за право разработки бокситных месторождений, в которой участвуют такие крупные региональные игроки, как австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto, значительно активировавшие в последнее время свою деятельность по разведке и разработке месторождений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.