На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Власть с социальные нормы в догосударственный период

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
      Любое государство создается самим  народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
      Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
        Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть свои взгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткой идеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнести демократические принципы (реально), советская система рухнула. Попытка построить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоне всего этого важно разобраться хотя в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив у России.
 

1. Понятие  и признаки государства

1.1. Понятие государства

 
      Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок1.
      Государство – по К. Марксу и В. И. Ленину –  машина для поддержания господства одного класса над другим, возникшая  в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов2.
      Государство3  - 1) В теории права – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат. Основные направления деятельности государства – его основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
      2) Понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества (напр.: область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.).
      3) Как субъект международного права  – основной участник международных отношений. Государство, как субъект международного права, включает в себя государственно-политическую организацию власти и население, которым принадлежит определенная территория. На международной арене государство, как политическая организация власти, особенно в лице его высших органов, выступает в качестве официального представителя государства как субъект международного права. Основным характеризующим качеством государства, как субъекта международного права, является суверенитет. Именно государства вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности государств ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами международного права, в соответствии с которыми государство как субъект международного права имеет основные права и обязанности, закрепленные в международных актах, в частности, в Уставе ООН.
      Государство, политика, право и законодательство, являются, как, известно, объектами  исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, социологии, политологии и т.д.).
      Понятие государственная общественная организация  содержит общие – основные признаки государства. Некоторые из признаков  государства составляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества, а некоторые из признаков, по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.
      Само  понятие – это логически оформленная  общественная мысль о классе предметов, явлений.
      Существует  несколько позитивных взглядов на признаки государства4:
      а/ социологический;
      б/ марксистский.
      Социологическая концепция определения понятия  государства выделяют три его  признака:
      а) совокупность людей – народ;
      б) господствующую над ними власть;
      в) территорию как предел действия этой власти. Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.
      Марксистская  концепция рассматривает государство  как историческое явление. Предпосылки  возникновения государства можно  обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.
      Но  разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создание особого органа, регулирующего различные функции общества. С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом, управляющим делами всего общества. Если государство не было всеобщей общественной организацией, политической оболочкой всего общества, то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.
      Чтобы полнее раскрыть специфику государства, необходимо проанализировать его признаки5:
      а) наличие особого слоя людей, занятых управлением т.е. аппарата чиновников;
      б) публичная власть т.е. органы политического принуждения армия, разведка, милиция, суд, тюрьмы и т.д.;
      в) территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.
      Эти признаки, взятые в единстве, дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах Происхождение семьи, частной собственности и государства варварство и цивилизация.

1.2. Признаки государства

      Так что же это за общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют «государство» из всей прочей массы общественных институтов6:
    Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Понятия – «государство» и «страна», в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории), так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.
    Население. Определяет состав и принадлежность людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через «население», происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.
      Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.
    Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.
      Основываясь на общей теории государства, В.А. Четвернин делает вывод7: власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и власть их попирающая, осуществляющая террор против своего народа, не признается государством.
      В условиях демократии, публичная власть отделена от гражданского общества, другой определяющей сферы общественной жизни, охватывающей товарно-рыночную экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Эта форма власти должна обеспечить гражданскому обществу условия для существования и развития, при этом, не допуская ограничений и вмешательства государства в частноправовые, гражданские отношения, не предусмотренных законом.
      Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношении к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.
      Исходя  из этого, Л.С. Мамут делает вывод, что советское государство реально не обладало этими прерогативами внутри страны, по существу представляя собой полугосударство, хотя оно и имело ряд черт присущих именно государству. Высшей властью в нашей стране, на протяжении семидесяти лет, обладало не государство, а негосударственная структура – партия8.
      При рассмотрении признаков государства  необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.
      Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение9:
      Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
      Но  древние греки, не случайно подчеркивали значение формы. Платон отводил ей определяющую, активную роль, так как сама идея государства неотделима от ее формы. У Аристотеля форма имеет приоритет над содержанием. «Forma dat esse rei» – форма дает бытие вещи – считали римские юристы. В настоящее время под формой государственной власти понимают организацию государственной власти и ее устройство.
      Развитие  общественной жизни, рост социальной, политической и нравственной зрелости человека, объективно приводит к изменению государства. Его признаки, оставаясь неизменными, наполняются новым содержанием. Обогащается сущность государства, отпадают старые и появляются новые прогрессивные функции его деятельности, которые соответствуют потребностям общественного развития.
     Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племён. К концу ХХ в. Благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.
     Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал10: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
     Власть  в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был  род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.
     Высшим  органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание –  столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.
     Решения собрания были обязательными для  всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела  специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.
     Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами  поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
     Обычаи  догосударственного общества имели  характер нерасчленённых «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
     Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).
     В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
     На  основе вышеперечисленных фактов можно  заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам11:
    Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.
    Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:
    если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;
    реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
    обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;
    Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
 

2. Власть с социальные нормы в догосударственный период

2.1. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

 
     Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой  общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.
     В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены  рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.
     Собрание  избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли  повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел  собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие12.
     Все это позволяет характеризовать  общественную власть при родовом  строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. poteslas — власть), но еще не политическая власть.
     Огромную  роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи-рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.
     На  основе генетических связей и языческих  культов соблюдение обычаев становилось  прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость  обычая опиралась на кровную связь  и общность интересов членов родовой  общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных .обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчленный) характер первоначальных императивов. В современной исторической пауке к этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм», специфичных для этого периода истории человечества.
     На  поздних стадиях существования  родового строя начался процесс  отпочкования новых родовых общин  от первоначальных, происходило деление  крупных родов на мелкие роды или  большие семьи. Связи между ними сохранялись в. виде более крупных  образований — братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытно-общинного строя. Тем не менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками13.
     Деятельность  племенных органов содействовала  расширению связей между родами и  братствами, урегулированию межродовых конфликтов, отношений с другими  племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. По мере развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.

2.2. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

     Развитие  общественного производства не могло  остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов — несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять скачала «мягкие» цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации14.
     С появлением принципиально новых  производительных сил были связаны  крупные общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.
     Современные этнографы и археологи не меньшую  роль в неолитической революции  отводят развитию в IV—III тысячелетии  до н.э. земледелия, дававшего в районах  Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. — I тысячелетие н.э.).
     С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая  революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.
     Главным последствием неолитической революции  явился рост богатства: земледелие и  скотоводство позволяли получить избыток  продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло «первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».
     Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства  раннеземледельческих (в том числе  и скотоводческих) обществ. В Древнем  Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых, общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.
     Раннеземледельческие  общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое  население попадало в зависимость  от городских центров, в которых  сосредоточивались не только ремесло  и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).
     Основным  трудящимся населением были рядовые  общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.