На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка влияния монополии на экономику России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 09.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Содержание……………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы исследования монополии…………………………...5
       1.1 Сущность и причины монополии……………………………………….5
    1.2 Виды и формы монополии…………………………………………….16
    1.3 Последствия монополии……………………………………………….21
2. Оценка  влияния монополии на экономику  России………………………...23
    2.1 Анализ естественных монополий……………………………………..23
    2.2 Реформирование электроэнергии  России…………………………….29
    2.3 Антимонопольная политика государства…………………………….35
Заключение………………………………………………………………………43
Список  литературы……………………………………………………………...46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

      По своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.
      Проблемы  монополизации хозяйственной жизни  привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения.
      Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
    Естественные  монополии имеют важное социально-экономическое  значение для государства и всего общества. Это связано, прежде всего с тем, что деятельность естественных монополий затрагивает все общество, поэтому любые изменения в деятельности естественных монополий прямо или косвенно отражаются на всех экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство тщательно контролировать их деятельность и нести ответственность за характер экономической политики, проводимой монополиями.
    Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России.  Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
    Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной мной темы.
    Предмет моего исследования в данной работе: действие естественных монополий в России.
    Объект  исследования: естественные монополии  в сфере электроэнергетики
    Цель  работы: проанализировать естественные монополии в России в области  электроэнергетики, принципы их реформирования, а также обосновать действие антимонопольного законодательства.
    Всё это позволит решить следующие задачи:
    1) Определить сущность, причины и  последствия монополий;
    2) Рассмотреть вопрос ценовой политики  государства, типы барьеров, препятствующих  возникновению новых фирм;
    3) Проанализировать в динамике  рост цен на услуги естественных  монополий в области электроэнергетики;
    4)  Реформирование естественных монополий  в электроэнергетике;
    5) Определить цели, принципы и методы  реализации антимонопольной политики  в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.    Теоретические основы исследования монополии 
 

