На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Самопознание

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  по спорту и туризму и молодежной политике
Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Уральский  государственный университет физической культуры»  

      Институт туризма и социально-культурного сервиса 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Контрольная работа 
 

По курсу: «Человек и его потребности»
По теме «Самопознание» 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила: студентка  Урал ГУФК
                                                                        Группы 201 заочного отделения
                                                                        Галимова А.Р.
                            
                                                                       Проверила: ст.преподаватель                                                                                      
                                         туризма и сервиса
                                                                         Артемьева Л.Ф.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Челябинск-2010 
 
 

              
Содержание. 

Введение……………………………………………………………. 3 

1Определение  философско-антропологических оснований…………………………………5 

1.1Историкофилософские  традиции……...8 

1.2Методология………………………………………………………..10 

2.Духовно-образная  объективизация личности……………………12 

2.1Ментальные  особенности личности……………………………...14 

Заключение…………………………………………………………15 

Литература………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Необходимость формирования философской теории самосознания обусловлена важными обстоятельствами.
Сегодня четко  обозначена тенденция натурализма  в научном знании. В общественном сознании это отражается в понимании  всего мира, и человека в том  числе, как результат селектогенеза, то есть очень плоско, упрощенно, без учета всей сложности многофункциональной вариантности проявлений человека. Например, популярная ныне валеология активно пропагандирует натуралистический подход к человеку, делая акцент на, бесспорно важных, природно-биологических параметрах происхождении человека и, к сожалению, устраняя, как объект своего специального внимания, его социальную сущность, природу его продуктивных способностей. В результате формируется образ "плотского человека", главными ценностями которого выступают потребности тела, но не духовные потребности и не гармоничное их сочетание. А активное познавательное проникновение в духовную самость, как источника реализации творческой активности человека (и как средства продления интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни человека), уходит на второй план.
Интерес к изучению самосознания личности реализуется  в различных человековедческих  дисциплинах (физиологии высшей нервной  деятельности, психиатрии, психологии, этике, самом менеджменте и пр.), в которых проблема ограничена предметными рамками конкретной науки и обнаруживает отсутствие целостности в рассмотрении человека. Но проблема самосознания - это общефилософская проблема. Следовательно, существует потребность в философской теоретико-методологической базе рефлексивного обоснования феномена самосознания. В основу образа человека как целостного, самодостаточного, способного к творческой самореализации, адекватной его жизненным обстоятельствам, следует положить философский анализ самосознания личности. 

Необходимо, пока не поздно, привлечь внимание, увлекшихся
современными  техногенными возможностями воспроизводства  человека,
к богатейшим возможностям естественного для человека осознанного
производства  многообразного бытия вокруг себя и  воспроизводства себя
через открытие в себе неиссякаемого источника  творчества -
самосознания. Подтверждением этого положения является успешная
адаптация человечества на протяжении десятков тысяч лет, воплощенная
в богатейшую культуру - форму проявления продуктивно-рефлексивного
человеческого Духа. Поэтому весьма актуальным является философско-
методологическое  обоснование целостности личности, представленной
через анализ богатого содержания ее самосознания, понятого как 
 
 
 

центральная доминанта  комплексно организованной многофункциональной системности бытия человека. Самосознание генерирует расширение
возможностей  активной самодеятельности человека, в основе которой лежит разнообразие его собственных ценностных этических, религиозных, познавательных, материальных ориентации.
          Сегодня мир нуждается в деятельных творческих силах, пробудить которые может образование, ориентированное на развитие мышления, чем традиционно занимается философия. Она содержит богатое наследие теоретического мышления, без уяснения которого и превращения в личностный потенциал невозможно надеяться на успех в поисках выхода из глобального кризиса цивилизации, в рамках которого научный рационализм, технологический прогрессизм, экономический либерализм породили экономические, социокультурные, социально-политические, экологические проблемы, развернув общественное развитие "против" человека, нарушив имманентную устойчивую гармонию человека, общества и природы.
Цель работы изучить самосознание личности. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить историко-философские  традиции
2.Изучить методологию
3.Изучить ментальные  особенности личности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историко-философские  традиции. 

