На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная концепция экономики туризма и гостеприимства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И  ТУРИЗМА 
 

Дисциплина: Экономика и предпринимательство  в социально-культурном сервисе  и туризме 
 
 
 
 
 
 

Современная концепция экономики  туризма и гостеприимства 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

Руководитель:
к.э.н., доцент
Конев И. П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕТРОЗАВОДСК
2008
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………… ….3
Глава 1 Экономика туризма  
1.1. Туризм как отрасль экономики………………………………………… ….5
1.2. Определение и экономические характеристики туризма…………….. ...11
Глава 2 Современная концепция  
2.1. Переориентация на современного потребителя………………………. ...18
2.2. Основные направления туризма в России…………………………….. ...25
Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия  
3.1. Программа развития…………………………………………………….. ...32
3.2. Основные направления туризма Республике Карелия.………………. ...41
Заключение…………………………………………………………………… ...50
Список  использованной литературы……………………………………….. ...53
Приложения  
 
 
 

Введение 

     Актуальность. Прошли годы бурного роста туристической отрасли, и давно уже ясно, что туристы стали более разборчивыми, непредсказуемыми в своих предпочтениях и хорошо разбираются в ценах. Поэтому правы те поставщики туруслуг, которые не надеются на окончание временного кризиса и на слабость конъюнктуры. Пора осознать, что на рынке туризма наступили глубокие структурные изменения. Следовательно, надо создавать новые концепции продаж турпродукта.
     Мы  являемся свидетелями появления  нового поколения туристов с новыми возрастными категориями, новыми моделями жизни и, соответственно, с изменившимися требованиями к путешествиям.
     Туризм  играет одну из главных ролей в  мировой экономике. Эта отрасль  экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
     Развитие  сферы туризма является одним  из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации.
     По  сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в  частности туризм, стала одной  из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.
     Отсутствие  эффективной государственной политики в сфере туризма на протяжении последних десяти лет привели  к тому, что на долю Российской Федерации, несмотря на ее высочайший туристский потенциал, приходится лишь 1% мирового туристского потока, достигшего 657 млн. прибытий в год1.
     Гостеприимство, являясь составной частью туристской индустрии, во многом предопределяет развитие туризма в целом. Бурное развитие индустрии гостеприимства требует  проработки вопросов, связанных с особенностями экономики сферы сервисных услуг, в частности экономики гостеприимства. 

     Целью данной работы является рассмотрение изменений направленности экономики туризма.
     Для достижения данной цели выделим ряд  задач:
    Изучить литературу по экономике туризма.
    Изучить особенности туризма как отрасли экономики.
    Изучить программу развития экономики туризма в Республике Карелия.
     Предметом в данной курсовой работе является современная концепция экономики сферы туризма.
     Объектом – туризм как отрасль экономики.
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 

 

