На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Способности и опыт личности. Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Способности и опыт личности.  Особенности способностей и опыта личности специалиста. Методика их развития. 

   Ценность  личности определяется не только тем, что она представляет собой в  данный момент, но и заложенными  в ней возможностями дальнейшего  развития и совершенствования.
   Всякая  деятельность требует от человека обладания  специфическими качествами, определяющими  его пригодность к ней и  обеспечивающими определенный уровень  успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические  особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако, к собственно способностям они не относятся: первая по причине непсихологичности, вторая по причине общности.
   О способностях высказано очень много  противоречивых суждений, мы же попробуем  рассмотреть их место в структуре  личности, а также поговорим о  бытующих на сегодняшний день мифах  о них. О способностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристиках личности. Вот основные из них:
   способности заложены в человеке от рождения;
   любые способности можно сформировать;
   люди  изначально равны по своим способностям.
   Один  педагог в достаточно немолодом  возрасте провел на себе следующий  эксперимент. У него полностью отсутствовал музыкальный слух. И он начал постепенно, тратя на это очень много времени  и усилий, разучивать по частям многоголосые фуги Баха. И он добился успеха и развил у себя очень хороший музыкальный слух. Это говорит о том, что можно сформировать любую деятельность, но большими усилиями. Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий. Этот пример демонстрирует то, что можно обойтись без способностей, даже в такой сложной деятельности, но отнюдь не то, что способность можно формировать. То, что педагог у себя сформировал - это все-таки не способность.
   Способности – свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит  приобретение ими знаний, умений и  навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
   Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики - лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.
   Способности - лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможность семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развившись.
   Однако  знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь  в деятельности по мере её освоения личностью, способности развиваются  дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.
   В качестве примера приведем такой  известный случай: на экзамене в  Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью  отсутствовали способности к  изобразительной деятельности. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных умений и навыков рисования. В дальнейшем Суриков делом исправил эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию.
   Таким образом, можно сказать, что способности  проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько  быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.
   Рассматривая  соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.
   Не  всякая деятельность развивает способности  личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей. Например, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.
   Производственные  задания или служебные обязанности  далеко не исчерпывают творческих возможностей и богатства жизненных устремлений  человека.
   Природа человеческих способностей до сих пор  вызывает достаточно бурные споры среди  ученых. Одна из господствующих точек  зрения, ведущая свою историю ещё  от Платона, утверждает, что способности  биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, ещё не могло быть определяющим.
   В пользу наследственности способностей свидетельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т. д. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию.
   Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Пример такого развития был обнаружен в исследовании звуковысотного слуха.
   Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость её примерно у одной трети русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показателям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100 % музыкальности. Эти удивительные различия находят объяснение в особенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к тембровым, второй - к тональным языкам. В результате все вьетнамцы, овладевая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этот поучителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой "классической" способности, какой всегда считался музыкальный слух.
   Конечным  выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Однако жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.
   Задатки – биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек  от рождения наделен определенными  задатками. Но главное здесь то, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего.
   Ключевым  моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую  деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и наоборот, компенсировались его слабые стороны.
   Возьмем игру в баскетбол. Существуют определенные задатки, благоприятствующие этому, и  самый элементарный из них - высокий  рост. На основании этих задатков производится отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс добиться успеха в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенсировать это за счет другого построения деятельности – или за счет развития прыгучести, или за счет развития подвижности и т. д. То есть любая деятельность многовариантна и открывает путь для оптимального использования индивидуальных особенностей через развитие индивидуального стиля.
   По  сути дела природные различия между  людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одним и другим лежит весь путь становления личности.
   Общие способности, обеспечивающие относительную  легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренных людей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
   Заниматься  деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у этого человека.
   Отдельные способности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Также можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, уровень, то есть имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.
   Количественная  характеристика способностей – необходимая  процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная  потребность ранжирования детей  по способностям, в соответствии с  которыми применяются разные типы обучения: выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.
   В качестве измерения способностей используются различные тесты. Основной недостаток любого теста, в том числе и  на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о развитии профессионально важных качеств, об отношении к обследованию и т. д. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной.
   Способности могут различаться не только по своей  направленности, по качественным и  количественным характеристикам, но и  по своему уровню и масштабу.
   Мастерство, то есть совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.
   Под талантливостью понимают высокий уровень  развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в  деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.
   Высший  уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.
   Формирование  и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.
   Развитие  способностей определяется не столько  продуктами человеческой культуры, сколько  деятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются в деятельности.