Историко-философских  традиций способствует развитию
творческого потенциала человека, формированию способности многомерно воспринимать мир, видеть его переливы, противоречивые тенденции, обусловливает развернутость мышления на мир в его многогранности, что позволяет понимать и выстраивать закономерные исторические связи. В своем богатстве, философия является толчком к развертыванию деятельных, интеллектуальных и практических способностей человека. Она помогает не уходить от острых вопросов, неоднозначных ситуаций, а стремиться постичь их в остроте и противоречивости, подталкивает к поиску неожиданных путей решения актуальных проблем и не бояться своих выводов. Философия - это сконцентрированная энергия, накопленная многовековым развитием человеческой цивилизации.
Проблема состоит  в том, чтобы превратить эту общественную энергию в энергию интеллекта каждой отдельной личности, в не за штампованную, не стандартизированную работу интеллекта, способного мыслить самостоятельно, своеобразно, творчески. Средством вхождения в эту проблемную ситуацию может стать привлечение внимания как мыслящего интеллектуала, так и меркантильного обывателя к необходимости пробудить свое самосознание, которое способно вывести границы его познавательного модуса за круговорот обыденных желаний, потребительских потуг и тщеславных вожделений, пробудить в нем новые источники энергии, побороть рутину собственного мышления, выйти на иные рубежи осмысления мира и себя. Этим определена теоретическая актуальность предпринятого исследования.
Поэтому, необходимо системно представить феномен самосознания, исследовать роль самосознания в поливариантной продуктивной самореализации личности.
Проблема самосознания является одной из фундаментальных  в философском знании, и хотя и  в непроявленном, категориально  не оформленном виде, в европейской  культуре присутствует уже в ранних философских размышлениях, начиная с софистов и Сократа. Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Декарта, для которых вопрос об отношении "внутреннего" мира сознания и "внешнего" мира природной реальности был одним из центральных в их философских размышлениях. Тем самым, вырабатывалась новая форма философского мышления, для которой стало характерным познание внешнего объективного мира через осмысление осуществляемой субъектом познавательной деятельности, познание мира через познание самого субъекта, исходя из внутреннего центра. В дальнейшем, этот внутренний центр был назван самосознанием и перерос в
"процедуру  самосознания", исторически очертившую  целую духовную эпоху вплоть  до XIX века.
Концептуальной  и методологической зрелости проблема самосознания достигла в системах классиков  немецкой философии - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Философии необходим был  исходный принцип, который бы объяснял различные грани мироздания, и  одновременно находил объяснения в себе самом и через самого себя. Таким исходным принципом философских систем немецкой классики стало единство субъективного и объективного, субъекта и объекта, проявляющееся в деятельности самосознания, понимаемого как сущностная черта субъекта и составляющее предпосылку абсолютного познания. Несмотря на различия в содержании исходного принципа тождества, в рассматриваемых философских концепциях в качестве субстанции всего объективного выступает родовое человеческое мышление, достигшее своего самосознания. Гегель концептуализировал проблему, в его системе самосознание представлено как единственная и всеобъемлющая реальность, все богатство действительности заключено в различных соотношениях "сознания" и "предмета" в пределах самосознающего себя абсолютного субъекта. Самосознание как деятельность стало формообразующим принципом, положенным в основу понимания общественного развития в целом, одной из движущих сил которого является активно действующий субъект.
Маркс продолжил  традицию понимания самосознания как продуктивной творческой деятельной способности. Материалистическая методология его анализа определила контекст поиска сущности феномена самосознания - объективный способ бытия общественно развитого человека, в котором о предмечена его деятельная сущность, его продуктивный творческий потенциал.
В постклассический период анализ самосознания личности присутствует в контексте проблемного  поля философско-антропологических  поисков имманентных характеристик  природы человека в таких направлениях: в антропологической социологии (М.Шелер, А.Гелен), в феноменологических исследованиях человека
(Э.Гуссерль, Р.Ингарден, М.Мерло-Понти), в неофрейдизме (К.Юнг,  Э.Фромм), в экзистенциализме (М.Хайдеггер,  Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Бубер).
В отечественной  литературе работами Б.Г.Ананьева, П.К.Анохина, К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, П.С.Гуревича, А.М.Коршунова, П.В.Копнина, В.А.Лекторского, М.К.Мамардашвили, И.Т.Фролова и др .широко представлена традиция исследования человека как социального существа, активно-деятельные формы бытия которого следует выводить из широких общественных связей и отношений, инициирующих активность человека. 
 