    1.1 Сущность и причины монополии 

    Монополия  (от  греческого  monos  – один,  poleo  – продаю)  – это
исключительное  право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на  осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия    является    прямой противоположностью  конкурентному  рынку.   По   своей   природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
    Нередко под монополией подразумевается  определенная  структура  рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.
    Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией.  Во-первых,  практически  не  существует  продуктов,  не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на  национальном  (или  мировом) рынке  есть  только  один  продавец.  Хотя  на  более  замкнутых  рынках,  к примеру, в маленьком городке, можно наблюдать явление чистой  монополии. Например,  в  таком  городе  может  быть  только  один  врач  -  стоматолог. Необходимо  отметить,  что,  как  правило,  деятельность   таких   монополий регламентируется     муниципальными     властями    и     правительственными организациями.
       Совершенная  монополия  (так  же,  как  и   совершенная   конкуренция)
представляет  собой достаточно редкое явление.  Она  предполагает  выполнение следующих условий:
     1) монополист является единственным производителем данного товара;
     2) продукция носит уникальный  характер в  том  смысле,  что  не  имеет
        близких заменителей;
     3)  проникновение  в  отрасль   других   фирм   закрыто   целым   рядом
        обстоятельств, в результате чего  монополист  удерживает   рынок в
        своей  полной  власти  и   полностью  контролирует   объем   выпуска
        производства;
     4) степень влияния монополиста  на рыночную цену очень высокая,  но  не
        безграничная, ибо он не может  назначить любую сколь угодно  высокую
        цену (любая компания, в том числе  и монополистическая, сталкивается
        с проблемой ограниченности рыночного  спроса  и  сокращения  объема
    продаж  прямо пропорционально росту цен)
    Экономисты  насчитывают четыре фактора, каждый  из  которых,  сочетание некоторых из них или все  четыре  способствуют  тому,  что  некоторая  фирма становится монополией:
      1. Полный (исключительный) контроль над  вводимыми  важными  факторами производства.
      Однако,  осуществление    исключительного   контроля   над   ключевыми
вводимыми  факторами  производства,  например,  ресурсами,  не   гарантируют монополии постоянной власти.
       2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек  производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
      Когда кривая долгосрочных средних издержек (при  данных  фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой   нисходящую  покатую  прямую, то самый дешевый  способ  удовлетворить  отраслевой  продукцией  потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать  производство  данного  изделия  в руках одной единственной фирмы.
      Рынок, который обслуживается с  наименьшими  затратами  одной  фирмой, носит название естественной монополии.
      Но падение кривой долгосрочных  средних  издержек  возможно  даже  при отсутствии экономии, обусловленной ростом масштаба производства. 
       Это  может случиться, например, если цена  на  основные  вводимые  ресурсы  значительно падает, а выпуск промышленной  продукции  расширяется. 
    Имеем ли мы дело с естественной монополией определяет не  наклон  кривой  долгосрочных   средних   издержек, а  эффект  масштаба, то  есть  экономия,  обусловленная   ростом  масштаба   производства.   При фиксированных  ценах  на  вводимые  ресурсы,  конечно,  всегда   справедливо соотношение один  к  одному  между  эффектом   масштаба  и  наклоном  кривой долгосрочных средних издержек. Но когда цены на вводимые ресурсы  изменяются с  изменением  уровня  выпуска  продукции  в  отраслевом   масштабе,   такое производство уже не является монополией.
      3. Патенты.
    В большинстве стран  мира  изобретения  защищены  с  помощью  той  или  иной патентной  системы.  Патент,  вообще  говоря,  обычно  предоставляет   право исключительного  получения  прибыли  на  всех  стадиях   производства,   где используется  данное  изобретение.  Наряду  с  прибылью,  существуют   также издержки,  связанные  с  использованием  патентов.  Когда  речь   идет   об издержках,  связанных  с   использованием   патентов,   то   соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей.  С  точки зрения  повышения  прибылей  патент  делает  возможным  осуществление  очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было  нельзя.  Хотя некоторые  изобретения  совершаются  чисто  случайно,  большинство  из   них являются результатом  длительных  усилий  и  затраченных  на  их  разработку средств  в солидных исследовательских лабораториях. Если  фирме  не  удалось продать  свою  продукцию  по  достаточно  высокой  цене,  чтобы   возместить указанные издержки,  то  у  нее  нет  никакого  экономического  стимула  для проведения дальнейших исследований и  разработок.  Без  применения  патентов конкуренция вынудила бы фирму снизить цену до значения,  равного  приращению издержек,  и  скорость  обновления   основных  фондов   снизилась   бы   до недопустимых  величин. 