Глава 1 Экономика туризма 

1.1. Туризм как отрасль экономики 

     В современной научной литературе продолжается разработка теоретических  вопросов проблем развития отечественного и международного туризма учеными по теории экономики и организации современного туризма, региональной экономике туризма, внешнеэкономической деятельности, в том числе Азара В.И., Баскакова А.С., Биржакова М.Б., Богданова Е.И., Бугроменко В.Н., Гольца Г.А., Горского Л.К., Громова Н.Н., Грымова И.В., Гуляева В.Г., Долгова СИ., Канторовича Л.В., Карповой Г.А., Кириллова А.Т., Козырева В.М., Котелкина В.И., Крыжановского Г.А., Кузнецова Ю.В., Лемешева Л.Я., Мартынова А.Г., Маринина М.М., Масловой Е.В., Немоляевой М.Э., Персианова В.А., Поповой Р.Ю., Потемкина В.К., Сапрунова В.Б., Сенина B.C., Черевичко Т.В, Чудновского А.Д., Адчера Б., Гана К., Зелинского В., Милла Р., Плога С, Шенгелия Н.О. и др.
      В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план.
      Бурное  развитие мирового туризма и рост его влияния на экономику различных  стран привели к необходимости  его научного исследования. Эти исследования касались различных проблем экономики  туризма, в том числе изучения туризма как самостоятельной отрасли, выявления основных тенденций развития и др. Экономика туризма родилась в силу необходимости изучения и анализа экономических отношений, возникающих между отдельными людьми, принимающими участие в туристской деятельности.
     Индустрия услуг - очень специфическая и  многогранная отрасль экономики, объединяющая предприятия, которые производят как  материальные, так и нематериальные продукты (услуги). В этом заключается  ее отличие от других отраслей экономики, что значительно увеличивает сложность управления как отраслью в целом, так и отдельно взятыми предприятиями сферы услуг.
     По  сравнению с управлением материальным производством управление предприятиями  сервиса и туризма имеет очень  много специфических черт. И, прежде всего, это связано с особенностями услуги как товара.
     Услуги  невозможно складировать и сохранять, как материальные товары. Их производство, т.е. оказание услуг, и потребление происходят одновременно. Вопросы качества услуги и постоянства этого параметра во времени зависят от очень многих субъективных факторов, в частности от личностных характеристик тех субъектов, которые оказывают и получают услуги.
     Существует  также много специфических особенностей и в области экономических  аспектов управления индустрией туризма, поскольку ее эффективное функционирование очень сильно зависит от различных факторов: политических, экономических, социальных, экологических и т. п.
     Индустрия туризма - одна из специфических отраслей экономики, которая непосредственно зависит от капризов природы и в которой сезонность является одним из основополагающих факторов функционирования предприятий.
      Экономику туриндустрии можно определить как дисциплину, которая изучает и анализирует экономические отношения, развивающиеся в процессе производства и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей и желаний путешественников2.
      Эти отношения можно рассматривать  как на макроуровне (уровень государства, региона, дестинации), так и на микроуровне (уровень конкретно взятого района либо предприятия, производящего туристские продукты и услуги). Производство продукции и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей, с одной стороны, непосредственно зависит от желаний самих потребителей - туристов. С другой стороны, на развитие самой туристской индустрии влияет множество различных как внешних, так и внутренних факторов. Поэтому экономику туризма определяют как быстро развивающуюся, динамичную, стохастическую (неопределенную) составляющую национальной экономики.
      Экономика туризма исследует и анализирует  способы, которыми организованная социальная система решает следующие проблемы:
    какие туристские продукты и услуги будут произведены в определенный период времени, а также, в каком количестве, какого качества и насколько разнообразные;
    как эти туристские продукты и услуги будут произведены, т.е. из каких источников и по какой технологии;
    как данные туристские продукты и услуги будут распределены среди внутренних и внешних туристов;
    как экономическая деятельность будет развиваться во времени.
      Все общества независимо от места, времени  и уровня развития сталкиваются с  экономическими проблемами в туризме, которые связаны с тем, что:
    неопределенное количество туристских потребностей и пожеланий индивидуумов сочетается с задачей распределения их в порядке важности;
    ограниченные или редкие туристские ресурсы, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов, должны сочетаться с различными способами использования этих ресурсов. Эти проблемы связаны с созданием туристских продуктов, определением цены, по которой они будут распределяться, размещением туристских компаний и т.д.
      Основные  цели экономики туризма. Экономика туризма имеет следующие цели:
    качественно и количественно максимизировать удовлетворение психологического опыта туристов;
    максимально увеличить доход компаний, предлагающих туристские продукты и услуги;
    максимизировать расходы туристов в процессе их путешествий3.
      Вышеперечисленные цели экономики туризма обычно позитивны. Максимизация психологического опыта создает чувство удовлетворенности у туристов и заставляет их вернуться в страну, которая так хорошо их приняла, и, как результат, потратить больше денег в путешествии.
      При определенных обстоятельствах цели экономики туризма могут иметь негативный характер. Например, краткосрочная цель максимизации дохода может привести к созданию большого количества структур для обслуживания туристов, в результате чего снизится психологическое удовлетворение туристов. Это может повлечь за собой уменьшение потока туристов в данную дестинацию и соответственно уменьшение притока денежных средств, что в конечном итоге повлияет на экономические результаты развития данной дестинации и даже может привести к ее исчезновению. Повышенное внимание к туризму как основному элементу экономического развития страны также может привести к подобным результатам.
     Туризм  играет все более заметную роль в  мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль бурно  развивается. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов4, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.
     По  оценкам зарубежных специалистов, в 2000 году на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений5.
     Туристская  политика в развивающихся странах  в основном должна быть направлена на снижение риска экономической  зависимости, которую может вызвать  неконтролируемый рост международного туризма6.
     Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят:
    новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов;
    повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и территориальных органов и предприятий туризма;
    преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; дальнейшее расширение массового туризма;
    организация новых форм проведения досуга;
    функции, которые государство должно взять на себя;
    изменения в производстве и учете туристских услуг;
    разработка новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств туристского обмена;
    изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии;
    осуществление программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций и др.
     Любой отрасли, а для туризма особенно, экономическая конкуренция, технологические  изменения, политика государства имеют  тенденцию к постоянной изменчивости. Туристская продукция невидимо проходит по всему жизненному циклу, начиная с периода возникновения до полной реализации. Базовое туристское предложение в виде туров, маршрутов и программ имеет свои собственные характеристики и стадии цикла. Различные типы циклов очевидны в сфере туристского потребления (завтрак - кровать, пансион, полупансион, услуга)7.
     Деловая стратегия должна изменяться и, если надо, изменяться быстро, с учетом возникающих  экономических обстоятельств и  изменений в туристском обращении. 