   Классифицируя человеческие способности, мы можем  выделить следующие из них:
   природные (или естественные) - биологически обусловленные  в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.);
   общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);
   специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);
   теоретические и практические;
   учебные и творческие;
   способности к общению, взаимодействию с людьми, предмет-нодеятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально-обусловленные способности);
   способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).
   Патологическое  снижение способностей называется олигофренией. Различают три основные ее степени: легкая (дебильность), средняя (имбецилъность) и глубокая (идиотия).
   Особую  остроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором  профессии. Исторически сложились 2 концепции профориентации. Первая – диагностическая – сводит выбор индивидом профессии к определению его профессиональной пригодности. Консультант при помощи тестов измеряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями делает заключение о его пригодности или непригодности к данной профессии.
   Вторая  – воспитательная – концепция  направлена на подготовку индивида к  профессиональной жизни. Основное значение в ней придается изучению развития личности в процессе овладения разными  видами деятельности.
   Рассматривая  условия успешного развития способностей в деятельности, можно выделить в  качестве основного раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с очень раннего физического  развития.
   Важным  условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умение максимально напрячься в деле достижения цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
   Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При  высокой спонтанной активности ребенка  это может быть нехватка соответствующих  впечатлений. При неблагоприятных  общих условиях воспитания, например при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания. Излишнее принуждение может погасить спонтанную активность ребенка и засушить способность.
   На  сегодняшний день существует большое  количество тестов и опросников, направленных на выявление различных способностей человека. Предлагаемый ниже тест (№ 13) позволяет оценить вашу потенциальную способность быть предпринимателем. Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа на каждый вопрос.
   1. Какой, по-вашему, самый легкий  способ "делать" деньги?
   а) Много работать, быть широко информированным, рисковать, вкладывать наличные деньги в дело;
   б) ждать наследство от "богатого дяди", попытаться "отхватить" крупный  выигрыш в лотерею или в  азартных играх;
   в) делать карьеру постепенно, шаг за шагом, не проявляя спешки и не отлучая себя от участия в политике.
   2. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры  от неплохой сделки?
   а) Около миллиона долларов;
   б) до десяти миллионов долларов;
   в) свыше десяти миллионов долларов.
   3. С каким из перечисленных заключений  вы согласны?
   а) Чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете  от своей работы;
   б) деньги - власть;
   в) обладание богатством вызывает зависть, и это приятно.
   4. Вложите ли свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что вы эти деньги не потеряете?
   а) Да;
   б) сумму в разумных пределах (не приведет к разорению);
   в) нет.
   5. Как отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами  физической расправы?
   а) Прибегнете к помощи соответствующих органов;
   б) постараетесь справиться своими силами;
   в) откупитесь.
   6. Участвуете ли в азартных играх,  в частности в тотализаторе  на ипподроме, и готовы ли  в пылу азарта сделать крупную  ставку?
   а) Да;
   б) да, если есть "свободные" деньги;
   в) нет.
   7. Как вы считаете, люди какой  из перечисленных специальностей  имеют самый большой шанс разбогатеть? 
   а) Актер, художник, журналист, инженер, геолог;
   б) адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки;
   в) руководитель фирмы, издатель, коммерсант.
   8. Как вы относитесь к деловым  связям с друзьями?
   а) Могу дать взаймы надежному приятелю: не исключено ведь, что и он ответит  мне взаимностью в нужный момент;
   б) дружба дружбой, а денежки врозь;
   в) при нужде беру в долг, сам же - никогда, никому и ни под каким видом не даю, таков мой принцип.
   9. На этот вопрос ответьте абсолютно  точно: если станете миллионером,  будете ли наслаждаться сознанием,  что принадлежите к элите? 
   а) Несомненно;
   б) буду демонстрировать свое наслаждение  только тем, кто не верил в меня или относился свысока;
   в) нет.
   10. Куда бы вложили свои "свободные"  капиталы?
   а) В недвижимость, другое имущество, в  предметы искусства;
   б) в акции и ценные бумаги;
   в) сделаю так, как решит моя жена (муж).
   11. Если вы имеете на своем счету тридцать миллионов, будете активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?
   а) Может быть, если только дело окажется "верняком";
   б) непременно;
   в) ну его к черту! С меня хватит.
   Теперь  мы можем перейти к рассмотрению еще одной важной составляющей "внешней оболочки" личности – понятию и значению роли в психологической структуре человека.
   Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению.
   От  шекспировского сравнения мира с театром до создания психологической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сравнения психологи не устают восхищаться. Отвечая на вопрос "кто я?", люди очень часто описывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: "мать", "жена", "преподаватель", "ученик" и так далее. Социальная роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве (преподавателя, жены и т. п.), человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет себя вести определенным образом. Основой, на которой формируются эти роли, являются социальные нормы. Часто говорят через запятую "нормы и ценности". Основное различие состоит в том, что если ценности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достигнуть, то нормы – это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.