       Защита  от  конкуренции,  обеспечиваемая  внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.
       4.  Государственные лицензии или привилегии.
       На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом  никому,  кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
       В  подобных  случаях  государственная   лицензия   выступает   в   виде
первопричины  возникновения монополии, но на самом  деле  здесь  имеет  место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но  государственные  лицензии необходимы и на разных других рынках, например, для  таксистов,  где  эффект масштаба не представляется важным фактором.
       Государственные  лицензии  иногда  сопровождаются  строгими  правилами, которые четко регламентируют, что может  гарантировать  лицензия,  и  что  - нет.   Там,   например,   где    однотипным    ресторанам    предоставляется государственная  лицензия  с  исключительными  правами,  в  лицензии   часто оговаривается,  что  ресторану  разрешается  повышать  цены  не  более  чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами  в  его  нерегулируемых торговых  точках.  В  других  случаях   государство   просто   устанавливает чрезвычайно  высокую  плату  за  лицензию,  фактически  вынуждая  покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.
       Иногда государство само  ограничивает  приток  новых  фирм  в  отрасль.
Монополии  могут  существовать  в  силу  того,  что  они  покупают  или   им
предоставляется исключительное право  на  продажу  некоего  блага. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на  монополию;  в ряде стран только   государственные  монополии  могут  продавать  табак.   В некоторых  странах  право  на  импорт   конкретных   товаров   предоставлено правительством  одной-единственной  компании. 
       Правительство   может   пойти на создание монополии в области импорта товара  по  политическим  соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями  от  импортера, или и по той, и другой причинам.
      В  конечном  счёте,  наиболее  важным  из  четырех  факторов,  которые
способствуют  становлению монополии, является экономия, обусловленная  ростом масштаба  производства.  Производственные  процессы   с   течением   времени изменяются, поэтому исключительный контроль над важными вводимыми  факторами производства  представляет  собой  лишь  временный  фактор,   способствующий процветанию  монополии.   Патенты   тоже   по   своей   природе   преходящи. Государственные лицензии могут, конечно, действовать в  течение  длительного времени,  но  многие  из  таких   лицензий   по   сути   лишь   подтверждают первостепенную   важность   экономии,    обусловленной    ростом    масштаба производства, которая способствует становлению монополии в любом случае.
       Хотя  правительство  может  предоставить  компании  монопольное  право, например, в том случае, когда имеет место экономия  от  масштаба.  В  данном случае конкуренция  была  бы  расточительна  с  точки  зрения  общества.  Но правительство  может  в  то  же  самое  время  стремиться  к   регулированию поведения компании, с тем, чтобы ослабить основные  явления  неэффективности монополизации,  уменьшить  социальные  потери   связанные   с   ограничением выпуска.
    Особого внимания  требует вопрос ценовой  политики монополистических образований. Монопольная цена устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
    Особенность монопольной цены заключается в  том, что она сознательно отклоняется  от реальной рыночной, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
    Отличают  монопольную высокую и монопольную  низкую цены. Первую устанавливает  монополист, оккупировавший рынок, и  с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхъизлишнего продукта.
    Границы монопольных цен устанавливаются  рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.
    Из  таблицы 1 видно, что при понижении цены и увеличении объема оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В данном  примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. рублей будет верхней границей монопольных цен. 
 