 

1.2. Определение и экономические характеристики туризма 

     В соответствии с Федеральным законом  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ, принятым 24 ноября 1996 года туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
     В зависимости от места, способа передвижения, цели, времени и других признаков  выделяются следующие виды туризма:
     1. По месту проведения – внутренний (отечественный) и внешний (международный) туризм.
     2. По способу передвижения –  активный (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, конный) и пассивный (железнодорожный, воздушный, автотуризм).
     3. По целевому назначению –  познавательный (ознакомление с историческими, природными и другими достопримечательностями); спортивный (связан с достижением результата и проведением соревнований), лечебный (путешествие с оздоровительными целями); научный (участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах и т.д.).
     4. В зависимости от возраста  – взрослый и детский туризм.
     5. По числу участников – индивидуальный и групповой туризм.
     6. По способу проведения –  самодеятельный и организованный туризм.
     7. По характеру проведения –  любительский и профессиональный туризм.
     Разновидностью  профессионального туризма является так называемый экстремальный туризм, который сопряжен с большим риском для жизни и путешествия проходят в очень сложных условиях. Примером экстремального туризма могут служить путешествия Тура Хейердала, Федора Конюхова, Дмитрия Шпаро, альпинистов, совершающих восхождения на самые высокие и неприступные вершины мира8.
     Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления9.
     Под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
1. Тур,  комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.
2. Отдельные  туристские услуги, к которым  можно отнести: транспортные услуги, услуги по размещению, оформлению  заграничных паспортов и виз  стран пребывания, страховку, экскурсионную  программу, прокат автомобиля и многое другое.
3. Товары  туристского назначения, включая  различного рода информационные  материалы (каталоги, справочники,  карты, словари, путеводители, сувенирная  продукция и т. д.), которые необходимы  туристу и путешественнику в  стране пребывания.
     Туристские  услуги составляют значительную часть  потребляемых населением услуг и  имеют специфический социально-оздоровительный  характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и  культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы10.
     На  основании анализа данных Росстата об объеме платных услуг в июне 2007 года, проведенного Федеральным агентством по туризму, населению было оказано услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 8,0 млрд. руб., против 7,5 млрд. руб. за аналогичный период 2006 года (прирост составил 6,4 %)11.
     Туристских  услуг в июне 2007 года было оказано  на 4,7 млрд. рублей.
     В структуре объема платных услуг  населению в июне 2007 года услуги гостиниц и аналогичных средств  размещения составили 2,8 % (от всех услуг), что на 0,1 % больше, чем в структуре  объема платных услуг населению  в июне 2006 года.
     Туристские  услуги в структуре объема платных услуг населению, наоборот, уменьшились, и в июне 2007 года составили 1,65 % (от всех услуг) против 1,76 % аналогичного периода 2006 года, что можно объяснить меньшим темпом роста цен на эти услуги по сравнению с ростом цен на платные услуги в целом (см. Таблицу 1). 
 
 

Таблица 1
Объем платных услуг  населению 

  июнь 2006 г., млрд. руб.
июнь 2007 г., млрд. руб.
июнь 2007 г. в %
к июню 2006 г.
Платные услуги (всего) в том  числе:
277,4 285,2 102,8
Услуги  гостиниц и аналогичных средств размещения 7,52 8,0 106,4
Туристские 4,88 4,7 96,3
 