 
 

В рамках культурно-исторической концепции личности (работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Е.В.Шороховой, Б.Д.Эльконина) особо продуктивной в выявлении природы человека и характеристик ее целостности стала деятельностная концепция человека, представленная трудами Г.С.Батищева, Э.В.Ильенкова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определению философско-антропологических оснований. 

Целостного понимания  человека, через акцентуацию духовности как егосущностной характеристики, посвящены работы В.С.Барулина, О.Д.Гараниной.
Указанные работы затрагивают феномен самосознания в рамках исследования целостности человека и многогранности его системных связей с природой и обществом. Но самосознание здесь рассматривается в контексте конституации основных особенностей человека и носит подчиненный характер. В целом же, состояние изучения самого феномена самосознания в рамках целостного понимания человека нельзя считать удовлетворительным.
Нередко, обособленно  и независимо друг от друга изучаются  формы самосознания: индивидуальное, национальное, общественное, теоретическое. Не сделан акцент на представлении  их как специфических форм проявления целостности личности, разворачивающей свой продуктивный потенциал в различных пластах социального бытия, как форм, зависящих от социальной идентификации человека (как индивида, как представителя класса, нации, общества), выраженных через категории единичное, особенное, всеобщее.
Проблема самосознания разрабатывается, большей частью, в  связи с анализом индивидуальных характеристик личности и представлена как субъективно-психологический  феномен. (В.С.Агапов, В.В.Столин, А.М.Малахова, Е.В.Черносвитов, И.И.Чеснокова и др.). Ограничение самосознания индивидуальным самопознанием приводит к подмене его субъективным методом рефлексивного наблюдения - интроспекцией, ограничиваясь использованием которой невозможно проникнуть в тайну личности. В рамках такого ограничения не проецируется системное познание субъекта как деятеля в объективных внешних связях, формирующих его как такового и принимающих воплощение его потенциала.
 Не выработана концептуальная определенность в вопросе о соотношении сознания и самосознания в психике человека, о филогенетической последовательности их возникновения. Определились следующие позиции по данному вопросу. Первая: самосознание - низшая ступень сознания, понятая как первичные ощущения о психофизиологическом состоянии организма (В.М.Бехтерев). Вторая: предметное ощущение содержит в себе самоощущение, сознание и самосознание возникают и развиваются одновременно (Д.И.Дубровский, Э.Ф.Звездкина). Третья: самосознание - высшая ступень развития сознания, является продуктом развитого сознания и речи, связано с формированием человека как субъекта деятельности, включено в процесс становления личности (Л.И.Божович, Е.К.Быстрицкий,Е.В.Шорохова). 
 
 
 
 

Выяснению собственной  природы самосознания посвятил монографию А.Г.Спиркин "Сознание и самосознание", где системно представил феномен самосознания через выявление его происхождения, содержания и сущности.
Анализ социальной природы самосознания, понятого как  отражение отношения человека к  себе как целостному субъекту в единстве материального и духовного компонентов, развернут в монографиях Е.К.Быстрицкого. Э.Ф.Звездкиной, Л.В.Скворцова. Здесь исследовано становление субъекта в социально-инвариантном контексте, в котором формируется как субъект самосознания, так и предмет самосознания.
Плодотворный  подход к адекватному пониманию  природы самосознания представлен  Ф.Т.Михайловым в монографии "Общественное сознание и самосознание индивида", а также в коллективной монографии под его же редакцией "Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы" (1997 г.), где дается анализ генезисного и функционального единства процесса перманентного воспроизводства субъектами их развернуто рефлексивной субъективности, определен источник продуктивности самосознания - потенциальность субъекта. Ф.Т.Михайлов представил процесс активного субъективно мотивированного формирования самосознания индивидов через тождество их интер- и интрасубъективности в контексте воспроизведения ими общей духовно-практической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методология. 