 
 

              Таблица 1 – Образование монопольных цен 
 

Объем партии, шт. Издержки на единицу продукции, тыс. руб. Совокупные  издержки, тыс. руб. Цена за одно изделие, тыс. руб\ Общая выручка  за партию, тыс. руб. Прибыль тыс. руб.
100 25 2500 40 4000 1500
200 25 5000 35 7000 2000
300 25 7500 30 9000 1500
400 25 10000 28 11200 1200
 
 
    Нижняя  граница монопольной цены — это  низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:
 

где   — монопольная цена;
        —   цена совершенной конкуренции;
         Е —   эластичность спроса. 

    В отличие от совершенного конкурента монополист сам устанавливает не только количества предлагаемой продукции, но и ее цену, выбирая точку на кривой отраслевого спроса.
    Поскольку монопольное предприятие сосредоточило  в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает  с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рис. 1). 

 

Рисунок 1 - График выбора монополиста между изменением объема продаж и цен 

    При идентичности издержек и спроса монополия приводит к более высокой цене и меньшему объему производства, чем совершенная конкуренция (рис. 2).
 

Рисунок 2 - Убытки, приносимые монополией 

    Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n + 1 единиц продукции, т. е. он следует за величиной MR.
    Линия предельной выручки для монополиста вдвое круче линии спроса.
Монополист  максимизирует прибыль при  МС = MR, при MR < Р.
    В отличие от ситуации конкурентной фирмы, где вход на рынок свободен, барьеры входа в условиях монополии столь значительны, что не допускают появления новых производителей. Барьеры на входе — препятствия к появлению на рынке новых участников.
         Типы   барьеров,  препятствующих   проникновению   новых   фирм    на
монополизированные  рынки:
       1.  Юридические барьеры.
    Вход  на монополизированный рынок обычно очень сильно  может  быть  ограничен  с  помощью  юридических   барьеров.   Самыми древними  формами  таких   барьеров   были   монопольные    права,   которые присваивались себе по праву  сильного  правителями  и  которые  со  временем получили  название  «государственных  монополий».    Под  этим  именем   они продолжают существовать и сегодня.
      Надо сказать, что государство рождает монополию  или  создает  условия
для нее  и  тогда,  когда  выгоды  от  этого  достаются  преимущественно  не
государственной казне, а другим лицам или организациям.
      Например, государство осуществляет лицензирование  определенных  видов деятельности, и без получения государственной лицензии  такой  деятельностью заниматься   просто   нельзя.    Лицензируются,    например,    деятельность радиостанций  и  телекомпаний,  нотариусов,  аудиторов,  банков,  охота   на определенные породы ценных  животных  (в  частности,  пушных),  изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.   Итогом  лицензирования  является ограничение доступа желающих проникнуть в  определенные  сферы  деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.
      Естественно, лицензирование придумано не для создания монополий –  оно решает  совершенно  иные  задачи.  Например,  предотвращение   фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому  бесконтрольными  фирмами, продукцией  которых  люди  могут  отравиться.  Тем  не  менее,  экономически грамотный человек не может не замечать побочных  последствий  лицензирования как фактора усиления монополизации.
      Важнейшим  видом  юридических  барьеров,   рождающих    и   защищающих монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические  разработки.
      Патенты и авторские права.  Патенты и авторские права обеспечивают
создателям  новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права  на  продажу,  использование,  предоставление лицензии  на  использование  их  изобретений  и  творений.   Патенты   могут выдаваться на производственные технологии.  Но  патенты  и  авторские  права обеспечивают монопольные позиции лишь  на  ограниченное  количество  лет,  в зависимости от местного законодательства.  После  окончания  срока  действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских  прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению  новых  продуктов,  так как изобретателю заранее гарантируются   эксклюзивные  права  на  реализацию продукта.
      2.  Естественные  барьеры.
       В  некоторых  случаях  рождение  монополии оказывается практически неизбежным по  сугубо  объективным  причинам.  Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку  порождающие  их  барьеры
естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.
       В  зависимости  от  вида   естественной   монополии   существуют
естественные  барьеры  двух видов:
      а)  Когда  рождение    монополий   происходит   из-за   барьеров   для
конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может  стать фирма,  геологи  которой  обнаружили   месторождение   уникальных   полезных ископаемых и которая купила права на земельный  участок,  где  располагается это месторождение. Теперь никто другой  это  месторождение  использовать  не сможет: закон защищает права собственника, даже если  он  оказался  в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего  вмешательства  государства  в деятельность такого монополиста).
      б) Второй  вид  естественных  барьеров,  препятствующих  проникновению конкурентов на рынок монополиста, характерен  для  монополий,  возникновение которых продиктовано  либо  техническими,  либо   экономическими  причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
      Скажем, технически почти невозможно (а точнее,  крайне  нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии  в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в  одном  и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем  более  что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться  к  услугам  друг  друга,  когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
      3Экономические барьеры.
       Такие барьеры возводятся  самими   фирмами-
монополистами  или  являются  следствием  неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране.
    Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую  монополистом, могут служить:
      а)  Собственность на  все предложение производственного   ресурса.
Монополия  также  может  поддерживаться    в   результате   владения   всеми
источниками   конкретного   ресурса,    необходимого    для     производства
монополизированного товара.
       б)  Уникальные способности и знания также могут создать монополию.
Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование  своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии,  что  другие фирмы не могут  воспроизвести  данную  технологию,  обладает  монополией  на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой,  так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
    Барьеры имеют различную природу:
•    большие капитальные затраты  для начала производства, которые  должны осуществить новые участники  рынка;
•    преимущество более низких затрат у  фирм, уже укоренившихся на рынке;
•    приверженность потребителей к определенному  товару (торговой марке);
• контроль над источниками сырья, технологией и рынками со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый через патенты, лицензии, франшизу и т. д.
    Таким образом, проникновение в отрасль дополнительных производственных ресурсов невозможно, вследствие чего монополист будет получать прибыль и в длительном периоде. 

        1.2 Виды и формы монополии
    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
       1. Естественная монополия.
    Возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 
    Существуют  два типа естественных монополий:
      а) природные монополии. Рождение  таких  монополий  происходит  из-за барьеров   для  конкуренции,   возведенных   самой   природой.   
    Например, монополистом может стать фирма,  геологи  которой  обнаружили  месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой  это  месторождение использовать не сможет: закон защищает  права  собственника,  даже  если  он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего  вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
      б)  технико-экономические  монополии.  Так  условно   можно   называть
монополии,  возникновение  которых  продиктовано  либо  техническими,   либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
    2.Административная монополия.
    Возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
    3.Экономическая монополия.
    Является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
    Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому  вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
    Иной  движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
    Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия  отдельного предприятия;
2) монополия  как соглашение;
3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта.
    Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
    Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.             
                      
                       Формы монополистических объединений
 

Рисунок 3 – Классификация основных форм монополистических объединений 
 

    Монополии монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
    Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
    Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
    Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
    Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
    Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
    В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились  начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
    Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. 