     Следует отметить ряд проблем, присущих сфере  туризма на протяжении многих лет.
     Во-первых, низкое качество услуг и примитивный сервис крайне негативно сказываются на привлекательности России в плане гостеприимства. Однако данный факт не мешает российским компаниям устанавливать цены значительно выше мировых. Например, отдых в Сочи по стоимости аналогичен путешествию в Анталию. За счет ценовой разницы и заметных различий в ассортименте услуг турбизнес в ряде стран интенсивно развивается посредством денег, оставляемых там российскими туристами12. Более $ 20 млрд. ежегодно «уплывают» из России за рубеж по линии туризма в другие страны и экономически упрочивают их турбизнес, а наш финансово обескровливают.
     Во-вторых, туризм утратил социальную направленность, перестал быть доступен большинству населения. Данный факт во многом определяется низкой эффективностью действующих механизмов социального страхования и обеспечения населения в России. В то же время если поощрять социально ориентированный, доступный людям туризм, то бюджетные вложения станут не нужны, так как начнут действовать механизмы самофинансирования. При таких условиях налоговые и иные поступления от туризма в бюджет существенно возрастают и достигают очень крупных величин.
     В-третьих, посещение древних памятников архитектуры современным туристом - явно недостаточная мотивация для путешествия. Для интенсивного развития туризма необходима современная инфраструктура, объекты туристской привлекательности и достойный сервис. Туризм вполне способен самостоятельно себя обновлять при оптимальном налогообложении.
     Вышеназванные проблемы в совокупности с постоянно  изменяющейся экономической и политической ситуацией в стране, экологическими и другими проблемами значительно тормозят развитие национального туризма и, как следствие, снижают позитивное влияние туризма на экономику России.
     Таким образом, синхронность эволюционных изменений  в экономике и туризме позволяет  сделать вывод о взаимном влиянии  названных экономических категорий друг на друга. Баланс таких взаимоотношений крайне важен для России на современном этапе развития.
     Основными факторами, положительно влияющими на сферу туризма, являются:
    величина реального дохода - при увеличении реального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег, а если денег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечения людей, увеличивается спрос на продукцию и услуги сферы туризма;
    распределение дохода - чем равномернее распределяется доход в обществе, тем больше граждан смогут позволить себе путешествие;
    стабильность валюты - если курс доллара высокий, то это не позволяет купить много долларов, и наоборот; при такой ситуации с валютой отдых и поездка российского гражданина в США будет стоить дорого, а поездка американца в Россию станет очень выгодной; колебания обменного курса приводят к тому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной;
    выгодная конъюнктура выражается в экономическом росте макроэкономических показателей, который способствует развитию всех отраслей экономики и усиливается в случае государственной поддержки.
     Среди базовых факторов, отрицательно воздействующих на сферу туризма, можно назвать:
    экономические и структурные кризисы, которые вызывают спад во всех отраслях национального хозяйства, - эволюция экономики и туризма подтверждает данное высказывание;
    рост безработицы и снижение заработной платы, которые приводят к снижению платежеспособности населения; в таких условиях денежные средства тратятся на приобретение товаров первой необходимости, а отдых становится недостижимой роскошью;
    падение курса национальной валюты, приводящее к снижению покупательной способности рубля и, как следствие, к снижению спроса на туры;
    невыгодная для туризма конъюнктура, которая проявляется преимущественно в государственной политике: известно, что правовая и финансовая поддержка приоритетных отраслей экономики - это мощный стимул их развития.
     Сфера туризма привлекает российских предпринимателей и иностранных инвесторов коротким сроком окупаемости инвестиций, постоянным спросом на услуги данной сферы, высоким уровнем рентабельности производимых при этом затрат. Туристский бизнес процветает, появляются тысячи частных фирм13.
     Однако  большинство турфирм России сегодня  отправляет своих сограждан за рубеж и только малая часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну.
     Остро нуждаясь в инвестициях, мы активно  финансируем экономику Испании, Италии, США и других стран
     Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока. Теряются также сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около десяти человек). 

 