   Человек, как правило, является носителем  ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют  к человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт. За примером далеко ходить не надо. В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.
   Необходимо  различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные. Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.).
   Неформальные  роли – это тоже некоторые устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль. Например, конвенциональная роль матери может дополняться неформальными ролями заботливой матери, работающей матери и т. д., конвенциональная роль члена трудового коллектива – неформальными ролями лидера, знатока, марионетки, критика и т. д.
   По  сути, неформальная (или персональная) роль - это роль самого себя. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе – пусть так, как полагается, так, как другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного образа, "распяты на образе самого себя" [194, с. 17].
   Очень часто в социальных группах существует достаточно четко определенная структура  и иерархия таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах. Впитывая, осваивая, усваивая, приобретая в общении с другими представления о нормах, существующих в обществе, человек тем самым формирует в себе определенную систему ролей. В детских и взрослых играх эти роли осваиваются, отрабатываются и оттачиваются.
   Человек по сути всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: сначала он выполняет роль сына или  дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или молодой  девушки, потом роль мужа или жены и т. д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, то есть воспринять для себя и овладеть ее содержанием - тем, что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-вторых, принять ее для себя. То есть существует сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том, и в другом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии. Первый типичный вариант - это неосвоение ролей, неосвоение определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.
   В старых романах часто обыгрывались ситуации, когда провинциал или человек  из низших сословий не знает, как себя вести в так называемом "приличном  обществе", да и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль. Но эту ситуацию можно и повернуть совсем по-другому, как это было сделано в популярном в недалеком прошлом фильме "Данди по прозвищу Крокодил". Первая половина его построена именно по той схеме, которую мы только что назвали - простак в светском обществе, не знающий "правила игры", общающийся с шофером и швейцаром в отеле как с добрыми приятелями и повергающий их этим в шок. Однако именно его поведение и оказывается к концу фильма наиболее нормальным, а шофер и швейцар действительно становятся его добрыми приятелями, и мы неожиданно видим за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из них, личность, которой помогло выступить на передний план именно нарушение ролевых "правил игры".
   Вторая типичная проблема - это проблема неприятия ролей. Человек может прекрасно знать и представлять себе всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципиально не хотеть им следовать. В этом случае можно говорить о неролевом или антиролевом поведении. Причем нередко, особенно в подростковом возрасте, человек не желает следовать роли просто из принципа, чтобы самоутвердиться, чтобы показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте; она является движущей силой многих, в том числе иногда внешне очень странных поведенческих проявлений.
   Если  обратить внимание на тонкости внутреннего  отношения к собственным ролям, то можно говорить о внутреннем принятии ролей, когда человек полностью  со своей ролью сливается и выполняет ее уже как бы автоматически, или просто об "игрании" роли, когда человек ее просто изображает. "В первом случае роль овладевает личностью, а во втором личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях" [19, с. 355]. Возьмем для примера роль любящего супруга. Человек может ее выполнять как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто иначе внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто полностью слился с этой ролью ("роль овладела личностью"), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для достижения своих карьерных или других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от своей личности. Различие - во внутреннем отношении.
   Но  откуда берется и что такое  это внутреннее отношение – не только к своим ролям, чертам характера  и вообще к себе, но и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни? Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы "человека в футляре" найдется немало того, к чему он неравнодушен, что он принимает близко к сердцу, к чему он так или иначе относится. Знание того, что человек любит, а что ненавидит, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него важно, а что безразлично, дает, пожалуй, больше всего в плане познания личности как самого себя, так и другого человека с ее содержательной стороны.
   Предлагаемый  ниже тест (№ 14) позволит определить какую "роль" вы непосредственно играете  в этой жизни. Иными словами, кто  вы: "капитан"? "рулевой"? "пассажир"? Варианты ответов: "да", "нет", "не знаю".
   Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
   В моей жизни не было бы стольких проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
   Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
   Иногда  мне кажется, что я родился (родилась) под "несчастливой звездой".
   Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
   Иногда  я думаю, что за многое в моей жизни  ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким, какой  я есть.
   Если  я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
   Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
   Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.
   Я люблю помогать людям, потому что  чувствую благодарность за то, что  другие сделали для меня.
   Если  происходит конфликт, то, размышляя, кто  в нем виноват, я обычно начинаю  с самого (самой) себя.
   Если  черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
   Я считаю, что каждый человек независимо от обстоятельств должен быть сильным  и самостоятельным.
   Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы  окружающие относились к ним снисходительно.
