На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы избирательного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

    Понятие принципов избирательного права в конституционном праве зарубежных государств
 
      Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретает особый социально-политический статус и, как следствие, вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в правовом государстве. Все это объясняет повышенный интерес, который привлекает к себе избирательная проблематика в юридической научной литературе.
     Под принципами избирательного права понимаются основополагающие идеи, которые определяют как его содержание. Каждый из них является самостоятельным; в своей же совокупности они образуют определенную систему, в которой находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Принципы, как и любая другая правовая категория, не возникают и не существуют сами по себе. Они отражают основные ценности,  на которые ориентируется избирательное право.
     Принципы  избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут  быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.
     Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть, исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
     Равное  избирательное право означает равное количество голосов у каждого  избирателя, равные основания и возможности  участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных  округов. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.
     Принцип свободы выборов, означает, что участие  гражданина в выборах является свободным  и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы  принудить его к участию или  неучастию в выборах, а также  на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается1.
     Тайное  голосование - предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.
     Деятельность  избирательных комиссий, комиссий референдума  при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и  установлении итогов голосования, определении  итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.
    Международные стандарты являются приоритетными  в сравнении с нормами национального  законодательства какой-либо страны. К  числу основных источников международных  стандартов в области избирательных  прав и свобод следует отнести, прежде всего, всеобщие или универсальные избирательные стандарты.
    Универсальными  они являются в силу того, что  они действуют в отношении  государств любого континента Земли. Одним  из таких универсальных документов является Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.2, в статье 21 которой записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
    Статья 21 Всеобщей декларации прав человека является первым заявлением в отношении права  человека на участие в политической жизни в период после второй мировой  войны. Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию, как это отмечено в преамбуле, «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией»3.
    Следует отметить, что методология, которой  придерживалась ООН при провозглашении указанной декларации, сыграла исключительно  важную роль в развитии международно-правовых норм в этой сфере. В целом, на основе фундаментальных прав и свобод человека и гражданина ООН были сформулированы важнейшие принципы избирательного права - всеобщее равное прямое избирательное право граждан при соблюдении тайны голосования или использовании иных форм голосования, обеспечивающих свободу волеизъявления. При этом имелось в виду, что эти принципы должны быть взаимоувязаны с элементами функциональных характеристик выборов, основным из которых является свободный, справедливый, подлинный, регулярный характер выборов. Первоначально эти принципы и категории в международно-правовых документах не были достаточно полно раскрыты.
    Первая  попытка раскрыть значение указанных  принципов избирательного права  была предпринята в 1962 г., в резолюции, принятой Подкомиссией ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Так, согласно этому документу, принцип всеобщего избирательного права предусматривает, что каждый гражданин имеет право голосовать на любых общегосударственных выборах и любых референдумах и плебисцитах, проводимых в его стране. При этом право на участие в голосовании не зависит от грамотности или любого другого образовательного ценза. Принцип равного избирательного права предусматривает, что каждый гражданин вправе участвовать в выборах на равных основаниях и каждый голос имеет одинаковую силу. Кроме того, каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или) список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно. Тайное голосование подразумевает, что каждому голосующему должна быть предоставлена возможность такого голосования, которое не повлекло бы за собой обнаружения того, как он голосовал или намерен голосовать. При этом ни один голосующий не может быть принужден ни в суде, ни иначе объявить, как он голосовал или как он намерен голосовать, и никто не должен пытаться получить от голосующих, прямо или косвенно, сведения о том, как они голосовали или намерены голосовать. Что касается такой функциональной характеристики, как периодичность, то в международных документах, как известно, не установлены конкретные сроки проведения выборов, но их периодичность нужно определять исходя из того, что власть правительства должна постоянно отражать волю народа, которая лежит в основе законности деятельности правительства.
    В дальнейшем начали формироваться и  другие функциональные характеристики выборов - свободные, справедливые, подлинные, организация и проведение выборов самостоятельными избирательными органами. Так, свободные выборы обеспечивают гражданам и иным участникам избирательного процесса возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов. Подлинные выборы предоставляют избирателям право сделать реальный выбор, выявляют свободно выраженную волю народа и приводят к ее осуществлению.
    Впоследствии  внимание мирового сообщества стало  акцентироваться на наличии и  качестве нормативной правовой базы организации избирательного процесса, под которой понимается урегулированная законом и другими статутными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов.
    Конституционно-правовое регулирование принципов избирательного права. Гарантии их реализации
 
     Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы разработали  конституцию страны. В декабре 1978 г. на общенациональном референдуме  эта конституция была одобрена подавляющим  большинством избирателей.
     Испания получила форму правления парламентарной монархии, унитарное политико-административное устройство со значительными правами  составляющих страну единиц - автономных сообществ и демократический  политический режим.
     Первая  часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав.
     В конституции (п. 1 ст. 10) закреплена общая  философская концепция прав и  свобод: «Достоинство личности, неотчуждаемость  ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира». Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция, - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются правами и свободами, содержащимися в конституции «на основании условий, установленных договорами и законами» (п. 1 ст. 13).
     Объем прав и свобод весьма обширен и  включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт. Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты.
     Первая  группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом  и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14).
     Вторая  группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право  собственности и свободу предпринимательской  деятельности.
     Третья  группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции «Об основных принципах социальной и экономической политики».
     Первая  группа прав и свобод действует непосредственно  в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53)4.
     Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются, таким образом, в трех формах: обращение  в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику - разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан. Его полномочия ограничиваются лишь их частью, хотя и значительной, а именно теми правами, которые закреплены в первом разделе конституции, и исключают другие возможности для граждан, вытекающие из норм основного закона. Он только «охраняет» указанные права и свободы граждан, но не является гарантом соблюдения для граждан всех норм основного закона. Народный защитник может по долгу службы или по чьему-либо требованию (физического или юридического лица) начать и проводить расследование в отношении действий и решений публичной администрации и ее представителей по отношению к гражданам.
     В Великобритании не существует Конституции  как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя. Правовая система функционирует  на основе неписанной конституции, составленной из норм статутного права (наиболее важные среди них – Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.
     Британское  право состоит из общего права, писаного права и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства.
     Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Полномочиями он по Закону о Парламенте 1911 г. наделяется на срок не более 5 лет. Нижняя палата общин избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе. В ее состав входит 650 депутатов. В свою очередь, право заседать в верхней палате лордов, приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы.
     Среди наиболее важных функций Парламента – принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Приоритет принадлежит правительственным законопроектам: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю, в то время как члены правительства – в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем – в Палате лордов.
     По  результатам парламентских выборов  формируется Правительство. Соответственно Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. Королева по его совету назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18–25 человек, то в правительстве около 100)5.
     Наряду  с английским правом, действующим  в Англии и Уэльсе, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии6.
     Главным источником государственного права  Китая является конституция 1982 г., состоящая  из введения и четырех глав. Документ – сравнительно небольшой по объему (138 статей).
     Во  введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также  ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы  является закрепление в ней роли отдельных личностей в истории Китая. Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами» в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там, же и указывается, что эксплуататоры, как класс, ликвидированы.
     Конституционное регулирование внешней политики исходит из тезиса «Будущее Китая  тесно связано с будущим всего  мира». Подчеркивается независимость  и самостоятельность внешней  политики, и закрепляются пять принципов ее осуществления (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества».
     Первая  глава конституции («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулирован один из аспектов правового положения человека в КНР: содержатся положения об охране законных прав и интересов иностранцев, обязанность иностранцев соблюдать законы КНР, а также возможность предоставления убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам.
     Вторая  глава («Основные права и обязанности  граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») состоит из трех статей, посвященных соответствующим символам государства и столице7.
     Таким образом, по содержанию принципы избирательного права в каждом государстве имеют свои различия и сходства.
    Свобода волеизъявления избирателей - один из главных принципов избирательного права.
    Принцип свободы может быть обеспечен, если граждане страны информированы об избирательном  процессе, имеют право голосовать без всякого давления и в результате могут выбирать своих лидеров. В  конечном итоге любые выборы являются празднованием прав человека.
    Вместе  с тем формально декларируемое  равенство избирательного права  в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В  ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.
    В настоящее время законодательство о выборах прямо закрепляет возможность  отклонения от принципа избирательных  округов. Например, Органическим законом 1985 г. Испании официально допускается отклонение от принципа.
    В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются: прямые и косвенные (многостепенные). Прямое голосование за кандидатов на самые различные выборные должности является наиболее распространенным и наиболее демократичным. Оно означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредствующих волеизъявление избирателя.
    В некоторых странах предусмотрено  голосование по доверенности. Так, Акт о народном представительстве 1969 года (Великобритания) в п. 3 устанавливает - «Поскольку не установлено иное, лицо будет призвано способным голосовать по доверенности на парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления, для которых оно считается достигшим требуемого возраста после даты составления списка и назначенным доверенным для этих целей ранее достижения требуемого возраста. 
    Свобода участия в выборах признается в странах, где вопрос об участии  в выборах понимается как проявление свободы как таковой (Испания). В Великобритании, Испании выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей.
    Принцип прямых выборов означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих  кандидатов (применяются в большинстве стран). Однако наряду с прямыми выборами применяются и непрямые, при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы, в свою очередь, подразделяются на косвенные (голосует коллегия выборщиков) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий -  КНР).
    Так, ст. 2 Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и  местные собрания народных представителей 1982 г. устанавливает, что «депутаты  во Всекитайское собрание народных представителей, собрания народных представителей провинций, городов центрального подчинения, городов с районным делением, автономных округов избираются нижестоящим собранием народных представителей».