      Глава 2 Современная  концепция 

     2.1. Переориентация на современного потребителя 

     Туристическая отрасль переживает глубокие перемены. Мы находимся в фазе, когда полностью  изменяются рамочные условия развития туризма. Важно признать эти изменения, осознать их как вызов времени и найти новые пути решения этих проблем.
     Уровень туристического спроса существенно  зависит от отпускного бюджета, то есть от находящихся в распоряжении доходов  на каждого члена семьи, и от количества туристов. Оба фактора влияния находятся в настоящее время в процессе радикальных перемен.
     Рыночный  успех отдельных поставщиков  существенным образом будет зависеть от того, насколько они смогут переориентироваться  на совершенно новую структуру целевых групп и изменившиеся потребности туристов.
     В прошлом было возможно распределить потребителей по их принадлежности к  возрастным группам. С ними можно  было найти общий язык на базе пакетных предложений. Для сегодняшнего потребителя  характерны быстрые перемены интересов и влияние изменчивых модных тенденций. В прошлом однородные целевые группы распадаются на более мелкие в зависимости от демографических, структурных и ментальных изменений.
     Мы  переживаем сейчас постфеминистскую тенденцию, утверждающую равноправие мужчины и женщины и, более того, обеспечивающую женщинам преимущественные позиции во многих областях на основе специфически женских качеств.
     В последние десятилетия женщины  завоевали более высокие позиции  в образовании, получении доходов  и тем самым в представительстве и во власти во всех областях общественной жизни. Будь то семья, политика или экономика – все свидетельствует о том, что эта тенденция прогрессирует.
     Мир становится более женским, и решающие сражения завтрашнего дня будут  вестись в меньшей степени мужскими боевыми средствами, чем интуицией, эмпатией и социальной ориентацией.
     Для туротрасли это значит, что настало  время всерьез рассматривать  женщин как целевую группу. Количество платежеспособных, путешествующих в  одиночку или с подругами женщин, скорее всего, будет увеличиваться. Поэтому есть смысл критически пересмотреть и модифицировать спектр предложения услуг и продуктов.
     Очень вероятно, что внимательное отношение  к женщинам и обеспечение их безопасности будут играть решающую роль в будущем – как при выборе направлений, так и при выборе отелей и форм путешествий.
     Рынок wellness-продуктов и услуг переживает бум. Люди хотят подготовиться к  более продолжительной жизни, оставаясь  здоровыми, бодрыми и красивыми. Именно отпуск служит целям укрепления или сохранения здоровья. Наряду с предложениями медицинского обслуживания большим спросом пользуются места отдыха с возможностями физического и духовного оздоровления. Такие формы отпуска, которые служат укреплению здоровья и доставляют удовольствие, являются наиболее популярными. Они включают в себя как классические курсы лечения, так и терапию аюрведы (цветочная терапия), курсы омоложения или предложения эзотерических или религиозных паломничеств. Главной целевой группой являются женщины от 30 до 50 лет. Интерес мужчин к wellness и системам омоложения также растет.
     Сегодняшнее многообразие жизненных целей, стилей и моделей является выражением глобальных тенденций либерализации нашего общества. Возникают все более  разнообразные жизненные миры, ролевые модели и биографические образцы. Прежние «решения на всю жизнь», как и выбор места жительства и партнера для жизни, в настоящее время подвергаются ревизии. При этом наше общество все больше распадается на маленькие группы и места действия. Каждый отдельный человек все больше решает сам, как он устроит свою жизнь, какими ценностями руководствуется и что хочет потреблять.
     Традиционные  семейные отношения считаются ввиду  множества других предложений почти  исключением. Семьи с детьми –  до сих пор доминирующая модель – уже перестали ею быть. Чрезвычайно высоко число разводов, многие дети растут в неполных семьях или в семьях с новыми партнерами родителей. Многие женщины больше не представляют себя в роли только домохозяйки или матери, а после краткосрочного отпуска по уходу за ребенком снова возвращаются в профессию.
     В то же время растет число бездетных  пар, где оба партнера преследуют свои карьерные и профессиональные цели. Также увеличивается число  одиночек - прежде всего это молодые  люди, которые ведут холостой образ жизни. Сегодня больше нет стандарта модели жизни. Скорее это множество предложений для выбора: одиночки, бездетные, однополые пары, семьи со сводными детьми, родители-одиночки и т.д.
     Каждый  потребитель при этом определяет другие ценности в своих предпочтениях и иногда проявляет очень изменчивую переборчивость по отношению к турпродукту. Например, он совершает экскурсию по городам на дешевом самолете и в то же время заказывает для далекого путешествия отель класса «люкс». Все более раздробленные целевые группы и «смешанное» (гибридное) поведение потребителей изменяют решающим образом картину спроса на отпускные путешествия. Падение спроса на традиционные пляжные и пакетные туры и заказ краткосрочных индивидуальных поездок, стремление получать больше за меньшую цену ставят организаторов туров и других поставщиков услуг перед необходимостью переосмыслить спектр своих предложений.
     Досуг как время, которое можно организовать по собственному желанию, становится важнее благодаря тому, что человек сегодня надеется на более продолжительную активную жизнь. Поиск сбалансированности сфер жизни разовьется к 2015 году в новый жизненный ориентир. Досуг и его организация станут решающими условиями для удовлетворенности жизнью. Здесь возникают новые шансы для поставщиков турпродукта14.
