На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Миграционная политика Республики Беларусии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
      В современном мире миграция стала важным, неизбежным и потенциально выгодным компонентом экономической и социальной жизни любой страны.
     Такое явление как миграция  рабочей силы было известно  ещё в Х веке. На протяжении  всего времени оно претерпевало  изменения в связи с тем,  что менялся общественный строй,  а, следовательно, и мировоззрение  людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. Поэтому, на мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас.
     Многие имеют возможность беспрепятственного  въезда на территорию иностранных  государств.   По большой части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий  во всем мире   процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим её. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Основные формы  и методы государственного  и междуна-родного регулирования внешней трудовой миграции

 
     Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
     Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.
     Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
     Как справедливо отметил Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций в докладе, сделанном на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи, на  протяжении всей истории человечества «миграция являлась мужественным проявлением воли индивидуума преодолеть все невзгоды и добиться лучшей жизни. Сегодня в результате глобализации и достижений в области связи и транспорта значительно увеличилось число людей, стремящихся и способных переместиться в другие места»[1].
     Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система национального и межгосударственного регулирования этого процесса. В эту систему включается законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, межгосударственные соглашения, международные конвенции и другие нормативные документы. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая создана в рамках ОЭСР.
     «Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании внешнеторговых потоков. Уже в конце ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли законы, ограничившие въезд нежелательных лиц»[2]. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует и поныне. На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Одной из них является Международная организация по миграции (МОМ). В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения "утечки умов", реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.
     Мандат в сфере международной миграции имеют также Международная организация труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций при их тесном сотрудничестве действует в рамках своей компетенции. МОТ — в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых мигрантов, а УВКБ ООН — по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
     Помимо этого, в целом ряде других международных организаций созданы специальные подразделения или службы, занимающиеся вопросами миграции: в ЕС — Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы — отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.
    Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Последние, однако, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
     Другой особенностью является то, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на различные стадии перемещения трудовых ресурсов и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру и продолжительность пребывания в стране. В функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
     В то же время во многих аспектах интересы стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетенности является заключение дву- и многосторонних соглашений по вопросам миграции.
     К основным методам регулирования внешней трудовой миграции относят административно-правовые, экономические и оперативные. Первые включают в себя меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправительственных соглашений по регулированию внешней трудовой миграции. Меры экономического регулирования призваны создавать мотивационные стимулы для оптимизации миграционных потоков, в данном случае — трудовой миграции. Оперативные меры выполняют корректирующую и координирующую функции, а также осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.
     Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).
     Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.
     Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
     Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны. 

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
- уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;
- первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
     Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
- профессиональная  классификация. Законодательства  всех  принимающих стран устанавливают  жесткие  требования  к  уровню  образования  и стажу  работы  по   специальности.   Минимальным   требованием   к образованию  считается окончание полного курса  средней  школы  или профессионально- технического училища, что  должно  подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом  необходимо подтверждать  или  оценивать  в  принимающей  стране  на   предмет соответствия требований к специалисту в  соответствующей  сфере  в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по  данной специальности в стране – экспортере рабочей  силы.  Приоритет  при найме  на  работу  отдается  принимающими  странами  специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по  специальности.  Могут потребовать  также  и  рекомендательные  письма.  Для  большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в  виде  диплома  о высшем или специальном образовании;
- ограничение   личного  характера.   Разумеется,   законодательство принимающих  стран  предъявляет  жесткие  требования  к   состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные  вирусом  СПИД.  Иммигранты  обязаны представить  справку  о  состоянии  своего   здоровья,   заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти  специальное медицинское обследование. В США  в  соответствии  с  иммиграционным актом  1990  г. не допускаются  наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается  законодательством  в зависимости от отрасли промышленности, в которой  они  намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах  20-40  лет. Наконец, чрезвычайно серьезными  являются  законодательные требования   к политическому  и  социальному  облику  иммигранта,  которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения  социальной  и  политической  стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой  другой  партии  тоталитарного  типа.  Чаще  всего законодательно запрещено  иммигрировать  лицам,  ранее  судимым  за уголовные преступления,  членам  террористических  и  профашистских организаций[5];
- большинство  стран, принимающих иммигрантов,  устанавливают их максимальное  количество. Количественные квоты  могут вводиться в  рамках  всей  экономики  в целом,  определяя максимальную  долю  иностранной  рабочей  силы  в числе  всех  трудовых  ресурсов;  в  рамках  отдельных   отраслей, определяя максимальную долю иностранных  рабочих  в  числе  всех занятых  в  данной  отрасли;  в  рамках  отдельных предприятий, определяя  максимальную  долю   иностранных   рабочих   на   одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.  Количественное  квотирование является весьма жестким методом государственного  регулирования импорта рабочей силы  и  обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением  которых  надзирают  правоохранительные органы;
- экономическое  регулирование. Оно вводит определенные  финансовые ограничения, обеспечивающие  сокращение численности иммигрантов.  Что касается юридических лиц,  то в некоторых странах  фирмы  имеют право нанимать  иностранную  рабочую  силу  только  по  достижении определенного  объема  оборота  и  продаж   или   после   внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право  иммигрировать,  только  если  они  готовы  инвестировать  в экономику принимающей страны определенную законом сумму,  доказать легальность  происхождения  этих  денег  и  создать   определенное количество рабочих мест. По законодательству  некоторых  стран за оформление иммиграции и  трудоустройство на  местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы  предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица,  состоятельным иностранцам,  готовым использовать  труд местных граждан в домашнем хозяйстве;
-временные  ограничения. Законодательства большинства  стран устанавливают максимальные  сроки пребывания иностранных  работников на их территории, по истечении которых они   должны  либо  покинуть принимающую   страну,  либо  получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране  статус  стажеров  или студентов, предусматриваются жесткие правила, не  позволяющие продлить  свое пребывание  в ней,  требующие  обязательного выезда  на  родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;
- географические  приоритеты. Практически каждая  страна,  принимающая иммигрантов,  законодательно   устанавливает   географическую   и национальную  структуру  иммиграции.  Она  обычно  регулируется  с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из  определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из  разных стран из  одного географического региона.  В   США, например, географическая  структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на   не  дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в  соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы  в  США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.