3. Особенности реализации  принципов избирательного  права по зарубежному  законодательству

 
     Необходимо  выделить особенности реализации принципов  избирательного права в Великобритании, Испании и КНР.
     Обычно  в зарубежных конституциях названы  лишь принципы избирательного права, а  детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа, избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, то есть исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются «лишенцы» — лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, это теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.
     Всеобщее  избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Испания).
     В Великобритании в выборах могут  участвовать граждане государств - членов британского Содружества. Избирательные  права имеют не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда).
     Реализация  принципов избирательного права  происходит в Великобритании как  на местном, так и высшем уровне.
     В соответствии с Актом о местном управлении  лицо, если оно не признано недееспособным в соответствии с положениями настоящего Акта или другого закона, может быть избрано и быть членом органов местной власти, если оно является британским подданным или гражданином Ирландской Республики и ко дню выборов достигло возраста в 21 год, и -
     1) к этому дню оно обладает  и затем продолжает обладать  правом избрания данного органа  местного самоуправления, или 
     2) оно в течение 12 месяцев, предшествующих  этому дню, владеет как собственник  или арендует землю или дом (с прилегающим участком земли) в этом районе, или 
     3) его основное или единственное  место работы в течение 12 месяцев  находится в этом районе; или
     4) оно в течение этих 12 месяцев  имеет постоянное местожительство  в этом районе;
     5) оно до избрания членом совета прихода или общины в течение двенадцати месяцев проживало в этом приходе или общие или в пределах трех миль от них.
       Во многих странах временно  не осуществляют свои избирательные  права лица, находящиеся под стражей  по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года. Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату).
     В связи с имеющимися ограничениями  в пассивном избирательном праве  существуют понятия неизбираемости и несовместимости. Неизбираемость означает, что определенные должностные  лица не могут выдвигать свои кандидатуры  на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (государственные служащие определенных рангов, судьи, прокуроры, офицеры и генералы и др.). Неизбираемость бывает абсолютная (например, члены королевской семьи в Испании не могут баллотироваться в парламент).
     Во  многих странах пассивное избирательное право предоставляется в полном объеме лишь после внесения кандидатом избирательного залога. Только после этого он регистрируется в качестве кандидата и его имя может быть включено в избирательный бюллетень. Залог не возвращается и идет в доход государства, если кандидат не соберет установленного законом процента голосов (в Великобритании - 5% поданных голосов).
     Большинство названных выше цензов и ограничений, избирательных квалификаций имеют  естественный характер и не являются дискриминацией.
     Для дискриминации может быть использован  ценз оседлости, когда для включения  в избирательные списки требуется  проживать несколько месяцев  в общине — низовой административно-территориальной  единице (в Великобритании — 12 мес.).
     Равное  избирательное право — это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если:
      1) каждый избиратель имеет равное число голосов; обычно это один голос (Великобритания, Испания, КНР);
      2) в стране существует единый  избирательный корпус, т.е. все  избиратели не разделены на  социальные или иные группы  с неодинаковым представительством, как, например, в Китае, когда городское и сельское население представлено в парламенте неодинаково;
      3) депутат избирается от равного  числа жителей или избирателей  (в разных странах подсчет численности  населения избирательного округа  ведется в зависимости либо  от числа жителей, либо от числа избирателей), в многомандатных округах должна соблюдаться пропорция мандатов и избирателей, в едином общегосударственном (национальном) округе должна действовать одна и та же квота (избирательный метр);
     4) закон предъявляет одинаковые  требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов.
  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.