   Обычно  я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

   Личность 

   Личность - понятие емкое и многоплановое. Когда мы говорим о каком-нибудь человеке - "это личность", то, конечно, подразумеваем при этом не его возраст, рост, сложение в целом или красоту. В данном случае мы подчеркиваем прежде всего комплекс его социально-психологических характеристик: оригинальность и глубину мыслей и суждений, богатство и разносторонность его потребностей и интересов, его привычки, развитость склонностей и дарований, красоту и общественную значимость поступков. Личность - это прежде всего индивидуум, богатство внутреннего мира которого ярко раскрывается для людей в его повседневной деятельности, в неразрывности его слов и дел.
   В общественных наука, в том числе в общей и социальной психологии на сегодня известны сотни и тысячи теорий личности, т.е. позиций, с точки зрения которых она рассматривается и какие ее атрибуты в связи с этим выделяются. Вот почему,   опираясь на квинтэссенцию определений типа "личность есть субъект деятельности и общения" или "личность - это субъект и объект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с различными группами и объединениями людей", мы используем формулировку, соответствующую рассматриваемой нами проблематике: личность есть субъект обособленной или коллективной персонифицированной деятельности. Учитывая взаимоувязанные параметры не только личности и деятельности, но коллектива и других социально-психологических понятий, можно видеть, о каком сложном и динамичном феномене идет речь.
   На  развитие и формирование личности в  течение всей жизни и особенно в детстве оказывают влияния  ряд факторов. Обобщенно их можно  рассмотреть следующим образом.
   1. Это биологический фактор. Его  представляют собой генетически,  наследственно заложенные в человеке особенности и черты. Конкретно к ним можно отнести тип нервной системы и связанный с ним тип темперамента, индивидуальные характеристики высших психических функций - главным образом интеллекта, специфичность в построении некоторых органов и систем организма и базирующиеся на них задатки, некоторые половые и возрастные особенности. То есть это прежде всего то, что присуще человеку от природы. Биологические потенциалы или изъяны могут существенным образом повлиять на развитие индивидуума. Например, хромота или заикание могут сформировать в человеке какие-то качества и характеристики, отличающие его от других людей.
   2. Это -  социальный фактор. В его содержание входит, в первую очередь, окружающая среда, в которой человек родился и вырос (семья, родственники, сверстники и т.п.), детские учреждения и школа, трудовые, учебные, воинские и т.п. коллективы. Это также книги, из которых он узнает и вбирает в себя опыт предыдущих поколений, средства массовой информации, обеспечивающие человеку знания об окружающем мире, учреждения культуры и т.д.
   Но  влияние любого социального компонента опосредуется чаще всего через общение  с окружающими людьми, через взаимодействие с ними. Привычки, знания и умения сотрудничающих с человеком лиц, их отношение к труду и познанию, их интересы и суждения, чувства и желания, наконец, характерные для них особенности во взаимных контактах составляют ту атмосферу, ту духовную сферу, которая оказывает постоянное влияние на человека, на формирование его внутренних характеристик и потенциалов.
   3. Это -  активность самого человека, проявляющаяся в его многочисленных  деятельностях, ведь какими бы  богатыми и разносторонними не  были задатки и потенциалы  индивида, какие бы разнообразная  материально-вещная среда и разносторонне развитые люди его ни окружали, все это в должной мере не окажет ожидаемого влияния на развитие и становление человека, если сам по себе он будет лишь пассивным созерцателем и потребителем предметных и духовно-нравственных богатств. Именно разнообразные деятельности выступают своеобразными катализаторами и стимуляторами эффективного взаимодействия и взаимовлияния генетических потенциалов и окружающей среды.  

   Знания, умения, навыки. 

   Какими  бы прекрасными целями ни руководствовались  мы в своей деятельности, её осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умении, навыков которыми мы обладаем.
   Знания  о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.
            Умения – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с  высоким качеством, например точно  и правильно выполнять какое  либо действие, операцию, серию действий  или операций. Умения обычно включают  в себя автоматически заполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечных целях.
   Одно  из основных качеств, относящихся к  умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
         Умения в отличие от навыков  всегда опираются на активную  интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
   Умения  и навыки делятся на несколько  типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные  и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения  навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.                               Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
                Навыки - это частично автоматизированные  действия, которые образуются в  результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.
   Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.
   Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник. Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.
   Навыки  не только облегчают труд, но и открывают  возможности для творческой работы. Например, ученик пишет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.
   Выделяют  следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интеллектуальные) - чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.); навыки поведения.
   Навыки  образуются посредством упражнений, обучения, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные различия - у одних навыки формируются значительно скорее, чем у других. Поэтому не существует единой универсальной кривой обучения.
   Следует учитывать, особенно при работе с  детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномерно. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, который во многом зависит от внимания и поведения взрослых по отношению к детям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.