     Чем больше была иммиграция из данной  страны  за  предыдущие  пять лет, тем меньше квота этой страны в  лотерее.  В  1996  финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них  на все страны Африки приходилось 20200 виз, Азии  –  6837  виз  (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин,  Вьетнама  и  Южной  Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз  (только  Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна –  2589  виз  (все  страны,  кроме  Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской  Республики).
     Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о  профессиях,  которыми  иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли  или специальности, в  которых  работать  иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив,   устанавливают перечень отраслей   или специальностей, в которых могут работать только  граждане  данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно  для любых  передвижений  иммигранта,  изменения  специальности,  смены места  роботы   требуется  получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и  отказать  в  его  выдаче.
     Разумеется,   запрещена   нелегальная   иммиграция,   которая    в большинстве  стран  пресекается  полицейскими  методами,  которые, правда, далеко не всегда эффективны.
     Законодательно  устанавливаются   санкции   за   нарушение   порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так  и  на  тех, кто помогает им незаконно въехать  в  страну  или нанимает  их  на  работу. Незаконное  проникновение в страну   считается   преступлением.   За   его совершение предусматриваются депортация,  денежные  штрафы  и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается  повторной депортацией,  большим  денежным  штрафом   и   более   длительными   сроками заключения. За незаконное посредничество или  наем  на  работу  нелегального иммигранта,  которые  также   считаются   преступлением,   предусматриваются настолько  крупные  штрафы,  что  они  могут  вести  к  разорению  некоторых небольших фирм и предприятий.
     В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят  в наплыве иммигрантов  главную  причину  безработицы,  правительства  многих  западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры  по  стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных  государственных мер реэмиграции следующие: 

- программы  стимулирования реэмиграции. Они  включают  широкий  круг мероприятий,  начиная  с  мер   по   принудительной   репатриации незаконных   иммигрантов   до   оказания   материальной    помощи  иммигрантам, желающим вернуться на родину.  В западноевропейских странах (ФРГ,   Франция, Нидерланды) принимались   программы материального поощрения реэмиграции,  предусматривающие  выплаты выходных пособий при добровольном  увольнении  иммигрантов  и  их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались  при одном  только  заявлении  иммигранта  о  его   желании  покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического  возвращения домой.  Причем получение   выходного пособия    лишало иммигранта права повторно  въехать в принимающую страну.  Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном  фонде в результате  отчислений  предприятием,  нанявшим  иммигранта  на работу.  Хотя  считалось,  что такой способ  финансирования  не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета,  на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате    необходимости создания электронной системы государственного учета   иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;
- программы   профессиональной  подготовки  иммигрантов.  В  качестве средства, которое  могло  бы  побудить  иммигранта  вернуться  на родину, правительства отдельных стран (Франция,  ФРГ, Швейцария) рассматривают программы     профессионального     образования иммигрантов. По  логике  этих программ, получив  образование  в развитой  стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую  и  престижную  работу,  что  и   побудит   их вернуться на родину. Однако  интерес  со  стороны  иммигрантов  к участию в  таких программах  оказался  довольно  низким  по  той причине,  что приобретение  специальности само   по   себе   не гарантировало получение работы по этой специальности на  родине.
     Поэтому  большинство  иммигрантов  предпочитали сохранить   свои существующие работы в развитых  странах,  чем  реэмигрировать  и пытаться найти лучшую работу на родине;
- программы  экономической  помощи  странам   с  массовой  эмиграции.
     Развитые страны  заключают  соглашения  со  странами экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств  в  создание  новых  предприятий  в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы  для реэмигрантов.
     Такие  предприятия  принимали  форму  кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с  Турции.  В  ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.
