На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и виды правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Понятие  и система гарантий местного  самоуправления
1.1.  Общие гарантии.
1. 2. Специальные  (юридические) гарантии

2. Понятие  и виды правовой ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления

3. Контроль  и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации

Заключене
Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Определение местного самоуправления, характеризующее  его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Статья 2 данного Закона гласит: “Местное самоуправление в Российской Федерации ? признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”.
      Хотя  законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы “государством в государстве”. В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление ? это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная ? это две формы власти народа.
      Итак, местное самоуправление как форма  народовластия имеет следующие основные признаки:
      1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
      2) местное самоуправление ? особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
      3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
      4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;
      5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и система  гарантий местного  самоуправления

Важнейшим и необходимым условием полного  и эффективного осуществления задач  и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии. 

1.1.  Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступав в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
- служат  предпосылками стимулирования развития  местного самоуправления;
- обеспечивают  определенную устойчивость и  стабильность в деятельности  органов местного самоуправления;
- создают  реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы:
    свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда;
    разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность;
    их равной правовой защиты и др.
 
Политические гарантии местного самоуправления — это политико-правовой режим нашего государства:
    система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
 
Духовными гарантиями самоуправления выступают:
    система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом;
    уровень культуры, правосознания в обществе и др.
Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что наше общество и государство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в котором в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направлении пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги. 

1. 2. Специальные (юридические)  гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
- организационную  и материально-финансовую самостоятельность  органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- защиту  прав местного самоуправления  и создание благоприятных возможностей  для их наиболее полной реализации.
Гарантии, обеспечивающие организационную" самостоятельность  местного самоуправления
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.
Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и действовать в известных пределах автономно.
Гарантиями  организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1. Закрепляемое  статьей 12 Конституции Российской  Федерации положение о том,  что органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской Организации власти на местах).
Развивая  конституционные положения об организационной  самостоятельности местного самоуправления Федеральный закон “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14).
2. Самостоятельность  определения населением структуры  органов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
Субъекты  Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.
3. Организационная  самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе  управления предполагает, что назначение  должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.
Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” запрещает  образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).
Правовая  регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом,
4. Контроль  государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет известные пределы, обусловленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица возможно по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением особой процедуры, установленной статьей 49 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”.
Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяется соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
5. Для  самостоятельного решения местных  вопросов и возлагаемых на  них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы  муниципального права, не могут противоречить  Конституции Российской Федерации, федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.
Подчинение  одного муниципального образования  другому законом не допускается.
6. Гарантией  организационной самостоятельности  местного самоуправления является  право муниципальных образований  иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, согласно статье 131 Конституции Российской Федерации допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования.
Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии соответствующих  материально-финансовых ресурсов, которые  должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами Местного самоуправления.
Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность  местного самоуправления в решении  вопросов местного значения, выступает  закрепляемая законодательством финансово-экономическая  база местного самоуправления.
Федеральный закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляет в качестве обязательных атрибутов  муниципального образования муниципальную  собственность и местный бюджет (ст. 1).
При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст. б).
1. Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности.
Органы  местного самоуправления вправе совершать  с муниципальным имуществом любые  сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяет муниципальное образование самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
2. Органы  местного самоуправления вправе, в соответствии с Законом, создавать  предприятия, учреждения, и организации  для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций.
3. Статьи 4 и 5 Федерального закона “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации” возлагают на федеральные  органы государственной власти  и органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
К таким  гарантиям закон относит обеспечение  минимальных местных бюджетов данными  органами государственной власти путем  закрепления доходных источников для  покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
4. Соответствующие  органы государственной власти  обязаны финансировать осуществление  отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть  переданы органам местнр-го самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Финансовая  самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Органы  местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате,
6. Органам  местного самоуправления принадлежит  право выпускать муниципальные  займы, лотереи, получать и  выдавать кредиты, создавать муниципальные  банки и иные финансово-кредитные учреждения.
В интересах  населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке  вправе осуществлять внешнеэкономическую  деятельность.

     2. Понятие и виды  правовой ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления

 
     В связи с тем, что общественные отношения в области местного самоуправления (далее по тексту - МС), особенно при осуществлении форм непосредственной и представительной демократии, регулируются не только нормами права, но и другими социальными нормами (нормами морали, нормами обычаев и традиций, нормами общественных организаций), ответственность в системе МС можно подразделить на юридическую, правовую ответственность, общественную ответственность (корпоративную ответственность) и морально-нравственную ответственность.
     В муниципальном праве используется юридическая ответственность, которая  практически мало отличается от механизма  её действия в иных правоотношениях. Под юридической ответственностью понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение и претерпеть действие мер принуждения или санкций в виде определенных право ограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами1.
     Юридическая ответственность, являясь необходимостью и обязанностью отвечать за свои действия (бездействия) и поступки, за ненадлежащее ведение дел, немыслима без санкций, без конкретных неблагоприятных последствий для органа или виновного лица. Правильно установленная законом ответственность, а также неотвратимые и адекватные меры по её применению – непременное условие не только искоренения правонарушений, но и воспитания ответственности за свои действия и поступки. Эти вопросы актуальны всегда, но особенно в период радикальных реформ, в том числе и в сфере организации МС.
     Юридическая ответственность, являясь важной мерой  защиты прав и интересов МС, прав граждан на его осуществление, наступает  вследствие нарушений правовых норм и проявляется в форме применения государственного принуждения. Принуждение выступает в качестве одного из методов государственного руководства местным самоуправлением, оно напрямую связано с нормами права и их обеспечением. Важной предпосылкой эффективности воспитательного воздействия юридической ответственности является осуждение правонарушителя должностного лица МС со стороны местного сообщества, общественных объединений. Только правильное сочетание методов убеждения, критики и принуждения обеспечивает высокую действенность юридической ответственности.
Согласно  статьи 47 Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, органы МС и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Таким образом, в зависимости от субъекта, перед которым наступает ответственность органов и должностных лиц МС, можно выделить следующие виды ответственности: ответственность перед источником публичной власти – населением, ответственность перед государством, ответственность перед физическими и юридическими лицами.
     Ответственность перед населением. Согласно статьи 48 Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ответственность органов МС и должностных лиц МС перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности ОМС и должностных лиц МС в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований
     Полномочия  главы городского самоуправления прекращаются в случаях:
     1) выражения населением недоверия  главе городского самоуправления  по итогам проведения городского референдума;
     2) отрицательного результата городского  референдума о досрочном прекращении  полномочий Совета, проведенного  по инициативе главы городского самоуправления.
       В этих случаях глава городского  самоуправления принимает решение  о добровольной отставке либо городской Совет освобождает главу городского самоуправления от должности своим решением и назначает повторные выборы главы городского самоуправления населением либо избирает его из своего состава в порядке, установленном законодательством Омской области и настоящим Уставом.
     В случае выражения недоверия населением города одновременно городскому Совету и главе городского самоуправления, Законодательное собрание области назначает день выборов в указанные органы городского самоуправления. Полномочия городского Совета и главы городского самоуправления прекращаются в день начала работы новых органов. Порядок проведения городского референдума определяется законодательством Омской области и Уставом города Омска.
     Новым одноименным Федеральным законом  закреплено право отзыва избирателями выборных лиц МС за конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в том числе в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме (ч. 3 ст. 45), в случае их подтверждения в судебном порядке (ст. 24).
     Можно заключить, что практически выборные органы и должностные лица муниципального образования, избираемые непосредственно населением, несут ответственность в форме досрочного прекращения своих полномочий на основе решения, принятого населением, о роспуске выборного органа или отзыве выборного лица. Данный вид ответственности относится к публично-правовой ответственности, в которой сочетаются политические и правовые меры ответственности, а субъекты публично-правовой ответственности несут её перед основным источником публичной власти – населением муниципального образования. К данному виду ответственности органы и должностные лица МС могут быть привлечены только населением муниципального образования. Следовательно, такую ответственность могут нести только выбранные самим населением органы и должностные лица. Основаниями для отзыва выборного лица и роспуска выборного органа могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке, а также нарушения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме.
     Необходимо  отметить, что население на собраниях (сходах) местного сообщества либо через проведение заочного голосования (опросным путем) при необходимости может выразить недоверие и иным должностным лицам МС, потребовав соответственно от представительного органа либо главы муниципального образования освободить их в установленном порядке от занимаемой должности. Однако такое решение носит лишь рекомендательный характер.
     Ответственность органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления перед государством. Согласно ст. 72 Федерального закона, ответственность ОМС и должностных лиц МС перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность перед государством наступает за нарушение действующего законодательства независимо от того, кому причиняется реальный ущерб – непосредственно государству или физическим и юридическим лицам.
     Должностные лица МС могут быть привлечены к  административной и уголовной ответственности  в зависимости от совершенного противоправного деяния, а в определенных случаях также и к дисциплинарной ответственности.
     Административная  ответственность должностного лица МС наступает за совершение административного  правонарушение, конкретные составы  которого установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах и законах субъектов РФ.
     Основанием  уголовной ответственности должностные  лица МС может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Так, уголовной ответственности подлежит должностное лицо МС, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), превышении должностных полномочий (ст. 286), неправомерном отказе в предоставлении информации, а также в предоставлении заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ (ст. 287), незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289), получении взятки (ст. 290), служебном подлоге (ст. 292), халатности (ст. 293). Так, в частности в части 2 ст. 237 УК РФ предусматривается наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, если эти действия совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, обязанным обеспечивать население такой информацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.