На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок: сущность, функции, виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Рынок: сущность, функции, виды»
Содержание
Введение
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Рыночная экономика
1.4 Инфраструктура  рынка
Раздел 2 Типология  рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
2.2 Рынок совершенной  конкуренции
2.3 Рынок чистой  монополии
2.4 Рынок монополистической  конкуренции
2.5 Рынок олигополии
Раздел 3 Эффективность  и фиаско рынка
3.1 Эффективность  конкурентных рынков
3.2 Фиаско рынка
3.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В современном  мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров  и услуг. Рынок -- экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. В данной курсовой работе даются определения понятий относящихся к рынку и критерии классификации его видов.
Целью настоящей  курсовой работы является рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить  понятия рынка, его функции,  инфраструктуру, преимущества рынка,  недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2).Охарактеризовать  четыре основных типа рыночных  структур: совершенной конкуренции,  монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
3). Определить  критерии классификации видов  рынков. Дать обоснование критериям  их классификации.
Объектом исследования являются рынок и его виды.
Предметом исследования является механизм деятельности различных  видов рынка.
Работа состоит  из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.
Вопросы функционирования различных видов рынка отражены в работах таких авторов, как А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич, А.С. Селищев, Т.А. Фролова, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Р.М. Нуреев и многих других.
Раздел 1 Рыночный механизм и его функции
1.1 Сущность рынка.  Условия возникновения рынка
Коттлер: "Рынок - это совокупность существующих и  потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок  покупателя, где силу имеет покупатель".
Макконел и  Брю : "Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги".
"Рынок - это  всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей  и продавцов".
"Рынок - это  система отношений между продавцами  товаров - услуг и покупателями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар от одного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого". Лекционные материалы по Экономике; Лектор: Бондин, 2004.
В экономической  теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок -- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Первоначально рынок действительно возник и  определялся как какое - либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров. В таком понимании рынок существует и сегодня, однако его роль в современной экономике незначительна. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются" Ивашковский С. Н. Микроэкономика, 2001..
Первым условием возникновения рынка было разделение труда, которое ведет к специализации  и обмену. Первая стадия общественного  разделения труда - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.
Второе условие - экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.). Третье - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
1.2 Функции рынка
Функции рынка  определяются стоящими перед ним  задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 1)
Ценообразующая  функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения  и спроса на товары и услуги на рынке  формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы  в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой  своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная  функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены -- об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая  функция
Она связана  с воздействием рынка на все сферы  хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют  о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена -- сигнал к расширению производства; падает цена -- сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. ). Экономика. Учебник под редакцией доктора экономических наук профессора А. С. Булатова, 1999.
В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Посредническая  функция
Рынок выступает  посредником между производителями  и потребителями, позволяя им найти  наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики  потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика; продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция
Рыночный механизм -- это достаточно жесткая, в известной  мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса  не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
1.3 Рыночная экономика
Рыночная экономика -- экономика, основанная на принципах  свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства  государства в хозяйственную деятельность.
Модель экономики  такого типа базируется не только на системе  общественного разделения труда  и специализации, но и на праве  частной собственности субъектов  рыночных отношений. Первая предпосылка  предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.
Но сам по себе обмен не равносилен существованию  рынка, так же как и общественное разделение труда -- достаточному условию его развития. Обмен имеет место во всех экономических системах, где есть разделение труда и специализация. Он может существовать и в плановом хозяйстве, которое, однако, не является рыночным, так как условия производства и обмена (что и сколько производить, кому и по какой цене продавать) определяются не самими производителями, а государством в лице Госплана и отраслевых министерств. Такой обмен похож скорее на обмен внутри первобытной общины или современной фабрики, где также есть разделение труда и специализация, но нет отношений купли-продажи. Отсюда следует, что общественное разделение труда -- необходимое (без него не может быть обмена), но недостаточное условие существования рынка (отношений купли-продажи с помощью механизма цен). Таким условием является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. По сути своей экономическая обособленность означает, что производитель полностью отвечает за результаты своего труда, что его благосостояние зависит от отношения выгоды, полученной от реализации созданного блага, и затрат на его производство. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т.е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений, стоит отметить, что собственность имеет смысл только при условии редкости благ. Именно редкость благ обусловливает появление необходимости и возможности обмена ими на рынке между отдельными индивидами, группами людей или государством.
1.4 Инфраструктура  рынка
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей её воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоёмкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения. Опыт развитых стран мира свидетельствует, что при наличии развитой инфраструктуры эффективно используется государственная регуляторная политика, современные системы маркетинга и стратегического планирования, достигаются высокие показатели экономического и социального развития.