Исследование основано на социально-философской методологии, которая позволяет рассматривать социум как всеобще-универсальный процесс противоречивого становления человека, оценить общественные структуры с точки зрения их воздействия на формирование и осуществление созидательных способностей человека. Современное научное познание в целях сохранения целостности предмета исследования, удержания его от "растаскивания" по различным предметным областям науки, дабы сохранить и развернуть его системность и комплексность, настоятельно требует использования общенаучной методологии, системы принципов и категорий. 

Методологической  базой исследования целостного человека выбраны фундаментальные принципы, позволившие раскрыть сущность человека и исследовать условие (развитое самосознание) ее многопланового опредмечивания в социальном пространстве, базируясь на следующих основаниях:
- метод конкретно-исторического  подхода позволил рассмотреть
человека как  общественного субъекта через конкретику форм его
общественного бытия, реального жизненного процесса, представленного
как расширенное  воспроизводство и самореализация возможностей,
таящихся в  деятельной сущности человека, через  анализ конкретных
способов жизнедеятельности  индивида, в которых он выступает  как
субъект самосознания и деятельности; метод позволяет проследить
филогенетическое  и онтогенетическое становление  человеческой
индивидуальности, воспроизводя, в частности, как самосознание человека
получает свои определения, наполняется содержанием  в ходе реального
жизненного процесса и деятельности индивида каждой отдельной эпохи, питаясь ее конкретикой;
- метод восхождения  от абстрактного к конкретному  предоставил
возможность выявить  генетический ряд форм бытия человека, получить
конкретно-всеобщее представление о сущностном самодвижении
человека на основе богатства особенного и единичного в его
историческом  становлении;
- принцип диалектической  связи индивидуального развития
человека с  его историческим воспроизводством позволил глубже
раскрыть становление  личности в истории как процесс все более полной
реализации сущностных сил человека, его целостности, проанализировать
взаимообусловленные процессы развития деятельной способности
человека утверждать свою сущность во внешней природе  и,
одновременно, развивать  свою собственную природу, деятельное
отношение к  миру и к себе, как субъекту деятельности; 
 
 

- принцип деятельности, который в качестве методологического
принципа задает целостный способ видения исследуемого предмета,
разворачивает из себя все богатство определений  самосознания, дает
возможность показать опосредованный характер процессов
осуществления самосознания, поскольку они возникают  и реализуются в
деятельности  человека и в его коммуникативных  связях с другими
людьми;
- онтологически-практический  принцип охватывает бытийные характеристики человека как деятельного субъекта через его активность, понятую как инициатива сознающего свою свободу деятеля, вторгающегося в объективный ход событий. Сама инициатива человека, проявляющаяся в гамме его поступков, инициирована его интимным осознанием своей уникальности в мире и своих бытийных возможностей самореализации.
Использование данных методов определило возможность  изучить объект, следуя логике его  собственного развития, высвечивая его  имманентные характеристики, вскрывая богатство его сущностного содержания.
Благодаря такому рассмотрению, самосознание представлено как сквозной феномен, пронизывающий  системность бытия человека, обеспечивая  его целостность, соподчиненность  различных его компонентов, создавая гармоничность самореализации в контексте поливариантных обстоятельств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовно-образная объективация личности. 