    1.3 Последствия монополии 
 

    Главная опасность и проблема существования  естественных монополий, как и всяких других монополий, связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:
    1.Монопольное  завышение цен.
    2.Непрозрачность  компаний-монополистов, отсутствие  адекватной информации о затратах  и результатах.
    3.Невыполнение (неполное выполнение) финансовых  обязательств перед государством.
    4.Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
    5.Низкое  качество предоставляемых услуг  и невыполнение обязательств.
    6.Наличие  явлений перекрестного субсидирования.
    7.Порождение  искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.
    В пользу монополии можно сказать, что именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.
    С другой стороны, само стремление к монополии (точнее – к получению экономической  прибыли от монопольной власти) стимулирует  технический прогресс. Очевидно, что  монополия – меньшее зло, чем  технический застой. Так, люди предпочли  бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии – осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленного законами сроков.
    Таким образом, обладание монополией или  стремление к ней зачастую ведет  к появлению принципиально новых  продуктов, снижению предельных и средних  совокупных затрат в сравнении с  конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Оценка влияния монополии на экономику  России 

    2.1 Анализ естественных монополий
    Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на них неэластичный.
    Начавшийся  в 1992 г. переход России к рыночной экономике, процессы акционирования и  приватизации выдвинули на первый план вопросы, касающиеся формирования системы  государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены. К таким отраслям в первую очередь относятся электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.
    В силу своего огромного значения для  экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные  естественные монополии - «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.
    На  деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских ведомств, а МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество бизнесов (предприятий), которые могли бы нормально действовать на рынке в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких как «Транснефть», «Минатом», а также «Сбербанк», но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его следует включать в госсектор.
    Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти  три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая еще недооценена из-за заниженных цен на газ.
    В настоящее время часть ренты  перераспределяется через заниженные цены в другие отрасли, прежде всего  в электроэнергетику, позволяя поддерживать заниженные тарифы на энергию и тепло, а также населению, через удешевленные коммунальные услуги. При этом удерживается низкая заработная плата бюджетников и пенсии, усиливая дифференциацию населения по денежным доходам. Роль «Газпрома» в современной российской экономике, таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.
    Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии  завышают цены, пользуясь своим монопольным  положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС - на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.
    Учитывая  огромную роль естественных монополий  в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и  утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным  бюджетом, а текущих издержек - в  правительстве с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.
    Вместе  с тем рассмотрение их положения  должно быть непредвзятым, освобожденным  от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные перевозки. Это означает существование значительного нерыночного сектора в российской экономике, искажение относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически ничего не выигрывают на этом, поскольку дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно, в свою очередь, оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать - больше тратить энергии или лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.
    Для наглядности хотелось бы показать рост цен и тарифов естественных монополий  за определённые года:
    Таблица 2 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2005 – 2008 года
      (в % к предыдущему году)
  2005 год 2006 год 2007 год 2008 год (оценка)
Электроэнергия (для всех категорий потребителей) 111,0 110,3 110,7 116,7
Газ природный (для всех категорий потребителей) 123,0 111,0 115,0 125,0
Железнодорожные перевозки грузов (за  период) 112,8 107,5 108,0 121,1
 
 
    Что касается роста цен за 2009-2011 гг, данная динамика продемонстрирована в таблице 3. 

Таблица 3 - Динамика роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий за 2009-2011 года
    (в  среднем за год, % к предыдущему  году)
  2009 2010 2011
Старый  прогноз Действующий график
Газ, в  т.ч. 120,3 115,9-116,3 130 140
-средние  оптовые цены 119,9 115,9-116,3 128 140
-цены  для населения 125 116,3 130 140
Электроэнергия, в т.ч. 126 126 122 118
-средние  регулируемые тарифы 119 119 113-114 116
-цены  для населения 125 125 125 125
Тепловая  энергия 118,5-122 118 118 120
Нефтепроводный  транспорт н/g 115,7 н/g н/g
Железнодорожные перевозки грузов 117,1-118,7 112,4 109,7-113,7 110-114
Железнодорожные пассажирские перевозки 113-121,8 112-119 112-114 114-116,7
 