     Несмотря на активные действия  правительств  принимающих   стран, большинство программ стимулирования  реэмиграции  не  достигли  поставленных целей: при  некотором  увеличении  реэмиграции  в начале  их  осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался  по  мере  того,  как сокращалось финансирование  программ.  Однако  главной причиной  их  низкой эффективности является то, что правительства стран,  экспортирующих  рабочую силу, просто не заинтересованы в ее  реэкспорте и не  предпринимают  должных усилий по сокращению эмиграции.
     Итак,  государственное  регулирование  международного  рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран  и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе  межгосударственных  и межведомственных соглашений между ними. Регулирование  осуществляется  через принятия финансируемых из  бюджета  программ,  направленных  на  ограничение притока  иностранной  рабочей  силы  (иммиграции)  либо  на   стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция)[6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Миграционная политика  Республики Беларусь

     Республика Беларусь занимает  достойное место в управлении  миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств. Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.
     Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей. В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
    В настоящее время 52 лицензиата имеют специальное разрешение на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. На деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Министерством внутренних дел выдано 338 лицензий (всего МВД выдано 1 231 специальное разрешение (лицензия).
     В связи с мировым экономическим кризисом изменились потоки внешней трудовой миграции и в Республике Беларусь. Так, согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась (в 2007 г. – 7 335, в 2008 г. – 6 204, в 2009 г. – 4 178), а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы, – увеличилось (в 2007 г. – 1 496, в 2008 г. – 2 463, 2009 г. – 4 835).
     Лидерами по приему «трудовых мигрантов» в 2009 году являются: наиболее промышленно развитый регион Республики Беларусь – г. Минск (2 955 чел.) и Брестская область (727 чел.). Из стран СНГ за указанный период въехали в Беларусь на работу граждане: Украины (1 308), Молдовы (118), Таджикистана (104), Азербайджана (77), Армении (77), Грузии (31). Из других стран в Беларусь прибыли граждане Турции (988), Литвы (786), Китая (399), Вьетнама (180). Иностранцы в республике преимущественно заняты в качестве сельскохозяйственных рабочих, строителей, на должностях руководителей, в качестве спортсменов-инструкторов, тренеров, поваров и других специалистов. Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Как и прежде, основной поток направлен в Россию (2 656 человек). Также граждане Беларуси выезжали в США (1 263), Польшу (116), Чехию (46) и другие страны.
     Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.
    Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей численности. Из 4 178 выехавших – 452 руководители и специалисты.
    Анализируя распределение трудовых мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу, люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2009 году более половины (2 512 человек) выехавших из Беларуси составили молодые люди до 24 лет, в то время 4 052 прибывших – лица старше 25 лет.
    Таким образом, наблюдается тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено прежде всего складывающейся кризисной ситуацией в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию процессов внешней трудовой миграции. Увеличение масштабов въехавших иностранцев для работы на основании подписанных трудовых договоров и контрактов на территории Республики Беларусь является следствием либерализации бизнес-климата в стране, проведения политики совершенствования инвестиционных проектов и регулирования привлечения иностранной рабочей силы. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
    Подводя итоги всему вышесказанному, можно  сделать вывод, что в новом  веке миграция из разряда государственных  и межнациональных проблем перейдет в новое качество. Она станет рычагом государственного регулирования многих процессов экономики, демографии, культурного обмена и т.д.
    Уже сейчас наметились необходимость и  тенденция к межгосударственной интеграции в управлении миграционными  процессами. Правительства развитых стран Европы в скором времени придут к координации усилий в отношении различных аспектов:
    необходимость разработки общей международной политики по предоставлению убежища, согласования национальных законодательств в этом вопросе уже не подвергаются сомнению;
    серьезные опасения вызывают масштабы незаконной миграции, уменьшить и поставить под контроль которую можно также только совместными усилиями, плодотворным взаимодействием как стран исхода незаконных мигрантов, так и стран-реципиентов;
    единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы, что в свою очередь предполагает наличие законодательной базы по вопросам межгосударственного кадрового обмена.
    И это только наиболее значимые проблемы современной Европы в области миграции. При этом нельзя забывать о демографических, социальных, культурных, даже криминальных последствиях миграции.
    В настоящее время вышеозначенные вопросы остро встали перед всеми  странами. Ведутся горячие дискуссии  по созданию новых, соответствующих изменившейся ситуации, механизмов управления миграцией, в первую очередь, законодательных.
    По  степени значимости для государства миграции Беларусии во многом близка к Европе. За последние годы участились горячие дискуссии, касающиеся дальнейшего развития нашей страны в этом направлении. Уже никто не отрицает остроты и значимости создавшейся ситуации. Тем более важным представляется выбор правильного пути дальнейшего управления миграцией и использования ее для целей государства. Стоит ли говорить, какое значение имеет многолетний опыт наших предшественников? Главное, правильно им воспользоваться, выбрать только лучшее и проверенное временем и грамотно приспособить его к белорусской действительности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.