     Жизненно  необходимым в сегодняшнем мире, который становится все более  индивидуалистическим, динамичным и  мобильным, является приспособление к  изменившимся условиям. Глобализация знаний через Интернет облегчает  доступ к информации. Готовность к обучению является предпосылкой для компетентности в будущем. В своей повседневной и профессиональной жизни люди должны постоянно по-новому позиционироваться и чему-то новому учиться. Повышение квалификации в широком смысле слова, понимаемое не только как профессиональное совершенствование, являются существенной тенденцией нашего времени. Перенесенная на турбизнес, эта тенденция может означать: предложение с курсами любого вида, обучающие программы и т.д., которые все больше находят спрос.
     В то же время значительную роль играет событие, пережитое в отпуске. Но событие в этом смысле обозначает не только действие, но и приобретение определенного опыта, возможность в чем-то себя попробовать, то есть узнать новое о мире и о себе.
     Рынок туристических услуг больше не будет расти автоматически. Перспективы роста рынка в среднесрочном и долгосрочном плане скорее сузились. Потребительский спрос вряд ли будет значительно увеличиваться из-за дополнительных экономических нагрузок на население, а также структурных демографических изменений. Кто хочет роста, должен для этого что-то делать.
     Кто игнорирует в маркетинге самую богатую  целевую группу, проиграет в будущем. Поколение 40 - 50-летних уже сейчас становится самой большой и интересной целевой группой для поставщиков туруслуг. Эта целевая группа до сих пор не воспринималась рекламой всерьез и зачастую даже игнорировалась ею. Здесь срочно требуются новые идеи и решения в области маркетинга.
     Время массовых рынков прошло. Тенденции  к индивидуализации и новые жизненные модели ведут к непрерывному распаду однородных целевых групп. До сих пор можно было легко распределять и обслуживать потребителей по их принадлежности к возрастным группам и социальным слоям. Но из-за растущей индивидуализации жизненных моделей растет и многообразие туристических предпочтений. При этом возрастает состязательность не только между отдельными целями, но и между различными формами туризма. Падает спрос на пакетные туры, на их место все больше приходит индивидуальный туризм.
     Пакетные  поездки продолжат жить. Кто в будущем будет не в состоянии предложить массовый продукт «индивидуального покроя», исчезнет с рынка или будет реализовывать продукт в дисконтном сегменте. Индивидуальные потребители требуют индивидуального продукта. Но пакетная поездка все-таки дает неоспоримые выгоды - она снимает с клиента расходы по информации и организации, предлагает облегчение жизни и низкие цены. Если клиент получит четкую информацию об этих выгодах, они будут им оценены по достоинству. Будь то бездетные пары, у которых мало времени, но много денег, или пожилые, для которых очень важными моментами являются консультация и удобство. И тогда пакетная поездка, которой многие уже вынесли смертный приговор, сможет пережить ренессанс для новых целевых групп в качестве спецпродукта.
     Эмоции  и переживания важнее, чем место  назначения и комфорт. Потребители  сегодня заинтересованы в первую очередь не только в покрытии своих  основных потребностей в отдыхе, но и в удовлетворении своих потребностей в роскоши. Ввиду многообразия возможностей они целенаправленно ищут дополнительную выгоду для себя или активно реагируют на предложение поставщика. Эмоции и переживания при этом находятся на первом плане. Для поставщика это значит: только тот продукт, который может пробудить чувства и обещать сопереживание, пользуется спросом.
     Рынок мечется между охотниками за скидками и потребителями роскоши. Наряду с распадом на специализированные услуги и продукты сейчас наблюдается поляризация  рынков. В то время как утоньшается  целевая и качественная середина, разрастаются периферии – дисконт и роскошь – сверх всякой меры. Смешанные группы с противоречивыми потребительскими и туристическими требованиями становятся характерными для рынков. Ввиду многообразия требований к поездкам такое поведение покупателя можно выразить фразой: или я израсходую мало денег за массовый продукт, или я позволю себе все, что я хочу, и израсходую на это столько денег, сколько потребуется.
     Получение выгоды от тенденции  «Женщины»:
     - места и страны, где женщины  чувствуют себя комфортно и защищенно,
     - отели в безопасных местах,
     - отели и предложения по wellness,
     - предложения для женщин, путешествующих  в одиночку,
     - поездки, сориентированные на  специфические женские потребности  (SPA и т.п.),
     - турфирмы, сориентированные на сервис.
     Получение выгоды от тенденции  «Индивидуализация»:
     - внесезонные поездки и предложения  (нет ограничения временем каникул),
     - тематические специализированные  поездки для определенных целевых  групп (студенческие поездки, круизы, спецпредложения для игроков в гольф, дайверов, знатоков вин и т.д.),
     - предложения для путешественников-одиночек  любого возраста,
     - предложения для новых целевых  групп (однополые пары),
     - предложения для индивидуальных  поездок в «типичные» страны  отдыха,
     - поездки класса «люкс» для минимальных групп,
     - специальные предложения на спортивные  мероприятия,
     - дизайнерские отели.
     Получение выгоды от тенденции  «Баланс»:
     - отели и предложения по wellness,
     - предложения по активному отдыху,
     - событийные поездки,
     - поощрительные поездки и предложения, которые связаны с эмоциями и переживаниями,
     - продукты и услуги, предлагающие  облегчение жизни, экономию времени  и удобство (пакетные туры «индивидуального  пошива»).
     Получение выгоды от тенденции  «Обучение»:
     - образовательные и учебные поездки,
     - поездки по городам и культурным  центрам,
     - избранные цели поездок, которые  дают знания и опыт,
     - организация семинаров и конференций  в особо интересных местах.
     Сохраняются перспективные рынки и большое  количество возможностей. Но в отличие  от прошлого, когда турпродукты и услуги продавались почти сами собой, теперь воплощение этих возможностей и успех будут связаны, с одной стороны, с созданием продукта, с другой – с коммуникацией и рекламой.
 