В состав инфраструктурного  комплекса экономики входит производственная, социальная, институциональная, персональная и экологическая инфраструктура. С позиций неоклассического подхода  среди элементов инфраструктуры главное место занимает производственная и социальная инфраструктура. Одними из основных элементов производственной инфраструктуры выступают транспорт и средства связи для обслуживания производства. Важная роль в функционировании рыночной инфраструктуры принадлежит инвестиционным ресурсам. В мировой системе роль посредника в процессах инвестирования экономики играет фондовый рынок, активное функционирование которого улучшает аллокацию кредитных ресурсов, сокращает трансакционные издержки в паре «держатель сбережений - реципиент» и способствует перераспределению потоков инвестиций в пользу эффективно работающих, развивающихся и перспективных отраслей и отдельных предприятий.
Инфраструктура, существующая в Украине, является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом (с точки  зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих составляющих. Подгорный В.В. Проблемы развития рыночной инфраструктуры в Украине и пути их решения / Економічний простір, 2009.
Раздел 2 Типология  рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
2.1 Виды рынков
Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг  и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров  и услуг).
Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических  ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских  способностей, знаний). Через соответствующие  рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок  можно дробить на все более  узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Выделяют следующие  виды рынков:
1. Рынок продовольственных  товаров - используется для торговли продуктами питания и продовольствием.
2. Рынок промышленных  товаров - применяется для приобретения  товаров народного потребления.
3. Рынок услуг  - здесь приобретают бытовые, жилищно-коммунальные  и услуги по перевозке.
4. Рынок недвижимости - используется для проведения сделок по купле-продаже недвижимости.
5. Рынок средств  производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег  - продажа и покупка валют, ценных  бумаг или фондовый рынок.
7. Рынок капитала  и инвестиций - средства для строительства,  расширения и проведения реконструкции.
8. Рынок рабочей  силы - на данном рынке продается  и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций  - на нем ведется торговля техническими  и экономическими изобретениями.
Традиционно микроэкономическая теория разделяет четыре основных типов рыночных структур: совершенной конкуренцией, монополистической конкуренцией, олигополией и монополией.
Классификацию четырех основных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество фирм, легкость входа и выхода, контроль над ценами (табл. 1).
2.2 Рынок совершенной  конкуренции
Совершенная конкуренция, идеальная -- конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место  на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.
В экономической  теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
2.3 Рынок чистой  монополии
Монополия - это  достигающие монопольного положения  на рынке определенного товара или  группы товаров крупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм. Монополия - исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать три вида монополии: закрытую, защищенную от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия); естественную, необходимую в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; открытую, чистую при которой одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
2.4 Рынок монополистической  конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Понятие "монополистическая  конкуренция" восходит к одноименной  книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г. Микроэкономика - Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Рынок с монополистической  конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
а) наличие множества  продавцов и покупателей (рынок  состоит из большого числа независимых  фирм и покупателей);
б) свободный  вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые  фирмы от вступления на рынок, или  препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
г) совершенная  информированность продавцов и  покупателей об условиях рынка;
д) влияние на уровень цен, но в довольно узких  рамках.
2.5 Рынок олигополии
Слово "олигополия" было сконструировано на греческой  основе и введено в европейскую  лексику английским гуманистом и  государственным деятелем Томасом  Мором (причисленным римско-католической церковью в 1886 г. к лику блаженных  и канонизированным в четырехсотлетнюю годовщину его казни, в 1935 г.) в ставшем всемирно известным романе "Утопия" (1516 г., первое русское издание вышло в 1789 г.). Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как "конкуренцию немногих", подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий-олигополистов - прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности. Микроэкономика: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. - В 2004.
Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости  поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист  не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Общая взаимозависимость предприятий-олигополистов представляет главную черту олигопольных рынков. Ясно, что результаты соперничества на таких рынках в большой мере зависят от характера допущений о реакции соперников на действия друг друга, а они могут быть существенно отличными. Поэтому-то и не существует единой, всеобщей модели олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции или монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии, различающихся характером предположений олигополистов и особенностями их взаимоотношений.
Прежде всего  олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который  может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
Раздел 3 Эффективность  и фиаско рынка
3.1 Эффективность  конкурентных рынков
Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении  ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.
Производственная  эффективность означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой  продукции, производится наименее дорогостоящим  способом. Конкурентный рынок вынуждает фирмы в долгосрочном периоде вести производство при минимальных средних издержках. В этом суть производственной эффективности.
Эффективность распределения ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру  совокупного производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы распределяются так, чтобы производилась совокупная продукция, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.
Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену -- относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Ограниченность  рынка чистой конкуренции связана  с некоторыми проблемами, которые  им не разрешаются.
3.2 Фиаско рынка
Функции рынка  делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением  от условий, обеспечивающих совершенную  конкуренцию. К тому же рыночная экономика  оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает  их в недостаточных объемах.
Рынок не способен противостоять монополистическим  тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические  структуры, ограничивающие свободу  конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и  укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.