Традиционно, самосознание рассматривается как этап в развитии сознания, как результат отражения. Но роль самосознания проявляется в  обратном движении - его роль в сознании и через него в практической деятельности. Когда вся человеческая деятельность становится объектом для самосознания, тогда она превращается в объект упорядочивания для самосознания. Тогда самосознание выступает как своеобразный духовный субъект. Личность, используя самосознание как средство, упорядочивает, направляет и реализует свою совокупную - духовную и материальную - деятельность. Самосознание - это духовное основание деятельности человека.
Духовность становится зрелой на уровне самосознания, когда человек овладевает собственным мышлением. Это корелляционный процесс: самосознание - атрибут духовности, как и духовность - атрибут самосознания. Человеческий дух - важнейшая форма самореализации человека. Такая трактовка роли самосознания в процессе взаимодетерминации деятельности и сознания человека является новой. "Самосознание личности" понимается как такой уровень сознания, где проявляется активное отношение человека к своему сознанию как к объекту. Самосознание выступает как способ интерсубъективной коммуникации личности. Механизм развертывания самореализации личности включает следующие компоненты: субъективный анализ предстоящего действия задает параметры -определяет место субъекта в контексте обстоятельств, определяет меру его возможного участия; потенциальность человека - определяет степень возможности осуществления замысла, с учетом знаково-символических и предметно-вещественных параметров пространства возможностей; провоцирует выход индивида за свои обычные параметры; и интерсубъективная продуктивность личности, которая включает в себя адресованность деятельности, ориентированную на результат и участность, проявляющуюся как способ действия, запечатленный значением в продукте этой деятельности и смыслом в партнере по коммуникации, обеспечивая согласованность их действий. Самореализация личности предполагает активный внутренний центр субъекта - самосознательное отношение к себе и к другому. Сформулированное определение самосознания и вскрытый механизм развертывания продуктивной самореализации личности является новым.
Духовно-образная объективация личности - это внутренняя работа субъекта по идеальному проектированию бытия в ходе интенционального акта сотворения. Интенциональность означает творчески-преобразующую направленность сознания на предмет познания и его мысленного реконструирования. Восприятие мира всегда определяется внутренним интерсубъективным состоянием индивида. Результатом воспринимающей и  
 
 

конструирующей  деятельности выступает конкретизация  восприятия, в ходе которой субъект активно идеально достраивает объект, создавая индивидуально-особенный продукт, отражающий специфические лабиринты его личности. Инструментом образотворчества выступает самосознание личности. Самосознание - это внутренняя субъективная деятельность, объективированная в знаковом виде. В результате творческой деятельности созидающего восприятия формируется образ (мысленно созданный предмет), который "фосфоресцирует" под воздействием воображения субъекта благодаря запечатлению в образе его "самости", воплощению в образе его личности. Представленный механизм духовно-образной объективации потенциала личности является новым.
Процедура теоретико-рефлексивного  моделирования бытия включает рефлексивную деятельность по осознанию имеющегося знания и перспектив, тенденций его приращения, осознание субъективной сущности познания (логики мышления, его способов и методов) и осознание конкретного предмета познания, обладающего параметрами объективности. Процесс осознания субъективной сущности познания становится способом методологической организации познания в целом. Философская рефлексия осмысливает познание в его завершенной форме, предоставляет общую методологию познания, вырабатывая систему методологических требований, соблюдение которых предъявляется в качестве необходимого условия для достижения адекватного знания, соотнесения полученных знаний с действительностью, для правильной оценки приемов и средств, которые используются субъектом познания. Философская рефлексия над духовной деятельностью общества образует фундамент, на котором основывается общая концепция духовного освоения мира человеком. Философия обладает статусом высшей формы самосознания - теоретического самосознания, направленного на познание культуры как целостной саморазвивающейся системы в конкретных исторических формах. Философия - это духовная квинтэссенция культуры. Процедура рефлексивной концептуализации культуры как целостной формы бытия человека представлена по-новому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ментальные особенности  личности. 

 Когнитивные структуры личности - психический каркас субъективного мировосприятия и основа ментального опыта. Ментальный опыт содержит: когнитивные, метакогнитивные, интенциональные ментальные структуры. Ментальный опыт обеспечивает: базовые механизмы переработки информации (коды, семантика информации извне, архетипы, которые позволяют адекватно входить в социосреду); степень развитости интеллектуальной рефлексии (осмысление способности мышления, интеллектуальные предпочтения, интеллектуальная адаптация); степень развитости способности к интеллектуальной саморегуляции ( целеполагание, прогнозирование).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.