2.2. Основные направления  туризма в России 

     Россия  располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
     Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет шанс наблюдать северное сияние и отправиться в этнические туры к северным народам, а также участвовать в сафари на оленях по тундре.
     Наличие гор открывает возможности для  всех видов горного туризма (альпинизма, спелеотуризма, пеших походов, рафтинга по «кипящим» горным рекам и горнолыжного туризма, маунтинбайка, полетов на дельтоплане), а также курортного лечения в местах, где есть источники минеральных вод.
     Полноводные, широкие и протяженные реки Волга, Енисей, Лена буквально созданы для  круизов, рыбной ловли, сплавов на плотах, катамаранах и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного туризма. Многочисленные озера, как правило, живописны и чисты. Причем вода в них чиста не только внешне: в Карелии и на Байкале ее вполне можно пить.
     Леса  центральной России, предгорий Кавказа, тайга Сибири и Дальнего Востока полны зверей и птиц, что привлекает любителей охотничьих туров. В России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные условия для проведения экологических туров.
     В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма - делает современных россиян интересными друг другу.
     Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного  туризма способствуют некоторые  социальные факторы. Это высокая  покупная способность иностранных  валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов15.
     Въездной  и внутренний туризм в России представлен  большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых.
     Экологический туризм возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.
     В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские  горы, Западный Кавказ. В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию.
     Спортивный  туризм, который в России принято  называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Как и в спорте, в активном туризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Сложность похода определяется категорией сложности маршрута. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто- и мототуризм и спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный. Наиболее динамично развиваются горный и водный туризм. Спортивный туризм - это прежде всего средство повышения мастерства туриста и серьезная физическая нагрузка. Если это становится вторичным, а на первое место выходят испытание резервов человека, острые ощущения, новые впечатления и открытия, спортивный туризм превращается в экстремальный, то есть спортивный туризм на уровне самых высоких категорий сложности. В этом случае в нем появляются элементы риска, реальной опасности. Абсолютно экстремальные виды туризма - дельтапланеризм и полеты на парапланах.
     Горнолыжный спорт и туризм невероятно популярны  в России.
     Российские  горнолыжные курорты активно  развиваются: на них устанавливаются  австрийские и итальянские подъемники, открываются отели, появляются новые трассы. Не так давно проявился интерес к новому виду горнолыжного отдыха - ски-турам, своего рода «гибриду» между лыжным и горнолыжным туризмом. Он предусматривает подъем на гору без подъемника, а затем спуск. Такие туры предлагаются на Кавказе, Хибинах и на Алтае и подходят тем, кому уже наскучили ухоженные склоны и кто хочет расширить свои горнолыжные возможности. Фирмы обеспечивают туристов специальным снаряжением.
     Круизы - разновидность водного туризма  и одно из ведущих направлений внутреннего и въездного туризма в России. Большинство иностранных туристов (до 90%) предпочитают круизы Москва - Санкт-Петербург продолжительностью 3-4 дня в один конец, а остальные - долгие круизы по Волге и сибирским рекам: Лене, Енисею, Оби, Амуру. По распространенной практике, теплоходы Москва - Санкт-Петербург, на которых путешествует большинство россиян, заходят обычно на Валаам, а те, на которых больше групп из-за рубежа, посещают Кижский погост на острове Кижи. В целом россиянам больше нравятся «кругосветки» и круизы на 5 теплоходах и нескольких катерах из Санкт-Петербурга на Валаам, Соловки и Кижи. «Кругосветки» проходят по рекам и озерам, соединенным каналами или протоками. Большая часть их пути - плавание вниз по течению рек, а подъем приходится на шлюзы. Например, московская теплоходная «кругосветка» (канал им. Москвы - Волга - Ока - канал им. Москвы) организуется за время навигации в среднем 2 раза в месяц и занимает 8-10 дней (с заходом в Ярославль, Углич, Нижний Новгород).
     На  регулярных круизах вдоль берегов  Сахалина и Камчатки специализируются японские и американские круизные компании, российские туристические компании организуют их по запросу. Особенно популярны  Командорские острова.
     Событийный  туризм начал развиваться в России не так давно. Соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию, пока не слишком много. Но они появятся в ближайшее время, поскольку такая задача поставлена туристическим властям регионов.
     Среди событий, привлекающих туристов в Россию, - крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи, спортивный Праздник Севера в Мурманской области), культурные события - Московский международный кинофестиваль, этнические праздники (якутский праздник в честь наступления лета Ыысах, недели культуры и искусства разных стран или народов) и религиозные (русская Масленица в Москве).
     Одним из мощных событийных поводов стало  празднование в конце мая 2003 года 300-летнего юбилея со дня основания  Санкт-Петербурга.
     Юбилейные торжества в разных городах все  же привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. Для участников Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая - день окончания войны.
     Гастрономические  туры ставят своей целью изучить  особенности кухни определенной страны. В России такой вид туризма  пока только зарождается, и подобных туров в чистом виде еще нет, поэтому элементы гастрономических туров включают в основные программы. Знакомство с русской кухней происходит во время посещения лучших национальных ресторанов страны, где строго соблюдаются российские традиции употребления, приготовления и сервировки блюд.
     Культурно-познавательный, или экскурсионный, туризм представляет собой путешествия и поездки  с познавательными целями. Экскурсии  развивают интеллект, расширяют  кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид туризма получил  в Центральной России и северо-западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. Одной из разновидностей познавательного туризма является автотуризм, расширяющий возможности для знакомства со страной. Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца - знают во всем мире. Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.
     Оздоровительный отдых - это индивидуальный вид туризма, который в зависимости от средств  воздействия подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.д.
     Потенциал природных ресурсов России для лечения и оздоровительного отдыха неограничен. Первый в стране курорт «Марциальные воды» в Карелии был создан Петром Великим в 1719 году. Санаторно-курортный комплекс создавался в стране в советские годы, однако сейчас он полностью обновляется.
     Детский и молодежный отдых представлен экскурсионно-познавательным и оздоровительным туризмом, который, в свою очередь, подразделяется на пляжный и активный отдых. Молодежные и детские группы - наиболее частые заказчики и покупатели экскурсионных туров по России (как на поезде, так и автобусе): они составляют до 80% всех клиентов компаний по внутреннему туризму.
     Отдельная категория молодежи предпочитает неорганизованный туризм на побережье Черного моря - в палаточных городках и автокемпингах.
     Примерно  половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями.
     Объемы  международных контактов, связывающих  Россию с зарубежными странами, постоянно  растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается  строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей (как правило, категорий 4* и выше).
     С каждым годом увеличивается число  гостиниц, оснащенных всем необходимым  для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов.
     В России проводится не только множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, но и научные конференции и ярмарки для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов из-за рубежа и России. В то же время в стране действуют филиалы и представительства сотен иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов. При необходимости туристические фирмы предоставляют своим клиентам-бизнесменам не только стандартные - транспорт, размещение, питание, экскурсии - но и специфические услуги: собрать информацию о потенциальном партнере, перевести на другой язык документы, организовать встречу и пр. Часто с бизнесменами приезжают члены их семей. Им туркомпания организовывает индивидуальные программы отдыха и экскурсий.
     Особенностью  бизнес-туризма является то, что  бизнеcмены, оставляют в стране гораздо  больше денег, чем среднестатистические туристы. Поэтому Россия следует  примеру многих стран мира и почти каждый год принимает у себя тот или иной международный форум.  
 