    На 2011 г. самый большой рост тарифов предполагался для «Газпрома» - 40 %. Мог быть и еще больше: в 2006 г. правительство пообещало концерну, что с 2012 г. его внутренние цены сравняются с европейскими (в этом году — почти пятикратная разница, $260 за 1000 куб. м в ЕС против 1920 руб. в России). Но эти планы изменились. Как сильно они могут поменяться на этот раз, чиновники Минэкономразвития не говорят. Хотя прежние прогнозы концерна по инвестициям в 2011 г. явно предполагали высокий рост цен в ближайшие годы.
    В целях снижения цен и тарифов  или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются  на реформирование естественных монополий.
    Рассмотрим  более подробно электроэнергетику России:
    Российская  электроэнергетика располагает  мощным потенциалом.
    Таблица 4 - Мощность электростанций и производство электроэнергии в Российской Федерации    
 
 
1990 1995 1999 2000 2000 г. в % к 1990 г.
Все электростанции
- установленная мощность на конец  года, млн.кВт 213,3 215,0 214,3 215,0 100,8
- производство электроэнергии, млрд. кВт.ч 1082 860 846 876 81,0
- число часов использования среднегодовой  установленной мощности, час 5297 4144 4056    
В том числе:
тепловые электростанции
- установленная мощность на конец  года, млн.кВТ 149,7 149,7 148,3    
 
 
Продолжение Таблицы 4
 
 
1990 1995 1999 2000 2000 г. в % к 1990 г.
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч 797 583 563 580 72,8
- число часов использования среднегодовой установленной мощности, час 5663 4092 3934    
гидроэлектростанции
- установленная мощность на конец  года, млн.кВт 43,4 44,0 44,3    
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч 167 177 161 165 98,8
- число часов использования среднегодовой  установленной мощности, час 3932 4113 3720    
атомные
- установленная мощность на конец  года, млн.кВт 20,2 21,3 21,7    
- производство электроэнергии, млрд.кВт.ч 118 99,5 122 131 110,9
- число часов использования среднегодовой  установленной мощности, час 5910 4676 5650    
 
    В  российской  электроэнергетике   естественная   монополия   сложилась исторически.  

    Основной  целью  образования  РАО  "ЕЭС  России"  в  форме  акционерного общества  (когда  в  ноябре  1992г.  были  объединены  мощности  свыше   700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой  энергосистемы)  было  формирование оптового рынка электроэнергии.  В  федеральное  владение  РАО  "ЕЭС  России" поступили  около  50  новейших  электростанций  (это  более  половины  общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
    В структуре капитала РАО "ЕЭС  России"  государству  принадлежит  52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится  30,7%.  РАО  "ЕЭС  России" контролирует  77,7%  суммарной  мощности  электростанций  страны.   Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО  имеет  50  и более процентов акций, в остальных -  менее  50%.  Основные  фонды  компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная  капитализация  холдинга  составляет около 13 млрд. долл. Владея большей  частью  энергетических  мощностей,  РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач  страны.
    Среди станций, не входящих в  РАО,  значительную  долю  составляют  АЭС,  на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ. 

    2.2  Реформирование электроэнергии  России 

    Реформа электроэнергетики – одна из наиболее продвинутых в сфере российских естественных монополий.
    Еще в 1980-х годах в электроэнергетике  страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.  
 
 

    В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем 
потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
    Общая ситуация в отрасли характеризовалась  следующими показателями:
    По  технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент  полезного действия оборудования, рабочая  мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
    Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов  производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
    В отдельных регионах происходили  перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.
    Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
    Предприятия отрасли были информационно и  финансово "не прозрачными".
    Доступ  на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
    Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали  бы стимулы для повышения эффективности  энергокомпаний и позволили существенно  увеличить объем инвестиций в  отрасли. В противном случае, при  дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

    Рисунок 4 - Структура отрасли в 2000 году 

    Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
    В связи с этим в электроэнергетике  России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
    В ходе реформы меняется структура  отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
    Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в  перспективе станут преимущественно  частными и будут конкурировать  друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
    Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
    Цели  и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".
    С учетом последующих изменений в  нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО  РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5". 


Рисунок 5 – Целевая структура отрасли 

    Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и  другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.