 

Глава 3 Развитие туризма в Республике Карелия 

3.1. Программа развития 

     Концепцией  социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года туризм отнесен к числу приоритетных отраслей хозяйственного комплекса республики. Ввиду своего высокоагрегированного характера отрасль выступает «локомотивом» регионального развития, оказывая заметное стимулирующее влияние на развитие широкого круга отраслей, вовлеченных в организацию обслуживания туристов и производство комплексного туристского продукта, что повышает ее значимость для социально-экономического развития Республики Карелия.
     Карелия обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, уровень использования которого сегодня составляет по экспертной оценке не более 30-35%. Существует большой резерв для увеличения туристского потока в Республику Карелия и повышения вклада туризма в развитие экономики региона. Согласно региональной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года» были поставлены следующие цели и задачи развития:
     Цель - формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего увеличение вклада туризма в социально-экономическое развитие республики и способствующего диверсификации экономики Республики Карелия.
     Задачи:
    совершенствование системы государственного регулирования развития туризма в Республике Карелия;
    создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
    повышение степени использования туристского потенциала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности по территории республики;
    формирование на территории Республики Карелия туристского кластера, привлечение отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей;
    интеграция Республики Карелия в российский туристский рынок и развитие международного сотрудничества в области туризма;
    реализация в Республике Карелия концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов.
     Как результат реализации Программы  прогнозируется увеличение въездного  потока организованных туристов и экскурсантов в 1,6 раза, совокупного валового дохода от въездного туризма в 1,8 раза, занятости в сфере туризма в 1,5 раза, объема внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма в 1,7 раза.
     Основная  проблема - низкая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Республики Карелия по причине недостаточной известности карельских турпродуктов в наиболее крупных мировых туристских центрах, диспропорций в пространственном распределении туристской активности, ограниченных возможностей инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры по приему дополнительных туристских потоков.
     Несмотря на дефицит бюджетного финансирования, реализованы практически все мероприятия двух республиканских целевых программ «Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы» и «Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы», что позволило достичь опережающих по сравнению с другими отраслями темпов развития туристской индустрии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.